Марта 24, 2011

Литургия Преждеосвященных Даров

Это замечательное богослужение для многих является загадочным и непонятным. Непонятно и то, почему в будничные дни Великого поста не совершается полная Литургия.

Если мы обратимся к Литургическому преданию Православной Церкви, то увидим, что Литургия как Таинство Небесного Царства, как праздник и торжество встречи с Господом не совместима со строгим постом. Так, например, Литургия не совершается в Рождественский и Крещенский сочельники, в Страстную Пятницу. Пост, как особый скорбный подвиг покаяния, как время плача о нашей омертвелости, конечно, не соответствует торжеству Литургии и приобщения Святых Христовых Таин. Он является подготовкой ко встрече не столько праздника, сколько Самого Христа, которая происходит в Таинстве Причащения. В древности пост был гораздо строже. Христиане по нескольку дней не вкушали пищи, стремились больше пребывать в молитве и чтении Священного Писания, так что нам сложно себе представить, что такое строгий пост. В субботние и воскресные дни принимали постную пищу, что уже не являлось строгим постом, но только продолжением аскетического подвига. В эти дни, как и сейчас, совершалась полная Литургия.

Литургия Преждеосвященных Даров (Св. Дары для нее освящаются на воскресной Литургии) Великим Постом регулярно совершается в среду и пятницу, потому что мы нуждаемся в помощи Господа Христа в деле очищения души от страстей, ведь только Он может воскресить умерщвленную грехами душу человека. Эта Литургия служится, поскольку человек не может без Христа ничего. Это удивительно красивое покаянное великопостное богослужение, исполненное надежды на милость Божью и скромной, смиренной радости ожидания принятия Святых Христовых Таин. Кто внимательно и искренне стремился молиться на этой службе, тот не мог не заметить этого.

Эта служба является окончанием строгого поста в среду и пятницу. Она по своему характеру является вечерним богослужением и начинается вечерней, поскольку по уставу строгий пост продолжался до захода солнца, а в среду и пятницу завершался Причащением. Сегодня практически утрачено понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, поэтому эта служба совершается преимущественно с утра.

Здесь можно подметить очень важный момент. Отправной точкой, центром и целью христианской жизни является Христос. Равным образом отправной точкой, центром и целью литургической жизни Церкви является причащение Его Тела и Крови. Литургия Преждеосвященных Даров является завершением краткого периода строгого поста, началом следующего краткого периода и центром недельного постнического подвига, как необходимая поддержка.

Быть подкреплением для верующих среди подвига поста, наверное, главная задача этого богослужения, через которое среди скорби и покаяния прорывается тихий и радостный свет не могущей укрыться христианской радости о любящем Боге и Спасителе.

Еще одна особенность Литургии Преждеосвященных Даров – это то, что на ней не причащают детей до семи лет. Святой Агнец, Которым причащают за этой службой, напитывается Святой Кровью в Воскресенье. Кровь Христова отдельно не сохраняется, поэтому малышей нечем причащать.

Священник Борис Тимофеев

Манна Небесная в пустыне Великого поста

О порядке совершения и духовном смысле
Литургии Преждеосвященных Даров

Нередко, присутствуя на Литургии, мы понимаем лишь отдельные, уже знакомые нам, молитвы, прислушиваемся к словам Евангельского чтения, со всеми вместе поем «Верую» и «Отче наш». Но Литургия – это священное Таинство, каждая часть которого имеет особый духовный смысл. Попробуем проникнуть в существо Литургии Преждеосвященных Даров, обратившись к замечательной книге протопресвитера Александра Шмемана «Великий Пост», являющейся бесценным источником для понимания православного понимания Евхаристии.

Богослужение начинается с Великой Вечерни, но первый возглас священника тот же, что и на Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»...; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собою весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует вечерний псалом (103) «Благослови, душе моя, Господа...», Великая Ектения и 18-я Кафизма (часть) Псалтири. Эта Кафизма читается каждый день недели Великого Поста. Она состоит из псалмов 119-133, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского Храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень...» (Пс. 121:1) – «Благословите ныне Господа, все роды Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона; сотворивший небо и землю» (Пс. 133).

Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье и кладет Его на дискос. Затем, после перенесения дискоса с престола на жертвенник, он наливает вино в чашу и покрывает Святые Дары, как это обычно делается перед Литургией. Надо отметить, что все это делается молча, без каких-либо молитв священника. Устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной Литургией.

После малого Входа и пения «Свете Тихий» читаются две указанные на этот день паремии, т. е. чтения из Ветхого Завета, взятые из книги Бытия и Притч. Между этими чтениями (паремиями) совершается обряд, напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был главным образом посвящен приготовлению оглашенных к крещению. Во время чтения первой паремии из книги Бытия священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании чтения священник берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча – символ Христа, Света мира. То, что свечу ставят на Евангелие во время чтения Ветхого Завета, означает, что все пророчества совершились во Христе, который просветил своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего псалма (140), начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...» Этот 140-й псалом уже пели перед Входом; каково же значение пения тех же самых стихов во второй раз? Можно полагать, на основании некоторых указаний, что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Возможно, что в те времена, когда эта Литургия еще не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в Причащении за вечерней, эти стихи пели во время Причащения. Но теперь они составляют как бы прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т. е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров.

Эта вторая часть начинается с Литургии Оглашенных, целым рядом особых молитв и прошений о готовящихся к Крещению. В половине Поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т. е. «уже готовых к просвещению (озарению)». Еще раз подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению.

После удаления оглашенных Литургия верных начинается с двух молитв. В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших:

... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью.

Вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров:

... Ибо вот Пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, будут предложены на этой тайной трапезе, невидимо переносимые множеством небесных воинств. Даруй нам неосужденно причаститься им, да просветится ими мысленное око наше, и мы станем сыновьями света и дня.

Затем наступает торжественный момент перенесения святых Даров на престол. Внешне этот Вход похож на Великий Вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно иной. В полном Евхаристическом богослужении Великий Вход есть перенесение (приношение) еще не освященных Даров: Церковь приносит себя, свою жизнь, жизнь своих членов и все творение Божие в жертву Богу, включая эту жертву в единую и совершенную жертву Самого Христа. Вспоминая Христа, Церковь вспоминает всех тех, кого Он воспринял, для их искупления и спасения. За Литургией Преждеосвященных Даров нет ни предложения, ни жертвы, ни Евхаристии, ни освящения, но нам открывается и становится явной тайна присутствия Самого Христа!

Этот «Великий Вход» произошел от необходимости перенесения преждеосвященных Даров, которые раньше были не на престоле, а сохранялись в каком-нибудь особом месте, иногда даже не в храме. Перенесение это естественно требует большой торжественности, потому что в богослужении оно символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали.

Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим:

... освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим.., сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем... да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней... и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими...

За этим следует Молитва Господня, завершающая всегда наше приготовление к Причастию: произнося ее, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем дух Христов, как свой собственный, Его молитву к Отцу, как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь – как наши собственные.

Начинается Причастие под пение причастного стиха: «Вкусите и видите, яко благ Господь (как добр Господь)!»

Богослужение заканчивается, и священник возглашает: «с миром изыдем!» (приглашает нас расходиться в мире). Последняя («заамвонная») молитва подводит итог значению этого богослужения, этого вечернего Причастия по отношению ко всему нашему постному подвигу.

Владыко Вседержителю, Который все творение создал премудро и несказанным Твоим промыслом и великой благостью ввел нас в эти пресвятые дни для очищения души и тела, для воздержания от страстей, в надежде воскресения; Ты, Который угоднику Твоему Моисею вручил скрижали, Богом написанные в течение сорока дней, — дай и нам, о Благой, подвизаться добрым подвигом, соблюсти пост в течение всего его времени, сохранить ненарушимую веру, сокрушить головы невидимых змей, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклониться и святому Воскресению...

Теперь за стенами храма темно, и ночь, в которую нам предстоит выйти, в которой нам придется жить, бороться, терпеть, может еще быть долго. Но теперь ее озаряет свет, который мы видели. Царство, присутствие которого как будто ничего еще не выявило на этом свете, было дано нам «втайне»; мы знаем, что радость и мир Царства сопровождают нас, готовящихся продолжать «течение Поста».

В публикации использованы фотографии Литургии Преждеосвященных Даров в Троице-Стефано-Ульяновском монастыре, республика Коми.
http://picasaweb.google.com/vitalik525

Из архива газеты "Донская слобода" № 1 (17) 2009. с. 24-25.

 


Возврат к списку