Духовно-нравственное воспитание как ведущее направление подготовки будущих педагогов

Доклад на Епархиальной конференции: «Православная семья: воспитание детей как достойных членов Святой Церкви», г. Мытищи, 9 декабря 2015 г.

В начале XXI века система образования в России принципиально изменилась: появились воскресные школы, конфессионально ориентированные общеобразовательные и высшие учебные заведения, началось преподавание курса “Основы православной культуры”. Семья и общество постепенно осознают необходимость духовно-нравственного воспитания детей. Фундаментом его должны стать культурные традиции народа, неотделимые от религиозной жизни. Потому в воспитании личности необходимо опираться на религиозную нравственность, что в свою очередь должно стать основой воспитания гражданина России.

Особо важен личный пример педагога. Именно поэтому будущим преподавателям необходимо не просто освоить методики обучения, изучить психологию детей и подростков, но и реализовать свой собственный духовный рост в постоянной работа над собой. На этой задаче сделан акцент при подготовке педагогов в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Более 20 лет в нем на Педагогическом факультете готовят учителей начальных классов, которые становятся также преподавателями православной культуры. За это время выпущено немало хорошо подготовленных студентов. И, что немаловажно, более 70 процентов из них работают по специальности в православных гимназиях, в государственных общеобразовательных школах, в воскресных школах, в самых разнообразных учебно-воспитательных учреждениях. Студенты первых выпусков давно уже сами стали многодетными родителями, некоторые из них успели защитить кандидатские диссертации, стать востребованными специалистами, в том числе занимая должности в управлении образованием как в столице, области, так и в регионах.

Педагогический факультет на данный момент представляют две кафедры: Педагогики и методики начального образования и Общей и социальной педагогики; подготовка ведется по двум формам обучения: очной и заочной.

Особое место в учебном процессе педагогического факультета занимает очное отделение с выпускающей кафедрой педагогики и методики начального образования.

Кафедра педагогики и методики начального образования, занимающаяся в ПСТГУ подготовкой учителей младшей школы, была открыта в 2003 году. Первые годы своего существования профессорско-преподавательских коллектив кафедры буквально с нуля создавал оригинальную методику обучения педагогов начальных классов в конфессионально ориентированном вузе. Тогда же определилось и научное направление работы кафедры – «Духовно-нравственное становление младшего школьника в процессе обучения и воспитания».

Сейчас кафедра осуществляет подготовку будущих педагогов по всем трем уровням высшего профессионального образования. У студентов есть возможность обучаться на бакалавриате, в магистратуре и аспирантуре.

Программа бакалавриата рассчитана на 4 года. Выпускники получают все необходимые знания для работы в качестве учителей начальных классов. Кроме того, они дополнительно осваивают программу “Православная культура в общеобразовательной и церковно-приходской школе”. Это значит, что выпускники могут не только преподавать такие предметы, как «Основы православной культуры» или «Основы православного вероучения», но и стать консультантами по проблемам православного вероучения, культуры и педагогики. Полученные навыки позволяют выпускникам бакалавриата создавать культурно-просветительские программы и организовывать различные мероприятия.

В магистратуре в течение двух лет готовят магистров педагогики. Есть две программы - прикладная и академическая. Первая - «Педагогика начального образования, духовно-нравственного развития и воспитания школьников». Ее выпускники смогут не только преподавать в начальной школе, но и работать в колледже или ВУЗе, занимать руководящие должности в системе образования. Их с радостью принимают в систему дополнительного образования, например, в православные воскресные школы, духовно-просветительские центры Русской Православной Церкви.

Вторая программа - «Коммуникация в религиозной педагогической культуре». Она нова для кафедры, но необычайно востребована. В рамках данной программы готовят не только специалистов в области управления образованием. Выпускники этого направления смогут решать актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с межкультурными и межнациональными контактами. Магистры, получившие подготовку по программе, компетентны заниматься прикладными исследованиями в области религиозной культуры в сфере образования. Кроме того, они смогут консультировать педагогов и сами преподавать православную культуру в учебных заведениях любой ступени.

Для желающих продолжать обучение и после магистратуры есть аспирантура. Здесь готовят к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Направление - «Общая педагогика, история педагогики и образования». Ключевая особенность программы - готовность аспиранта к научному анализу конфессиональных проблем образования и воспитания.

Не менее востребованной является заочная форма обучения, получившая особое развитие на факультете с 2005 года. Выпускники заочного отделения возглавили крупные воскресные школы, стали учителями православной культуры в общеобразовательных школах, гимназиях, социальными педагогами и педагогами дополнительного образования в духовно-просветительских, социально-реабилитационных центрах Москвы и Московской области, дальних регионов. Значительная часть выпускников трудится в епархиальных отделах Московской области, занимаясь социальными проектами, просветительскими программами. Среди выпускников есть священнослужители, игумены и игуменьи монастырей, на чьем попечении находятся дети и подростки, нуждающиеся в особом духовном окормлении и педагогической поддержке.

На протяжении многих лет выпускники заочного отделения продолжают свое обучение в университете: магистратуре и аспирантуре Педагогического факультета.

В настоящее время обучение по заочной форме на уровне бакалавриата проходит по программе «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе».

Программа является новой, первый выпуск по этому профилю состоится в 2017 году.

Главной целью обучения по программе является духовно-нравственное развитие и воспитание студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций для осуществления педагогической, культурно-просветительской и добровольческой деятельности в системе начального и среднего общего (полного) образования в качестве учителей основ православной культуры, этики, организаторов и руководителей культурно-просветительской и добровольческой деятельности в школе, учреждениях дополнительного образования, детских летних лагерях.

В процессе обучения студенты получают глубокую методическую подготовку по обучению и воспитанию школьников, по преподаванию православной культуры в школе, по организации досуговой и культурно-просветительской деятельности.

Несмотря на то, что форма обучения является заочной, факультетом созданы условия для прохождения практик на базах ПСТГУ, в т.ч. на приходах и в летних лагерях Московской епархии. Учебная и производственная практики проходят в музеях, воскресных школах, общеобразовательных школах и гимназиях.

Безусловно, приоритетным направлением работы ВУЗа в целом и кафедры Педагогики и методики начального образования в частности, является духовно-нравственное воспитание студентов – будущих педагогов. Этому способствует сама атмосфера учебного заведения. Обязательная совместная молитва, участие студентов в Божественной литургии, совместное духовное проживание церковных праздников. Для учащихся организуют паломнические поездки, экскурсии. Студенты активно участвуют в благотворительной деятельности. Находится место и для посильного труда, спортивных занятий и творческой деятельности. Атмосфера факультета приближена к семейной, что выражается в неравнодушии, внимании, сочувствии и готовности помочь.

Все чаще, когда перед выпускником школы и его родителями встает вопрос о выборе высшего учебного заведения, обращают внимание на обстановку, в которой будут учиться дети; нравственные установки администрации факультета и ВУЗа в целом, приоритетные задачи, которые они ставят перед собой. Об этом свидетельствуют проводимые ежегодно Дни открытых дверей, на которые традиционно приходят и родители абитуриентов, и задаваемые там вопросы.

Не менее важным стало уникальное построение учебной деятельности. Знания отбирают и структурируют так, чтобы они содержали определенную ценностную направленность. Например, психолого-педагогические дисциплины рассматривают через призму христианства с его пониманием человека как образа и подобия Божия, учением о спасении. Кроме того, в учебном плане есть такие дисциплины как «Введение в вероучение», «Библеистика», «Литургическое Предание», «Литургика» и проч. И это помогает будущему педагогу осознать, на каких ценностях и ориентирах выстраивать свою работу по обучению и воспитанию детей.

Хочется отметить, что приоритетом для студентов ПСТГУ остаются знания о православной культуре. Поэтому, например, курс отечественной истории дополняется курсами истории Церкви и истории Русской Православной Церкви. Учащиеся детально знакомятся с русской религиозной философией. Обязательным является изучение церковнославянского языка и методики его преподавания в школе, теории и истории христианского искусства.

Все это не остается просто теорией. Например, знания по литургике более глубоко студенты осознают во время совместных богослужений. А знаниям по библеистике находят применение во время летней практики в воскресных школах или детских лагерях.

Возможно, складывается впечатление, что студенты ПСТГУ ограничены в своих знаниях только православным вероучением. Однако это не так. Учащихся обязательно знакомят, в необходимых пределах, с основными мировыми религиозно-философскими системами. Для этого в учебном плане есть такие дисциплины, как религиоведение, сектоведение, история русской религиозной культуры и проч.

Таким образом, подготовка педагогов в ПСТГУ имеет существенную особенность. Она нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание будущих учителей, укрепление опыта их церковной жизни, сопряжение профессиональных педагогических знаний с православным вероучением и культурой.

Заведующая кафедрой Педагогики и методики начального образования ПСТГУ, доктор педагогических наук С.Ю. Дивногорцева;

Заведующая Заочным отделением ПФ ПСТГУ Е.В. Валькова;

Бойко А., магистрантка II курса ПФ ПСТГУ.


Возврат к списку