Педагогическое наследие законоучителей: 1900-1918 гг.
Опыт дореволюционных законоучителей востребован современной православной педагогикой
22 мая 2017 года в Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялся первый научно-практический семинар «Педагогическое наследие законоучителей: 1900-1918 гг.». Мероприятие организовано в рамках реализуемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ исследовательского проекта «Церковь и школа в России в 1900-1918 гг.»
Семинар был посвящен изучению педагогических взглядов и методических идей дореволюционных законоучителей и возможности их применения в современном учебно-воспитательном процессе в рамках преподавания предметов «Основы православной культуры» и «Основы православной веры». В заседании приняли участие преподаватели, аспиранты, магистранты и бакалавры педагогического факультета ПСТГУ.
«Сегодня Церковь обвиняют в том, что, имея в своих руках многие рычаги влияния на образование, она не смогла эффективно и грамотно ими воспользоваться, что основной предмет российской дореволюционной школы – «Закон Божий» - было одним из самых нелюбимых и малоэффективных в плане воспитательного воздействия и это, в свою очередь, стало одной из причин революции и отвержения Церкви. Наша задача состоит в том, чтобы осмыслить педагогический опыт Церкви в дореволюционной России, понять, справедливы или нет обвинения Церкви в неэффективности церковного образования, изучить опыт, выявить его достижения и ошибки с тем, чтобы не допустить их сегодня», - отметила в своем вступительном слове заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования, доктор педагогических наук Светлана Юрьевна Дивногорцева.
Первый доклад на семинаре был посвящен образу законоучителей в мемуарной и детской литературе». Магистрант 1-го курса Елена Титова привела примеры из художественной литературы и мемуаров, создающие образы законоучителей в дореволюционной школе. Некоторые преподаватели Законы Божия в воспоминаниях их воспитанников выглядели мудрыми, добрыми и ласковыми старцами, а некоторые, напротив, представали черствыми и бездушными, пробуждавшими ответную холодную ненависть их юных учеников. Отсюда – вывод о том, насколько велико личностное воздействие законоучителя в деле религиозного воспитания, его доброе расположение, любовь к детям и заинтересованность в их развитии.
В докладе «Педагогическое наследие дореволюционных законоучителей» преподаватель кафедры ПиМНО Татьяна Становская рассказала о методических основах построения уроков Закона Божия. Особое внимание докладчик остановила на цели, принципах преподавания закона Божия, методах обучения, применяемых наглядных средствах. Доклад вызвал ряд вопросов и заинтересованность слушателей, которые хотели бы в дальнейшем более подробно изучить методическое наследие отдельных законоучителей.
В сообщении «Законоучители о структуре уроков Закона Божия» магистрант 1-го курса Анастасия Усачева рассказала об основах выстраивания логики уроков, привела конкретные примеры, что имело большое практическое значение для многих слушателей.
Бакалавр 3 курса Александра Тарасова посвятила свой доклад педагогическим идеям одного из известных дореволюционных законоучителей – прот. Аполлония Темномерова. В заключение семинара участники обсудили возможность применения педагогический идей дореволюционных педагогов в преподавании основ православной культуры в современной школе.
С.Ю. Дивногорцева, подводя итоги, отметила, что по крайней мере две важнейшие проблемы стоят сегодня перед теми, кто взял на себя труд преподавания православного вероучения и культуры. Первая – это включенность педагога в то, о чем он говорит. Когда мы слышим о хорошем учителе литературы или математики, то это в обязательном порядке подразумевает любовь учителя к своему предмету. Однако православную культуру сегодня нам предлагают преподаватель способом «у религии», то есть находясь как бы отстраненно по отношению к ней. Это было бы грубейшей ошибкой, поскольку в этом случае соответствующий курс превратится в еще один знаниевый предмет школы, никак не влияющий на религиозно-нравственное становление и развитие личности школьника. Чтобы этого избежать, изучать православное вероучение и культуру необходимо лишь под руководством того, кто в них живет и ими дышит, кто не допустит лжи и неискренности на уроке. Также немаловажным фактором является и методическая подготовка учителя, его способность подвести ребенка не к механическому запоминанию услышанного, но его осмыслению и применению к собственной жизни, что является труднейшей задачей. Для ее решения важен совместный поиск эффективных методов преподавания, обращение в том числе к историческому опыту российского образования.
Текст фото: Александр Филиппов
22 мая 2017 г
По материалам сайта