XХ Международные образовательные Рождественские Чтения

Конференция

«О происхождении мира и человека»,

прошедшая в рамках XХ Международных образовательных Рождественских Чтений

в Московской православной духовной академии

24 января в Московской православной духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялась конференция, посвященная происхождению мира и человека – одной из актуальнейших тем, вызывающей живой интерес не только у специалистов - богословов, философов и ученых, но и у каждого человека, задающегося вопросом о смысле жизни. На конференции, которую курировал клирик Донского храма священник Олег Мумриков, среди прочих гостей присутствовали преподаватели из Московского областного университета и слушатели Богословских курсов Перловского духовно-просветительского центра.

Традиционным методом христианской естественнонаучной апологетики всегда было взвешенное сопоставление научных данных и библейского Откровения, подразумевающее построение на основе подобного соотнесения целостного христианского мировоззрения. Таким образом, неизбежно встает вопрос о возможности рецепции Церковью тех или иных естественнонаучных теорий или даже картин мира. Насколько допустимо вообще говорить о церковной рецепции в данном аспекте? Особенно остро этот вопрос звучит для апологетики XXI века, с одной стороны - в условиях стремительно, революционно развивающегося естествознания, с другой – появления многочисленных, часто конфликтующих между собой интерпретаций священных текстов (как правило - Шестоднева), выстроенных с активным привлечением современной научной фактологии.

Проведение данной конференции в Академии представляется неслучайным по нескольким причинам.

Во-первых, обращение к обсуждаемой тематике традиционно для Московских духовных школ. Достаточно, например, вспомнить богословско-апологетическое наследие проф. МДА Сергия Сергеевича Глаголева (1865-1937). Его здравый консерватизм, опора на святоотеческую традицию не мешали осмыслению сложных вопросов, связанных с бытием и становлением тварного мира в свете новых естественнонаучных данных. Безусловно, во многих деталях дореволюционные апологетические исследования устарели, некоторая часть «противоречий» между библейским текстом и научными фактами на протяжении ХХ столетия была разрешена. Тем не менее,методологический подход дореволюционной богословской школы к решению проблемы становления целостного взгляда на человека и мироздание остается актуальным и в настоящее время.

Во-вторых, стремительное развитие современного естествознания, например, расшифровка генома человека, новые открытия в области исторической антропологии, молекулярной генетики, космологии и т.п., обязывает будущего пастыря и богослова, миссионера и апологета всегда быть в курсе вопросов, требующих адекватного церковного осмысления.

В-третьих, конференции, проводимые в рамках актуальной, острой проблематики (что не представлялось возможным во времена государственного атеизма и гонений на Церковь), позволяют продолжить творческое развитие христианского свидетельства в контексте современной техногенной эпохи, сохраняя лучшие научно-богословские традиции дореволюционных академий.

Конференцию открыл преподаватель МПДАиС, доцент ПСТГУ священник Олег Мумриков. Кратко обозначив задачи форума, о. Олег передал приветственные слова участникам Ректора МПДА архиепископа Верейского Евгения.

С первым докладом «Истоки духовного развития человека» выступил заслуженный профессор МПДА, академик РАЕН, доктор богословия Алексей Ильич Осипов. В своем выступлении Алексей Ильич показал, что истоки духовного развития цивилизации сосредоточены в стремлении Бога воссоединить с Собой во Христе падшего человека.

Эта тема получила свое развитие в докладе преподавателя МПДА, секретаря кафедры библеистики священника Александра Тимофеева «Тайна боговоплощения: антропный или христологический принцип?». Главным тезисом сообщения стала святоотеческая идея, согласно которой вектор движения человечества был задан при творении первозданного Адама, причем боговоплощение изначально входило в замысел Божий, независимо от события грехопадения. Соответственно, известный космологический антропный принцип с точки зрения богословия правильнее именовать христологическим. Библейский Шестоднев христологичен, и модели мироздания, предлагаемые наукой, в которых человек никак не выделяется из окружающего мира, никак не могут быть его исчерпывающим толкованием.

Таким образом, в первых двух докладах была задана «парадигма» конференции.

В следующем иллюстрированном слайдами выступлении доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН (СПб) Надежды Игоревны Платоновой на тему: «Древнейшая эпоха истории человечества по данным современной археологии» был дан краткий обзор современного палеолитоведения в контексте христианской апологетики. Приведя серию новейших данных, Надежда Игоревна сравнила устаревшие парадигмы истории древнего человечества с «разбитым зеркалом», т.к. на рубеже ХХI вв. по убеждению докладчицы неизбежны их смены. Чем дальше исследователи проникают вглубь прошлого, тем сложнее представляется видение «terra incognita» - палеолита. Выступление было органично продолжено докладом-презентацией доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН (СПб) Михаила Васильевича Аниковича «Личность в палеолите по данным современной археологии». Как археолог он высказал утверждение, что о личности палеолитического человека мы можем судить лишь по выражению ее в искусстве – «второй реальности». Шедевры первобытного творчества создавались внезапно, никакого перехода от простого к сложному археология не зафиксировала. Более того, временами культура «нового каменного века» - неолита, свидетельствующая о появлении войн и массовых убийств, более примитивизируется, чем палеолитическое творчество.

Доктор биологических наук, профессорАлександр Карэнович Агаджанян (Палентологический институт РАН, МГУ, Москва) в своем сообщении«Денисовский человек и его место в окружающем мире», иллюстрированном слайдами, познакомил аудиторию с новейшими открытиями на Алтае, связанными с обнаружением останков и средой обитания т.н. «денисовского человека», генетически сильно отличающегося от Homo sapiens и неандертальца. Все докладчики согласились с мнением, что главным «критерием человечности» является не столько структура генома и морфологические признаки, сколько свидетельства наличий духовной культуры древнего человека.

Преподаватель МПДАиС, доцент ПСТГУ, кандидат богословия священник Олег Мумриков, в своем докладе-презентации ««И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их»: опыт библейско-богословского осмысления реалий современной эволюционной антропологии» попытался дать осмысление обозначенной проблематики с библейско-богословской точки зрения. Святоотеческие тексты, раскрывающие богословие «кожаных риз», позволяют снять противоречие между библейским повествованием о творении человека и реалиями эволюционной антропологии и генетики: исследуя родственную генетическую, физиологическую и анатомическую преемственность гоминид и людей, в действительности, наука имеет дело лишь с человеком, уже изгнанным из Эдема. Изучая его телесную природу, облеченную в «кожаные одежды», естествознание вполне закономерно и «законно» делает определенные выводы об эволюционном, историческом родстве с приматами. Однако, с точки зрения православного богословия эти выводы онтологически не относятся к первозданному Адаму и его потомкам, а сами по себе есть одно из парадоксальных следствий грехопадения прародителей.

Преподаватель МПДАиС, доцент ПСТГУ, кандидат богословия Михаил Анатольевич Скобелев в своем докладе «Параллели библейскому откровению о Творении в литературе древнего Востока»проанализировав месопотамские, шумерские и египетские космогонические мифы, показал их внешнее сходство с библейским Шестодневом при наличии глубоких смысловых отличий, что позволяет сделать вывод об уникальности Откровения о творении.

Кандидат биологических наук послушник Алексей Павлов (Подворье Оптиной пустыни, СПб.) в иллюстрированном сообщении «Длительность истории человечества: богословское и научное знание»сформулировал проблематику соотнесения библейской и научных хронологий и познакомил аудиторию с возможными вариантами ее разрешения.

Последний доклад был прочитан студентом магистратуры МПДА, кандидатом физико-математических наук Иваном Леонидовичем Климиком на тему: «Святоотеческая концепция «эйдоса» человека». Докладчик, обобщая ряд святоотеческих творений, обратил внимание на понятие «эйдос», который представляет собой набор определений психосоматического бытия конкретного человека сообразно его природным особенностям. «Эйдос», хотя и существует с самого зачатия человека, подвержен изменениям в результате греховных действий его носителя. Следовательно, эйдос человека – тварен, хотя и нематериален, и его не следует смешивать в понятийном плане с логосом человека, который – нетварен и неизменен. Можно сказать, что эйдос человека отображает тропос бытия и духовного генезиса конкретного человеческого индивидуума.

На конференции присутствовали ученые, преподаватели светских вузов и духовных школ из Москвы и регионов, студенты, журналисты. Все доклады вызвали интерес, что отразилось в заданных вопросах, некоторые реплики вызывали оживленную дискуссию.

В заключительном слове священник Олег Мумриков поблагодарил докладчиков и слушателей, подчеркнув, что состав участников конференции свидетельствует о высоком уровне компетентности в вопросах, на разрешение которых многими из них были отданы лучшие силы и многие годы жизни. Было высказано пожелание, что прозвучавшие доклады, их обсуждение и осмысление станут вкладом в конструктивное взаимодействие Русской Православной Церкви и научного сообщества. По мере поступления тексты докладов будут опубликованы на портале «Богослов.ру». 


Возврат к списку