И сердце прикоснулось к святости...

Ростов Великий – это прекрасная жемчужина России. И дело здесь не только в редкой красоте его расположения и древней архитектуры. Ростов обладает огромным сокровищем святости. В его пределах просияло более десяти святых. Среди них такие великие чудотворцы, как прп. Сергий Радонежский, блгв. кн. Борис, свт. Иаков, свт. Димитрий Ростовский, свт. Леонтий Ростовский, прп. Авраамий, и многие другие, о которых, к нашему стыду, мы даже не имеем представления. К тому же, по крайней мере, шестеро из них почивают там своими нетленными мощами. Какой район или город может похвалиться таким богатством? А ведь они теплые предстатели ко Господу не только о граде Ростове, но и о всей Русской земле. Им дорог и близок каждый человек с верой и любовью обращающийся к ним и к Богу. И это наверняка чувствует каждый паломник, приходящий к ним в гости. Поистине се земля свята есть. Это явственно ощущалось, когда мы вместе служили молебен у мощей прп. Авраамия, свт. Иакова, свт. Димитрия в Спасо-Яковлевом монастыре и прикладывались к ним.

Поражает еще и то, с какой любовью, с каким старанием украшал народ свои Святыни. Действительно красота монастырских и церковных построек не оставляет посетителей равнодушными. Прекрасны сооружения и росписи Спасо-Яковлевского Димитрова мужского монастыря, Ростовского Кремля, остатки собора Авраамиева монастыря. Однако при всей грандиозности (а архитектурные ансамбли Ростова действительно грандиозны и необычны) в этом нет ничего хвастливо-помпезного. Это скорее памятник благодарности, любви и благоговения к своим святым. Это урок для всех нас, потому что церковное искусство и благолепие – это не только памятник великой культуры, но скорее материальное выражение веры и духовного созерцания, как, к примеру, «Троица» Рублева. В этом всякий может убедиться, если постарается вникнуть в суть языка церковного искусства. Может быть, плодом такого отношения как дар Божий явился чудотворный образ зачатия Пресвятой Богородицы на алтарной преграде Зачатьевского храма в Спасо-Яковлевском монастыре. Чтобы помолиться св. родителям Божией Матери о даровании детей сюда приезжают люди с разных концов мира и получают просимое по своей вере и молитвам св. Иоакима и Анны.

Также удивляет и то, с какой «заботой» и «старанием» все это пытались уничтожить во время гонений на Церковь. Эта неистовая война против Бога и Его святынь только подтверждает бытие Любящего Бога, иначе не стали бы безбожники с такой жестокостью и изощренной пошлостью (в соборе Авраамиего монастыря, от которого остались руины, был, например, вытрезвитель) бороться против человеческих измышлений. Многое было уничтожено. Руины Авраамиего монастыря – это не только святыня, но и памятник страданиям верующих.

Спасо-Яковлевский монастырь чудом сохранился и сейчас радует всех своей красотой. После молебна мы все направились в трапезную, гостеприимно принимающую паломников. Простая, но вкусная еда напомнила многим о том, что секрет блюда часто бывает в молитве, с которой оно готовится.

Последним местом паломничества стал Борисо-Глебский мужской монастырь. Место для его основания указал  прп. Феодору и Павлу, чьи мощи почивают в стенах обители, прп. Сергий Радонежский. В 1363 г. преподобный Сергий Радонежский приходил в Ростов на поклонение «Пречистой и Ростовским чудотворцам». Узнав об этом, преподобные Феодор и Павел пошли в Ростов и просили князя и епископа разрешить им построить в пустынном месте церковь и монастырь, а Преподобного Сергия просили, чтобы он благословил строительство и выбрал место, где им поставить церковь. Прп. Сергий пошел с ними, все осмотрел и стоя на том месте, где теперь устремляет свои купола к небу церковь страстотерпцев Бориса и Глеба, сказал: «Господь Бог и Пречистая Богородица будут милостивы к месту сему, а великие страстотерпцы вам в помощь будут, здесь будет построен большой монастырь, это место велми возградится и в последующие времена будет превозносимо под большими лаврами». Слова преподобного сбылись. При виде монастыря невольно вырывается только одно слово: ТВЕРДЫНЯ! Впечатление такое, что только сейчас по этим аллеям и дорожкам прошли ко всенощной его св. основатели со своими учениками. В монастыре какая-то удивительная атмосфера древности и подвигов тех, кто  очищал здесь свою душу для служения Богу и ближним.

На обратном пути удалось заехать в Феодоровский монастырь в Переславле Залесском. В этом монастыре находится чудотворный образ – Андрониковская икона Пресвятой Богородицы. Этот образ имеет сложную и интересную историю. По преданию Андрониковский образ Божией Матери был написан самим евангелистом Лукой. После разорения Византии он попал в Россию, но был утрачен в 1984 году. Икона, которая сейчас находится в монастыре, была принесена туда в 1998 году одной из прихожанок и вскоре прославилась своими чудесами.

Когда мы приехали в монастырь, в храме шло уже  Всенощное Бдение. Все неспешно и с благоговением, чтобы не нарушить строй службы в храме, приложились к этому образу Божией Матери, прося ее помощи и благословения в своих нуждах. Таким образом и закончилась наша паломническая поездка благословением Пресвятой Богородицы.

По дороге домой чувствовалась особая благодать, наполнившая душу от прикосновения к стольким святыням земли русской.

Большое спасибо всем, благодаря кому такие поездки становятся возможными!

Фотоотчет


Возврат к списку