Дивеево-Арзамас-Муром: прикосновение к святыням
Вот умрем мы – поведут нас рай смотреть,
а святые нас увидят и скажут:
«А мы их знаем, они к нам приезжали».
Кристина Коева
Перед началом учебного года, в конце августа, слушатели богословских курсов милостию Божией сподобились побывать на Дивеевской земле, приобщиться к святыням Мурома и Арзамаса. Увиденное и испытанное сердцем вызвало в них непреодолимое желание поделиться духовной радостью, обретенной на этой благодатной земле.
Отправляясь в паломническую поездку по маршруту Дивеево – Арзамас – Муром, думали о батюшке Серафиме, о канавке Царицы Небесной, о святых Петре и Февронии, Илье Муромце. Увиденное же в поездке открыло ее участникам целый пласт Святой Руси, которая до сих пор жива и напоминает о себе острой болью изуродованных икон, разрушенных монастырей и радостью икон просветляемых, чудесным обретением казалось навсегда утраченных святынь и той благодатью, которая рождается в душе при посещении святых мест.
ДИВЕЕВСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Я молился, радость моя, дабы вода сия
в колодце была целительной от болезней.
Преподобный Серафим Саровский
В Дивеево прибыли в 6 утра и сразу направились к источнику Серафима Саровского в Цыгановке. Саровская пустынь прославилась источниками еще при жизни батюшки Серафима. Многочисленные паломники приезжали и приходили пешком за сотни верст, чтобы окунуться в воды здешних родников. В советское время почти все источники были засыпаны и уничтожены, но Божией милостью были явлены на новом месте. Одним из них является источник преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка. Уже в послевоенные годы один из охранников военного объекта, расположенного в этих местах, сподобился видеть «дедушку», который три раза ударил посохом о землю – и из нее забила вода. Этот источник властям засыпать не удалось: ковш экскаватора беспомощно скользил по земле как по твердому камню, а вскоре распоряжение об уничтожении отменили.
Теперь на этом месте – искусственное озеро из святой ключевой воды, напротив – часовня, также возведенная при попечительстве преподобного старца. Окунувшись в источник, смыв с себя земные заботы и попечения, направились в обитель.
Всех поразил Преображенский собор. Еще 20 лет назад в здесь царила мерзость запустения: был гараж, тир, на крыше росли деревья. Освящение главного престола состоялось 10 лет назад, 3 сентября 1998 года. Сейчас этот высокий белоснежный храм является украшением Дивеевской обители. Участники поездки с удивлением отметили чудесное явление: храм словно фатой накрыт белоснежной дымкой, не исчезающей ни при ярком солнце, ни при наступлении сумерек. Одному Богу ведомо, отчего является эта дымка: создается ли этот эффект вертикальным узором лепнины или, быть может, является видимым знаком присутствия благодати Божией в месте сем.
Немного придя в себя от увиденного, направились в Троицкий храм – к мощам батюшки Серафима, встречавшего при жизни всех теплым приветствием: «радость моя!» и завещавшим перед своим уходом: «Когда меня не станет, приходите ко мне на гробик, как к живому, и все расскажите». Радость и трепет перед приближением к святым мощам, у каждого свои печали и воздыхания, – и бесконечные тепло, ласка и утешение, изливающиеся на всех, приходящих за помощью к святому угоднику Божию.
В храме Рождества Богородицы приложились к мощам святых дивеевских жен: преподобных Александры, Марфы и Елены, современниц батюшки Серафима, явивших своей жизнью образ истинного служения Богу и людям, и в октябре 2004 года причисленных к лику святых.
Есть одно особое место в обители,
место утоления всякой скорби и печали –
это Канавка.
Священник Василий Тигров
Вечером, после всенощной и ужина, вместе с крестным ходом пошли на канавку Богородицы. Впереди с пением «Богородицы» идут монашенки. Тихо. Темно. Ветра нет. Земли не видно. И только подсвеченные ветви берез над головой. Такое впечатление, что идешь по веткам берез. Словно дорога в небеса. Долго потом не оставляло ощущение неземной благодати. Как говорил батюшка Серафим, Канавка – это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель.
Недалеко от канавки – лиственница, посаженная в 1904 году, в год рождения наследника Российского престола, царевича Алексея, у которой ежедневно проходят молебны царской семье. У входа на канавку – белоснежное Распятие со Христом, а в конце – Богородица на кресте. Богородица на кресте? Возможно ли это, подумалось вначале. А потом пришло осознание того, что Богородица и впрямь приняла крестные муки, видя, как был распят Христос за грехи людей, приняла крестные муки и до сих пор не сходит с креста, являясь молитвенницей за всех нас пред престолом Всевышнего.
Счастлив всяк, кто у убогого
Серафима в Дивееве пробудет… от утра и
до утра, ибо Матери Божия, Царица
Небесная, каждые сутки посещает
Дивеево.
Подошел к концу день пребывания в Дивеевской обители. Дочитан канон, закрыта книга, голова – на подушке… Проснулись со светлой головой и без двадцати пять уже были в Троицком храме, чтобы успеть к таинству исповеди. Так хотелось причаститься, но желающих – полный храм, и, кажется, никак не попасть к батюшке за отпущением грехов. Взгляд упал на икону, рядом с которой стоим. Святой Сергий Радонежский, родной наш, помоги! И вдруг – из алтаря выходит батюшка, прямиком направляется к нам и говорит: кто на исповедь – подходите! Поблагодарили преподобного Сергия и сподобились благодати святого причащения в этом святом месте.
АРЗАМАС
Куда ни взглянешь – всюду такое
обилие золоченых… куполов, что казалось,
этот город вышит в золотошвейной
мастерской руками искусных женщин.
К. Паустовский
Перед революцией в Арзамасе было более 30 церквей и 4 монастыря. В годы советской власти большинство было разрушено. Сейчас активно идет процесс восстановления. Наиболее значительным архитектурным сооружением города является Воскресенский собор, заложенный в честь избавления России от французов в 1814 г.
Собор – огромный. На богослужении в нем помещается до 5 тысяч человек. Очень интересны храмовые фрески. Они выполнены тушью по сырой штукатурке в коричневатых легких тонах, что располагает к молитвенному настроению. Сюжетом фресок является земная жизнь Иисуса Христа.
Особо почитаемой святыней храма является Животворящий Крест. По преданию, во II половине XVII века три брата отправились в Макарьев на ярмарку. Двое торговали, а третий после Литургии пошел на пристань, где увидел необычайно красивый корабль, а на нем Честное Древо Креста Господня. Пораженный необыкновенным видом этого креста, сделанного из темного дерева, он умоляет хозяина судна продать его и получает согласие. Благочестивый юноша отправляется за деньгами, но вернувшись, не находит ни судна, ни памяти о нем. Взяв крест, он за сутки проходит с ним 100 км от Макарьева до Арзамаса, не чувствуя никакой усталости. Во время молебного пения от креста начал исходить свет и юноша понял, что не может хранить крест дома, и пожертвовал его храму. Впоследствии молящиеся неоднократно видели исходящий от лика Распятого свет, у креста исцелялись младенцы, совершались другие чудесные знамения.
В храме много чудотворных икон. Одной из главных святынь собора является резной образ Святителя Николая, именуемый Можайским – одна из древнейших икон города, прославившаяся многими чудесами. Именно благодаря этому образу в 1944 году собор был открыт, чтобы позволить верующим молиться о даровании победы русскому воинству.
Замечательна вышитая бисером икона «Всех скорбящих радость», духовное завещание дворянки Чемодановой, получившей от отца отказ в замужестве и ушедшей в монастырь.
В соборе есть и мироточивая икона «Семистрельная», и икона Божией Матери, предстающая смотрящим на нее то скорбящей, если смотреть на нее из придела, где совершаются панихиды, то спокойной и радостной, если смотреть на нее от входа в храм.
Необыкновенную святыню довелось увидеть в Свято-Никольском женском монастыре. Мы воочию увидели, как сильна может быть сила вражия. Невозможно без слез смотреть на лик Божией Матери, весь словно пулями пробитый ударами приклада. Стоя у этой иконы, понимаешь, что не человек наносил эти удары, вдруг с особой силой чувствуешь весь ужас послереволюционного разгула. Но израненный лик Богородицы чудесным образом обновился. Над следами прикладов смотрят на нас ясные и скорбящие глаза Пречистой Девы, словно дорисованные ангелами на поруганной иконе.
СВЯТОЙ ГРАД МУРОМ
Муром – древнейший русский город.
Таких древних городов в стране всего
пять. С Муромом связаны имена более чем
двадцати святых мужей и жен, в том
числе и первых князей-мучеников Бориса и Глеба.
При въезде в город паломников встречает памятник Илье Муромцу, святому воину земли русской, окончившему жизнь в монашеском чине и нашедшему упокоение в Киево-Печерской лавре. Налево – белокаменные стены Спасо-Преображенского мужского монастыря, одной из старейших монашеских обителей на русской земле, отметившей в 1996 году свой 900-летний юбилей. Именно в его стенах нашел упокоение св. благоверный князь Петр, в схиме Давид.
Лишь в 1995 году территория монастыря была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь после полувекового пребывания в нем военного ведомства находился в крайне плачевном состоянии, ни в одном из храмов обители невозможно было совершать богослужения. За десять лет под руководством наместника монастыря игумена Кирилла и при содействии правительства России был проделан неимоверно тяжелый труд по восстановлению древней святыни.
На территории монастыря – часовня св. великомученика Георгия Победоносца, построенная в честь погибших в горячих точках. В ней хранится земля, политая кровью русских воинов. Со смотровой площадки монастыря под звуки колокольного звона открылась взору панорама Оки, утопающей в зелени деревьев. Из сердечной глубины молитвенный вздох: «Благословенна ты, земля, и все живущие на ней!» При взгляде на красоту русской природы пришло острое осознание бессмысленности войн, раздоров, царящих в мире и желание того, чтобы все люди оглянулись вокруг и увидели, как прекрасен мир Божий, сотворенный для человека.
Спасо-Преображенский собор монастыря. Больше всего поразили черепа монахов и надпись под ними: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». За черепами крест, на нем слова:
Я – Свет, а вы не видите Меня.
Я – Путь, а вы не следуете за Мной.
Я – Истина, а вы не верите Мне.
Я – Жизнь, а вы не ищете Меня.
Я – Учитель, а вы не слушаете Меня.
Я – Господь, а вы не повинуетесь Мне.
Я – ваш Бог, а вы не молитесь Мне.
Я – ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
И, если вы несчастны, то не вините Меня.
Слова эти проникли в самую душу. Хотелось навсегда сохранить их в памяти. К нам подошел старенький монах и дал каждому листочек с напечатанным текстом, тем самым, который так поразил нас.
Затем мы направились в Свято-Троицкий женский монастырь, где с 1992 года хранятся в едином гробе мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровителей семьи, находившиеся до этого при музее «под спудом».
Свято-Благовещенский мужской монастырь стоит на месте первого Муромского храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь покоятся мощи благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев, погибших при обращении жителей древнего города в христианскую веру.
Муромчане долгое время оставались язычниками. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром, чтобы обратить его жителей в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово.
Не перечислить всех святынь, которые довелось зреть во время поездки. Это мощи Иулиании Лазаревской и Василия Рязанского, и чудесные вышитые иконы Божией Матери Знамение и Иверская, и многое, многое другое.
Один из участников поездки, Александр Иванович Луканин, вернувшись, все повторял: «Надо ездить! Надо ездить! Сейчас такое время: такие святыни доступны нам, православным! Не всегда так было, не всегда будет. Поэтому – нужно ездить».
Дай Бог всем нам возможность прикоснуться к святыням и при этом не собирать камни с горы Фавор в качестве сувениров, а открыть сердце для благодати Божией, щедро изливающейся на всякого, посещающего святые места.
Завершилась поездка чудесным образом. Водитель автобуса оказался жителем Сергиева Посада, куда он и держал путь, постепенно высаживая своих пассажиров по пути следования: кого в Москве у метро, кого у Владимирского храма в Мытищах, а кого – в Перловке. Остановившись в Перловке, недалеко от храма, увидели стоящего на дороге священника, разговаривавшего по телефону и растерянно смотрящего по сторонам. Водитель подошел к батюшке и спросил, куда тому ехать. «Да вот, хотел добраться до Сергиева Посада». Оказалось, что звонил он своей матушке, и сообщал ей о том, что когда доберется домой – неизвестно, так как время позднее и никакого транспорта уже не предвидится. Какого же было его удивление и радость, когда водитель предложил подвезти его до дома! Паломники взяли у батюшки благословение, рассказали, что возвращаются из Дивеево, а он поведал им, что только что из Иерусалима, где был с русской миссией.
Дивны дела твои, Господи! Спасибо тебе, что являешь чудеса Твои нам, грешным, во укрепление нашей веры. Дай нам до конца дней сохранить ощущение Твоего Божественного присутствия, которое довелось испытать во время посещения святынь земли Русской.
Впечатления паломников описала Глущенко Ольга
Фотоотчет