Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Гефсиманский скит Июня 8, 2008

Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Гефсиманский скит

В конце мая группа паломников из числа прихожан Донской церкви побывала в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Руководителем и гидом группы, в которую, несмотря на проливной холодный дождь, вошло почти сорок человек, был священник Олег Мумриков.

Паломники посетили государственный музей, Ризницу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фелони и стихари, митры и поручи, пелены и покровцы, потиры, лжицы, дискосы, а также кресты и панагии… Изумительная вышивка древних мастериц, ткань, чеканка, ювелирное искусство сделали эти предметы неповторимыми и драгоценными свидетельствами истории Русской Православной Церкви, присутствия Божьего в жизни людей, живших за сотни лет до нас.

Большинство принесенных Церкви дивных даров – свидетельство милости Божией или вещественное подкрепление молитв о самом важном в жизни человека: об удачном браке, о даровании чад, об успехе в делах. Буквально каждый предмет приковывает взгляд, пробуждает фантазию, которая помогает восстановить картину торжественных архиерейских богослужений, за которыми вполне могли быть использованы и эти чудные предметы. С какой любовью, трепетом и терпением кропотливо изготавливались эти предметы, предназначенные для церковного богослужения: «живопись иглой» - так называется техника тончайшей вышивки шелком с тех пор, как юная дочь царя Ксения Годунова вышила пелену, на которой святые лики буквально оживают. Но есть и нерукотворные чудеса: природные камни изумительной чистоты, а также оправленный в виде панагии оникс, на котором сама природа начертала распятие на горе и скорбную фигуру коленопреклоненно молящегося человека.

После экскурсии по Ризнице группа паломников отправилась в Гефсиманский скит. Дождь лил как из ведра, но ни одного человека он не смутил. Добираться до скита неблизко, но все трудности путешествия под дождем сторицей окупились открывшейся картиной этого святого места.

Поражают размеры строений Гефсиманского скита и их изысканная, возвышенная роскошь. В храме, большая часть которого в настоящее время закрыта на реставрацию, паломники смогли приложиться к Чудотворной иконе Божией Матери Черниговской, которая дивным образом уцелела в пожаре, а затем без человеческого участия стала обновляться и светлеть. Здесь же покоятся мощи старца Варнавы Гефсиманского, великого молитвенника и чудотворца. В раке под стеклом можно было рассмотреть белый мраморный камень от гроба Божией Матери, рядом с которым находятся частички мощей киево-печерских святых – они были привезены специально для этого места.

Когда спускаешься по истертым каменным ступеням в нижний храм, поражает контраст. Все это великолепие начиналось именно здесь с земляных пещер, которые начал рыть блаженный Филипп. Поначалу он испросил благословения «вырыть погребок» в этом безлюдном, удаленном от Лавры месте. Спустя некоторое время обнаружили, что он вырыл в глинистой земле кельи, подземные коридоры, тянувшиеся на десятки метров в разных направлениях. Под землей бьет источник с чистейшей водой, которая освежает и придает силы.

Первое захоронение преп. Варнавы и мощи основателя пещер блаженного Филиппа, или, как его еще называли, юродивого Филиппушки. Осмотрели нижние пещеры, тесные кельи под земляными сводами, где без солнечного света, при свете свечей жили и молились подвижники, осмотрели дивно расписанный, согревающий благодатью подземный храм Архангела Михаила.

Как это всегда бывает, каждый вынес свои, особенные впечатления. Ведь все мы смотрим вместе, но видит каждый что-то свое.

Ирина Кожук:
- Мне больше всего понравилось, я даже записала, - я была в таком шоке - не могу даже передать! - когда нам показывали панагии, и вот этот камушек оникс, где Крест и изображение человека еще очень понравилось. Еще мне очень понравилось, когда мы ходили по пещерам, - там такое ощущение… Какое-то внутреннее спокойствие, равновесие - такое же ощущение было, когда я была в Киево-Печерской Лавре: спокойствие и отрешенность от всего мира.

Ирини Шадрах
Мне понравилось, когда мы вошли в подземный храм, а потом в темные пещеры за храмом - очень красивые места, такие тихие. Когда ты находишься там, за храмом, ни дождь, ни снег, ни холод не страшны; спокойно и тихо с Богом, Он всегда тебя хранит. Еще понравилась икона натуральная: как это здорово, что сама природа знает этот Крест и Христа на нем.

Елена Ситникова:
- У меня в пещерах было похожее состояние. И еще я расскажу про надпись на потире XIV века: «А делал Иван Фомин» - именно этот союз «а» перед подписью мастера говорит о том, что человек, создавший этот шедевр, не приписывает себе эту заслугу; он просто сделал то, что ему было сверху, от Бога дано. Эта надпись мне прямо до слез запомнилась.

Владимир Павельев:
- Наибольшее впечатление на меня произвело то, какая сильная вера раньше была в людях! Во все ее времена - взять древнюю Русь - богатые люди, цари не жалели никаких средств и драгоценностей для того, чтобы принести в дар Богу. И это величие Божие невозможно ничем выразить – ни золотом, ни драгоценностями, богато убранными сосудами, драгоценно украшенными одеждами… Человеку хочется все отдать. Это благородство: жены, которые вышивали для Церкви вручную по нескольку лет эти платы и картины.

Николай Маркин:
Личное такое ощущение: когда только мы приехали, когда ждали. Этот холод, дождь, эта промозглость… А потом это ощущение постепенно меняется, и ты замечаешь - и удивляешься, - что чем больше времени ты проводишь под этим дождем, под холодом под этим, тебе становится теплее, теплее. Это тепло идет как бы не снаружи, оно идет изнутри, согревает тебя всего, начиная с души - и даже переходит на тело. Особенно после Черниговского скита: мы вышли - и этот дождь, который просто льет уже!.. И понимаешь, что этот дождь - теплый просто! Тепло на душе, тихо, мирно, спокойно - это и есть то, чего мы все ищем. Тишина, благодать Божия. В таких местах это наиболее быстро и явно проявляется - и ощущается даже нами, людьми такими грешны-ми, маловерными, мало воцерковленными. Даже нам это подается за одно то, что мы куда-то приехали, поклонились святыням.

Виктория Кузнецова:
- Очень здорово было, когда мы подходили к Скиту. Такое великолепное, какое-то грандиозное сооружение, перед которым хотелось прямо поклониться. Очень красиво!
И когда внутрь вошли, Богородица Черниговская!.. Она просто… сшибает с ног! Такая икона, такая благодать!
И видно, что многим людям она очень помогла - судя по тому, что они готовы от-дать такие дорогие вещи – наверное, из них потом оклады делают.
Меня поразила история о том, что эта икона обновилась сама после пожара.
И еще очень ценю я наших батюшек. Очень ценю! Такая забота! Отец Олег - он с нами прямо как отец родной! Спасибо!

Подводя итог этой поездки, священник Олег Мумриков сказал:
Во-первых, люди пообщались друг с другом, помолились… Главное ведь - не только эти пещеры посмотреть, а главное там было помолиться, в этих кельях, где жили подвижники, попросить их молитв. Мы верим, что Ангел стоит на месте храма до Второго Пришествия. И там тоже небесные силы присутствуют, тем более что это храм Архангела Михаила.
Важно еще то, что мы почувствовали связь между Лаврой и этим местом; между древними подвижниками, которым принадлежали те предметы, которые мы видели в Ризнице, и теми, кто жил здесь в XIX веке, почти нашими современниками.
Поэтому, несмотря на погоду, на какие-то трудности, я думаю, что поездка у нас получилась удачная.

Фотоотчет


Возврат к списку