«Милые сердцу» скромные обители

Поездка в Акатово, Николо-Пешнонский и Влахернский монастыри

Нет нужды говорить о том, какой духовной силой и славой обладают большие и всем известные монастыри и обители, какую духовную пользу они приносят каждому из нас. Очень сложно представить, насколько хлопотна и многозаботлива жизнь иноков и монахов в таких монастырях, где приезжающих паломников ожидает не только духовная польза, но и комфорт души и тела. Конечно, непроста жизнь монахов и послушников и в менее известных монастырях, но, пожалуй, самый большой труд сейчас возложен на тех, кто возрождает забытые, разрушенные или поруганные в годину лихолетий монастыри и храмы: они не восстанавливаются бурными темпами, не избалованы вниманием паломников и находятся, как правило, вдалеке от городских поселений, но милостью Божьей возрождаются и стоят вопреки всему. Так, в один из февральских дней, мы решили совершить поездку в такие вот скромные по средствам, но сильные духом обители.

Наметив на карте маршрута три монастыря, собрав группу паломников и решив все организационные вопросы, мы с нетерпением ждали поездки. Однако когда до паломнической поездки оставался всего лишь один день, нам позвонили из первого в нашем маршруте монастыря, и извиняясь сообщили, что к сожалению, не смогут нас принять. Немного смутившись и расстроившись, мы, как организаторы, стали спешно искать варианты замены: благо, что таких монастырей у нас в области очень много, только вот, к сожалению, связаться с ними, в силу их технической неоснащенности, бывает довольно сложно. Просто невероятным образом мы узнали о другом монастыре, с похожим названием, и расположенным как раз в пределах нашего маршрута. Это был Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь в селе Акатово Клинского района. До прошлого года он был приписан к Заиконоспасскому монастырю Москвы, а сейчас уже преобразован в самостоятельный, однако у монастыря пока нет официального сайта и даже контактных телефонов мы не смогли найти. Как же быть? Звоним в Заиконоспасский монастырь: c радостью узнаем, что священники по-прежнему служат службы в Акатово, нам обещают связаться с благочинной и получить благословение на посещение обители. Слава Богу, благословение получено, нас ждут!

И вот, в семь часов утра мы с некоторым волнением рассаживаемся в автобус и через полтора часа мы в селе Акатово перед монастырскими воротами. Вокруг «звенящая» тишина, покой и «вкусный» морозный воздух! История монастыря такова: он был основан в конце девятнадцатого века на средства клинского купца Федора Захарова и сначала именовался как женская община, а вскоре стал монастырем. По основании общины, ей почти сразу были пожертвованы две иконы, написанные русскими иноками Афонского Пантелеймонова монастыря: икона Божией Матери «Скоропослушница» и икона великомученика и целителя «Пантелеймона со всеми Святыми». Сейчас в монастыре находятся чтимые списки с чудотворных икон. До своего закрытия в 1917 году, монастырь владел большими земельными угодьями, потом же на его месте была организована сельхозартель из монахинь обители. Чтобы избежать поругания, с храма предусмотрительно снесли купола, а стены заключили в саркофаг, - это помогло сохранить храм почти не поврежденным, так как внешне уже ничего не напоминало о храме. И только в 2000 году, когда монастырь передали Русской Православной Церкви, каменный саркофаг стали разбирать и реставраторы обнаружили старинные «намоленные» стены. Вновь расписывали стены храма уже сестры обители, выпускницы Строгановского училища и мастера своего дела.

После акафиста у иконы Божией Матери «Скоропослушница» и рассказа о монастыре, нас пригласили в трапезную. Как таковой трапезной для паломников в монастыре пока нет, наверное, в силу отсутствия таковых, поэтому нас пригласили в сестринскую. Видимо, решив сделать всё возможное, чтобы нас побаловать, сестры накрыли нам стол, где нас ждали свежее молоко, творог, сыр, сметана, душистый чай, вкуснейший хлеб, монастырские соления, варенье и выпечка. Очень радушно и хлебосольно! Какими простыми и приветливыми оказались сестры, встретившие нас как хороших друзей. Так мы убедились, что ни статус монастыря, ни его святыни, ни материальное благополучие не влияют на то, чем живет монастырь: а живет он тем, что в него вкладывают: труд, любовь и молитва.

Далее наш путь лежал в Николо-Пешношский мужской монастырь, основанный в 1361 году одним из любимейших учеников преподобного Сергия Радонежского, - Мефодием. Преподобный Мефодий сам лично трудился при строении храма и келий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того и назвали Пешношею, за монастырем же навсегда осталось название - Пешношский. Как и предыдущий, этот монастырь также восстанавливается, сюда не рвутся толпы паломников, но нас здесь тоже встретили как самых дорогих гостей. Заступая на территорию монастыря, мы были немало удивлены тем, что увидели, у всех возникло ощущение, что мы попали на «настоящий» Ноев ковчег: в вольерах содержались разные животные, которых подбрасывают и приносят люди и зоопарк. Кого здесь только не было: верблюд Вася, пони, олени, лисы, цесарки, страусы, лошади, козы и много другой живности. Нас должен был встретить священник отец Аристарх, но не смог, так как (здесь мы снова удивились) - принимал сено и даже предложил взять с собой вечернего парного молока. Роль экскурсовода взяла на себя тихая и добрая матушка Евгения. По ее просьбе нам вынесли из алтаря для поклонения чудотворную икону святителя Николая Мирликийского Чудотворца, написанную и подаренную к рождению цесаревича Николая II. До революции икона находилась в монастыре. Удивительным образом, после долгих путешествий через 150 лет, икона, считавшаяся бесследно утраченной, вернулась в монастырь. Кроме того, нам открыли киот и разрешили приложиться к мироточивой иконе редкого образа Божией Матери «Прежде Рождества Дева». И конечно же, мы поклонились мощам преподобного Мефодия. На прощание матушка Евгения дала нам просфоры, сожалея, что их осталось немного, - удивительно, но их оказалось ровно столько, сколько нас приехало. Совпадение?

Собор Спасо-Влахернского монастыря в селе Деденево Дмитровского района поражал своим величием и архитектурой в стиле ампир и исполинской колокольней. Монастырь был основан на средства рода Головиных и ведет свою историю с 1852 года. К началу двадцатого века он был многолюден, здесь выстроены целый ряд корпусов, ограда и другие постройки. В Соборе целых 10 престолов, здесь хранились все родовые святыни Головиных: родовая икона Головиных, написанная Андреем Рублевым, икона Спасителя в терновом венце, именуемая «Спас беленький», более трехсот частиц мощей, богатая церковная утварь, множество других древних икон и, конечно же, чудотворный образ Божией Матери «Влахернский». Эта чудотворная икона была явлена в Антиохии. Когда она оказалась в России, у рода Головиных, некоторое время спустя, к Головину обратились с просьбой продать икону за большие деньги и земельные угодья, на что он ответил: «Небесное - за земное? – Да никогда!» Сейчас чудотворная икона «Влахернская» находится в центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. А в монастыре находится чтимый список. Вообще монастырь этот был одним из самых благоустроенных и богатых в России. Здесь подвизались более 300 инокинь и послушниц. Сестры несли разное послушание, писали иконы, шили золотом церковные облачения, выращивали овощи, разводили цветы. В 1922 году обитель преобразовали в артель, а затем окончательно закрыли. С 2001 года с Божией помощью и стараниями благопопечителей обитель начала восстанавливаться, приближаясь с каждым годом к своему первозданному облику.

Большим подарком для нас оказались выставленные в Соборе «Дары Волхвов». Это была копия, но освященная на подлинных дарах, а значит обладающая такой же благодатной силой. Экскурсию по монастырю нам проводила маленькая, хрупкая, семидесятисемилетняя монахиня Харитина. Её жизнерадостность, ясный взор, живой ум и звонкий, словно ручеек, голос, нас просто очаровали! Она оказалась необыкновенной рассказчицей, добрейшим и светлым человеком, и поведала нам не только истории из жизни монастыря, но и давала мудрые советы - мы слушали её, затаив дыхание, и еще долго не могли расстаться. Как жаль, что нам уже нужно было собираться в дорогу, да и матушке предстояло ещё не одно монастырское послушание.

Смеркалось. Бросив последний взгляд на величественный Собор и тихую обитель, мы поспешили в автобус.

На обратном пути все делились чаем и впечатлениями. И так тепло и уютно было всем нам, ехавшим в автобусе, людям, единым в вере и во взглядах на жизнь. Неожиданные места, чудотворные святыни, встречи с удивительными людьми, - как много всего дарует нам Господь и Богородица в утешение, поддержку и защиту! Слава Богу за всё!

Наталья Заржицкая

Фотографии в альбоме «Поездка в Акатово, Николо-Пешношский и Влахернский монастыри» Донская церковь в Перловке на Яндекс.Фотках

                                                               

Возврат к списку