Дискуссионный клуб в Духовном центре при Донском храме

При Перловском духовно-просветительском центре начал работать дискуссионный клуб.
Встречи с интересными людьми и обсуждение самых актуальных тем проходят в актовом зале два раза в месяц, по субботам с 15.30.

Следите за объявлениями!

27 октября 2012 г. в рамках Дискуссионного клуба в Духовном центре при Донском храме прошёл семинар «Профилактика кризисов психологического развития ребёнка на каждом возрастном этапе – научные знания и опыт православного воспитания» для родителей и всех заинтересованных в теме воспитания детей прихожан.

Участники семинара с интересом включились в общение с ведущей Ириной Агличевой кандидатом психол. наук, практическим психологом, доцентом МГГУ им. Шолохова, экспертом-консультантом Общественной палаты России. В ходе беседы Ирина рассказала родителям о существовании литических (относительно стабильных) и критических периодах в жизни ребёнка, об общих и частных закономерностях психического развития детей на каждом возрастном этапе, о разных подходах к периодизациям.

Актуальными, со слов автора семинара, остаются исследования Льва Семёновича Выготского о формировании различных уровней общения, особенно от рождения до подросткового периода. «Психологическое взросление детей может происходить иначе, чем у их родителей, - отметила Ирина: и очень важно, чтобы родители не только знали об особенностях проявления кризисного состояния ребёнка, но и заранее предупреждали возможное обострение внутренних и внешних конфликтов». Большинство родителей согласились с мыслью о том, что очередной возрастной кризис ребёнка является испытанием на прочность и понимание их самих.

Опытом православного воспитания в ходе дискуссии поделились многие участники. Так, на вопрос мамы о наличии способов организовать отход ко сну непоседливых детей, когда самого маленького укладывают спать, а старшие балуются, ответил священник Олег Мумриков: «После исполнения вместе с родителями краткого молитвенного правила дети, как правило, успокаиваются и испросив родительского благословения идут спать: они сами понимают, что бурные игры после этого неуместны».

В качестве академической опоры к изучению материалов родителям были рекомендованы работы русского богослова, педагога протоиерея Василия Васильевича Зеньковского, игумена Георгия Шестуна и других православных авторов.

Среди самых острых вопросов дискуссии можно отметить следующие:

- «Каким образом воспитывать детей склонных в своём поведении проявлять позиции «ведущего», «ведомого»?»;

- «Как строить общение в семье, если один из родителей духовно, психологически ещё недостаточно зрелый, моложе своего паспортного возраста?»;

- «Как научиться распознавать манипуляции со стороны детей? Как к этому относиться?».

Одним из главных выводов семинара стало признание родителями ценностей Любви, Верности Богу, жизни в Церкви. «Значимая среда определяет развитие ребёнка. Если она благоприятная у него всегда будет возможность развиваться, а после переломного периода (не приведи Господи!) вернуться!»

В продолжение дискуссии планируются темы: «Психология общения родителей и детей, опыт православного воспитания», «Невротические реакции у современных детей: диагностика и преодоление», «Динамика семейных отношений: научные знания и православный опыт», «Психологические кризисы семейной жизни - причины и пути преодоления», «Понимание и работа с геносоциограммой (на основе генеалогического древа) своего рода (профилактика конфликтов, личных кризисов)», «Как преодолеть своё искажённое восприятие: мира, людей, близких?» и другие.

Рекомендуемая литература:

1. «Как избежать ошибок в религиозном воспитании?» составитель сборника А.Рогозянский

2. «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» //Сб. Религия и школа в современной России. М.: «Планета 2000», 2003. С.156-207.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург, 1999.С.429.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-Екатеринбург, 1999. С.455.

5. Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви.- М.: Даниловский благовестник, 2001. С.16.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. С.241

7. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.104., а также его же: «Педагогика», 1933; «Психология детства», 1922; «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», 1934; «Социальное воспитание, его задачи и пути», 1918; статья «Принцип индивидуальности в педагогике и психологии», 1911; статья «Проблемы религиозной педагогики».

8. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.115.

9. Выготский Л.С. «Педология подростка».

10. Зеньковский В., профессор, протоиерей. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола. М.,Б.и., 1991. – 48с.

11. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.499.

12. Леонтьев А.Н. Избран.психолог.произв.: В 2т.Т.1. М.,1983. С.285.

13. Мухина В.С.Возрасная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., «Ака демия», 2002. С.220.

14. Мухина В.С.Возрастная психология. М.: «Академия», 2002. С.288.

15. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.386.

16. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.400.

17. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М., 1992. С.131.

18. Янушкявичене О.Л., Янушкявичюс Р. Основы нравственности. М.: «Православная педагогика», 2005.

19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995. С.265.

20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: «Тривола», 1995. С.187.

21. Протоиерей Владимир Воробьёв. Покаяние, исповедь, духовное руководство. М., 1997

22. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь. М., 2001. С.99

23. Священник Алексей Мороз, педагог Т.Берсенева. Уроки добротолюбия. СПб., 2004, а также «О девстве, браке и семье».

24. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека. М.: «Школьная пресса», 2000. С.95.

25. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.,2001.С.36, а также «Православная семья»

26. Экман П. Почему дети лгут? – М., 1993.

27. Эльконин Д.Б.Детская психология.- М.,1960.

28. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. – М., 1996.С.125.

29. Янушкявичене О.Л., Р. Янушкявичюс «Основы нравственности», «Нравственность и пол».


Возврат к списку