О вертепе и его тайне

С октября прошлого года по благословлению настоятеля нашего храма отца Иоанна Осипова наш ансамбль "Донская слободка" готовил совершенно новую и непривычную форму выступления – кукольное представление "Рождественский вертеп". Благодаря руководителю Елене Алексеевне Краснопевцевой нам открылся удивительный мир народного театра. Елена Алексеевна посвятила нас в таинство вертепа, за что мы ей очень благодарны. Какое огромное удовольствие нам доставляла работа над спектаклем! У всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то очень родному, хотя вся вертепная история рассказывается не совсем понятной и привычной для нас лексикой XIX века. Не только силами нашего ансамбля был создан вертеп. Почти все куклы для нашего представления сшили Ирина Клеванцева и Елена Ситникова – прихожанки нашего храма.

Расскажу немного об истории возникновения "Рождественского вертепа":

Вертеп в первоначальном своем значении – пещера, потаенное место, позже этим словом стал называться славянский народный кукольный Рождественский театр (преимущественно украинский и русский), который получил наибольшее распространение в XVII-XIX вв.

Классический вертеп представляет собой переносной трех, или двухэтажный деревянный ящик. В полу обоих этажей сделаны прорези, по которым вертепщик водит деревянных кукол. Трехэтажное строение вертепа обусловлено трехуровневым изображением жизни: в Раю, на земле и в Аду. В среднем ярусе разыгрывался сюжет, связанный с рождением младенца Иисуса Христа; в нижнем – сюжетная линия, связанная с Иродом, избиением младенцев и Рахилью. А самый высокий третий ярус – Рай – место для ангелов.

Шел вертепщик в святочную неделю по заснеженным дорогам от деревни к деревне, иногда не доходил, замерзал. Ну уж а если доходил, то радости детворы не было предела. Войдет в дом и постучится: есть кто дома? Хозяева ему отвечают: «Заходи». Ну и начиналась торговля. А дети на палатях с замиранием сердца сидят и слушают, как родители с вертепщиком торгуются.

˗ Сколько кукол у вас?
˗ Ну дюжины две есть.
˗ Ирод есть?
˗ Есть.
˗ Ангелы есть?
˗ Есть.
˗ Хорошо. А Рахиль есть?
˗ Есть.
˗ Младенец есть?
˗ Есть.
˗ Так, ну а за что будешь показывать?
˗ А что дадите?

вер

Как правило, договаривались о деньгах. Но вертепщик мог и сказать: «Денег мало, дай шматок сала!». Жили вертепщики очень голодно.

История Российского вертепа поистине драматична. После Октябрьской революции, когда начались гонения на церковь и религию, основной удар пришелся на ритуалы и обряды, связанные с Рождеством. Народный кукольный театр, – в том числе и вертеп, – в России был не просто прочно забыт, но практически утрачен. В России с 1917 до 1980 г.г. не было опубликовано ни одного текста вертепных представлений, практических принципов вождения кукол. Казалось, что живой народный вертеп потерян навсегда. Только в музеях Москвы, Ленинграда и Киева сохранились его следы – ящики и комплекты кукол.

Первые попытки восстановления вертепа были предприняты в 1980-х годах. Большая заслуга по восстановлению этого действа принадлежит исследователю театра кукол, режиссеру, фотографу Виктору Новацкому. Им была проделана огромная исследовательская работа по изучению музейных вертепных экспонатов, чтобы понять и "оживить" кукольную жизнь. Новацкий буквально по крохам собрал тексты вертепов, которые были публикованы в начале XX в.

Результат восстановления был неожиданным: вертепное действо оказалось сакральным, показав глубокое родство с мистерией, мифом. За скромным и непритязательным действием разворачивалась двухтысячелетняя история христианства.

Вот и мы, члены ансамбля Донская слободка, приобщились к этому таинству. Наконец пришло Рождество Христово, наступили долгожданные святки – пришло время показать наш спектакль зрителям. Принимали мы участие в этом действе всем нашим составом, включая и детей. Среди нас выявились настоящие таланты. Нельзя не выделить самые удачные роли – смерть – Зоя Никифоровна Зайцева и царь Ирод – Дмитрий Бутрин.

Дебют состоялся 9 января. С какой теплотой наши прихожане приняли наш спектакль! Долго не хотели отпускать нас со сцены. Удивительное дело – старославянский язык вертепа мы оставили без изменения, и не все слова кукольных персонажей были понятны даже нам, исполнителям, но это не помешало спектаклю найти дорогу к сердцам наших зрителей. Всем все было понятно, даже маленьким детям.

А уже через две недели 20 января мы вместе со священником нашего храма отцам Борисом повезли наш кукольный спектакль в Белоомутский детский дом, опекаемый нашим приходом. Сколько взаимной, искренней радости принесла нам эта встреча с нашими юными друзьями! Мы очень соскучились по ним. Мы и вертеп показали, и новогоднее представление разыграли, и в игры с ребятами поиграли от души! За год общения мы узнали и искренне полюбили друг друга и поездка за 300 км от Москвы нам теперь совсем не кажется утомительной.

А 23 января мы вместе со священником нашего храма отцом Олегом поехали в детский дом г. Ростова, чтобы и им показать наше кукольное представление. У нас получился даже совместный концерт. Дети показали нам  музыкальные номера. Особенно нам понравилось танго, исполняемое на русских народных инструментах.

Вертеп позволил нам прикоснуться  к великой традиции русского народного театра, и мы очень надеемся, что наши зрители остались неравнодушны к этому пласту нашей культуры. Мы постараемся по мере наших скромных возможностей внести свою лепту в возрождение этого жанра. Нам бы очень хотелось развить и дополнить наш Рождественский спектакль, и на будущей год показать еще более увлекательное действо.

Закончились святки, а вместе с ними закончились вертепные представления. Пожалуй, не найти на Руси двух совершенно одинаковых Рождественских вертепов, все они разные, как разнообразны у людей способности и фантазия. Но объединяет их то, что все они говорят о любви к пришедшему Спасителю и о преклонении перед Рождественской тайной, когда «Бог, став младенцем, почил у груди человеческой».

Текст подготовила Инесса Абакумова

Скачать аудиозапись вертепа в исполнении "Донской слободки"

Фотографии с представления "Рождественский вертеп" 9 января 2011 г.

Фотографии из поездки в Белоомут 20 января 2011 г. 


Возврат к списку