Священник Герман Григорьев
Проповеди
ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПЕТРА И ПАВЛА, 2007 г.
Грядите ко Мне, и сотворю вы ловца человеком. Мф. 4.19
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Сбылось, наконец, великое и долгожданное событие, веками ожидаемое лучшими из людей и многократно предвозвещенное ветхозаветными пророками: Христос, спаситель мира, сошел с небес на землю.
Божественный Учитель открыл в прибрежных странах Галилеи великое училище небесной мудрости на земле. Здесь Он начал первую проповедь, проповедь покаяния и Небесного Царствия Она стала светом, который, по пророчеству Исайи, должен был воссиять народу, сидевшему во тьме и сени смертной, то есть спасительное сеяние Евангелия .которое должно было просветить и возродить к новой жизни простых людей, живших в Галилее Иудейской.
Первыми учениками, которых призвал к Себе Христос, стали Симон Петр, Андрей, Иаков и Иоанн. То были люди простые по духу, бедные по состоянию, рыбаки по занятию: грядите ко Мне, и сотворю вы ловцы человеком. Но именно в них Господь наш Иисус Христос увидел крепкую веру, веру которой не было у других. Она дала силы будущим апостолам оставить в тот же час сети, корабль и даже самого отца, а взамен без колебания принять призвание следования за Учителем. И именно за эту крепкую веру мы особо чтим сегодня двух величайших апостолов, ставших в основании Церкви Христовой. Первый из них – апостол Петр. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст. «Ты, Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень (Петр)», - так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1, 42). Еще при жизни Спасителя он первым показал истинность своей веры. Святой апостол Петр был тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16).
Апостол Петр был единственным, кто защищал Господа от пришедших предать Учителя на страдания и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа.
Однако Господь, приняв слезное покаяние ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего. Троекратное же свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю. Господь наш Иисус Христос восстановил его за то в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец. По сошествии Святого Духа на апостолов, Святого Духа, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Будучи апостолом и проповедником преимущественно для иудеев, преследуемый Синедрионом, он безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего пред лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать. Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей. Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух, а мертвые воскресали, хромые начинали ходить, расслабленные исцелялись, больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени.
Вторым по чести апостолом, память которого не случайно чтить сегодня Святая Церковь, стал святой Павел. Происходил он из колена Вениаминова и рожден был от знатных родителей. Получив прекрасное образование и имея права римского гражданина, будущий апостол Павел. тогда еще Савл, стал ревностным фарисеем. Стараясь выказать, как ему казалось, свою любовь и веру к Богу, он истово преследовал и гнал христиан. Но Творец, видя ревностную любовь и чистоту сердца, чудесным образом призвал его к Себе. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста из волка – агнцем, из терния – виноградом, из плевел – пшеницей из врага – другом из богохульника – богословом. Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Теперь и он сделался злейшим врагом для иудеев. Апостола Павла, как и апостола Петра, преследовали, злословили, били и пытались убить. Но Богу было угодно до некоторого времени сохранить своих учеников от мученической смерти.
Получив от Господа указание о благовести, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев, и особенно среди язычников, путешествуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Прославляя Бога своими благовестническими трудами, показывая нам беспримерный подвиг самопожертвования, освящая все и вся верой и любовью, претерпев мученическую кончину за Христа, святые первоверховные апостолы Петр и Павел послужили делу спасения рода человеческого. И в этот день наша святая Церковь особенно почитает их, ибо они были «богомужного Слова богодухновенными устами, божественного домостроительства богозванными сотрудниками, всемирного спасения духоносными вестниками, Церкви непоколебимыми столпами, верными домоправителями новой благодати, всеблаженными ключарями небесного царства» (Илия Минятий, 340).
Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел – учитель вселенной и причастник горних сил. Петр – узда беззаконных иудеев, Павел – призыватель язычников. Петр – начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел – великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».
Празднуя ныне память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Взирая в этот день на подвиги, труды и пламенную веру святых мужей, мы, по средствам и в силу Евангельского писания, вновь и вновь получаем духовные силы и благодать быть христианами. Постом и молитвою воздадим ныне честь и память святым апостолам. С радостью вынесем этот небольшой труд ради тех, которые столько потрудились для устроения Церкви Христовой и спасения мира.
«Размыслив о всем этом, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – будем мужественным, и Павел был человекам, и он имел одинаковое с нами естество, и все прочее было у него общее с нами. Но поелику яви он великую любовь ко Христу, то взошел превыше небес, и стал с ангелами. Потому ежели и мы захотим хотя несколько вознестись и возжечь в себе этот огонь, то возможем подражать св. апостолу… Итак, не дивиться ему только будем, не изумляться только перед ним, но и подражать ему, дабы по отшествии отсюда удостоиться нам узреть его, и участвовать в неизреченной славе, которую дай Бог получить всем нам по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа» (Свт. Иоанн Златоуст, Похвала св. ап. Павлу). Аминь!
Священник Герман Григорьев,
клирик Донской церкви
ПРОПОВЕДЬ НА ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, 2008 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, все мы собрались здесь в этом храме, дабы вновь и вновь почтить и отпраздновать то событие, которое произошло, казалось бы, давным-давно. Тогда, в IX веке, Византийская империя, обуреваемая внутренними войнами и теснимая сарацинами, варягами и многими другими племенами, начала свое уменьшение. Постепенно она становилась все меньше и меньше. К XIV веку от Византии остался практически один Константинополь. Но тогда, в IX веке, Византия еще чувствовала в себе силы. Она еще сопротивлялась. Когда к Константинополю подошли вражеские войска (историки до сих пор спорят о том, кто был под стенами Константинополя: сарацины, варяги или кто-то другой), все жители Константинополя стали усердно молиться и просить Бога, дабы Он избавил их от варваров, от тех людей, которые пришли покорить огнем и мечом Константинополь. Константинополь в те времена представлял собой мощную крепость, но множество жителей сделало уязвимым этот город, ибо всех горожан надо было кормить, поить, лечить, спасать от вражеских стрел.
И вот Христа ради юродивый Андрей, о котором упоминает нам летопись, стоя во Влахернском храме на молитве в воскресный день, увидел как по храму в сиянии огненном Божия Матерь в сопровождении апостола Андрея и Святого Предтечи и Крестителя Иоанна шествовала по храму к алтарю. Затем она остановилась, сняла с Себя покрывало и этим покровом накрыла всех тех христиан, которые тогда стояли в храме и молились об избавлении, молились о своем спасении. Рядом с Христа ради юродивым Андреем стоял его ученик Епифаний, который на вопрос своего учителя, «Видишь ли ты что-нибудь?» – ответил: «Да, вижу учитель!» Также усердно, как и святой Андрей все, находящиеся в храме, стали молиться и просить Бога, чтобы Господь и Божия Матерь спасли и покрыли их. И тогда они увидели, как Божия Матерь, оставив Свой покров, ушла далее. И этот покров еще некоторое время оставался на собравшихся, и у всех, кто узнал от святаго Андрея об этом чуде, была твердая уверенность, что придет спасение и вражеские войска будут разбиты. Так оно и произошло. И Божия Матерь действительно спасла Своим Покровом христиан от поругания, бесчестия, насилия, убийства, огня и меча.
Сегодня, братья и сестры, для каждого из нас этот праздник должен стать одним из главных, ибо Божия Матерь, как мы знаем, не раз покрывала и надеемся и далее будет покрывать наше Отечество Своим заступничеством, Своей молитвой. Ибо что мы, русский народ, без веры христианской, без покрова Пресвятой Владычицы нашей Девы Богородицы?
Прошлое столетие показало нам, к чему мы можем прийти при отсутствии веры, при отсутствии упования на Бога, при отсутствии молитвы и призывания помощи Божией. Конечно, были бабушки, были еще некоторые священники, где-то теплилась литургическая жизнь, но этого было достаточно лишь только для того, чтобы сохранить то зерно истины, то зерно веры, которое когда-то нам было дано. Но оно почти не давало плодов. И вот сегодня, в наше время, все мы имеем возможность то данное нам зерно посадить и получить от него множество других благодатных зерен. Все мы имеем возможность творить добрые дела, заниматься милосердием, ходить в храм, исповедоваться, причащаться, участвовать в других Таинствах нашей Церкви.
Но все ли мы используем данную нам возможность? Нет. Но даже те, кто приходит в храм, используют ли они те таланты, которые дает им Господь, дабы они потребляли их на доброе, на помощь тем людям, которые нуждаются в ней, на молитву, на подвиги, на воздержание и так далее и так далее? Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что те таланты, которые Господь нам дал, которыми наградил нас Творец при нашем рождении, мы используем хорошо если процентов на десять. И получается так, что приходя в храм, мы стоим здесь, и вроде бы как молимся, но ум наш рассеян. Мы думаем о том, куда дальше мы пойдем после службы, что в магазине мы купим, какие дела дома сделаем, помоем ли сначала пол, а потом посуду, или сначала посуду, а потом пол, что съедим на завтрак или на обед и что скажем на работе нашему начальнику, придя после службы на работу. И вот этим забита зачастую наша голова на протяжении всей Божественной Литургии.
И, подходя к исповеди, мы начинаем что-то говорить о наших грехах, но совершенно неподготовленными мы приходим на исповедь, и поэтому, по большому счету, исповедью, покаянием, это наше прихождение к священнику мы назвать не можем. И далее, когда мы, так сказать, поисповедовались, мы подходим к Чаше и кажется, должны молиться Богу, просить, чтобы Господь через Тело и Кровь Свою омыл наши грехи, опалил их благодатью Своей и дал нам силы бороться с теми грехами, в которых, казалось бы, мы должны были перед этим исповедоваться и покаяться. Но что происходит далее? Подходя к причастию, многие, сложив руки на груди, невнятно назвав свое имя, слегка приоткрывают свои уста. И в этом, братья и сестры, можно увидеть некоторые небрежение к Таинству Причастия, некоторую брезгливость со стороны предстоящих здесь. Ибо кто-то, наверное, боится чем-то испачкаться? Кто-то боится, что не дай Бог какая-то зараза перейдет от предыдущего причастника к нему? Делая так, мы согрешаем и выказываем свое маловерие, а маловерие, как известно, один из грехов, которые губят человечество.
Мы должны помнить, что через Таинство Причастия никто никогда не заражался и не болел. И даже в самые страшные времена, во времена чумы, во времена оспы и холеры, христиане не переставали приходить в храм, собирались на божественную Литургию, с верой и упованием приступали к Таинству Исповеди, к Таинству Покаяния и к Таинству Причащения. И только по вере собравшихся в храм, Господь те болезни, которыми страдало человечество, отвращал от собравшихся и по молитвах собравшихся, давал исцеление селам, городам и целым странам. Но мы, собираясь здесь, находясь в этом храме, должны вновь оглянуться на свою жизнь и посмотреть, как мы приходим к Богу: с какими руками, с каким сердцем, с каким мыслями, с какой головой. Если мы внимательно посмотрим, то и не христиане мы вовсе, и не подвижники тем более, и держимся мы, живем мы лишь одной милостью Божией, лишь одним покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которая, несмотря на наши грехи, на наши преступления, на нашу внутреннюю расслабленность и расхлябанность, покрывает нас, дает нам силы вновь встать из той грязи, в которую мы в жизни вляпались, отряхнуться, очиститься через Таинство Исповеди, и, получив силу духовную через Причастие, вновь карабкаться по этой лесенке жизни наверх к Богу.
Сегодня мы, братья и сестры, еще вспоминаем память святаго Романа Сладкопевца. Как известно, этот человек, имея горячую веру, всю свою жизнь пытался прислуживать, помогать в храме, и ему доверяли лишь чтение Псалтири, ибо он был без слуха, без голоса, и дикция у него была плохая. И вот однажды на праздничном богослужении его отстранили от чтения и того, что ему позволяли ранее – от чтения Псалтири. И он, придя в слезах домой, упав на колени перед иконой Божией Матери, просил у Нее помощи, просил у Нее дара красноречия, возможности прославлять Ее и прославлять Бога. И за эту свою горячую искреннюю веру, за эти свои слезы покаяния, он получил этот талант. Божия Матерь, явившаяся ему, дала ему некий свиток, сказав, чтобы он его съел.
После того, как он исполнил слова Божией Матери, к нему пришел красивый голос и талант певческий. И, самое главное, у него появился талант, дающий ему возможность сочинять церковные песнопения. И если мы с вами сегодня откроем богослужебные книги и посмотрим авторство многих тропарей, стихир, кондаков и других песнопений, то мы увидим, что Роман Сладкопевец написал многие и многие из них. Историки утверждают, что их более тысячи. И почти все они употребляются в богослужебной жизни Греческой и Русской православной церквей. И здесь мы видим еще одно заступление, еще одну руку помощи, которую Пресвятая Владычица Богородица протягивает тем, кто со слезами, с покаянием, со смирением прибегает к ее помощи, обращается к Ней и молится.
Желаю Вам, дорогие братья и сестры, чтобы и у вас была такая пламенная вера и любовь, как у Романа Сладкопевца, чтобы и вы, подобно Роману Сладкопевцу, прославляли Божию Матерь, прославляли Творца и тех святых, к которым вы обращаетесь в тех или иных своих нуждах. Храни вас всех Господь! Аминь.