Замечательная статья.
На мой взгляд, ее главное достоинство не столько в том, что она показывает нам положение дел, заключающееся в том, что большинство населения, провозглашающее себя православными христианами таковыми не явлется, сколько в том, что показывает нам с вами, что способ воцерковления "отпавших" (по контексту статьи - это люди, крещенные, но не живущие церковной жизнью) у нас с вами есть, и это наши, третий год действующие богословские курсы.
Действительно, когда задумываешься о катехизаторских беседах, то вполне соглашаешься с тем, что возможен такой их итог: "На выходе — недовольно утомленные лица отсидевших лекционную пару крестных и родителей, но самое неприятное — после такой беседы, всевозможных пояснений во время совершения Крещения, увещевательной проповеди по воцерковлении — исчезновение всех купно стоящих... до наступления катастрофических ситуаций в семье, до начала проблем со здоровьем ребенка или до венчания и... погребения по православному обряду. Значит, все происходившее сердце не тронуло..."
Проводить беседы, безусловно надо. Крещением человек как бы усыновляет себя Богу. Не узнав своего Небесного Отца, не услышав о Царстве, уготованном любящим Бога и стремящимся ко спасению, человек так и останется сиротой в духовном плане. Пусть не сразу после Крещения, а в какой-то трудный или, смею надеяться, радостный момент, человек все же вспомнит о своем сыновстве и подобно блудному сыну придет с покаянием к своему Отцу. Всякий должен знать, что этот Отец у него есть и ждет его.
Слышала от священников, что после введния обязательных бесед перед Крещением для крещающихся и восприемников, к радости батюшек, совершающих Таинство, они нередко видят этих новых членов Церкви на Божественной Литургии.
Но даже если кто-то и воспринимает катехизаторские беседы как нечто неизбежное и обязательно-принудительное, то богословские курсы, действующие при нашем храме, как раз не носят такого характера. На курсы приходят добровольно, кто-то за тем, чтобы понять смысл совершаемого в Церкви, кто-то за систематизацией разрозненных богословских знаний, кто-то (даже и так бывает) из любопытства, кто-то - для того, чтобы стать ближе к приходской жизни, обрести друзей... Причин множество. Но, главное, - у всякого, ищущего ответы на духовные вопросы есть место, куда он придет и получит эти ответы, причем ответы глубокие, исчерпывающие и располагающие к дальнейшим раздумьям.
И, безусловно, надо, чтобы таких мест: курсов, дискуссионных клубов было больше. Сейчас, к сожалению, для огоромного количества крещенных в православии людей Церковь подобна некоему замкнутому миру, живущему по своим законам. Сведения о правилах и законах, царящих в этим мире получают из третьих лиц: из скандальных публикаций и выступлений на телевидении, рассказов знакомых и полузнакомых о беспределе в церковной ограде, из неуклонно распространяемого убеждения, что Бог един, а путей к нему много, поэтому выбор веры или секты - личное решение каждого, а также из собственных домыслов на счет спасения души, опять же произвольно понимаемой.
Отсюда два крайних мнения, между которыми - множество...
1. Можно не ходить в храм, не участвовать в Таинстве Евхаристии, оправдываясь тем, что"в церкви мне некомфортно", но считать себя православным христианином, читая ежедневно молитвы и считая, что Бог Милостив и все простит.
2. Быть убежденным, что церковь - это институт наиболее удобного зарабатывания денег, где "священство не стесняется брать денег даже за отпевание" и живет в домах, по размеру больших, чем сам храм. Многие жители Перловки считают здание духовно-просветительского центра - домом настотеля, выстроенным, вероятно, на средства прихожан.
Все это очень грустно. Поэтому дай Бог сил, терпения и любви к алчущим и жаждущим правды всем тем, кто создал наши курсы, преподает на них, думает об их развитии и, что главное, думает о спасении души каждого приходящего, вопрошающего и слушающего.
На мой взгляд, ее главное достоинство не столько в том, что она показывает нам положение дел, заключающееся в том, что большинство населения, провозглашающее себя православными христианами таковыми не явлется, сколько в том, что показывает нам с вами, что способ воцерковления "отпавших" (по контексту статьи - это люди, крещенные, но не живущие церковной жизнью) у нас с вами есть, и это наши, третий год действующие богословские курсы.
Действительно, когда задумываешься о катехизаторских беседах, то вполне соглашаешься с тем, что возможен такой их итог: "На выходе — недовольно утомленные лица отсидевших лекционную пару крестных и родителей, но самое неприятное — после такой беседы, всевозможных пояснений во время совершения Крещения, увещевательной проповеди по воцерковлении — исчезновение всех купно стоящих... до наступления катастрофических ситуаций в семье, до начала проблем со здоровьем ребенка или до венчания и... погребения по православному обряду. Значит, все происходившее сердце не тронуло..."
Проводить беседы, безусловно надо. Крещением человек как бы усыновляет себя Богу. Не узнав своего Небесного Отца, не услышав о Царстве, уготованном любящим Бога и стремящимся ко спасению, человек так и останется сиротой в духовном плане. Пусть не сразу после Крещения, а в какой-то трудный или, смею надеяться, радостный момент, человек все же вспомнит о своем сыновстве и подобно блудному сыну придет с покаянием к своему Отцу. Всякий должен знать, что этот Отец у него есть и ждет его.
Слышала от священников, что после введния обязательных бесед перед Крещением для крещающихся и восприемников, к радости батюшек, совершающих Таинство, они нередко видят этих новых членов Церкви на Божественной Литургии.
Но даже если кто-то и воспринимает катехизаторские беседы как нечто неизбежное и обязательно-принудительное, то богословские курсы, действующие при нашем храме, как раз не носят такого характера. На курсы приходят добровольно, кто-то за тем, чтобы понять смысл совершаемого в Церкви, кто-то за систематизацией разрозненных богословских знаний, кто-то (даже и так бывает) из любопытства, кто-то - для того, чтобы стать ближе к приходской жизни, обрести друзей... Причин множество. Но, главное, - у всякого, ищущего ответы на духовные вопросы есть место, куда он придет и получит эти ответы, причем ответы глубокие, исчерпывающие и располагающие к дальнейшим раздумьям.
И, безусловно, надо, чтобы таких мест: курсов, дискуссионных клубов было больше. Сейчас, к сожалению, для огоромного количества крещенных в православии людей Церковь подобна некоему замкнутому миру, живущему по своим законам. Сведения о правилах и законах, царящих в этим мире получают из третьих лиц: из скандальных публикаций и выступлений на телевидении, рассказов знакомых и полузнакомых о беспределе в церковной ограде, из неуклонно распространяемого убеждения, что Бог един, а путей к нему много, поэтому выбор веры или секты - личное решение каждого, а также из собственных домыслов на счет спасения души, опять же произвольно понимаемой.
Отсюда два крайних мнения, между которыми - множество...
1. Можно не ходить в храм, не участвовать в Таинстве Евхаристии, оправдываясь тем, что"в церкви мне некомфортно", но считать себя православным христианином, читая ежедневно молитвы и считая, что Бог Милостив и все простит.
2. Быть убежденным, что церковь - это институт наиболее удобного зарабатывания денег, где "священство не стесняется брать денег даже за отпевание" и живет в домах, по размеру больших, чем сам храм. Многие жители Перловки считают здание духовно-просветительского центра - домом настотеля, выстроенным, вероятно, на средства прихожан.
Все это очень грустно. Поэтому дай Бог сил, терпения и любви к алчущим и жаждущим правды всем тем, кто создал наши курсы, преподает на них, думает об их развитии и, что главное, думает о спасении души каждого приходящего, вопрошающего и слушающего.