Аранжировка, как и любое художественное творчество, отражающее понимание сущности бытия, претерпевала изменения в каждом новом веке у всех народов, даже классическая схема Рикки изменялась как во времени, так и в зависимости от места установки аранжировки. Во все времена истории человечества искусство аранжировки цветов впитывало в себя черты каждой эпохи: рождались новые стили, появлялись новые технологии. Думаю, что широта и глубина знаний по истории и традициям в цветосложении народов мира не помешает и не навредит православному благоукрасителю, а, напротив, будет способствовать анализу, поиску истины, образности мышления, а, значит качеству в выполнении послушания. Рикка – так называется композиция, исторически сложившаяся в Японии, согласно верованиям, и должна была отличаться пышностью и помпезным великолепием. Но, как пишет Н. Николаенко в книге «Икебана»: «Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икэбаны». Отсюда следует, что художникам цветов в православном храме необходимо глубоко и постоянно, прежде всего, следовать тому, чему учит Русская Православная Церковь.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
19.10.2011 23:07:52
|
|||
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
19.10.2011 22:48:06
Поэтому, конечно, икебана, в духовной своей основе, не может быть перенесена в православный храм, но восточное отношение к каждому растению, цветку, в отличие от европейской традиции, должно быть примером вдумчивого внимания для всех, а титаны флористики показывать пример благоговейного и уважительного отношения к существам, у которых есть душа. Когда христианскую культуру обвиняют в заимствованиях, то святые отцы отвечают на это тем, что христиане взяли из этих традиций и образов то, что было Христово до Христа. А бережное и созерцательное отношение к растительному царству должно быть присуще каждому человеку, если он ощущает себя существом душевным и духовным. Правила, принципы, приёмы и целевое назначение флористических украшений в наших храмах, конечно же, основывается на традициях Церкви Православной. Как много примеров того, как Господь показывает знаки Своей воли и Своего присутствия и участия в жизни людей через растения! Читайте православную литературу! Блаженный старец Силуан Афонский бережно относился к растениям, и всякую грубость, наносившую им вред, считал противною учению благодати. Он говорил, что Дух Божий учит жалеть всю тварь, так что без нужды и листа на дереве не хочется повредить: «Листок на дереве зелёный, и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок, жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить». Преподобный Силуан Афонский. – Святая гора Афон: Издание Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 2005. – 552 с. – С. 102. ISBN 5-7429-0201-8.
Изменено:
|
|||
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
14.10.2011 20:18:02
|
|||
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
14.10.2011 13:28:29
Всякая отрасль знания предполагает теорию и практику. Теория, в свою очередь, термины и определения. Когда высказываются мнения по конкретным проблемам, то закономерен вопрос: "А где Вы учились, какое учебное заведение закончили и каковы результаты профессиональной деятельности?", то есть практическое применение полученных знаний. Профессия "флорист" узаконена приказом Министерства здравоохранения РФ и имеются, соответственно, должностные обязанности. Только вот, учебных заведений, тем более разноуровневых - средне-специальных и высших - пока нет. Возможно, когда откроется эта специальность в высшей школе (например, в Тимирязевской академии, о планировании открытия объявил руководитель вуза), то терминология будет более точной, как и общеобразовательный уровень выпускников. Поэтому, давайте попробуем проанализировать те трактовки, которые уже вошли в обиход.
Флористика – разновидность декоративно-прикладного искусства, которая использует в создании своих произведений разнообразные природные материалы: цветы, листья, травы, ягоды, плоды, которые могут быть живыми, сухими или консервированными; (лат. floris – цветы) – наука о составлении букетов, цветочных композиций, оформлении цветами по определённым правилам. Современное понятие флористики расширяется: комнатное цветоводство, составление букетов и композиций из живых цветов, сухоцветов, садово-парковый дизайн. Флористами называют художников, создающих свои произведения из растений; флорист-дизайнер – специалист в области декорирования интерьеров с помощью цветочных композиций. В Японии флористику называют искусством оживлять цветы, цветосложением. В чём разница между понятиями флористика и фитодизайн? Одни мастера считают, что фитодизайнеры больше работают с горшечными растениями, а флористы со срезанными; другие, что фитодизайн – это более высокая ступень профессионализма. В реальной практике грань между двумя направлениями размытая: современные школы фитодизайнеров и флористов предлагают похожие программы. Курс фитодизайна обычно более объёмный, он включает все элементы флористики плюс специальные оформительские дисциплины. Фитодизайн (от Флористика – это и раздел ботаники, предмет которого – изучение и систематическое описание видов растений, образующих флору земного шара или определённых его частей. Флорист или флорограф – учёный-ботаник. В настоящее время, по мнению мирских профессионалов в этой области, флорист – это специалист, который, в первую очередь, способствует реализации цветочной продукции, то есть – коммерсант. Но православный храм в его украшении цветами не может являться объектом коммерции, и цель любого жанра искусства в Церкви – спасение, поэтому не количество используемых – реализуемых цветов является критерием в оценке цветочных композиций, а традиции христианского искусства. Художник цветосложения в православном храме не может быть флористом в мирском понимании, а, значит, и само определение этой профессиональной деятельности как духовного делания, должно определяться иначе, по аналогии: художник – иконописец, певцы – певчие, клиросное послушание, флорист – церковный аранжировщик, специалист цветосложения, благоукраситель цветами. Как не всякий художник или солист оперной сцены может переносить свои профессиональные навыки в полном объёме в богослужебную практику, так и флористы без соответствующих знаний канонов церковных не должны привлекаться к благоукрашению храмовых интерьеров, учитывая то, что в современных флористических школах все программы, касающиеся религиозных зданий, основаны на европейских традициях, то есть на католических или иных. Следует вывод: называть того, кто несёт в Церкви послушание цветосложения флористом не вполне верно, ибо не раскрывает целевое предназначение растений в православном храме. Поэтому коллективное обсуждение в вопросе терминологии представляется очень важным, так как раскрывает самое главное - целевое предназначение цветочных композиций в православном храме и значение растительного царства в духовном делании, в земной жизни христиан, а, главное, в спасении. Я, в своё время, задавала себе вопрос о различиях двух терминов: "аранжировка" и "флористика". Аранжировка (от франц. arranger), букв. – приводить в порядок.
Изменено:
|
|
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
07.10.2011 12:49:30
Несмотря на то, что форум ещё совсем молод, посещений уже довольно много, что радует. Только к сожалению пока в основном наблюдатели, да те, кто использует информацию, в том числе и на платных курсах, которые на "Популярном флористическом форуме" представляются, как самые престижные. Так вот, предупреждаю, что все материалы, данные мною на форумах, использовать необходимо со ссылкой на авторство. О других источниках также нетрудно догадаться.
Братья и сестры, смелее регистрируйтесь и участвуйте в обсуждениях, будем вместе учиться и развиваться, тем более, что священнослужители помогут нам в творчестве. |
|
|
Основной принцип работы на форуме "Цветы и храм"., Для тех,кто еще не очень разобрался, в каком разделе дать сообщение и как выложить фотографии своих работ,а также, при необходимости, выразить предложения, пожелания, мнения
11.10.2011 15:58:31
Людмила Бондаренко сообщает от 3 января 2013года:
"В связи с еще продолжающейся на форуме и по настоящее время тематической реконструкцией, а также для тех, кто не очень разобрался, где давать сообщения, как выложить фотографии своих работ и в каком разделе высказать свои предложения, пожелания и мнения - возникла необходимость в открытии данной темы." ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Сообщение от Администратора Сайта, Николая Червякова: I.Краткие правила форума: Регистрация и участие на форуме абсолютно бесплатны! Темы и сообщения отражают точку зрения только автора. Автор несёт ответственность за содержание сообщения в соответствии с законами РФ. Соглашаясь с правилами форума вы обязуетесь соблюдать законы РФ. Администрация форума оставляет за собой право: удалять, изменять, переносить или закрывать любую тему или сообщение по своему усмотрению. За нарушение правил возможна длительная блокировка. II.Нажав на эту - почему у Вас не получается зарегистрироваться, - как присоединить изображение к сообщению и многие другие. Сейчас - максимальный размер загружаемого файла 244.14 КБ. Вы всегда можете воспользоваться (как и мы) сервисами хранения фотографий, например - Яндекс.фотки. В начале файла есть активное содержание, котрое поможет Вам осуществлять навигацию по разделам. III.Если при этом, останутся какие-то проблемы, включая подготовку фотографии для выкладывания на форуме, т.е. уменьшение, увеличение ее р-ра, в которой Вам может помочь бесплатная программа Paint.NET, версию 3.5.8 Вы можете скачать по тел. +7 (926) 077-0691 и на почту: email - chernic0@yandex.ru , Scype: cher_nic ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 11 октября 2011года, О.Малова пишет: Нам необходимо немного потерпеть - технические вопросы решаются! Но "в нашем полку уже прибыло"! |
|
|
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства составления цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства составления цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
10.10.2011 20:54:43
Наследие и традиции искусства нашей Церкви настолько глубоки и спасительны, что нам, конечно, полезнее изучать, духовно и разумом, христианское искусство, учитывая прерванную нить преемственности в XX в.
Сущность православной богослужебной музыки богословы раскрывают с помощью сравнения древнего церковного пения с древней православной иконой. Иконография является основой и для построения теории православной флористики, то есть задача аранжировщика заключается в воплощении образов Горнего мира. Христианская жизнь сама по себе имеет творческую заданность творить и преображать свою личность, тем самым, способствуя преображению мира. Но творчество художественное не должно, с точки зрения христианской, противоборствовать этому высшему творчеству. Смысл не в том, чтобы быть красивой аранжировкой, показать мастерство, а в том, чтобы изображать красоту – подобие Божие: «Символизм и богословие покорили себе внешнюю природу и создали новое, своеобразное, полное внутреннего смысла искусство» (Покровский, Н.В. Очерки памятников христианского искусства / Николай Васильевич Покровский. – СПб.: Лига Плюс, 1999. – 412 с.: ил. – С 412) «Ближайшая задача – постигнуть смысл канона, изнутри проникнуть в него, как в сгущённый разум человечества, и, духовно напрягшись до высшего уровня достигнутого, определить себя, как с этого уровня мне, индивидуальному художнику, является истина вещей; хорошо известен тот факт, что это напряжение при вмещении своего индивидуального разума в формы общечеловеческие открывает родник творчества» (Флоренский, П.А., священник. Иконостас. Избранные труды по искусству / Павел Флоренский. – СПб.: Мифрил – Русская книга, 1993. – 365с. – С. 63) Сложно? Да, если стараться понять смысл слов авторитетных отцов только разумом без веры и воцерковлённого сознания. История благоукрашения православных храмов. |
|
|
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства составления цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
10.10.2011 20:52:55
Учитывая довольно позднее изобретение фотографии, свидетельства украшения храмов живыми цветами можно найти в основном в литературных источниках. Согласно самому раннему официальному документу по истории монастырских садов, украшение храмов сообразно христианской флоросимволике, формировалось повсеместно с VIII в. До XIV в. украшение цветами и само разведение цветов было связано с монастырями и служило только для интерьеров церквей, поэтому в средние века декоративным садоводством занимались преимущественно в монастырских садах, которые имели не только хозяйственное, но и созерцательное значение. Воспоминания, например, о Саровских торжествах 1903 г. рассказывают нам о том, что святые образы «окружали цветущими цветами». Полезно помнить всегда и понимать, почему все направления культуры: наука, искусство и др. зарождались именно в монастырях и, как видим, не только садоводство и различные ремёсла, естествознание и медицина, музыка и книгопечатание, но и… составление цветочных композиций: и не просто как «украшательство», а как христианские образы. |
|||
|