Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Аранжировка, как и любое художественное творчество, отражающее понимание сущности бытия,  претерпевала изменения в каждом новом веке у всех народов, даже классическая схема Рикки изменялась как во времени, так и в зависимости от места установки аранжировки. Во все времена истории человечества искусство аранжировки цветов впитывало в себя черты каждой эпохи: рождались новые стили, появлялись новые технологии. Думаю, что широта и глубина знаний по истории и традициям в цветосложении  народов мира не помешает и не навредит православному благоукрасителю, а, напротив, будет способствовать анализу, поиску истины, образности мышления, а, значит качеству в выполнении послушания. Рикка – так называется композиция, исторически сложившаяся в Японии, согласно верованиям, и  должна была отличаться пышностью и помпезным великолепием. Но, как пишет Н. Николаенко в книге «Икебана»: «Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икэбаны». Отсюда следует, что  художникам цветов в православном храме необходимо глубоко и постоянно, прежде всего, следовать тому, чему учит Русская Православная Церковь.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Так что, Леночка, никак не огорчайтесь - Вы просто молодец и я оценила Вашу строгость, принципиальность и бдительность, чтобы никто и ни-ни! Да и теоретические, полученные на занятиях, Ваши знания мне понравились,сразу видно,что хорошие. Когда же я в своем сообщении упоминала не об "элементах",а о семи принципах понятия КРАСОТЫ, японского искусства Икэбана, то имела ввиду,что ни одна любая, флористическая, цветочная работа, будь то кем составлена,- не будет КРАСИВА, если не отвечает этим семи требованиям: ГАРМОНИИ.ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ,АССИМЕТРИЧНОСТИ,ДИНАМИЧНОСТИ,ОБЪЕМНОСТИ,НОВИЗНЫ и ЛИРИЧНОСТИ(сюжета,идеи) Конечно, это просто желательно в идеале и для храмовых цветочных укращений,но выполнить это бывает очень трудно и не просто.
Людмила Александровна, конечно, в приведённые Вами художественно-композиционные особенности можно внести различный смысл и значение, и они требуют расшифровки и пояснений. Особенно - лиричности: как и всегда ли это соотносится с идеей и сюжетами в традициях Православия? А также: асимметрия, почему композиция в храме не может быть симметричной? В основе асимметричной композиции лежит изначальное отражение в ней живой растительной природы, которой чужда строгая симметрия,  используется она во всех видах аранжировки и сложнее симметрии в исполнении. Но симметрия - это строгость и порядок, ясность и торжественность: гирлянды, цветочные колонны, например, свечи и др.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Елена Лукьянова пишет:
Людмила Александровна, я не могу давать Вам советов (и не давала их в предыдущем письме), так как мой практический опыт невелик, а теоретические знания - это полностью заслуга Маловой О.Д., у которой я обучалась на курсах "Православной флористики". Именно она собрала весь теоретический материал и систематизировала его. Всё, что я Вам написала по поводу символики клёна и цветовой символике праздника - это не моё личное мнение, а знания уже давно принадлежащие Церкви. Твёрдо уверена, что в церковном искусстве не должно быть никакой "отсебятины", иначе можно очень далеко уйти. "В этой работе я использовала и совсем иной подход, работая с цветами, как художественной палитрой и семи принципах понятия красоты японского искусства Икэбана." - это мне не понятно вообще. Мы православные или кто?
Конечно, икебана является проявлением восточной буддийской культуры, так как зародилась в буддийских монастырях, и первыми её составителями были буддийские монахи. Но, что интересно, если проанализировать тенденции сегодняшней европейской флористики, которая доминирует в России, то ясно видно, что  ценится сегодня и на самых высоких по рангу конкурсах: конструктивизм, дизайн, форма, техника, трансформация… и всевозможные мёртвые материалы, которые, порой, превалируют над растениями и являются основными – то есть внешнее. А цветы, листья, стебли – живые творения Божии – лишь вспомогательный материал,  с которым можно делать всё, что угодно, и. чем изощрённей эти пытки, тем  гламурнее, высокопилотажнее, шедевральнее и т.д.  А флористы даже не задумываются над тем, что  пользуются даром Божественной красотой, которая самодостаточна сама в себе, глубина её не раскрывается, а порой и разрушается, по причине нашего несовершенства, и в композициях присутствие райской красоты – не заслуга аранжировщика, в первую очередь! Тематически такие дизайнерские работы бывают оправданы, фантазии флоро-инженеров можно только удивляться, но подобное творчество является нормой с деревом, пластмассой, металлом, стеклом, глиной,,. а цветы- то живые! Именно с них в третий день творения зародилась жизнь на Земле!
Поэтому, конечно, икебана, в духовной своей основе, не может быть перенесена в православный храм, но восточное отношение к каждому растению, цветку, в отличие от европейской традиции, должно быть примером вдумчивого внимания для всех, а титаны флористики показывать пример благоговейного и уважительного отношения к существам, у которых есть душа.  Когда христианскую культуру обвиняют в заимствованиях, то святые отцы отвечают на это тем, что христиане взяли из этих традиций и образов то, что было Христово до Христа. А бережное и созерцательное отношение к растительному царству должно быть присуще  каждому человеку, если он ощущает себя существом душевным и духовным.  Правила, принципы, приёмы и целевое назначение флористических украшений в наших храмах, конечно же, основывается на  традициях Церкви Православной. Как много примеров того, как Господь показывает знаки Своей воли и Своего присутствия и участия в жизни людей через растения! Читайте православную литературу!
Блаженный старец Силуан Афонский бережно относился к растениям, и всякую грубость, наносившую им вред, считал противною учению благодати. Он говорил, что Дух Божий учит жалеть всю тварь, так что без нужды и листа на дереве не хочется повредить: «Листок на дереве зелёный, и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок, жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить».#_ftn1
Преподобный Силуан Афонский. – Святая гора Афон: Издание Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 2005. – 552 с. – С. 102. ISBN 5-7429-0201-8.
Изменено: Ольга Малова - 19.10.2011 22:51:19
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна! Очень подходящим,на мой взгляд, получается с французского буквальный перевод - ПРИВОДИТЬ В ПОРЯДОК, а следовательно и в гармонию! Работая же с цветами в храме - мы ведь действительно приводим в порядок и гармонию ту массу цветов из которой и создается украшение! Мне он понятен и нравится и главное,что соответствует по смыслу к нашему времени. В целом получается, что будет звучать: ЦЕРКОВНЫЙ АРАНЖИРОВЩИК ЦВЕТОВ, только не будем использовать его сокращение (ЦАЦ !) либо ЦЕРКОВНАЯ АРАНЖИРОВЩИЦА ЦВЕТОВ (ЦАЦа !?). Ну,какие же мы ЦАЦы и ЦАЦки? smile:)
Людмила Александровна, можно просто аранжировщик, аранжировка без дополнений и аббревиатур, тем более, что в миру  этот термин почти забыт и не используется. Благоукраситель тоже неплохо.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Всякая отрасль знания предполагает теорию и практику. Теория, в свою очередь, термины и определения. Когда высказываются мнения по конкретным проблемам, то закономерен вопрос: "А где Вы учились, какое учебное заведение закончили и каковы результаты профессиональной деятельности?", то есть практическое применение полученных знаний. Профессия "флорист" узаконена приказом Министерства здравоохранения РФ и имеются, соответственно, должностные обязанности. Только вот, учебных заведений, тем более разноуровневых - средне-специальных и высших - пока нет. Возможно, когда откроется эта специальность в высшей школе (например, в Тимирязевской академии, о планировании открытия объявил руководитель вуза), то  терминология будет более точной, как и общеобразовательный уровень выпускников. Поэтому, давайте попробуем проанализировать те трактовки, которые уже вошли в обиход.

Флористика
– разновидность декоративно-прикладного искусства, которая использует в создании своих произведений разнообразные природные материалы: цветы, листья, травы, ягоды, плоды, которые могут быть живыми, сухими или консервированными; (лат. floris – цветы) – наука о составлении букетов, цветочных композиций, оформлении цветами по определённым правилам. Современное понятие флористики расширяется: комнатное цветоводство, составление букетов и композиций из живых цветов, сухоцветов, садово-парковый дизайн. Флористами называют художников, создающих свои произведения из растений; флорист-дизайнер – специалист в области декорирования интерьеров с помощью цветочных композиций. В Японии флористику называют искусством оживлять цветы, цветосложением. В чём разница между понятиями флористика и фитодизайн? Одни мастера считают, что фитодизайнеры больше работают с горшечными растениями, а флористы со срезанными; другие, что фитодизайн – это более высокая ступень профессионализма. В реальной практике грань между двумя направлениями размытая: современные школы фитодизайнеров и флористов предлагают похожие программы. Курс фитодизайна обычно более объёмный, он включает все элементы флористики плюс специальные оформительские дисциплины.

Фитодизайн
(от др.-греч. Φυτόν – растение и англ. design – проектировать, конструировать) – целенаправленное художественное и научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера различных помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении. Фитодизайном также называют практику создания растительных композиций для оформления интерьеров, практику озеленения помещений, и создание зимних садов. Флоризм – искусство комбинирования засушенных растений для создания картин.

Флористика – это и раздел ботаники, предмет которого – изучение и систематическое описание видов растений, образующих флору земного шара или определённых его частей. Флорист или флорограф – учёный-ботаник. В настоящее время, по мнению мирских  профессионалов в этой области, флорист – это специалист, который, в первую очередь, способствует реализации цветочной продукции, то есть – коммерсант. Но православный храм в его украшении цветами не может являться объектом коммерции, и цель любого жанра искусства в Церкви – спасение, поэтому не количество используемых – реализуемых цветов является критерием в оценке цветочных композиций, а традиции христианского искусства. Художник цветосложения в православном храме не может быть флористом в мирском понимании, а, значит, и само определение этой профессиональной деятельности  как духовного делания, должно определяться иначе, по аналогии: художник – иконописец, певцы – певчие, клиросное послушание, флорист – церковный аранжировщик, специалист цветосложения, благоукраситель цветами. Как не всякий художник или солист оперной сцены может переносить свои профессиональные навыки в полном объёме в богослужебную практику, так и флористы без соответствующих знаний канонов церковных не должны привлекаться к благоукрашению храмовых интерьеров, учитывая то, что в современных флористических школах  все программы, касающиеся  религиозных зданий, основаны на европейских традициях, то есть на католических или иных.  Следует вывод: называть того, кто несёт в Церкви послушание  цветосложения флористом не вполне верно, ибо не раскрывает целевое предназначение растений в православном храме. Поэтому коллективное обсуждение в вопросе терминологии представляется очень важным, так как раскрывает самое главное - целевое предназначение цветочных композиций в православном храме и значение растительного царства в духовном делании, в земной жизни христиан, а, главное, в спасении.

Я, в своё время, задавала себе вопрос о различиях двух терминов: "аранжировка" и "флористика".   
Аранжировка (от франц. arranger), букв. – приводить в порядок.
Изменено: Ольга Малова - 14.10.2011 16:08:09
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Несмотря на то, что форум ещё совсем молод, посещений уже довольно много, что радует. Только к сожалению пока в основном наблюдатели, да те, кто использует информацию, в том числе и на платных курсах, которые на "Популярном флористическом форуме" представляются, как самые престижные. Так вот, предупреждаю, что все материалы, данные мною на форумах, использовать необходимо со ссылкой на авторство. О других источниках также нетрудно догадаться.
Братья и сестры, смелее регистрируйтесь и участвуйте в обсуждениях, будем вместе учиться и развиваться, тем более, что священнослужители помогут нам в творчестве.
Основной принцип работы на форуме "Цветы и храм"., Для тех,кто еще не очень разобрался, в каком разделе дать сообщение и как выложить фотографии своих работ,а также, при необходимости, выразить предложения, пожелания, мнения
Людмила Бондаренко сообщает от 3 января 2013года:

"В связи с еще продолжающейся на форуме и по настоящее время тематической реконструкцией, а также  для тех, кто не очень разобрался, где  давать сообщения, как выложить фотографии своих работ и в каком разделе высказать  свои предложения, пожелания и мнения -  возникла необходимость в открытии  данной темы."
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сообщение от Администратора  Сайта, Николая Червякова:

I.Краткие правила форума:

Регистрация и участие на форуме абсолютно бесплатны!
Темы и сообщения отражают точку зрения только автора. Автор несёт ответственность за содержание сообщения в соответствии с законами РФ.
Соглашаясь с правилами форума вы обязуетесь соблюдать законы РФ. 
Администрация форума оставляет за собой право: удалять, изменять, переносить или закрывать любую тему или сообщение по своему усмотрению. 
За нарушение правил возможна длительная блокировка.
II.Нажав на эту ссылку, Вы получите доступ к файлу, где содержатся ответы на все интересующие Вас вопросы по работе на форуме:
- почему у Вас не получается зарегистрироваться,
- как присоединить изображение к сообщению и многие другие.  Сейчас - максимальный размер загружаемого файла 244.14 КБ. Вы всегда можете воспользоваться (как и мы) сервисами хранения фотографий, например - Яндекс.фотки.
В начале файла есть активное содержание, котрое поможет Вам осуществлять навигацию по разделам.


III.Если  при этом, останутся какие-то проблемы, включая подготовку фотографии для выкладывания на форуме, т.е. уменьшение, увеличение ее  р-ра, в которой Вам может помочь бесплатная программа Paint.NET, версию 3.5.8 Вы можете скачать по ссылке ,а также сбои), то не смущайтесь и не стесняйтесь, а круглосуточно(!), обращайтесь к мне, - Николаю,

по тел. +7 (926) 077-0691 и на почту: email - chernic0@yandex.ru , Scype: cher_nic
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

11 октября 2011года, О.Малова пишет:

Нам необходимо немного потерпеть -  технические вопросы решаются!
Но "в нашем полку уже прибыло"!
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства составления цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
Исторические свидетельства украшения православных храмов цветами.
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства составления цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
Наследие и традиции искусства нашей Церкви настолько глубоки и спасительны, что нам, конечно, полезнее изучать, духовно и разумом, христианское искусство, учитывая прерванную нить преемственности в XX в.
Сущность православной богослужебной музыки богословы раскрывают с помощью сравнения древнего церковного пения с древней православной иконой.
Иконография является основой и для построения теории православной флористики, то есть задача аранжировщика заключается в воплощении образов Горнего мира.
Христианская жизнь сама по себе имеет творческую заданность творить и преображать свою личность, тем самым, способствуя преображению мира.
 Но творчество художественное не должно, с точки зрения христианской, противоборствовать этому высшему творчеству.
Смысл не в том, чтобы быть красивой аранжировкой, показать мастерство, а в том, чтобы изображать красоту – подобие Божие:
 «Символизм  и богословие покорили себе внешнюю природу и создали новое, своеобразное, полное внутреннего смысла искусство» (Покровский, Н.В. Очерки памятников христианского искусства / Николай Васильевич Покровский. – СПб.: Лига Плюс, 1999. – 412 с.: ил. – С 412)
 «Ближайшая задача – постигнуть смысл канона, изнутри проникнуть в него, как в сгущённый разум человечества, и, духовно напрягшись до высшего уровня достигнутого, определить себя, как с этого уровня мне, индивидуальному художнику, является истина вещей; хорошо известен тот факт, что это напряжение при вмещении своего индивидуального разума в формы общечеловеческие открывает родник творчества» (Флоренский, П.А., священник. Иконостас. Избранные труды по искусству / Павел Флоренский. – СПб.: Мифрил – Русская книга, 1993. – 365с. – С. 63)
Сложно? Да, если стараться понять смысл слов авторитетных отцов только разумом без веры и воцерковлённого сознания.
История благоукрашения православных храмов.
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства составления цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:

Обращаясь к аудитории форума, хотела бы предложить:
Давайте, все вместе, начнем хотя бы по крупицам, частицам, но восстанавливать историю развития искусства цветочного убранства икон к праздникам в православных храмах, имена его основоположников от самого исторического истока. Обратимся же к матушке истории, чтобы услышать о времени зарождения цветочного искусства в наших православных храмах.  Как и в каких формах выглядели первые решения цветочных убранств икон в храмах? Послушаем и тех у кого, быть может, сохранились даже маленькие крупицы архивных материалов.   Пусть в эту летописную тему войдут, как отдельные исторические факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказываний Святых отцов Церкви, так и факты, описания событий, имена участников развитии данного направления искусства и в наше время. 

Учитывая довольно позднее изобретение фотографии, свидетельства украшения храмов живыми цветами можно найти в основном в литературных источниках.
Согласно самому раннему официальному документу по истории монастырских садов, украшение храмов сообразно христианской флоросимволике, формировалось повсеместно с VIII в.
 До XIV в. украшение цветами и само разведение цветов было связано с монастырями и служило только для интерьеров церквей, поэтому в средние века декоративным садоводством занимались преимущественно в монастырских садах, которые имели не только хозяйственное, но и созерцательное значение.
 Воспоминания, например, о Саровских торжествах 1903 г. рассказывают нам о том, что святые образы «окружали цветущими цветами».
Полезно помнить всегда и понимать, почему все направления культуры: наука, искусство и др. зарождались именно в монастырях и, как видим, не только садоводство и различные ремёсла, естествознание и медицина, музыка и книгопечатание, но и… составление цветочных композиций: и не просто как «украшательство», а как христианские образы.
Страницы: Пред. 1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 След.