Вазы в храме 2
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
28.10.2011 17:35:35
Отрадно, что мы начинаем открывать всё новые страницы в богословии растений. И, чтобы нам не заблудиться и не растеряться, давайте сделаем вывод по теме о значении ваз с цветами.
Благоухание цветов – это фимиам Богу. Цветы – кадильницы. Свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Сосуд-вазон и корзина, как форма и образ, присутствуют во всех жанрах искусства Церкви: архитектуре, изобразительном искусстве (иконы и стенописи), мозаике, лепнине, изразцах, резьбе по дереву, камню, слоновой кости, в металле и др. Что это? Просто украшения и предметы быта?! Или это символы, в которых сокрыт богословский смысл, ведь подобные изображения присутствуют в искусстве Церкви и сегодня!? Несомненно, эти компоненты-символы важны для понимания глубины христианского мировоззрения, миропонимания и мировосприятия, так как случайных предметов в христианском искусстве быть не может. Но сами цветы, конечно, не лишены и эстетической ценности, эти божественные формы важны и для созерцания – видения – то есть через визуальное восприятие, так как «Цветы – это остатки Рая на земле», – отвечает нам на этот вопрос святой праведный Иоанн Кронштадский, вразумляя: «Кто это в цветах так премудро, тонко, прекрасно устрояет, образует безобразное, бесформенное вещество земли? Кто даёт ему такую удивительную форму? Творец, дай нам лобызать в цветах Твою премудрость, Твою благость, Твоё всемогущество!». В настоящее время во многих монастырях и приходах украшают вход в обитель или храм композициями в ёмкостях из живых цветов, в том числе и подвесными, или букетами в вазах, устанавливают вазоны с растущими растениями. Это не просто украшательство, в этом действе – древняя христианская традиция и глубокий смысл. Декорирование цветами входа в храм символизирует начало пути к Богу и преддверие в Рай, так как храм олицетворяет Рай. Под карнизом второго яруса (первый был проходным в храм) колокольни XVII в. церкви Рождества Богородицы на Бутырках в Москве были прекрасные поливные изразцы (кахели), на которых рельефно изображены вазы с цветами – символы Рая. На главном входе Киккского монастыря изображены вазы с виноградной лозой. Вазы с цветами в иконе и стенописях православных храмов являются символом Рая, сосудами вечной жизни – образ Иисуса Христа и сосудами чистоты – образ Божией Матери. Особенно эти символы характерны для икон Пресвятой Богородицы. «Вертоград Заключенный» – это Богородица, которая на земле была Вертоградом ради ненарушенного девства. Возможно, основой иконографии стала песня «О Тебе радуется» святого Иоанна Дамаскина, где Богоматерь сравнивается с «Духовным садом». В прообразовательной символике «Запертый сад» или по-старославянски «Вертоград Заключенный» – символ непорочности, чистоты и девства Богоматери. Вазоны с цветами на переднем плане – сосуды чистоты (лутрофоры) и знаки Рая, ибо «Сад – пространство Святого Духа» [прп Симеон Полоцкий]. Четыре вазы с цветами, расположенные на солее и восточной стене ограды в иконе Божией Матери «Вертоград Заключенный», как образ Церкви. Цветы в букете – образ Церкви, как собрания (собор) истинных христиан. Напоминают также о христианском благодарении – сожжении церковных свеч в храме. Воск их приносится в храм, говорит св. Симеон Фессалоникийский: «… как собираемый от многих цветов и почти от всех в знак приношения от всего». Если мы рассмотрим формы ваз на представленных святых памятниках церковного искусства, но увидим, что они, в большинстве своём, эдентичны и близки к лутрофору (с двумя ручками). А с цветами или виноградной лозой эти вазы приобретают ещё более глубокий смысл, представляя образ Спасителя, Божией Матери, Церкви, цветущего Рая, собора святых и христиан, то есть любви, Божьего благословения и Божественной красоты, радости в Боге – спасения в жизни вечной. Всё это главные основы – догматы, благодаря которым рождена, и на которых зиждется Вечная Вселенская Церковь Иисуса Христа – Спасителя мира. При выборе цвета и формы ваз для букетов и сосудов для цветочных композиций в украшении храмового интерьера предпочтение отдают золотым, белым, в пастельных тонах или прозрачным. Естественно преобладают однотонные, учитывая разноцветье стенных росписей, а также постоянно меняющуюся по церковному календарю символику цвета богослужений (облачения священнослужителей), ведь, как правило, благоукрасители придерживаются доминирующего цвета в праздничных композициях. В храмовых интерьерах с белыми стенами без росписей используют вазы и с рисунком. А что касается формы, то её нам подсказывают традиции памятников христианского искусства. Конечно, необходимо учитывать и стиль храмовой архитектуры: интерьер кафедрального собора в стиле барокко предполагает отличные цветочные композиции и формы ёмкостей от букетов и ваз в небольшой деревянной церкви.
Изменено:
|
|
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
28.10.2011 01:02:52
Больно, конечно, что есть мнения, не подкреплённые учением и наследием Церкви, а значит поверхностные, ведь личного мнения быть не должно, если оно не аргументировано учением Церкви. Особенно, когда так говорят те, кто мог бы использовать эти духоносные образы в проповедях и наставлениях. Сподобиться Небесного и не поскорбеть - не получится, и этому надо радоваться. Советуйте в таких случаях почитать труды святителя Василия Великого, праведного Иоанна Кронштадского, Святителя Луки Крымского, преподобного Максима Грека, святителя Филарета Московского, епископа Порфирия Успенского, П.А. Флоренского, князя Е.Н. Трубецкого, Н.О. Лосского и многих, многих ещё. Изучать значение цветов в иконографии. Однажды праведный Иоанн Кронштадский, взяв в руки цветок, сказал: "Целую Десницу, создавшую тебя". Искусство украшения православного храма цветами – то, что называют в миру флористикой можно считать не самым важным и даже необязательным “малым делом”, но вот как наставляет нас о малом доброделании архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «У самого входа в религиозную область существует некий “гипноз больших дел”: надо делать какое-то большое дело – или никакого. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей…А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царствию Божию…это вода на цветок личности человека». Без малого не бывает и большого. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Слово о малом доброделании // Непознанный мир веры. – Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – 351 с. – С. 287. ISBN 978-5-7533-0148-2 Но только тот, кто не сподобился исполнить послушания в украшении храма цветами, никогда не поймёт как это непросто ни с внешней стороны, ни с внутренней. К тому же это тяжёлый физический труд, не говоря уж о том, что это творчество, да ещё такое ответственное! Но какая это радость, как она согревает и вселяет надежду на спасение! Только задумайтесь, чему мы сподобляемся, конечно со страхом и благоговением! Особенно, когда допускаемся для украшения Плащаниц! Что касается материальной стороны, то тут два аспекта. Во-первых, не так уж и много необходимо средств для благоговейного украшения: превращать храм в оранжерею не следует. Цветы - благоговейные акценты. Во-вторых, если соборно молиться, то просящему подаётся. Случаев таких в моей практике немало, женский монастырь, в котором по благословению и молитвами игуменьи Елены подвизаюсь, только поднимается из руин, а цветы, порой, привозят, как-бы случайно узнавшие об этом. Храни Вас Господь и Матерь Божия в Вашем послушании. |
|||
|
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
27.10.2011 16:51:13
Церковные сосуды важны в аранжировке не только для изучения их формы и функциональных особенностей, но ещё и потому, что некоторые из них могут являться и объектами для составления композиций, например, сосуды для водосвятия и крещальная купель.
Не располагаю сведениями о храме, изображённом на фото, возможно кто-то нам подскажет, это очень важно для нас не только потому, что присутствуют цветочные композиции! Обратите внимание на резьбу Царских врат! Вазы с цветами, как образ Рая!
Изменено:
|
|
|
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.