Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 ... 58 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Только как идея, а не образец.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Звезда не восьмиконечная, но, как идея может быть использована.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Также не знаю автора, и звезда не совсем флористическая, но фантазию разбудит.
2.jpg (20.62 КБ) [ Скачать ]
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Исполнение "флористической" звезды , как символичной формы не только праздника Рождества Христова - задача для благоукрасителя. Поэтому важно изучать опыт в этом направлении и мастеров в миру, которые выполняют, казалось бы совсем не звёзды, например свадебный букет на каркасе, да ещё из лепестков! Но наблюдательный художник всегда увидит форму, технику, идею, растения, которые он сможет использовать и в украшении храма, форма может быть как плоскостной, так и объёмной.
Предлагаю несколько вариантов, которые каждый может использовать по-своему. На первой фотографии конкурсная работа, только, простите, без автора.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Елена Герасименко пишет:
Людмила Александровна, Вы пишете о том, что прочитав информацию о значении цветов в храме, размещенную на форуме, мы многое уже знаем. А у меня совсем другое ощущение, каждый раз, когда читаю посты в этом разделе на форуме, всегда радуюсь, что нашла людей которые могут мне помочь понять многие сокровенные истины цветочного убранства храма и какой должно быть место вокруг храма, но с большим сожалением понимаю, что я почти ничего не знаю, как благоукраситель. Несколько лет назад меня Господь привел первый раз в монастырское подворье Новомученников и Исповедников Российских (Коммунарка). ...много лет я была прихожанкой храма " Всех скорбящих радостей" (Б.Ордынка) и по сей день я чувствую, что Богородица тот источник силы, мудрости и радости во многих послушаниях.
"Образ Вертограда заключенного раскрывается в композициях «Страшного суда», где Богоматерь представляется на фоне Райского сада, сидящей на троне между ангелами. В храме святых Новомучеников и Исповедников Российских в «Коммунарке» (Свято-Екатерининский мужской монастырь Московской епархии) имеется изображение Богородицы с Богомладенцем на Престоле на фоне Райского сада в окружении четырёх ангелов" - это цитата из моей рукописи. Вы подвизаетесь в этом храме? Где есть образ Божией Матери в Райском саду, образом которого Она и является? Тогда у Вас есть возможность перед выполнением послушания молиться, испрашивая помощи и благословения, чтобы создавать образы Вертограда, так как православный храм - это Райский сад. Фотографии украшений храма на Ордынке есть в моём архиве. А учиться необходимо всем и всегда, в том числе и благоукрасителям, и радоваться тому, что сподобились постигать духовную глубину Православия через малое делание, ведь создание растительно-цветочных композиций в храме - это и смирение, и молитва, и созерцание, и благоговение (без которого не бывает любви), и просвещение, и проповедь, как проявление любви к Богу и ближнему а, значит - спасение.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Здесь присутствует символика. Во-первых, восьмиконечная звезда и белая лилия, которых три - Трилетствующая; 15 гвоздик - это 15 ступенек ветхозаветного храма (по количеству 15 псалмов), которые Она преодолела при входе в храм; 7 розочек - семисвечник - прообраз Божией Матери в ветхозаветном храме. По объективным причинам не получилось использовать синий (голубой) , как основной цвет композиции, но на праздники Рождества Пресвятой Богородицы и Введения во храм можно составлять композиции в светлых  нежных тонах. Недостаток, на мой взгляд в том, что просвечивает зелёный оазис (это видно на мониторе компьютера), хотя он как-бы отчасти и участвует в создании фона. По правилам мирской флористики именно зелёный оазис должен покрываться полностью, а цветной может участвовать, как полноправный компонент композиции.
Уже позднее, после того, как несколько расстроилась, что не получилось осуществить первоначальный замысел, увидела, что цветовая гармония цветочной композиции идентична цветовой гармонии  украшаемой иконы, на что также необходимо обращать внимание аранжировщикам и взять за правило... и успокоилась.
Это направление храмовой аранжировки необходимо развивать, надеюсь, что будут ещё примеры.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Церковная вышивка - это ещё одна тема, которую необходимо изучать благоукрасителям, так как это кладезь форм, цветовых гармоний, композиций. Именно вышивка поможет создавать, только уже из растений, символические формы, а орнамент, в традиционных мотивах - цветочные композиции. Мой опыт невелик в этом направлении, лишь в 2007 г. решилась последовать традициям и использовала форму киота Почаевской иконы Божией Матери, а композицию - в технике вышивки.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Цитата
Елена Герасименко пишет:



Вернусь к теме о сосудах. Если я правильно поняла, то для цветов специального сосуда нет. Цветы в храме должны возлагаться в виде венка, оформляться цветочной композицией на аналое, обрамлять Царские врата, паникадило.....откуда пришла традиция составлять букеты и ставить их в вазоны в храме. Почему меня волнует этот вопрос, потому что вижу что многие сосуды под цветы являются случайными в храме. Если обратить внимание, то букеты стоят в вазах порой разного стиля, формы, и т.п.
  Елена, о самой символичной форме вазона в храме поговорим позднее. Невозможно сразу объять необъятное. А также о числах.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Владимир 3
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Цитата
Ольга Исаковская пишет:

ЛИТЕРАТУРА
1. Большой Успенский собор в Москве. М., 1896.
2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913.
3. Васильев А. Андрей Рублев и Григорий Палама. "ЖМП", 1960, N 10.
4. Архиеп. Вениамин. Новая скрижаль. Изд. 12-е. СПб., 1859.
5. Голубинский Е. История Русской Церкви. М., 1881.
6. Дмитриевский А. Ставленник. Киев, 1904.
7. Прот. Ермолатий Н. Конспект по Церковному Уставу для 1-го класса Волынской духовной семинарии,1958.
8. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., Изд. И, Л. Тузова, 1896.
9. Книга Правил. М., 1886.
10. Митрополит Макарий. История Русской Церкви, т. II, Изд. 3-е. СПб., 1889.
11. Миронов А. М. История христианского искусства. Казань, 1914.
12. Нестеровский Е. Литургика, ч. I. М., 1909.
13. Никольский К. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е. СПб., 1907.
14. Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения, т. II. СПб., 1856.
15. Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. Пг., 1916.
16. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. П. Сойкина. СПб., 1912.
17. Прот. Рудаков А. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. Изд. 41-е. СПб., 1913.
18. Служебник.
19. Соколов Д. Краткое учение о богослужении Православной Церкви.
20. Типикон.
21. Требник, ч. I, II.
22. Троице-Сергиева Лавра. М., 1968.
23. Успенский Л. Смысл и язык икон. "ЖМП", 1955, NN 6, 7.
24. Успенский Л. Храм, его символика и значение в жизни христианина. "ЖМП", 1953, N 11.
25. Свящ. Флоренский П. Иконостас. Богословские труды, N 9. М., 1972.
26. Свящ. Флоренский П. Экклезиоло-гические материалы. Богословские труды, N 12. М., 1974.
27. Церковный Устав. Конспект для 1-го класса Московской духовной семинарии.
28. Иванов В. Таинства Агнца. "Московский Патриархат 1917 - 1977 гг.". М., 1978, ее. 68-79.
Ольга, у меня к Вам вопрос: "Этот список литературы Вы рекомендуете с какой целью? Он является продолжением темы о значении цвета?" Если так, то в данном случае надо было дать страницы, на которых имеется материал по данной теме. Поскольку многие из приведённых в списке мною прочитаны, найти эту информацию довольно сложно, в подавляющем большинстве совсем её, как отдельной темы, нет. Если это список для чтения аранжировщику цветов, то он сумбурный, так как не выделены темы, но, главное то, что источники являются раритетами по времени выпуска. Конечно, "Настольная книга...", "Иконостас" отца Павла Флоренского, "Новая скрижаль", книги Н.В. Покровского, Л. Успенского и др. переиздавались, поэтому, если приводить библиографию,то для удобства необходимо рекомендовать современные издания. И ещё, многие из приведённых непериодических изданий рассчитаны на подготовленного читателя, а алгоритм чтения предполагает путь "от простого к сложному". Что касается периодических изданий, то это раритет вдвойне, ЖМП за 50-е годы можно найти, если только в духовных учебных заведениях, у меня есть с 1948 г., но это наследие дедушки. Поэтому воспользоваться приведённой рекомендательной библиографией довольно сложно. Это небольшая консультация  специалиста, так как я - библиограф, и дипломная работа посвящена критериям отбора и систематизации православной литературы. Интернет также не всегда помощник в поиске материалов приведённых годов выпуска, да и чтение с монитора в больших объёмах нежелательно, а распечатка  может быть ограниченной.
Что касается значения цвета в христианском искусстве, то самая популярная информация -  это статья, материалами которой Вы воспользовались:Бычков, В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве / В.В. Бычков // Вопросы истории и теории эстетики.  - М.: Издательство Московского университета, 1975. - С. 129-145. Настольную книгу священнослужителя найти будет нетрудно, материалы которой также есть в приведённой информации. Также есть материал в учебнике: Языкова, И.К. Богословие иконы / И.К. Языкова. - М.: изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. - 207 с.: 16 л. вкл. Желательно прочитать: Трубецкой, Е., князь. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках; Два мира в древне-русской иконописи; Россия в её иконе / Е. Трубецкой. - Новосибирск: Сибирь XXI в., 1991. - 111 с. Эти книги неоднократно переиздавались и их легко найти. Художнику цветов желательно познакомиться и с очень известным изданием, материалы которого изучают на курсах флористического дизайна: Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен; пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. - 3 изд. - М.: Д. Аронов, 2004. - 96с.: ил. ISBN 5-94056-008-3.
В работе с цветом важно соединить символику цвета в Церкви с законами гармоний больших и малых контрастов, об этом можно поговорить дополнительно.
Что касается символики цвета облачений священнослужителей, то есть основного - доминирующего цвета в цветочных композициях, то могу дополнить: Цвет облачений священнослужителей на праздники, посвящённые благоверным князьям различные, если мученики, то – красные, если преподобные – зелёные (князь Даниил Московский, княгиня Анна Кашинская), а, если равноапостольные (великая княгиня Российская Ольга и креститель Руси князь Владимир), то – золотистые (жёлтые). Например, в Даниловском монастыре Богослужение  князю Даниилу Московскому и князю Петру и княгине Февронии в Муромском Троицком монастыре проходят в зелёных облачениях, хотя это можно считать местным обычаем, как и Богослужение в золотых, потому что по Уставу цвет облачений для Богослужений благоверным князьям – красные. Но, поскольку подобные явления имеют место быть в Церкви, тот, кто несёт послушание по украшению храма цветами, должен знать об этом и предусматривать в своей работе с благословения настоятеля.
Краткий материал в популярном изложении по иконографии и символике - это издание: Филатов, В.В. Словарь изографа / В.В. Филатов. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997. – 287с.: ил. ISBN 5-7429-00040-6.
Уточняю одну из позиций списка: Успенский, Л. Смысл и язык икон / Л. Успенский // ЖМП. – 1955. – № 6. – С. 55-64; № 7. – С. 53-65; № 8. – С. 50-58.
Изменено: Ольга Малова - 13.11.2012 23:51:40
Страницы: Пред. 1 ... 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 ... 58 След.