Цитата | ||
---|---|---|
Людмила Бондаренко пишет:
С оригинальностью в Эльзасе, на родине Рождественской елки, только остается руками развести и головой покачать,- нам "такого не понять", чтобы не росла елочка, как по природе ей и положено расти: -пушистой и душистой, а ...ее надо подвешивать, да еще и за макушку, бедную! Но вида "светильников из елок с плодами" оригиналы-мастера достигли,а Вы нас просветили! Хоть оригинально и познавательно, но очень хотелось бы надеяться на без "Возможно". |
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
05.01.2013 12:02:46
|
|
|
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
04.01.2013 15:09:18
От оазиса каллы никак не могли подпитываться, во-первых, консистенция стебля такая, что каллы воду из оазиса не берут, во-вторых, держались они на проволоке, а влага поддерживалась за счёт тейпирования. Сам процесс быстрый: подрезали стебель, одну проволочку ввели поперёк, а другую - непосредственно в стебель, два конца горизонтальной согнули и соединили обе проволоки, затем обмотали-закрепили тейп-лентой. |
|||
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
03.01.2013 20:06:25
|
|||
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
02.01.2013 19:55:44
Выполнялась задача скромного - аскетичного украшения и, по возможности, символичного - образного, поэтому композиция у иконы очень "компактная" - по благословению и под контролем священника. Правда, украшали ночью при приглушённом освящении и проглядела не задрапированный оазис, можно показывать как отрицательный пример.
|
|
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
02.01.2013 15:57:16
В распространении обычая украшенного хвойного дерева играла свою роль отчасти и коммерция, что можно наблюдать и сегодня, конечно, «у этого коммерческого измерения праздника есть много того, что, по крайней мере, у людей верующих вызывает озабоченность. Затеняется подлинный смысл. Но с другой стороны, даже этот коммерческий праздник способен при определённых обстоятельствах возбудить в сознании людей правильные мысли. И они же возникают эти мысли от созерцания рождественской ёлки, от какого-то покоя, которым овеян этот праздник» [Святейший Патриарх Кирилл].
Различная роль и образы придавались хвойному дереву в разное время, с ним исторически связано нарушение календаря, которое воспринималось как ломка мировоззрения и с её традиционно связанными и определёнными датами православных праздников. Разделение календаря обуславливалось разделением светской и церковной жизни, нарушились традиции: шумное празднование Нового года во дни Рождественского поста. Сформировался и псевдонародный ёлочный фольклор с его образами снежного леса, заснеженных деревьев (вата), блестящего инея (мишура и блёстки), маскарадных персонажей: снежинок, метелиц и обитателей зимнего леса – животных. Ель стала посланницей зимнего леса, утратив свой истинный образ Древа Жизни, подающего вечную жизнь. И даже тот же самый знак содержал иной смысл. Так обстояло дело со звездой, в обычае советской ёлки звезда не просто сохранялась, утратив свою христианскую символику Вифлеемской восьмиконечной, а была переосмыслена. Ощущение советской сути пятиконечной звезды, венчающей ёлки в советский период истории России, и её связь со звёздами Московского Кремля многие сохранили до сих пор. Поэтому важно какой смысл придаётся этому символу – хвойному древу, и какой образ создаёт благоукраситель, церковный или светский, когда на праздник Рождества Христова продумывает формы и элементы композиций по украшению – преображению храмового интерьера как глубокого внутреннего образа Райского сада, с вновь обретённым в Рождестве Спасителя Древом вечной жизни, или заснеженного зимнего леса, с его внешним земным блеском и «туманной», возможно и языческой символикой.
Изменено:
|
|
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
02.01.2013 15:54:44
Так в сознании русских людей постепенно совершалось слияние этого символа с самим праздником, ведь образ Древа в искусстве Церкви – это отображение основ веры, символ очень глубок, так как раскрывает путь спасения. Сочельник называли днём ёлки, которую устанавливали тайно от детей и только перед тем, как им позволено было открыть дверь и войти в помещение, где стояла ёлка, зажигали свечи. Празднование Рождества Христова в семейном кругу приобрело такую особенность, что отличало особенными символами-атрибутами главный праздник у православных – Пасху, но только с образами, отражающими именно это событие церковной истории. Рождественское древо, как образ иконографии и гимнографии праздника пришло в каждую семью, в каждый дом, создавая особую атмосферу, которая объединяла молитвенное ликование в душе православных, объединяя рождественское богослужение в храмах с домашней церковью и молитвой в едином порыве радости о родившемся Богомладенце и взрослых, и детей. Отражением и свидетельством того, что обычай постепенно принимался христианским мировоззрением православного народа, стало и литературное творчество в создании легенд для детей, имеющих в своей основе не только воспитательную функцию, но и проповедническую. Сюжет о Христовой ёлке для детей-сирот, умерших в рождественский сочельник, знаком нам по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». А в воспоминаниях Ивана Шмелёва ёлка – обязательный атрибут праздника, характерная черта и символ уже русского Рождества, особенно это остро переживалось в своё время в среде русских эмигрантов. А в советский период не просто тайная установка ёлки в определённый период, а даже и календарное время этого действа становились протестом против антицерковной идеологии и символом духовной радости и ностальгии по утраченной России.
К истинно русским, исторически сложившимся традициям Рождества относилось «славление», участникам которого – христославам дарились угощения и подарки. С XVI в. этому обычаю сопутствовал вертеп – кукольный театр, показывающий историю рождения Христа. Законом вертепа запрещалось показывать в образе кукол Богородицу и Богомладенца, поэтому ставилась икона. В Рождественских песнопениях мы благодарим воплотившегося Сына Божия за то, что Он пришёл оживить, воскресить, обновить всю тварь и венец творения – всех людей, открыв им путь к вечной жизни. Древо Жизни Рая, имевшее силу предохранять от болезней и смерти человека, питавшегося его плодами, но которого человек лишился по своей воли, в Рождестве Спасителя вновь было обретено, так как пришествие в мир Христа открыло двери Рая. В средние века твёрдо установился обычай в Николин день 19 декабря дарить детям подарки в подражание великому святому, что также свидетельствует о том, что светские обычаи являются подражанием традициям церковным, а не наоборот, ибо, формируясь на протяжении веков, в чём-то, возможно, сходные с языческими, в основе своей они являются не чувственным приветом солнцу и его земным дарам, а выражением благодарности Солнцу Правды – Христу – Творцу мира и человека за Его духовные дары: «Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!». Многие христианские символы можно сопоставлять с языческими, даже крест, но главным аргументом против их использования в церковном искусстве не может быть посыл в дохристианскую историю, для православных важен лишь тот новозаветный образ и символ, который они раскрывают. |
|
|
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
02.01.2013 15:53:13
Всех участников форума сердечно поздравляю с наступающим Рождеством Христовым и желаю всех благ от родившегося Богомладенца!
Людмила Александровна Бондаренко высказала мне пожелание о том, чтобы перед праздником дать возможность благоукрасителям поразмыслить об образах, которые они бы постарались воплотить в своих творческих работах. Попыталась как-то поразмышлять об исторически сложившихся традициях, церковных и светских, и сопоставить все "за" и "против". Буду рада, если этот материал поможет в выполнении послушания. В 2011 г. в украшении Благовещенского собора использовали каллы, как образ свечей. Традиции украшения вечнозелёного дерева менялись в ходе истории человечества. Ещё в VII в. рождественское дерево украшали как символ вечной жизни и райского древа, поэтому использовали красные яблоки зимних сортов, которые впоследствии заменили на стеклянные шары, забыв духовное осмысление этой формы; живые цветы; Вифлеемскую звезду; шпиль с ангелом; гибкие восковые свечи, которые оборачивали вокруг веток. В истории России традиция украшенного хвойного дерева на Рождество Христово отнюдь не безоблачна и более чем драматична: против этого обычая выступала Церковь, боролись с ним и большевики в разное время и, естественно, по разным причинам. Святейший Синод вплоть до 1917 г. запрещал устройство ёлок в учебных заведениях, как иноземного обычая и даже языческого. Именно у германцев в VII в. хвойное дерево стало рождественским древом, да и настроения Первой мировой войны с Германием не могли не влиять на отношение к этому обычаю в России. Приверженцы русской старины выступали против западного нововведения, посягающего на национальную самобытность. Большевики же запрещали рождественское древо для того, чтобы ничто не напоминало о христианском празднике, но только началась эта кампания не сразу после октябрьского переворота, а с 1922 г., апогей же борьбы пришёлся на 1930 г. И лишь в 1935 г. ёлку вернули, но, как новогоднюю, как предмет развлечений. В 1991 г. зажглись не новогодние, а рождественские ёлки без пятиконечных звёзд, так как 7 января стал праздничным днём календаря. Впервые в России Пётр I ввёл обычай украшать улицы городов хвойной растительностью (сосна, ель и можжевельник) в ознаменование Нового года, но только лишь как декор светского праздника, ничего не имеющего общего с западной рождественской традицией. Украшение древами и ветвями предписывалось устанавливать именно снаружи (на воротах, крышах, дорогах…), а не в помещении. Но в XIX в. хвойное дерево превратилось в рождественское и восстановило христианскую символику. Оно воспринималось древом Младенца Христа, как символ возрождения и обновления, Райским Древом Жизни, а украшения даже уже не интерьерными, а напоминающими и о райских плодах, и о духовных плодах, которые приносит Рождество Христово всему человечеству, возвращаясь к его детству. Эти плоды – дары, как напоминание о законе любви и добра, милосердия и сострадания, что способствовало развитию традиций благотворительности. Вифлеемская звезда и свечи – это чудесный Божественный свет, который осиявал поле пастухов и путь волхвов, открыв человечеству путь ко спасению. Крестовина воспринималась как крестный путь – опора и надежда в земной жизненном пути, а вечнозелёное древо и крест – символы вечной жизни. |
|
|
Первые шаги в искусстве цветочного убранства икон в храме, Тема открыта специально для начинающих цветоукрасителей.
28.12.2012 19:03:30
|
|||
|
Помощь в составлении цветочного убранства в храме, Практический раздел форума с советами и пояснениями. Внимание! Открыт Почтовый ящик - возможность общения наших гостей на форуме: blagoykrasitelnitsa@yandex.ru для всех ваших вопросов, рекомендаций, советов и пожеланий.
15.12.2012 16:48:06
Людмила Александровна, со всем уважением к Вам, Спаси Вас, Господь за помощь начинающим, да и не только. Всегда удивляюсь Вашему образному мышлению. Но, позволю не согласиться с Вами по поводу "логических" рассуждений насчёт конфеток и мандаринок. Мандарины, конечно хороши и по форме, а, главное по цвету подходящие... Да только, если взять Ваши рассуждения за общее правило, то, изучая жития святых и их благотворительность, так можно далеко зайти. Да и что далеко ходить, тогда к цветочкам можно привесить и золотые монетки, которые святитель Николай жертвовал и многое ещё чего... Думаю, что лучше эти сладости раздать детям, а не "портить их" из-за соседства с сыростью, оазисами, зубочистками и т.д. А, если вспомнить и о том, что всё, что находилось рядом со святыней, нужно особым образом утилизировать, то какая уж тут благотворительность - всё на выброс. Конечно, в искусстве Церкви плоды - это символы плодов духовных, но, понятно по каким причинам в изобразительном искусстве церковных интерьеров и иконописи изображают не все подряд плоды, а подходят к этому вопросу избирательно и аргументировано. Даже на Преображение в композиции, украшающие икону праздника, вводить плоды нежелательно, хотя это очень красиво, и есть множество работ просто изумительных. Ведь икона праздника - история евангельская, а в Евангелии о плодах на Преображение Господне ничего не сказано. Да, это традиция Церкви, и для этого составляют специальную композицию на солее для освящения, в которой преобладают (по отношению к цветам) - плоды, но и цветы присутствуют обязательно, их также освящают.
|
|||
|