Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 58 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 7. Гирлянды
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 6. Гирлянды
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 5
5.jpg (59.98 КБ) [ Скачать ]
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 3
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Светильники 2
5.JPG (124.03 КБ) [ Скачать ]
6.jpg (106.34 КБ) [ Скачать ]
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Украшать или не украшать главный светильник в храме? 
Думаю, что объективно  однозначно ответить на этот вопрос сегодня не представляется возможным, отсутствуют уставные запреты, с одной стороны, прогрессирует реальная практика – с другой, да различные ассоциации восприятия, как у настоятелей, так и у благоукрасителей. 
Что же делать? 
Как найти золотую середину не ради земного согласия, к которому тоже надо стремиться по возможности, а в поисках истины, которая будет обоснована с точки зрения учения – предания Церкви?
 Попробую лишь проанализировать имеющиеся материалы, да поделиться личными ассоциациями, нелишне, конечно, вспомнить и о разумной достаточности, балансе, простоте, а не пестроте, гармонии и образах, о форме, которая дух бережёт, то есть в очередной раз соединить законы композиции с требованиями именно церковного искусства, напомнив о разных подходах в украшении растениями православного храма и светских интерьеров.

 Начнём с того, что храмы различаются своими размерами,  а светильники  ещё и формой, поэтому в каждом случае необходим индивидуальный подход. «Масса» сама по себе, как одна из характеристик композиции  никогда не будет приветствоваться в храме (это дело времени), в отличие от мирского интерьерного дизайна, поэтому в небольшом храме и небольшие светильники нагружать тяжёлыми гирляндами не следует.

 Нельзя прикасаться и к произведениям искусства, которые нередко присутствуют в храмах, то есть к старинным памятникам и особо-художественным произведениям. 
Нельзя закрывать цветами и особые христианские символы (крест, ангел, херувим, монограмма и др.). Если же решение об украшении – реальность (благословение настоятеля или его отсутствие, то есть самостоятельно принятое решение в случае нежелательной полной самостоятельности приглашённых специалистов), то необходимо обосновать принятое решение как по форме, цвету, массе, балансу… с  точки зрения церковных традиций, прежде всего для себя, понимая ответственность.

 Аналогии с чем мы можем провести?
 С имеющимися формами-элементами самих светильников или с традиционными, например, драпировками. С одной стороны – это гирлянды из плодов и цветов (Гробница Божией Матери, Успенский собор Кремля…), с другой – ленты, тканевые драпировки по подобию гирлянд, в том числе имеющие особое богослужебное значение (круг с лентами - храмы Иерусалима,  Греции и наши)..

 Можно, ведь, воспроизвести формы тканевых драпировок или гирлянды из металла и перенести на светильник с помощью живых растений на те светильники, на которых они отсутствуют? Думаю, что можно, тем более, что есть, чем обосновать, то есть имеющимися примерами, исторически сложившимися и имеющими свои символические оправдания. 

Кроме растительных гирлянд в качестве  символического украшения используется яблоко, а также шишки, реже встречается звезда, а в драпировках – кисти.
 Другой вопрос, что любая из форм может быть по-разному воспроизведена – гирлянды могут быть утончёнными, деликатными и лаконичными по своей массе, выдержанными (не пёстрыми) и гармонично-символичными по цвету. 
Возможно, образовывать и символичные формы.

 Если же есть  желание, стимулируемое разными причинами, привнести в храм очень большое количество цветов, непреодолимо, то загромождение паникадил и хоросов, особенно в небольших храмах, можно лишь объяснить или коммерцией, или непониманием сакральности храмового пространства и его элементов, или не профессионализмом, или желанием показать и утвердить себя в своих «оригинальных» идеях в урон благоговейным задачам благоукрасителя в православном храме. 
Не побоюсь сказать, что огромные  «колбасы» гирлянд не вызывают благоговейных – молитвенных чувств и трудно понять их задачу в необходимости присутствия во время богослужения, если только как "отвлекательный" от молитвы знак для того, чтобы поглазеть на вдруг появившееся «существо», на которое невозможно не отвлекаться каждому присутствующему на богослужении.

 Даже, если украшена только праздничная икона на аналое, то это уже становится объектом внимания, а, если храм превратили с помощью цветов в подобие «свадебного банкетного зала» с огромным объектом в центре, то это не заслуга создателя, а совсем наоборот, и завидовать тут совершенно нечему.
 Подобное обилие, засилье цветов предполагает и буйство эмоций и веселья, приподнятого игривого настроения и даже эйфории, а не молитвенного состояния. Радости созерцания способствует разумная достаточность. Поэтому, надеюсь, что  обсуждение темы будет продолжено, а иллюстрации ещё раз позволят подумать и сделать  выводы, если цели, которые ставят перед собой благоукрасители, – благие  во славу Божию, а не демонстрация своего мастерства.
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Совершенно необязательно создавать флористический объект в форме звезды на главном храмовом светильнике, ведь нет на то богослужебных указаний. Свои размышления и фотографии по данному вопросу помещаю на странице "О роли и значении..."
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Вот наскоро найденные в инете фотографии, которыми, на мой взгляд, можно проиллюстрировать сказанное выше. Сами по себе эти композиции флористические - весьма хороши, но уместны ли они в Церкви? Служат ли здесь цветы главному - восхвалению Славы Божией или наоборот?
Давайте попробуем разобраться, без смущения и обид, все мы люди и можем заблуждаться. Помоги нам Господь!
Думаю, что, несомненно, будет благим начинанием обсуждение того, что неприемлемо в храме, так как многие уже сложившиеся "традиции" прочно укореняются и становятся чуть ли не образцами. В цикле лекций по курсу благоукрашения храмов у меня есть лекция-практикум-семинар, на котором мы обсуждаем то, какие композиции нежелательны, то есть ошибки разного рода, в том числе и чисто "флористические", а, главное, те, которые, как инородное тело, вызывают негативное отношение у воцерковлённых прихожан, которые, порой не могут объяснить почему, но чувствуют эту неприемлемость. После каждого послушания "вычисляем" и свои недочёты и ошибки - это очень полезно, а совершенен только Господь. Понятно, что коммерческая сторона присутствует, и это направление, особенно в больших городах имеется. Храм для коммерсантов - очень выгодная "ниша", и очень выгодно насаждать, как пример, европейскую флористику с её массивностью, но растительные композиции говорящие, они всегда имеют определённый образ, и нередко неправославный, поэтому проблема ещё серьёзнее, чем просто бизнес.  Трудно себе представить, чтобы, например, в мечеть или синагогу "запустили"  иноверцев, а в православных храмах очень часто работают (именно работают, а не несут послушание) те, у кого даже не спросили крещены ли они, что явно недостаточно, воцерковлены ли, тем более, получили ли они на то благословение исповедника. Понятно, что быть флористом, даже с регалиями явно недостаточно, чтобы украшать православные святыни. Разница слишком очевидна, как между художником и иконописцем. Нельзя православный храм превращать в лес, да ещё заснеженный, оранжерею, флористическими стенками закрывать не только святыни, но и архитектурные элементы, являющиеся произведениями искусства, в "тортиках" или массивных композициях топить главную святыню Церкви - Животворящий Крест, вместо древа строить сомнительные сооружения из разрубленных его частей. Ведь это только подумать! Древо - очень важный и многозначный символ в Церкви в своей целостности - соборности, а его взяли разрубили (можно сказать - убили) и поставили в сомнительном художественном образе! Паникадило - тоже образ Древа. Не зря же облачения священнослужителей имеют определённый цвет - в Церкви цвет, прежде всего, имеет богословское - духовное значение, но имеет место и пестрота, порой "махровая". Что касается светильников, в частности паникадил и хоросов, то тема не так проста и нельзя быть категоричными. В таких случаях необходимо обращаться к истории, искусству Церкви и его символике,  но и здесь "простота, а не пестрота" играет главенствующую роль и требует подробного анализа. Недавно мне показали композиции японской икебаны, составленные из сознательно искривлённых - корявых ветвей берёзы, образ явно негативный  с тайными смыслами и остаётся только догадываться почему. Поэтому так важно, чтобы и через образы, которые воплощают в своих  композициях художники цветов, прихожанам открывались богословские смыслы христианского искусства – иконографии и гимнографии, то есть вероучения. В этом заимствовании – особая проповедническая и просветительская задача современного православного цветосложения через творческое осмысление церковных смыслов посредством  растительных композиций.

Какова нива, таковы и семена; каковы цветы, таковы и краски; каков делатель, таково и дело (3 Езд. 9: 17).  «Эстетическая ценность богослужения состоит не в том, чтобы его чувственные формы были красивы, а в том, чтобы их красота как можно ярче выражала и полнее воплощала духовное содержание истинной религии» [В.С. Соловьёв].
Изменено: Ольга Малова - 01.02.2013 18:06:12
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
Цитата
Елена Летуновская пишет:
Доброго времени суток всем форумчанам! Хочу поделиться со всеми чудесным средством растительного происхождения, которое помогало мне и членам моей семьи в период эпидемии гриппа. Издавна известны лечебные свойства пряностей, которые, к сожалению, сейчас незаслуженно забыты.Куркума — прекрасный природный антибиотик. Это качество делает ее поистине незаменимой . Казалось бы, аптеки переполненны антибиотиками, но, в отличие от синтетических препаратов, пряность-лекарство не ухудшает состояние желудочно-кишечного тракта и не разрушает печень. Напротив, при употреблении куркумы повышается активность кишечной флоры и улучшается пищеварение. Она стимулирует имунную систему, способствует повышению сопротивляемости организма разного рода инфекциям, согревает и очищает кровь. Куркума считается абсолютно безвредной и может применяться и в пожилом, и в детском возрасте после исполнения двух лет. Найти куркуму можно в бакалейных отделах продуктовых магазинов. Мы принимали ее по 1/2 ч.л.,разведенной в 30 мл горячей воды или молока. Мы остались очень довольны этим рецептом. Помощи Божией!
Елена, благодарим Вас за совет, который в данное время может пригодиться многим. Я уже выздоравливаю, а у нашей дорогой Людмилы Александровны, гриппозный период и слабость, пока еще продолжаются . Прошу всех помолиться о её здравии.
Страницы: Пред. 1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 58 След.