Светильники 7. Гирлянды
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
06.02.2013 21:07:50
Украшать или не украшать главный светильник в храме?
Думаю, что объективно однозначно ответить на этот вопрос сегодня не представляется возможным, отсутствуют уставные запреты, с одной стороны, прогрессирует реальная практика – с другой, да различные ассоциации восприятия, как у настоятелей, так и у благоукрасителей. Что же делать? Как найти золотую середину не ради земного согласия, к которому тоже надо стремиться по возможности, а в поисках истины, которая будет обоснована с точки зрения учения – предания Церкви? Попробую лишь проанализировать имеющиеся материалы, да поделиться личными ассоциациями, нелишне, конечно, вспомнить и о разумной достаточности, балансе, простоте, а не пестроте, гармонии и образах, о форме, которая дух бережёт, то есть в очередной раз соединить законы композиции с требованиями именно церковного искусства, напомнив о разных подходах в украшении растениями православного храма и светских интерьеров. Начнём с того, что храмы различаются своими размерами, а светильники ещё и формой, поэтому в каждом случае необходим индивидуальный подход. «Масса» сама по себе, как одна из характеристик композиции никогда не будет приветствоваться в храме (это дело времени), в отличие от мирского интерьерного дизайна, поэтому в небольшом храме и небольшие светильники нагружать тяжёлыми гирляндами не следует. Нельзя прикасаться и к произведениям искусства, которые нередко присутствуют в храмах, то есть к старинным памятникам и особо-художественным произведениям. Нельзя закрывать цветами и особые христианские символы (крест, ангел, херувим, монограмма и др.). Если же решение об украшении – реальность (благословение настоятеля или его отсутствие, то есть самостоятельно принятое решение в случае нежелательной полной самостоятельности приглашённых специалистов), то необходимо обосновать принятое решение как по форме, цвету, массе, балансу… с точки зрения церковных традиций, прежде всего для себя, понимая ответственность. Аналогии с чем мы можем провести? С имеющимися формами-элементами самих светильников или с традиционными, например, драпировками. С одной стороны – это гирлянды из плодов и цветов (Гробница Божией Матери, Успенский собор Кремля…), с другой – ленты, тканевые драпировки по подобию гирлянд, в том числе имеющие особое богослужебное значение (круг с лентами - храмы Иерусалима, Греции и наши).. Можно, ведь, воспроизвести формы тканевых драпировок или гирлянды из металла и перенести на светильник с помощью живых растений на те светильники, на которых они отсутствуют? Думаю, что можно, тем более, что есть, чем обосновать, то есть имеющимися примерами, исторически сложившимися и имеющими свои символические оправдания. Кроме растительных гирлянд в качестве символического украшения используется яблоко, а также шишки, реже встречается звезда, а в драпировках – кисти. Другой вопрос, что любая из форм может быть по-разному воспроизведена – гирлянды могут быть утончёнными, деликатными и лаконичными по своей массе, выдержанными (не пёстрыми) и гармонично-символичными по цвету. Возможно, образовывать и символичные формы. Если же есть желание, стимулируемое разными причинами, привнести в храм очень большое количество цветов, непреодолимо, то загромождение паникадил и хоросов, особенно в небольших храмах, можно лишь объяснить или коммерцией, или непониманием сакральности храмового пространства и его элементов, или не профессионализмом, или желанием показать и утвердить себя в своих «оригинальных» идеях в урон благоговейным задачам благоукрасителя в православном храме. Не побоюсь сказать, что огромные «колбасы» гирлянд не вызывают благоговейных – молитвенных чувств и трудно понять их задачу в необходимости присутствия во время богослужения, если только как "отвлекательный" от молитвы знак для того, чтобы поглазеть на вдруг появившееся «существо», на которое невозможно не отвлекаться каждому присутствующему на богослужении. Даже, если украшена только праздничная икона на аналое, то это уже становится объектом внимания, а, если храм превратили с помощью цветов в подобие «свадебного банкетного зала» с огромным объектом в центре, то это не заслуга создателя, а совсем наоборот, и завидовать тут совершенно нечему. Подобное обилие, засилье цветов предполагает и буйство эмоций и веселья, приподнятого игривого настроения и даже эйфории, а не молитвенного состояния. Радости созерцания способствует разумная достаточность. Поэтому, надеюсь, что обсуждение темы будет продолжено, а иллюстрации ещё раз позволят подумать и сделать выводы, если цели, которые ставят перед собой благоукрасители, – благие во славу Божию, а не демонстрация своего мастерства. |
|
|
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
01.02.2013 17:41:30
Какова нива, таковы и семена; каковы цветы, таковы и краски; каков делатель, таково и дело (3 Езд. 9: 17). «Эстетическая ценность богослужения состоит не в том, чтобы его чувственные формы были красивы, а в том, чтобы их красота как можно ярче выражала и полнее воплощала духовное содержание истинной религии» [В.С. Соловьёв].
Изменено:
|
|||
|
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
06.02.2013 17:34:49
|
|||
|