Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Многие цветочные храмовые украсители знают, что даже внесенный в храмовое пространство аналой с установленной на нем и украшенной цветами праздничной иконой, тут же изменят атмосферу пространства Храма!
Но, далеко не все знают или просто забывают об обязательном соблюдении требования - ГАРМОНИИ* при размещении элементов цветочных украшений в интерьере Храма. Особенно это заметно, когда кроме праздничной иконы, лежащей на центральном аналое, в интерьер дополнительно вносятся еще и цветочные украшения Иконостаса, Паникадила и других мест. И, на мой взгляд, именно в такой ситуации нужно еще более строго соблюдать принцип ГАРМОНИИ и стараться его не нарушать! Для этого следует заранее уточнить с настоятелем Храма, где, на чем нужно сосредоточить главный акцент цветочного украшения, тогда как остальные цветочные украшения будут нести только качество дополнительного штриха и поддержки в создании праздничной атмосферы и не выступать активнее главного акцента украшения.
При просмотре в интернете фотографий Рождественских украшений, я обратила внимание на огромное разнообразие Рождественского убранства: в одних - за главный акцент выбиралось создание из цветочного орнамента огромной Вифлеемской Звезды на Паникадиле и совсем маленького Вертепа на аналое, в других же, совсем наоборот: создавали большой Вертеп с маленькой Звездой, а где то Вертеп не устанавливали, но была просто украшенная цветами икона. Ниже, предлагаю к просмотру только часть фотографий, наиболее обративших на себя мое внимание и подтверждающих разнообразие с конкретными и храмовыми интерьерами. Слава Богу! Хорошо, что у нас существует такой творческий потенциал и повсюду растет число храмовых цветочных украсителей!
(* О существующих семи требованиях к красивому цветочному украшению я сегодня уже писала в теме "Первые шаги" нашего форума)
В момент написания этого сообщения, по ТВ каналу "Союз" свою лекцию читал профессор МДА А.И. Осипов и я услышала,очень интересное сообщение, что в последнее время в нашей стране, начиная с послеперестроечного периода, в светском мире стала наблюдаться уже не только в рекламе, но и в жизни, устойчивая тенденция и стремление наших граждан к развлечениям и наслаждениям в любой сфере, как воспитанных в духе потребителей. Людей развлекают, отвлекают, смешат чем только можно! Особую роль и пышность при этом создают все те же самые цветы, украшающие многие светские мероприятия с различными цветочными фантазиями флористов от букетов до концертов и т.д.!
К сожалению, эта тенденция может коснуться и наших, православных Храмов! Будем внимательны и осторожны в выборе осуществляемых украшений. Тем более, что в интернете или в продаваемых тематических книгах, часто предлагаются примеры оформления протестантских или католических интерьеров, порой только запутывающих и искушающих православных украсителей разнообразными вариантами с обильно и красиво насыщенными цветами украшениями. Православный Храм - это не аналог и концертного или выставочного зала, в которых флористы специально выбирают особые места в интерьере для размещения цветочных украшений с целью привлечения исключительно всеобщего внимания зрителей и повышения уровня зрительского наслаждения от проводимого мероприятия!
У нас же, в православных Храмах, люди прежде всего пребывают в молитве и стремяться избавиться от пленения личными страстями, а не их росте, поэтому о возможном влиянии цветочных украшениний и последующих из-за этого у прихожан искушениях от услаждения цветочным любованием и о возникающей в связи с этим ответственности самих украсителей, следует всем знать, чувствовать меру в украшениях и всегда об этом помнить.
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
При оформлении, я всякий раз сталкиваюсь и обращаю особое внимание на ящики либо корзинки и емкости для сбора свечных огарков у подсвечников, стоящих по бокам центрального аналоя, и всякий раз " дополняющих и украшающих" праздничное цветочное оформление.
Тут привожу вид у аналоя в начале службы, где по бокам стоят букеты в синих вазах (третье фото)и как меняется картина КРАСОТЫ с этими, зеленого цвета, ящиками!!!
У меня не получилось снять на одно фото,т.к. требовалось увеличение, но представить вид, по двум отдельным фото, полагаю,что можно.
Сколько не просила дежурных, переставляя их на задний план, за аналой или в стороны - так, они спустя некоторое время, снова в центре обзора оказываются!!!
Похожую ситуацию с емкостями под огарки, я встретила пока еще и в другом Храме, просматривая в интернете фотографии с Рождественскими работами( мой комп. разместил это фото четвертым). Необычное и красивое украшение к празднику выполнено, а ситуация с емкостями тоже сразу заметна и попадает в общую центральную композицию.
Авторы, простите меня, что без согласования с вами причины показа использовала ваше фото в теме. Но постараюсь это сделать в ближайшее время.
Попался на мой взгляд и допустимый вариант, только где приобретали такие сосуды для свечных огарков не знаю. Удобны ли они в пользовании? Кто знает, подскажите, где такие купить и их стоимость. (первое фото)
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Когда я продумывала цветочное украшение праздника Богоявления (Крещения),то тут, обязательно, учитывала и интерьер нашего Донского Храма, в котором преобладает более белый цвет.
На втором фото, где в оформлении я использовала 4 узкие полоски серебристого, зеркального отражателя, напоминающие и воссоздающие, как бы водные, речные, потоки, но к большому удивлению и неожиданности, проявился интересный объемный эффект отражения и в "потоках",как в водах частями отразилась цветная роспись храмового свода, как бы,Небесного Иерусалима!
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
На днях, мне удалось побывать в нескольких окрестных храмах и прийти к простому выводу, что все-таки интерьер каждого храма и архитектурный стиль требует только, исключительно, индивидуального подхода, особенно, при внесении в него цветочного украшения и что красиво в одном храме, быстро может нарушить гармонию в другом.
К примеру, по выложенным некоторым фото, еще раз можно убедиться о различии храмовых интерьеров.
Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
На этом простом примере украшения иконы очень отчетливо просматриваются все
СЕМЬ требований к расстановке у иконы КРАСИВОГО украшения из цветов:
ГАРМОНИЧНОСТИ, АССИМЕТРИЧНОСТИ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ, ОБЪЕМНОСТИ, ДИНАМИЧНОСТИ, НОВИЗНЫ и СЮЖЕТНОСТИ.
Так, например, если рассмотреть требование к ГАРМОНИЧНОСТИ, которое состоит как бы из трех частей:
1- гармонии между собой в установленном цветочном материале ( по цветовым оттенкам, формах и размерах),
2- гармонии, соблюдаемой на аналое между ним, украшаемой иконой и установленным цветочным украшением( в т.ч. украшение не должно мешать прихожанам прикладываться к иконе),
3- гармонии, соблюдаемой между аналоем с украшенной иконой и общим интерьером храма, особенно его Иконостасом.
Если же, кроме праздничной иконы на выносном аналое, в храме дополнительно вносятся в интерьер еще и другие цветочные украшения, то в такой ситуации нужно еще более строго просмотреть этот пункт требования!
Для этого, следует заранее оговорить с настоятелем где и на чем нужно сосредоточить главный акцент, тогда как остальные цветочные украшения будут нести только качество дополнительного штриха в создании праздничной атмосферы и не выступать главнее.
Поиск ГАРМОНИИ - вопрос очень трудный не только для только начинающих и этому надо настойчиво учиться.
Далее, я хочу предложить вам и моим слушателям факультативных занятий, в качестве домашнего задания, увидеть в этой работе остальные шесть требований и здесь их объяснить.
Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
В качестве крепления я использовала прочную, суровую нить, защитного зеленого цвета и которой в несколько раз туго обматывала киот, чтобы потом в шахматном порядке, устанавливать за эти нити соответствующего размера веточки гипсофилы до получения с трех боков киота хорошего и пышного вида.
У зрелой гипсофилы есть замечательное качество: даже высыхая, ее веточки прекрасно сохраняют свой внешний вид, поэтому украшение можно оставить и до отдания праздника Богоявления.
Если все-таки в работе использовать оазис, то надо не забывать о водной защите иконы, киота и аналоя на весь период использования оазиса.
Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
Теперь, когда в общем виде я показала работу,то далее расскажу по-порядку крепление и установку цветов на данном киоте. В первую очередь, необходимо по периметру установленной в киоте раме заполнить небольшими веточками гипсофилы всю его внутреннюю часть, т.е. между стеклом и иконой, потом на 2-этапе, надо установить по периметру гипсофилу,но над стеклом (на всех фотографиях показаны ракурсы только 2-х этапов), а потом, на 3-м этапе установить с внешних сторон киота более длинные веточки гипсофилы, просто "на сухую", без использования оазиса.
Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
Прошли Великие Господские праздники и я с большим интересом ожидаю результатов от украсителей о Рождественских и Крещенских украшениях.
Кто-то, возможно, использовал для украшения икон и флористическую губку - оазис, а кто-то, как и я обошлись иначе.
Хочу поделиться простым,но оказавшимся неожиданно интересным и красивым решением украшения праздничной иконы Богоявления или Крещения Господня.
Для начала скажу,что в предварительной идее, кроме цветов гипсофилы другие виды цветов у меня на этот раз не "просматривались" и кроме того, праздничную новописанную икону алтарники поместили в глубокий, т. коричневого цвета киот, под стекло, что составило некоторые трудности в поиске художественной идеи!
Но,Слава Богу, Его промыслом все устроилось!
С помощью использования именно высокого киота и стекла получился удивительный эффект, представляющийся тем, что каждый прикладывающийся к иконе, как бы здесь, в Храме ,"погружал свое лицо в Святые воды Иордана", где Крестился Господь, а белые, воздушные цветки гипсофилы и о Святости повествовали и о Чистом белом снеге зимнего праздника! Поверхность же стекла давала еще и блики, какие бывают и на поверхности воды!
Для мерцания - вокруг иконы, на цветки гипсофилы я редко положила немного ниток синего и серебристого очень тонкого елочного дождика. Присутствие же фигурки голубя, изготовленного из перьев, понятна всем.
Я была очень рада, что пришла такая идея и я смогла ее воплотить, используя только гипсофилу, а прихожане понравившемуся украшению на праздник!
Факультативные и выездные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке., Практическое приложение к форуму "Цветы и храм".Консультации для желающих - в день проведения занятий или МК !!! Схема проезда к нам: см. в 11-м сообщении.
Светлана пишет:
А когда состоится следующее занятие? Есть желающая из Никольского Храма пос. Правдинский, Раиса. Если меня отпустят мои домашние, постараюсь тоже приехать.
Очень хорошо,что Раиса, как и еще троих желающих: 2-х Марин и Александры захотели приобщиться к занятиям! Прошу пока всех подождать,т.к. 21 января, занятия не будет. Завершаются ремонтные работы. Возможно,что занятия будут проходить и в другом формате.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Факультативные и выездные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке., Практическое приложение к форуму "Цветы и храм".Консультации для желающих - в день проведения занятий или МК !!! Схема проезда к нам: см. в 11-м сообщении.
Светлана пишет:
Семинар среди российских преподавателей безусловно был бы полезен в деле развития Храмового украшения цветами. Однако считаю эту задачу долгосрочной в плане исполнения, тогда как множество Храмов остаются в стороне от благочестивого и трепетного украшения, при наличии желающих овладеть этим искусством. У Вас же имеется огромный теоретический багаж знаний, практический опыт, свой художественный вкус и своё понимание допустимого и недопустимого в украшении Храмов. И мне остается лишь смиренно просить Вас поделиться своим опытом хотя бы в сети интернет, из-за отсутствия возможности личных встреч.
Светлана!
Вы совершенно правильно говорите. Действительно множество Храмов остаются в стороне от искусства благочестивого цветочного украшения праздничных икон. На это много разных объективных причин. Одна из которых - недостаточно и преподавателей и обучающих центров.
С появлением интернета для желающих появилась возможность какого-то самостоятельного обучения в нем, но без общения с коллегами, такое обучение может и ошибочно создать эффект "хорошего знания" в этой области.
Я думаю, что интернет форма может быть использована только как дополнительная, но не как основная.т.к. без практики.
В поле нашего форума и при участии форумчан я стараюсь такую правильную форму для общения воплотить. Но, к сожалению, пока только наблюдаю, что число просмотров достаточное, а вот число участников, живо интересующихся этим вопросом пока прежнее. Если это личностные смущения, то понимая необходимость, актуальность и значение цветов осуществляемое в Храме, надо их стараться преодолевать. Короче - на вопросы будут и ответы,что позволит компенсировать возможность личных встреч.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]