Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 227 След.
Украшение территории и работа над ландшафтом храма., Цветочные, композиционные и ландшафтные идеи, приемы, принципы, советы и обсуждения.
Осень. Благоприятная пора посадок. Саженцы лиственных деревьев с быстрой доставкой и оплатой по Москве и Подмосковью можно приобрести в компании Любимый сад.

 Подробности читать на сайте: https://liubimyi-sad.ru/kupit-sazhentsy/listvennyh-dereviev/.
__DC27~1.JPG (25.36 КБ) [ Скачать ]
_2_2_~1.JPG (62.36 КБ) [ Скачать ]
_5_1_~1.JPG (96.86 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
К сказанному выше, добавлю еще несколько фотографий из Новомученического храма г.Королева с цветочной работой Юлии Кудрявцевой,- предварительно мы с ней проговорили о выборе цветов и форме расстановки их в букетах и в венке у Креста. На мой взгляд, цветочное убранство получилось очень торжественным, достойным величия и выразительным. Как же важно добиться чувства гармонии и меры!

Обратите внимание на изящные емкости под свечные огарки, - что особая "песня" для многих храмов. 

Надеюсь, Юлечка нам расскажет о своей работе во всех подробностях и увидим ее на видео)), а пока то, что запечатлела моя камера...

Рисунок     Рисунок Рисунок     Рисунок

Рисунок     Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цветы у Креста в православном храме., Новая тема!!! Виды и формы цветочных убранств, составляемые у Крестов в православных храмах. Размышления и мнения по созданию у Креста гармоничного цветочного убранства
Привожу из интернета для сравнения и размышления иной вариант составления убранства цветами Креста - но он уже чисто декоративный, флористический. С ним нас знакомит Нина Михайловна, ризничная храма.  Пока не буду комментировать составляемое ею, но одно скажу, что Нина Михайловна прекрасно усвоила материал и я с большим почтением отнеслась к православной исполнительнице. ))) Возраст - работе с цветами в храме не помеха!

Рисунок Рисунок

https://www.youtube.com/watch?v=H3Yl_OLS_3s

Не могу не привести и еще один "вариантик" с МК от флористической цветочной студии "Олин букет". Понимаю, что время на просмотры нет, но все же уделите внимание, как так спецы работают на заказ с оазисом и "насыщают" его водой уже после установки срезки цветов в сухой оазис!??? Смело? А воздушная пробка? Проясните, если кто знаком с подобным способом. С подобным встречаюсь впервые! Да тут уж и о молитве во время работы говорить не приходится(( 

Рисунок

https://www.youtube.com/watch?v=c0a4klLPsL8
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства составления цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
Скажу, не часто можно увидеть информацию по нашей тематике, а тут случайно встретила в интернете статью к.и.н., старшего научного сотрудника НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор» С.М. Гетманской 

"Растение как символ в убранстве православного храма и религиозной жизни кубанцев (конец XIX — начало XXI вв.) " 

Думаю, интересно  познакомить с ней и всех интересующихся темой цветов в храме)) жду комментариев))

Рисунок

«Понятие о символе, – пишет Н. И. Костомаров, – не должно смешивать ни с образом, ни с аллегорией, ни с сравнением: всё это формы в которых выказываеца символ… Если народ имеет определённое понятие о духовном значении какого-нибудь предмета физического мира, то это значит, что такой предмет заключает символ для народа. Народные символы, расположенные в системе, составляют символику народа, которая служит нам важным источником для уразумения его духовной жизни» [1].

Автор статьи рассматривает символику некоторых растений, используемых в благоукрашении православных храмов, домах и быту прихожан. Различные аспекты данной проблемы в частности роль природных свойств растений и наделение их семиотическим статусом, рассматривались в трудах С. М. Толстой, В. Б. Колосовой, А. Б. Ипполитовой и др. Функции растений в кубанской и донской традиционной культуре изучались известным этнографом Н. И. Бондарем, Т. Ю. Власкиной, М. А Карпун и др.

Украшение храма растениями и цветами восходит к первым векам христианства. На стенах катакомб христианская символика изображала рай под видом деревьев и роскошных растений. В частности, пальмовое дерево, было символом рая, как места вечного блаженства. Рай также передавался через рисунок колосьев и цветов с сидящею на нём птицею, а иногда помещал дерево или пальму между двумя голубями. При изображении небесного рая, мы видим колосья или цветы, к которым прилетают души, не только в виде голубей, но вообще в виде птиц [2]. Птица — символ души. Они сидят на виноградных лозах и клюют виноград — плоды божественного учения. На тоже самое указывают слова св. Климента Александрийского «Лоза даёт вино, как Слово дало свою кровь» [3]. Из этого следует заключать, что главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с таинством Причащения, поэтому её любили изображать вместе с уборкой винограда, или питающей своими кистями многочисленных птиц. Эта любовь к изображению уборки винограда отзывается и на всех остальных символах, происшедших от главного символа виноградной лозы — виноградной кисти, чаши, бочки.

Символ изображения сухого и зеленеющего дерева — смерть греховная и возрождение к новой духовной жизни и вообще развивают мысль о возрождении. Пальма — победа над смертью. Что касается маслины, известно, что у язычников маслиничная ветвь была знаком мира. То же значение маслина сохранила и у христиан. Её стали изображать с Ноевым ковчегом или с голубем. Маслина в ковчеге символизирует мир в недрах христианской церкви [4].

Система храмовой росписи сформировалась в Византии в VIII в. при патриархе Фотии одновременно со сложением чина Литургии. В средневизантийский период сложились следующие принципы росписи, такие как: иерархический, со смысловым центром в куполе; евхаристический, с центром в алтарной апсиде; литургический. В целом, храмовые росписи представляют собой образ небесного царства и мира, который включает в себя историю (Священную историю, историю Церкви и страны) и метаисторию (сотворение мира и его конец), символически передаёт устройство и иерархию мира, несёт благовествование и отражает историю спасения [5]. 

Что касается системы росписи каждого конкретного храма то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие единый строй композиции храмового интерьера. Так тема не аскетического, а героического православия стала основной в системе живописных образов, украшающих стены Свято-Ильинской церкви г. Краснодара. Росписи храма можно читать как книгу истории становления православия на юге России. Из растительного орнамента здесь присутствует виноградная лоза, которая выходит из ребра Господа Иисуса Христа и обвивает крест.

Для первых же кубанских храмов конца XIX-начала XX в. был характерен иерархический принцип росписи, со смысловым центром в куполе. Т. е. в куполе икона Бога Отца, ниже на облаках восемь изображений святых ангелов «без корпусов, одни лики с крыльями». В осмирике под каждым из семи окон написаны тексты Священного Писания. «На восточной стороне осмирика на месте окна, изображены на окнах 12 ликов святых ангелов (без корпусов), а ниже с обеих боков икона Пресвятой Троицы, находящейся вверху иконостаса, два ангела в молитвенном коленопреклонённом положении» [6]. 

Свидетельства о такого рода росписях в деревянных храмах мы встречаем не только в Закубанье, но и на Линии. Так на Новой (Лабинской) Линии. Из 16 церквей 13-го благочиннического округа роспись имелась в деревянной церкви Святого Николая в ст. Лабинской, построенной в 1855 г и в храмах станиц Родниковской, Бесстрашной и Ахметовской [7]. Но в большинстве случаев, из-за недостаточности средств, деревянные стены окрашивались внутри и снаружи жёлтой или белой масляной краской [8]. По стенам развешивались иконы местного, афонского письма и приобретённые или заказанные в тех местах, где приходилось бывать казаку во время военной службы.

 В застеклённых киотах, куда вставлялись иконы имелись цветочные украшения, они отличались виртуозностью в исполнении вырезанных из фольги виноградных гроздьев, гирлянд, листьев аканта и других затейливых элементов. С обеих сторон от иконы помещали два напольных подсвечника, также искусно украшенных бумагой и фольгой [9]. Большое количество таких икон сохранились в кубанских храмах до сегодняшнего времени.

Украшались не только собственно иконы, но и рамы к ним. Резные деревянные киоты-рамы, иногда в виде растительного орнамента, появились на Кубани в 90-х гг. XX в. Иконы как в храмах, так и в домах обрамлялись рушниками (полотенцами) с вышивкой роз, вьюнка и т. д. Рушники на иконах, в глазах молящихся соотносились с омофором, который держит Пресвятая Богородица на руках в иконе «Покров Пресвятой Богородицы».

С 2015 года в главном соборе г. Краснодара, в честь св. Екатерины, киоты с иконами стали украшать пеленой, которая представляет собой плат из красного бархата с золотым шитьём виноградной лозы и колосьев пшеницы. Её подвешивают под иконой. В период Великого поста – время скорби о распятии Христа и покаяния, пелены снимаются с киотов. Эта традиция пришла на Кубань с греческого Афона. В русских летописях упоминание о пеленах встречается при описании церковной утвари, которой снабдил Андрей Боголюбский устроенный им Владимирский собор. Там они названы «портами» и подвешивались под нижний край иконы, спускаясь до пола, и закрывали стену [10].

Святой угол в доме состоял из полочки с иконами и стола-угольника, который также застилался вышитыми рушниками [11]. Жители ст. Мартанской говорят о том, что традиция вешать в святом углу занавесочки и закрывать ими иконы появилась гораздо позже [12].

В церкви вышитым растительным орнаментом украшались закладки для богослужебных книг, облачения священников, воздухи и покровы, которые использовались для покрытия священных сосудов (дискоса, потира) на проскомидии, для Евхаристии при приготовлении и освящении Святых Даров, для покрытия престола, жертвенника.

Желание внести не только вышитые, но и живые цветы в богослужебную практику мы встречаем из воспоминаний о святом праведном Иоанне Кронштадтском: «Вот он входит в квартиру…«Мир дому сему!» Чистая светлая комната, посреди большой стол, накрытый белоснежной скатертью, на нём миска и другие принадлежности для водосвятия. «А где же цветы, цветы где?» Хозяева удивлённо глядят. А сам о. Иоанн уже спускался в сад, откуда через несколько минут воротился, неся в руках цветы, и бодрый, весёлый начал молебен, уложив на белоснежной скатерти, вокруг сверкающего на солнце креста, пунцовые и голубые петуньи, левкои и бархатки» [13].

До 40-х гг. XX в. «во времена наиболее жестоких гонений на Церковь в больших городах в дни великих праздников, в храмы приносили цветы в вазах, цветочных горшках или в корзинах». В 50-х гг. XX в. украшение цветами храмов приняло широкий характер и стало выражаться в недопустимых формах, что вышло за пределы церковно-бытовой нормы. Церковные власти осудили, например, украшение храмов искусственными цветами. Патриарх Алексей I считал искусственные украшения предосудительными потому что они заключают в себе ложь, «но и живые цветы в корзинах, обвитые лентами из древесины, предназначенные для светских торжеств и театров, совершенно неуместны в храмах, а тем более в алтаре». Рекомендовалось украшать иконы живыми цветами, но не в корзинах и не вносить их в алтарь [14].

С 90-х гг., когда началось возрождение церковной жизни и строительство новых храмов, обычай ставить перед иконами вазы с букетами цветов сохранялся.
В современной традиции православный храм на Рождество Христово убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели. Кроме глубокого смысла (вечнозеленые — символ вечной жизни), такое оформление создает торжественное ощущение совершающегося таинства.

В Вербное воскресенье кубанцы приносят на освящение веточки вербы (побеги плакучей ивы вавилонской). В городских храмах в эти дни вводятся в декор вайи (пальма) или саговники (цикас). Ведь именно пальмовыми ветвями приветствовал народ Иисуса при въезде в Иерусалим. На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы (в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы. В Страстную пятницу тщательно украшается плащаница. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.Обычно священник сам определяет набор растений, но, как правило, это традиционные для России пасхальные цветы: гиацинты, тюльпаны, нарциссы. В одних храмах флориста просят сделать вокруг плащаницы гирлянду из 33 гвоздик (по числу лет земной жизни Христа), в других — использовать гиацинты, но всегда речь идет только о белых сортах. Этот цвет символизирует свет и чистоту. Розы и гвоздики традиционно считаются «цветами Христа».

На праздник Преображения Господня тоже предпочтительны белые цветы. На Кубани в этот день приносятся для освящения разноцветные букеты цветов и плоды (виноград, груши, яблоки).

Белые лилии — символ непорочности и чистоты используются при украшении храма в праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы. Вот почему ими обрамляют образа Богородицы на Благовещенье, а в день почитания архангела Гавриила и его образ, т. к. он принёс весть о рождении Христа. Очень интересно оформляют икону и плащаницу на Успенье Богородицы. Белые цветы соединяют с синими и голубыми (по символике — цвета неба и веры), а в гирлянде на плащанице – вновь белые лилии.

В начале лета — праздник Святой Троицы. Храм убирается зелеными ветками липы, лесными, луговыми, полевыми цветами. Пол посыпается травами.
В храме не ставятся ядовитые растения. К растениям «сомнительного свойства» можно отнести багульник, коноплю, табак, борщевик, белену, сон-траву, плакун-траву [15].
В календарном круге и обрядах жизненного цикла кубанцев большое место уделялось растению. Как мы уже говорили, в храмах иконы, как на стенах, так и на иконостасе украшались венками из живых или искусственных цветов. Эта традиция идёт из древности, когда в дни праздников здания украшались венками. Их также могли одевать на голову. В книгах Нового Завета венок символизировал победу и награду [16]. 

Обряд венчания, который совершался возложением брачных венцов на головы брачующихся первые христиане выразили посредством изображения венков из цветов. Вышитые венки с монограммою — символом брака, мы встречаем на кубанских рушниках, которые заранее готовились к свадебному обряду. Есть варианты свадебного рушника — венок поддерживают два голубя или с двух сторон от венка помещаются вазы с цветами, как правило розами.

В традиционной культуре прообразом брачных венцов являлись венки, которые плели женщины в ст. Успенской Белоглинского района и во время чтения трёх коленопреклонённых молитв в день Святой Троицы. Одна из наших собеседниц, старалась сплести за это время два венка и поскольку она венчалась с мужем, домой она возвращалась, надев его на голову. Церковные венцы символизируют «царское достоинство, Царствие Небесное и мученичество без которого невозможно заслужить и Царства Небесного» [17]. Нами записывались случаи, когда жениха и невесту вели после венчания домой в венцах [18]. Растение активно использовалось в свадебном обряде. Гильце — ветка дерева, украшенная материальными символами богатства и достатка, во время свадьбы могло стоять на угольнике в святом углу вместе с иконами [19]. Калина – символ невинности, девственности используется в кубанской традиции при украшении свадебного каравая.

В похоронном обряде начала XX века, мы отмечаем присутствие цветов (мальвы, лилии, астры, хризантемы), если похороны проходили в весенне-осенний период [20]. В советское время в обряде появились сухие (базилик, васильки) и искусственные цветы и венки. Во время шествия похоронной процессии, впереди гроба на землю бросались цветы. В духовных стихах которые пелись и поются на похоронах, поминках вспоминались цветы в контексте описания рая: «Рай присветлый навастоки, вечной радости страна. Лутьше царских там палаток, там блаженства глубина. Там чертоги все златые, виноградные сады. Обитают там святые, всюду дивные плады. Там одета всё цветами, розы запах издают. Рощи с дивными древами, вечно ангелы поют»[1] [21].

Жизнь человека строилась согласно календарному году, включавшему в себя великие двунадесятые и малые праздники, посты, дни поминовения усопших. Растение использовалась здесь как в эстетических, так и практических целях. Так, под Рождество Христово «стены и углы жилища украшали бумажными цветами [22]. В святой угол клали траву, которую заготавливали в день Святой Троицы. На старый новый год (14 января – С. Г.) происходил обряд посевания «в святой угол, на иконы, стол, хозяев в сопровождении специальных словесных текстов, сыпали пшеницу, кукурузу, горох, семена подсолнуха, ячменя, овса, проса. «Зерно после посевания собирали, хранили, а перед севом, посадкой огорода, его рассевали по всей грядке или относили это зерно к воротам, чтобы был урожай» [23]. На Троицу святой угол украшался травкой и веточками с деревьев [24]. Троицкую траву, в том числе венки использовали в лечебных целях для мытья головы, постилали корове, кто умер «натаптывали падушку» [25]. 

На первый Спас, жители святили мак и хранили его в доме. Им посыпали цыплят, коров, «шоб никто не позавидовал на них» [26], просверливали в роге дырку и засыпали освящённый мак «от всех нечестей и врагов» [27]. Помимо мака, мёда и соли в первый спас освящали цветы, в т. ч. васильки (Благовещенская, Варениковская, Гостагаевская). Васильки как и Троицкая трава хранились за иконой [28]. 
На второй (яблочный) Спас освящали плоды с фруктовых деревьев, орехи, цветы. Вербные веточки, принесённые из храма или полученные из рук священника, стояли также в святом углу [29], а затем использовали в различных бытовых нуждах [30]. В ст. Чамлыкской ей «освящали» углы комнат, пастбища: «крестом махали: во имя Отца и Сына и Святого Духа». Рогатый дойный скот водили вербной веткой по хребту от рог до хвоста с теми же словами [31].

В традиционной культуре кубанцев существовали различные обряды и ритуалы, связанные с растительностью. В книге известного кубанского этнографа, проф. Н. И. Бондаря отмечается, что центральное место в празднике Троица «занимает персонифицированное деревце, вокруг которого развиваются основные события: завивание венков, кумления… В ст. Чамлыкской в лесу выбирали развесистое дерево, на него вешали крест, кумились, вокруг него водили хороводы, здесь же проводилась трапеза [32]. Другим примером использования деревца (ветки) служат обряды, связанные с «кукушкой». В выше названной станице нами записан обряд «похороны кукушки». В праздник Вознесения Господня наряжалась ветка дерева цветами, лентами, с которой ходили по станице и пели обрядовые песни, но прежде эта группа заходила в церковь на праздник. Кукушка в это время стояла в притворе храма. После службы женщины продолжали с песнями обход станицы. В этот же день кукушка аккуратно закапывалась, чтобы её не повредили дожди и лежала в земле до праздника Троицы. В этот день её откапывали и устраивали гулянья, праздничный обед [33]. В ст. Успенской дети и взрослые наряжали кукушку-веточку, одевали лентами, игрушками и ходили по улице, жарили и ели яичницу, но совершался этот обряд в день, когда Церковь празднует память святых жён-мироносиц. Здесь этот праздник назывался Моргоски [34].

Таким образом, украшение православных храмов и икон на Кубани венками из живых и искусственных цветов, букетами, росписями и вышивками в виде растительного орнамента сохранялось на протяжении всего рассматриваемого периода. Привносятся новые для Кубани традиции – украшение икон вышитой пеленой. Отмечается появление, особенно в городских храмах, большого количества флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей из разнообразных природных материалов: цветов, листьев, трав, ягод, плодов. 

Это связано с появлением нового направления в искусстве – церковной флористики. В домах прихожан в святом углу сохраняется присутствие освящённых растений (вербы, Троицких букетов). Продолжается традиция освящения цветов, плодов, растений в дни церковных праздников, но практически прекратилось их использование в хозяйственно-бытовых нуждах прихожан.

                                                                                                                                С.Н. ГЕТМАНСКАЯ,к.и.н., старший научный сотрудник НИЦ ТК ГБНТУ «Кубанский казачий хор»


Примечание
  1. Зеленина Я. Э. Христианская символика в трудах графа А. С. Уварова // А. С. Уваров Христианская символика. М., 2001. С. 224.
  2. Уваров А. С. Христианская символика. М., 2001. С. 156.
  3. Там же. С. 173.
  4. Там же. С. 192-195.
  5. Журнал Московской патриархии. 2015. №4. С. 69.
  6. Государственный архив Ставропольского края (далее — ГАСК). Ф. 135. Оп. 47. Д.402. Л. 1об.-2.
  7. Православная церковь на Кубани (конец XVIII-начало XX в. ): сб. документов. Краснодар, 2001. C. 289
  8. 8. ГАСК. Ф. 135. Оп. 3. Д. 396. Л. 246-246 об
  9. Цеханская К. В. Почитание православных святынь в России. М., 2013. С. 181.
  10. Там же. С. 186.
  11. Полевые материалы кубанской фольклорно-этнографической экспедиции — 2008 г. (далее — ПМ КФЭЭ-2008). Ст. Суздальская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к №3953. Инф.: Сандальчиди Н. М., 1940 г. р., Проценко М. Ф., 1926 г. р.; Там же. А/к №3965. Инф.: Панченко Л. Я., 1938 г.р. Панченко И. А., 1940 г. р; Там же. Ст. Саратовская. г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к №3978. Инф.: Крапивка У. С. 1928 г. р.
  12. ПМ КФЭЭ – 1992. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к №305. Инф.: Мамаева М. П., 1916 г.р.; Там же. А/к №308. Инф.: Мамаева М. П., 1916 г.р.
  13. Константинов Дмитрий, свящ. Гонимая Церковь: Русская Православная Церковь в СССР / Ред. Попов А. В. – М., 1999. С. 115.
  14. Там же. С. 116.
  15. http://www.tropinka.orthodoxy.ru/raznoe/cvety.htm.
  16. Уваров А. С. Указ. соч. С. 196.
  17. http://foma.ru/chto-simvoliziruyut-venczyinavenchanii.html.
  18. ПМ КФЭЭ – 2010. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к №4232. Инф.: Гончарова (Рыжкова) М. Ф. 1930 г. р.
  19. ПМ КФЭЭ – 1992. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к № 314. Инф.: Бражников С. П., Бражникова А. Т.
  20. Фото из архива казачьего общества ст. Медвёдовской Тимашевского р-на Краснодарского кр.
  21. ПМ КФЭЭ – 2016. Ст. Воронежская. Усть-Лабинского р-на Краснодарского кр. Тетрадь с записью духовных стихов. Рукопись.
  22. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2011. С. 35.
  23. Там же. С. 90.
  24. ПМ КФЭЭ – 1992. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к 325. Инф.: Крячина Е. Л., 1910 г.р.
  25. ПМ КФЭЭ – 2012. Ст. Успенская Белоглинского р-на Краснодарского кр. А/т 5320082. Инф. Оберная Л. П., 1939 г. р.
  26. ПМ КФЭЭ – 1992. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к 308. Инф.: Мамаева М. П., 1916 г.р.
  27. ПМ КФЭЭ – 2009. Ст. Чамлыкская. Лабинского р-на Краснодарского кр. А/к 4130. Инф.: Клименко Р. П. 1926 г. р.
  28. Бондарь Н. И. Указ. соч. С. 221.
  29. ПМ КФЭЭ – 2010. Ст. Мартанская. Р-на г. Горячий Ключ. Краснодарского кр. А/к 4222. Инф.: Мажневская В. Г.
  30. Бондарь Н. И. Указ. соч. С. 151-152.
  31. ПМ КФЭЭ – 2009. Ст. Чамлыкская. Лабинского р-на Краснодарского кр. А/к 4130. Инф.: Клименко Р. П. 1926 г. р.
  32. Бондарь Н. И. Указ. соч. С.182.
  33. ПМ КФЭЭ – 2009. Ст. Чамлыкская. Лабинского р-на Краснодарского кр. Полевой дневник Жигановой С. А.
  34. ПМ КФЭЭ – 2012. Ст. Успенская. Белоглинского р-на Краснодарского кр. А/т 5320082. Инф. Оберная Л. П., 1939 г. р.
 Автором сохранена грамматика оригинала.

Материал опубликован: Гетманская С.Н. Растение как символ в убранстве православного храма и религиозной жизни кубанцев (конец XIX — начало XXI вв.) // Традиционная культура народов России». История, динамика, современное состояние. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2016. С. 89-99.


Источник: http://kanonkuban.ru/rastenie-kak-simvol-v-ubranstve-pravoslavnogo-xrama-i-religioznoj-zhizni-kubancev-konec-xix-nachalo-xxi-vv/
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства составления цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
текст
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Наши поздравления в Гостиной форума!, - с церковными праздниками, именинников, с Днем рождения и по различным житейским и трудовым поводам за поощрения и награды, за трудовые достижения и т.п.
ПОЗДРАВЛЯЮ ФОРУМЧАН и ФОРУМ 
Рисунок

Рисунок - открывая 19 сентября 2011 года форум "Цветы и храм" не задумывалась, что как бы не тяжела была ноша, легче не станет, если ее сбросить, а потому, за все благодарю Бога, запасаюсь терпением и поделюсь мимолетными штрихами из пережитого на фото:

Рисунок - админ с милыми друзьями: участниками и гостями - всегда радость встречи!

Рисунок - ласковое утешение от отрока-форума: ты не плачь, админ,- у тебя работы еще много впереди и будет все только на отлично!

Рисунок - Разница во взглядах: Уповающий у админа и ответственный у отрока-форума))

Рисунок- Осень, спелые плоды!? Все в золоте и тепле! Никак, нам уже 7 лет !!!

Рисунок - долго гладью "вышивала" идею о ценности форума и поэтому молчала, опоздала с поздравлением... 

Рисунок  Мир всем, счастья, душевной радости и творческого вдохновения! Желающие, присоединяйтесь!

Рисунок Ах, цветы! Как вы мудры и прекрасны! Есть чему нам поучиться у вас!

Рисунок Сильные руки - не забывайте, что наш форум еще молодой! Надежды на вашу помощь и поддержку!

Рисунок - Да, подчас, медлим с ответами на форуме: взвешиваем, размышляем, не успеваем во времени, простите,- зато они вне суеты!

Рисунок............ ЦВЕТЫ, в них СМЫСЛ и ИСТИНА! - пожелание участникам и гостям!

Рисунок - СЛАВА БОГУ!!! МНОГАЯ, МНОГАЯ, МНОГАЯ и БЛАГАЯ ЛЕТА ВСЕМ!!!

Цитата
Ирина Шандровская пишет: 
Совсем скоро у нашего форума интересная дата - 7 лет! Хочется поздравить всех участников и организаторов нашего  интересного  общения. Люблю с подробностью пересматривать цветочные работы каждого участника, чтобы что-то полезное из увиденного в них почерпнуть для себя: у одних аккуратность, у других сдержанность и лаконичность, у третьих - выразительность и гармонию, а значит, еще более совершенствоваться, учиться, учиться и учиться.... 

 Особую благодарность хочу выразить нашей дорогой, неутомимой труженице и вдохновительнице - Людмиле Александровне! Её творчество не нуждается ни в похвале, ни в комментариях, оно столь  богато внутренним содержанием и звучанием, что всеми своими штрихами возносит славу ко ГОСПОДУ, надо только прислушаться с вниманием и любовью. Дорогая Людмила Александровна, спасибо за Ваше терпение , чуткость и любовь! Когда Вы поддерживаете, давая высокую оценку, хочется  стремиться к тому уровню, которым  Вы уже заочно наградили.  

Спасибо Николаю Червякову - скорому и скромному помощнику форума! 

 Желаю всем вдохновения и творческой радости!


Ириночка, сердечно благодарю Вас за прекрасное поздравление и каждое прозвучавшее в нем слово!!! Спасибо!!! Вам желаю отличной поездки и отдыха!

Действительно, дорогу осилит,- идущий! Семь лет пролетели быстро и нашему форуму-отроку пора скорей в школу!!! Время не ждет, торопит с открытием школы и курсов, еще нам всем предстоит немного потрудиться во славу Божию!

Итак, за прошедший семилетний период работы нашего форума мы, форумчане, общими усилиями и с помощью Божией, определились в самом важном: поиске главных церковных принципов для построения всех цветочных убранств в православном храме и по ним, впервые, разработали  Основы школы кринарного искусства, при этом следуя закону: Не из мiра в храм, а из храма в мiр!

Многим форумчанам, участвовавшим в разработке Основ школы кринарного искусства и админу сайта Николаю Червякову, уже были вручены и разосланы по адресам Благодарственные Грамоты от Администрации форума "Цветы и храм", подтверждающие ваше участие в данной работе. 

Сегодня же наши горячие поздравления с вручением Грамот и еще двоим участницам: ЕЛЕНЕ СМЕЯНОВОЙ и ЕЛЕНЕ ЛЕТУНОВСКОЙ, а также ВЛАДИСЛАВУ СТАРКОВУ, старшему алтарнику храма С.Саровского из г.Королева, М.О. 

Рисунок Рисунок   

 Слава Богу за все!  ПОЗДРАВЛЯЮ форумчан и сердечно БЛАГОДАРЮ вас, дорогие братия и сестры за участие: вам- благоуханные розовые розы - с цветом  любви и надежды!!! 
Дай нам, Милостивый Боже, в новые СЕМЬ лет творческого разумления!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
Рисунок

С Началом индикта! С церковным Новолетием!

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ, СЛАВА ТЕБЕ!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!, Делимся впечатлениями, мнениями, анонсами предстоящих событий, общаемся и прочее, прочее разное и разнообразное и сопутствующее в работе, даже улыбкой!)
 11 сентября 2018г. г.Королев, мкр-н Юбилейный Московской обл. 

Вот с такой осенней зарисовкой меня вчера познакомили знакомые, приславшие видео. Согласитесь, забавное и трогательное зрелище в нашем городе, - встретила с улыбкой: Откуда они и куда так дружно спешат? Ну, ладно, утки, птицы, а тут - веселые ребятки-кабанчики разгуливают....))) 

Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Мне понравилось это цветочное убранство у иконы. Спасибо за труды!, В теме размещаем фото и отзывы на не только понравившиеся работы участников форума, включая даже отдельно взятые из них какие-либо творческие штрихи, но и о всех понравившихся цветочных работах, составленных для храмов, взятых из интернета.
Цитата
Ирина Шандровская пишет:
Людмила Александровна, спасибо за высокую оценку, за доброе сердце, за умение помогать на расстоянии... Благозвучие Вашего цветочного творчества вдохновляет многих... 

Спасибо за награду - эта грамота Ваша. Благодарю Бога за возможность общения и приобретения навыков на форуме . Вам - низкий поклон за труды и терпение!

Слава Богу за всё!

Ирина, искренне радуюсь Вашими достигнутыми результатами творческой работы в Керченских храмах Иоанна Предтечи и Свято-Андреевском и хочу познакомить наших форумчан к сказанному с отзывами, которые нашла и скопировала с Вашей страницы ВКонтакте:

Все фото кликабельны для чтения отзывов!

Рисунок   Рисунок

Рисунок    Рисунок

Рисунок    Рисунок

Ирочка, теперь пару слов о цветке лилии, которую увидела в Вашей работе к Успению Божией Матери: Все же правильно и весьма символично не обрывать у цветка тычинки!!! Символический смысл в этом тоже есть, да еще какой! smile;) 

Божественный, благоуханный и прекрасный цветок лилии - в нем сама чистота и непорочность, но малейшая неосторожность обращения с ним и, как видим, результат налицо,- лепесток прочно испачкан темной пыльцой! ((( Слышу рекомендации от цветочных мастеров - надо срочно удалять до созревания пыльцы! А надо ли?
 Задумалась, надо ли так радикально, по-хирургически и своевольно, ведь у Бога-то все гармонично и нет ничего неучтенного? Поделюсь своими размышлениями.

Во-первых. Поражает, такая удивительная, заложенная Творцом в этот цветок и предупреждающая нас параллель с греховностью!  Прежде бутон - он младенец и чист))  Проходит время,- цветок раскрылся, но еще не дозрел, тычинки упругие, тугие, так и младенец - мужает во времени, а далее, далее - наступает период зрелости каждого человека при всей его божественной красоте чистоты и непорочности, тогда созревает и окрашивающая его "пыльца", оставляя при неразумных, греховных поступках и действиях свои темные пятна в душе.... 
Где же, как не в храме, следует по-особому заботиться о цветах и учиться у цветов! 


Рисунок

Во-вторых. Сильный контраст 2-х тонов белого и коричневого: освежает белый, усиливает белизну цветка, придает уникальную выразительность цветочному образу, подчеркивая благоговейную аккуратность обращения с цветком)) Видим первый бутон - созрел, он в абсолютной чистоте, вскоре, на подходе и другие, стоящие вокруг юные бутончики! 
Не земная ль красота, дарованная миру Богом!  Задумаемся?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Фотоальбом, как накопитель обзорной информации о цветочных убранствах, составленных не участниками форума "Цветы и храм", В фотоальбоме, как накопителю фото и видео работ не участников форума, размещаем отзывы, делимся мнениями и советами.
Кстати, находясь во Владимирском храме, обратила внимание на установленные в общем пространстве трех пределов - два Распятия, которые были под вышитыми полотенцами, а еще - на вывешенные символы особых знаков благодати: лозы и винограда - по обеим сторонам Царских Врат и у храмовой иконы Владимирской Божией Матери, а также на подвешенные под паникадилом, по его периметру, 8 шт. овальных, типа яиц, символических предмета с красными ленточками и на стоящую, почти у выхода, церковную кружку для сбора пожертвований на благоукрашение храма. О подробностях расспросить было не у кого - подошло время праздничной трапезы, а дежурившую на свечах не стала нагружать вопросами))

p.s. Простите, за некачественные кадры, снимала в торопях((.

Рисунок   Рисунок

Рисунок Рисунок

Рисунок Рисунок

Рисунок
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Страницы: Пред. 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 227 След.