Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 След.
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Читатель, автор и текст в мире информационного хаоса» 

– Городова Мария Александровна, обозреватель «Российской газеты»

Видео.
Изменено: kdl - 05.11.2013 14:18:11
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Интернет как вызов эпохи “постава”: прорыв к трансцендентально-онтологическим основаниям сетевой коммуникативности»

– Середкина Елена Владимировна
доцент кафедры философии и права гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета, к.филос.н.

Аннотация. Современный мир прорывных технологий и коммуникационных средств связей всё больше приобретает черты «сетевого общества». Сетевое общество представляет собой следующий специфический этап развития информационного общества, где уже не только информация, но и коммуникация становится важной ценностью и системообразующим фактором. Ярким примером конституирования мира по принципу «сетевой матрицы» является еще не до конца освоенное киберпространство интернета. Феномен интернета необходимо рассматривать как ответ на вызов эпохи «постава». В данной работе предпринимается попытка анализа трансцендентально-онтологических оснований сетевой коммуникативности в контексте творческой интерпретации учения позднего Хайдеггера и новейших течений в философии техники и эволюционной эпистемологии. 
Ключевые слова: ИКТ, интернет, эпоха «постава» (Gestell), «общество всеобщей коммуникации», «другое начало», демиургическая онтология, автопоэзис, принцип достраивания бытия, Dasein/Mitsein.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) определяют специфические черты постсовременного общества, которое Дж. Ваттимо определяет как «общество всеобщей коммуникации».
Мир, формирующийся под влиянием ИКТ и особенно интернета принципиально иной и не может быть описан с помощью прежнего категориального аппарата. Недаром М. Эпштейн подчеркивает, что «нынешняя гуманистика запеленута в парадигмы даже не прошлого, а поза-поза-поза-позапрошлых веков» и выступает с призывом разработать адекватную эпохе онтологию интернета XXI в.
Если угодно, это иной онтологический уровень «проявления» (в фотографическом смысле) Бытия, точнее, иные онтологические контуры обводки «прописей» (в терминологии А.Н. Павленко).
Благодаря интернету происходит переформатирование основных параметров когнитивной деятельности, возникает новый «горизонт событий» и вектор для актуализация социальной энергии. Человеку в очередной раз удается покинуть область хорошо обжитого, легко узнаваемого, «идентичного» (Т. Адорно) и, пойдя на риск, соприкоснуться с зоной неизведанного, не поддающегося идентификации и ассимиляции с помощью прежних понятий и «сенсорного баланса» эпохи Гутенберга.
Здесь можно провести параллели со становлением урбанистической культуры. По сути, «урбанистика интернета» (В.М. Розин) и есть расширенная проекция города. Как известно, город создал принципиально новые условия для самореализации и общения на фоне анонимности и отрыва от природы. Сегодня идет колонизация киберпространства, второго «Нового Света», следствием которой является тотальная дигитализация и виртуализация человеческого существования. 
Не исключено, что именно интернет является тем «посланием» (message), расшифровка которого позволит человечеству выйти на новый уровень развития. Феномен интернета еще долго придется разгадывать и анализировать; в какой-то мере, он – «гость из будущего», своего рода, глобальная экспериментальная площадка, на которой происходит генеральная репетиция тех процессов, которые приведут в будущем к тектоническим сдвигам в жизни социума. 
В феномене интернета проступает нечто судьбоносное (в хайдеггеровском смысле). Рождение виртуального «нового дивного мира» может рассматриваться человечеством XXI в. как ОТВЕТ на ВЫЗОВ эпохи «постава» (Gestell). Опасность – предчувствие кризиса, который вот-вот грянет. В своей знаменитой работе «Вопрос о технике» Хайдеггер цитирует немецкого поэта Гёльдерлина:
Но где опасность, там вырастает / И спасительное…
«Спасти», по Хайдеггеру, значит вернуть что-либо его существу, чтобы тем самым и это существо впервые явить в его подлинном свете. «Опасности» и «искушения» интернета, таким образом, изначально таят в себе ростки «спасительного». Напомним, что в свете синергетической картины мира роль кризиса (хаоса, опасности, флуктуационных аномалий) играет позитивную роль в процессе «порядкообразования», т.е. перехода сложной саморазвивающейся системы на следующий уровень развития. «Опасность» нужно принять, вобрать себя, осознать, «дорасти» до нее.
Доросли ли мы сегодня до интернета и шире – современной техники? Бибихин, анализируя тексты позднего Хайдеггера, дает отрицательный ответ: «Говорят, что техника губит планету. Несчастье, однако, не техника, а недостаток ее и пренебрежительное к ней отношение. Огрубляет не техника, а недорастание до нее». Итак, нам еще предстоит встать вровень с «высокими технологиями» и интернетом.
Интернет действительно отвечают на вызов эпохи «постава» – глобализацию. Но возникают три серьезные проблемы в «мировой деревне»: 1) за объединением последовал мощный взрыв плюрализма и релятивизма, мир распался на части; 2) проблема качества связи (общения, коммуникации); 3) де-биологизация человека и тотальная виртуализация жизни.
На этом пути необходимо преодолеть прежде всего негативные последствия «технической перенастройки общества» (А. Павленко) и «несоразмерность интернета человеку» (С.Л. Гурко). О чём идет речь? ИКТ создали особенную форму распределенной коммуникации, которую оказалось возможным спроецировать на социальные системы. Включенные в автоматизированные коммуникационные процессы люди, обслуживающие эти сети и подчиненные заданным технологическим нормам, стали отображать этот вид связи в собственном общении. Их общение, сознательно или бессознательно, оказалось организованным через программу сетевых процессов, заложенную изначально в вычислительную технику. Соответственно, их коммуникация стала формироваться по образу и подобию компьютерных сетей.
Другими словами, феномен интернета и сетевое общество, как его порождение, рассматриваются сегодня с инженерно-технологической точки зрения, в контексте математической теории информации, восходящей к К. Шеннону и Н. Винеру. Так, некоторые философы и социологи связывают дальнейшее эффективное изучение сетевого общества с работами тех ученых, подходы которых проистекают из представлений математики и логики. Действительно, Сеть можно рассматривать как математическое (геометрическое) понятие, а возможность установить количественные соотношения между сетевыми объектами открывает новое пространство для исследований в гуманитарных науках. Но в такой стратегии исследования, на наш взгляд, до сих пор присутствует «реликтовый фон» парадигмы механицизма, когда весь космос (универсум) представляется в виде мертвого бездушного механизма. В подобном ракурсе Сеть предстает как проекция технического мира, а компьютер как «насадка на мозг».
Мы предлагаем иную стратегию исследования феномена Сети, опираясь на позднюю философию М. Хайдеггера о «другом начале» и прочтении Dasein/Mitdasein в контексте демиургической онтологии. В основу этой стратегии положено учение об «автопоэзисе», а также христианская установка до-страивания бытия (принцип фундаментального неблагополучия) и само-совершенствования человека («Человек – это ничто, способное стать всем»).
На этом пути необходимо рассмотреть интернет как «воплощенную метафизику», с точки зрения философии техники М. Хайдеггера и показать, что «высокие технологии», реализовав платоновскую программу, совершают прорыв к «другому началу». Назовем этот процесс, вслед за М. Хаймом и С. Брандом, символическим выходом из пещеры Платона.
Настоящий доклад посвящен анализу положительных сторон интернета: 
1) экологичность; 2) преодоление культуры агона на базе сетевой анонимности и движения opensource; 3) рождение сетевой личности-демиурга; 4) разрушение проекта episteme и реабилитация поэйзиса; 5) запуск новой софт-программы «Анти-Вебер» – «заколдовывание мира»; 6) возрождение религиозности. 
Итак, философское осмысление феномена сетевого общества и урбанистики интернета помогает осознать, что отношение человека с техникой сложнее, чем простое умножение его возможностей. Современные электронные средства связи выполняют не только инструментальную функцию, но и трансформируют субъект изнутри, меняя его ценности, когнитивные познавательные схемы и саму структуру деятельности. Пора отказаться от представлений о нейтральности технических устройств, которые мы используем для преобразования внешнего мира. Вместе с внешним миром изменяемся мы сами. Об этом предупреждал ещё М. Хайдеггер: «В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное; такое представление, в наши дни особенно распространенное, делает нас совершенно слепыми к ее существу».
Прорыв к трансцендентально-онтологических основаниям коммуникативности есть своего рода философия нового начала М. Хайдеггера, зафиксированная им в «Beitraege zur Philosophie (Vom Ereignis)»: «Время систем закончено. Время построения сущностных гештальтов становящегося из истины бытия еще не наступило». В этой программной цитате отражается вектор развития философии «другого начала». Наша задача – конструирование новых понятий, «распаковка» смыслов и их дальнейшая творческая интерпретация.

Видео.
Изменено: kdl - 26.11.2013 23:35:25
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Сакральные изображения в информационном пространстве»
– Бусалаев Павел Геннадьевич
руководитель иконописной мастерской, член исследовательского центра «Церковь в информационном обществе»

Аннотация. Предлагаемая презентация построена на основании исследований под общим названием «Святое без Бога» и посвящена попытке современных медийных структур овладеть закономерностями сакральных искусств для построения собственного «священного пространства». Исследование опирается на богословие образа Православной Церкви и такие научные направления, как иконичность и иеротопия.

Ключевые слова: икона, иконичность, образ, символ, священное, традиция, контртрадиция, масс-медиа, реклама, пиар.

Презентация доклада в визуальной форме сопоставляет различные священные образы иконосферы Православной Церкви и мир антиикон, фантомов и симулякров современных масс-медиа на примере рекламы. Реклама и пиар – эффективные технологии современности по изменению сознания, активно обращаются не только к глубинным принципам построения образа и общей организации образных систем, но и к религиозной символике. Эта информационная политика, умноженная на возрастающую мощь масс-медийных технологий, имеет целью создание новой иерархии ценностей, не только противоречащей христианскому мировоззрению, но несущей опасность глобального характера по искажению всей человеческой природы.
Анализ противостояния традиции и контртрадиции в визуальном информационном поле будет показан в следующих направлениях: 
– классификация типов образов по отношению к реальности Ж. Бодрияра и её иконичное дополнение;
– традиционный символ и его намеренная инверсия;
– визуальное преобразование времени и пространства в иконе и в рекламе;
– использование онтологической шкалы соразмерности;
– символическая работа со светом и цветом в иконе и рекламе;
– визуальная имитативная инициация;
Вывод из анализа приемов и сопоставления методов информационной практики Церкви и современных масс-медиа следующий: современные медиа, руководствующиеся часто противоположными духу Церкви побуждениями, меняют саму структуру «языка улиц» для облегчения восприятия фальшивых псевдосвятынь. И именно сейчас люди Церкви могут воспользоваться этой формальной схожестью языка и его всемирной распространённостью, очистить и прояснить его истинный смысл. Энергия этого языка, умноженная на силу современных средств массовой коммуникации, может и должна быть использована Церковью для выхода в социум, для проповеди истинной ценностной иерархии.
Также будут раскрыты такие темы как:
– организация образного пространства; 
– классификация типов образов по их отношению к реальности; 
– претензия контртрадиции быть источником жизни, энергии, чудесного, таинства и инициации; 
– претензия контртрадиции владеть именем, символом, временем и пространством;
– использование традиционных методов.
В число традиционных методов входят: 
– преобразование пространства и времени; 
– «обратная» перспектива;
– онтологическая шкала соразмерности; 
– символическая работа с цветом и светом.


Видео.
Изменено: kdl - 05.11.2013 14:06:23
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Антропологические вызовы современных информационно-коммуникативных практик»

– Клягин Сергей Вячеславович
заведующий кафедрой теории и практики общественных связей факультета истории, политологии и права РГГУ, д.филос.н., профессор


Аннотация. Под воздействием социальной коммуникации складываются различные типы социума. С учетом определенных аналитических параметров в зависимости от роли коммуникативных практик в жизни человека и общества может быть выделена последовательность основных типов социума. В рамках этих типов меняются положение человека в обществе, открытость или закрытость человека высшим ценностями и смыслам культуры.


Ключевые слова: социальная коммуникация, человек, конструкционизм.


В настоящее время актуальна тема влияния социальных коммуникаций на жизнь человека и общества. Это влияние отчетливо проявляется именно в современном социуме, который создается распространением и использованием социальных коммуникаций как особого типа информационно-смысловых взаимодействий.
Поэтому целью рассмотрения должно стать определение возможных последствий воздействия коммуникативных практик современного социума на положение человека и возможности его мировоззренческого самоопределения. 
Основная проблема в достижении поставленной цели состоит в недостатке обобщающих идей об антропологических контекстах современных социальных коммуникаций. 
Решение показанной проблемы строится на представлениях о том, как строится «ткань» социальной реальности под воздействием коммуникаций и как при этом изменяется природа человека. Важно учитывать возможность «сильной» трактовки роли коммуникации в обществе. Это означает признание того, что практики коммуникации, способы их осознания и реализации в социуме формируют тот или иной тип социальности, определяют условия ее построения, конституирования и динамики.
Современные интерпретации темы человека в информационном обществе, трактовки связи коммуникации и способов конституирования социальной реальности отличаются большим разнообразием. 
Обзор работ в области социально-гуманитарного познания и теории социальных коммуникаций позволяет сделать вывод о том, что в современной социологии преобладает конструктивисткая парадигма к трактовкам социальности.
Для характеристики различных способов конституирования социальности, которое происходит под воздействием информационно-коммуникативных практик, может быть предложен ряд конкретных аналитических параметров. А в их содержании выделяются два основных вектора.
Во-первых (социокультурная «горизонталь»), зависимость социально-антропологической динамики от общего вектора культурно-исторических изменений в европейской культуре. 
Во-вторых (метафизическая «вертикаль»), вектор динамики задаваемый типом универсалий и ценностей, базовых для того или иного исторического периода (например, выделение идеанациональной, чувственной и идеалистической эпох в общей социокультурной динамике).
Объединение аналитических параметров с возможными векторами динамики способов конституирования социальности позволяет предложения несколько типов построения социальности и, соответственно, трактовки природы человека.
Тип «Эйдос» преимущественно характеризует традиционные общества. Здесь проявляется социальность, которая имеет сакральную легитимацию. Дискурсы социальности (собственность, власть, этика) в таком типе социума носят символический, по сути, и канонический, по способу использования, характер. Человек полностью погружен в социум, посильно участвует в преодолении профанной повседневности в направлении возможного приобщения к подлинной, высшей реальности. Указанный тип социальности был широко распространен в эпоху античности, в средние века. 

Тип «Теория» характеризует рациональным образом организованные общества классического образца (например, европейская культура Нового времени). Социальность в этих обществах конституируется целерациональной деятельностью социальных акторов. Социальность удостоверяется не только религиозной санкцией, но и светским формами культуры (наука, здравый практический смысл, право, общественная нравственность). Активная, деятельностная позиция человека находит выражение в признании возможности рационального преобразования общества и достижения в этом направлении прогресса.
Тип «Картина мира» соответствует преимущественно техногенной цивилизации и развивающимся в ее рамках индустриальным обществам. Дискурсы социальности при сохранении ведущей роли их логико-теоретических разновидностей постепенно дегуманизируются. Мир, реализуемый как картина мира, превращается в технологический «постав» (М. Хайдеггер), нечто изначально противопоставленное человеку и его «нетехничности». 
Приобщение к такого рода социальности зачастую происходит за счет компромисса человека со своей подлинностью, его явным и неявным слиянием с «матрицами» продвинутых на глобальный уровень «мегамашин» реальности (Л. Мэмфорд). Среди таких машин одной из наиболее масштабных является социокультурный комплекс потребительского общества (Ж. Бодрийар).
Тип «Миф» в конституировании социальности, сопровождая всю социокультурную динамику, акцентированно проявляется на крайних «полюсах» ее вектора. Мифогенными являются истоки социальности. И миф как средство удостоверения реальности обнаруживается в парадоксальной архаизации общества, которое строится на основе новейших информационно-коммуникативных практик. В обоих случаях уровень сложности реальности значительно превосходит познавательные и адаптационные возможности человека. «Обвал» коммуникаций, который обрушивается на социальных акторов приводит к тому, что происходит «экономия» средств легитимации социальности. Ее дискурсы «замыкаются» рамками стереотипов, которые очерчиваются преимущественно нетеоретическими наррациями (дискурсы успеха, престижного потребления), на смену артикулированной ответственности поступка приходят поведенческие коллажи, игра мифологем массовости. Мифогенная социальность удостоверяется прежде личностными смыслами человека, их как бы понятностью и 
доступностью. В мифе не столько обосновывается и выстраивается, сколько оправдывается функциональное «включение» человека в социум, в свою очередь ограниченный кругом повседневности и лишенный органической связи с высшими ценностями и смыслами культуры. 
Важно отметить, что в динамике типов социальности изменяется расположение феномена человеческого относительно конкретных обстоятельств жизни человека в различных эпохи. 
От использования рефлективности и мускульной силы древнего труженика, к функциональной чувственности и механике ремесла, и далее, от доминирования рассудочного операционализма и эстетизации повседневности к массовому преобладанию внетелесных форм информационно-смысловой регуляции социальной реальности – такова примерная траектория перемещения фронтира встречи (а точнее, Встречи) человека как открытой возможности с недостаточностью своего наличного существования.
Могут быть сделаны некоторые проектные предложения в связи с выдвинутыми суждениями. В ближайшей перспективе на основе широкого междисциплинарного сотрудничества и в рамках согласованной, кооперативной исследовательской программы важно развернуть работу по социально-культурной и мировоззренческой адаптации содержания и смыслов современных информационно-коммуникативных практик применительно к традициями российской культуры, ее конфессиональным основаниям, особенностям русского языка и соответствующего ему мировидения.
Необходимо задумываться над функциями институтов воспроизводства социальности в обществе информации и высоких технологий (например, над функциями системы образования). Эти функции должны одновременно сопровождать динамику способов конституирования социальности в информационном обществе и сдерживать ее негативные тенденции. Выполнять эти функции могли бы как существующие научно-образовательные организации, так и инициативные общественно-профессиональные проекты, ориентированные на корректное раскрытие социально-гуманитарного потенциала информационно-коммуникативных инноваций.

Презентация доклада.


Видео.
Изменено: kdl - 05.11.2013 14:05:25
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Пасторальная модель коммуникации и vim-технологии»

– Павленко Андрей Николаевич
руководитель научно-исследовательской группы «Онтология» Института философии РАН, д.филос.н., профессор

В докладе рассматривается «пасторальная модель коммуникации», на основе которой будут выявлены основные угрозы, связанные с утверждением власти новой формы реальности – «информационно-коммуникативной». С этой целью будут введены такие понятия как «пастухи коммуникации», «коммуникативное пастбище» (информационно-коммуникативное поле – ИКП), «коммуникативное стадо» и некоторые другие, а также ряд аксиом, которым подчиняются моделируемые события и процессы.
Будет показано, что Vim-технологии (от лат. per vim – насильно, с принуждением) – термин используемый для обозначения рациональных средств, применяемых организаторами коммуникации для приведения коммуницирующих индивидов к «стандартному виду», то есть обязывающих их:
1) предоставить себя (информацию о себе) в полное распоряжение коммуникативному сообществу;
2) стать «чистыми ретрансляторами информационных потоков». Главное назначение Vim-технологий – создание «информационно-коммуникативного поля» с заранее заданными свойствами.
Будет продемонстрировано, что в рамках предложенной модели, выявляющей угрозы, связанные с созданием «единого информационно-коммуникативного поля, могут применяться и применяются две основные технологии:
1) информационно-коммуникативное подавление;
2) информационно-коммуникативное «замалчивание».
В связи с этим рассматривается применение Vim-технологий к деформированию и (или) уничтожению «культурно-исторической матрицы» коммуникативного стада.
В заключение будет продемонстрирована возможность создания с помощью Vim-технологий «информационно-коммуникативного лагеря», реализуемая на основе «стандартизации информации» и формируемых на её основе «стандартных индивидов».

Презентация доклада.


Видео.
Изменено: kdl - 05.11.2013 14:04:12
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Демографический переход: на пороге новой парадигмы развития»

– Кирилл Копейкин, протоиерей, секретарь ученого совета СПбДА, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований факультета искусств СПбГУ, к.богословия, к.ф.-м.н.


Аннотация. В настоящий момент на протяжении жизни двух-трёх поколений происходит что-то вроде фазового перехода на новый, не типичный для всей прежней истории, режим развития: количественный рост человечества приостанавливается. По всей вероятности, на смену «внешней», «количественной» парадигме развития человечества должна прийти «внутренняя», «качественная». Этот переход отражается в культуре – начинается эпоха постмодерна, которой свойственно ощущение завершенности пути европейской цивилизации предшествующих столетий, распад традиционной системы ценностей. На этом фоне происходит кризис ориентированных на предание религиозных институций, всегда бывших хранителями фундаментальных ценностей, которыми человек жил тысячелетиями.
Ключевые слова: динамика роста населения Земли, демографический переход, информационный обмен, внешний космос, внутренний олам, парадигма развития
Эмпирические данные свидетельствуют о том, что численность человечества на протяжении всего времени своего существования растет по гиперболическому закону. Это было показано в работе фон Фёрстера, Мора и Амиота. Согласно их исследованиям, если бы численность человечества продолжала расти так же, как она росла до 1960 года, то динамика роста населения Земли могла бы быть аппроксимирована следующей простой формулой:
N = C / (Т0 – Т),
где N – численность населения Земли, С — константа, совпадающая по порядку с возрастом Вселенной, Т – время, а Т0 – 2026 год.
Несмотря на кажущуюся простоту этой формулы ее смысл весьма глубок. Прежде всего, рассматривая все человечество в целом, мы исходим из неявного предположения, что оно в каком-то смысле представляет собою некую «сверхцелостность».При этом бытие «коллективного Адама» имеет и космическое измерение – об этом свидетельствует наличие в приведенной выше формуле константы С, имеющей размерность времени и совпадающей по порядку с возрастом Вселенной.
Уже после выхода в свет работы фон Фёрстера, Мора и Амиота реальная динамика роста народонаселения Земли стала всё дальше отходить от гиперболической зависимости. Темпы прироста численности населения резко снизились, и начало формироваться то, что получило наименование глобального демографического перехода. Если на протяжении всей предшествующей истории – от каменного века до настоящего времени – наблюдался гиперболический рост народонаселения, то сегодня – за микроскопическое по историческим масштабам время – происходит изменение закона, действовавшего на протяжении тысячелетий.
С чем же может быть связан такой переход? Известный российский физик С.П. Капица предложил рассматривать найденную фон Фёрстером, Мором и Амиотом гиперболическую закономерность не просто как эмпирическую формулу, но как первый шаг к построению модели. Учет естественных граничных условий (с одной стороны, в начале скорость роста человечества не может быть меньше чем появление хотя бы одного человека за время жизни одного поколения; с другой стороны, по мере приближения к точке демографического перехода максимальный прирост человечества за год не может быть больше численности самого населения) приводит к решению, не уходящему в бесконечность, но стабилизирующемуся на уровне 9–12 миллиардов человек:
N = (C/τ) arcctg ((Т1 – Т) / τ),
где Т1 — параметр, равный 2007 году нашей эры — середине второй фазы глобального демографического перехода, τ – характерное время жизни человека порядка 42 лет.
Поскольку рост человечества зависит исключительно от его численности, а не от каких-либо внешних условий и ресурсных ограничений, то логика диктует искать причину демографического перехода внутри самого человека. Происходящее на рубеже тысячелетий замедление темпов роста населения Земли Капица связывает с радикальным возрастанием интенсивности информационногообмена. По его мнению человек просто не успевает приспосабливаться к стремительно происходящим изменениям.
Согласно С.П. Капице, происходящий сегодня демографический переход – наиболее глубокое изменение в жизни человечества за всю его историю. Демографический переход отражается в культуре – начинается эпоха постмодерна, которой свойственно ощущение завершенности пути европейской цивилизации предшествующих столетий. На этом фоне происходит кризис ориентированных на предание религиозных институций, всегда бывших хранителями фундаментальных ценностей, которыми человек жил тысячелетиями.
Очень схематизируя можно сказать, что до сих пор человек шел преимущественно по пути «внешнего» развития, чреватого цивилизационными кризисами, по пути освоения и преодоления окружающего космос’а. В известном смысле слова, как уже говорилось, это было исполнением божественного повеления расти и множиться и обладать землей. Эпоха географических открытий раздвинула пределы человеческой Ойкумены, покуда Вселенной не оказалась вся земля, затем астрономия отодвинула их на расстояния, исчисляемые уже миллиардами световых лет. Сегодня масштаб «видимой» нами сегодня части Вселенной простирается более чем на 40 порядков: от 10-16 до 1026 м.
К сожалению, такое расширение пространства человеческого мировосприятия произошло за счет его «уплощения»: если для человека средневековья мир имел «вертикальное» духовное измерение, то для человека Нового времени мир оказался ограничен лишь слоем чувственно воспринимаемой телесной реальности. К началу III тысячелетия, когда пространство «внешнего» распространения человеческого («структурного») по(н)имания достигло своего предела – самоотрицающей странности – сама логика познания вынуждает нас обратиться к постижению того олам’а, что, по слову Писания, вложен в сердце человека (см.: Еккл 3:11).
Примечательно, что с точки зрения христианской традиции именно задача соединения внутреннего и внешнего миров с тем, чтобы затем вос-со-единить всю полноту тварного естества с Богом, дана человеку – ведь человек и был сотворен как посредник между двумя мирами: сотворенный «из праха земного», он оживотворен божественным «дыханием жизни» (Быт 2:7).
Разумеется, утверждать, что все предшествующее развитие было преимущественно количественным, было бы чрезмерным упрощением. Правильнее было бы сказать, что раньше изгнанный из рая и облаченный в кожаные ризы человек был вынужден, прежде всего, бороться за свое телесное выживание, и именно на это с необходимостью направлялись основные усилия общества. Сейчас, человек стал более независим от своего «телесного попечения», а потому появляется надежда на то, что человек сможет реализовать свое высшее призвание - стремиться к Богу, к личному со-общению с Ним. По всей вероятности, на смену «внешней», «количественной» парадигме развития человечества должна прийти «внутренняя», «качественная». И быть может то, что происходит сегодня, правильнее было бы называть не «концом истории», а концом пред-истории: настоящая – сверхновая, по настоящему Большая –история чело-ве(ка)(честв)а –только еще начинается.


Презентация доклада.


Видео.
Изменено: kdl - 05.11.2013 14:03:37
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Об инструментальном подходе к решению задач мониторинга текстовых потоков в интересах управления имиджем объекта»

– Наймушин Иван Адольфович
ведущий математик «Лаборатории перспективных разработок», к.т.н.

С чем работаем?
Под имиджем объекта исследований будем понимать совокупный смысл текстовых сообщений, содержащих упоминания о нем в исследуемом информационном потоке.
Исходя из общих соображений (предполагаемых или декларируемых целей деятельности объекта исследований) определим понятия «отрицательное упоминание», «положительное упоминание» и «нейтральное упоминание».
Так под «отрицательным упоминанием» будем понимать информацию, направленную против целей деятельности объекта исследований, в том числе искажающую деятельность объекта.
Под «положительным упоминанием» будем понимать информацию, направленную на достижение целей объекта исследований.
Под «нейтральными упоминаниями» будем понимать информацию, несоответствующую двум предыдущим определениям.
Задача исследования
Тогда задачу мониторинга текстовых потоков в интересах управления имиджем объекта можно сформулировать, как задачу управления процессом собственных сообщений, поддерживающим заданный (требуемый) уровень соотношения «положительных» и «отрицательных» упоминаний.
Очевидно, что прикладные аспекты такой задачи требуют реализации нескольких алгоритмов, в том числе:
- машинного алгоритма задания понятий «положительного» и «отрицательного упоминания (моделей таких упоминаний);
- машинного алгоритма формирования временного распределения таких упоминаний;
- машинного алгоритма формирования заключения о статистической значимости тренда имиджа в «положительную» или «отрицательную» сторону;
- машинного алгоритма оценки эффективности корректировки тренда имиджа.
Частотные распределения
В разрабатываемой нами инструментальной системе мониторинга имиджа в качестве моделей смысла сообщений используются частотные распределения словосочетаний в исследуемых текстах.
Для оценки «положительности» или «отрицательности» текста (совокупности текстовых сообщений) используется мера схожести, определяемая как числовая характеристика совпадения распределения словосочетаний текста и соответствующей модели.
Для формирования заключения о значимости тренда имиджа в «положительную» или «отрицательную» сторону проводится проверка соответствующей статистической гипотезы.
Для оценки эффективности корректировки тренда имиджа в качестве критерия достаточности усилий принимается слом (прекращение) статистически значимого отрицательного тренда.
Технология
Тогда технология мониторинга тренда имиджа может быть представлена следующей последовательностью действий:
- выбор из потока «отрицательных» упоминаний;
- оценка их вклада в общий имидж;
- формирование «предложений» по качественному парированию таких упоминаний;
- оценка статистической значимости отрицательного тренда и предупреждение о появлении статистически значимого тренда.
Очевидно, что все результаты таких расчетов должны быть приведены с учетом значимости (ценности, влиятельности) источников рассматриваемых сообщений.


Видео.
Изменено: kdl - 05.11.2013 14:01:57
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Взаимодействие миров виртуального и реального»

– Митрофанов Александр Александрович
директор департамента информационных исследований «Лаборатории перспективных разработок»
Аннотация. Что из себя представляет «виртуальный мир»? Как он устроен, как функционирует, как происходит взаимодействие внутри него? Почему мир виртуальный и реальный так тесно связаны? Как виртуальный мир влияет на мир реальный? Где проходит «пограничная» зона и почему она так сильно размыта? Через что осуществляется влияние и почему это влияние так существенно? Почему молодежь (и не только) «уходит в виртуал». Почему именно молодежь так подвержена влиянию виртуала? Что становится основным «фактором вовлечения»? Почему важно исследование этих эффектов на серьезном научном уровне. Почему необходимо духовенству обратить внимание на проблему. Отсутствие регуляторов, сдерживающих факторов и серьезных «игроков» в виртуале привели к тому, что эту нишу заняли секты, мошенники, откровенный криминал. Такое положение ведет к многократному усилению их воздействия на общество. Что будет если продолжать делать вид, что проблемы нет…

Ключевые слова: виртуальный мир, виртуал, виртуальная личность, фактор вовлечения.

1. Что такое виртуальный мир?
Виртуальная реальность — это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет человеку погрузиться в искусственный мир. Представляется, что виртуальный мир является творением сознания человека, но этот мир не содержит в себе Бога. Он состоит из текстов, слов, образов, даже смыслов. Обращаясь к этому виртуальному миру, входя в интернет-пространство, человек использует те или иные лингвистические фильтры, вырезая из этого пространства требуемые ему тексты, или внося в это пространство, созданные им новые тексты – сущности виртуального мира. Можно заключить, что, существуя в сознании конкретного человека, виртуальный мир является отражением - зеркалом обобщенного массового сознания сообщества всех пользователей интернета и переотражением через это сознание реального мира, причем уже без божественного присутствия. Это является результатом его конструкции – сетевых алгоритмов, по которым построены программы, формирующие систему доступа человека к пространству виртуального мира.
2. Схема влияния
Являясь отражением, моделью реального мира, построенной по законам математической статистики и кибернетики, виртуальный мир, с одной стороны создает иллюзорное впечатление того, что событие или образ виртуального мира является истинным и имеет своего двойника точно совпадающего с ним в реальном мире. Поскольку граница между отражением реальности и вымышленным образом реальности – виртуальным миром проходит в сознании, 
голове человека, то очень часто человеку очень трудно разделить себя и свой вымышленный виртуальный образ – персонажа соцсети, форума или блога. И бывает даже так, что виртуальная личность вытесняет личность своего создателя, искривленные ценности виртуального мира становятся ценностями человека и начинают определять его мировоззрение и поведение.
3. Эффект молодёжи
Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, молодые люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. Отрицательное воздействие проявляется также в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и те нормы, которые удобны для пользователя. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире нормы на реальные социальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия и так сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.
4. Угрозы
Свобода и анонимность интернета, а также отсутствие тех или иных регуляторов, недостаточное количество и слабое техническое исполнение и распространенность миссионерских ресурсов основных религиозных конфессий, направленных не на сообщение новостной информации, а конкретно на противодействие злу в виртуальном мире, приводят к тому, что виртуальное пространство заполняется сектантскими, мошенническими ресурсами, ресурсами языческо-мистического толка, откровенно сатанинской тематики, террористической и криминальной направленности. Результатом такого положения становится то, что в группы террористической направленности вливается больше молодежи, распространяются наркотические вещества, происходит управление криминальными группами, распространение идей экстремизма, сатанизма, порнографии, педофилии, влияя на распространении этих явлений в реальном мире.

Презентация доклада.


Видео.
Изменено: kdl - 05.11.2013 14:00:50
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Информационно-коммуникационные технологии как инструмент геополитической экспансии развитых государств»

– Черный Юрий Юрьевич, заместитель директора по научной работе Института научной информации по общественным наукам РАН, к.филос.н
Аннотация. В докладе рассматриваются конкретные шаги по созданию национальной 
информационной инфраструктуры в США и наднациональной информационной инфраструктуры в странах ЕС, а также усилия, направленные на формирование Глобального информационного общества (ГИО) как новой политической реальности. Определяется роль в этих процессах двух специализированных организаций при ООН – Международного союза электросвязи (МСЭ) и Организации объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), Интернет, наиболее развитые государства, геополитика, экспансия, принятие глобальных решений, Международный союз электросвязи (МСЭ), Организация Объединённых Наций (ООН), Глобальное информационное общество (ГИО), Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), общества знаний.


В настоящее время под информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) понимают главным образом компьютерные технологии. Однако, как представляется, понятие ИКТ существенно шире и включает в себя все виды электросвязи, суть которой состоит в передаче информации (данных) при помощи электромагнитных сигналов К ним относятся телеграф, телефон, радио, телевидение, видеотелефония, спутниковая и мобильная связь, цифровое кино, а также компьютерные сети (в том числе и сеть Интернет). Таким образом, ИКТ берут своё начало в 1830-е гг., когда практически одновременно и независимо друг от друга П.Л. Шиллингом в России в 1832 г., К. Гауссом и В. Вебером в Германии в 1833 г., У. Куком и Ч. Уитстоном в Великобритании в 1837 г. и С. Морзе в США в 1837 г. был изобретён электрический телеграф.
Известно, что первые работы в области компьютерных сетей, приведшие впоследствии к возникновению Интернета, велись в США в составе Агентства по перспективным оборонным научно-техническим разработкам (DARPA). Однако сама идея Интернета принадлежит не военным, а гражданским специалистам. Духовным отцом Всемирной сети справедливо называют американского учёного Джозефа Ликлайдера (1915-1990), который в 1960 г. высказал мысль о необходимости объединения компьютеров в сеть со свободным доступом любого человека из любого места мира к её ресурсам. Он исходил из представления о человеческо-компьютерном симбиозе, который будет способствовать усилению возможностей человеческого интеллекта. 
Впоследствии сам Ликлайдер и возглавил работы в этом направления в рамках DARPA. Как указывает М. Кастельс, развитие Интернета состоялось в результате «невероятной комбинации» большой науки, военных исследований и культуры свободы. Признавая справедливость этих слов, отметим, что формирование Всемирной сети, а также становление Глобального информационного общества (ГИО), вряд ли было бы возможно и без активного участия государства. В 1980-е-1990-е гг. развитые страны мира, прежде всего США и страны ЕС, сознательно сделали ставку на развитие компьютерных технологий, рассматривая их в качестве важнейшего фактора экономического роста и повышения конкурентоспособности.
В докладе рассматриваются конкретные шаги по созданию национальной информационной инфраструктуры в США и наднациональной информационной инфраструктуры в странах ЕС, а также усилия, направленные на формирование Глобального информационного общества (ГИО) как новой политической реальности. Определяется роль в этих процессах двух специализированных организаций при ООН – Международного союза электросвязи (МСЭ) и Организации объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Основной тезис автора состоит в том, что механизм принятия глобальных решений в области развития ИКТ и, в частности, Интернета включает в себя две фазы: 
1) завоевание технологического преимущества в конкурентной борьбе между странами, составляющими ядро техногенной цивилизации и 
2) реализацию этого преимущества на глобальном уровне при помощи международных политических институтов.
Глобальная политика в области развития ИКТ сегодня во многом связана с различием подходов, существующих на уровне МСЭ и ЮНЕСКО. МСЭ занята в основном созданием телекоммуникационной инфраструктуры и её техническим регулированием, в то время как усилия ЮНЕСКО направлены на гармонизацию последствий развития ИКТ в интересах всех стран и народов мира. Предложенная ЮНЕСКО в 2005 г. гуманистическая концепция «обществ знания» до сих пор остаётся частной позицией этой международной организации.

Презентация доклада.


Видео.
Изменено: kdl - 05.11.2013 13:58:15
XVI конференция "Наука. Философия. Религия" (Дубна-2013), видео выступлений, тексты докладов, краткие аннотации
«Проблемы эволюции человека в информационном обществе»

– Гринченко Сергей Николаевич
главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, д.т.н., профессор
Аннотация. Человек эволюционировал на всём протяжении цивилизационного усложнения человечества анатомически, психически, интеллектуально. Кардинальные вехи в этом, достаточно непрерывном процессе – информационные перевороты, знаменующие собой начала формирования новых информационных технологий (сигнальных поз, мимики/жестов, языка/речи, письменности, книгопечатания, компьютеризации, сетевизации, «нановизации» и т.д.), периоды между которыми укорачиваются по простому математическому закону. Из чего следует зависимость личностно-производственно-социальной эволюции человечества от фундаментальных законов Мироздания.
Ключевые слова: информационные технологии, самоуправляющаяся система человечества, информатико-кибернетическая модель, ряд Фибоначчи, археологическая эпоха, ускорение исторического процесса, системный кризис человечества.
1. Информационное общество, развиваясь на всём протяжении цивилизационного усложнения человечества, в наши дни достигло того момента, когда именно информационный аспект этого процесса стал более чем очевиден: он наблюдается в самых различных областях знания и человеческой деятельности, а во многих и превалирует.
2. На базе созданной в Институте проблем информатики РАН информатико-кибернетической модели системы Человечества (как иерархической самоуправляющейся системы, оптимизирующей своё приспособительное поведение поисковым образом по целевым критериям энергетического характера) оказывается возможным указать последовательность информационных переворотов в эволюционном развитии человечества как целостной системы:
– цефализация позвоночных (с ~428 млн. лет назад);
– сигнальные позы (начиная с ~28,2 млн. лет назад);
– мимика/жесты (с ~1,86 млн. лет назад);
– язык/речь (с ~123 тыс. лет назад);
– письменность (с ~8,1 тыс. лет назад);
– тиражирование текстов (книгопечатание) (с ~1446 года);
– компьютеризация (с ~1946 года);
– сетевизация (с ~1979 года);
– «нановизация» (с ~1981 года) и т.д.
3. Тот факт, что каждый из периодов между этими информационными переворотами короче предыдущего в одинаковое число раз (примерно в 15, точнее, в 15,15426... e раз), т.е. что длительности этих периодов образуют геометрическую прогрессию со знаменателем,  примерно равным одной пятнадцатой – необходимо свидетельствует о зависимости личностно-производственно-социальной эволюции человечества от неких фундаментальных законов Мироздания.
4. В ходе этого цивилизационного развития человек (начиная с его предшественников) существенно меняется как анатомически (что особенно заметно на длительных начальных периодах), так и психически. От него требуется всё более высокий интеллектуальный и образовательный уровень, ибо это совершенно необходимо для реализации процесса дальнейшего структурного усложнения системы человечества11. Таким образом, психико-интеллектуальная эволюция человека также является проявлением фундаментальных законов Мироздания, и человеку приличествует понимать этот факт, и стараться соответствующим образом формировать своё приспособительное поведение в социумах самого различного размера.
5. Кардинальные изменения в идеальной иерархической структуре системы человечества, завершившиеся в начале 1980-х годов, определили эту временную точку как разделяющую всю историю человечества на две части. Первую часть можно рассматривать как этапы роста собственно иерархической системы человечества (постепенного её усложнения за счет возникновения всё новых подсистем с увеличивающимся числом уровней/ярусов) и интерпретировать как фазу «детства/отрочества/юности», вторую часть – как этапы актуализации новых подсистем и коэволюции их с ранее возникшими (и с биосферой Земли) и интерпретировать как фазу «зрелости».
6. Тем самым события, связанные с указанной временной точкой в истории, являются началом беспрецедентного системного кризиса человечества: процесса «притирки» целой группы – исторически взрывообразно! – возникших его подсистем, реализующих компьютеризацию, сетевизацию, «нановизацию» и т.д., к исторически существенно ранее возникшим индустриальной и аграрной подсистемам, а также к биосфере.
7. Наблюдающееся в последние годы – и теоретически предсказанное! – превалирование информационного фактора в приспособительном поведении человека, существующего и активно действующего в условиях системного кризиса человечества, меняет всю ранее сложившуюся структуру и динамику развития общества (в самом широком смысле этого термина, включая его информационный аспект).

Презентация доклада.


Видео
Изменено: kdl - 05.11.2013 13:56:35
Страницы: Пред. 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 След.