Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
Цитата
Ольга Исаковская пишет в посте #958 от 19.08.2015г., в теме:Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать!
...... Какие исторические уже теперь фотографии - Преображение Господне, август 1994 г.! В те годы, на мой взгляд, такое убранство - с включением фруктов - было довольно неожиданным)))....Вообще-то интересно было бы понять, а уместно ли все же фрукты или овощи использовать для убранства праздничной иконы или в виде цветочно-фруктовых композиций около икон, на солее к празднику Преображение Господне?  

Слава Богу за все! Всем доброго времени суток! 
Скажу, что сегодня, открываю свой, уже 23-й творческий сезон по занятию искусством цветочного убранства в православных храмах! smile;)smile:)smile:D
Поэтому-то  и выложила на обозрение, ставшее уже историческим, фото со своей первой творческой работой, именно к празднику Преображения Господня, которую в те, 90-е годы, составила в храме св. Филиппа, в Москве, являясь в тот момент уже опытным мастером по аранжировке цветов, но, признаюсь, что абсолютно далеким от богословского учения(((.

 Составить саму работу для меня не представляло особого труда, была лишь большая проблема с ее фиксацией вокруг киота, т.к. его размер точно совпадал с размером аналоя. Слава Богу, быстро нашла способ установки. Получалось таким образом, что вся эта достаточно тяжелая композиция с фруктами размещалась не на основе, как сейчас принято поступать, а просто в воздухе, прочно удерживаясь на киоте.

 Ольга, да, не только на Ваш взгляд, такое убранство - с включением фруктов - было довольно неожиданным))), помню о том, как настоятель храма, о.Марк( Клименко), с радостью отметил с амвона об этом, уж очень понравившемся ему необычном убранстве с фруктами и том решении, которое я сразу же внедрила в данной работе, после моего посещения практических занятий, проводимых бельгийскими мастерами аранжировки цветов у них при посольстве. Действительно, в ту пору использование фруктов в букетах и композициях было некой новинкой не только среди мирян, но полагаю, что и в храмовых композициях.      

Вспоминаю, что и в дальнейшем еще не раз использовала в своих подарочных букетах и цветочных убранствах к празднику Преображения разные фрукты-яблоки, а порой, что и в образных символах.
Однако, в последнее время, как и Вы, тоже все чаще стала задумываться о том: уместно ли все же фрукты или овощи использовать для убранства праздничной иконы или в виде цветочно-фруктовых композиций около икон, на солее к празднику Преображение Господне? 

По сути, если разобраться, то прихожу к выводу, что все эти плоды-овощи совсем ни к чему в цветочном убранстве у иконы Преображения Господня, где более логичнее было бы соответствующей расстановкой цветов выразить/ подчеркнуть богословское содержание самого праздника с его сиянием Славы Господней, открывшейся апостолам Петру, Иакову и Иоанну. 

В этот же день, после Литургии, служится еще молебен с освящением винограда, плодов и овощей, как подведение результата трудов рук наших в текущем году и, как благословение на начаток урожая их в будущем году, но думаю, что его суть не должна находить отражение в цветочном убранстве у иконы Преображения Господня.

Скорее, что само название у Второго Спаса, как Яблочного побуждает к фруктовой идее, ну тогда, по аналогии, следовало бы в цветочном убранстве у Креста использовать мед и насадить к цветам в веночек еще и пчелок, ведь Спас-то Первый- Медовый, а затем, к Третьему Спасу - уже ореховый веночек составить.

Как говорят, век живем, так век же и учимся! )))
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
и еще фото, в продолжение, когда в убранстве яблочки и прочие фрукты играли не последнюю роль:
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
было даже и так, но и здесь с яблочками:
088-1.jpg (200.85 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
и когда-то давно, в 2000 году, совсем в ином варианте, в котором специально расположила гроздья винограда наоборот, темный- справа, а зеленый- слева, для отчетливости, а на переднем плане выставила три вида фруктов: твердую грушу, персик и яблоко со спускающейся ниткой опять же яблок.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Вспоминая все эти работы, могу сказать о том, что в каждой из них роль яблок и фруктов всякий раз была различна, то некий символический образ, то акцент выражения радости и благодарения Господу за собранный урожай, то просто, как недостающее в оттенках, дополнительное цветовое пятно, а то и подходящий вариант при наличии материальных затруднений, как это оказалось у нас, в Троицком храме, при сложившейся нынешней финансовой ситуации, когда  стоимость 1 цветка, в среднем, почти равняется стоимости 1кг яблок.
Но, несмотря на все мною перечисленное и показанные фото, думаю, что хорошо бы еще услышать мнения и размышления не только самих украсителей, но и священнослужителей по вопросу о использовании яблок-фруктов в убранстве к празднику Преображения.

Участников и гостей, читающих наш форум из разных населенных пунктов и даже стран, уже стало много, поэтому надеюсь, что и ответов будет достаточно.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Встретила в интернете такое поздравление : " Ну и, конечно, самый вкусный праздник))) Яблочный спас))) С Преображением вас, друзья !!!", которое дала Православная флористика в сети ВК .

Надо полагать, что автор строк этим одобряет использование яблок- фруктов в убранстве иконы к празднику Преображения Господня и делает яркий акцент на Яблочный Спас, как на самый вкусный праздник smile:oops: , тут простите меня, а, что тогда Пасха и Воскресение Христово?
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Ольга Исаковская пишет:                                                                                                                                                  На просторах инета обнаружилась статья "Профессия церковный флорист", размещенная в православном журнале "Фома"№4 (144) апрель 2015 . Фоторепортаж Юлии Маковейчук о том, кто и как украшает храмы. Ссылка здесь: Профессия церковный флорист.                                                                                                                  ....Совсем скоро нужно будет украшать храмы к большим праздникам.  В праздничный день храм преображается, у чтимой иконы букеты, иконостас украшен гирляндами цветочных композиций. За окном метель, снег, жижа под ногами, а внутри — потрясающая живая красота. И создали ее не приглашенные «профи», а сами прихожанки храма — церковные флористы или, по-простому, цветочницы.... 

С большим вниманием посмотрела фоторепортаж и прочла статью Юлии Маковейчук о том, кто и как украшает храмы, не так давно опубликованные в православном журнале "Фома", под заголовком "Профессия церковный флорист".

Не скрою, мне очень приятно было узнать о своей коллеге, Татиане Олеговне Йенсен. Познакомиться с ее уже продолжительной и активной творческой деятельностью в качестве цветоукрасителя в домовом храме мц.Татианы при МГУ , в Москве и этим сплотившей вокруг себя целый дружный коллектив из прихожан храма. Очень хорошо знакомая мне картина, аналогичная и в нашем храме, когда энтузиасты и любители сплачиваются в одно, общее доброе дело при подготовке к празднику.   

Скажу, что прежде ничего не слышала об этой статье, когда не так давно, пару дней назад, вдруг, ко мне обращается алтарник Владислав с несколько странным от него  вопросом о том, сколько времени у меня уходит на закупку цветов для цветочного убранства икон и в храме к празднику? Отвечаю, что когда как, тут м.б. много факторов, которые могут влиять на время выбора и закупки, а почему такой интерес, спрашиваю его?

Да вот, говорит, шесть часов у некоторых московских украсителей уходит только на сам выбор и закупку цветов, в журнале "Фома" прочел и сам удивился:" Что мол тут гадать- вот деньги, взял цветы! Процесс быстрый и простой!" 

Тогда, я стала более подробнее ему пояснять от чего зависит временной фактор и знакомить его со спецификой предварительного этапа работы храмового цветоукрасителя. Особенно, подчеркнула я в разговоре, это время заметно, если предстоит выполнить очень большой объем работы по цветочному убранству в храме, включающий разные формы исполнения цветочных композиций, их размеры, а возможно, что и для одной лишь работы потребуется значительное время на поиск и подбор нужного растительного материала.
 Весь растительный материал не только нужно выбрать и закупить, но и аккуратно уложить, благополучно транспортировать до места, осторожно выгрузить, тщательно обработать каждый цветочек, выставить на воду, чтобы прежде работы с ним, дать стеблям и цветам хорошо напитаться влагой, заранее предусмотреть о возможной несовместимости растений друг с другом и неожиданном увядании, что то предварительно подвергнуть реанимации для оживления, да и к перечисленному еще наберется не одна задача, включая остальные составляющие намеченного заранее проект и его художественное исполнение.

 Но это уже этапы и проблемы нового дня подготовительных работ в создании даже простого цветочного убранства у праздничной иконы и в храме.
 Продолжение следует.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет: "Слава Богу за все! Всем доброго времени суток! 
Скажу, что сегодня, открываю свой, уже 23-й творческий сезон по занятию искусством цветочного убранства в православных храмах! 
Поэтому-то  и выложила на обозрение, ставшее уже историческим, фото со своей первой творческой работой, именно к празднику Преображения Господня, которую в те, 90-е годы, составила в храме св. Филиппа, в Москве, являясь в тот момент уже опытным мастером по аранжировке цветов, но, признаюсь, что абсолютно далеким от богословского учения(((.

90-е годы ХХ века... Кадры, ушедшие уже в историю... Некоторые из них мне довелось увидеть вживую в храме святителя Филиппа, в Москве, на пр.Мира. Работы, честно сказать, впечатляли в самом хорошем смысле слова, и цветочные, и с фруктами! Одним словом, МАСТЕР! Теперь-то становится понятно, откуда "веревочка вьется"smile;)))))), откуда появились в украшениях фрукты))) 


С удовольствием и от всего сердца поздравляю с началом 23-го творческого сезона, дорогая Людмила Александровна! Слава Богу, что времена меняются, Господь посылает нам всем помощь и просвещение. Многая, многая и благая лета желаю, творческого вдохновения и помощи от Господа!
158095.jpg (34.96 КБ) [ Скачать ]
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
И в подарок - цветущии лилии, в собственном саду выращенные))) Жаль, что только фото)))
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Встретила в интернете такое поздравление : " Ну и, конечно, самый вкусный праздник))) Яблочный спас))) С Преображением вас, друзья !!!", которое дала Православная флористика в сети ВК .

Надо полагать, что автор строк этим одобряет использование яблок- фруктов в убранстве иконы к празднику Преображения Господня и делает яркий акцент на Яблочный Спас, как на самый вкусный праздник smile:oops: , тут простите меня, а, что тогда Пасха и Воскресение Христово?

Оказывается, что к той, ранее мною подмеченной фразе, которую дала Православная флористика в сети ВК , появилось и продолжение в комментариях:

Рисунок 
Православная флористика

Работа сделана участниками семинара.
21 авг. въ 8:57


Рисунок
Саня Алмашій
Очень. Рисунок
28 авг. въ 22:37


Рисунок
Сергѣй Якушевъ

Молодца!!! Удалили мой комментарий. Я хамил, кого- то оскорблял? Перед тем как удалять этот мой комментарий, ответьте пожалуйста на мои вопросы. Если боитесь попасть впросак, можете в личку ответить.

1. Что такое "Яблочный спас" ? Цитирую вас дословно, сохраняя орфографию.
2. Как флористика может быть ПРАВОСЛАВНОЙ?! Я понимаю, ПРАВОСЛАВНОЙ может быть Церковь, в отличие, например, от католической. Церкви отличаются догматами. ПРАВОСЛАВНЫМ может быть человек, ИСПОВЕДУЮЩИЙ ПРАВОСЛАВНУЮ веру, в отличае, например, от человека, исповедающего  католическую веру. 
3. Вы сами православные? Знаете правила, каноны Церкви? Судя по постам очень сомневаюсь. А своими постами смущаете умы православных. Неправославных утверждаете в суеверии. О Спасителе фамильярно (мягко сказано) пишите с маленькой буквы.

четыре часа какъ

Авторъ изволилъ ограничить комментарiи

https://vk.com/club54961187
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Поздравляю и я дорогую нашу Людмилу Александровну с открытием нового и плодотворного творческого сезона!smile:)
Цитата
Цитата
Цитата
Людмила Бондаренко пишет: 
Встретила в интернете такое поздравление : " Ну и, конечно, самый вкусный праздник))) Яблочный спас))) С Преображением вас, друзья !!!", которое дала Православная флористика в сети ВК . 

Надо полагать, что автор строк этим одобряет использование яблок- фруктов в убранстве иконы к празднику Преображения Господня и делает яркий акцент на Яблочный Спас, как на самый вкусный праздник Рисунок , тут простите меня, а, что тогда Пасха и Воскресение Христово?

Людмила Бондаренко пишет: Оказывается, что к той, ранее мною подмеченной фразе, которую дала Православная флористика в сети ВК , появилось и продолжение в комментариях: 

  Православная флористика 

Работа сделана участниками семинара. 
21 авг. въ 8:57 
 
Саня Алмашій 
Очень. [IMG] 
28 авг. въ 22:37 
 
Сергѣй Якушевъ 

Молодца!!! Удалили мой комментарий. Я хамил, кого- то оскорблял? Перед тем как удалять этот мой комментарий, ответьте пожалуйста на мои вопросы. Если боитесь попасть впросак, можете в личку ответить. 

1. Что такое "Яблочный спас" ? Цитирую вас дословно, сохраняя орфографию. 
2. Как флористика может быть ПРАВОСЛАВНОЙ?! Я понимаю, ПРАВОСЛАВНОЙ может быть Церковь, в отличие, например, от католической. Церкви отличаются догматами. ПРАВОСЛАВНЫМ может быть человек, ИСПОВЕДУЮЩИЙ ПРАВОСЛАВНУЮ веру, в отличае, например, от человека, исповедающего  католическую веру.  
3. Вы сами православные? Знаете правила, каноны Церкви? Судя по постам очень сомневаюсь. А своими постами смущаете умы православных. Неправославных утверждаете в суеверии. О Спасителе фамильярно (мягко сказано) пишите с маленькой буквы. 

четыре часа какъ 

Авторъ изволилъ ограничить комментарiи 

https://vk.com/club54961187

Интересное замечание участника Сергия Якушева, с форума ВК, по поводу "православной флористики". Так это слово на слуху, что и не сразу понимаешь, что словосочетание получается по смыслу странное. Церковная флористика, храмовая флористика, но православная? 

И по поводу "спаса" тоже. Так хозяин странички и не исправил слово, несмотря на замечание, то ли не читает комментарии, то ли не придает значение.
Могу предположить, что ведет страничку человек маловоцерковленный. И потому возникают такие несуразицы и ошибки. Кстати, там же на форуме, 1 августа в объявлении о проведении семинара к празднику Преображения, автор снова делает акцент на вкусности праздника. smile:D

Церковь - лечебница, так что не удивительно, что столько непривычного и странного можно встретить в ее пределах. У меня в последнее время просто урожай на такие случаи. 

Это страничка в ВК, если я правильно поняла, от храма Святой Троицы в г.Щелково. М.О. И курсы, которые они проводят называются все же более благозвучно "Флористическое оформление православного храма". У них есть свой сайт.
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет:
Интересное замечание участника Сергия Якушева, с форума ВК, по поводу "православной флористики". Так это слово на слуху, что и не сразу понимаешь, что словосочетание получается по смыслу странное. Церковная флористика, храмовая флористика, но православная?

И по поводу "спаса" тоже. Так хозяин странички и не исправил слово, несмотря на замечание, то ли не читает комментарии, то ли не придает значение.
Могу предположить, что ведет страничку человек маловоцерковленный . И потому возникают такие несуразицы и ошибки. Кстати, там же на форуме, 1 августа в объявлении о проведении семинара к празднику Преображения, автор снова делает акцент на вкусности праздника. smile:D

Церковь - лечебница, так что не удивительно, что столько непривычного и странного можно встретить в ее пределах. У меня в последнее время просто урожай на такие случаи.

Это страничка в ВК, если я правильно поняла, от храма Святой Троицы в г.Щелково. М.О. И курсы, которые они проводят называются все же более благозвучно "Флористическое оформление православного храма". У них есть свой сайт.

Согласна с мнением  Юлии Кудрявцевой и Людмилы Бондаренко. Любой человек может сделать ошибку - случайную, или нет. Но после справедливого замечания эту ошибку необходимо исправить.
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Цитата
Ирина Шандровская пишет:
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет:
Интересное замечание участника Сергия Якушева, с форума ВК, по поводу "православной флористики". Так это слово на слуху, что и не сразу понимаешь, что словосочетание получается по смыслу странное. Церковная флористика, храмовая флористика, но православная?

И по поводу "спаса" тоже. Так хозяин странички и не исправил слово, несмотря на замечание, то ли не читает комментарии, то ли не придает значение.
Могу предположить, что ведет страничку человек маловоцерковленный . И потому возникают такие несуразицы и ошибки. Кстати, там же на форуме, 1 августа в объявлении о проведении семинара к празднику Преображения, автор снова делает акцент на вкусности праздника. smile:D

Церковь - лечебница, так что не удивительно, что столько непривычного и странного можно встретить в ее пределах. У меня в последнее время просто урожай на такие случаи.

Это страничка в ВК, если я правильно поняла, от храма Святой Троицы в г.Щелково. М.О. И курсы, которые они проводят называются все же более благозвучно "Флористическое оформление православного храма". У них есть свой сайт.

Согласна с мнением Юлии Кудрявцевой и Людмилы Бондаренко. Любой человек может сделать ошибку - случайную, или нет. Но после справедливого замечания эту ошибку необходимо исправить.

Ирина, возможно, что это замечание еще не прочли.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ирина, возможно, что это замечание еще не прочли.
Возможно и не прочли.
"Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок" Г.Сковорода
RnLQddqsk3g.jpg (139.88 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Ирина Шандровская - 08.09.2015 00:29:37
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Сегодня, в день празднования св. благ. кн.Александра Невского, с большой радостью и от имени участников форума, поздравила с именинами Александра Николаевича Стрижева, писателя-филолога, Кавалера ордена свят. Иннокентия Московского, члена Союза писателей России, Международного фонда славянской письменности, член-корреспондента Академии славянской культуры, действительного члена Географического общества, хорошо известного нам по брошюре " Цветы и храм", статье "Цветы- остатки Рая на земле"( см. в этой теме посты ##11, 24) и таким его публикациям:  

Благословенная осень (Дошкольное образование)
Светлые дни (Дошкольное образование)
Андрей Николаевич Муравьев (История)
Духовная писательница Авдотья Глинка (История)
Архимандрит Фотий (Спасский): Жизнь для России православной (История)
Леонид Зуров: героика и благочестие (История)
Пророк в своем Отечестве (История)
Золотые ключики тепла (Дошкольное образование)
Никон Рождественский - великий святитель XX века (История)
Бытописатель благочестия Никифоров-Волгин (История)
Детская православная писательница А.Ф. Платонова (История)
Муж света и разума Александр Семенович Шишков (История)
Княжий поход против темных сил (История)
Весна зеленая (Дошкольное образование)
Свидетель благочестия Евгений Поселянин (История)
"Вот как надобно писать историю!": Александра Осиповна Ишимова (История)
Неугасимая лампада Бориса Ширяева (История)
Еще один Трубецкой (История)

В ответ именинник сердечно поблагодарил за поздравление, проявленное к нему внимание и память. Приглашал всех желающих не забывать заходить на его, открытую в прошлом году в интернете, интересную страницу:  Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой  http://www.proza.ru/avtor/bibiobiuro

Между нами состоялась хоть и небольшая по времени, но важная по содержанию беседа, касающаяся вопроса цветочного убранства икон на православные праздники в храмах. В частности, Александра Николаевича продолжает волновать вопрос о несоблюдении/вовсе утерянного  многими храмовыми цветоукрасителями чувства меры и такта в своих, составляемых ныне ими в храмах, цветочных работах. Это он считает главным требованием в работе для сохранения молитвенного настроя в Доме Божием и на что, в первую очередь, следует обращать внимание всем исполнителям, работающими в храме с цветами. 

Кроме того, Александр Николаевич предложил называться нам не церковными/православными флористами и цветоукрасителями, а по аналогии с клирошане, клирошанка (т.е. принадлежащими к клиру, поющие на клире) - криношане, криношанка ( где крины, по церковно-славянски - есть цветы, т.е. имеющие отношение к работе с цветами в храме). Флорист - все же это уже мирская профессия с ее приемами, правилами, задачами, как и хорист на сцене, отметил А.Н.Стрижев, даже несмотря на то, что само слово флора есть и в церковном обиходе.

Так, подумалось мне, хотя и помаленьку, потихоньку, шаг за шагом, но Господь дает нам подсказки! 
 Значит ли то, что мы, занимающиеся цветочными убранствами у икон в православном храме, - КРИНОШАНЕ 

Ну, что сказать, термин для нас совсем новый, как "новорожденный птенец", но на мой взгляд, очень даже логичный и симпатичный!smile:) Уверена, что с принятием конкретного названия для данного рода церковной деятельности, обязательно сформируются, прорастут и дадут свои плоды и конкретные правила, поясняющие принципы выстраивания цветов в различного рода цветочных храмовых убранствах, более жесткие требования по соблюдению чувства меры и такта, направленные прежде всего на сохранение уже имеющегося в каждом храме молитвенного настроя.)  

Что скажете, дорогие криношане, клирошане, прихожане, горожане и селяне?
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
О роли и значении цветов с позиции православного человека, взгляда на цветы как на чудо Божие , к сожалению можно прочесть не так много, и тем интереснее было познакомиться с рассуждениями замечательного священника Михаила Шполянского, автора бесспорно талантливого и тонкого. В его последней книге " Мой анабасис, или Простые рассказы о непростой жизни" есть глава, которая так и называется: "Цветы". Вот эта глава:


Цветы

В стакан поставить полевых ромашек
И маков — негустой, простой букет.
Смолисто-черный чай пить, в окнах свет
Неярко-облачный следить, и ждать домашних.
Стараться жизни медленность вернуть,
Остановить смятенья свистопляску
И вновь ступить на бесконечный путь,
Когда он снова станет виден ясно.

Я убежден, что цветы — это чудо. Не в смысле образного выражения — «Ах, чудесные туфельки, чудесные цветочки!», а вполне буквально. Чудо Божие, явление милости Божией.
И дело не только в том, что цветы концентрируют в себе тот удивительный эон бытия, который называется красотой. Который сам по себе — своей ненормированностью, неподверженностью рациональному анализу, своей резонансной созвучностью человеческой душе — является — для чуткого сердца — доказательством реальности высших планов творения. Но и в том, что цветы — это очевиднейший дар божественной любви человеку. Ибо рациональное обоснование факта существования цветов не выдерживает ни малейшей критики. Люди привыкли бездумно доверять примитивным объяснениям всего и вся положениями вульгарной биологии, физики и т.п. В частности, наличие цветов (соцветий) толкуется как результат потребности растений в размножении через опыление, через привлечение опылителей (носителей пыльцы) — насекомых, птиц. И это считается само собой разумеющимся. Но ведь существует много способов размножения растений, которые совершенно не нуждаются в наличии цветов — этих изящнейших созданий, иногда изумляющих сложностью структуры, иногда совершенством лаконизма. Не буду в этот вопрос углубляться — достаточно сказать, что самыми живучими, следовательно, самыми успешными в вопросах размножения являются наиболее неэстетичные растения: сорные травы, кустарники, растительные паразиты. В нашей местности: лебеда, осот, щирица, чертополох, агрессивная амброзия, дереза и королева живучести — повилика. То же можно сказать о деревьях — вряд ли можно найти что-то живучее айланта (называемого в народе «чумаком» и «вонючкой»)?
И не говорите о том, что по-настоящему красивые цветы — исключительно плод целенаправленной селекции цветоводов. Так утверждать может лишь тот, кто не видел цветущие луга полевых тюльпанов, диких ирисов и т.п. А орхидеи, произрастающие в том числе и на Кинбурнской косе [10] (место нашего летнего проживания), — крапчатые, болотные и другие виды? Небольшие цветки этих удивительных растений — размером не более 15-20 мм — представляют собой при близком рассмотрении замечательно сложную и изящную структуру совершенной формы и цветовой гаммы, совершенной красоты. А что у них с размножением? Оплодотворенный цветок, вызревая, выбрасывает семечко, которое может прорасти только в том случае, если попадает в почву определенного и очень сложного состава, с уникальным содержанием солей, минералов, микроэлементов. Мало того — в почве обязательно должен присутствовать также особый растительный грибок — иначе семечко не прорастет. Однако и проросшее, первый надземный побег оно даст только через семь лет! Какая уж тут выживаемость? Неудивительно, что более эффективно орхидеи размножаются не семенами, а делением клубеньков. И для чего тогда эти изящные цветы? Для чего, если они не ДАР: не дар радости, не дар любви? Можно, конечно, сказать, что плоды с семечком нужны для перемещения последнего на дальние расстояния — в желудке птиц и т.п. Но и это не является необходимостью — например, та же ядовитая амброзия и без великолепных цветков и ярких плодов расползается как чума по огромным территориям.
Так что когда мы дарим цветы любимым, друзьям — это мистический акт. Акт богоуподобления, акт повторения в малой капле нашей жизни безбрежного океана божественной любви.
И потому, если у человека не возникает желания дарить цветы любимой, это вызывает сомнение в глубине и подлинности его чувств. Или в глубине и подлинности его душевного мира
Изменено: Ирина Воробьёва - 31.12.2016 18:33:28
Цитата
Ирина Воробьёва пишет:
О роли и значении цветов с позиции православного человека, взгляда на цветы как на чудо Божие, к сожалению, можно прочесть не так много, и тем интереснее было познакомиться с рассуждениями замечательного священника Михаила Шполянского, автора бесспорно талантливого и тонкого. В его последней книге " Мой анабасис, или Простые рассказы о непростой жизни" есть глава, которая так и называется: "Цветы". Вот эта глава:

                                                          Цветы

В стакан поставить полевых ромашек
И маков — негустой, простой букет.
Смолисто-черный чай пить, в окнах свет
Неярко-облачный следить, и ждать домашних.
Стараться жизни медленность вернуть,
Остановить смятенья свистопляску
И вновь ступить на бесконечный путь,
Когда он снова станет виден ясно.

Я убежден, что цветы — это чудо. Не в смысле образного выражения — «Ах, чудесные туфельки, чудесные цветочки!», а вполне буквально. Чудо Божие, явление милости Божией.

И дело не только в том, что цветы концентрируют в себе тот удивительный эон бытия, который называется красотой,
который сам по себе — своей ненормированностью, неподверженностью рациональному анализу, своей резонансной созвучностью человеческой душе — является — для чуткого сердца — доказательством реальности высших планов творения,
но и в том, что цветы — это очевиднейший дар божественной любви человеку.  

Так что когда мы дарим цветы любимым, друзьям — это мистический акт. Акт богоуподобления, акт повторения в малой капле нашей жизни безбрежного океана божественной любви.
И потому, если у человека не возникает желания дарить цветы любимой, это вызывает сомнение в глубине и подлинности его чувств или в глубине и подлинности его душевного мира.

Перечитывая вновь этот пост, почему-то в этот раз мое внимание задержалось на всей важности и серьезности рекомендации, сделанной протоиереем Михаилом (+ 23.04.1955г.- 25.04.2014г.) заложенной в его поэтических строчках.  

Рисунок

в которых речь идет не только о роли и значении цветов на жизненном пути человека, но и на подмеченную им важность и пользу от занятия аранжировкой цветов: Простой БУКЕТ из полевых ромашек и маков  в доме - поможет жизни медленность вернуть, остановить смятенья свистопляску и вновь ступить на беЗконечный путь, когда он снова станет виден ясно! 

Какой, по-истине, потрясающий и глобального действия сделан вывод!

Ведь красиво выставить даже и простой букет - дело не простое, а в первую очередь - смысловое!  Думаю, не требуется пояснений и так всем очевидно, почему занимаясь, именно, искусством аранжировки цветов, оно непременно помогает человеку не только ЖИЗНИ МЕДЛЕННОСТЬ ВЕРНУТЬ, но и главное - останавливая смятения свистопляску, ВНОВЬ выводит на ясную, т.е. божественную дорогу жизни всех, сбившихся с жизненного пути!!!  Убедилась и проверила на своей многолетней творческой практике и обучая, в истине сказанного батюшкой.

Потому, что искусство аранжировки цветов - это прежде всего работа мыслью над художественным "озвучиванием" или, по-другому, аранжированием с помощью цветов либо конкретной темы или сюжета или образа в отличие от флористического цветочного искусства, в котором главная задача состоит лишь в художественном декорировании цветами, их оттенками и формой какого-либо предмета либо объекта и даже события, правда, и тут не обойтись без работы мысли, но она уже принципиально отличается от той, образной. 

Цитата

Наталия Пшенина, участница из г.Севастополя пишет ВКонтакте на страничке Ирины Шандровской https://vk.com/id156119749

Вообще, оказывается, музыка цветов еще более духовна и утонченна, чем обычная музыка! Что-то между музыкой и молитвой-словом... 

Рисунок

Ой, как красиво! Классика! Вот ЗВУЧАТ твои композиции музыкой праздничных песнопений! Ира, очень здорово! Христос Воскресе!

а Ольга Исаковская там же на странице продолжает:

Полностью согласна с Наташей Пшениной. Ирочка, замечательная работа! А еще вчера уже поздно вечером рассматривала фото и сама себе удивилась, почему я раньше не замечала на резном красивейшем киоте цветы, похожие на лилии? Потом просмотрела на фото к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы и кажется поняла. Цветы альстромерии, которые Вы, Ирочка, используете в работах создают гармонию с резными цветами на киоте и получается единое целое)))
А глядя на пасхальное цветочное убранство, у меня возник образ торжественного пасхального крестного хода вокруг Храма Господня со множеством возжженных светильников с радостью и ликованием возвещающего: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Присоединилась к отзывам наших участников и я:

Ирочка, слава Богу! Вам большое спасибо за творческую работу с цветами: Христос Воскресе! Радостно от того, что в оставленных отзывах, души смотрящих не только прочли ее содержание, но и прочувствовали, услышали великолепное звучание, составленное из цветов и восхваляющее в этом мондорле-венке воскресшего Господа)))

Хочу надеяться, что теперь, наконец-то, храмовые цветоукрасители, понимая эти два существенных отличия между задачами в искусстве аранжировки цветов и искусстве флористики, смогут правильно сориентироваться на своем творческом пути и в выборе подходящей формы для каждого цветочного убранства у любой иконы в храме и расстановки цветов в нем,

Рисунок

не забывая о уже ранее выявленных нами, здесь на форуме, тех 4-х основных принципах постановки цветов в православных храмах у икон и то, что:

  - Цветы - чудо Божие, явление милости Божией.
  - Цветы - концентрируют в себе эон бытия- красоту.
  - Цветы — это дар божественной любви человеку.

Дарить цветы, а равно как и в храме, подносить ко святым Образам, — это мистический акт богоуподобления, акт повторения в малой капле нашей жизни безбрежного океана божественной любви.

Если у человека не возникает такого желания дарить или же подносить цветы, то это вызывает сомнение в глубине и подлинности его чувств или в глубине и подлинности его душевного мира.

Ирочка Воробьева, большое Вам спасиБо за интересное сообщение, а уже почившему во Бозе, протоиерею Михаилу( Шполянскому)- искреннее благодарение за его беЗценные для нас литературные труды!

Потому, Ирина, что с Вашей помощью и батюшки Михаила, Господь открывает нам и еще одни, очень важные для нас обстоятельства в правильном, по-православному, построении цветочных убранств в храмах, уходя от отвлекающей, излишней ДЕКОРАТИВНОСТИ в них!  

Вот и получается, что не ДЕКОРАЦИИ в храме нужно творить, а в первую очередь, МОЛИТВУ, сохраняя в нем, заложенную храмовым архитектором молитвенную атмосферу, не так ли, дорогие кринари и цветоукрасители?

 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!

p.s. В серии рассказов о.Михаила есть еще много размышлений, на мой взгляд, интересных для нас, цветоукрасителей и кринарей, взять такой, касающийся повсеместно используемых на сегодня, уже и в храмах, электрических гирлянд

Рисунок
 
Она синяя и светится  

Темнеют лепестки,
И опадают… Скрипка
Взметает звук, летит,
И комкает глотки
У горла.
Зовет и мстит. Но зыбко
И тягостно желтеет
Живая жизнь вокруг.
Растет и зреет,
Напрягаясь вдруг
Исступленно и жадно…
Здесь воздух так упруг,
И так застыл нарядно.


Уже несколько лет моя супруга все воздыхает об электрических гирляндах из белых лампочек. Таких, какими часто украшают деревья на улицах. Многоцветные её не воодушевляют: «Что-то мне эти разноцветные гирлянды разонравились, слишком мельтешат, слишком пестрые».

Так вот, за несколько дней до Нового года, ехали мы вечером по городу. Возле здания «Нибулона» мощные стволы старых деревьев украшены белыми гирляндами. Против обычая, когда светящиеся нити просто развешивают по веткам, здесь ими плотно обмотали стволы и самые толстые ветви.
Алла восхищается — «Как красиво!»; мне же шеренга светящихся деревьев живо напомнила гигантских кальмаров, перевернутых вверх щупальцами. А кальмаров я люблю — в смысле пищевом. Так что в точности по Бидструпу (серия, где некий толстяк, насмотревшись в музее на натюрморты, бросился в ресторан) по дороге заехали в супермаркет и купили тушку кальмара. Впрочем, рассказ не об этом.

Итак, иллюминация на городских улицах. В тот вечер, после осмотра «электрических кальмаров», выехали мы на Варваровский мост. В пролетах между фонарными столбами натянуты линии гирлянд интенсивно синего цвета. Тоже смотрится здорово. И Алле понравилось — красиво!

На следующий день устанавливаем дома елку. Вернее, две — в обоих гостиных. А вот гирлянда оказалась одна (из бывших четырёх); в нашей большой семье и не такие «мелочи» рассасываются таинственным образом — кто знает, что где может сгодиться. Причем сохранившаяся гирлянда — самого простецкого вида, из разноцветных лампочек.

Естественно, тут же поставлена задача: до Нового года необходимо срочно купить гирлянду, хотя бы одну.

Еду в город, в супермаркет, покупаю продукты. В «новогоднем» отделе еще несколько дней назад были гирлянды. Сегодня — уже нет ни одной. Продано. В расположенном рядом магазине игрушек выбор электрогирлянд скуден: только разноцветные, а нам это не подходит. Но что за елка без гирлянды?.... 

Окончание рассказа здесь  https://azbyka.ru/fiction/ona-sinyaya-i-svetitsya/
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Мир всем и доброго времени суток!

Как вы помните,  на страницах этой темы мы отображаем моменты из событий в творческой жизни цветоукрасителей. Вот и сегодня, одна из них - появление статьи Дмитрия Анохина "Цветы жизни. Основные законы и правила современной храмовой флористики" размещенной на 66-й странице журнала в рубрике "Экспертиза", в 5-ом майском номере журнала "Московская Патриархия". 

Цитата
Елена Летуновская пишет в посте# 1429 от 09.06.2017г. в теме: Гостиная форума "Цветы и храм" - приглашает! Добро пожаловать! 

Доброго времени суток всем форумчанам! 
Людмила Александровна, узнала, что в только вышедшем из печати майском номере журнала "Московская Патриархия", в рубрике Экспертиза, на 66-й странице, размещена статья Дмитрия Анохина "Цветы жизни. Основные законы и правила современной храмовой флористики"

Цитата
Людмила Бондаренко отвечает ей в теме "Гостиная приглашает....":
Леночка, большое спасибо Вам за информацию о статье))

 Да, многие из наших участников уже смогли познакомиться с ее содержанием, т.к. по моей просьбе нам ее выслали на почту форума из редакции журнала и хотели бы тоже услышать от нас оценку их труда.  

Вообщем, материалы этой статьи, а также мнения участников и всю полемику, связанную со статьей, предлагаю провести в теме: Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства цветочного убранства у икон к праздникам в православных храмах.   

С полным текстом статьи в PDF формате можно ознакомиться в посте #44 от 10.06.2017г. этой темы и далее, для удобства работы с текстом, выложенную уже частями в постах## 45-51 от 10.06.2017г. 


Дорогие участники, думаю, что тут не только редакции журнала "Московская Патриархия" интересно услышать от нас оценку их труда в изложенных "Основных законах и правилах современной храмовой флористики", но и всем нам, цветоукрасителям, да и просто любителям цветов и прихожанам тоже хорошо бы попытаться разобраться в реальной практической осуществимости подобных "законов и правил", трудящихся без "проектов" в православных храмах. Понятно, что при планируемой коммерческой сделке-договору по цветочному проекту: "Заказчик" - храм и "Исполнитель" - флорист из цветочной фирмы, заказчику потребуются и специальные знания по необходимым условиям исполнения заказа.

Автор данной статьи правильно предлагает сделать попытку, чтобы на деле понять то, чем руководствуются специалисты- "исполнители"  в своей работе, чтобы этим помочь "заказчику", т.е. приходскому Совету, настоятелю и, быть может, предостеречь их от грубых ошибок со стороны исполнителей заказов.

 Приглашаю всех желающих, в том числе и священнослужителей, к широкому обмену мнениями и активному участию в откровенном разговоре: быть может, в данной статье еще не все законы и правила озвучены, а грубые ошибки не все обозначены и от которых следовало бы предостеречь прихожан, наши приходские Советы и настоятелей храмов.

Большое спасибо нашему админу сайта Николаю Червякову за помощь в размещении статьи на поле форума.

PDF версия статьи - https://yadi.sk/i/sWhwG7Z33Jzxmw 

Далее, для большего удобства в работе с текстовым материалом, специально, разместила статью уже частями в сообщениях.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Рисунок

Дмитрий Анохин

Остатками рая на земле цветы называл святой праведный
Иоанн Кронштадтский. Совершенно естественно, что эти заме-
чательные дары природы люди с давних пор приносили
в храмы, чтобы выразить таким образом свое восхищение
красотой Божьего творения. Однако опыт храмовой флористи-
ки как отдельного направления церковного благоукрашения
в России, в отличие от зарубежья, насчитывает всего какие-
нибудь полтора-два десятка лет. Не оценивая профессиональ-
ное мастерство флористов и не критикуя отдельные проекты,
попытаемся разобраться, чем руководствуются в своей рабо-
те специалисты, и предостеречь заказчиков от грубых ошибок.
Почему роз должно быть мало, а гвоздик много, как украсить
паникадило и без чего не обходится почти ни одна флористиче-
ская композиция?

Если не принимать в расчет многолетники в цветочных горшках на подоконниках в притворах и в трапезных, которые культивируют от-
дельные энтузиасты, то в течение долгих десятилетий растительный мир в православных церквах ограничивался вечнозелеными хвойными на
Рождество Христово, традиционными березками и травой в Троицын день, первоцветами на Пасху и в Светлую седмицу, а также отдельными букетами перед особо чтимыми иконами и возле центрального аналоя. Композиционные флористические решения в Церкви стали появляться уже на памяти нынешнего поколения: в середине 1990-х годов в Москве и в начале 2000-х в провинции. Тем не менее зарекомендовавшие себя за это время практики позволяют говорить о вполне сформировавшейся российской школе храмовой флористики.

1. Цветы и цвета:
    гармония 
    гаммы


«Цветочным оформлением храмов часто занимаются люди, не имеющие отношения к профессиональной флористике. С другой стороны, подавляющее большинство флористов не воцерковлено. Я — счастливое исключение: мое воцерковление случилось через флористику и благодаря ей», — говорит одна из основоположниц отечественной школы храмовой флористики Галина Кондратьева.

В начале 2000-х Кондратьевой в журнале «Цветы», который тогда только начинал издаваться (Галина Петровна и ныне в нем работает — заместителем главного редактора по флористике), поручили подготовить материал по праздничному украшению храмов. Вскоре она познакомилась с ризничим Данилова ставропигиального монастыря иеромонахом Зосимой (Давыдовым, позднее епископом Якутским и Ленским; †2014).

«Со временем он стал моим духовным отцом. А тогда преподал первый урок храмовой флористики, благо художественное образование учителя позволяло. Завел в ризницу и говорит: “Видишь облачения? Запоминай основное правило: цвет цветочного убранства должен следовать цвету праздника, аккомпанировать ему”».

Итак, в определении ансамбля цветочного украшения, приуроченного к тому или иному торжественному событию, первенствует колористический принцип. Традиционных цветов облачений не очень много, а их использование в те или иные дни годичного либо седмичного круга богослужений строго регламентирует церковный Устав. Однако буквальное соблюдение этого правила, которое можно назвать главным началом храмовой флористики, серьезно стеснило бы мастеров, сильно ограничив полет их творческой фантазии. Поэтому следовать ему лучше, соблюдая меру и не забывая, что цвет того или иного дня церковного года определяет также и
иконография празднуемого в этот день святого или иконы (см. таблицу).

«Цвет в нашем искусстве важнее формы и фактуры (зримого и осязаемого характера поверхности. — Прим. авт.), — продолжает Кондратьева. — Часто люди ассоциируют праздник с ярким, пестрым украшением. К примеру, однажды в день преподобного Сергия довелось лицезреть грубейшую ошибку в цветочном убранстве храма: белые соцветия с розовыми венчиками. А ведь прославленному во святых монаху должно соответствовать сочетание белого с зеленым!»

 Определившись с цветом, следует сделать первоначальную оценку сметы для всей композиции. «Для профессионального флориста при этом важен подход к композиции в едином стиле (см. Краткий словарик используемых терминов, далее Словарик. — Прим. авт.), в единой технике, в единой цветовой гамме, в одном материале», — подчеркивает Кондратьева. Для цветочных украшений храма к большим торжествам на приходах сейчас, как правило, используют целевые пожертвования того или иного мецената (группы меценатов). Кроме того, в храмах часто можно увидеть специальные ящики для пожертвований «на цветы к празднику». Отметим: праздничная флористическая композиция — удовольствие недешевое. Так, украшения Успенского храма в Архангельске и Владимирской иконы Божией Матери на последней выставке про-
екта «Россия. Моя история» в Центральном выставочном зале «Манеж» (подробно они рассмотрены ниже) обошлись соответственно в 85 тыс. рублей (с оборудованием — 100 тыс.рублей) и в 40 тыс. рублей — и это с учетом того, что сами флористы, за редчайшим исключением, трудятся во славу Божию. А вот композиция на престольный праздник в Большом соборе Донского монастыря (ежегодно туда доставляют храмовую икону из Государственной Третьяковской галереи) тянет на 180 тыс. рублей.
Конечно, редкий приходской бюджет сегодня может разбрасываться подобными суммами направо и налево. 
Поэтому заказчику лучше заранее запросить эскиз цветочного украшения, а исполнителю своевременно
озаботиться его составлением. Для этого флорист-подрядчик должен обмерить украшаемые элементы храмового интерьера, рассчитать исходя из концентрации расположения цветов их необходимое количество и нанести все эти параметры на рабочий чертеж, раскрасив его на финальном этапе акварелью или цветными карандашами. 
Подобный рабочий документ окажет неоценимую помощь как на стадии обсуждения проекта, так и при его реализации, особенно если предполагается задействовать не одного исполнителя, а мастера с коллективом помощников. Последний штрих на этой стадии — обязательно получить благословение священнослужителя на украшение конкретных элементов храмового убранства (Царских врат, иконы на центральном аналое, иконостаса и т.д.).

(продолжение статьи в следующем посте)
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
 2. Между сметой и складом

Но вот выбрана цветовая гамма, рассчитано необходимое число цветов, имеются гарантии оплаты на ту или иную конкретную сумму. Казалось бы, дальше в дело вступает творческий полет? Как бы не так!

«Ни в коем случае нельзя забывать о другом важнейшем факторе: цветы различаются по степени их благородности, — продолжает Галина Кондратьева. — Выделяют цветы высокой, средней и групповой значимости. К первым относятся самые
дорогие: роза, гортензия, амариллис. Они сами по себе представительны, интересны как по размеру, так и по образу. Ко второй группе относят кустовую хризантему, гвоздику, гипсофилу, тюльпаны, гиацинты. Наконец, к третьей группе — фиалки, незабудки.
В одном монастыре я была неприятно поражена: на престольный праздник собор там украсили хризантемами и маленькими гвоздиками, объяснив подобное решение скудостью бюджета. Принципиально неверный подход! Не хватает денег— сократите количество того, что вы хотите украсить. Но праздник — это прежде всего благородные цветы.

Хорошо известен приницип: чем значимее цветок, тем меньше их должно быть в композиции. Так, одной розой эмоцию выразить можно. А вот одной гипсофилой — нет, понадобится целый букет. Фиалок же в храмовом пространстве и букета не хватит (он будет смотреться комично, если не сказать хуже) — таких цветов, если использовать их серьезно, необходим целый продуманный ансамбль, обширная объемная композиция».
Еще один важный принцип, которым не следует пренебрегать, — устойчивая символика тех или иных растений.

Рисунок

Традиционно считают, к примеру, символом Божией Матери лилию. И это, конечно, справедливо. Но всё же правильнее ассоциировать с Нею в первую очередь розу (светлых тонов, лучше белую, но только не бордовую). И, наконец, лучше не использовать внутри храма цветы с сильным ароматом.

Когда же все эти факторы и параметры соблюдены, а конкретный ассортимент определен — пора заказывать цветы. Конечно, современные флористы не делают это в ларьке у ближайшей станции метро. Если работа по созданию украшения храма ведется планомерно, без авралов, они пользуются сетью больших холодильных комплексов, ведущих торговлю крупным и мелким оптом. В Москве популярны базы «Старлайт» и «7 цветов». На территории последней, что крайне удобно, располагается также обособленное подразделение — магазин «7цветов — Декор», где флорист может найти все необходимые приспособления, инструменты и материалы (этого ассортимента мы кратко коснемся ниже). Они принимают предварительные заказы от клиентов за три недели до поставки. «Чем это выгодно? — рассуждает Галина Кондратьева. — На “Старлайте” я всегда могу заказать сотню пионов сорта Look Сhoice, который в свободной продаже в городе вы днем с огнем не найдете».
Похожим алгоритмом пользуется самый опытный архангельский храмовый флорист Анна Семенихина— только, по ее признанию, товар в поморской столице несколько дороже.

«Если же работать приходится в цейтноте, годится и Рижский цветочный рынок, — добавляет флорист храма Пророка Божия Илии «Обыденного» в Москве Наталья Гусарова. — Им я пользуюсь также, если цветов требуется не очень много. Конечно, там нет таких условий хранения, как на оптовой базе. Но зная график поставки (а в эту торговую точку свежие цветы приходят по вторникам и пятницам), можно приобрести весьма качественную продукцию».

Рынком же у Киевского вокзала Наталья Сергеевна пользоваться не рекомендует категорически: туда «сбрасывают» продукцию на пределе товарного вида. Впрочем, опытному флористу достаточного беглого взгляда на пару-тройку растений, чтобы определить качество всей партии.
Начинающему же Гусарова советует руководствоваться парой главных критериев. Во-первых, обращать внимание на нижнюю «рубашечку» (венчик) цветка: он должен быть плотный, «бодрый». Во-вторых — на листву: нормальные свежие листья— четкий признак жизнеспособности самого цветка.

(далее продолжение)
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Продолжение.

3.Оазис как выход:  гирлянды  настоящие и...  не совсем

Выше мы пользовались термином «композиция», не давая ему строгого определения. Немного отходя от академически строгого изложения азов флористики, разделим все возможные способы объединения отдельных цветов в цельные декоративные ансамбли в храмовом пространстве на три большие группы: букеты, композиции и гирлянды.

Под букетами будем понимать несколько связанных между собой цветов - одинаковых или разных. Искусство создания букета применительно к храмовой флористике и практически не имеет отличительных особенностей. Укажем лишь, что в день хиротонии рукоположенному духовному лицу принято преподносить букет из цветов белого цвета. Предпочтительнее, кроме того, чтобы нижняя часть букета была закрыта, иначе принявший его в подарок может пораниться или измазаться о стебли.
Композицией назовем скомпонованный в геометрически ограниченном объеме, меньшем по сравнению с характерным размером интерьера самого храма, единый ансамбль из цветов, напрямую между собой не соединенных ( как вариант - даже не соприкасающихся). Композиции могут быть напольными, настольными и подвесными. Понятно, что для создания подобной структуры на практике необходима некая опорная основа или, как говорят во флористике, единая база.

Очень долго мастера формировали композиции только из стойких растений (с расчетом на весьма ограниченный срок службы, не превышающий нескольких дней) либо из сухоцветов. Использование живых цветов вызвано отсутствием материала базы, пригодного для жизнеобеспечения стеблей и способного к тому же удержать в равновесии сам цветок.

Наконец в конце прошлого века в Дании был изобретен подобный гигроскопичный субстрат — пористый капиллярный материал, по виду напоминающий вспененный кремний.
Формула и технология его изготовления держатся в строжайшем секрете, а производителем-монополистом выпускаемого в виде «кирпичиков» разных форм и размеров изделия (в обиходе известного как флористическая губка) является транснациональный концерн «Оазис». Поэтому часто на профессиональном жаргоне губку именуют просто оазисом. Кирпичики губки-оазиса незаменимы в подавляющем большинстве композиций в храме, и мы коснемся технических особенностей работы с ними ниже.

Рисунок

Гирлянды в силу своих преимуществ занимают в мире храмовой флористики одно из главенствующих по распространенности положение. Гирлянда — это плотно сплетенные между собой цветы, ветки и зелень, внешне напоминающие объемный жгут или ленту. По геометрическим признакам выделяют два основных вида гирлянд: простые (прямые или с провисом) и градуированные. В отличие от вторых, первые имеют одинаковую толщину по всей своей длине.

По характеру же конструирования гирлянды могут выполняться в технике плетения, на оазисе (иначе
пластичные) или на лекале. Вторая и третья разновидности суть имитации настоящей гирлянды: подобно цветам в композиции растения в них не сплетаются между собой, а удерживаются на «кирпичиках» оазиса,
соединенных между собой при помощи вспомогательного связующего крепежа. Для оси плетеной гирлянды вполне
подойдет любой шнур в оплетке с ближайшего радиорынка. При плетении простой гирлянды сначала следует рассчитать необходимое количество растительного материала на погонный метр и обрезать стебли подобранных растений по одинаковой длине.

Простая гирлянда с провисом плетется подобно прямой, только длина шнура должна превышать расстояние между конечными точками гирлянды. В отличие от простой, градуированная гирлянда собирается из растений с обрезанными по разной длине стеблями.Минимальная длина при этом должна быть у располагающихся ближе к краям стеблей, максимальная — у тех, что в центре. За счет постепенного увеличения длины и происходит наращивание объема в центре гирлянды.

Для гирлянды на оазисе блоки флористической пены при необходимости разрезаются на нужное количество компонентов, пропитываются водой и пристыковываются друг к другу торцевыми частями. В таком виде они плотно обматываются полиэтиленовой лентой либо помещаются в сшитые между собой тонкие полиэтиленовые пакеты. Получившийся рукав-«кол
баска» оборачивается декоративной сеткой и окончательно зашивается, а также снабжается по крайним точкам крепежными концами.
Затем с одной из граней сочлененных оазисов устанавливаются растения, гирлянда подвешивается за крепежные концы
проволокой, и цветы устанавливаются с других ее сторон. Пластичную гирлянду, как и плетеную, тоже можно сделать градуированной. Только в этом случае видимое утолщение в центре гирлянды достигается за счет более высокой «посадки» цветов на оазис в центре и более мелкой по краям. Чтобы облегчить работу и избежать промахов, опытные флористы советуют при изготовлении пластичной градуированной гирлянды начинать устанавливать стебли с центра гирлянды и по всей ее длине заранее разместить несколько маячков — палочек, соответствующих высоте «посадки» в данной конкретной точке.
Гирлянда на лекале фактически та же гирлянда на оазисе, только предназначенная не для подвешивания, а для установки на горизонтальную поверхность или для крепления к вертикальной стенке. Сетка здесь не нужна, зато понадобится флори-
стическая лента «анкор». Но сначала необходимо изготовить лекало — подложку из прочной фанеры толщиной 0,7–0,8 мм, на которую, собственно, и помещаются полиэтиленовые пакеты с пропитанными водой блоками оазиса. Такая конструкция экономична и предотвращает попадание влаги на опорную поверхность (например, на тябло или на нижний карниз иконостаса). Далее блоки оазиса лентой закрепляются на лекале, само оно через предварительно просверленные отверстия при помощи крепежных концов и проволоки — к оформляемому элементу, и рабочая поверхность гирлянды украшается цветами.

( далее продолжение)
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Далее.

Краткий словарик
используемых терминов


Амариллис — многолетнее растение семейства амариллисовых, состоящее из одного вида — Амариллис белладонна, или прекрасный (Amaryllis belladonna). Считается одним из самых красивоцветущих комнатных растений. Крупные колокольчатые соцветия разнообразной окраски с нежным ароматом очень эффектно смотрятся на высоком цветоносе.

Гиперикум (лат. Hypericum) — зверобой. Относится к семейству зверобойных, которое включает в себя порядка ста десяти видов (несколько в свой ареал произрастания включают Россию).

Дендробиум (лат. Dendrobium) — род многолетних травянистых растений семейства орхидные. Цветки разнообразны по размеру, форме и окраске. Некоторые виды обладают приятным ароматом. Общим для всего рода признаком является трубчато свернутое вокруг колонки основание губы.

Гипсофила, или Гипсолюбка (лат. Gypsophila), — род растений из семейства гвоздичные. Включает в себя около 150 видов, произрастающих в Южной Европе и во внетропической Азии; известен и один австралийский вид. Цветки мелкие, белые, беловато-зеленые, розоватые и розовые, устроены по типу цветков семейства гвоздичные.

Ранункулюс (лат. Ranunculus, от лат. rana — «лягушка») — лютик, род однолетних или многолетних травянистых растений семейства лютиковые. Водные или наземные травы с едким, а иногда и ядовитым соком. Цветки одиночные или собраны в сложные соцветия.

Скиммия (лат. Skimmia) — вечнозеленый кустарник из семейства рутовых, вырастающий в высоту до 1м, с продолговатыми блестящими листьями. Ее родиной являются Гималаи, Япония и Китай.

Стиль (применительно к храмовой флористике) — совокупность характерных черт и признаков, определяющих единое восприятие сторонним наблюдателем убранства храма цветами и влияющих на молитвенный настрой участников богослужения.

Эустома (лат. Eustoma) — ирландская роза, род из семейства горечавковых, состоящий из одного вида — Эустома крупноцветковая (Eustoma grandiflorum). Роскошное растение высотой от 30 до 90 см с ветвистыми побегами, простыми, элегантными листьями с сизоватым отливом и цветками, напоминающими гибрид розы и мака.


И в продолжение.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
продолжение.

Рисунок

4.Основное оборудование,
инструменты,расходные
материалы


Как, наверное, уже понял читатель, современный флорист не обойдется без блоков оазиса, который питает растения в композициях и в гирляндах. Изделие это незаменимое, поскольку уникальным образом сочетает гигроскопичность с механи-
ческой возможностью удерживать стебель цветка в своем объеме. Стандартный «кирпичик» оазиса размером 17х11х8 см быстро впитывает в себя около литра воды и отдает затем эту влагу растениям постепенно в течение трех недель. Стебли же просто протыкаются в оазис, свободно входя в него и удерживаясь внутри силой трения.

За все эти преимущества необходимо платить. Блоки оазиса трудно утилизируются (этот материал совершенно не горюч), но главное — они одноразовые. До сих пор, правда, умельцы ухитряются, тщательно высушив их, использовать повторно,
несмотря на оставшиеся отверстия от цветочных стеблей. Но в третий раз подобный фокус уже точно не пройдет. А материал это довольно дорогой: в магазине «7 цветов — Декор» стандартные «кирпичики» в зависимости от марки стоят от 229 до 279
рублей.

Конечно, одним «кирпичиком» композицию не выстроишь, а вот упаковка из 16 цилиндрических губок, приблизительно соответствующих по объему стандартному «кирпичику» (подобная форма специально разработана для гирлянд), стоит уже 1128 рублей. Формируя с помощью оазиса сложный, богато декорированный цветочный ансамбль, флористы руководствуются следующим важным правилом: сначала на блоки флористической пены надо установить зелень, которая в качестве декоративного фона закроет основу со всех сторон, и только затем — цветы.

Такой порядок справедлив как для плоскостных композиций, так для гирлянд.
Не менее важен секатор. Профессионалы именуют его флористическими ножницами. Выпускается подобная продукция в великом разнообразии — вплоть до изделий с титановым лезвием. Правда, таковых в магазине при цветочном складе не
оказалось, а цены на то, что было, колебались между 159 и 859 рублями.

Сетку для придания и удержания формы подвесной композиции или гирлянды делают в России. Некоторые флористы отдают предпочтение обычной рабице (рулон длиной 5 м и диаметром ячейки 25 мм стоит 262 рубля 30 копеек), но выпускается
и специальная продукция для флористов из окрашенной в разные цвета меди (2,5-метровый рулон — 164 рубля 70 копеек) Наконец, флористическая лента «анкор» — говоря житейским языком, односторонний скотч — обычно продается в катушках 50-метровой длины: при ширине 12 мм она стоит 284 рубля, а типоразмер вдвое уже — ровно вдвое дешевле.
Если речь не идет о сложных пространственных композициях или множестве гирлянд, пары-тройки рулонов сетки и одного
мотка ленты на одну работу в пределах храма обычно хватает.

5. Главные объекты:
Царские врата,
иконостас,
паникадило,
центральный
аналой
с праздничной иконой


Именно эти места украшаются цветами на праздник в первую очередь, поэтому разберем принципы их флористического
оформления отдельно. Всех их объединяет общий важный признак: конкретные варианты решений задаются геометрией декорируемого элемента. Говоря архитектурным языком, типологическим навершием Царских врат служит полукруглая арка, форму которой повторяет располагающийся выше проем в иконостасе. Именно последний обычно и декорируется гирляндой.

Крепится та, как правило, к сени над Царскими вратами. Только непростая форма вместе с довольно протяженным линейным размером гирлянды требуют дополнительного оснащения: необходимо не просто закрепленное на какой-то плоской по-
верхности лекало, а опорная основа, заранее изготовленная из фанеры или металлического профиля. Она также имеет форму полукруглой арки и крепится непосредственно к иконостасу. Если же это невозможно, ее опирают на пару дополнительных стоек. Тогда устои из металлического каркаса закрепляют в наполненных цементным раствором емкостях.
Таким образом, они должны обеспечивать надежность конструкции, то есть выдержать вес пропитанной водой флори-
стической пены и самих цветов.

Украшая иконостас, гирляндами, обычно декорируют его местный чин: верхнее тябло, нижний карниз и пространства между иконами. На Пасху здесь прекрасно смотрятся выполненные из растительного материала буквы пасхального приветствия
и цветочные «яйца».

Далее:
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Продолжение.

ТАБЛИЦА (Цвета праздников и подходящие к ним цветы)
________________________________________________________________________________________________________
Вид праздника,____________Богородичный_____Преподобный___________Мученик_____Святитель
празднуемый святой ---------------------------------праведник,  блаженный
_________________________________________________________________________________________________________
Цвет................................................Голубой...............................Зеленый...................Красный..............Желтый
_________________________________________________________________________________________________________
Цветы (в порядке-------------------Белая Роза---------------Роза------------------------Роза---------------Роза
убывания приоритета-----------------Эустома-----------------Гвоздика--------------Хризантема-------Хризантема
в использовании и-------------------- Розовая роза----------Эустома----------------Ранункулюс-----Ранункулюс
степени благородности)--------------Хризантема------------Салал-------------------Скиммия---------Калла
--------------------------------------------Фрезия------------------Хризантема------------Гиперикум-----Желтая гвоздика
--------------------------------------------Дендробиум-----------Эвкалипт ---------------Фрезия-----------Солидаго
_________________________________________________________________________________________________________
-
Рисунок

Технически непросто украшать паникадило. Задача облегчается, если конструктивные особенности позволяют временно опускать его на пол. Если же это невозможно, работать приходится на высоте. В этом случае заранее необходимо определить главный (большой, максимальный) диаметр светильника. Вполне реально сделать это дистанционно: отметить на полу проекции двух диаметрально противоположных элементов внешней конструкции паникадила, а затем измерить расстояние между ними.
В плане паникадило представляет собой сложную комбинацию концентрических окружностей (опорных колец) и соединяющих их по хордам и радиальным отрезкам связей. Поэтому его цветочное убранство состоит из нескольких прямых или замкнутых в кольцо гирлянд, вместе составляющих звезду. Прежде всего флористу необходимо определить, использовать ли в этом случае блоки оазиса, достаточно ли будет плетеной гирлянды, либо же эти варианты можно совместить.
Дело в том, что крупная, толстая гирлянда с жизнеобеспечением не очень эстетично смотрится на ажурном паникадиле, сами связи и опорные кольца которого легки и прозрачны; с другой стороны, плетеная гирлянда не сможет долго радовать глаз. В остальном декорирование паникадила не отличается от изготовления гирлянд для других элементов храма.

По сторонам от аналоя с иконой праздника обычно располагают напольные вазы или высокие подставки с букетами либо самостоятельными композициями: одну между аналоем и Царскими вратами плюс по одной по бокам. Чтобы украшение смотрелось гармонично, его приподнимают при помощи стоек или подсвечников.

Саму же икону на аналое можно украшать множеством различных способов. Самый простой и эстетичный — разместить композицию с оазисом на фанерной подложке, на которую помимо флористического убранства следует поместить и саму святыню. В этом случае подойдет фанера толщиной 10 мм, размером несколько большая по сравнению с самой иконой. В ней для крепления блоков оазиса заранее просверливаются отверстия. Блоки пены пропитываются водой, заворачиваются в пленку и проволокой закрепляются на фанере. Затем на основу устанавливают цветы и по завершении работы полагают икону в центральную часть аналоя на подкладку из мягкой ткани.

Если надо богато украсить большую по размеру икону, то начать следует с декоративной зелени, затем перейти к определяющим основной тон, размер и контур крупным цветам и уже в конце добавить линии и задать ритм мелкими цветами. Растения на оазисе лучше помещать на разной высоте: это позволит избежать монотонности, излишней плотности.

Если времени достаточно и на приходе работает квалифицированный плотник, можно изготовить подложку с двойными бортиками, в промежуток между которыми закладываются блоки оазиса. Такая конструкция устойчивее, но увеличивает механическую нагрузку на аналой. Бывает, скромный размер аналоя не позволяет
«вписать» в себя подложку: там едва помещается лишь сама икона. Тогда емкость с пропитанными водой блоками оазиса укрепляют на верхней его части и затем уже устанавливают там цветы.

5.Пять правил начинающим

Несмотря на большое количество сдерживающих фантазию ограничений и предписаний, хотелось бы в заключение
напомнить: храмовая флористика  — прежде всего искусство. Заранее готовых рецептов успехав нем нет, а копирование однажды найденного успешного решения со временем приедается. Тем не менее следование следующим пяти главным
правилам позволит избежать ненужных потерь времени и сил и поможет быстрее нащупать верный путь.

- 1.Перед составлением проекта украшения храма цветами и перед началом его реализации обязательно получайте
благословение настоятеля, без которого самые креативные идеи, скорее всего, окажутся обречены на неудачу.

- 2.Приступая к самостоятельной работе по церковной флористике, получите хотя бы базовые знания по этому предмету.

- 3.Заранее озаботьтесь составлением эскизного проекта будущего цветочного ансамбля.

- 4.Не придумывайте собственных техник и способов крепежа: этот «велосипед» уже давно изобретен, апробирован и надеж-
но испытан.
- 5.Прежде чем сетовать на дороговизну зеленого фона для цветов, подумайте: а стоит ли специально закупать
декоративную траву? Летом для этой цели вполне подойдут пижма, черничник, брусничник, боярышник, ветки рябины;
зимой — хвоя ели и сосны.

6.Правила украшения остальных
   элементов в храме


Можно украсить и другие иконы, в том числе закрепленные на стенах. Обычно для крепежа базы или подложки в этом случае служат киот или оклад. Икону, у которой нет ни киота, ни оклада, можно оформить крепящимися к обратной и боковым ее сторонам гирляндами.

Далее следует:
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)