Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Простите, возможно отвлекла, но я бы хотела от Вас услышать ответы на эти, возникшие и заинтересовавшие меня вопросы, а не про то, о чем Вы только что сообщили. Откуда и на основании чего возникла такая практика, это тоже важно и необходимо, но я- то, совсем иное "Почему?" имела в виду ))) 
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Украшать или не украшать главный светильник в храме? 
Думаю, что объективно  однозначно ответить на этот вопрос сегодня не представляется возможным, отсутствуют уставные запреты, с одной стороны, прогрессирует реальная практика – с другой, да различные ассоциации восприятия, как у настоятелей, так и у благоукрасителей. 
Что же делать? 
Как найти золотую середину не ради земного согласия, к которому тоже надо стремиться по возможности, а в поисках истины, которая будет обоснована с точки зрения учения – предания Церкви?
 Попробую лишь проанализировать имеющиеся материалы, да поделиться личными ассоциациями, нелишне, конечно, вспомнить и о разумной достаточности, балансе, простоте, а не пестроте, гармонии и образах, о форме, которая дух бережёт, то есть в очередной раз соединить законы композиции с требованиями именно церковного искусства, напомнив о разных подходах в украшении растениями православного храма и светских интерьеров.

 Начнём с того, что храмы различаются своими размерами,  а светильники  ещё и формой, поэтому в каждом случае необходим индивидуальный подход. «Масса» сама по себе, как одна из характеристик композиции  никогда не будет приветствоваться в храме (это дело времени), в отличие от мирского интерьерного дизайна, поэтому в небольшом храме и небольшие светильники нагружать тяжёлыми гирляндами не следует.

 Нельзя прикасаться и к произведениям искусства, которые нередко присутствуют в храмах, то есть к старинным памятникам и особо-художественным произведениям. 
Нельзя закрывать цветами и особые христианские символы (крест, ангел, херувим, монограмма и др.). Если же решение об украшении – реальность (благословение настоятеля или его отсутствие, то есть самостоятельно принятое решение в случае нежелательной полной самостоятельности приглашённых специалистов), то необходимо обосновать принятое решение как по форме, цвету, массе, балансу… с  точки зрения церковных традиций, прежде всего для себя, понимая ответственность.

 Аналогии с чем мы можем провести?
 С имеющимися формами-элементами самих светильников или с традиционными, например, драпировками. С одной стороны – это гирлянды из плодов и цветов (Гробница Божией Матери, Успенский собор Кремля…), с другой – ленты, тканевые драпировки по подобию гирлянд, в том числе имеющие особое богослужебное значение (круг с лентами - храмы Иерусалима,  Греции и наши)..

 Можно, ведь, воспроизвести формы тканевых драпировок или гирлянды из металла и перенести на светильник с помощью живых растений на те светильники, на которых они отсутствуют? Думаю, что можно, тем более, что есть, чем обосновать, то есть имеющимися примерами, исторически сложившимися и имеющими свои символические оправдания. 

Кроме растительных гирлянд в качестве  символического украшения используется яблоко, а также шишки, реже встречается звезда, а в драпировках – кисти.
 Другой вопрос, что любая из форм может быть по-разному воспроизведена – гирлянды могут быть утончёнными, деликатными и лаконичными по своей массе, выдержанными (не пёстрыми) и гармонично-символичными по цвету. 
Возможно, образовывать и символичные формы.

 Если же есть  желание, стимулируемое разными причинами, привнести в храм очень большое количество цветов, непреодолимо, то загромождение паникадил и хоросов, особенно в небольших храмах, можно лишь объяснить или коммерцией, или непониманием сакральности храмового пространства и его элементов, или не профессионализмом, или желанием показать и утвердить себя в своих «оригинальных» идеях в урон благоговейным задачам благоукрасителя в православном храме. 
Не побоюсь сказать, что огромные  «колбасы» гирлянд не вызывают благоговейных – молитвенных чувств и трудно понять их задачу в необходимости присутствия во время богослужения, если только как "отвлекательный" от молитвы знак для того, чтобы поглазеть на вдруг появившееся «существо», на которое невозможно не отвлекаться каждому присутствующему на богослужении.

 Даже, если украшена только праздничная икона на аналое, то это уже становится объектом внимания, а, если храм превратили с помощью цветов в подобие «свадебного банкетного зала» с огромным объектом в центре, то это не заслуга создателя, а совсем наоборот, и завидовать тут совершенно нечему.
 Подобное обилие, засилье цветов предполагает и буйство эмоций и веселья, приподнятого игривого настроения и даже эйфории, а не молитвенного состояния. Радости созерцания способствует разумная достаточность. Поэтому, надеюсь, что  обсуждение темы будет продолжено, а иллюстрации ещё раз позволят подумать и сделать  выводы, если цели, которые ставят перед собой благоукрасители, – благие  во славу Божию, а не демонстрация своего мастерства.
Светильники 2
6.jpg (106.34 КБ) [ Скачать ]
5.JPG (124.03 КБ) [ Скачать ]
Светильники 3
Светильники 4
Светильники 5
5.jpg (59.98 КБ) [ Скачать ]
Светильники 6. Гирлянды
Светильники 7. Гирлянды
Светильники 8.
2. .jpg (37.16 КБ) [ Скачать ]
Светильники 9.
4.jpg (122.19 КБ) [ Скачать ]
5.gif (243.67 КБ) [ Скачать ]
Светильники 10.
Светильники 11.
Светильники 12.
Светильники 13.
Светильники 14.
Светильники 15.
Ольга Дмитриевна! Примеров светильников и практического использования, в настоящее время, цветочной срезки для декорирования Паникдила Вы привели нам много, но учитывая особенную тематическую направленность данной темы " О роли и значении цветов...", то выводов и заключений от Вас по этому, конкретно рассматриваемому вопросу со светильниками, пока не услышала. В каких же ролях оказываются цветы при таких вариантах их использования, на что нам указывают?
Считаю это актуальным вопросом и ответ на него хорошо бы знать каждому украсителю?
Добавлю еще несколько примеров для большей наглядности. 
-1.jpg (183.19 КБ) [ Скачать ]
050-1.jpg (203.44 КБ) [ Скачать ]
015-1.jpg (195.44 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна! Примеров светильников и практического использования, в настоящее время, цветочной срезки для декорирования Паникдила Вы привели нам много, но учитывая особенную тематическую направленность данной темы " О роли и значении цветов...", то выводов и заключений от Вас по этому, конкретно рассматриваемому вопросу со светильниками, пока не услышала. В каких же ролях оказываются цветы при таких вариантах их использования, на что нам указывают?
Считаю это актуальным вопросом и ответ на него хорошо бы знать каждому украсителю?
Добавлю еще несколько примеров для большей наглядности.

Людмила Александровна, Вы считаете, что я вправе говорить «да» или «нет»?
Хорошо загромождать массивными гирляндами паникадило или хорос или неприемлемо? 

Выводы исключительно дело времени, так как, как мы видим, в настоящее время согласия нет даже среди священнослужителей. Мнение, конечно, высказать можно, но оно должно быть аргументировано, поэтому постараюсь заручиться поддержкой святых и авторитетных отцов Церкви. 
Церковь всегда считала необходимым условием для участия в своём богослужении чистоту веры, “единомыслия” в исповедании у всех его участников, полагая, что во имя Господа Иисуса Христа не могут собираться люди, имеющие о Нём ложные понятия, вносящие ложь в самое существо церковной жизни. 
Поэтому, прежде всего, каждому благоукрасителю необходимо усвоить понимание красоты в Церкви, а не земной красивости. Красота не является самоцелью для христианина (и христианина – благоукрасителя), она лишь отблеск Истинной красоты, а потому способствует пониманию приоритета смысла над эстетикой и ведёт к познанию Бога.

Истинная красота – это Бог. 
Красота земная только в большей или меньшей степени отражает Первоисточник, она замутнённый образ истинной красоты: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13: 12). Поэтому в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского  читаем: «Красота – это страшная   и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая… Тут дьявол с Богом борется». "… мир сей, получив бытие от Истинной Красоты, в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты, которые могут возводить нас к невещественным первообразам". Свт. Дионисий Ареопагит

 Земная красота двойственна, а значит, таит в себе угрозу душе, надеющейся на тленное богатство. Понятно, что главная цель – не в массе, не в количестве, не в роскошестве цветочном. Почему и первые христиане отвергали даже венки из живых цветов, слишком памятна была роскошь римская, когда, например, император Гелиогабал с его безобразным потреблением роз, просто умертвил своих гостей количеством цветов и лепестков, которые упали на гостей из раскрывшегося потолка – они задохнулись.

 Раннехристианская эстетика стремилась заменить эстетические ценности на нравственные, чтобы эстетические интересы не вытесняли благочестие. Только не надо путать с роскошью золото, как символ и олицетворение Божественного света в искусстве Церкви.

 Смысл и ценность иконы и храмовых растительно-цветочных аранжировок не заключаются в их материальной красоте, но в духовной, которую они призваны изображать. "Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа в твари прославляла Творца и любила Его". Прп. Силуан Афонский. 

Святитель Климент Александрийский рассказывает о том, как живописец Апеллес, увидев, что один из его учеников изображает «Золотую Елену» в лучших её нарядах с массой украшений, заметил: «О, юноша, будучи не в силах изобразить Елену прекрасной, ты показал её богатой».

 Поэтому композиции, говорящие на языке Церкви, в основе которого заложен символ, и раскрывающие красоту каждого отдельного цветка ценнее роскошных объектов, демонстрирующих богатство. А, если эти объекты ещё и формы образуют, противные духу Церкви, то встаёт вопрос об их неуместности и даже вредности по воздействию на созерцающих.

Если можешь – составь символичную композицию, если не можешь – красивую, а, если не можешь красивую, то – богатую. "В церкви имеет обширное место символика (образность), христианину надобно её разуметь и проникать умом в сокровенный смысл её". Св. прав. Иоанн Кронштадский.

Внутренняя духовная сущность храма получает своё выражение в той символике, которая присуща храму  в целом и отдельным его частям и которая воплощается в свою очередь в архитектурных формах и художественном оформлении. 

"Литургическое действо престаёт как симфония символов в жестах, словах, мелодиях, изображениях, запахах, объёмах и формах". Е. Пилипенко. 

И должно всегда помнить, что форма дух бережёт. И, используя различные формы креста, квадрат, овал, круг, шар, полумесяц, цату, арку, звезду, голубя, павлина …   делать это обязательно осмысленно на языке Церкви, а не на простом художественном воображении. Следить, чтобы в процессе творчества при образовании какой-либо формы не получалось что-либо, согласное с теми символами, формы которых неприемлемы, как внешнее проявление противоречий по отношению к вероучению. 

Конечно, звезда, плетёнка, яблоко, гирлянда традиционной формы (корамысло) имеют своё осмысление в искусстве Церкви, но «массивность» их исполнения не может приветствоваться в храме. Цель здесь одна – удивить грандиозностью и богатством, дизайном и фантазией, но это прямой и необдуманный перенос интерьерной декоративной флористики в храм, где духовные ценности и понимание истинной красоты совсем иного порядка – надмирного. 

Главное сделать выбор - образно-символичная  или без-образная композиция; прославляющая каждый отдельный цветок, как письмена Божественного откровения, или цветы - лишь средство для достижения пусть благих, но земных целей.
Изменено: Ольга Малова - 24.04.2014 22:25:44
Цитата
Ольга Малова пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна! Примеров светильников и практического использования, в настоящее время, цветочной срезки для декорирования Паникдила Вы привели нам много, но учитывая особенную тематическую направленность данной темы " О роли и значении цветов...", то выводов и заключений от Вас по этому, конкретно рассматриваемому вопросу со светильниками, пока не услышала. В каких же ролях оказываются цветы при таких вариантах их использования, на что нам указывают?
Считаю это актуальным вопросом и ответ на него хорошо бы знать каждому украсителю?
Добавлю еще несколько примеров для большей наглядности.
Людмила Александровна, Вы считаете, что я вправе говорить «да» или «нет»?
Хорошо загромождать массивными гирляндами паникадило или хорос или неприемлемо?
Выводы исключительно дело времени, так как, как мы видим, в настоящее время согласия нет даже среди священнослужителей.
Мнение, конечно, высказать можно, но оно должно быть аргументировано, поэтому постараюсь заручиться поддержкой святых и авторитетных отцов Церкви.
Церковь всегда считала необходимым условием для участия в своём богослужении чистоту веры, “единомыслия” в исповедании у всех его участников, полагая, что во имя Господа Иисуса Христа не могут собираться люди, имеющие о Нём ложные понятия, вносящие ложь в самое существо церковной жизни.
Поэтому, прежде всего, каждому благоукрасителю необходимо усвоить понимание красоты в Церкви, а не земной красивости. Красота не является самоцелью для христианина (и христианина – благоукрасителя), она лишь отблеск Истинной красоты, а потому способствует пониманию приоритета смысла над эстетикой и ведёт к познанию Бога. Истинная красота – это Бог.
Красота земная только в большей или меньшей степени отражает Первоисточник, она замутнённый образ истинной красоты: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13: 12). Поэтому в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского читаем: «Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая… Тут дьявол с Богом борется». " … мир сей, получив бытие от Истинной Красоты, в устройстве всех своих частей отражает следы духовной красоты, которые могут возводить нас к невещественным первообразам".
Свт. Дионисий Ареопагит .
 Земная красота двойственна, а значит, таит в себе угрозу душе, надеющейся на тленное богатство. Понятно, что главная цель – не в массе, не в количестве, не в роскошестве цветочном. Почему и первые христиане отвергали даже венки из живых цветов, слишком памятна была роскошь римская, когда, например, император Гелиогабал с его безобразным потреблением роз, просто умертвил своих гостей количеством цветов и лепестков, которые упали на гостей из раскрывшегося потолка – они задохнулись.
 Раннехристианская эстетика стремилась заменить эстетические ценности на нравственные, чтобы эстетические интересы не вытесняли благочестие. Только не надо путать с роскошью золото, как символ и олицетворение Божественного света в искусстве Церкви. Смысл и ценность иконы и храмовых растительно-цветочных аранжировок не заключаются в их материальной красоте, но в духовной, которую они призваны изображать. " Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа в твари прославляла Творца и любила Его". Прп. Силуан Афонский.
 Святитель Климент Александрийский рассказывает о том, как живописец Апеллес, увидев, что один из его учеников изображает «Золотую Елену» в лучших её нарядах с массой украшений, заметил: «О, юноша, будучи не в силах изобразить Елену прекрасной, ты показал её богатой».
 Поэтому композиции, говорящие на языке Церкви, в основе которого заложен символ, и раскрывающие красоту каждого отдельного цветка ценнее роскошных объектов, демонстрирующих богатство. А, если эти объекты ещё и формы образуют, противные духу Церкви, то встаёт вопрос об их неуместности и даже вредности по воздействию на созерцающих.
Если можешь – составь символичную композицию, если не можешь – красивую, а, если не можешь красивую, то – богатую.
" В церкви имеет обширное место символика (образность), христианину надобно её разуметь и проникать умом в сокровенный смысл её". Св. прав. Иоанн Кронштадский.
 Внутренняя духовная сущность храма получает своё выражение в той символике, которая присуща храму в целом и отдельным его частям и которая воплощается в свою очередь в архитектурных формах и художественном оформлении.
" Литургическое действо престаёт как симфония символов в жестах, словах, мелодиях, изображениях, запахах, объёмах и формах". Е. Пилипенко.
И должно всегда помнить, что форма дух бережёт. И, используя различные формы креста, квадрат, овал, круг, шар, полумесяц, цату, арку, звезду, голубя, павлина … делать это обязательно осмысленно на языке Церкви, а не на простом художественном воображении. Следить, чтобы в процессе творчества при образовании какой-либо формы не получалось что-либо, согласное с теми символами, формы которых неприемлемы, как внешнее проявление противоречий по отношению к вероучению. Конечно, звезда, плетёнка, яблоко, гирлянда традиционной формы (корамысло) имеют своё осмысление в искусстве Церкви, но «массивность» их исполнения не может приветствоваться в храме. Цель здесь одна – удивить грандиозностью и богатством, дизайном и фантазией, но это прямой и необдуманный перенос интерьерной декоративной флористики в храм, где духовные ценности и понимание истинной красоты совсем иного порядка – надмирного. Главное сделать выбор - образно-символичная или без-образная композиция; прославляющая каждый отдельный цветок, как письмена Божественного откровения, или цветы - лишь средство для достижения пусть благих, но земных целей.

Ольга Дмитриевна, Вам и всем, доброго времени суток!
Вы все правильно написали, спасибо. И я с этим, абсолютно, согласна. Хорошо, что наконец-то, начинаем понимать и разбираться в том, что "творим". Обращаясь к Вам с пожеланием, имела в виду краткое перечисление цветочных ролей из данных примеров.
Например, из Вашего же текста (я места выделила подчеркиванием)следуют такие роли у цветов:
- призыв к пониманию красоты;
- выполняют роль по количественным и качественным показателями, отражая ими массу, размеры, роскошь и т.п.;
- отражают уровень нравственности и благочестия у исполнителей;
- демонстрируют о неуместности в храме составленных форм, противных духу Церкви;
- позволяют определять по качеству самих форм о художественном воображении, осмысленно, символически воплощенным на языке Церкви или нет, указывают на мирское: удивить грандиозностью, материальным, дизайнерским размахом и фантазиями с
прямым и необдуманным переносом мирскими флористами интерьерной декоративной флористики в храм;
-показателей  достижения земных или небесных целей.
Но, увы и к большому сожалению, перечень не полный, а имеет большое продолжение.
Вот и подумаешь себе, какими "молчаливыми" эти цветочки оказались....
00059hq8-11.jpg (214.62 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Венки-нимбы в украшении Плащаниц в Успенском женском монастыре г. Александрова Владимирской области навели меня на размышления. В Уставе на Успение Пресвятой Богородицы о венке на Плащаницу не говорится, а на Страстную Пятницу венок возлагается тогда, когда Плащаницу выносят на средину храма. Почему-то представления благоукрасителей, судя по практике, о венке, как о мандорле - овале по всей Плащанице  стали почти традицией. Возможно, мы неправильно понимаем, и речь в Уставе идёт как раз о таком венке-нимбе, как в Успенском монастыре? Подражательный рефлекс не только у детей развит, взрослые также очень часто подражание превращают в традиции. Вот я и задумалась!!! Может быть, сестры Успенского монастыря именно по Уставу всё делают, и в простоте Истина? А нам надо исправляться? Надеюсь, что мы как-то с Божьей помощью разрешим этот вопрос?
Соглашусь, что и этот вопрос в убранстве Плащаниц, требует от нас, опытных, храмовых  цветоукрасителей, проведения детального анализа и более расширенного изучения используемых и предлагаемых практических приемов и средств в настоящее время.
Не буду торопиться высказывать свое мнение: "За" или "Нет", т.к. прежде, хорошо бы еще и услышать от самих исполнителей толкование такой воплощенной, творческой идеи Венка-нимба, да и аргументы или мотивы, взятые ими за основу. Вполне возможно, что в этом монастыре следуют, согласно установленному, внутреннему их Уставу и сохраняют исторически сложившуюся традицию, а быть может, следуют современным изысканиям духа времени, - удивить новизной либо тут затронута совсем иная, экономпроблема. Кто еще кроме авторов сможет нам пояснить?
Ольга Дмитриевна, а есть ли у Вас еще и фотографии в полный размер этих Плащаниц?
Быть может я ошибаюсь, но если внимательно присмотреться к изображениям на фото, то видно и продолжение: что эти обе Плащаницы помещаются, всякий раз, в прозрачный гробик с невысокими, в 10см.,ограничивающими краями и вокруг которого, в плетенных корзинах, дополнительно, расстановлены и еще цветы.
 Если же это, общее цветочное убранство не такой полной формы, а лишь украшение на одних нимбах, то пока, могу только отметить, что украшенный цветами нимб у Богородицы на первой фотографии, воспринимается мною еще, как-то естественно, но на второй фотографии, где цветочный венок-кольцо, вокруг главы Спасителя,- вызвало откровенное удивление и мысль сожаления о каком- то "сжатом", экономичном образе того традиционного венка, украшающего Плащаницу Спасителя.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Соглашусь, что и этот вопрос в убранстве Плащаниц, требует от нас, опытных, храмовых цветоукрасителей, проведения детального анализа и более расширенного изучения используемых и предлагаемых практических приемов и средств в настоящее время.
Не буду торопиться высказывать свое мнение: "За" или "Нет", т.к. прежде, хорошо бы еще и услышать от самих исполнителей толкование такой воплощенной, творческой идеи Венка-нимба, да и аргументы или мотивы, взятые ими за основу. Вполне возможно, что в этом монастыре следуют, согласно установленному, внутреннему их Уставу и сохраняют исторически сложившуюся традицию, а быть может, следуют современным изысканиям духа времени, - удивить новизной либо тут затронута совсем иная, экономпроблема. Кто еще кроме авторов сможет нам пояснить?
Ольга Дмитриевна, а есть ли у Вас еще и фотографии в полный размер этих Плащаниц?
Быть может я ошибаюсь, но если внимательно присмотреться к изображениям на фото, то видно и продолжение: что эти обе Плащаницы помещаются, всякий раз, в прозрачный гробик с невысокими, в 10см.,ограничивающими краями и вокруг которого, в плетенных корзинах, дополнительно, расстановлены и еще цветы.
Если же это, общее цветочное убранство не такой полной формы, а лишь украшение на одних нимбах, то пока, могу только отметить, что украшенный цветами нимб у Богородицы на первой фотографии, воспринимается мною еще, как-то естественно, но на второй фотографии, где цветочный венок-кольцо, вокруг главы Спасителя,- вызвало откровенное удивление и мысль сожаления о каком- то "сжатом", экономичном образе того традиционного венка, украшающего Плащаницу Спасителя.

В середине апреля собираюсь в этот монастырь и буду иметь возможность задать вопросы, которые у меня возникли. Только ведь можно находить аргументы в пользу или нет венка-нимба гадательно, вопрос в том, насколько это верно с точки зрения Устава Церкви, что в нём заложено, какой венок? Полный по всей Плащанице или только нимб. Речь здесь не об "эконом-варианте", не о том, что венок без оазиса не испортит Плащаницу, как святыню или произведение искусства и т.д. 
Вопрос принципиальный, какой венок имеет в виду Устав?
Набрела в интернете на одну интересную дискуссию, которую вызвало это фото с дарами.
Правда, касается она в основном плодов, но и про цветы немного есть. 
Затрагивает она серьёзную тему введения того, чего в Церкви ещё не было, истинно это или нет.
Конечно, в каждом отдельном случае и ответ будет свой, да, и как мы знаем,  бывает так, что мнение отдельного священнослужителя ещё не мнение Церкви, об этом нас и иерархи предупреждают. 

Но, тем не менее, интересно, что об этом думают участники форума. НЕ понравилось то, что говорили о русском и церковно-славянском языке. Никто не запрещает читать Евангелие, Псалтирь на русском языке, но нельзя переводить богослужение на русский язык, и, если сегодня у наших детей есть возможность изучать церковно-славянский язык "с пелёнок", то почему же этого не делать, тем более, что это гораздо проще, чем изучать иностранные языки, которые даже в детских садах сегодня обычное дело. 

Странно, в каком-нибудь XVII-XIX в. это было доступно, а для современного поколения это затруднительно?
Наша Церковь всегда современна, но не благодаря подобным новшествам. Я увидела в этой дискуссии и внутренние проблемы цветосложения, которые сегодня очень часто являются прямым подражанием католическим.  

Кроме фотографии, которую обсуждали, даю ещё одно фото, просто вспомнила о нём, когда увидела..., даже не знаю как сказать что, потому что такое для меня лично неприемлемо...  Яблока, конечно, в нашем понимании в Библии нет, в книге Бытия используется слово "плод", а яблоко, скорее всего, это плод гранатового дерева, но мне было странно, что речь шла о том, как развлечь прихожан, которым "Причастия недостаточно для поднятия настроения", а не об осмыслении этого действа, какой смысл и ради чего с точки зрения Церкви выкладывать святой образ плодами? Почему за столько веков наши предки до этого "не додумались", ведь это не компьютерные технологии? 
Символ чего подобное "искусство"?
 И ради чего?
 Каждое время, конечно, вносит новое в жизнь Церкви, но только, если это нечто не противоречит Её Духу. 
Надо об этом подумать и осмыслить.
http://blogs.pravostok.ru/polus/?p=3733
855.jpg (108.6 КБ) [ Скачать ]
864.jpg (89.57 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Ольга Малова - 24.04.2014 22:32:56
Согласна с Вами, Ольга Дмитриевна! 

Эта дискуссия многим цветоукрасителям должна быть весьма полезна и интересна, не только тем, что обращает наше внимание на приводимую в ней различную информацию, а уже тем, что громко нас предупреждает о возникшей опасности и уже сегодня заставляет каждого из нас видеть, понимать и серьезно оценивать демонстрируемые в натуре или по фото в интернете, любые церковные фито-идеи! smile;)  Какие, к моему сожалению, теперь частенько носят чисто развлекательный характер уже и в православных храмах либо иное: в действительности - являются прямым подражанием католическим, поэтому украсителям надо не терять своего разумения, особенно, при копировании, а также, всякий раз выстраивая новые проекты по цветочному храмовому убранству.

Сегодня стать храмовым цветоукрасителем очень просто,- зазывающих предложений на обучение много под разными статусами и обещаниями, а вот быть цветоукрасителем, нести всю ответственность перед Богом за свою деятельность и перед прихожанами, понимать суть и происходящее в данной сфере - далеко не просто!

После моего участия в Глинских чтениях на тему " О духовно-нравственном воспитании", оказалось, что теперь к значению и роли цветов могу добавить еще эту важную их роль:  духовно-нравственного воспитания, которая, по-моему убеждению, образно и эстетически должна первоначально формироваться в колыбели и стенах церкви, а затем исходить и далее распространяться в житейский мир для нашего же Мира и Гармонии. smile:)
922.jpg (39.34 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Украшение Плащаницы на праздник Успения в 2013 г., Муром, Воскресенский женский монастырь. 
Финансовые возможности были скромные, поэтому при составлении проекта были выбраны образы, воплощение которых реально и при таких условиях. Композиция выполнена в гармонии пастельных тонов.
Свеча, как символ иконографии праздника и 12 звёзд во образ Откровения: Жена, облечённая в солнце, под ногами у Неё луна и на главе Её венец из 12 звезд (Откр. 12: 1).
 Об этом говорит и псалом 11-1: «… паче солнечнаго света одеяна еси ризами позлащенными, преиспещренными, преукрашенными красотою чистейших  Твоих добродетелей: дванадесять пресветлых небесных звезд составляют венец, иже на главе Твоей: слава Тебе всех верных христиан усердная Заступнице». 
"Усовершенствованные" подсвечники в традиционных дореволюционных формах.
4.JPG (224.49 КБ) [ Скачать ]
2.JPG (234.08 КБ) [ Скачать ]
3.JPG (228.77 КБ) [ Скачать ]
Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21 След.
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)