Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 15 16 17 18 19 ... 21 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Доп. ил. Павлины
Вот всё пока. Надеюсь, что эти знания не только помогут создавать именно церковные образы в растительной аранжировке, но и будут способствовать укреплению веры тех, кто осознанно и с любовью несёт это послушание, чтобы созданные композиции были не только внешне профессиональны, но и были наполнены внутренним содержанием учения Церкви, становясь, как наставляет нас святитель Лука Крымский, безмолвной проповедью душевной чистоты.
Спаси Господи за такой содержательный и познавательный ответ.
Весна в самом разгаре,- вокруг все цветет и благоухает, а каким таинственным образом душа чувствует и воспринимает эту Красоту! Слава Богу! Слава Творцу!
Вот, что преподобный Силуан Афонский писал о значении  цветов:
"Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа в твари прославляла Творца и любила Его.
Не должно забывать Бога ни на одну секунду в сутки: Он любит нас,
возлюбим и мы Его всем сердцем
и будем просить Его милости,
и исполнять Его святые заповеди: в них мы познаем Бога.
Он наше сердце, и желание, и веселие, и упование."
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Весна пролетела!  В разгаре - июнь, наполненный цветами и дождями и мыслями...
Еще,продолжая тему, к значению и роли цветов в Храме, я бы причислила их возможность воспитывать в нас такие качества души,как БЛАГОГОВЕНИЕ,ТЕРПЕНИЕ и СМИРЕНИЕ!
Цветы откроют, подчеркнут по уходу за ними и качество аккуратности в человеке и ухоженности в Храме, Доме Божием.
Да, это понятно и сразу чувствуется, а особенно в Храме, проявляясь не только у тех лиц, кто постоянно, изо-дня в день, терпеливо со смирением и любовью, осуществляет тщательный уход за цветами в вазах, расставленными в Храме у икон, но и у тех, кто не только благоговейно работает с цветами, создавая красоту в композиции, а кто, даже не имея отношения к цветам, но работающим в Храме, что часто случается, как-то торопясь и без всяких чувств, их(цветы) не перебирая и не разбирая, сбрасывают сразу все в кучу мусора, как "отработавших свой номер". Вот тут и проявляется все сразу БЛАГОГОВЕНИЕ!
А, научившись благоговейному отношению к цветам и растениям уже легче и с благоговением относиться и к окружающим нас родным, близким, а там и к Богу!  
  
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Обсуждение вопроса на форуме «Цветы в храме»   (четвёртая страница раздела «Помощь в украшении храма»), о том, возможно ли использование стволов-брёвен в православном храме (как и впрочем и все возникающие проблемы) необходимо разрешать не на уровне «личных ассоциаций»: нравится- не нравится; красиво-некрасиво, чувствую-не чувствую, а особенно – я считаю, я думаю, да и интуиция не всегда близка к истине, а только тогда, когда мы находим подтверждение ей в Священном Предании, Священном Писании, святоотеческом наследии, традициях христианского искусства, а не в публикациях без благословения Церкви, даже если их целых три. Не может не вызывать улыбки и то мнение, которое высказывают о жалости к деревцам: резать цветы в большом количестве не жалко, а потом выбрасывать их в мусор, что недопустимо в Церкви, ввиду отсутствия благоговения, допустимо? как и многоразовое использование старых – сухих и даже со временем загнивающих брёвен, ввиду экономии? Конечно, только живые и свежие цветы и живые свежие древа и ветви берёз! Господь создал и животных, и растения для человека и даровал ему разум:  «нельзя не работать умом и духовно возрастать» [Святейший Патриарх Кирилл].На одном из сайтов о флористике читаем: "Современная флористика исключает следование догмам и каким-либо строгим правилам, но учитывать традиции разных стран все же необходимо. Некоторые обычаи и их флористика связаны с предрассудками, которые ничем иным не объясняются".Нельзя сказать, что флористы не учитывают традиций (ведь это одна из коммерческих составляющих!), беда в том, что это очень часто лишь их внешнее проявление с полным отсутствием внутреннего, а внутреннее в Церкви является наиболее важным и даже решающим, проявляясь и внешне.… нельзя внешнее отрывать от внутреннего – это одно поле, которое человек вспахивает всю свою жизнь. И внешнее должно помогать внутреннему, а внутреннее должно формировать внешнее.
[RIGHT]Святейший Патриарх Кирилл.Проповедь 29 мая 2011 г. Храм св. Иоанна Богослова – домовая церковь Санкт-Петербургской Духовной академии
Так в этом случае обстоит дело и со стволами берёзы, это только внешнее, ведь берёзу здесь представляют и даже не липу, которую используют в Украине! Кто ж тут поспорит, ведь использовали берёзу-то на праздник именно Святой Троицы! А мы возразим! Предельно ясно, что нельзя просто и бездумно переносить в храм всё то, что предлагает современная флористика, для которой, прежде всего, важна коммерческая составляющая, которая имеет цели максимальных продаж, причём всего, начиная с максимального количества растений, причём живых, полуживых и даже искусственных!, превращая храм в оранжерею; с вялых цветов, природных и неприродных аксессуаров. Да и нельзя называть флористикой то, чем занимаются те, кто создаёт образы, раскрывающие догматы Церкви Православной, а догматы, каноны, Устав и традиции, в отличие от мирского искусства, в Церкви есть, на них Она и зиждется, они неизменны до скончания века. Итак, флористов с их подходами в Церкви быть не должно, а только флороблагоукрасители, художники церковного цветосложения, а, возможно, и кринари – от слова «крин» - лилия – главный символичный цветок в Церкви. По теории флористики, флорист – это, прежде всего, специалист по реализации цветочной продукции, так записано и в реестре этой профессии Министерства здравоохранения РФ, так объявлено не только официально, но об этом говорят и возникающие подобные проблемы. Вот мы и попробуем включить разум, а не эмоции и чувственность, и порассуждать об образе  именно древа и его значении в истории Церкви, её наследии и значении этого образа в духовной жизни христианина. А, поскольку тема эта большая, будем обсуждать её отдельные аспекты, чтобы, в конце концов, понять её неисчерпаемую глубину: Крест Христов – Животворящее Древо, Церковь Христова подобна древу, древо в Священном Писании и христианском искусстве, духовная жизнь христианина уподобляется древу: человек и древо сродственны.
Почему именно живое древо, а не имитация или его искусственная копия и флористический объект? На Руси праздник Святой Троицы впервые стали праздновать спустя три века после её Крещения – при преподобном Сергии Радонежском. Природа словно украшается во всё своё убранство к достойному сретению праздника в честь Всеоживотворяющего и Обновляющего Духа-Утешителя, и православные христиане Ему посвящают начатки обновляющейся и расцветающей природы. Дух Святой даёт жизнь всему, и свежая зелень и цветы, украшающие землю, напоминают нам о милости Божией и о действии Святого Духа во всём творении Божием. Живое древо, в отличие от имитации способно приносить и приносит живые плоды, а в Церкви – это плоды духовные – образ святых Церкви! Монастырские сады – тема другой страницы форума, но нельзя не отметить, что ландшафт монастырского сада и прихрамовой территории – это образ Рая и Пресвятой Богородицы – Одушевлённого Рая, посреди себя имеющего Древо Жизни – Господа Иисуса Христа: «Рай на земли словесный Тя насадив Господь, насадитель Рая перваго, посреде Тебе, Богоневесто, яко жизни древо процвете. Егоже моли пищи райския сподобити нас» (Христианские песнопения Пресвятей Царице Небесней, Приснодеве Марии Богородице. Составлены по подобию псалмов. Изд. 3-е, доп. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. – М.: Московская Патриархия, 1990. – С. 121). Церковь Христова подобна дереву, укрывающему своими ветвями наследников Царствия Небесного. Деревья изображаются на иконах: «Рождество Христово», «Вознесение», «Богоявление», на иконе «Преображение» с деревьями изображается гора Фавор, а на иконе «Святая Троица» – Мамврийский дуб. (См. доп.: Кокухин, Н. Священное Древо Авраама: Дуб Мамврийский с древнейших времён до наших дней / Николай Кокухин. – М.: Русский Хронограф, 2006. – 302 с. ISBN 5-85134-091-6).
 Образ и форму древа используют в композициях икон Спасителя, Божией Матери и святых. Икона, написанная Симоном Ушаковым в 1668 г. в прославление царствования Романовых «Древо Московского государства» (ГТГ), представляет собой композицию многочисленных ветвей – членов царской семьи и святых (плодов) на древе, произрастающем из Успенского собора Московского Кремля. В центре новой иконы, как прекрасный цветок на древе, образ Богоматери. На свитках царя и царицы с текстами из Акафиста Богоматери Царица Небесная величается «древом благоплодным» и «древом благосклонным, лиственным», «лозой истинно возрастающей», «плодом животным» и «богонасаждённым виноградом». Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3: 18), поэтому лики святых написаны подобно плодам. а корни древа поливают митрополит Пётр и князь Иван Калита: плода чревна, святии духодвижно прозябают (изрекают) отеческая предания сыноположения – усыновления – как благословенный плод чрева Богородицы (Антифон 2-й 7-го гласа). Образ плода также является сюжетом в иконографии: «Плод из корене Иессеова», «Плоды Страстей Христовых» («Процветший Крест») и «Благодатные плоды учения». В Третьем слове на Успение Богоматери Иоанна Дамаскина читаем: «Она – Плод от неплодной, делающий плодоносными бесплодные души». В кондаке службы «Всем святым в земле Российской просиявшим» говорится: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния Русская земля приносит Ти, Господи». На рисунке Сийского подлинника Иоанн Креститель изображён с крыльями, в двух одеждах, со свитком; внизу – дерево и у корня секира, ибо всякое дерево, не творящее доброго плода, посекаемо бывает и в огонь вметаемо. Дерево и топор как аллегория его проповеди, слова которой перекликаются с проповедью Христа (Мф. 7: 16-20; 12: 33; Лк. 6: 43, 44). В Троице-Сергиевой Лавре имеется семисвечник в виде древа: в центре – образ Святой Троицы, от которой исходит виноградная лоза к иконам-светильникам с изображением семи святых отцов, овитых виноградными листьями и гроздьями, которые образуют семь ветвей и чашечки для лампад.
Древо в искусстве Церкви 1.
Древо в искусстве Церкви 2
Древо в искусстве Церкви 3
Древо в искусстве Церкви 4
Древо в искусстве Церкви 5
Спасибо за информацию и, как всегда, богатый иллюстративный материал
Ольга Малова пишет в предпоследнем своем сообщении: .... "Современная флористика исключает следование догмам и каким-либо строгим правилам... а некоторые обычаи и их флористика связаны с предрассудками, которые ничем иным не объясняются". Нельзя сказать, что занимаясь украшением в Храмах  флористы не учитывают традиций (ведь это одна из коммерческих составляющих!), но беда в том, что это очень часто лишь их внешнее проявление с полным отсутствием внутреннего, а внутреннее в Церкви является наиболее важным и даже решающим, проявляясь и внешне. … И нельзя внешнее отрывать от внутреннего – это одно поле, которое человек вспахивает всю свою жизнь. И внешнее должно помогать внутреннему, а внутреннее должно формировать внешнее" -сказал Святейший Патриарх Кирилл. (Проповедь 29 мая 2011 г. Храм Св. Иоанна Богослова – домовая церковь. Санкт-Петербургской Духовной академии)
... Предельно ясно, что нельзя просто и бездумно переносить в Храм всё то, что предлагает современная флористика, для которой, прежде всего, важна коммерческая составляющая, которая имеет цели максимальных продаж, причём всего, начиная от предложений максимального количества растений и цветов (живых, полу-живых и даже искусственных(!), превращая Храм просто в оранжерею), вялых цветов, природных и неприродных различных аксессуаров!
 Да и нельзя называть флористикой то, чем занимаются те, кто создаёт образы, раскрывающие догматы Церкви Православной, а догматы, каноны, Устав и традиции, в отличие от мирского искусства, в Церкви есть, на них Она и зиждется, они неизменны до скончания века.
Итак, флористов с их подходами в Церкви быть не должно, а только флороблагоукрасители, художники церковного цветосложения, а, возможно,что и с новым, по-церковному названием, кринари – от слова «крин» - лилия – главный символичный цветок в Церкви.
А по теории флористики же, флорист – это, прежде всего, специалист по реализации цветочной продукции, так записано и в реестре этой профессии Министерства здравоохранения РФ и так объявлено не только официально, но и реально подтверждается самими цветочными украшениями в Храмах на  церковные праздники ..."
  ***
 Ольга Дмитриевна! Как замечательно Вы все изложили. Я с Вами согласна. 
 Понимаю, что еще предстоит приложить немало усилий для создания школы церковных цветочных украсителей или, если приживется "кринарей", а также разъяснений, примеров с образцами работ и т.д., для уже работающих в Храмах, цветочных  украсителей, чтобы они смогли понять и прочувствовать эту существенную разницу, которая не была ранее так очевидна.
Я сама давно пришла к такому выводу, а вот только около года назад, его еще раз подтвердила, благодаря общению на форумах и просмотром на них и в Интернете большого кол-ва фотографий выполненных работ в Храмах, по анализу задаваемых вопросов и получаемых ответов участников.
 
 Разумеется, какие флористы в Храмах и отсюда же, созданная и предлагаемая "храмовая флористика" с ее коммерческими вариантами украшений и светскими, европейскими методиками? В основе которой и реализуются заложенные в формах и стилях все те же коммерческие проекты реализации цветов на рынке сбыта.
 А какое "величественное" название-то придумали для некоторых храмовых вариантов - "малобюджетный", "экономный" и это-то в Доме Божием, для Творца и Святых Его и из Его же творений -цветов и растений!
 Я пока еще не говорю тут и не беру в рассмотрение такие важные вопросы, как оценка техники исполнения, оценка  художественности, оценка воплощения сюжетов и образности  в работах, оценка сохранения гармонии в интерьере Храма, а пора-то уже наступила!
 Вместо реальных и нужных  тематических рассуждений только чаще всего и читаем на форумах общие, поддерживающие личностные общения, заключения типа: "Отлично"," Молодец!" и т.п. Правильно, потому, что только и ставятся чисто декоративные, без сюжета:  "П" образная форма, треугольная и гирлянды и т.п. . А, почему?
Ответ пришел ко мне на днях, просматривая экзаменационные билеты по годовому курсу обучения "храмовой флористике" и увы..., я не увидела  вопросов на перечисленные темы,- отсутствуют,а возможно, их  и вообще не касаются на занятиях! В самих билетах все та же европейская школа со сборкой букета "по- спирали", правда, были включены в билеты  для общего "припудривания" некоторые церковные и богословские вопросы, не столь актуальные в работе даже и начинающего церковного украсителя. И стало мне тогда совсем понятно....

Все это я говорю для тех лиц, которые обучают и для тех, кто уже научившись работает и самоучек, чтобы поняли и обратили свое внимание на проявившуюся в настоящее время путаницу и создавшуюся проблему, в которой украсителям надо бы хорошенько разобраться и пытаться начать ее разрешать с понуждением к более духовному обогащению своей души!
 Да, поможет нам Бог!   
  
     
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
На сайте «Цветочный декор» есть фотографии украшения православного храма цветами, на одной из них можно видеть барашка или овечку в технике современных зверюшек из цветов. Композиция несомненно сделана мастером и не может не вызывать умиления, настолько трогательное создание перед нами предстаёт. Естественно, что благоукрасителя должно интересовать всё новое во флористическом искусстве, но ко всему мы должны подходить избирательно с точки зрения учения Церкви.
По воле Бога-Отца Спаситель являет Себя миру как Христос Мессия и Агнец Божий, вземлющий грехи мира. В конце Литургии молящимся раздаётся антидор – маленькие части просфоры, из которой был вынут Святой Агнец. Точный перевод – «вместодарие». Обычай раздавать антидор возник, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствовавших на Литургии.
Агнец, всегда и повсюду бывший жертвенным животным, изображал Самого Христа в раннехристианском искусстве до запрещения символических изображений 82-м правилом Вселенского V-VI Собора (692 г.) были широко распространены и образы апостолов-агнцев перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.; церковь святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530 гг. и др.).
 Следует вывод: если это просто овечка, которую, как и прочих животных изображают вместе с пастухами в сюжетах Рождества Христова, то это допустимо, только в общей композиции со всеми остальными. Если это «Агнец Божий» – то не разрешено Вселенским собором.
Примеры из истории христианского искусства.
Примеры памятников христианского искусства.
В Евангелии есть ещё образы, связанные с этим животным:
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7: 15)
http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/nagornaya_propoved_161-all.shtml
В Евангелии  есть поучительная история с иносказанием о заблудшей овце (Лк. 15: 4-10; Мф. 18: 12-13): у человека было стадо овец, из которых одна заблудилась и пропала. Но хозяин, так как ему дорого каждое животное стада, оставил остальных и пошёл на поиски пропавшей, разыскал и принёс домой на плечах. Этот сюжет был очень распространённым в искусстве первых христиан «Добрый Пастырь»,  в символике которого раскрывался образ Спасителя.
«Первая из этих притч — о заблудшей овце. Перед нами — образ грешника, идущего стропотными путями греха. Он подобен потерявшейся овце. Он потерян для Бога, потерян для своего стада, потерян для себя. Он не знает, где он, и бесцельно бредет, непрестанно подвергая себя опасности нападения хищных зверей. Он исполнен страхов и лишен пастырской заботы. Он не знает, где зеленая пажить, и не может найти обратный путь к своему стаду. Но Бог Небес заботится о грешниках. Особенная Его забота — об этой заблудшей овце. И хотя у Него сто овец, Он не хочет потерять эту одну. Он идет за ней и не жалеет никаких трудов, пока не найдет ее. Бог следует за уходящим от Него грешником и не покидает его, пока тот не поймет, что надо возвращаться назад. Хотя Бог находит его выбившимся из сил и неспособным идти домой, Он не оставляет его погибнуть, но берет к Себе на плечи и с великой нежностью несет к Своему стаду. Мы знаем это изображение Великого Пастыря в древних катакомбах. Те, кого Господь несет на Своих раменах, никогда не погибнут. Тайна Господа — тайна обретения. Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно».
[RIGHT]Протоиерей Александр Шаргунов[/RIGHT]
http://www.pravoslavie.ru/put/3798.htm
Обратите внимание на символы: восемь ваз с плодами и голубь с оливковой ветвью, монограмму Христа.
Вот ещё одна милая и очаровательная овечка от фирмы "Балтийский букет", Санкт-Петербург.
Разные ракурсы помогут тем, кто решится на создание подобной композиции.
%204_1~1.JPG (36.96 КБ) [ Скачать ]
%207_1~1.JPG (40.14 КБ) [ Скачать ]
Не так давно, читала интервью, взятое у известного флориста, организатора цветочной программы "Бала цветов" в г.Талинне,в Эстонии,- Татьяны Тридворновой, в котором, меня удивительно поразили такие ее прекрасные и содержательные слова о цветах:
"Цветы,- это музыка, которую можно увидеть, (!!!- мой восторг от прочитанного, Л.Б.)
 У каждого цветка(букета) своя тональность,свои ноты, своя аранжировка и звучание!
 Нот, как известно, всего - семь, но музыка с ними - бесконечна!
 Цветов, тоже не так много, но способов подчеркнуть ими и их Красоту- у нас тысячи!
 Чтобы поставить КРАСИВЫЙ букет бывает, что для этого необходимо переделать или изменить все:
 всю квартиру, весь дом,а случается,что надо и самому человеку поменяться!"

Вот, очередной раз и задумаешься о значении и отведенной Богом роли цветов для нас и наших Святых угодников в том числе и в храме!
Как точно Татьяна это подметила!
 Вот бы нам "переложить" цветы на ноты и создавать особое цветочное сопровождение к пению клироса!
   
Украшая цветами иконы, тоже замечала  их разное цветочное звучание и аранжировку, что успешно помогало и помогает в воплощении мотива и сюжета для очередного варианта в украшении иконы к любому церковному празднику.
А сколько таких вариантов было и ведь, действительно, не было повторений в украшении ни один раз, но о цветочных нотах и не задумывалась,а хорошо бы!  
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Припозднилась я  с тем, чтобы рассказать об образе, который стал основой для композиции на Успение в Воскресенском женском монастыре в 2012 г., несмотря на то, что участники форума просили об этом.
 Простите, но причин много, одна из которых в том, что трудно кратко рассказать о  проблеме, которая «мучила» меня на протяжении очень многих лет и разрешилась в результате поиска ответа на вопрос, связанного с символом Пресвятой Богородицы.
 Именно сегодня я понимаю, что этот поиск и стал началом вступления в область благоукрашения храмов живыми цветами в православной традиции.
Сегодня с улыбкой вспоминаю, как я «приставала» к священнослужителям и иконописцам, чтобы они ответили на мучительный вопрос. Но сегодня ответ открыт, и я поделюсь с вами  кратко материалами, которые  поясняют этот образ-символ: Просите, и дастся вам, ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется (Мф. 7:7-8 )
 В монографии Г.В. Вагнера «Скульптура Древней Руси» прочитала, что отсутствие нимбов и пальметты на женских ликах храма Покрова на Нерли говорит о том, что здесь изображена не Божья Матерь. Пальметта? Символ Богоматери?
 Пальметта – это форма орнамента, в основе этого украшения   у греков – пальмовый лист. Находим её, исполненною в живописи или рельефе, вышивке или тканную на церковных облачениях, в убранстве храмов, например, архиерейскую кафедру в Храме Христа Спасителя украшает фриз из золотых пальметток.
Трёхлистная пальметта… но криновидная!!! – символ Божественной избранности Богоматери. На Ярославской иконе  Благовещения вт. пол. XVII в. изображена золотая пальметта-вазон  с цветущими ветвями, но основа этого образа очень древняя. Криновидная (трёх- или пятилистная) пальметта – в архитектуре – византийский цветок, связана с символикой Богоматери и позднее перешла на Её корону. В первые века христианства Богоматерь изображали Девою и по внешности – с распущенными и непокрытыми волосами, на древних византийских – заплетённые в косы, то есть как Дева и с пальметтой на голове.
 Как известно, даже в русской иконе «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Трилетствующая изображается в мафории, то есть с покрытой главой, но есть и другие примеры в русском искусстве. Эта деталь самым тесным образом перекликалась с чрезвычайно популярным в древнерусском искусстве XII в. мотивом трёхлистного крина (лилии).
 На рельефах русских храмов, посвящённых Богоматери, можно заметить женские лики с крином – трёхлопастной пальметтой на главе – отличительный знак символизирует непорочное зачатие Христа Девой Марией, он имеет прототипы в Коптском и Византийском искусстве. Как символ животворящего начала жизни этот символ изображался в многочисленных сюжетах, а также на одеждах святых.
  На иконе Киево-Печерской Лавры «Иверская» криновидные пальметтки украшают платье Богородицы. Поэзия крина была чрезвычайно широка, ведь благоухающий крин – одно из многочисленных уподоблений Божией Матери: «…яко от благословенного корня, процвела еси нам райская отрасль; Ты еси цвет польный и крин удольный, процветший нам небесное благоухание и веселие».  (Псалом 131 // Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии Богородице. Составлены по подобию псалмов.– М.: Издание Московской Патриархии, 1990. – 271с.– С. 223-224).
 Преподобный Максим Грек отождествляет лилию с образом Церкви, которая процвела, яко крин пришествием Господа в мир через Благовещение Пресвятой Богородице: «… Цветом Ея именуется рожденное Ею безсемянно, ради чистоты и благоухания воплощения Бога-Слова, и так как пришествием Его имела расцвесть составившаяся из язычников церковь, именуемая иносказательно пустынею, каковою и была ранее, как недуговавшая неведением Бога и потопляемая всяким нечестием, как ясно учит ирмос третьей песни второго гласа, который поётся так: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися моё сердце». И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия) при приятнейшем своём благоухании, имеет ещё три листка, коими образует три богоначальныя ипостаси Святыя Троицы… Хотя и роза благоухает  и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святыя Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом» (Максим Грек, преподобный. Творения: В 3ч. Ч.2. Догматико-полемические сочинения / Максим Грек. – Репринт. изд. 1911г. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. – С. 306-307).
 Существует много примеров в иконографии Богоматери, когда мафорий расписывается лилиями или криновидными пальметтами или пальметта украшает корону. Образ композиции: «Процвела пустыня, яко крин».
 
Поэтому во всех элементах предполагалось присутствие лилий или их форм в различных интерпретациях, например, колокола на центральной гирлянде.
 Но лилии для украшения нам привезли нераспустившиеся, и композиция, конечно, отличается от предварительного эскиза. Но не это главное, замыслы, что естественно, никогда не воплощаются полностью, а ошибки неизбежны, когда находишься в поиске новых образов, а, значит форм и их гармоничного сочетания.
Повторить уже соделанное всегда проще. Ограждение гирляндами на четырёх столбах (подсвечниках) – это и образ Райского сада, и Церкви. Малые гирлянды – ниспадающие  на подсвечниках – образ Невесты Неневестной.
На Плащанице – трёхлистные пальметты – «византийские цветки», правда, сестры монастыря, почему-то положили их обратной стороной, и они стали похожи на птичку.
Недавно на иконе Божией Матери «Тихвинская» из Богородицкого монастыря увидела херувимов, которые напомнили мне наши пальметты на Плащанице, а также пальметты на иконе «Владимирская». Если пальметты соединить, то получится криновидный крест. Участвовали в создании всей композиции: Малова О.Д. (в том числе идея проекта), Лукьянова Елена, Белякова Татьяна, Василиса, Тамара.
Изменено: Ольга Малова - 01.10.2012 19:03:32 (Вместо цифры восемь - смайл, который не получается удалить, поставила восклицательный знак)
Пальметта 2
Пальметта 3
Пальметта 4
Страницы: Пред. 1 ... 15 16 17 18 19 ... 21 След.
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)