Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
[ Закрыто ] ОПРОС, тема направлена на проблему диалога с представителями харизматических сект, для которых вопрос о "рождении свыше" стоит в особом ранге.
Хочется спросить наших форумчан: что для вас означает духовное возрождение , как вы его понимаете и какую связь видите между вашим присутствием в Православной Церкви и духовным возрождением лично каждого человека, вас самих? Как вы можете объяснить именно ваше понимание присутствия Святого Духа в вашей жизни? И второй вопрос: как вы понимаете термин "благодать"?
Постарайтесь ответить не цитатой из учебника по догматике, а так как вы это понимаете, своими словами, и если помогает какой-то текст из учебника, то, как бы подкрепите свои слова оттуда.
Духовный опыт – это не эксперимент, который можно повторить произвольно, а встреча человеческой души с благодатью. Он не запечатлевается в образах, он невыразим словами, он проявляется в необыкновенном переживании человеческой души и носит реальный, но – субъективный характер. Этот опыт нельзя запомнить и при желании воспроизвести снова. Когда от человека отступает благодать, этот опыт исчезает из его памяти. Мы помним о нем, но... не помним его.

Рафаил Карелин


Духовное возрождение, на мой взгляд, – это возвращение к Богу, обретение потерянного рая, уподобление себя Создателю. Все мы созданы по образу Божию и призваны стать подобными Ему. Для этого дана нам жизнь. Цель кажется столь далекой и недостижимой… Но тем интереснее путь, в конце которого нас ждет такое счастье, которое порой даже сложно представить. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2,9).

Возможно ли духовное возрождение без Церкви? Без церкви возможно лишь самосовершенствование – достижение какого-то идеального уровня развития, который человек сам для себя установил. Человек может стать очень образованным, очень нравственным, делать много добра, но он так и останется просто человеком. Для того, чтобы быть с Богом, нужно прийти к Нему. А Церковь – это и есть Дом Божий, где Господь невидимо * с Нами, Церковь – место совершения Таинств, в главном из которых – Таинстве Евхаристии происходит наше соединение с Богом. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою кровь и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6,53-54).

Присутствие Святого Духа в нашей жизни – это и есть Благодать. Силою действия Божественной Благодати во время Литургии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Под действием Божественной Благодати каждый из нас способен в любом человеке увидеть образ Божий, полюбить его и принять в свое сердце таким, каким его создал Бог, увидеть в обезображенном полотне прекрасную картину, созданную великим художником.

Но любовь ко всем человечеству и каждому человеку в отдельности не есть непременно действие Божественной Благодати. Ф.М. Достоевскому иногда приходила в голову мысль, что если бы человечество окончательно утратило веру в Бога и бессмертие, то, может быть, тогда все силы людей направились бы на любовь друг к другу и к природе. Герой романа «Подросток» Аркадий рассказывает, что Версилов однажды развивал перед ним эту мысль: «Осиротевшие люди тотчас стали бы прижиматься друг к другу теснее и любовнее; они схватились бы за руки, понимая, что теперь лишь они одни составляют всё друг для друга. Исчезла бы великая идея бессмертия, и приходилось бы заменить её; и весь великий избыток прежней любви к Тому, Который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на людей, на всякую былинку».

Помнится, и я в годы увлечения экзистенциализмом (французской философией, сущность которой определяется разладом между человеческой жаждой единения с миром, стремлением к вечному и конечным характером человеческого существования) испытала нечто подобное чувствам Версилова. Много думая о том, как жить, если Бога нет, я однажды смотрела в окно, и мне вдруг так жалко стало всех людей, и я поняла, как я всех их люблю именно оттого, что они смертны и беззащитны. Но такая любовь – не Благодать Божия.

Но что же Благодать? Для меня * в Благодати Божией – это неизменное ощущение радости жизни, радости от того, что светит солнце или идет дождь, радости от разлук и встреч, радости от того, что ты – в руках Божиих, что ты не один, и Господь тебя любит и готов всегда прийти на помощь. Однажды в поиске яркого образа для объяснения маленьким детям жизни с Богом, встретила где-то замечательный пример. Представьте, что вы заблудились в темном лесу. Голод, холод, волки, страх, растерянность, паника… Каких только чувств не испытывает человек в такой ситуации. Согласитесь, что и наша жизнь порой напоминает такой темный лес с волками. И вдруг – перед вами свет, перед вами некто, знающий дорогу. Он уверено идет вперед, и у вас нет ни малейшего сомнения, что вы обязательно найдете дорогу домой. Вот так и человек, который испытал на себе Благодать Божию. Такому человеку неведом страх. Что бы с ним не случилось, он знает, что не один, что он – с Богом. Именно отсюда та радость и свет, которые излучали многие святые. Помните, как Серафим Саровский встречал всех обращением «Радость моя!» Да не только святые. Недавно прочитала удивительную книгу Иулиании Шмеман «Моя жизнь с отцом Александром». Радость и надежда всегда были присущи личности протоиерея Александра Шмемана. Голодное детство, оккупация Франции в годы войны, постоянные переезды, сложность церковной жизни Православной Церкви за границей – все было ничто перед тем, что он знал Бога и стремился служить ему всей своей жизнью.

Рисунок

Начало ложной религии - неумение радоваться, вернее отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться... Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе...» Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает. Чувство вины, морализм не «освобождают» от мира и его соблазнов. Радость - основа свободы, в которой мы призваны «стоять».

Прот. Александр Шмеман.


Был и у меня в жизни период безотчетной радости бытия. Это было в студенческие годы. Я верила в Бога, ходила в храм, пела в хоре и, как это нередко случается в юные годы, была влюблена. Рафаил Карелин утверждает, что духовный опыт встречи человеческой души с благодатью нельзя запомнить. Позволю себе с ним не согласиться. Прошло более 15 лет, но я прекрасно помню то ощущение безмятежности, радости и покоя, которое наполняло все мое существо. Мир казался мне необыкновенно прекрасным и гармоничным, и я замечала две вещи: если я приходила в общество, где кто-то ссорился, то ссора тут же прекращалась, и воцарялся мир, хотя я вроде бы ничего не говорила… Просто – все время радовалась. А второе – это острое ощущение любви ко всем людям. Нет, не абстрактной любви ко всему человечеству, а обычной любви, симпатии, доброго чувства и к старенькой незнакомой бабушке, и к пьяному на лавочке, к любому человеку, встречавшемуся на моем пути. И если радость жизни мне доводилось потом испытать, то ту любовь к любому человеку как образу Божию, я больше не могла найти в своем сердце. Вероятно, благодать имеет какое-то внешнее выражение. Помню, как через полтора года придя в общество людей, хорошо меня прежде знавших, мне больно стало от фразы одной женщины, вроде бы случайно оброненной в разговоре: «А благодати-то уже нет. Ушла благодать-то». Помню, я тогда готова была сквозь землю провалиться, хотя до этого мне никогда никто не говорил ни о какой благодати. Так я узнала о существовании благодати, уже потеряв ее. И я знала, что возразить мне нечего, ибо та женщина была права…

А потом я искала… Бога? Нет, скорее мира. Примирения своих желаний и происходящего вокруг. Попала мне в руки книга иерея Андрея Овчинникова «Как узнать волю Божию?» Пришло осознание того, о чем говорит преп. Силуан Афонский: «Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь ее, человек включается в вечную божественную жизнь». Однако мало эту волю узнать. Поняла я и то, что нужно быть всегда готовым эту волю выполнить, и выполнить с радостью. Здесь можно привести такое сравнение: когда мы идем к духовнику, мы только тогда можем спрашивать у него совета, когда твердо уверены в своем сердце, что готовы исполнить этот совет, каким бы он не оказался. Преп. Авва Пимен говорит: «Воля человеческая есть медная стена между человеком и Богом».

После грехопадения воля человека на каждом шагу стала заявлять о себе и противопоставлять себя воле Божией. Потому что исчезла Благодать, которая как светящиеся одежды покрывала Адама и Еву. О том, что такое жизнь в Благодати и как чувствует себя человек, не разделяющий себя и Бога замечательно пишет Клайв Льюис в романе «Переландра». Герой попадает на планету, где есть только 2 человеческих существа: Король и Королева – Отец и Мать – прародители. Они безгрешны, и от героя во многом зависит совершится ли грехопадение и в этом мире или возможен иной исход событий… В этом мире тоже есть запреты. Так Создатель запретил Королю и Королеве оставаться ночью на твердой земле (на материке). Они могут лишь ненадолго посещать ее, а все свое время проводят на плавучих островах. Им не приходит в голову нарушать этот запрет. Они выполняют это повеление с радостью. Королева пытается объяснить человеку с земли, что она чувствует, исполняя волю Создателя:

«Я иду в лес, чтобы найти там еду, и уже думаю об одном плоде больше, чем о другом. Но я могу найти другой плод, не тот, о котором думала. Я ждала одну радость, а получила другую. Раньше я не замечала, что в тот самый миг, когда я нахожу этот плод, я что-то... ну, выбрасываю из головы, о чем-то забываю. Я еще вижу тот плод, который не нашла. Если б я захотела... если б это было возможно... я могла бы все время глядеть только на этот плод. Душа отправилась бы искать то, чего она ждала, и отвернулась бы от того, что ей послано. Так можно отказаться от настоящего блага, и вкус плода, который ты держишь, покажется Пресным по сравнению с тем плодом, которого нет.

Я думала, – сказала она, – что меня несет воля Того, Кого я люблю. А теперь я знаю, что по своей воле иду вслед за Ним. Я думала, благо, которое Он посылает, вбирает меня и несет, как волна несет острова, но это я сама бросаюсь в волну и плыву, как плывем мы, когда купаемся… Подумать только, я сама иду рядом с Ним, так же свободно, как Он Сам, Он даже не держит меня за руку. Как сумел Он создать то, что так отделено от Него? Как пришло Ему это в голову? Мир гораздо больше, чем я думала. Я думала, мы идем по готовым дорожкам, а дорожек нет. Там, где я пройду, и будет тропа».

По своей воле, с радостью исполнять волю Божию – это и значит жить в Благодати. Не участвуя в церковной жизни, нельзя узнать волю Божию. Не прибегая к таинству Исповеди и Причастия очень легко принять свою собственную волю за волю Бога и впасть в прелесть, что нередко случалось даже с опытными старцами…

Отсюда такая любовь к Божественной Литургии у тех, кто близок богу, и кому близок Бог. Если будет возможность, прочитайте небольшую книжечку архимандрита Пала (Груздева) «Родные мои». Этот удивительно светлый человек, проведший пол жизни в лагерях, пронесший через всю свою жизнь любовь к Богу и послуживший-таки ему после освобождения и в сане священника и в сане архимандрита, удивительно просто и искренне рассказывает о лагерной жизни, в которой, несмотря на все нечеловеческие условия существования в его душе всегда был Бог. Вот один только случай, описанный архимандритом Павлом. В 1943 г. стали открывать храмы. Открыли храм и в с. Рудники, в 15-ти км от лагпункта № 3 Вятских трудовых лагерей, где отбывал срок о. Павел. Настоятелем был назначен бывший лагерник, освобожденный досрочно. Своей беспримерной добротой о. Павел, тогда еще просто Павёлка, заслужил любовь и уважение начальника пропускного отдела и ему удалось, как бесконвойному, выпросить разрешение сопровождать 15 человек заключенных на Божественную Литургию в храм.

˗ Эй, номер 513-й!

˗ Я вас слушаю, – говорю.

˗ Так вот, вручаем тебе бесконвойных, свести куда-то там... сами того не знаем, начальник приказал – пятнадцать-двадцать человек. Но смотри! – кулак мне к носу ого! – Отвечаешь за всех головой! Если разбегутся, то сам понимаешь.

˗ Чего уж не понять, благословите.

˗ Да не благословите, а!.... – матом-то... – при этих словах тяжело вздохнул батюшка и добавил: "Причаститься-то..."

Еще глухая ночь, а уже слышу, как подходят к бараку, где я жил: «Не проспи, Павёлко! Пойдем, а? Не опоздать бы нам, родненькой...» А верст пятнадцать идти, далеко. Это они шепчут мне, шепчут, чтобы не проспать. А я и сам-то не сплю, как заяц на опушке.

Ладно! Хорошо! Встал, перекрестился. Пошли.

Три-четыре иеромонаха, пять-шесть игуменов, архимандриты и просто монахи — ну, человек пятнадцать-двадцать. Был среди них и оптинский иеромонах отец Паисий.

Выходим на вахту, снова меня затребовали: «Номер 513-й! Расписывайся за такие-то номера!» К примеру –«23», «40», «56» и т.п. Обязательство подписываю, что к вечеру всех верну в лагерь. Целый список людей был.
Вышли из лагеря и идем. Да радости-то у всех! Хоть миг пускай, а свобода! Но при этом не то чтобы побежать кому-то куда, а и мысли такой нет – ведь в церковь идем, представить и то страшно.

˗ Пришли, милые! – батюшка о. Анатолий Комков дал подрясники. – Служите!

А слезы-то у всех текут! Столько слез я ни до, ни после того не видывал. Господи! Так бесправные-то заключенные и в церкви! Родные мои, а служили как! Огонь сам с неба сходил на этот домишко, сделанный церковью. А игуменья, монашки-то – да как же они пели! Нет, не знаю... Родные мои! Они причащались в тот день не в деревянной церкви, а в Сионской горнице! И не священник, а сам Иисус сказал: "Приидите, ядите, сие есть Тело Мое!"

Все мы причастились, отец Анатолий Комков всех нас посадил за стол, накормил. Картошки миску сумасшедшую, грибов нажарили... Ешьте, родные, на здоровье!

Но пора домой. Вернулись вечером в лагерь, а уж теперь хоть и на расстрел – приобщились Святых Христовых Тайн. На вахте сдал всех под расписку: «Молодец, 513-ый номер! Всех вернул!»

˗ А если бы не всех? – спросила слушавшая батюшкин рассказ его келейница Марья Петровна.

˗ Отвечал бы по всей строгости, головой, Манечка, отвечал бы!

˗ Но ведь могли же сбежать?

˗ Ну, конечно, могли, – согласился батюшка. – Только куды им бежать, ведь лес кругом, Манечка, да и люди они были не те, честнее самой честности. Одним словом, настоящие православные люди.

Да пребудет со всеми вами, дорогие форумчане, Благодать Божия!
Дорогие батюшки, поправьте меня, если в чем-то не права. Надеюсь, что и другие форумчане согласятся поучаствовать в этом опросе.


Итак, три вопроса:

1. Что для вас означает духовное возрождение?
2. Какую связь видите между вашим присутствием в Православной Церкви и духовным возрождением вас самих?
3. Ваше понимание присутствия Святого Духа в вашей жизни?
4. Как вы понимаете термин «благодать»?


Постаратесь ответить не цитатой из учебника по догматике, а так, как вы это понимаете, своими словами, и если помогает какой-то текст из учебника, то, как бы подкрепите свои слова оттуда.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)