Стили, техники и технологии составления цветочных композиций для церковных праздников, Знакомство с различными стилями, техниками, технологиями, а также делимся своим опытом, полученным из личной практики проведения работ и полезными советами; информируем о различных сопутствующих материалах, аксессуарах, используемых инструментах и т.п.
И несколько фото убранства в нашем Храме к празднику Рождества Христова уже следующим днем. На предпоследней фотографии - настоятель нашего Храма протоиерей о.Роман, эта фотография была сделана на отдание праздника Рождества Христова нашим прихожанином р.Б.Сергием.
Всем добрый день! Начав работать с цветами, стала постепенно "обрастать " какими то- приспособлениями для более удобной работы. Хочу поделиться своим маленьким пока опытом. У нас нет такого помещения, где можно было бы выполнять работу никому не мешая, все приходится делать прямо в храме, а поскольку пространство очень ограничено, то возникали трудности даже с плоскостью, на которой приходится располагать конструкции для работ. Я нашла такой выход: приобрела две гладильные доски, они в сложенном состоянии занимают совсем мало места, а поставленные параллельно, служат опорой для расположения на них большой конструкции для Царских Врат, или большой рамки для настенной иконы, причем удобно, если у этих гладильных досок есть рычаги, позволяющие менять их высоту, таким образом можно, опустив вниз работу, обозреть ее сверху, так четче видны неточности в работе, ведь при большом объеме работы, в горизонтальной плоскости восприятие немного искажается. Кроме того, при таком расположении конструкции, удобно подойти к ней со всех сторон, и выполнять работу можно сидя, что тоже немаловажно.То есть можно варьировать высоту рабочей поверхности. Я и аналойные композиции выполняю на такой гладильной доске, сидя( не так устаешь). Причем все вокруг расставляю компактно- небольшую емкость для оазиса, высокие ведра с цветами, корзину для растительного мусора. Инструменты и приспособления храню в ящике контейнере-кассетнице. Сшила себе удобный фартук с множеством карманов, чтобы все было под рукой. Раньше по незнанию пользовалась ножницами-секатором для резки растений. Но , прочитав наставления Людмилы Александровны, срочно купила флористические ножи, резы стала делать правильно, и таким образом срок жизни цветов увеличился, действительно, цветы с такими срезами стоят дольше.
Иногда использую вторично губки, замачиваю в горячей воде с препаратом- антисептиком "Анавидин", причем этот препарат не действует губительно на растения (кстати, разработка иркутских ученых), губками наполняю плотно непрозрачные вазы для цветов, и составляю букеты ,ведь в губке проще зафиксировать цветы в нужном положении
, но в вазу я наливаю воду, т.е. губки покрыты водой. Цветы стоят хорошо, во всяком случае не меньше, чем просто в воде.
А еще использую такой способ установки в вазе с широким горлом:тонкой анкор-лентой делаю сетку с ячейкой в 1-2 см, т.е. наклеиваю параллельно отрезки ленты на горловину с шагом 1-2 см, и перпендикулярно так же, образуется сетка, ставим цветы в ячейки, листва закрывает внизу сетку, а цветы располагаются свободно и так, как нам нужно.
Буду рада, если что-то из вышенаписанного кому-то пригодится!
Ирина, большое Вам спасибо за столь развернутое знакомство со многими своими рациональными предложениями и практическими тонкостями для достижения оптимальной, эргономической работы в храме. Думаю, что не только мне, но и многим нашим участникам было любопытно и очень интересно с ними познакомиться. Давно собираюсь ответить, да вот все никак что-то не получалось, то одно, то другое...
Две складные гладильные доски!!! - Какая замечательная идея, как быстро решена большая проблема с организацией рабочего места в храме, особенно, в условиях отсутствия столь необходимой рабочей поверхности.
Сразу скажу, что в нашем варианте, если удавалось, то обращалась за помощью к сильному полу в храме, чтобы помогли подтащить большой стол к центральному аналою, либо согнувшись, использовала низкие лавочки, а иногда, и обычный стул сослуживал мне рабочей поверхностью.
Но все эти подсобные предметы нужны мне были, в первую очередь, для размещения инструментов, работы с оазисом и всякого рода возникающими дополнительными работами с цветочным материалом. Например, разбором цветков с веток кустовой хризантемы на группы по степени их раскрытости, аналогичной раскладкой по группам и подборкой подходящих листьев для декорирования оазиса и т.п.
Основную же работу по составлению цветочного убранства у иконы я всегда стараюсь составлять непосредственно на аналое и с обязательным наличием самой иконы. Не представляю, как же можно обойтись без учета столь важной информации при составлении любого убранства, получаемой от аналоя в пространстве храма и самого списка иконы! Думаю, трудно уловить различные дополнительные решения и нюансы при установке цветов вне учета данной информации, хотя знаю, что некоторые из участников и даже в спокойной домашней обстановке успешно реализуют свои творческие задумки и идеи, а не только в отдаленном месте в храме.
Как-то у меня не получается и с сидячей формой работы, особенно, когда речь идет об ограниченном запасе времени, подобно тому, как недавно получилось при составлении двух простых букетов в вазы к Торжеству Православия, всего за 35 минут до начала вечернего богослужения, да еще и с задуманным экспериментом.))
Этот эксперимент был проведен мною неслучайно, а на основании Вашего же пояснения с использованием решетки из анкор-скотча, наклеиваемого на горловину вазы, взятого Вами из флористических технологий. Да, не спорю, что технологически, с его помощью, получается быстро достичь определенной степени фиксации растений, но, давайте посмотрим на окончательный вид такого букета.
Ввиду необходимости прикрывать склеенную т.о. решетку получаем массивность и теряем легкость и изящество. Кроме того, пластичность самих ячеек в решетке не способна дать строгой фиксации установленным в ней цветам, обязательно потребуется введение к ним дополнительно какого-либо иного растительного материала для уплотнения каждой ячейки, а если без него, то за счет увеличения плотности самого букета. Перечисленное сильно затрудняет создавать и раскрывать в храмовых букетах интерпретацию идей и символических сюжетов.
Глядя на столь аппетитное описание используемого Вами оборудования, мне тоже захотелось познакомить со своим оптимальным перечнем инструментов))
Таков полный набор:
"антикварный" фартук еще с того века, 1986г. пошива, с тремя удобными, большими карманами и сохранившийся с эмблемой Икэбана, после публичного выступления на сцене с группой моих учеников по искусству икэбаны, школы Согецу.
кейс и сумка:
в которых храняться все указанные на общем плане мною любимые инструменты, среди которых : - мини дрель с насадками
- тетрадки для записей и эскизов
- универсальные флористические ножницы + острые обычные
- удобные перчатки
- рабочий нож и запасные лезвия к нему двух видов, но сегментированные, титановые с 5 шт. в упаковке- лучше
- незаменимые в работе степлеры
один из которых с дарственной надписью и подарен мне хозяином датской фирмы Оазис на цветочной выставке на ВВЦ
- ножницы для резки сантехнической трубки( в общий план не вошли)
- обязательно пластырь, на всякий пожарный....
и теперь еще добавилась замечательная миниатюрная горелка "ZENGA" ZT-50
Отдельное спасибо за совет по применению лояльного, по отношению к растениям, антибактериального медицинского средства "Анавидин". Правда, такого средства в нашем Московском регионе не продают, но нашла в интернете иное, его замещающее
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Людмила Александровна, просто поражена вашим набором инструментов! Подскажите, а как пользоваться газовой горелкой для скорейшего распускания цветов?
и хотела бы обратиться к участникам форума с таким техническим вопросом: КАК КРЕПИТЕ ЦВЕТОЧНУЮ ГИРЛЯНДУ НА ЦАРСКИЕ ВРАТА? Возможно здесь об этом рассказывалось подробно, но не запомнилось что-то... Мы пока делали это с помощью проволоки, которую перекидывали сверху, но что-то слишком тяжело это всегда... Трудно выровнять. Наверное лучше использовать леску?
Олеся пишет:
Людмила Александровна, просто поражена Вашим набором инструментов! Подскажите, а как пользоваться газовой горелкой для скорейшего распускания цветов?
Олеся, как Вы верно подметили!
Ассортимент инструментов в моем наборе сформировался не сразу, а по мере исполнения разной по сложности работы. Бывало, например, так - в работе требовалась прочная фиксация каркаса, а под рукой ни отвертки, ни шурупчиков или срочно нужны проволочные шпильки с острыми, как швейные иголки концами при крепеже листьев или т.п. - а инструмента для ее нарезки рядом нет. Из своей практики убедилась, что для значительной экономии времени при непосредственном ходе работы, наличие подобных инструментов - прекрасно меня выручало
Вы спрашиваете как пользоваться газовой горелкой для обработки растительного материала?
Очень просто. Она включается подобно обычной зажигалке, но в отличие от обычного пламени, пламя в такой горелке направленное -"Турбо", регулируемое по мощности потока, с температурой до 1300 градусов С, что очень удобно при проведении огневой фитотерапии и процедуры по реанимации завядшей срезки.
Ранее, для подобных фиторабот я использовала либо кипяток, который, прежде, надо где-то получить, либо спирт, который тоже не всегда при себе имеется, либо использовала открытый огонь от свечи, типа того, что на фото: Обжигаю срез на стебле завядшей кустовой розы с помощью 2-х свечей.
Легкая и миниатюрная горелка оказалась для меня удобнее всех перечисленных и разница в том, что высокая температура ее пламени обеспечивает быстрый и надежный прогрев у среза на стебле.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Людмила Александровна, спасибо за ответ! Про стимуляцию цветов просто вообще ничего не знаю, запросы в интернете тоже не привели к результатам. Теперь будем знать, как форсировать процесс в случае необходимости
Олеся пишет:
Людмила Александровна, спасибо за ответ! Про стимуляцию цветов просто вообще ничего не знаю, запросы в интернете тоже не привели к результатам. Теперь будем знать, как форсировать процесс в случае необходимости
Возможно, что кому-то и пригодиться: Познакомлю с иной, еще более мощной, моделью газовой горелки: "ZENGA" ZT-120, которую, не так давно, решила тоже приобрести. В отличие от ZT-50, время поджига у нее не фиксировано, что удобнее для обжига сразу в несколько срезов у стеблей, особенно, при большом кол-ве обрабатываемого материала и лимите времени на составление цветочного убранства.
Думаю, что давно пора пришла и мне, в преддверии праздника Пасхи, поделиться своим вариантом установки и способом крепления оазиса в чашечке у выносной свечи или же на дьяконской.
Поверьте, это так быстро, очень просто и, главное, надежно! Из практического опыта оказалось, что можно установить все заранее подготовленные кусочки оазиса, необходимые для составления цветочного убранства вокруг большой свечи, всего лишь, с помощью обычной пищевой пленки)))
Скажу, что в предлагаемом варианте ни флористический анкор-скотч, ни всякого рода вырезаемые разные кольцевые основания под свечу и оазисы тут, вообще, не потребуются. Двойной узелок - и готово! Соскальзования по свече кольца из составленных вместе кусочков оазисов во время слива дьяконом на богослужении растопленного воска из горящей свечи отсутствует, проверено не раз и подтверждено!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Олеся пишет:
Людмила Александровна, спасибо за подсказку
Подскажите, а троесвечник можно как-то украсить с оазисом или только насухую?
На мой взгляд, использование оазиса здесь не совсем удобно. Обычно, для этой цели, я сразу выбираю цветы "долгоиграйки", а затем их хорошо отпаиваю и составляю совсем небольшой букетик между Крестом и трехсвечником, но уже непосредственно перед началом ночного Пасхального Богослужения.
Если у Вас есть свободное время, то, думаю, что тут подойдет и способ традиционного тейпирования для более хрупких сортов цветов.
Храм Серафима Саровского г. Королев/Юбилейный Мос.обл.
Плащаница. Апрель 2016г.
Составитель - Людмила Бондаренко
Настоятель высоко оценил работу Людмилы. Низкий поклон за труды! Надеюсь, что Людмила также выложит свои снимки, сделанные накануне Великой Пятницы.
Юлия, пока у меня получается дать лишь фото без сопроводительного текста о нашей работе 28 апреля 2016г. по убранству двух Плащаниц в помещении Воскресной школы Серафимовского храма г.Королев/Юбилейный М.О.
В данной работе участвовали: о.Даниил (Акимов), Юлия Кудрявцева и Людмила Бондаренко. И если у Вас есть возможность дать свои пояснения к работам, то начинайте, а я чуть позже.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
Доброго вечера всем добрым людям! Трудно не согласиться с Олесей (Анастасией), что сейчас в летний период - период отпусков и особых трудов на дачных и приусадебных участках, не просто уделять время общению на форуме))).
Поскольку пока продолжения темы, начатой Юлией Кудрявцевой, о создании убранства к плащаницам не последовало, вернее пояснений к фотографиям, выложенным Людмилой Бондаренко, вклиниваюсь и размещаю пошаговый отчет, как убиралась цветами Господская плащаница и создавалось убранство к светлому празднику Воскресения Христова в нашем храме, вмч. и Победоносца Георгия, с. Алешино.
Честно говоря, пошаговых фотографий по убранству Господской плащаницы мы, р.Б.Ольга, наша форумчанка Татьяна Завьялова и я, сделать почти не успели: времени у нас было очень и очень мало. Поэтому было принято решение убрать цветами Плащаницу, составить букеты к Гробничке Спасителя и расставить вазы с цветами на солее и в храме. А уже после, дома, на следующий день, между двумя богослужениями, собирала убранство к иконе Воскресения Христова.
Цветы, которые были использованы в работе, достаточно хорошо просматриваются на фото. Розы были куплены разной высоты.
Убранство к Плащанице собирали на трубке в форме овала на оазисе. С помощью маленьких веточек гипсофилы решили задекорировать прозрачные вазы, в которые для удобства размещения цветов и для создания нужной высоты букета были помещены бруски оазиса и покрыты водой. Также у основания тонких и высоких ваз, которые по замыслу должны были с двух сторон выполнять "роль" светильников-свечей, были прикреплены брусочки напитанного водой оазиса (для дополнительной устойчивости) и также задекорированы гипсофилой. Небольшим веночком была украшена выносная свеча и был украшен трехсвечник (к сож. фото не сделала).
Цветочное убранство к иконе Воскресения Христова. В принципе, по фотографиям можно весь процесс рассмотреть, если какие-то моменты вызовут вопросы, остановлюсь подробнее. Форма расстановки цветочного материала, количество цветков, цветовая гамма - все имело определенную смысловую нагрузку - светлое Христово Воскресение, праздников Праздник и торжество есть торжеств!
Поскольку разные моменты создания убранства приходились на разные отрезки во времени суток, фото получились также различными по освещенности.
Чуть было не упустила еще один момент. К празднику Пасхи Христовой наши прихожанки р.Б.Алла и ее мама (боюсь ошибиться, по-моему, р.Б.Людмила), вырастили в теплице дивные тюльпаны, яркие, крупные и очень красивые)))) Слава Богу за все и за труды!
По прошествии почти недели собранное пасхальное цветочное убранство претерпело некоторые изменения - при подготовке к Престольному празднику нашего храма, ко дню памяти вмч. и Победоносца Георгия, 6 мая 2016 г.. Все цветы в основной своей массе сохранились хорошо, были докуплены 20 роз темно-красного цвета и 20 роз сорта "Вау".
Для убранства иконы Воскресения Христова была использована трубка, закрепленная на полоске из оргстекла, а основа из оргстекла (вместе с цветами) послужила для убранства иконы вмч. и Победоносца Георгия, с небольшими изменениями. Такой вариант был применен потому, что икона Георгия Победоносца значительно больше по размерам, и занимает весь аналой.
Икона вмч. и Победоносца Георгия, находящаяся на невысоком аналое, так называемом детском, была убрана цветами нашей прихожанкой р.Б.Ольгой, в первый раз, полностью самостоятельно - от раскроя и крепления оазиса и до установки последнего цветочка))))! На мой взгляд, она справилась просто замечательно, очень уверенно работала, молодчина! Жаль, что она пока не стала еще нашей "официальной" форумчанкой, но ...Собственно, мы вдвоем и трудились над цветочным убранством нашего храма к Престольному празднику во славу Божию.
А затем, цветочное праздничное убранство стало выглядеть немного иначе: икона Воскресения Христова была перенесена настоятелем нашего храма, о.Романом, на центральный аналой (на основу из оргстекла), а икона вмч. и Победоносца Георгия заняла свое место в храме и "вместилась" в цветочное убранство, сделанное на трубке)))) Фото сделала на мобильный, в воскресенье, через два дня после Престольного праздника, после совершения таинства венчания наших прихожан.
Леночка, большое спасибо за участие в работе и сделанные фото. К сожалению, на отснятых фото не совсем естественной у цветов получилась цветопередача. Днем же следующего дня я снова побывала в храме и продублировала фото составленной нами работы. Быть может, что в них будет лучше цветопередача, а пока, в дополнение, - предлагаю к просмотру два небольших видео, которые мне удалось тоже снять при хорошем дневном солнечном свете. p.s. Мне понравился их просмотр на полном экране
Общий вид цветочного убранства, составленный на аналое на основе из оргстекла:
и уже общий вид на цветочное убранство с иконой Первоверховных апостолов Петра и Павла:
Такое ассиметричное цветовое решение в убранстве было найдено нами совершенно случайно уже при покупке цветов и выбрано неслучайно, а с учетом затем развившейся идеи. Внимательный зритель обязательно заметит, что по всей цветочной работе просматривается заложенный в нее образный сюжет.
Уже на заставке отчетливо видны: одна крупная белая роза( Образ безгрешного Христа ) и рядом с ней множество мелких т.красных кустовых розочек с белыми вкраплениями на лепестках, с разной степенью раскрытости и которых, символически, в этом "апостольском соборе" выставлено уже более 12-ти.
Вдали, за белой розой - белая гипсофила- образ сонма святых в Церкви Христовой. А далее, в видео, левая дуга в убранстве, составленная из 12 разных, но всех желтых роз - символическое воплощение сияния твердости апостольской Веры, пронизанной Духом Святым(вкрапления цветов голубого цвета) и той первой желтой розой, выставленной выше остальных, справа от белой.
Правая дуга, составленная из 12 бордово-красных роз - несет в себе уже символический образ Самоукорения, проповедуемый апостолом Павлом.( По цветовому составу в данном т.бордовом цвете присутствует красный тон и опять же голубой.) Первая роза из которых была также выставлена выше остальных из ее ряда, но слева от белой.
Множественные вкрапления на обеих сторонах дуг в виде веточек белой гортензии и гипсофилы, по-символически украшают и торжественно напоминают в составленном убранстве о тех Апостольских Посланиях, дошедших до наших времен.
Вот такой, изложенный в общих чертах, составился у нас с Еленой образный сюжет в цветочном убранстве у иконы Первоверховных апостолов Петра и Павла.
На выложенных Еленой поэтапных фотографиях подробно запечатлены все основные этапы исполнения. Правда, тут надо отметить, что всю дополнительную зелень и разные цветочки мы сразу же смогли прежде собрать на газонах у храма.
Пока же она отпаивалась, тем временем, мы быстро провели всю необходимую подготовительную работу с установкой оазиса на старенькой основе из оргстекла и, помолившись Царю Небесному, затем дружно, в четыре руки, приступили к воплощению в работе художественно-идейной задумки, на что у нас ушло чуть более двух часов вечернего времени.
В итоге, по расходу основного растительного материала: 25 шт. одноголовых роз, длиной стебля 40см.( 12+12+1), 4 ветки коротких кустовых роз и 2 ветки белой мелкой гипсофилы.
Леночка, если у Вас есть что либо еще добавить или поделиться своим мнением, то, пожалуйста, буду очень рада, а так снова и снова хочется завершить это повествование словами благодарения:
Слава Богу за все!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]