Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3
Вчера, сегодня, завтра: история развития искусства цветочного убранства в православных храмах., В летописную тему размещаем: события и факты различных времен, упоминания из Святого Писания, Преданий, высказывания Святых отцов Церкви, публикации, статьи, материалы о сподвижниках в развитии данного направления искусства.
Продолжение.

Крест, выносимый из алтаря для поклонения верующих, украшается на Крестопоклонную неделю и в праздники Воздвижения и Происхождения Честных Древ. Возможны три варианта полноты цветочного декора: затрагивающие только саму святыню; только аналой, на который та полагается;и крест, и аналой. Для украшения самого креста заранее изготавливается фанерная подложка, в которой по периметру двумя параллельными строчками просверливаются отверстия для закрепления сплетенной гирлянды при помощи проволоки. Дополнительное уширение подложки позволит разместить гирлянду на оазисе. При оформлении аналоя на нем закрепляется обтянутая тканью фанерная подложка, к которой крепится гирлянда (идущая по периметру подложки, повторяющая контур креста или описывающая его по окружности).

Традиционным цветом для украшения Плащаницы Христовой считается белый; на Богородичной Плащанице к нему добавляются голубой и синий тона. Чаще всего этот элемент облачения украшается гирляндой — замкнутой, расположенной по всему его периметру, или П-образной по трем его сторонам. Для надежного крепления гирлянды полотно Плащаницы осторожно протыкают концами согнутой пополам проволоки, гирлянда пропускается между этими «усиками» и затем надежно ими фиксируется. В случае особо ценной Плащаницы гирлянду размещают вокруг нее на специально устроенной подставке либо на самой гробнице, на которую положено облачение.

Флористическое украшение для раки с мощами святого в целом выстраивается так же, как и для больших икон или для иконостаса. Только в данном случае роль подложки выполняет заранее изготавливаемая деревянная рама. Ее лучше обернуть мягкой материей, чтобы не повредить саму раку.

Пономарскую свечу убирают венком, закрепляющимся на месте соединения той с подсвечником. Поскольку во время Божественной литургии пономарская свеча располагается перед закрытыми Царскими вратами, их цветочные украшения должны быть созвучны. В принципе на время одного богослужения жизнеобеспечение цветов на свече не требуется. Однако
перед архиерейскими богослужениями, которые увенчиваются продолжительной официальной частью, можно использовать и небольшие блоки оазиса в форме кольца. Они закрепляются вокруг отверстий для свеч на дикирии и трикирии и заполняются цветами, которые плотно приматываются лентами к светильнику за нижние части стеблей.

Вертеп прежде всего представляют как элемент праздничного убранства храма к Рождеству Христову, где первую скрипку играют продуманная конструкция, а также ее талантливое иконописное и мини-скульптурное наполнение. Но флористы тоже могут сказать в его украшении свое слово, причем далеко не последнее! «Летом заготовила колосья пшеницы и овса, планирую использовать их в партерной части вертепа, — делится творческими планами Анна Семенихина. —
Без жизнеобеспечения он простоит очень долго».

Наконец, по отдельному заказу возможны цветочные украшения храма к таинствам венчания и крещения. Их особенности следует заранее оговорить со служащим священником и участниками самого таинства.

При подготовке материала использована монография Галины Кондратьевой «Храмовая флористика.
Искусство украшения храма цветами» (М.:ООО «КИТАС», 2013).

Рисунок

В качестве примера подробно рассмотрим два реализованных в прошлом году флористических проекта — одинаковых по количеству задействованных в них специалистов, но различающихся по уровню сложности, трудозатратам и общей стоимости

1. Украшение Владимирской иконы Божией Матери (список из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя) перед тор-
жественным открытием выставки «1945–2016» проекта «Россия. Моя история» в Центральном выста
вочном зале «Манеж».

Икона — главная святыня развернутого в пространстве большого зала выставочного проекта, рассчитанного на несколько недель. Несмотря на двукратную смену цветов в течение всего срока экспозиции, добиться полной сохранности цветков даже при использовании жизнеобеспечения невероятно сложно. Поэтому флорист Галина Кондратьева применила сменный
принцип цветения. Вместе с хризантемами в первой фазе каждого из трех самостоятельных временных отрезков «жизни» цветочного убранства иконы «работают» крупные соцветия гортензий. Когда же они начинают сникать, над ними распускаются амариллисы (см. Словарик). В качестве зеленого фона использован эвкалипт с нераспустившимися бутонами.

Численность команды флористов-помощников: 15 человек.
Продолжительность подготовительных и декорационных работ: одни сутки.
Цена вопроса: 40 тыс. рублей (однократное украшение, без учета сменного декора).

2. Украшение Успенского храма в Архангельске к празднику Введения Божией Матери во Храм.
Цветочный ансамбль включает три элемента: паникадило, иконостас и праздничную икону на аналое.
Паникадило высотой 7,5м украшалось при помощи специально сооруженных лесов размером 2х2м. Главный акцент сделан на 15 амариллисах с заполненным водой полым стеблем, запаянным воском (подвешенные в таком виде вниз бутонами, они медленно распускаются и долго радуют глаз). Два опорных кольца (диаметром 160 и 80см), соединенные 16 цепочками, украшены венками и гирляндами из хризантем и гипсофил, помещенными на зеленом фоне эвкалипта и брусничника.

Царские врата украшены лилией «Бах» на белом фоне, сформированном белыми гвоздиками.
По тяблу местного чина иконостаса пущена простая гирлянда (равномерный фриз) на деревянной основе, в которой присутствуют 300 бело-зеленых хризантем «Радость» и 15 эустом. Главным элементом ансамбля предстает праздничная икона на центральном аналое, убранная в белых тонах 30 ранункулюсами, 25 гиацинтами и 25 розами.
Такой ансамбль считается достаточно полным, исчерпывающе доносящим красоту и смысл праздника флористическими средствами.
До «академического» показателя — дюжины разнообразных растений в убранстве одного храма одновременно — в нем не хватает одного цветка. На самом деле он был запланирован. Подкачали каллы — пришли некачественные, признается флорист Анна Семенихина.
Численность команды флористов-помощников: 15 человек.
Продолжительность подготовительных и декорационных работ: трое суток.
Цена вопроса: 100 тыс. рублей.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Доброго времени суток всем посетителям форума! Спаси Господи за размещенные здесь страницы книги Г.Кондратьевой.Решила прочитать для ознакомления. Если сказать честно, то расхотелось читать на первой же странице, прочитав такое "скромненькое по-христиански" заявление "Я-СЧАСТЛИВОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ..." Да, скромностью автор явно не страдает.
   Думаю, что здесь на форуме каждый участник имеет право на своё мнение. Учитывая, что это не форум профессионалов-флористов, а по большей части самоучек-благоукрасителей, рискну поделиться своим мнением о статье. Прошу не закидывать меня тапками-шлепками и т.д.!!!
   Читала и ловила себя на мысли-где я, что это???!!! Курсы по открытию коммерческого предприятия? Пестрят в глазах цифры-100тысяч, 40тысяч, и т.д.
Уважаемому  автору не помешало бы немного спуститься на грешную землю. О каких 100 тысячах может идти речь в большинстве Храмов России?
   Меня, как "не флориста", резануло "...в одном монастыре я была неприятно поражена: на престольный праздник собор там украсили хризантемами и маленькими гвоздиками, объяснив это скудостью бюджета"... А как же две лепты вдовы? А не с душой ли и с истиной молитвой монахи украсили свой храм? А после праздничной службы накрыли столы и накормили всех пришедших разделить с ними праздник? И не больше ли благоговения вложено в это украшение, чем в то, которое стоит 100 тысяч? Никого не хочу обидеть, упаси Господи.
 Даже если у прихода есть такие деньги, может быть лучше будет  часть направить на помощь нуждающимся прихожанам?  Думаю, в каждом приходе их найдется немало. Кстати, наш митрополит отказался от церемонии вручения ему  букета при встрече, учитывая нелегкие для всех времена.
   А дальше у меня пошли сплошные вопросы...
- где, в какой главе Евангелия посмотреть-какие цветы предназначены Богородице, какие-Спасителю... Может быть это указано в Библии?
-почему мы в России должны брать за образец западные принципы украшения и цветы, которые в принципе никогда не росли  на нашей Родине??? Многие из перечисленных цветов родом из Японии, Малой Азии (ранункулюс в переводе означает "лягушка"smile;) Так пусть там ими и украшают! Мы-то, славяне при чем?
Да вообще, вряд ли стоит так уж во многом брать пример с Европы. Но это моё мнение, конечно. Слава Богу, еще цикламен не советуют применять. Хотя я его очень люблю и ДОМА у меня их несколько видов. Но это ДОМА!!!
- где можно прочитать, почему именно нужна дюжина разных растений в украшении к празднику? В каких именно богословских книгах? Ссылочку дайте, пожалуйста кто-нибудь!
- какой ужас-ВЕШАТЬ цветы головой вниз!! Бедненькие... Без содроганья не взглянешь.
  В общем, поняла я , что занимаясь украшением Храма Господа, я совсем-бестолочь. Вот хоть побейте меня, никак я не пойму-зачем навешивать(занавешивать) на паникадило тонну цветов????! Мы приходим в Храм к Господу с молитвой или на выставку цветов на ВДНХ?
  Забыли мы все-таки совет мудрого Амвросия Оптинского  -"Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота. "!
Или я совсем ничего не понимаю или же весь этот процесс-просто коммерческий проект профессиональных флористов. А это было бы очень печально...
Самое грустное то, что это пропагандируется со страниц уважаемого журнала, по сути-главного журнала РПЦ....
Я готова залезть под стол, потому что тапки уже полетели...
Но еще больше мне хочется пригнуться, заходя в такой украшенных Храм, как на фото... НЕ поклониться иконам, а именно пригнуться под тяжестью 100 тысяч...
   Прости нас Господи, не ведаем, что творим....
Татьяна Владимировна
А вот ещё обнаружила просто шедеврально украшенное паникадило. Работа выполнена профессионалами. Как вам?
паук.jpg (70.34 КБ) [ Скачать ]
Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна, несмотря на то, что в процессе обмена мнениями среди участников мне надо бы повременить с комментариями, но не согласиться с Вашим мнением просто нельзя. Спасибо большое Вам за участие и отзыв! 

Цитата
Татьяна Вл. (Татьяна Митькина) пишет: А вот ещё обнаружила просто шедеврально украшенное паникадило. Работа выполнена профессионалами. Как вам?  

Татьяна Владимировна, Вы интересуетесь, как нам? От себя скажу: повторить не представляется возможным: не по материальным средствам и тоннажу, не по духовно-эстетическому восприятию: если тучное убранство для литургического молитвенного общения двух миров, * в храме, то с какого это "ля" цветы от земли оказались среди душ в Царствии Небесном? 

Если же паникадило - вешалка(? ), то картина у меня воспроизводится прямо-таки не цветочная - то в виде некого огромного цветка "фантэзи"с внезапно, но одновременно раскрывшимися его лепестками и из-за этого действия повлекшего другое: вот-вот, подобно капле воды, отрывающегося и, тогда стремительно падающего вниз красного предмета, овальной формы, до раскрытия бутона обитающего в своем цветке-монстре. Если этот высвободившийся овальный предмет - яйцо огромных размеров, то тогда вариант с раскрытием вверх лепестков  "фантэзи" здесь не уместен и динамика раскрытия его лепестков пошла не в пользу отображения темы праздника Пасхи, потому, что "яйцо"-то в этом случае оказалось направленным падающим вниз.smile:oops:  Тема-то Воскресения, а не падения!

Иной вариант: что за огромная, мохнатая "фаланга-паук" оказалась, вдруг, на главном светильнике, да еще в Пасху?  smile:oops:

Не хотелось бы сильно огорчать ни заказчиков, ни авторов и исполнителей проекта, но негативная составляющая от увиденного современного флористического декора, пожалуй не радует, а больше печалит. 

 Вне всякого сомнения, что материалы по цветочному убранству в храмах, предложенные и изложенные Дмитрием Анохиным в статье и те, затронутые вопросы, не оставят равнодушными многих и многих наших пользователей, оттого и очень важно знать мнения форумчан, как непосредственных исполнителей цветочных убранств, так и в деле общего направления развития искусства цветоукрасительства в храмах!

 Приступая к работе над отзывом, пока что поясню то первое, чем был вызван мой интерес к статье и это был вопрос - Кто же такой Дмитрий Анохин, который открывает всем нам секреты Цветов жизни, а с ними и "Основные законы и правила современной храмовой флористики"? Что-то и не слышала о таком специалисте за все время своей творческой работы. Как позже узнала из звонка в редакцию, им оказался журналист, принявший к печати предложенные ему материалы, собранные другим лицом. Н-да, допустим, с кем не бывает, главная суть-то изложенного в чем? Выслали текст, с волнением открываю почту, читаю заголовок и аннотацию... 

 И тут сразу обращаю внимание на то, что на обложке журнала данная статья заявлена несколько иначе - "Секреты и правила благоукрашения храма". smile:| Удивило!  Получается, что оно по смыслу расходится с ее истинным названием -"Цветы жизни. Основные законы и правила современной храмовой флористики" - возможно, на такую "мелочь" даже и не обратили внимания в редакции, но для меня эта столь существенная разница в понятиях и допущенная неточность были хорошо понятны.  Что же получается в итоге - эти два понятия, ненароком, приравняли? smile:oops: Как и нечто подобное, тоже незаметное ошибочное отождествление уже ранее произошло с цветом богослужебных облачений и цветами для убранства, когда следовало выбирать окраску цветов к празднику: они должны соответствовать и гармонировать облачениям. На деле же выяснилось- все церковные убранства должны соответствовать цвету облачений, а цветы в цветочных убранствах - лишь гармонировать! К этому факту еще вернусь.

Поэтому считаю, что благоукрашения в храме - более обобщенное понятие, куда могут входить в разных вариантах составленные цветочные убранства с обязательной постановкой цветов на молитвенное их цветочное стояние, начиная от привычного и символичного: цветы в вазе и до сложных, построенных с помощью цветов на образных богословских сюжетах. Одно тут первостепенное и главное:  в основе каждого из этих вариантов цветочных убранств заложены все те же православные принципы Христова учения о которых уже не раз упоминалось на форуме, тогда как современная храмовая флористика говорит сама за себя - "современная флористика", а если еще точнее, то ее базовая основа построенная на принципах европейской, светской школы аранжировки цветов, сориентирована исключительно на повторении принципа цветочного декора: какого в миру, такого и в храме, а главное, организации в нем еще одного "нового пространства"(!) ярко обозначенного цветами в уже имеющееся молитвенное пространство храма с иконами и образами и которое собой затмевает прежнее.

 Хорошо ли понимаем все это, подчас, так усердно, по проекту, но в ансамбле перегружая пространство цветами? - Не уверена, очевидность фактов и многочисленных фото с работами, мои наблюдения, указывают на обратное.

Вернусь снова к названию статьи и аннотации.  "Цветы жизни" - Так и напрашивается вопрос: - чьей? или - какой? но если упоминается о райских остатках и "совершенно естественно, что эти замечательные дары природы люди с давних пор приносили в храмы, чтобы выразить таким образом свое восхищение красотой Божьего творения"(Прим. подчеркнуто мною), то становится очевидным и ответ: - вызывать у публики очередное восхищение, путем отображения "жизни райской" из цветов в храмах в виде возводимых в них флористами крупномасштабных сооружений и ансамблей. Храм Божий - Домом молитвы назовется?

Мне-то всегда думалось, что приносимыми в храм цветами люди стремились прежде всего посредством красоты цветов, творения Божьего, выразить свою любовь, надежду, веру, благодарение и почитание ко Святой Троице, Пречистой Божией Матери, всем Святым угодникам, выставляя цветы у икон словно на особую их цветочную молитву- восхваление ко Творцу( Крины сельные раскрываются к  Небу!, всякое дыхание, - да хвалит Господа!) и, как бы, вновь их оживляя в храме такой расстановкой. ))

Когда же накануне великих церковных праздников прихожане приносят в храмы особенно большое количество цветов, то вот тут и приходится включаться аранжировщикам цветов в работу, чтобы создавая цветочное убранство у праздничной иконы выразить, посредством цветов у святого Образа, всю обобщенную теплоту чувств исходящих от прихожан, не уходя при этом от православных принципов Христова учения и славя Бога Творца. 

Спасибо редакции журнала "Московская Патриархия", что затронули на страницах серьезного журнала весьма актуальную тему цветочного убранства в храме. 

p.s. Продолжу далее свои рассуждения о материалах, изложенных в статье.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Доброго дня всем участникам и гостям форума! Вот уже несколько дней раздумываю над предложенной статьей. Сразу хочу сказать спасибо Людмиле Александровне и Николаю Червякову за то, что так удобно размещен здесь материал.
 Татьяна Владимировна,браво! Читая Ваше сообщение, поняла, что "тапочная эстафета" начата, хочу и свои пять копеек вставить. Согласна с Вами полностью. И у меня масса вопросов. И тоже, увидев интересные цифры  - где я? что это? Впрочем, в статье ведь сказано, что флористические проекты - дорогое удовольствие. Именно так, удовольствие.
Учитывая то, что эта статья помещена в таком серьезном источнике как Журнал Московской Патриархии, невольно приходят мысли о том, что этот материал будет являться руководством к действию для настоятелей храмов, меценатов и непосредственно цветоукрасителей.
Вот тут и возникают вопросы. Вопросы о том, почему мы должны руководствоваться в своей работе принципами европейской флористики, вопросы о "академическом показателе"- дюжине растений, вопросы о приоритетности тех или иных растений, вопросы о выборе цвета ( причем особо подчеркнуто о доминировании цвета над формой). Вопросы, вопросы.
 Видя на многочисленных фото в интернете увешанные тоннами цветов паникадила, неизменно вызывающие ассоциации с гигантскими мохнатыми пауками, я всегда задаю этот, практически риторический вопрос - ЗАЧЕМ? Что выражают эти проекты? И прекрасные создания Божественной любви - цветы, так беспощадно нами загнанные в эти бессмысленные сооружения, начинают подавлять, раздражать, отвлекать от молитвы.
И еще не могу не сказать еще о таком своем ощущении при прочтении этого материала: вот, дан некий рецепт, следуй ему безоговорочно, возьми такие вот цветы определенного цвета к определенному празднику(см. таблицу), используй вот такую подложку из фанеры, расставь цветы по признакам благородности, и про дюжину не забудь, и будет тебе счастье. Почему то мне не хочется. Хочется следовать тем принципам, которые путем коллективных проб и ошибок были выведены здесь, на нашем форуме.
 Интересно было бы услышать мнения обо всем этом участников форума.
Доброго дня всем добрым людям! Вчера прочла статью. Пока хочу поразмышлять.

Какое странное название: Цветы жизни.... Интересно, чьей? Современная храмовая флористика. Обобщенное название, храмы есть и у католиков, и у иных конфессий. Так ли уж могут быть эти "основные законы и правила" применимы к нашим православным храмам? Вопросов больше, чем ответов, во всяком случае пока.
Изменено: Ольга Исаковская - 16.06.2017 12:16:38
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Ольга, спасибо за участие, основательный подход и проработку изложенного в статье материала! 

Что если со всеми вопросами, возникшими по-ходу знакомства с материалами статьи и в процессе раздумий над ответами, не поделиться бы на форуме?  Вместе не легче было бы найти ответы? Озвучивайте!

На днях, на странице ВКонтакте у Евгения Стрельчика - ответственного редактора журнала "Московская Патриархия"и который переслал нам на форум эту статью, а в телефонном разговоре рассказал мне об ее авторе Дмитрии Анохине, прочла:

Цитата
Евгений Стрельчик
20 июн в 17:19

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА СОВРЕМЕННОЙ ХРАМОВОЙ ФЛОРИСТИКИ

"Журнал Московской Патриархии" (№5 - 2017) в рубрике "Экспертиза" опубликовал подробный и основательный материал по проблеме храмовой флористики. Редакция приглашает всех специалистов и всех, кого интересует эта тема не только познакомиться со статьей, но и поделиться своими замечаниями и предложениями. Мы планируем в будущем в продолжить разговор по этой теме на страницах официального журнала Русской Православной Церкви.

Если не принимать в расчет многолетники в цветочных горшках на подоконниках в притворах и в трапезных, которые культивируют отдельные энтузиасты, то в течение долгих десятилетий растительный мир в православных церквах ограничивался вечнозелеными хвойными на Рождество Христово, традиционными березками и травой в Троицын день, первоцветами на Пасху и в Светлую седмицу, а также отдельными букетами перед особо чтимыми иконами и возле центрального аналоя.
Композиционные #флористические решения в Церкви стали появляться уже на памяти нынешнего поколения: в середине 1990-х годов в Москве и в начале 2000-х в провинции. Тем не менее зарекомендовавшие себя за это время практики позволяют говорить о вполне сформировавшейся российской школе храмовой флористики.
Подробнее читать здесь:
http://www.e-vestnik.ru/files/9895/floristika.pdf


Редакция приглашает всех специалистов и всех, кого интересует эта тема не только познакомиться со статьей, но и поделиться своими замечаниями и предложениями - по-моему, очень правильное, хорошее предложение и ко всем нашим участникам.
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Страницы: Пред. 1 2 3
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)