Цитата |
---|
Ольга Малова пишет:
Конечно, всё венчает любовь нашего Спасителя. Только любовь понимается как-то по-разному. Для одних, это церковные законы (христианского искусства в том числе) и смиренное подчинение им, изучение их, постижение глубоких духовных смыслов церковного искусства, и чем глубже человек постигает их, тем больше понимает насколько его знания малы; для других - оправдание всех действий, поступков, личных мнений и т.д. - "лишь бы с любовью". Это что же получается: всё позволено лишь бы с любовью? Принесли цветы в храм - поставьте их в вазу, и никто не будет в обиде, и совершенно необязательно использовать их в украшении, тем более, что на жертвенные цветы наверняка есть благословение настоятеля (куда ставить и как). Во-первых есть те, кто отвечает за цветы в храме, как минимум тот, кто поддерживает чистоту и порядок, и это уже должны понимать все прихожане, а кто не понимает, тому объяснять, что всё в Церкви делается по благословению. Во-вторых, тем, кто выполняет послушание по составлению композиций и букетов, учиться ремеслу. История Церкви нас учит и тому, что в Церкви всегда любое ремесло было на высоком профессиональном уровне, многие из этих ремёсел и жанров искусства зародились именно в Церкви, в том числе и искусство цветосложения, раскрывающее христианские образы. Всегда у всех народов цвету придавалось не только эстетическое, но и философское значение. Сочетание красок прекрасно не само по себе, а как выражение духовного смысла! Для восточнохристианского искусства "цвет всегда был одним из главных средств художественного выражения" [ В.В. Бычков ]. Ведь кому-то из-за внутренней радости захочется встать на клирос и спеть, а кому-то что-то изобразить на стене храма, опять же из переполняющих чувств. А для кого-то нет и вовсе разности между своим домашним интерьером и храмовым. И опять же всё из любви! Я связала крючком салфеточку с любовью и попробуйте её не постелить где-нибудь в храме, а может быть мне ещё и захочется, чтобы на престоле? Так ведь, получается. Вы, меня простите, но существуют определённые законы в Церкви, иначе её просто не будет. Только, вот, как-то сегодня напоминание об этом даже многим не нравится, но Церковь на этих законах будет стоять до скончания века, и незнание их не освобождает от ответственности тех, кто без страха работает с цветочками по своему вкусу. Конечно, было время, когда живые цветы были диковинкой, но мы говорим о реалиях сегодняшнего дня.
« Каждый цветовой оттенок имеет в своём месте своё особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства » [Князь Евгений Трубецкой]. |
Ваш ответ, уважаемая Ольга Дмитриевна, показался мне колким и недопустимо агрессивным. Смею заметить, что все это только Ваше мнение, как ,в частности, и мое. И на форуме каждый участник имеет право открыто высказывать свое мнение, к которому призываю относиться уважительно.
Да, именно с любовью, а не "душевненько" и "добренько". Уж больно, как то Вы ее исказили, сделали какой-то больной и ущербной. Неужели Вас тот момент, что люди принесшие в храм свои дары (может быть не такие какие хотелось бы, удобнее конечно же в денежном эквиваленте, чтобы сам флорист выбирал...и подчас он сам же звено в цветочном бизнесе) могут больше не прийти, потому что какая-то тетя (образно) решила, что подаренным цветам здесь не место... А они шли ко Господу, да еще с такой простотой как дети...
Думаю, что не совсем объективным считается суждение: "есть мое мнение и неправильное".
А Церковь стояла, стоит и будет стоять до скончания века ,поверьте, не потому что законы цветосложения в ней соблюдаются. Боюсь, что суть всего этого вопроса в другом: "процеживание комаров и проглатывание верблюдов".
"Когда перед народом еврейским стоял вопрос о распятии Спасителя, то вместе с тем стоял вопрос и об оправдании Вараввы. Это вовсе не случайное стечение обстоятельств, а параллельные события, связанные внутренней взаимосвязью. Осуждение праведника на убийство всегда должно сопровождаться оправданием злодея. И наоборот, если явно обеляют беззаконника, то где-то тайно страдает или готовится страдать святой человек.
Такова внутренняя евангельская логика. Подобным же образом она прослеживается на вопросе о процеживании комаров и проглатывании верблюдов.
*
Известно, что евреи были религиозно-мелочны и щепетильны. Обилие заповедей с комментариями, толкованиями и преданиями старцев превращало (и превращает) их религиозную практику по временам в абсурд. Справедливости ради заметим, что и мы не свободны от подобных болезней.
Видимо это родовой соблазн религиозной практики – запутывание в мелочах. И там, где мошек процеживают, рассматривают, изучают в микроскоп, на заднем фоне всегда миражем встает «проглоченный верблюд», то есть забвение и пренебрежение чего-то очень важного.
*
Цедить комаров означало переливать воду из сосуда в сосуд через ткань, во избежание попадания в воду мелких мошек. Случись проглотить такого комарика вместе с водой, еврей считал бы себя осквернившимся. Вместе с тем нарушение основных заповедей и принципов религиозной жизни не рождало подобного мистического страха и ощущения скверны. Вот это и есть диагноз. Мелочи плодятся и множатся.
Христос, наоборот, сводил всю массу повелений и запретов к двум вещам – любви к Богу и ближнему, то есть максимально упрощал учение. Учение от этого не профанировалась, поскольку деятельная любовь требует великого труда и каждодневного пота. Но с точки зрения уяснения, понимания учения, с точки зрения расстановки приоритетов учение упрощается до состояния глотка воды и куска хлеба.
Оно остается великим, * простым. Теперь христианину подобает научиться видеть не только деревья, но и лес, не только частности, но и главное. Видеть многообразие мелких деталей, но удерживать в сознании всеобъемлющую главную идею, это и значит «то делать, и другое не оставлять»
*
Если вы попали в мир религиозной практики, где на вас обрушили тонны требований и запретов, не поясняя, что в них главное, а что второстепенное, то знайте – вы попали туда, где верблюд проглочен, а мух изучают в микроскоп.
Человек неизбежно зарывается в детали, если не видит главного. И этой практике детальной щепетильности и глобальной одновременной слепоты он и будет обучать других.
Это вовсе не безобидное занятие. Оно сушит сердце и изощряет ум. Другими словами воспитывает в глубине сердца внутреннего фарисея.
Такой человек будет нетерпим, озлоблен, заражен чувством собственной исключительности и избранности. Никакой простоты и открытости от него не ждите.
Не ждите также никакой «детскости», которой обещано свободное вхождение в Царство. Это будет отрицательный тип религиозного человека, мнящего о себе, что он – хранитель истины.
*
Евангелие нужно изучать по буквам, по слогам, по страницам и по целым главам. Но и тогда, когда умножаются знания, накапливается багаж носимого в памяти, нужно проверять себя по нескольким кратким и ярким, как молния, Христовым речениям. Например «во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, и вы поступайте с ними так же». Или «заповедь новую даю вам, да любите друг друга».
Эти в высшей степени простые, как воздух, и высокие, как синее небо, слова смиряют любого знатока и напоминают душе о едином на потребу. Они не позволяют человеку залезть, как клоп – за обои, в теплый мир удобной для него религии, а зовут на крест и на внутреннюю жертву.
*
Не суди, жалей, прощай, терпи и милуй. А потом, если хочешь, узнавай, какова гематрия имени Давид, или сколько раз в книге Деяний упоминается Дух Святой.
Люби акафисты и не пей молока в пост, но знай, что одна единственная Литургия выше всех акафистов мира, собранных вместе, а человека сквернит не входящее в уста, а исходящее из уст.
Вытаскивай, одним словом, на суд Евангелия свою религиозную практику, чтобы не стать сыном геенны при полной уверенности, что ты – великий избранник".
Протоиерей Андрей Ткачев
www.pravmir.ru
P.S. И еще, если позволите, Ольга Дмитриевна, вопрос об украшении паникадил в храме. На форуме, обсуждая этот вопрос, Вы высказывались о мере, о том чтобы не нарушить гармонию в храме и не испортить уже существующее творение автора, поэтому и очень интересно знать Ваше мнение о последних проектах в Дивеево, в которых Вам довелось быть участницей. Спаси Господи.