Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д., Всем, практическим деятелям Церкви, для своей работы нужны и полезны знания от изучения данных материалов.
Временами, бывает очень хорошо и полезно нам, украсителям, знакомиться с этой настольной книгой и, надеюсь,что мы еще не раз будем ее открывать и изучать.
Но, тут решила начать создавать и некоторое  для нас практическое приложение: например, хорошо украшать и не портить металлические, латунные поверхности,а если такое, вдруг, случилось, то как исправить? Или как,вообще, быстро и легко почистить потемневшие лампадки, кадильницы, подсвечники и пр.
 Составился коим образом,примерный  раствор и пактиковалась по такой чистке несколько дней,- теперь все как новенькое,блестит! Главное смешать три компонента вместе в отдельный небольшой флокон с плотной крышкой и быстро этот состав наносить на поверхность. Не спать!!! Реакция начинается тут же,на глазах. Быстро смыть горячей, проточной водой с мылом и мякгой,влаговпитывающей тканью насухо и до блеска протереть.
Быть может,что еще и в подготовке к празднику мой совет и пригодится.
Вот,смотрите и сравнивайте: 
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
продолжение:
 Просмотрела порядок выложенных компом фотографий и ... smile:evil: ,не соответствует тому, какой был мною предусмотрен smile:cry:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ


 Мы входим в храм - и видим сияние множества звезд в полумраке его пространства. Это церковные светильники. В чем их предназначение, их сокровенный смысл? Не осознав всей важности этой обязательной принадлежности “дома Божьего”, нельзя до конца проникнуть в таинства церковных священнодействий. Святые Отцы Церкви в своих трудах уделяют внимание светильникам, упоминания о них нередко встречаются в богословской литературе. Дионисий Ареопагит называет вещественные светильники “образом невещественного озарения”. “Настольная книга священнослужителя” говорит: “Горение в церковных светильниках воска и елея призвано обозначать Божественный свет, отличный от того света, которым пользуются для освещения в миру, ибо Церковь - Царство не от мира сего”. Таким образом, светильники в храме олицетворяют источники света, исходящего из Царства Божьего. 

История церковных светильников восходит к самым ранним эпохам христианства, к пещерным храмам, освещенным лампадами. В древности лампы или подсвечники устраивали в виде виноградной кисти. Сохранились сведения о древнейших способах освещения церкви, бытовавших еще у греков. Профессор Б. Голубинский в “Истории русской Церкви” пишет: “соединение многих кандил устроялось или посредством подвешивания их к кругам, или навешиванием на протянутые через церковь цепи, или верви, как гирлянды. Цепи висели не постоянно, а по большим праздникам. Для отдельных светильников цепи иногда крепили в свод, а не между стенами”. Такие светильники и сейчас можно встретить в храме Гроба Господня в Иерусалиме. 

 Образ и форма светильников в значительной степени определяются его предназначением и местоположением. Одиночный огонь лампады может означать одного из святых Церкви. Напольные светильники первообразом своим имеют Божество, являющееся людям, согласно Ветхому Завету, в виде огненных сущностей: столпа, водившего народ Израиля по Египту, неопалимой купины, представшей Моисею. “Любой светильник со свечами, на каждой лампаде разнообразно постановленными, может служить образом неопалимой купины”. Особый статус имеет церковное паникадило - самый большой из всех храмовых светильников. 

Паникадило. “Настольная книга священнослужителя” трактует паникадило как символ “собрания, созвездия людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных oгнем веры, горящих огнем любви к Богу...”. Симеон Солунский “свечи в хоросе уподобляет звездам, а самый круг, где поставлены свечи, называет твердию”. 

 По другой версии, “те свечи, кои располагаются на лампаде правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а самые круги изображают как бы колеса этой колесницы...”. (Колеса колесницы уместно сравнить здесь с Престолами, которые изображаются на иконах в виде крылатых колес, исполненных очей). Кроме того, паникадило на тринадцать свечей может обозначать двенадцать апостолов и Иисуса - в таком случае одна свеча располагается в центре и выше остальных. 

 Церковные паникадила могут быть одно- и многоярусными. Ярусные паникадила - яркое олицетворение иерархичности горнего мира, указание на “стройный и постоянный порядок на небесах”. Если круг паникадила сопоставить с небесной твердью, то несколько вертикальных рядов кругов будут обозначать несколько уровней небес или несколько чинов существ, их населяющих. Если же сопоставить его с собранием воцерковленных людей, то ярусы будут символизировать ступени человеческого совершенствования. Число ярусов может быть разным: три, пять, семь, девять, двенадцать. Нет установленного количества ярусов для всех паникадил - так же, как “нет и точного количества чинов небесных существ, а сколько их - в точности знает это один Бог, виновник их иерархии”. 

Самые древние паникадила называют “хоросами”. Они выглядят как металлическое или деревянное “колесо”, подвешенное на цепях к куполу храма. По окружности “колеса” ставятся лампады или свечи. Однако нам более знаком другой тип паникадила, появившийся в России не так давно, в 17 веке, и с тех пор прочно закрепившийся в церковном обиходе. Их и называют собственно “паникадилами”. Иногда различают названия “паникадило” и “поликандило”. Поликандила имеют от 7 до 12 светильников и обычно устраиваются в боковых приделах (или небольших церквях), паникадила имеют более 12 светильников и располагаются в центральном подкупольном пространстве. Этот светильник с расходящимися от центрального стержня кронштейнами в виде растительных побегов, на которых крепятся свечи, завершается массивным металлическим “яблоком”. Формой своей паникадило немного напоминает дерево. “Древовидная” структура есть образ древа жизни и неопалимой купины. Металлическое “яблоко” символизирует щедрые плоды небесной мудрости и благодати. В архитектуре храмов тоже встречается сходный похожий элемент, который называется “гирька”. Он применяется в оформлении арок и наличников многих церквей как знак благословения и обетования духовных плодов, получаемых в доме Божием. “Золотое яблоко”, растущее под пышными ветвями паникадила, можно трактовать и иначе - как небесную сферу, прорастающую побегами божественного света, энергии, высшего знания. Таким образом, церковное паникадило несет в себе характеристики трех высших ангельских чинов: Серафимов, как существ “пламенеющих, или горящих”; Херувимов, как имеющих свойство “обилия познания, или излияния мудрости”; и Престолов, способных “постоянно возвышаться над всем дольним, премирно стремиться в горние...”. 

Напольные светильники. Напольные подсвечники видом своим вызывают в воображении пылающий неугасимым пламенем куст - “неопалимую купину”, или огненный столп, водивший народ Израиля по пустыне. Самые древние напольные светильники имели, по описанию автора “Истории русской церкви” Е. Голубинского, такой вид: “Подстава внизу в виде вскинутого блюдца, блюда для свеч были значительно менее нынешних и стволы их, состоящие из перемежающихся соединительных трубок и яблок, были одной толщины по всей своей длине”. Современные светильники более сложные по форме: их основание похоже на витую колонну или ствол дерева, иногда перевитый гроздьями винограда, блюдо для свеч тоже богато декорируется. Формы таких подсвечников также символизируют ангельские силы (“дыньки” и другие “плоды добрые”, виноград, спиральные фигуры, ажурное “оперение”, уступчатые карнизы и основания - все это образные указания на ангельское воинство и его иерархию). Существует еще один вид напольных церковных светильников, очень древний - так называемая “тощая свеча”, или “вощаница”, напоминающая поставленный на торец цилиндр, украшенный богатой росписью, фантастическими травами, изображениями святых. Тощие свечи делаются из жести или из дерева, хотя первоначально изготавливались из воска (отсюда и произошло их название). Встречаются они нечасто, но в середине 19 - начале 20 веков разрабатывались для интерьеров многих известных церквей, таких, например, как Храм Христа Спасителя в Москве.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Особое место в ряду светильников занимает семисвечник. Он занимает важнейшее место в храме - за престолом в алтаре. Не совсем известно, как и когда этот предмет вошел в церковный обиход. Древнейший его прототип описан в Ветхом Завете, при устройстве Скинии Моисея. Семь звезд в Апокалипсисе означают семь Ангелов семи церквей, а семь светильников - семь церквей, семь духов Божиих (Откр. 1:20, 4:5). Семь светильников горят перед престолом Вседержителя. Так объясняется число светильников в семисвечнике. Для семисвечника также характерна форма стилизованного дерева. Помещаемый за престолом в алтаре, то есть в самом центре церкви, в сердце ее микрокосмоса, этот светильник символизирует мировое древо жизни, которое росло в центре ветхозаветного Рая. 

Придя в храм, еще раз взгляните вокруг себя: в сиянии светильников оживают лики икон, мягко мерцает позолота, воздух от горящего воска становится сладким и пряным. Перед вами раскрываются образы красоты Горнего мира...

http://orthodox-ural.ru/2000/22/svet.htm  И.Ильмуратова, сотрудник кафедры истории искусств и реставрации УГАХА
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
и еще несколько фотографий (фотографии выбраны просто как иллюстрация)
Изменено: Ольга Исаковская - 25.01.2013 14:29:53
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Прочитав этот материал, очень хочется понять: для чего и зачем должно быть украшено паникадило цветами или чем-то еще? В чем смысл дополнительного его украшения и, соответственно, использования его в качестве своего рода крепления для цветочных или иных композиций? Вот, к примеру, несколько фотографий.
Изменено: Ольга Исаковская - 25.01.2013 14:56:07
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Вообще-то фотографий довольно много в инете, вот еще несколько.
Изменено: Ольга Исаковская - 25.01.2013 15:06:51
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
продолжение:
Просмотрела порядок выложенных компом фотографий и ... smile:evil: ,не соответствует тому, какой был мною предусмотрен smile:cry:
Ой какая актуальная информация, а то у нас в храме на огромные деньги чистящих средств накупают и ещё с ними мучаются очищая лампады и др.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Прочитав этот материал, очень хочется понять: для чего и зачем должно быть украшено паникадило цветами или чем-то еще? В чем смысл дополнительного его украшения и, соответственно, использования его в качестве своего рода крепления для цветочных или иных композиций? Вот, к примеру, несколько фотографий.
У нас настоятель вообще запрещает паникадила украшать цветами и не видит в этом особого духовного смысла и красоты.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет: Но, тут решила начать создавать и некоторое  для нас практическое приложение: например, хорошо украшать и не портить металлические, латунные поверхности,а если такое, вдруг, случилось, то как исправить? Или как,вообще, быстро и легко почистить потемневшие лампадки, кадильницы, подсвечники и пр. 
 Спасибо за рецептик. Действительно, получаются кадила как новенькие!!! Надо будет попробовать! Думаю, что это очень подходит для чистки небольших предметов из церковной утвари. smile:)
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Светильники
Для христианина важно не только участвовать в богослужении, но и понимать его, усвоить его себе сознательно. Все христиане призываются научать и вразумлять друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах своих Господу (Кол. 3, 16). Было бы недостойно не только христианина, но и просто человека как разумного существа, если бы он, присутствуя при своем истинном и несравненном богослужении, не понимал языка Церкви, не уяснял себе смысла ее уставных чтений и песнопений и не разумел тех символических священнодействий, которые постоянно совершаются пред его глазами. Ни внимания, ни интереса, ни теплоты чувства, ни благоговения, ни веры, безусловно необходимой для восприятия благодати Божией, подающейся здесь в таинствах и молитвах, в таком случае не было бы. 

В настоящей брошюре мы постараемся объяснить священнодействия (символические), употребляющиеся при совершении богослужения в нашей Православной Церкви, а также при совершении святых таинств и важнейших треб.

Скажем, прежде всего, о значении употребления светильников при богослужении.

Употребление светильников при богослужении прежде всего было вызвано необходимостью, так как в первые времена христианства христиане из страха нападения гонителей совершали свое богослужение большею частью в ночное время. Но несомненно, что употребление светильников и тогда уже не считалось только делом необходимости, а имело и символическое значение. Указание на это можно найти в книге Деяний апостольских (20,  8 ), где говорится, что в горнице, вмещавшей в себе собравшихся для отправления богослужения в день воскресный, было зажжено много светильников, - замечание, указывающее на то, что этих последних было более, чем сколько нужно было для одного освещения. В особенности же символическое значение употребления светильников при богослужении открывается в том, что они с самых первых времен христианства употреблялись не только при вечернем и ночном, но даже и при дневном богослужении, как это видно из свидетельства Павлина, епископа Ноланского (IV и начала V вв.). По его словам, светлые алтари и при вечернем и при дневном богослужении были уставлены стоящими близко друг к другу светильниками. На упрек еретика Вигилянция христианам в том, что они сжигают целую массу свеч и днем в храмах, блаженный Иероним говорил, что христиане в этом случае поступают не бессмысленно: светильники употребляются ими при богослужении, особенно при чтении Евангелия, как символ радости. Свечи употреблялись при крещении, когда крещаемый, а иногда восприемники и присутствовавшие при крещении, держали в руках горящие свечи, возжигались при погребении, ставились при гробах и пред изображениями или останками мучеников. Были в употреблении и так называемые неугасаемые светильники. Такое многообразное и весьма распространенное употребление светильников при богослужении заставляет нас вглядеться попристальнее в смысл их употребления и отыскать наиболее соответствующее им значение.

Свет, с одной стороны, представляет пред нами мир со всеми его неисчислимыми достоинствами, с другой - предохраняет нас от опасности натолкнуться на что-нибудь, заблудиться, повредить свое тело. Такое значение света для мира физического может быть уподоблено значению Иисуса Христа для мира духовно-нравственного.

Христос в том отношении, чем Он был и есть для мира, называется в Евангелии Светом мира, Светом в просвещении языков, истинным Светом, просвещающим всякого человека, и т.д. Кто следует Ему, - говорится в Евангелии, - тот не будет ходить во тьме (заблуждений и пороков), но будет иметь свет жизни, потому что в Нем заключается жизнь, и жизнь эта свет для людей. Наименование Христа Светом вполне прилично Ему и потому, что в Нем одном заключается истина, руководствующая человека ко спасению, способствующая ему стать на стезю правды и неуклонно идти по ней, подобно тому, как свет видимый не позволяет путнику сбиться с прямого пути.

Эта-то высокая мысль об истине, заключающейся во Христе, которая просвещает существо и жизнь человека, находит приличное изображение в горящих при богослужении светильниках.

Свет, разливаемый ими, служит для нас символом великого Света миру - Иисуса Христа - и должен напоминать нам, что Он ради освобождения нас от власти тьмы предал Себя на смерть и этим самопожертвованием ввел существо человеческое в область света, что мы, следовательно, сделались последователями религии света. Далее, свет этот напоминает нам, чтобы мы твердо стояли в вере во Христа, были верными учениками Света и стремились к тому, чтобы свет веры всегда исполнял и просвещал наш дух.

Но горящее пламя не только светит, но и согревает нас, почему и может обозначать любовь Христа к человечеству и служить напоминанием того, чтобы и мы, со своей стороны, питали любовь к свету истины, которая (любовь) согревает нашу душу, возбуждали в себе благоговение, которое, подобно огню, возвышающемуся к    небу, возводит наши мысли к престолу Всевышнего.

А когда человек находится в жару благоговения, чувствует себя в области света, то у него радостно и светло на душе, почему светильники при богослужении могут означать и радость благоговейно настроенного христианина, как объясняет блаженный Иероним. Вообще храмовое освещение особенно способствует возбуждению в предстоящих торжественного, молитвенного настроения духа. И при обыкновенном мирском празднестве мы ощущаем себя хорошо настроенными тогда, когда оно происходит при ярком солнечном освещении; храмовое же освещение сообщает нам еще более радости - радости духовной, и мы чувствуем себя более способными к молитве к Отцу светов, когда предстоим алтарю, как бы  небу  , усеянному звездами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1371 
© Таинственный смысл Церковных священнодействий. - М.: Отчий дом, 1996, (подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры). По изданию "Таинственный смысл символических священнодействий". - Москва, Синодальная Типография 1906.
Изменено: Ольга Исаковская - 29.01.2013 14:57:08
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Прочитав этот материал, очень хочется понять: для чего и зачем должно быть украшено паникадило цветами или чем-то еще? В чем смысл дополнительного его украшения и, соответственно, использования его в качестве своего рода крепления для цветочных или иных композиций? Вот, к примеру, несколько фотографий....

Цветы в оформлении центрального светильника — отдельная тема возникшая у современной флористики и  внесенная во многие православные храмы!
По словам святого Симеона Солунского, «в храме, как в мире видимом, вешаются светильники, как звезды. Круг светильников (хорос) изображает твердь и круги планет.
Кроме того, и другие вешаются сосуды со свечами: одни во образ древнего огненного столпа — в виде столпа и прямые, другие во образ купины, иные во образ колесницы, восхитившей Илию, — колесообразные; одни трисвечные в честь Троицы, каковы трикирии, другие седмисвечные по числу даров (св. Духа), иные двенадцатисвечные в честь апостольского лика, посреди коих ставится одна высшая свеча во образ великого Света — Иисуса.
Бывают еще дикирии, знаменующие два естества Его, и светильники односвечные, знаменующие единство Троицы, или указующие на одного какого-либо святого, пред которым они повешены. Ибо и каждый из святых есть Свет по причастию (Света Христова) и душа его есть как бы живая сияющая свеча».
До XVII века в России центральным светильником в храмах был хорос, исполненный в виде  парящего горизонтально круга с лампадами или свечами. Хоросы подвешивались на цепях под куполом церкви или крепились цепями к стенам.
После XVII века хорос в русских храмах уступил место более сложному по конструкции витому многоярусному паникадилу, которое многими уровнями своих светильников символизирует восходящие чины небесной иерархии.

Изготовляется паникадило так: на прочный металлический стержень, подвешиваемый к куполу церкви или храма, нанизываются литые или кованые ярусы паникадила,  внизу традиционно располагают «золотое яблоко», символизирующее плод небесной мудрости. Золотой цвет паникадила достигается тщательным гальваническим золочением или патинированием всех его элементов.
Всякое паникадило уникально по структуре и конструкции.
 Кольца ярусов могут быть украшены гирляндами с орнаментом из листьев, побегов и цветов, фигурами святых и ангелов, причем каждый элемент конструкции имеет символическое значение.
Основным материалом для изготовления паникадил с древних времен продолжают оставаться сплавы меди (чаще всего бронза), могут быть использованы хрусталь, слоновая кость или натуральный камень, заменившие воск и дерево при изготовлении символических фигур святых и ангелов. 
При праздничном богослужении по уставу церкви в храме возжигаются все светильники, в том числе главный — паникадило.


Предполагаю, что быть может по этой причине,  большинство приглашаемых светских флористов, не вдаваясь в смысл и богословие и попав в пространство еще не оформленного цветами храма, задаются  традиционным  вопросом: каким образом цветами еще более усилить и подчеркнуть предстоящий церковный праздник? 

И всякий раз, в поиске ответа и решений, их взор, видимо так и падает на паникадило, с помощью которого у флористов и появляется возможность реализации главного акцента своего проекта на захватывающем, впечатляющем уже измененной формой паникадиле, весомом и размерами гирлянд!

Но тот, вовсе невоцерковленный флорист, кто смог когда-то "преподать образец" и предложив нам такой вариант, наверное, сам убедился и понял, что такое  " удачное" цветочное "оформление" паникадила  будет составлять очень сложную задачу и для опытного мастера и видимо, не понимая всей сути, только полагал, что будучи выполнено, оно  будет продолжать радовать прихожан в храме на протяжении долгого времени. 


Конечно, при этом возможны или даже будут и пояснения:  паникадило оформляется как часть всей флористической композиции, хоть оно и парит над всем и в цветовой гамме будет  соответствовать определенному праздничному случаю. Тут же до полноты оформления украшаются и иконостас и оклады икон, при этом образно добавят для выразительности намечаемого дохода,- как цвет красок, наложенных на древесину сотни лет назад( т.е. иконы) будет соседствовать с раскрывшимися накануне лепестками.

 
Мое мнение никак не совпадает с такими скорыми флористическими выводоми: что же еще надо дооформлять  на паникадиле, если это уже конкретно выбираемая к каждому интерьеру храма, законченная форма? А с учетом символического смысла, отведенного паникадилу, то и тем более,что и не рассматривая даже вопроса о долгоиграйке на нем. 

Отдельного анализа еще требует рассмотрение и цветочного флористического вмешательства и украшательства и на иконостасе.


 В итоге: пересмотрев выложенные в нете фотографии очень большого количества аналогичных, "комплексных" работ я заметила сохраняемую и в храмах, одну и все ту же со светской, закономерность: в храме, с помощью цветов, на разных уровнях обзора, флористами создаются и выставляются свои, особые цветочные пространства, которые по силе влияния способны  воздействовать на каждого человека, на его память и не только долго "радовать", но и оказывать иное, негативное  воздействие, особо отвлекая этим новокрещенных, маловерных от сосредоточения на молитве, так нужной в Молитвенном Доме.


Когда в июле  с.г. я побывала  в Успенском Соборе Дмитровского Кремля и на Глинских чтениях в Троице-Сергиевой Лавре, то особое внимание обратила на паникадила в Троицком Соборе( фото не делала) и в Покровском храме МДА , что невольно подумалось, как же они гармонично вписаны в каждое храмовое пространство, необыкновенно выразительны и  цветы не затеняют собой их красоту и величие!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Некоторое время все пытаюсь  найти сам источник возникновения практикующей в настоящее время у цветоукрасителей информации, а по нему разобраться и с очень заинтересовавшим меня вопросом о том, почему же обязательно должно сохраняться тождество в выборе окраски цветов используемых для церковного праздничного убранства и облачений духовенства и которая обязательно только этим определяется и зависит от цвета богослужебных облачений? 
В "Настольной книге для священнослужителей", касаясь выбора цвета облачений, да речь идет о символике цвета, но при этом, в разделе и не касаются выбора окраски цветов для убранства.
Во всем известной работе писателя -филолога, Александра Николаевича Стрижева "Цветы и храм" нахожу и читаю: тут  он рекомендует лишь гармоничное соответствие между окраской  цветов и облачениями для каждого церковного праздника.  Потому, что именно цветами  можно не только выразить и показать, но и оттенить всю глубину и духовное содержание каждого праздника! Именно в этом и содержится та  значительная роль цветов, используемых  для праздничного церковного убранства!
Прошу и тут обратить свое внимание на строчку, где идет перечисление мест цветочного убранства, в частности,  допускаются к убранству лишь только Царские Врата, а не по всему Иконостасу, да и со всей массой цветочных гирлянд!

 Так, откуда же возникло такое вкоренившееся в практику пустое тождество?
020-1.jpg (185.63 КБ) [ Скачать ]
030-1.jpg (97.53 КБ) [ Скачать ]
021-1.jpg (188.28 КБ) [ Скачать ]
018-1.jpg (167.63 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
и далее:
027-1.jpg (186.11 КБ) [ Скачать ]
022-1.jpg (127.55 КБ) [ Скачать ]
025-1.jpg (170.41 КБ) [ Скачать ]
023-1.jpg (167.39 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
и, наконец, награды Александру Стрижеву: орден и грамота и выдержки-советы все из той же его работы для нас, церковных цветоукрастелей :
029-1.jpg (155.22 КБ) [ Скачать ]
028-1.jpg (172.22 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
30 июля, 2013г., накануне Престольного праздника в Серафимовском храме г. Юбилейного, М.О., 1 августа 2013г. и ко дню 110 годовщины прославления батюшки Серафима, меня попросили убрать цветами икону Преподобного.
В этот раз, моя цветочная история да и сам выбор всей палитры окрасок  цветов  сложились необычно и уж никак не получилось тождества с цветом облачений: зеленым! 
Послушайте!
 До начала работы я позвонила одной моей молодой помощнице Елене, с которой я и в прошлом году работала в этом храме и предложила ей участие, но получила сочувственный от нее отказ: оказалось, что по причине рождения, две недели назад, у нее сыночка и о рождении которого она, год назад просила Преподобного Серафима, украшая его икону цветами, молясь в тайне и про себя! Вот это Чудо! 
Леночка с большой радостью предложила мне для убранства и свои цветы, которые она сама выращивает и их мне даже в храм отпитыми доставили: каких только оттенков и сортов тут не было!  Георгины, гортензии, розы, васильков, душистого горошка  тысячелистника разноцветье и другие названия, что всех не перечислить! Правда и я еще захватила с собой немного отличной белой гипсофилы, веточек с плодами рябины и красной бузины, вообщем, только ничего и не было зеленым. Работа моя началась.
 Вокруг огненного, удивительно красивого, большого георгина, застыли в изумлении все остальные цветы, собранные в венке, подобно нам, прихожанам, пришедшим на праздничную службу и собравшимся вокруг всеми нами любимого Образа батюшки Серафима.
 Шла служба. Облачения на священнослужителях были согласно Церковного Устава,- зелеными.
 По последним фото можно оценить и то полученное гармоничное соответствие которое рекомендовал создавать и о котором писал А.Н.Стрижев, деятельность которого была недавно заслуженно отмечена Высшим Духовенством Русской Православной Церкви. 


Такая радостная и  разноцветная идея расстановки цветов у Образа Преподобного Серафима понравилась как о. Иоанну, благочинному Ивантеевского округа, настоятелю и духовенству храма, его гостям и всем нашим прихожанам. 
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
далее:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
и завершая:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Здравствуйте, Людмила Александровна. Вы меня простите, но это разноцветное украшение иконы Преподобного Серафима мне не только не кажется соответственно гармоничным, но вызывает дискомфорт. Нежный минималистичный венок внутри оклада  и нижняя сторона внешнего венка входят в конфликт с аляпистым, в моем восприятии, внешним венком. Еще раз простите - обидеть не хочу, просто высказываю свое мнение. Очень понравилось, как Вы деликатно выделили и подчеркнули место с частичкой мощей. 
По поводу использования в украшении цветов соответствующих по цвету облачениям выскажу свое мнение. Так работать проще, меньше вероятности попасть в негармоничное сочетание ( по крайней мере с облачениями украшение будет работать в унисон). Но и отметать все цветочное многообразие, данное нам Господом, считаю неразумным. Но это требует от украшателя большего мастерства и, если угодно, вкуса
Еще хочу высказаться. Украшение цветами иконостаса, паникадила и икон становится традицией. Принципиального отличия с этой точки зрения между ними нет. Все эти предметы уже самодостаточны, наполнены смыслом и в украшениях, по большому счету, не нуждаются. Творческая природа человека заставляет нас искать все новые приемы выражения своего благоговейного чувства. Наличие богатого цветочного ассортимента ивремени, которое не надо тратить на поиски хлеба насущного, создали условия , которые способствовали бурному развитию храмовой флористики. Главное , мне кажется, не переусердствовать и не забыть ради чего и для чего мы работаем в Храме.
Уважаемая Людмила Александровна! Позвольте выразить свою благодарность за возможность увидеть Вашу новую работу. Хочу рассказать, как я восприняла такое интересное цветосочетание.Огненный шар георгины и такого же цвета ягоды- благодать, которую получают люди по молитвам преподобного Серафима и одновременно символ нераздельной Троицы, так,как этот цвет  расположен в трех местах композиции. Нежное сочетание розового и голубого сразу напомнили мне икону, где преподобный  молится перед иконой Божией  Матушки Умиление- розовый цвет напоминает об ангельской душе святого Серафима, а голубой- цвет Богородицы.Белая гипсофила, нежно обрамляющая икону подчёркивает чистоту и Свет, исходящие из образа святого преподобного Серафима. Композиция очень нежная, необыкновенно благозвучная. Чувствуется любовь, с которой была выполненна работа.Низкий Вам поклон, дорогая Людмила Александровна за Ваши добрые труды.
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Доброго времени суток всем форумчанам!
  Хочу поделиться своими мыслями по поводу рассматриваемого вопроса о соответствии цвета облачений священников и выборе окраски цветов для убранства храма.
  Лично для меня вопроса не возникает (я думаю, что меня поддержат форумчане), когда прихожане уже пожертвовали цветы в храм, то эти цветы необходимо использовать в украшении. Здесь меркнут и кем-то надуманные правила, потому что важно другое, что не должно уходить на второй план. Особенно, как в данном случае: дарованный по молитвам батюшки Серафима сыночек да еще и с любовью выращенные и с благодарением переданные в храм цветы, что может быть выше!
   Если нам только задуматься, какую же радость испытал тот человек, когда труды его многодневных (может быть и многолетних) трудов заняли место непосредственно в украшении места аналойной иконы. Сложились и умножились любовь и усилия многих людей в совместной благодарности преподобному Серафиму! (это как соборная молитва). Перед этим меркнут суетные мысли и о цветосложении , потому что венчает все Любовь, та которой наполнял и освящал и заповедывал нам сам Преподобный!
  Спаси Господи!
  p.s. На мой взгляд, мы не можем отказывать людям,  жертвующим цветы в храм. А тем, кто промыслом Божиим поставлен помочь этим цветам занять место в убранстве храма хочу пожелать мудрости, помощи Божией и Любви - главного аргумента во всех вопросах.
Изменено: Елена Летуновская - 12.08.2013 02:03:47
Цитата
Елена Летуновская пишет:
Доброго времени суток всем форумчанам!
Хочу поделиться своими мыслями по-поводу рассматриваемого вопроса о соответствии цвета облачений священников и выборе окраски цветов для убранства храма.
Лично для меня вопроса не возникает (я думаю, что меня поддержат форумчане), когда прихожане уже пожертвовали цветы в храм, то эти цветы необходимо использовать в украшении. Здесь меркнут и кем-то надуманные правила, потому что важно другое, что не должно уходить на второй план. Особенно, как в данном случае: дарованный по молитвам батюшки Серафима сыночек да еще и с любовью выращенные и с благодарением переданные в храм цветы, что может быть выше!
Если нам только задуматься, какую же радость испытал тот человек, когда труды его многодневных (может быть и многолетних) трудов заняли место непосредственно в украшении места аналойной иконы. Сложились и умножились любовь и усилия многих людей в совместной благодарности преподобному Серафиму! (это как соборная молитва). Перед этим меркнут суетные мысли и о цветосложении , потому что венчает все Любовь, та которой наполнял и освящал и заповедывал нам сам Преподобный!
Спаси Господи!
p.s. На мой взгляд, мы не можем отказывать людям, жертвующим цветы в храм. А тем, кто промыслом Божиим поставлен помочь этим цветам занять место в убранстве храма хочу пожелать мудрости, помощи Божией и Любви - главного аргумента во всех вопросах.
Конечно, всё венчает любовь нашего Спасителя. Только любовь понимается как-то по-разному. Для одних, это церковные законы (христианского искусства в том числе) и смиренное подчинение им, изучение их, постижение глубоких духовных смыслов церковного искусства, и чем глубже человек постигает их, тем больше понимает насколько его знания малы;  для других - оправдание всех действий, поступков, личных мнений и т.д. - "лишь бы с любовью". Это что же получается: всё позволено лишь бы с любовью? Принесли цветы в храм - поставьте их  в вазу, и никто не будет в обиде, и совершенно необязательно использовать их в украшении, тем более, что на жертвенные цветы наверняка есть благословение настоятеля (куда ставить и как). Во-первых есть те, кто отвечает за цветы в храме, как минимум тот, кто поддерживает чистоту и порядок, и это уже должны понимать все прихожане, а кто не понимает, тому объяснять, что всё в Церкви делается по благословению. Во-вторых, тем, кто выполняет послушание по составлению композиций и букетов, учиться ремеслу. История Церкви нас учит и тому, что в Церкви всегда любое ремесло было на высоком профессиональном уровне, многие из этих ремёсел и жанров искусства  зародились именно в Церкви, в том числе и искусство цветосложения, раскрывающее христианские образы.  Всегда у всех народов цвету придавалось не только эстетическое, но и философское значение. Сочетание красок прекрасно не само по себе, а как выражение духовного смысла! Для восточнохристианского искусства "цвет всегда был одним из главных средств художественного выражения" [В.В. Бычков]. Ведь кому-то из-за внутренней радости захочется встать на клирос и спеть, а кому-то что-то изобразить на стене храма, опять же из переполняющих чувств. А для кого-то нет и вовсе разности между своим домашним интерьером и храмовым. И опять же всё из любви! Я связала крючком салфеточку с любовью и попробуйте её не постелить где-нибудь в храме, а может быть мне ещё и захочется, чтобы на престоле? Так ведь, получается. Вы, меня простите, но существуют определённые законы в Церкви, иначе её просто не будет. Только, вот, как-то сегодня напоминание об этом даже многим не нравится, но Церковь на этих законах будет стоять до скончания века, и незнание их не освобождает от ответственности тех, кто без страха работает с цветочками по своему вкусу. Конечно, было время, когда живые цветы были диковинкой, но мы говорим о реалиях сегодняшнего дня. 



«Каждый цветовой оттенок имеет в своём месте своё особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства» [Князь Евгений Трубецкой]. 
Цитата
Ольга Малова пишет:
Конечно, всё венчает любовь нашего Спасителя. Только любовь понимается как-то по-разному. Для одних, это церковные законы (христианского искусства в том числе) и смиренное подчинение им, изучение их, постижение глубоких духовных смыслов церковного искусства, и чем глубже человек постигает их, тем больше понимает насколько его знания малы; для других - оправдание всех действий, поступков, личных мнений и т.д. - "лишь бы с любовью". Это что же получается: всё позволено лишь бы с любовью? Принесли цветы в храм - поставьте их в вазу, и никто не будет в обиде, и совершенно необязательно использовать их в украшении, тем более, что на жертвенные цветы наверняка есть благословение настоятеля (куда ставить и как). Во-первых есть те, кто отвечает за цветы в храме, как минимум тот, кто поддерживает чистоту и порядок, и это уже должны понимать все прихожане, а кто не понимает, тому объяснять, что всё в Церкви делается по благословению. Во-вторых, тем, кто выполняет послушание по составлению композиций и букетов, учиться ремеслу. История Церкви нас учит и тому, что в Церкви всегда любое ремесло было на высоком профессиональном уровне, многие из этих ремёсел и жанров искусства зародились именно в Церкви, в том числе и искусство цветосложения, раскрывающее христианские образы. Всегда у всех народов цвету придавалось не только эстетическое, но и философское значение. Сочетание красок прекрасно не само по себе, а как выражение духовного смысла! Для восточнохристианского искусства "цвет всегда был одним из главных средств художественного выражения" [ В.В. Бычков ]. Ведь кому-то из-за внутренней радости захочется встать на клирос и спеть, а кому-то что-то изобразить на стене храма, опять же из переполняющих чувств. А для кого-то нет и вовсе разности между своим домашним интерьером и храмовым. И опять же всё из любви! Я связала крючком салфеточку с любовью и попробуйте её не постелить где-нибудь в храме, а может быть мне ещё и захочется, чтобы на престоле? Так ведь, получается. Вы, меня простите, но существуют определённые законы в Церкви, иначе её просто не будет. Только, вот, как-то сегодня напоминание об этом даже многим не нравится, но Церковь на этих законах будет стоять до скончания века, и незнание их не освобождает от ответственности тех, кто без страха работает с цветочками по своему вкусу. Конечно, было время, когда живые цветы были диковинкой, но мы говорим о реалиях сегодняшнего дня.



« Каждый цветовой оттенок имеет в своём месте своё особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства » [Князь Евгений Трубецкой].
   Ваш ответ, уважаемая Ольга Дмитриевна, показался мне колким и недопустимо агрессивным. Смею заметить, что все это только Ваше мнение, как ,в частности, и мое. И на форуме каждый участник имеет право открыто высказывать свое мнение,  к которому призываю относиться уважительно.
   Да, именно с любовью, а не "душевненько" и "добренько". Уж больно, как то Вы ее исказили, сделали какой-то больной и ущербной. Неужели Вас тот момент, что люди принесшие в храм свои дары (может быть не такие какие хотелось бы, удобнее конечно же в денежном эквиваленте, чтобы сам флорист  выбирал...и подчас он сам же звено в цветочном бизнесе) могут больше не прийти, потому что какая-то тетя  (образно) решила, что подаренным цветам здесь не место... А они шли ко Господу, да еще с такой простотой как дети...
   Думаю, что не совсем объективным считается суждение: "есть мое мнение и неправильное".
   А Церковь стояла, стоит и будет стоять до скончания века ,поверьте, не потому что законы цветосложения  в ней соблюдаются. Боюсь, что суть всего этого вопроса в другом: "процеживание комаров и проглатывание верблюдов".
   "Когда перед народом еврейским стоял вопрос о распятии Спасителя, то вместе с тем стоял вопрос и об оправдании Вараввы. Это вовсе не случайное стечение обстоятельств, а параллельные события, связанные внутренней взаимосвязью. Осуждение праведника на убийство всегда должно сопровождаться оправданием злодея. И наоборот, если явно обеляют беззаконника, то где-то тайно страдает или готовится страдать святой человек.


Такова внутренняя евангельская логика. Подобным же образом она прослеживается на вопросе о процеживании комаров и проглатывании верблюдов.

*
Известно, что евреи были религиозно-мелочны и щепетильны. Обилие заповедей с комментариями, толкованиями и преданиями старцев превращало (и превращает) их религиозную практику по временам в абсурд. Справедливости ради заметим, что и мы не свободны от подобных болезней.

Видимо это родовой соблазн религиозной практики – запутывание в мелочах. И там, где мошек процеживают, рассматривают, изучают в микроскоп, на заднем фоне всегда миражем встает «проглоченный верблюд», то есть забвение и пренебрежение чего-то очень важного.

*
Цедить комаров означало переливать воду из сосуда в сосуд через ткань, во избежание попадания в воду мелких мошек. Случись проглотить такого комарика вместе с водой, еврей считал бы себя осквернившимся. Вместе с тем нарушение основных заповедей и принципов религиозной жизни не рождало подобного мистического страха и ощущения скверны. Вот это и есть диагноз. Мелочи плодятся и множатся.

Христос, наоборот, сводил всю массу повелений и запретов к двум вещам – любви к Богу и ближнему, то есть максимально упрощал учение. Учение от этого не профанировалась, поскольку деятельная любовь требует великого труда и каждодневного пота. Но с точки зрения уяснения, понимания учения, с точки зрения расстановки приоритетов учение упрощается до состояния глотка воды и куска хлеба.

Оно остается великим, * простым. Теперь христианину подобает научиться видеть не только деревья, но и лес, не только частности, но и главное. Видеть многообразие мелких деталей, но удерживать в сознании всеобъемлющую главную идею, это и значит «то делать, и другое не оставлять»

*
Если вы попали в мир религиозной практики, где на вас обрушили тонны требований и запретов, не поясняя, что в них главное, а что второстепенное, то знайте – вы попали туда, где верблюд проглочен, а мух изучают в микроскоп.

Человек неизбежно зарывается в детали, если не видит главного. И этой практике детальной щепетильности и глобальной одновременной слепоты он и будет обучать других.

Это вовсе не безобидное занятие. Оно сушит сердце и изощряет ум. Другими словами воспитывает в глубине сердца внутреннего фарисея.

Такой человек будет нетерпим, озлоблен, заражен чувством собственной исключительности и избранности. Никакой простоты и открытости от него не ждите.

Не ждите также никакой «детскости», которой обещано свободное вхождение в Царство. Это будет отрицательный тип религиозного человека, мнящего о себе, что он – хранитель истины.

*
Евангелие нужно изучать по буквам, по слогам, по страницам и по целым главам. Но и тогда, когда умножаются знания, накапливается багаж носимого в памяти, нужно проверять себя по нескольким кратким и ярким, как молния, Христовым речениям. Например «во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, и вы поступайте с ними так же». Или «заповедь новую даю вам, да любите друг друга».

Эти в высшей степени простые, как воздух, и высокие, как синее небо, слова смиряют любого знатока и напоминают душе о едином на потребу. Они не позволяют человеку залезть, как клоп – за обои, в теплый мир удобной для него религии, а зовут на крест и на внутреннюю жертву.

*
Не суди, жалей, прощай, терпи и милуй. А потом, если хочешь, узнавай, какова гематрия имени Давид, или сколько раз в книге Деяний упоминается Дух Святой.

Люби акафисты и не пей молока в пост, но знай, что одна единственная Литургия выше всех акафистов мира, собранных вместе, а человека сквернит не входящее в уста, а исходящее из уст.

Вытаскивай, одним словом, на суд Евангелия свою религиозную практику, чтобы не стать сыном геенны при полной уверенности, что ты – великий избранник".
Протоиерей Андрей Ткачев
www.pravmir.ru
   P.S. И еще, если позволите, Ольга Дмитриевна, вопрос об украшении паникадил в храме. На форуме, обсуждая этот вопрос, Вы высказывались о мере, о том чтобы не нарушить гармонию в храме и не испортить уже существующее творение автора, поэтому и очень интересно знать Ваше мнение о последних проектах в Дивеево, в которых Вам довелось быть участницей. Спаси Господи.
Изменено: Елена Летуновская - 12.08.2013 16:13:45
Цитата
Елена Летуновская пишет:
Ваш ответ, уважаемая Ольга Дмитриевна, показался мне колким и недопустимо агрессивным. Смею заметить, что все это только Ваше мнение, как ,в частности, и мое. И на форуме каждый участник имеет право открыто высказывать свое мнение, к которому призываю относиться уважительно.
Да, именно с любовью, а не "душевненько" и "добренько". Уж больно, как то Вы ее исказили, сделали какой-то больной и ущербной. Неужели Вас тот момент, что люди принесшие в храм свои дары (может быть не такие какие хотелось бы, удобнее конечно же в денежном эквиваленте, чтобы сам флорист выбирал...и подчас он сам же звено в цветочном бизнесе) могут больше не прийти, потому что какая-то тетя (образно) решила, что подаренным цветам здесь не место... А они шли ко Господу, да еще с такой простотой как дети...
Уважаемая Елена, хочу тоже поучавствоваь в общей дискуссии по поводу выбора цвета в убранствах к праздникам.На мой взгляд нет ничего агрессивного в пояснениях Ольги Дмитриевны. Для меня очень полезны и важны наставления Ольги Дмитриевны и Людмилы Александровны - профессионалов с многолетним опытом.А каккая-то тётя, если занимается в храме цветочными убранствами, значит на то у неё есть благословение . И для того, чтобы не было безвкусицы, за это и должна отвечать одна тётя, и непрестанно учиться. Ведь мы же не приходим на клирос и не говорим, что хотим попеть, тоже с любовью. Порядок в храме получается, когда есть распределение обязанностей.А людей, принесших цветочки в храм, можно не обидеть, поставив эти цветочки в букеты возле других иконочек, если они не совпадают по цвету праздника. Это моё мнение не касается работы Людмилы Александровны, потому, что она смогла грамотно исполнить композицию, глядя на которую я вспоминаю слова преподобного Серафима- РАДОСТЬ МОЯ. Вот, вспомнила ещё один наболевший для меня вопрос- в нашем храме люди принесли игрушки ёлочные, мишуру, гирлянды, несомненно всё с любовью. И к Рождеству вертеп и ёлочки, всё украшаем мишурой и игрушками, а как оказывается- это не правильно и как  это всем пояснить я не знаю, тоже боюсь, чтобы не обидеть кого.А к вопросу о цвете праздника, простите, не помню, чьи слова, - Цветы должны учавствовать в проповеди. Эти слова и напоминают нам о нашей ответственности.
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Страницы: Пред. 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)