Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
В мире цветов. О видах, сортах, символическом языке цветов и растительного материала, Подробное знакомство с миром окружающих нас растений расширяет ассортимент, используемый в искусстве цветочного убранства в храме.
Простите, забыла поблагодарить Людмилу Александровну за теплое приветствие. Было несколько работ, но есть проблемы с фотографиями, и не хватает времени для их решения. И еще, только, пожалуйста , не сердитесь, вопрос: в прошлом году на праздник Сретения Господня Вы использовали в композиции орхидеи, и символизировали они Младенца Иисуса, - это неудачный вариант украшения, или допустимый случай использования определенного сорта орхидей?
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Простите, забыла поблагодарить Людмилу Александровну за теплое приветствие. Было несколько работ, но есть проблемы с фотографиями, и не хватает времени для их решения. И еще, только, пожалуйста , не сердитесь, вопрос: в прошлом году на праздник Сретения Господня Вы использовали в композиции орхидеи, и символизировали они Младенца Иисуса, - это неудачный вариант украшения, или допустимый случай использования определенного сорта орхидей?
Татьяна!
Представляете, что и я, вот только, тоже собралась обратиться к выполненной мною в прошлом году, на праздник Сретения Господня, работе с использованием веток мелких, белых орхидей,- дендробиумов, как Вы меня опередили.
Забыла где же этот материал находился, в какой теме и нашла его, пока 59 страниц форума не перелистала. Спасибо Вам за то, что мне напомнили, т.к. отвечая на Ваш вопрос, скажу:
 -нельзя назвать это неудачным вариантом украшения,но по возникшей ситуации, он возможно, что более подходит, как допустимый случай использования определенного сорта орхидей.
Уже при виде и при покупке цветов у нас, в Москве, на оптовом цветочном, Рижском рынке, быстро сложился и весь образный сюжет работы. Всему тон и идею задали, ну, просто огромные по размеру и великолепные белые, однголовые хризантемы "Антонов" и крепкие ветки лилий "Сибирики", а вот для "лучей", по форме, - подошли, из оставшегося на продаже, только вот эти, с большим количеством разных по величине бутонов на ветках, мелкие белые дендробиумы. Признаюсь, что тут, в поиске формы, особого значения не придала и виду почти еще не раскрытых на ветках цветам.
Перечитав, сегодня, свой, быстро написанный и поздним вечером, пост#36 от 13.02.12г., темы Факультативные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке , как сообщение о закупленных цветах, заметила и неточность в изложении, где следовало бы понимать, что не сами орхидеи-дендробиумы символизировали приносимого в храм Младенца, а с их помощью и в виде расходящихся радиальных линий, можно передать сияние и радость такой, исторической Встречи Заветов.
Непосредственно, еще при работе мы этот момент, конечно же, разобрали, а вот, к моему сожалению, более точную редакцию в посте, пришлось внести только сейчас, за что Вас, Татьяна, искренне благодарю.
055-1.jpg (186.57 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Я рада, что все прояснилось, и хочу заметить, что Ваше изменение в пояснениях к работе, несомненно улучшело для меня ее восприятие
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Я рада, что все прояснилось, и хочу заметить, что Ваше изменение в пояснениях к работе, несомненно улучшело  для меня ее восприятие.
Слава Богу! Не скрою и я своей радости! smile:)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Сколько бы мы ни рассуждали, основой всегда будут образы Священного Писания и символика христианского искусства, в котором главную роль играет цвет и форма, то есть, прежде чем мы приступаем к растительному трудничеству, надо понять, что необходимо постоянно и постепенно вводить себя, свой разум и душу в богословие растений. Что это за темы? Во-первых уяснить для себя, что такое Божественная красота, а не наши женские охи и вздохи (простите, это отрицательная сторона женской чувственности, но есть и много положительных сторон, в Евангелии Господь нас только ободряет); во-вторых, понять, что это за третий день творения и какой в нём жизненный и духовный смысл в радости созерцания; в-третьих, тема флоры в Священном Писании и история растительной христианской символики; в-четвёртых, растения в жизни и иконографии Спасителя, Пресвятой Богородицы и святых; в-пятых, большая тема из подразделов состоящая, о символике в жизни Церкви. Основа искусства Церкви - это символы! Это закон Церкви! И ему надо подчиниться. Без знания образы могут быть только чувственными и личностными по восприятию или, что не лучше, исключительно декоративными или как теперь принято говорить - дизайнерскими. Для нас неважно в каком ряду классификации стоит роза - это символичный цветок в нашей Церкви (его, кстати поставили во второй ряд), лилия, нарцисс, пальма, миндаль и многие другие, а тем более виноград и пшеница, даже если её относят к сухоцветам - всё это Богово. Кстати, виноград - это древо, иначе он не стал бы образом Церкви, поскольку виноградная лоза с возрастом превращается в толстый и высокий ствол. Это ясно видно на иконах. Если изучать тему древа в иконографии, то уже куда как осмысленнее будет подход к украшению храма к праздникам Рождества и Святой Троицы! Для нас кроме цвета очень важна форма! И это всегда нас будет волновать - уместно ли по форме или нет? Девочка из хора - не эксперт в нашем деле, да и мало тех, кто в вопросе церковного цветосложения разбирается. К большому сожалению многие батюшки на это даже внимания не обращают, а ведь растительные образы являются и многочисленными образами проповедей известных святых отцов, не говоря уже об образах Библии. Если хотите, отношение к растительному миру для христианина - это показатель его духовного состояния и восприятия мира, как органического целого. Городская жизнь не способствует даже христианам сегодня относиться к растительному миру, как к живому, который Бог создал, прежде всего, для созерцания и познания создан - для спасения. Очень важная эта тема в воспитании детей. Поэтому у художников цветосложения в Церкви задача, прежде всего, духовная, а не эстетическая и, что хорошо за оградой храма, в домашней обстановке, порой вредно в стенах и даже в ограде храма. В Православии должен постепенно вырабатываться свой стиль не ради различий с католиками, а потому что догматически мы разные, значит и образы другие. Можно быстро научить каркасы делать, оазис резать, да с плёнкой и сеткой работать. Только из дерева можно лопату сделать, а можно икону, так и из цветов, не всё то золото, что блестит. Не всё красивое, с точки зрения эстетики, уместно в храме. Композиции растительные очень близки к скульптуре, которая никогда в Православии не запрещалась, просто в нашей Церкви  особый подход к своеобразию скульптуры, об этом говорят чтимые чудотворные образы, только в Западной Европе пластика всегда носила внешний формообразующий характер (важна внешняя красота линий и форм), а на Руси  смыслообразующий. Нельзя из первого класса сразу в аспирантуру шагнуть, процесс должен быть постепенным. Что касается дендробиума, то на мой взгляд, это вид из-за своих изящных размеров можно использовать, так как форма не так выразительна из-за миниатюрности цветка, но нежность и ступенчатая форма имеют свою ценность. Несмотря ни на что, все рассуждения и общение имеют большое значение, так как, рано или поздно будет выстраиваться именно православный стиль в духовном смысле, а переходить от буквы к духу всегда непросто и болезненно."Природа перманентно являет собой человеку некий загадочный иероглиф трансцендентного, а художественное творчество с помощью образа пробует его оригинально разгадать. Без этого искусство превращается в утилитарную вещь"В.С. Кутковой
Изменено: Ольга Малова - 30.05.2014 17:56:04
Абсолютно согласна с Ольгой Дмитриевной. Правда, виноград - это все же многолетняя деревянистая лиана. Иногда, даже покупая виноград в магазине, можно найти гроздь с закрученными усиками 
Доброго времени суток всем форумчанам!
 Сегодня, в композиции на стол молодоженов, я впервые использовала молочай окаймленный - очень нежненький, безобидный цветочек. 
Оказалось, что только на первый взгляд! 
Млечный сок этого растения, оказывается может вызвать аллергическую реакцию! 
Мне "посчастливилось" на себе это испытать!!!! 
Сталкивался ли кто-нибудь из форумчан с такой проблемой?
 Выходит, что нельзя использовать это растение в композициях (не дай Бог аллергия будет у невесты), но скорее всего, это реакция не на пыльцу, а на сок, который вытекает при срезке.
 Буду очень признательна за советы. 
Спаси Господи.
kartinka207.jpg (122.39 КБ) [ Скачать ]
Да, действительно, сок молочая вызывает сильное раздражение кожи, но в срезке используется и хорошо стоит при соблюдении некоторых правил. Стебель подрезают и дают время на стекание сока. Когда сок перестал выделятся, срез тщательно вытирают тканью или на несколько секунд опускают в кипяток.  Теперь растение можно ставить в воду. Во избежание неприятностей рекомендуют работать с цветами в перчатках. В вазе стоит приблизительно неделю, а то и больше.
Спасибо, Татьяна, очень ценная информация.
Цитата
Елена Летуновская пишет:
...Сегодня, в композиции на стол молодоженов, я впервые использовала молочай окаймленный - очень нежненький, безобидный цветочек.
Оказалось, что только на первый взгляд!
Млечный сок этого растения, оказывается может вызвать аллергическую реакцию!
Мне "посчастливилось" на себе это испытать!!!!
Сталкивался ли кто-нибудь из форумчан с такой проблемой?
Выходит, что нельзя использовать это растение в композициях (не дай Бог аллергия будет у невесты), но скорее всего, это реакция не на пыльцу, а на сок, который вытекает при срезке.
Буду очень признательна за советы.
Спаси Господи.

 Леночка!
 Искренне сочувствую Вам , что такое случилось при работе с молочаем. Спаси Господи за предупреждение и информацию.

Видео: "Молочай. Виды молочая" и в котором на 4.2мин. есть и про молочай окаймленный:
http://www.youtube.com/watch?v=ce6yEAdhBpQ 
 
Мне приходилось использовать молочай окаймленный, но всего 1-2 раза за все время работы и то в малых количествах, быть может, поэтому и ничего подобного со мной не произошло.  Хорошо еще, что у молодых или у кого-нибудь из гостей на этой свадьбе такой реакции, как у Вас, не произошло! Ведь случайно или по любопытству кто-нибудь оторвал бы красивый листочек понюхать да и попробывать на вкус и тут тебе,-  весь результат на лицо! Как же тут у Вас очень рискованно и опасно получилось!
 Вот, на видео " Опасные комнатные цветы" где, на 2.2 мин, речь о воздействии молочая http://www.youtube.com/watch?v=kPiF181pu6A

Аналогичное ведь, по случайности, может произойти и при использовании таких молочаев и других красивых, но ядовитых цветов, в цветочных убранствах на праздники.Торговцы цветами предлагают,- наша ответственность лежит и в выборе материала.
Все у того же, всеми нами любимого писателя-филолога А.Н.Стрижева  в работе" Цветы и храм", читаем поучение: 
" Не для храма растения сомнительного достоинства с пьянящими, тяжелыми запахами. Не приличествуют святому месту и ядовитые растения..."  К примеру такие, как на видео "Удивительные растения" :
http://www.youtube.com/watch?v=q0qySxfQbAU
Когда в интернете подробнее прочла о молочаях да и посмотрела дополнительно еще на видео, то оказалось, что есть и другие подобные молочаям "цветы-красавцы" об опасности которых надо не забывать формируя убранство и помнить при выборе и покупке.  Очень часто красота и яркость цветов уже сигнализирует нам о их ядовитости, например, такие как гиппеаструмы, антуриумы, пуансеттии, диффенбахии, азалии, кротоны, фикусы и многие другие.


О видах ядовитых комнатных цветах-убийцах в доме,где на 0.4мин. идет опять речь о молочаях.

http://www.youtube.com/watch?v=qpYVg4qf6VI 

а ниже даю еще и ссылку: виды молочаев в саду: 
http://nyurochka.ru/sadovie-zveti/molochay-v-sadu/ 

 О воздействии молочая прочла такое: 
Млечный сок молочаев способен вызвать жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза - временную слепоту.Вкус у млечного сока очень острый и жгучий. Поэтому животные избегают дотрагиваться до молочаев. В теле растения сок находится под некоторым давлением, и стоит надломить лист или веточку, как он выступает и попадает в рот, прежде чем животное успевает отстраниться. Сок обжигает, и животное хорошо запоминает это растение.
Молочаи, которые произрастают в наших полях и лесах, называли когда-то "бесовым молоком". Если "бесово молоко" случайно попадет в глаза, человек может полностью лишиться зрения. Внешне эти растения не сильно различаются между собой. У них прямой, ветвистый стебель, очередные или супротивные листья в основном ланцетной формы, зонтиковидные соцветия желто-зеленого цвета. А главное - белый млечный сок. (Есть одно исключение - без млечного сока молочай пролесник).
Будьте осторожны. Пожалуйста, не забывайте, что все эти растения ядовиты. Работать с ними желательно в перчатках. А после работы помыть руки.

Ядовитые молочаи. Млечный сок молочаев - самый богатый по разнообразию ядовитых веществ в нем содержащихся. Он был известен и использовался древними египтянами, греками и римлянам. Исследователи полагают, что семейство молочайных получило свое название от слова "эвфорбиум". Так в древности именовалось вещество, получаемое из африканских молочаевEuphorbia resinitera и Euphorbia canariensis . Это высокие безлистные растения, похожие на кактусы. На ребрах стволов растений делали надрезы и затем собирали млечный сок, твердеющий на воздухе. Он использовался как целебное средство. В прошлом сок применялся при укусах бешенных животных, для выведения веснушек, мозолей и бородавок. Вещество евфорбий получали также в странах Юго-Восточной Азии, на Аравийском полуострове и в Египте. Собирали его очень осторожно, завязывая рот и нос платком, чтобы пыль евфорбия не попадала в органы дыхания. Пыль вызывала сильнейшее чихание, воспаление слизистых путей и пузыри на коже.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Елена Лукьянова пишет:
Какие цветы пристойны для храма? На этот вопрос можно бы ответить кратко – все, что красивы и благоухающи. Розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы, а из дикорастущих – примулы, ландыши, купальницы-жарки, бессмертники-иммортели, золотарники.
Праздничные белые букеты вяжут из пышных пионов, георгинов, хризантем и роз. Естественно, у роз предварительно удаляют шипы, чтобы не отпугивали зрителя. Букет сирени ставят лишь в обширном храме, иначе ее сильный запах заглушит благовония. Это же относится и к жасмину и, само собой, к черемухе.
Фиалки, дубравные ветреницы, ландыши, а летом васильки, бессмертники (иммортели), поставленные в маленьких сосудах, привлекут внимание своим трогательным, застенчивым обликом. Кстати, о гвоздичках. В церковном обиходе конечно же предпочтение отдают гвоздикам бледных расцветок, красные уже прочно усвоены сознанием как символ опрокидывателей тронов и престолов, тех, кто навязывает народам свои насильственные понятия о свободе.
Не для храма растения сомнительного достоинства. Взять, к примеру, багульник, по-другому рододендрон. Его цветущие ветки испускают тяжелый, пьянящий запах. По этой же причине не подойдут для украшений полыни, пижма, конопля, табаки. Не приличествуют святому месту ядовитые растения: черемица, ясенец, акониты, белена, волчье лыко (дафна). Колючие травы и ветки кустарников, вроде боярышника, акации, терновника, тоже неуместны в храме. Исключаются из обихода и так называемые колдовские травы, за которыми молва закрепила отрицательный сакральный смысл. Речь идет о дербеннике иволистном, известном как плакун-трава, кувшинке (одолень-трава), кошачьей лапке (нечуй-ветер). В ряду непригодных для храма трав будут в первую очередь ядовитые и отталкивающие, такие как лютики, татарники, репейники, сорняки – злые былия. Полынь и пижма чадят тяжелым запахом и тоже непригодны – перебивают каждение. Растения, по народным поверьям навлекающие беду, к примеру рогоз, в храм также не приносят. Обыкновенные же наши папоротники – орляк и щитовник – относятся к числу "добрых", их листья – вайи – берут для цветочных композиций.

Хотела бы добавить к теме.
Когда я, еще в самом начале своей цветочной работы в церкви, подошла к отцу настоятелю  с подобными выше разговорами, то он мне ответил так:  "Если мы делим растения на хорошие и плохие, то верим что они могут быть магическими или иметь какой-либо сакральный смысл. А это противоречит нашей православной вере. Все растения сотворены Господом и только люди вкладывают в них плохой смысл."
 И потому, запретил мне так делить растения и благословил использовать любые растения в цветочных украшениях. Даже и колючие. Я же, конечно, кактусы не использую при убранстве икон цветами (хотя он и их отметил добрым словом), но лютики, пижму, красную гвоздику и веточки с плодами боярышника использую, в зависимости от Праздника. smile;)
Цитата
Татьяна Пушкарева пишет:
Если мы делим растения на хорошие и плохие, то верим что они могут быть магическими или иметь какой-либо сакральный смысл. А это противоречит нашей православной вере. Все растения сотворены Господом и только люди вкладывают в них плохой смысл

Вполне согласен.
При этом, разумеется, нужно руководствоваться такими критериями, как безопасность, сочетание с интерьером и проч.
Важно учитывать и менталитет местного населения, деликатно воспитывая прихожан и постепенно искореняя предрассудки.
Насчет кактусов - на Святой Земле видел украшенные ими храмы, только не внутри, а снаружи, в палисаднике.
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
Цитата
Татьяна Пушкарева пишет:
Если мы делим растения на хорошие и плохие, то верим что они могут быть магическими или иметь какой-либо сакральный смысл. А это противоречит нашей православной вере. Все растения сотворены Господом и только люди вкладывают в них плохой смысл
Вполне согласен. При этом, разумеется, нужно руководствоваться такими критериями, как безопасность, сочетание с интерьером и проч.
Важно учитывать и менталитет местного населения, деликатно воспитывая прихожан и постепенно искореняя предрассудки.
Насчет кактусов - на Святой Земле видел украшенные ими храмы, только не внутри, а снаружи, в палисаднике.

Отец Олег, благословите. 
Важен не менталитет населения, а Предание Церкви. После грехопадения вся природа повреждена, не только человеческая. В иллюстрациях Шнорра, например, в сюжете "Изгнание из Рая" мы видим райские растения внутри ограды Рая и терние за его оградой. А храм - это Райский сад:

 "Благолепие храма означает красоту Рая, потому что божественный храм изображает Рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары" [Святитель Симеон Солунский],  поэтому в искусстве Церкви мы видим природу не земную, а преображённую, в том числе и растительную.

 Преподобный Варсонофий Оптинский объясняет нам различие райских и земных красот растительного мира с помощью сравнения чудной статуи великого мастера и её осколков. В осколках сохраняются признаки красоты линий, но прежней красоты гармонии и цельности уже не получить.

 Грехопадение первых людей разрушило красоту Божьего мира, оставив одни осколки, по которым можно только представлять, как прекрасен был Райский сад. Не потому ли и на иконах, и стенописях православных храмов растительные формы особенные – неземные, преображённые. Из того, что в Саду Эдема была совершенная полнота бытия, и человек был другой – «из тонкой материи», можно предположить, что и растения, созданные Творцом в особых условиях, отличных от земных, также обладали не только родственными с земными растениями свойствами, но и другими – особыми – сущностными качествами и внешними отличиями от форм земной природы – «наименее чтимой материи», так как служили они человеку, в связи с особыми целями и задачами, которые были поставлены Творцом.

 Об этом свидетельствуют также Святитель Василий Великий, Преподобный Ефрем Сирин, Святитель Филарет Московский. Достаточно напомнить, что у розы в Райском саду шипов не было, деревья находились в непрестанном и одновременном цветении и плодоношении «вечном» (об этом свидетельствует и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, описывая своё небесное видение [1]); тернии там не произрастали, можно также предположить, что отсутствовали растения-паразиты, растения-хищники и ядовитые.

 Митрополит Макарий (Булгаков), обобщая разные святоотеческие мнения и высказывания относительно того, насколько сильно изменился мир после трагедии грехопадения, выделяет и ядовитость некоторых растений для человека. Неплодоносящее дерево свидетельствует о несовершенстве мира, ибо дерево существует для того, чтобы приносить плоды (вспомним неплодную смоковницу). Но точно определить степень изменения природы невозможно, так как не видели первозданной славы и красоты, хотя имеются среди святых отцов и разногласия при обсуждении степени повреждённости окружающего мира после грехопадения. 

Преподобный Силуан Афонский в своих «Заметках…» пишет, что «… цветы напоминают нам рай земной, в котором жил Адам, и к нему приходил Господь», но «какая красота Рая, нам неизвестно, и побывать там нельзя, потому что душа несмиренна, горделива, и за это Господь не даёт знать, что делается на небесах. Но смиренным святым Господь показывал Рай,  но рассказать ясно, не скажешь, да и ум наш не понимает. Но Господь сказал: Царствие внутри вас есть. А внутри садов нет, а Дух Святой есть в православных христианах… Если бы мы были смиренны, то Господь дал бы нам видеть Рай каждый день».

 Поэтому и вопрос о нахождении ядовитых растений и растений-паразитов - не праздный для благоукрасителей, а разве только для благоукрасителей? А что касается  колючек - это тернии и волчцы - символ греха, прежде всего, и не в безопасности тут дело, несмотря на то, что крови в православном храме быть не должно, но первопричина:  свидетельство грехопадения и символический образ греха, исключает и травмоопасность.
 С поклоном, р.Б. Ольга.
 
[1] Четьи-Минеи Свт. Димитрия Ростовского, 2 октября.
Цитата
Ольга Малова пишет:
Важен не менталитет населения, а Предание Церкви.

Не нужно подменять одно другим. Простите, но "иллюстрации Шнорра" - не есть выражение Св. Предания, а лишь вольные "вариации на тему", не более того.
Согласие отцов в учении о Рае также лежит отнюдь не в плоскости мнений "были ли у розы шипы до грехопадения".
Для многих, в т.ч. и из перечисленных Вами Отцов, Рай и Мiр до грехопадения были или должны были бы быть одним целым. Например, блаженный Августин предполагает, что животные и стихии из окружающего мира не могли вредить безгрешному человеку, подобно тому, как львы не представляли опасности для святого пророка Даниила (Дан. 6:22), а ехидна не причиняла вреда апостолу Павлу (Деян. 28:5); «земля и раньше [до грехопадения, за пределами рая – свящ. О. М.] рождала волчцы и терния, но не для труда человека, а для соответственной пищи таким или иным животным, так как есть животные, которые с удобством и не без удовольствия питаются этого рода растениями; для человека же, в тягостный труд ему, она начала рождать их с того времени, как после греха он стал обрабатывать землю <…>, что и обозначается прибавлением слова тебе, так как сказано не: терния и волчцы возрастит, но: возрастит тебе, т. е. – для тебя, для твоего труда [отселе] начнет рождаться то, что прежде рождалось только для питания животных» («О книге Бытия буквально, в 12 книгах», книга 3, главы 15, 18).
Упоминаемый же Вами святитель Филарет (Дроздов) в своих "Толкованиях на книгу Бытия" замечает: «Нет нужды полагать, что проклятие произвело на земле новые роды тварей. И благословенная земля могла произращать терние и волчцы, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо».
А в Новом Завете, тем паче, критерии иные: напомню, что было открыто св. ап. Петру (Деян. 10 гл.): "что Бог очистил, того ты не почитай нечистым".
"Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" (Тит. 1:15) - это уже о "менталитете".
Никто не призывает специально украшать храм "терниями и волчцами", но наличие того или иного "нетрадиционного" растения в силу ряда обстоятельств, если это никого не соблазняет, не калечит и не отравляет, вполне допустимо, ибо "ибо Господня земля, и что наполняет ее" (Пс. 23:1; 1 Кор. 10:26, 28).
Напомню, что в день Успения Божией Матери на греческом острове Кефалония (Κεφαλλονιά) у чудотворной иконы Панагия Федуса в храм, к образу Пречистой Девы сползаются со всей округи, страшно сказать... небольшие маленькие ядовитые змейки, что считается знамением особой милости Божией!
Храни Господь!
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
Цитата
Ольга Малова пишет:
Важен не менталитет населения, а Предание Церкви.
Не нужно подменять одно другим. Простите, но "иллюстрации Шнорра" - не есть выражение Св. Предания, а лишь вольные "вариации на тему", не более того.
Согласие отцов в учении о Рае также лежит отнюдь не в плоскости мнений "были ли у розы шипы до грехопадения".
Для многих, в т.ч. и из перечисленных Вами Отцов, Рай и Мiр до грехопадения были или должны были бы быть одним целым.
Например, блаженный Августин предполагает, что животные и стихии из окружающего мира не могли вредить безгрешному человеку, подобно тому, как львы не представляли опасности для святого пророка Даниила (Дан. 6:22), а ехидна не причиняла вреда апостолу Павлу (Деян. 28:5); « земля и раньше [до грехопадения, за пределами рая – свящ. О. М.] рождала волчцы и терния, но не для труда человека, а для соответственной пищи таким или иным животным, так как есть животные, которые с удобством и не без удовольствия питаются этого рода растениями; для человека же, в тягостный труд ему, она начала рождать их с того времени, как после греха он стал обрабатывать землю <…>, что и обозначается прибавлением слова тебе , так как сказано не: терния и волчцы возрастит, но: возрастит тебе , т. е. – для тебя, для твоего труда [отселе] начнет рождаться то, что прежде рождалось только для питания животных » («О книге Бытия буквально, в 12 книгах», книга 3, главы 15, 18).
Упоминаемый же Вами святитель Филарет (Дроздов) в своих "Толкованиях на книгу Бытия" замечает: « Нет нужды полагать, что проклятие произвело на земле новые роды тварей. И благословенная земля могла произращать терние и волчцы, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо ».
А в Новом Завете, тем паче, критерии иные: напомню, что было открыто св. ап. Петру (Деян. 10 гл.): " что Бог очистил, того ты не почитай нечистым ".
" Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть " (Тит. 1:15) - это уже о "менталитете".
Никто не призывает специально украшать храм "терниями и волчцами", но наличие того или иного "нетрадиционного" растения в силу ряда обстоятельств, если это никого не соблазняет, не калечит и не отравляет, вполне допустимо, ибо " ибо Господня земля, и что наполняет ее " (Пс. 23:1; 1 Кор. 10:26, 28).
Напомню, что в день Успения Божией Матери на греческом острове Кефалония (Κεφαλλονιά) у чудотворной иконы Панагия Федуса в храм, к образу Пречистой Девы сползаются со всей округи, страшно сказать... небольшие маленькие ядовитые змейки, что считается знамением особой милости Божией!
Храни Господь!

Отец Олег, благословите. 

Я знала, что Шнорр вызовет у Вас такое отношение. И привела я его не как свидетельство Предания Церкви, а лишь пример того, что в искусстве Церкви (иконография, орнаменты, росписи) колючих и ядовитых растений нет, если только как намёк на сорняки - символ язычества при написании образа ветхозаветного пророка: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце». 

И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия) при приятнейшем своём благоухании, имеет ещё три листка, коими образует три богоначальныя ипостаси Святыя Троицы, во имя которых совершается божественная баня пакибытия, разумею спасительное крещение, в котором и через которое прежняя пустыня, то есть, составленная из языческих народов церковь, очистилась и процвела, то есть обновилась как цвет, именуемый крин. 

Хотя и роза благоухает и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святыя Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом, почему и не приличествует для показания тайны Святыя Троицы. Ибо терние [1] в Священном Писании берётся для обозначения греха, как например, когда говорится: возвратихся на страсть, егда унзе ми тернъ (Пс. 31: 4), то есть, согрешивши, я не вознерадел о грехе своём, не прошел мимо, как ни в чём не повинный, но тотчас вооружился против него постом, молитвою, слезами и воздыханиями, бдениями и частыми коленоприклонениями, удручая себя и муча плоть свою» [Прп. Максим Грек]. 

Змеи Кефалонии, хотя и не имеют отношения к растениям, но как представители природы лишь являются свидетельством чуда, то есть того, что это исключение, не свойственное природе этих земных существ, которые жалят и убивают человека. Терния и волчцы (Быт. 2: 18; Притч. 24: 31; Иов. 31: 40 и др.) – символы наказания и опустошения, греха, порока, затруднений и препятствий, реальной и духовной бесплодности, пренебрежения своим делом, необдуманных слов, гибель души, последствий неисполнения Божьего промысла. Использовались как орудия пытки (Суд. 8: 7, 16) и однажды из терния был сделан венец (Мф. 27; 29; Мк. 15: 17; Ин. 19: 2, 5).[Земля], производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.  То пусть вместо пшеницы вырастает волчец, и вместо ячменя куколь (Иов 31: 40). 

 Дурные и пустые люди сравниваются с терном и колючей изгородью (Мих. 7: 4). Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом (Еккл. 7: 6). «Язык твой да руководится разумом твоим: слова, произнесённые необдуманно, – волчцы и терние» (Прп. Антоний Великий). В мессианские последние времена вместо терниев вырастут кипарисы (Ис. 55: 13). 

Святитель Григорий Богослов в проповеди о мытаре и фарисее использует этот образ греха: «Как страшен мне грех, как страшно оказаться полным терний и гроздов гоморрских, когда Христос станет судить богов, чтобы каждому воздать о его достоинству и назначить страну, сколько взор вынесет света?». 
Святитель Феофан Затворник в «Мыслях на каждый день», предостерегая от опасностей духовных, дополняет этот образ (Гал. 2: 16-20; Лк. 8: 5-15): «Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. 

Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме.

 Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым».

 Слова тернии и волчцы вообще стоят нераздельно в Священном Писании и означают весьма часто всякую растительность бесполезную, вредную, негодную, как, например, плевелы. В иносказательном смысле употребление этих слов значит опустение (Притч. 24: 30; Ис. 5: 6 и др.), посещение Божьего промысла (Чис. 33: 55), затруднение и препятствия (Притч. 22:5). 

Терние и волчцы были присуждены Богом земле, обречённой проклятию вследствие грехопадения прародителей (Быт. 3: 17-19). Проклята земля в делах твоих, – сказал Господь Адаму, изрекая Свой праведный суд, – со скорбию будешь питаться от нея; терния и волчцы произрастит она тебе… (Быт. 3: 17-19). «Нельзя впрочем, думать, – пишет Святитель Филарет в своих Записках на книгу Бытия, – что именно с этого времени терние и волчцы появились на земле. Благословенная Богом земля могла произращать их, но для тех тварей, которым они служили в пользу и благо; теперь она произращает их человеку и при том там, где он насаждает цветы или сеет пшеницу, дабы память о грехе преследовала его и в трудах, и в удовольствиях».

 В «Книге Соломона Песнь Песней» иносказательно говорится о том, что никакое окружение не может помешать человеку стать лилией или терновником: Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами (Песн. 2: 2). И душа может быть, подобной лилии, выросшей среди терна, как прекрасным растением возросла Пречистая Дева.
 Трудно решить, какие именно виды растений имеются в виду под этими словами. Земля произрастила для человека два вида колючек: одни отталкивают («коц», евр.), а другие цепляются («дардар», евр.). 
Земля отталкивает стремящегося овладеть ею человека и цепляет, когда он стремится оторваться от неё. 
К терниям ботаники относят многие растения, среди них: саркопотериум и ладанник, белый и шалфеелистный, расторопша, бодяк, артишок. 

С поклоном, р.Б. Ольга.


[1] Терноносный – приносящий терния; в переносном смысле – не приносящий добрых дел: терноносный еврейский сонм (1-я п. кан. 4-го гл.).
Изменено: Ольга Малова - 14.02.2014 21:18:02
С Праздником Сретения Господня!
Уважаемая Ольга, Вы, видимо, не внимательно прочитали предыдущее мое сообщение, где вполне ясно говорится о том, что:
а) никто не призывает специально украшать храм одними терниями,
б) ветхозаветные образы имеют относительную применимость к реалиям новозаветным.

Замечу также:

- творения Шнорра мы относим не к иконографии, а к западной религиозной живописи;
- несмотря на наличие шипов, мы не только украшаем розами наши храмы, но и традиционно букет роз вручается при встрече от прихожан и клира Святейшему Патриарху и правящим архиереям (или шипы здесь тоже имеют какой-то особый скрытый мистический смысл ??? );
- Терновому Венцу Спасителя (самой реликвии и ее многочисленным образам) мы поклоняемся как и Животворящему Древу, так что терния в Новозаветном контексте могут иметь совсем другую, противоположную, жизнеутверждающую, искупительную символику;
- колючая ель, появляющаяся в храме Рождественским сочельником - символ райского Древа Жизни; 
- ну а если все-таки строго следовать приведенным Вами образам только как символам греха и оскудения, то Великим постом уж просто необходимо прибирать весь храм терновником, да побольше, чтобы лучше прочувствовать необходимость в слезном покаянии!
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
С Праздником Сретения Господня!
Уважаемая Ольга, Вы, видимо, не внимательно прочитали предыдущее мое сообщение, где вполне ясно говорится о том, что:
а) никто не призывает специально украшать храм одними терниями,
б) ветхозаветные образы имеют относительную применимость к реалиям новозаветным.

Замечу также:

- творения Шнорра мы относим не к иконографии, а к западной религиозной живописи;
- несмотря на наличие шипов, мы не только украшаем розами наши храмы, но и традиционно букет роз вручается при встрече от прихожан и клира Святейшему Патриарху и правящим архиереям (или шипы здесь тоже имеют какой-то особый скрытый мистический смысл ??? );
- Терновому Венцу Спасителя (самой реликвии и ее многочисленным образам) мы поклоняемся как и Животворящему Древу, так что терния в Новозаветном контексте могут иметь совсем другую, противоположную, жизнеутверждающую, искупительную символику;
- колючая ель, появляющаяся в храме Рождественским сочельником - символ райского Древа Жизни;
- ну а если все-таки строго следовать приведенным Вами образам только как символам греха и оскудения, то Великим постом уж просто необходимо прибирать весь храм терновником, да побольше, чтобы лучше прочувствовать необходимость в слезном покаянии!

Отец Олег, благословите. 

Речь разве шла об украшении храма терниями, жизни по ветхозаветным законам, не использовании розы и принятии западно-европейского искусства? 
Ветхозаветные образы прообразовательные и в растительных символах, например, «Песни Песней» мы видим, опять же по толкованию святых отцов, Спасителя и Его Церковь, Матерь Божию и душу христианскую. 
Не только с роз, но и с боярышника, например, шипы всегда удаляются – это общеизвестно даже в миру. Как же можно Райский сад, в котором нет греха убирать терниями? Дом-то Божий, а не наш. 

Символичным представляется объяснение, почему именно из терна был возложен венок на главу Спасителя: как сказано выше, тернистые растения являются символом греха, и Господь смиренным принятием, то есть возложением на Его главу тернового венца, принял на Себя грехи мира.
 «Агнче Божий, Сыне Отечь, /вземляй [1] грех мира, помилуй нас;/ вземляй грехи мира, приими молитву нашу;/ седяй одесную Отца, помилуй нас./ Яко Ты еси един Свят,/ Ты еси един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». [2] 
В память о Терновом венце Спасителя патриархи и архиереи служат Божественную литургию без митр [3] в церкви на Голгофе. 

Во-первых, материал святых отцов дан для информации, а не для того, чтобы Вам противостоять, в нём более чем достаточно новозаветного материала, а не моих суждений и мнений. 

Во-вторых, для меня приведённые цитаты авторитетных отцов Церкви являются правилом и руководством практическим, что каждый для себя решает сам.

 Что касается не ели, а сосны, кипариса и кедра, как растений трисоставного Древа Креста, то здесь символика их вечнозелённости, а не колючести играет роль, как известно, лиственные деревья таким свойством не обладают. Каждому именно из этих деревьев песни церковные придают свой символический смысл (Постная Триодь, среда четвёртой недели. Утреня, Канон Преполовению и Кресту. Песнь 7). 

 Если внимательно прочитать пост, который был Вами поддержан, то речь шла о том, что все растения имеют право быть в православном храме. Именно это и сподвигнуло меня дать материал, а вовсе не для того, чтобы вступать в дискуссию. Ведь то, что сказано двумя священниками, может превратиться в правило, и в храм с любовью понесут всё подряд: ядовитые, с различными запахами (а запахи, как известно имеют особый смысл в храме), не приличествующие по форме и т.д.

 В своей публикации Александр Николаевич Стрижёв, как специалист-ботаник и богослов (регалии перечислять не будем) не просто так заострил внимание на этом: исключить ядовитые и сомнительного достоинства растения.

 Что касается западно-европейского искусства, которое в огромном количестве присутствует в храмах России, то это обстоятельство осложняет и послушание благоукрасителей, так как  композиция по стилю должна соответствовать украшаемому образу, и понимание различий – обязательное знание для аранжировщика, для убедительности привожу две работы на Рождество Христово в 2014 г. 

Подробный разбор – предмет полноценной лекции-практикума. Это и понимание различия готического и византийского орнаментов. В растительных орнаментах готики  появилось множество реальных растений с искусственно созданной средневековой символикой, и даже включение в орнаменты пространства храмов  терниев, то есть растений с колючками, которые в растительной символике Библии представляют грех: терновник, чертополох, репейник и др.

 Но именно орнамент, по о. Павлу Флоренскому «философичнее других ветвей изобразительного искусства» и «облекает наглядностью некие мировые формулы бытия». Нервные «колючие» и гротескные силуэты готического орнамента – яркий отпечаток душевного состояния, которому свойственно болезненное воображение. 
Многосложный орнамент  с разнообразными фантастическими сюжетами и многочисленными уродливыми персонажами, в которых даже листья переходят в человеческие лица и наоборот, не даёт глазу остановиться и создаёт ощущение тревоги, а не мира в душе, и, несмотря на обличительный характер, образы земного греха становятся акцентом, а не святость и небесная благодать. 

Не напоминают ли нам эти особенности восприятия сложнокомпонентной западной орнаментики обильные, со множеством разнообразного растительного материала современные тенденции пёстрой  и роскошной европейской флористики с её ориентированностью на индивидуальное лидерство  в творчестве? 

С поклоном, р.Б. Ольга. 

[1] Взявший.

[2] Славословие великое. Утреня. Всенощное бдение // Всенощное бдение. Литургия. – изд. 2-е. – М.: Московская патриархия, 1991. – 96с. – С. 31.

[3] Митра – (греч. головная повязка) – особый головной убор священнослужителей, украшенный шитьём, небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя.
Уважаемая Ольга, цитат из Свв. Отцов можно приводить много, но важно учитывать, во-первых, контекст написанного и сказанного, во-вторых, понимать, что бывают и разномыслия (такие примеры я приводил выше). Еще несколько ремарок:
Цитата
Ольга Малова пишет:
Как же можно Райский сад, в котором нет греха убирать терниями? Дом-то Божий, а не наш.
С одной стороны - да, с другой - не совсем так. Храм как раз является скорее образом тварной вселенной, а не только рая. Образ рая, неба - Святое Святых - алтарь. Закрытые Царские врата и катапетасма, достаточно редко горящее паникадило и многое другое нам об этом регулярно напоминают.
Цитата
Ольга Малова пишет:
Символичным представляется объяснение, почему именно из терна был возложен венок на главу Спасителя: как сказано выше, тернистые растения являются символом греха, и Господь смиренным принятием, то есть возложением на Его главу тернового венца, принял на Себя грехи мира.
Безусловно так, как и Крест ("Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе" (Гал. 3:13). Но и Кресту и Терновому венцу, равно как Копию, Гвоздям, и их образам мы с благоговением поклоняемся как орудиям Страстей Господних, исцеляющих наши грехи.
Цитата
Ольга Малова пишет:
Что касается не ели, а сосны, кипариса и кедра, как растений трисоставного Древа Креста, то здесь символика их вечнозелённости, а не колючести играет роль, как известно, лиственные деревья таким свойством не обладают.
Тоже вполне с Вами согласен, но тем не менее, занося в храм, колючек-то мы с них не удаляем!
Да и роза с удаленными шипами не перестает быть таковой в целостном восприятии.
Цитата
Ольга Малова пишет:
исключить ядовитые и сомнительного достоинства растения
Тоже согласен. Но любое правило, как известно, может иметь в определенных обстоятельствах и исключения. В каких и почему - я уже написал ранее.
Цитата
Ольга Малова пишет:
в храм с любовью понесут всё подряд: ядовитые, с различными запахами (а запахи, как известно имеют особый смысл в храме), не приличествующие по форме и т.д.
Это, к сожалению, касается не только растений smile:) 

Поэтому настоятель и его помощники с любовью перераспределят - что подходит, а от чего лучше в тех или иных обстоятельствах воздержаться.
Цитата
Свящ. Олег Мумриков пишет:
Уважаемая Ольга, цитат из Свв. Отцов можно приводить много, но важно учитывать, во-первых, контекст написанного и сказанного, во-вторых, понимать, что бывают и разномыслия (такие примеры я приводил выше). Еще несколько ремарок:
Цитата
Ольга Малова пишет:
Как же можно Райский сад, в котором нет греха убирать терниями? Дом-то Божий, а не наш.
С одной стороны - да, с другой - не совсем так. Храм как раз является скорее образом тварной вселенной, а не только рая. Образ рая, неба - Святое Святых - алтарь. Закрытые Царские врата и катапетасма, достаточно редко горящее паникадило и многое другое нам об этом регулярно напоминают.
Цитата
Ольга Малова пишет:
Символичным представляется объяснение, почему именно из терна был возложен венок на главу Спасителя: как сказано выше, тернистые растения являются символом греха, и Господь смиренным принятием, то есть возложением на Его главу тернового венца, принял на Себя грехи мира.
Безусловно так, как и Крест ("Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе" (Гал. 3:13). Но и Кресту и Терновому венцу, равно как Копию, Гвоздям, и их образам мы с благоговением поклоняемся как орудиям Страстей Господних, исцеляющих наши грехи.
Цитата
Ольга Малова пишет:
Что касается не ели, а сосны, кипариса и кедра, как растений трисоставного Древа Креста, то здесь символика их вечнозелённости, а не колючести играет роль, как известно, лиственные деревья таким свойством не обладают.
Тоже вполне с Вами согласен, но тем не менее, занося в храм, колючек-то мы с них не удаляем!
Да и роза с удаленными шипами не перестает быть таковой в целостном восприятии.
Цитата
Ольга Малова пишет:
исключить ядовитые и сомнительного достоинства растения
Тоже согласен. Но любое правило, как известно, может иметь в определенных обстоятельствах и исключения. В каких и почему - я уже написал ранее.
Цитата
Ольга Малова пишет:
в храм с любовью понесут всё подряд: ядовитые, с различными запахами (а запахи, как известно имеют особый смысл в храме), не приличествующие по форме и т.д.
Это, к сожалению, касается не только растений smile:)

Поэтому настоятель и его помощники с любовью перераспределят - что подходит, а от чего лучше в тех или иных обстоятельствах воздержаться.

Отец Олег, благословите.

 1. Я понимаю и знаю, что порой святые отцы дают и противоположные ответы, но все они для нас духовные авторитеты. Понятно, что путь один, только тропинки, ведущие к нему у всех разные. Так, ведь, и священнослужители на один и тот же вопрос, нередко дают противоположные ответы. Они и могут иметь место, как индивидуально- исповедальные (что русскому - хорошо, то немцу - смерть), но нам, хотя бы научиться малочисленные уставные определения, касательно растений исполнять с уважением к Преданию Церкви, к Священному Писанию, святоотеческому наследию, и священнослужители должны нам пример показывать. 

Что же это будет с Церковью, если каждый, даже священнослужитель, во главу угла поставит свои личные суждения или прихожанка на послушании благоукрашения свои личные чувствования и представления  в растительно-цветочных композициях будет воплощать - "красоту" домашнюю наводить. Надо разделять вопросы специальные, касающиеся церковных профессий, и вопросы индивидуально-духовные. 

К сожалению, нередко сегодня можно наблюдать такое явление: когда, например, молодой священнослужитель (а бывает и немолодой), не владея определёнными профессиональными знаниями о богословии растений, аргументы образовательного характера в диалоге заменяет на аргументы обличительного: гордость, прелесть, ересь и т.д.: я так сказал, а ты смиряйся... но Истина во главу угла и Она всего дороже - хиротония не является гарантом духовности и образования, что не исключает благоговейности к сану: христианства нет без Церкви, а Церкви без священства! Но невежество есть грех.

 2. Конечно, Орудия страстей для христиан - святыня, но, что касается терниев венка Христова, то поклоняемся мы ему через искупительный подвиг Спасителя нашего и только благодаря Ему, как земному свидетельству Крестного подвига, а не просто самим терниям, как растениям (мы же не язычники), и, тем более, не как отрицательным символам Священного Писания, которые именно таковыми и будут представлены в композициях храмовых.

 3. А, если мы будем наличие растительных символов греха ставить в параллель с упомянутыми знаками Богослужебной утвари и структурных частей храма, то превратим храм в прославление греха, так как это уже будет смешение на грани богохульства. Какова цель искусства в Церкви и преимущество образов? 

4. Какие тернии могут быть у Плащаниц, Святых мощей, икон и т.д. Конечно, можно и "передёрнуть" и сказать, что это символ тех грехов, которые победили святые и т.д., чтобы  всегда помнили о своих грехах, но главная цель - спасение, через покаяние конечно, но святость-то важнее, они первостепенные - в этом цель Церкви и каждого христианина и, что логично, образы малого жанра - флороблагоукрашения: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3: 16-17). 

 Поэтому дискуссии можно вести бесконечно, но, конечно и они крайне необходимы для всех, но и должны быть установлены  правила - определения - фундаментальные правила общецерковные - соборные,  да и их-то мы умудряемся не выполнять. Написано же в "Богослужебных указаниях", что на Плащаницу возлагается венок, а мы кто, во что горазд... и объяснение найдём, но, как известно, кто верен в малом, тот верен и в большом.

 4. Именно поэтому византийское искусство, по части тех же терниев, так отличается от готического стиля. Есть здесь какое-то лукавство демоническое, вроде бы как обличение греха у католиков, напоминие о грехе, но глаза наши будут во время Богослужения всё время видеть этот грех в храме, а не спасение... уныние это называется в конечном итоге, а не надежда в устремлённости к чистоте и правде Христовой, не подражание святым подвижникам и не прославление святости. 

Если бы современные христиане в массе своей могли бы прочитывать духовные смыслы византийского орнамента, в котором, в отличие от готического терниев нет! А наши предки прочитывали! Иконография - азбука искусства в Церкви, и это надо взять за правило.

 5. Исключения могут быть, но, что касается терниев, то это исключение - Терновый венец Спасителя и только. Возможно, хвойные трисоставного Древа Креста и  привносятся в храм исключительно как вечнозелёные древа в своей целостности, как символ-форма вечности Церкви, вечной жизни христиан, а форма, как известно, дух бережёт, то есть надежда на спасение - светлый безгреховный образ: кипарис - милосердие, кедр - вера благовонная, певг (сосна) - истинная любовь (Постная Триодь, среда четвёртой недели, Утреня, Канон преполовению и Кресту, Песнь 7), а использовать отдельные колючие элементы в украшении праздничной иконы на аналое и не следует. Я этого не делаю, тем более можно в украшении святынь на праздник "Рождество Христово" использовать аспарагус или ваксфлауэр, например, которые внешне "хвойные" - символичные, но мягкие - без колючек.

 К сожалению, батюшка, понимающих настоятелей по части аранжировки цветов не так много, как могло бы и должно быть. Нередко на это послушание смотрят, как на нечто "женское", а потому "незначительное" и даже "второстепенное", что также является не церковным и не духовным. В чём-то виноваты и сами благоукрасители. так как не хотят совершенствоваться ни в профессиональных знаниях, ни в том, чтобы и помочь как-то настоятелю изменить это мнение.

В растениях, в богословии растений заключено всё Домостроительство Церкви: 
Крест - Древо, Церковь - Древо;
лилия - образ Спасителя и Его Церкви, Матери Божией;
розы - Божественная благодать; 
нарцисс - вечная жизнь и др. 

 Через растения Господь проповедует и сегодня, только слепы мы. Вчера работали с батюшкой (игуменом), понимающим глубоко значение этой темы в духовной жизни христианина, над материалами по теме (служит в одном из заграничных приходов нашей Церкви), и он  высказал одну потрясающую мысль, когда разбирали композиции: "Праздничные растительно-цветочные образы должны стать наглядным пособием праздничной проповеди для священнослужителя". А, чтобы стать таковыми, благоукраситель должен потрудиться, а вдохновить его в этом соработничестве должен настоятель с пониманием  глубокого проповедническо-просветительского характера и цели послушания в составлении растительно-цветочных композиций в православном храме (конструкций, по о. Павлу Флоренскому),  а в реальной жизни (общаюсь с коллегами по всей России и из заграничных приходов) это далеко не так, к сожалению. 

С поклоном и благодарностью за общение, будьте с нами почаще, с любовью о Христе, р.Б. Ольга.
«Введение во храм Пресвятой Богородицы» 2013 г. Украшение праздничной иконы  «плат с просфорной монограммой».

 У Царских врат древа (крона дуба) – образ из Акафиста: Радуйся, цвете нетления; радуйся древо светлоплодовитое,   от негоже питаются вернии; радуйся древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози . 
Акафист Пресвятой Богородице. Икос 7-й .

Святитель Григорий Палама, обобщая святоотеческое богословие, поставляет Божию Матерь на ближайшее к Пресвятой Троице место, называя Её живой границей между сотворенным миром и несотворенным бытием Превечного Бога, Творца и Вседержителя всего сущего.
 Венок  (корень) у Древа – образ Церкви, три лилии – образ Трилетствующей. Выносная свеча - образ Спасителя Иисуса Христа - Свет миру.
Цитата
Ольга Малова пишет:
просто самим терниям, как растениям (мы же не язычники), и, тем более, не как отрицательным символам Священного Писания, которые именно таковыми и будут представлены в композициях храмовых. 3. А, если мы будем наличие растительных символов греха ставить в параллель с упомянутыми знаками Богослужебной утвари и структурных частей храма, то превратим храм в прославление греха, так как это уже будет смешение на грани богохульства. Какова цель искусства в Церкви и преимущество образов?

Уважаемая Ольга!
 К сожалению, Вы периодически приписываете мне нечто, что никак уж сказать не мог, а это называется передергивание слов. Разве где-то шла речь о поклонении "самим терниям", "прославлении греха" или "украшения плащаниц терниями"?

Важно также отличать "аргументацию от противоположного" при гипотетическом рассматрении некоторых положений как "абсолютных" от собственно позиции собеседника (это, в частности, о моем "предложении" украшать храм терниями в период Великого поста. smile:)

Между тем, черные великопостные катапетасма, траурные тканевые убраства и облачения, хотя и являются достаточно поздним заимствованием с Запада, прижились в нашей традиции и никак уж не ассоциируются с "прославлением греха"!).

Как было видно из предыдущих публикаций, я не отвергал ни одного Вашего тезиса по существу, предлагая лишь не абсолютизировать их, возводя в ранг непогрешимых догматических установлений.

Почти на все замечания, а также приведенные мною Святоотеческие мысли и цитаты Священного Писания, также не услышал внятного аргументированного ответа - разговор обычно переводится на какую-то другую тему.

Конечно, можно было бы еще поговорить о многих образах и Едином Первообразе в контексте поклонения, "скользящей" многосмысловой аллегории, присутствующей в святоотеческой экзегезе библейских текстов, букве и типологии, соотносимости покаянного настроя, архитектуры, живописи, гимнографии и убранства и т.п., но как только общение начинает сводиться к терминам "богохульство" и назидательным увещеваниям, предпочитаю поставить точку, откланяться и пожелать помощи Божией в трудах!
Досточтимый, отец Олег, благословите. Простите, батюшка, но это самое простое, что можно сделать, бросить своих овец.  А слова и предложения, порой, понимаются по-разному, пишущим и читающим - разный смысл вкладывается. Мы тоже понимаем, что такое типология, экзегетика, аллегория... только тема у нас такая, что затрагивает все аспекты богословия, что весьма непросто. Может, и мне откланяться, тем более, что именно сейчас времени нет совершенно, да и сил тоже, да и Людмиле Александровне есть, чем заниматься, тоже время не всегда бывает... Вот и ещё одно доказательство того, что благоукрасители  не окормляются, чувствуют себя ненужными, а порой и навязчивыми, и им очень нелегко   в этом нелёгком и многоскорбном послушании. Простите Христа ради, р.Б. Ольга.


P.S. О навязчивости и непонимании это я не о себе, а то вновь какой-то иной смысл будет придаваться вышесказанному.  Милостию Божией рядом священники-богословы и исповедники, игуменья, молитвами и участием которых поддерживается постоянно желание познавать и трудиться.
Изменено: Ольга Малова - 19.02.2014 13:47:49
Доброго всем дня! Признаюсь, что несколько раз перечитывала все сообщения по теме, которую затронула Татьяна Пушкарева, в том числе и статью А.Стрижева «ОСТАТКИ РАЯ НА ЗЕМЛЕ: Растения в русском церковном обиходе», и с нескрываемым волнением следила за сложным, изобилующим многочисленными цитатами из святоотеческих книг и высказываниями почитаемых нами святых отцов нашей Церкви, диалогом о.Олега Мумрикова и О.Д.Маловой.
Поскольку в моей голове все труднее укладывалось прочитанное, несомненно, очень важное для каждого христианина – о терниях, об орнаментах, о стилях, об иконографии, о богословии растений и многом-многом другом, - вернулась к сообщению Татьяны.
Цитата
Татьяна Пушкарева пишет: Когда я, еще в самом начале своей цветочной работы в церкви, подошла к отцу настоятелю  с подобными выше разговорами, то он мне ответил так:  "Если мы делим растения на хорошие и плохие, то верим что они могут быть магическими или иметь какой-либо сакральный смысл. А это противоречит нашей православной вере. Все растения сотворены Господом и только люди вкладывают в них плохой смысл." 
 И потому, запретил мне так делить растения и благословил использовать любые растения в цветочных украшениях. Даже и колючие. Я же, конечно, кактусы не использую при убранстве икон цветами (хотя он и их отметил добрым словом), но лютики, пижму, красную гвоздику и веточки с плодами боярышника использую, в зависимости от Праздника.
У меня к Татьяне вопрос: а Вы сами знали о существовании, например, ядовитых растений, а не просто хороших-плохих, магических-сакральных, подходя за благословением? Что-то мне с трудом верится в то, чтобы священник благословил использовать ядовитые цветы…тем более, если бы Вы ему об этом сказали. И еще более странно, что Вы, например, знаете, что растение ядовито и используете его?  А зачем, если не секрет?
Собственно, фраза «…… и благословил использовать ЛЮБЫЕ растения в цветочных украшениях….» и явилась предметом данного разговора. Что понимается под словом «любые»?   Почти уверена, что речь вовсе не шла о заведомо ядовитых растениях, которые собиралась использовать Татьяна, скорее всего, и от колючего боярышника берется «веточка с плодами» для создания гармоничной композиции.

На мой взгляд, о.Олег очень правильно уточнил и дополнил: «При этом, разумеется, нужно руководствоваться такими критериями, как безопасность, сочетание с интерьером и проч. Важно учитывать и менталитет местного населения, деликатно воспитывая прихожан и постепенно искореняя предрассудки».

Трудно не согласиться с тем, что благоукраситель непременно должен иметь знания, хотя бы элементарные, о растениях, которые предполагается использовать, чтобы не нанести вреда и окружающим, и себе (как это, к сожалению, бывает). Это касается использования, по незнанию, ядовитых растений. Использовать лютик мне как-то не приходилось, но может, в силу своей доступности, многие не знают о его ядовитости или не придают этому значения, - о чем и предупреждает А.Стрижев в своей статье (и не только о лютике).
Сейчас нельзя пожаловаться на отсутствие литературы и справочников о растениях, да в интернете много полезной информации. Кстати, это необходимо еще и потому, что и рынок нам предлагает много растений, о свойствах которых не всегда дают продавцы консультации: это и растения тропического происхождения, и молочаи, и гипераструмы, и ранункулюс (лютик азиатский) и пр.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Опять возвращаюсь к тому, как хорошо, что Татьяна открыла эту важную тему, а иначе бы мы и не увидели новых работ Ольги Дмитриевны Маловой, которыми она с нами поделилась. Жаль, что, конечно, не в фотогалерее нашего форума. smile:)smile;)

 И слава Богу, что о.Олег, несмотря на колоссальную занятость, находит время и для нас. Думаю, что общение на волнующие нас темы, связанные с цветочным убранством, каждый из нас, без сомнения, находит в своих храмах. Во всяком случае, в нашем храме это происходит только так - настоятель нашей Георгиевской церкви всегда и во всем наставляет, направляет и доверяет нам. А как возможно иначе? Возникает очень много вопросов, очень много переживаний из-за существующих в цветочном благоукрашении разночтений, разных направлений, нет как таковых правил, совсем немного источников полезного материала и опыта, на которые так нужно опираться благоукрасителям. Может поэтому, излишняя эмоциональность и появляется в сообщениях, и напряженность, ведь у всех есть желание все самое лучшее, все самое чистое донести через цветы прихожанам, прославляя Творца и Создателя – Бога. А у кого не бывает трудностей? - С нами Бог.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
И еще хочу рассказать об одной истории, которая произошла прошлым летом, в самый разгар жаркой погоды в нашем храме. Настоятель нашего храма позвонил мне по телефону и рассказывает, что он везет в машине необыкновенно красивый цветок в горшочке (название которого он не упомнил), который передан в дар нашему храму и его хорошо бы посадить на прихрамовой территории. Цветок, - говорит, - очень необычный, говорят, очень модный, быстро разрастается и будет большим кустом, пахнет очень приятно.....но так сильно, что очень сильно разболелась голова, несмотря на то, что открыты все окна в автомобиле. Пытаюсь расспросить поподробнее, какие цветки, какие листья и т.д. и понимаю, что растение сие называется Дурман обыкновенный, или дурман-трава, или датура, что собственно через некоторое время и подтвердилось при ближейшем рассмотрении. Договорились с батюшкой, что он очень аккуратно поставит его куда-нибудь подальше от глаз, среди посаженных кустов, чтобы потом определиться с его "судьбой".

Небольшое отступление. Огромные чудо-колокола датуры, или в русском варианте, дурман травы, источают дивный тонкий аромат, обволакивающий и дурманящий. Цветы дурмана очень быстро увядают, но это компенсируется тем, что их на кусте бывает очень много. Красота растения достаточно коварна, она скрывает страшное свойство - его ядовитость. Ядовитым в датуре является все: стебли, листья, цветы и даже корни! «Бешеное зелье», а именно так еще называют в народе датуру, получило такое народное название за свойства растения, которое при приеме внутрь вызывает фантастические галлюцинации и бред, а в больших дозах приводит к длительным психическим расстройствам, безумию, потере памяти. 

Вот такой получился подарок. Дурман однозначно решили на территории храма не сажать, во избежании неприятностей, ведь может кто-то, а особенно детишки, они народ любопытный, нечаянно прикоснется или еще что.... Ну о плохом можно не продолжать. Но судьба его сложилась благоприятно: одной из прихожанок он настолько приглянулся, что несмотря на все наши увещевания, она увезла его себе на дачу, аргументировав, что детей маленьких у них нет, а рядом - помойка, где и будет благоухать сие растение. О дальнейшей судьбе датуры не знаю, но сдается мне, что близкие родственники совсем не обрадовались такому выбору. А чем все закончилось - Бог весть.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)