Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Преподобный Серафим 1
10.jpg (217.57 КБ) [ Скачать ]
8.JPG (68.52 КБ) [ Скачать ]
6.jpg (202.07 КБ) [ Скачать ]
9.jpg (190.91 КБ) [ Скачать ]
7.jpg (187.07 КБ) [ Скачать ]
Преподобный Серафим 2
11.jpg (91 КБ) [ Скачать ]
Ольга Дмитриевна, большое  спасибо Вам за такое особое внимание и изложенное мнение о нашей с Еленой работе к Престольному празднику преп. Серафима Саровского, а также и за откровенные размышления по данному поводу.)))

Согласна полностью с Вами, что о предстоящей работе надо обязательно подходить с размышлением для каждого  конкретного случая! Как же без этого? 

Не буду повторяться с ответами, но ведь и так постаралась все наиболее подробно изложить, в т.ч. и мотивы.

Однако, следует отметить, что:

1)  размещая в соответствующих темах форума свои небольшие сообщения по этой работе, надеюсь очевидно, что мною не преследовалась цель рекламы своей деятельности, а лишь на данном конкретном примере показать некоторые интересные практические моменты.

2) думаю, что не следует торопиться с выводами, основываясь только одним просмотром фотографий. Объективная реальность может в разы отличаться!)) Главной роли зеленой гортензии в работе не планировалось, а также и цветосочетания с церковной завесой на Царских Вратах.

 Поэтому, простите, но ни один из предложенных Вами фото цветосочетаний не подошел бы для нашего варианта.
Всем пришлась по душе- от о.благочинного, прот. Иоанна, о. настоятеля, прот.Александра, семи священнослужителям и до прихожан, такая совмещенная, 2-х ярусная радостная цветовая подборка цветов у праздничной иконы и вокруг киота преподобного батюшки Серафима.

Как то, по-особенному, это убранство украшало икону и выделялось на пении Тропаря: " От юности Христа возлюбил еси..." и Величания, усиливая слова: "Ублажаем тя, преподобный отче Серафиме и чтим память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов".

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!  Слава Богу за все!"
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Этими днями прогулялась по просторам и-нета и к своему удивлению нашла еще иные варианты цветочных убранств у иконы преподобного Серафима.
Все фотографии привожу без указания имен исполнителей работ и названий храмов в которых эти иконы * с такими цветочными убранствами, в качестве наглядных примеров деятельности наших цветоукрасителей и всем для размышлений по возникшему цветовому вопросу.))
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
продолжая:
01.jpg (93.31 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
  и такие фото:
9Lh5hGyVALk.jpg (105.28 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
В данной теме надеюсь продолжить общение по вопросу цветосочетания для цветочного убранства иконы к празднику Сретения, как с автором Татьяной Завьяловой, так и с участниками форума. 
Большую часть композиции Татьяна построила из переплетающихся полос кустовой хризантемы, но с контрастным цветовым сочетанием белого и бордо. По внутренней же части венка еще яркими точками просматриваются сине-фиолетовые соцветия статицы, а в верхней части венка центральная группа цветов имеет тоже свои цветовые нюансы.
Мы что-то давно не касались вопроса о цветовой составляющей в своих композициях, которая также способна нести в себе большую часть воплощаемого цветами образного сюжета.
Татьяна, если я не ошибаюсь, то вижу, что и в Вашей работе присутствует некая цветовая идея, поделитесь ею?
CAM00105-1.jpg (124.79 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Да, Людмила Александровна, Вы совершенно правы! В своей работе мне хотелось передать сюжет этого великого праздника Сретения. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Встреча Ветхого и Нового Завета. Отсюда и переплетение белых и бордовых хризантем. Образ старца Симеона я постаралась передать в виде большой белой хризантемы в центральной части композиции. Рядом едва раскрывшаяся белая лилия, как образ Пречистой Богородицы. 
Симеон Богоприимецбыл человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.
С другой стороны хризантемы - совсем нераскрытый бутон лилии - как образ младенца Иисуса. Большая полураскрытая роза с белого цвета с ало-бордовыми кончиками лепестков символизирует вдову Анну-Пророчицу. Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна Пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Ещё два бутона лилии по краям этой цветочной группы и немного в стороне по моему замыслу должны символизировать двух голубиных птенцов, принесённых в жертву Марией и Иосифом. Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифомпришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенцаХриста. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения[2]. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Вкрапления сине-голубой статицы внутри композиции - попытка увязать цветочное оформление с цветом праздничного богослужения и облачения священнослужителей в голубые одежды.
CAM00105-1.jpg (124.79 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Татьяна Завьялова - 25.02.2015 18:01:42 (размер шрифта)
Цитата
Татьяна Завьялова пишет:
... В своей работе мне хотелось передать сюжет этого великого праздника Сретения. ... Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Встреча Ветхого и Нового Завета. Отсюда и переплетение белых и бордовых хризантем. Образ старца Симеона я постаралась передать в виде большой белой хризантемы в центральной части композиции. Рядом едва раскрывшаяся белая лилия, как образ Пречистой Богородицы.... 
...С другой стороны хризантемы - совсем нераскрытый бутон лилии - как образ младенца Иисуса. Большая полураскрытая роза с белого цвета с ало-бордовыми кончиками лепестков символизирует вдову Анну-Пророчицу...  
Ещё два бутона лилии по краям этой цветочной группы и немного в стороне по моему замыслу должны символизировать двух голубиных птенцов, принесённых в жертву Марией и Иосифом.....  
....Вкрапления сине-голубой статицы внутри композиции - попытка увязать цветочное оформление с цветом праздничного богослужения и облачения священнослужителей в голубые одежды.


Татьяна
, что и говорить! Все так, но да и не все так! 
Если цветок лилии и бутон успешно справились с отведенными им ролями, то посмотрим на качество центральной белой хризантемы, которой тут надлежало бы быть более свежей, сияющей, радостной при такой долгожданной, но состоявшейся Встрече! Нижние лепестки, готовые у нее вот-вот поникнуть, говорят об усталости цветка а значит и ее образа. Тут можно было бы сослаться и на почтенный возраст, однако, он не в счет при такой  исторической и ликующей Встрече!
 Хорошо понимаю, что еще с этапа заготовки цветов и после их отпаивая на воде - нет 100% уверенности в последующем их качестве. Особенно, когда исключается дублирование и нет возможности иного выбора. 

Не совсем  согласна с тем, что подразумевается в образе переплетение белых и бордовых хризантем. Пожалуй, что тут по цветовому сочетанию белого и бордо более подходит трактовка Образов Богомладенца и Его Пречистой Матери, а сама встреча Вами уже выложена центральным цветочным акцентом в виде большой белой хризантемы и белого бутона лилии. Другое дело, почему этот бутон Вы даете в композиции с противоположной стороны от цветка лилии? Если посмотреть на икону, то старец Симеон, взяв Младенца на руки не отвернулся с ним от Девы, да тут  и сам цветок лилии тоже направлен в другую сторону, т.е. в итоге, в цветочных образа получилось, что не встреча, а спина к спине!  smile:oops:
По-моему, Вам следовало бы розу выставить чуть выше, на место белого бутона, а два зелененьких бутончика не разъединять и в противовес розе,  поставить их вместе, но позади и правее цветка лилии

Что же касается попытки увязать цветочное оформление с .... ,  то, к сожалению, такого вида попыткой не был найден подходящий вариант. В данном случае определить подходящие места в композиции для установки соцветий синей статицы можно было лишь после завершения всей расстановки цветов по задуманной Вами идее. Так считаю, потому, что роль синей статицы  здесь и заключается лишь в том, чтобы  только слегка ею внести в  композицию требующийся  для провязки синий оттенок.

Татьяна, особо не печальтесь!  Очень хорошо, что так подробненько изложили все этапы работы. 
Надеюсь, что эти небольшие недочеты только помогут Вам в творческих трудах. smile:)
02-1.jpg (180.24 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Цитата
Цитата
Татьяна Завьялова пишет:
... В своей работе мне хотелось передать сюжет этого великого праздника Сретения. ... Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Встреча Ветхого и Нового Завета. Отсюда и переплетение белых и бордовых хризантем. Образ старца Симеона я постаралась передать в виде большой белой хризантемы в центральной части композиции. Рядом едва раскрывшаяся белая лилия, как образ Пречистой Богородицы.... 
...С другой стороны хризантемы - совсем нераскрытый бутон лилии - как образ младенца Иисуса. Большая полураскрытая роза с белого цвета с ало-бордовыми кончиками лепестков символизирует вдову Анну-Пророчицу... 
Ещё два бутона лилии по краям этой цветочной группы и немного в стороне по моему замыслу должны символизировать двух голубиных птенцов, принесённых в жертву Марией и Иосифом..... 
....Вкрапления сине-голубой статицы внутри композиции - попытка увязать цветочное оформление с цветом праздничного богослужения и облачения священнослужителей в голубые одежды.
Татьяна , что и говорить! Все так, но да и не все так! 
Если цветок лилии и бутон успешно справились с отведенными им ролями, то посмотрим на качество центральной белой хризантемы, которой тут надлежало бы быть более свежей, сияющей, радостной при такой долгожданной, но состоявшейся Встрече! Нижние лепестки, готовые у нее вот-вот поникнуть, говорят об усталости цветка а значит и ее образа. Тут можно было бы сослаться и на почтенный возраст, однако, он не в счет при такой исторической и ликующей Встрече!
Хорошо понимаю, что еще с этапа заготовки цветов и после их отпаивая на воде - нет 100% уверенности в последующем их качестве. Особенно, когда исключается дублирование и нет возможности иного выбора. 

Не совсем согласна с тем, что подразумевается в образе переплетение белых и бордовых хризантем. Пожалуй, что тут по цветовому сочетанию белого и бордо более подходит трактовка Образов Богомладенца и Его Пречистой Матери, а сама встреча Вами уже выложена центральным цветочным акцентом в виде большой белой хризантемы и белого бутона лилии. Другое дело, почему этот бутон Вы даете в композиции с противоположной стороны от цветка лилии? Если посмотреть на икону, то старец Симеон, взяв Младенца на руки не отвернулся с ним от Девы, да тут и сам цветок лилии тоже направлен в другую сторону, т.е. в итоге, в цветочных образа получилось, что не встреча, а спина к спине! smile:oops:
По-моему, Вам следовало бы розу выставить чуть выше, на место белого бутона, а два зелененьких бутончика не разъединять и в противовес розе, поставить их вместе, но позади и правее цветка лилии
Что же касается попытки увязать цветочное оформление с .... ,  то, к сожалению, такого вида попыткой не был найден подходящий вариант. В данном случае определить подходящие места в композиции для установки соцветий синей статицы можно было лишь после завершения всей расстановки цветов по задуманной Вами идее. Так считаю, потому, что роль синей статицы  здесь и заключается лишь в том, чтобы  только слегка ею внести в  композицию требующийся  для провязки синий оттенок. 

Татьяна, особо не печальтесь! Очень хорошо, что так подробненько изложили все этапы работы. 
Надеюсь, что эти небольшие недочеты только помогут Вам в творческих трудах. smile:)

Людмила Александровна, большое спасибо за такой подробный комментарий моей работы!
 Очень полезно. 

 Забыла о ещё одном "но"... Оазис на каркас был закреплён таким образом, что его узкая боковина оказалась основной рабочей, а более широкая сторона ушла внутрь, т.о. для формирования центральной композиции у меня было очень мало поверхности оазиса и разместить цветы иначе я попросту не смоглаsmile:(
Цитата
Татьяна Завьялова пишет:
Людмила Александровна, большое спасибо за такой подробный комментарий моей работы! Очень полезно.    ...для формирования центральной композиции у меня было очень мало поверхности оазиса и разместить цветы иначе я попросту не смоглаsmile:(

Нет, не согласна! Иначе и не требуется. Тут всего лишь должна поменяться местами расстановка у парочки цветов и отведенного места на оазисе хватило бы.
Татьяна, простите, что ранее не точно дала пояснение о двух зеленых "бутонах-горлицах". Оказывается, что список иконы несколько отличается от того, который я себе представляла. Когда же увеличила фото с иконой, то и мне стали понятны места размещения, как этих двух бутонов, так и соцветий синей статицы. Сделала Вам, на скорую руку, схематичный набросок для предлагаемого мною варианта с иной расстановкой цветов.
CAM00105-1.jpg (124.79 КБ) [ Скачать ]
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Для еще лучшего изучения основ колористики, добавлю-ка в тему вот эту ссылочку с необычной, на мой взгляд, но очень занимательной цветовой развлекалкой-рисовалкой: "Еще одна красивая флэшка"  smile:Dsmile:Dsmile:D   

 http://reanimar.ru/post160239962/

Принцип рисования очень прост: надо лишь по-разному перемещать мышкой стрелку по экрану, т.о. сразу и начинается этот красочный, захватывающий творческий процесс. Зрителям остается только успевать наблюдать за непрерывно меняющейся красочной палитрой на экране!!!
Можно при рисовании добавить еще и музыку. Для этого, слева, чуть ниже экрана нужно выбрать мелодию, нажать на  кнопку воспроизведения и рисовать, рисовать, рисовать......

На фото: показываю снятые на мобильный мои первые рисунки в этой занимательной и воздушной технике.))
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Людмила, спасибо за ссылочку. Увлекательно. )
Но пока не пойму - как это в колористике помогает?
Как-то встречала ссылки у дизайнеров на цветовые схемы и сочетания. К примеру, вот этот очень полезный (по крайней мере для дизайнеров))  http://colorscheme.ru
Изменено: Юлия Кудрявцева - 20.05.2015 00:12:32
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет:
Людмила, спасибо за ссылочку. Увлекательно. )
Но пока не пойму - как это в колористике помогает?
Как-то встречала ссылки у дизайнеров на цветовые схемы и сочетания. К примеру, вот этот очень полезный (по крайней мере для дизайнеров)) http://colorscheme.ru


Юля
, правда, действует увлекательно! но чтобы понять, как эта игра-развлекалка сможет помочь Вам в колористике, возможно, что для этого просто надо ею почаще увлекаться? smile:D
Превосходно, что и Вы знакомы с работой этой цветовой схемы http://colorscheme.ru smile;)  

Но, скажу, что еще в 2012 году, в посте # 16 от 31.10.2012, когда советовала всем участникам почаще обращаться за подсказками и помощью именно к этой схеме, знала о ней и ранее)) 
Более того, не так уж и давно, в апреле этого года, в посте 457 от 02.04. 2015, но в другой теме:Помощь в церковном цветочном убранстве, где сообщала Елене да и другим пользователям о возможности применения и в нашей цветоукрасительской работе этой схемы.
 Вы же, Юля, лишь подтвердили мое предложение !
Приятно слышать! smile:Dsmile:Dsmile:D
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Дорогие участники форума!

На праздник Покрова Божией Матери я украсила икону только белыми и розовыми цветами (белая хризантема, розовые розы и гипсофила ), хотя наш батюшка был в облачении голубого цвета, думаю получилось не плохо! smile:)smile:)smile:)

Как вы считаете, можно ли мне было так поступать и не учитывать в убранстве цвет богослужебных облачений на этот церковный праздник?
С уважением, Тамара
Добрый вечер, Тамара. Цветочное убранство к празднику Покрова Пресвятой Богородицы получилось очень торжественное, воздушное, сияющее. Убранство из цветов гармонирует с Образами на иконе праздника, очень точно и в то же время символично передает смысл праздника - Покров Пресвятой Богородицы. Замечательная работа!

Предлагаю Вам поразмыслить о маленьком букетике, который Вы расположили в нижней части аналоя. В чем его смысл и каково назначение? Сейчас очень многие из украсителей в храмах "заполняют" это пространство цветами. На мой взгляд, убирать цветами "междуножье" аналоя совершенно нет никакой необходимости. А в Вашем конкретном варианте, судя по выложенной фотографии, пол застелен ковровой дорожкой с плотным цветочным орнаментом. Букетик + цветочный орнамент на ковре создают излишнюю пестроту. Сами по себе резные деревянные "ноги" у аналоя - уже его естественное украшение. Если бы была фотография данного цветочного убранства в Вашем храме общим планом, тогда можно было бы подумать о других вариантах дополнительного расположения цветов.
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Тамара Иванова пишет: "На праздник Покрова Божией Матери я украсила икону только белыми и розовыми цветами (белая хризантема, розовые розы и гипсофила ), хотя наш батюшка был в облачении голубого цвета, думаю получилось не плохо! РисунокРисунокРисунок 

Цитата
Как вы считаете, можно ли мне было так поступать и не учитывать в убранстве цвет богослужебных облачений на этот церковный праздник?
Об этом говорилось и говорится очень много, мнения разные. Конкретных указаний о соответствии убранства из цветов цвету богослужебных облачений на любой праздник НЕТ. То есть церковным каноном установлены определенные цвета облачений священнослужителей и всего церковного убранства (воздухи и покровцы, одежды престола и жертвенника, чехлы аналоя и платы, хоругви и пр.), каждый из них значителен как вещественный церковный символ и как предмет церковного обихода.

Да и само убранство из цветов, честно говоря, не является необходимым для совершения богослужения. Слава Богу, Литургия совершается и может совершаться и при отсутствии цветов! Живые цветы - эти творения Божии вызывают самые трепетные чувства, покоряют взоры и сердца своей красотой, отличаются разнообразием, но это материал хрупкий, недолговечный, привносится в храмы на очень короткое время своей "скоротечной жизни". Поэтому, на мой взгляд, цветочное убранство должно оставаться цветочным, а не церковным.
Другое дело, законы цветосочетания, законы гармонии необходимо изучать и применять в цветочных убранствах в православном Храме, чтобы не нарушать и не разрушать молитвенного устроения, не забивать своими временными цветочными композициями любое свободное пространство в храме, используя приемы все той же светской флористики с какой-то агрессивностью, стремлением закрыть своими " цветочными творениями", к примеру, уже имеющуюся тонкой работы мастеров резьбу на киотах или на иконостасе, которая, кстати сказать, имеет прямое отношение к церковному убранству Храма.

Поделюсь своими размышлениями, почему пришла к такому выводу. В качестве аргументов буду давать ссылки на материалы, размещенные в интернете.

Немного истории. О развитии профессиональной флористики (начало 90-х годов), об инициативах и идеях украшения цветами храмов. Фрагмент из беседы с директором Образовательного центра «ЭФдизайн» Ириной Давыдовой (от 01.09.2008 г.), в котором начал проводиться и проводится «уже который год специализированный курс «Цветы в Православии»:

-  «…В 1994–96 годах мне довелось быть организатором и председателем оргкомитета больших флористических фестивалей «Цветы в Кремле». Это были незабываемые дни и для участников этого праздника, и для его гостей. Профессиональная флористика в нашей стране делала только первые шаги, и проведение таких масштабных мероприятий требовало большого труда.
    В 1996 году Московская Патриархия выступила с инициативой проведения в Кремлевском дворце большого праздника «Пасха в Кремле». Это совпало по времени с проведением нашего фестиваля.
    Пасха, цветы, праздник... Во всех залах дворца — выставки цветов, конкурсных работ, посвященных Пасхе и весеннему возрождению природы. В концертное сценическое действо органично вплетаются флористически выполненные костюмы в народных традициях... Незабываемые впечатления.
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил этот праздник в Кремле, и я была удостоена чести сопровождать его по выставке, представляя участников и знакомя с особенностями ремесла. Впечатление от этой встречи и всей атмосферы праздника подкрепило нашу идею о создании специального курса «Цветы в храме».
    Наша инициатива по праздничному оформлению цветами пасхальной патриаршей службы в кафедральном Богоявленском соборе в 1997 году была одобрена священноначалием, и затем превратилась в традицию. Мы также работали в Даниловом монастыре, Сретенском монастыре, на освящении храма в Софрино. У нас тогда уже второй год существовала Школа флористики, и наши слушатели и выпускники вместе с преподавателями стали принимать участие в оформлении этих торжественных церемоний.
    Полученный практический опыт подкрепил идею создания специального курса в рамках школы. Его методическую разработку взяла на себя Елена Яковлевна Юдаева, обладающая уникальным опытом методической и преподавательской работы. 
    Однако до реализации этой идеи прошел не один год. Задача требовала серьезного осмысления»...
С полным текстом беседы можно ознакомиться здесь: Библиотека по цветоводству. Цветы в храме. http://flowerlib.ru/news/item/f00/s01/n0000103/index.shtml

В 1996 г. вышла в свет замечательная книга Александра Николаевича Стрижева, прозаика, литературоведа, библиографа, «Цветы и храм». Материалы из этой книги были почти полностью, с небольшими дополнениями (предположительно авторскими - Е.Я.Юдаевой) взяты за основу для написания своих статей по украшению цветами православных храмов. Думается, что на тот момент другой информации было взять особенно негде.

С текстом «Цветы и храм» А.Н.Стрижева можно ознакомиться, пройдя по одной из ссылок http://el-eparhy.ru/cvety-v-xrame/. Приведу лишь цитату из нее, потому что, похоже, неправильное понимание и/или незнание, что означает церковное убранство в храме, а отсюда,  соответственно, неправильная трактовка написанного, привели к сейчас уже повсеместному распространению ОШИБОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, что цветы, которыми убирается храм должны быть такого же цвета, что и облачения священнослужителей. (Жирным шрифтом некоторые слова и словосочетания выделены мной, чтобы обратить на них особое внимание).

«…Подбор растений во многом связан с тем или иным сезоном, со своеобразием местности. Но есть и определенные традиции украшения церквей. В храме все едино, все согласовано. Церковное убранство должно соответствовать облачениям священнослужителей, цвета которых глубоко символичны. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков и святителей 
отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета. В праздники Богородицы, бесплотных Сил Небесных облачения голубые или белые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим празднуются в зеленых облачениях. Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз – фиолетовый или темно-красный, в посты – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный.
Растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник. Цветы, зелень призваны оттенить и даже выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события». 

Теперь для сравнения цитирую фразу, написанную в одной из статей Е.Я.Юдаевой, и также выделю жирным шрифтом некоторые слова для наглядности. «Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный». 

Полностью тексты статей можно посмотреть по ссылкам: http://agniyogaineverydaylife.bestforums.org/viewtopic.php?f=15&t=668, http://www.plantopedia.ru/news/details/floristika2/ukrashenie_hrama_tcvetami/, http://hram-ckb1rzd.prihod.ru/cvety-v-xrame/. В этих статьях все очень правильно написано о том, как нужно убирать цветами наши православные храмы, но только на практике получается все с точностью наоборот (в большинстве случаев), все перевернулось с ног на голову, «крупным помолом» тиражируется и быстро распространяется. 

В этих статьях еще есть один интересный момент/рекомендация об использовании искусственных цветов в храме. Но об этом – в другой теме. 

Вот такая закралась ошибочка))) или, может быть, это было придумано намеренно, чтобы хоть как-то отличить украшения цветами в храмах от того, что делается флористами в миру, поскольку приемы и формы используются одни и те же. Бог весть.

Дорогая Тамара и многие-многие другие, ответ на волнующий всех вопрос звучит, видимо, так: растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот  или иной праздник, а не соответствовать облачениям священнослужителей. И знать цвет облачений нужно лишь для того, чтобы создать гармоничное цветочное убранство к определенному празднику в православном Храме.
Изменено: Ольга Исаковская - 05.11.2015 13:07:42
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь»
------------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Цитата
Тамара Иванова пишет: "На праздник Покрова Божией Матери я украсила икону только белыми и розовыми цветами (белая хризантема, розовые розы и гипсофила ), хотя наш батюшка был в облачении голубого цвета, думаю получилось не плохо!
Цитата
Как вы считаете, можно ли мне было так поступать и не учитывать в убранстве цвет богослужебных облачений на этот церковный праздник?
Об этом говорилось и говорится очень много, мнения разные. Конкретных указаний о соответствии убранства из цветов цвету богослужебных облачений на любой праздник НЕТ . То есть церковным каноном установлены определенные цвета облачений священнослужителей и всего церковного убранства (воздухи и покровцы, одежды престола и жертвенника, чехлы аналоя и платы, хоругви и пр.), каждый из них значителен как вещественный церковный символ и как предмет церковного обихода.

Да и само убранство из цветов, честно говоря, не является необходимым для совершения богослужения. Слава Богу, Литургия совершается и может совершаться и при отсутствии цветов! Живые цветы - эти творения Божии вызывают самые трепетные чувства, покоряют взоры и сердца своей красотой, отличаются разнообразием, но это материал хрупкий, недолговечный, привносится в храмы на очень короткое время своей "скоротечной жизни". Поэтому, на мой взгляд, цветочное убранство должно оставаться цветочным , а не церковным .
Другое дело, законы цветосочетания, законы гармонии необходимо изучать и применять в цветочных убранствах в православном Храме, чтобы не нарушать и не разрушать молитвенного устроения, не забивать своими временными цветочными композициями любое свободное пространство в храме, используя приемы все той же светской флористики с какой-то агрессивностью, стремлением закрыть своими " цветочными творениями", к примеру, уже имеющуюся тонкой работы мастеров резьбу на киотах или на иконостасе, которая, кстати сказать, имеет прямое отношение к церковному убранству Храма.

Поделюсь своими размышлениями , почему пришла к такому выводу. В качестве аргументов буду давать ссылки на материалы, размещенные в интернете.

Немного истории. О развитии профессиональной флористики (начало 90-х годов), об инициативах и идеях украшения цветами храмов. Фрагмент из беседы с директором Образовательного центра «ЭФдизайн» Ириной Давыдовой (от 01.09.2008 г.), в котором начал проводиться и проводится «уже который год специализированный курс «Цветы в Православии»:

- «…В 1994–96 годах мне довелось быть организатором и председателем оргкомитета больших флористических фестивалей «Цветы в Кремле». Это были незабываемые дни и для участников этого праздника, и для его гостей. Профессиональная флористика в нашей стране делала только первые шаги, и проведение таких масштабных мероприятий требовало большого труда.
В 1996 году Московская Патриархия выступила с инициативой проведения в Кремлевском дворце большого праздника «Пасха в Кремле». Это совпало по времени с проведением нашего фестиваля.
Пасха, цветы, праздник... Во всех залах дворца — выставки цветов, конкурсных работ, посвященных Пасхе и весеннему возрождению природы. В концертное сценическое действо органично вплетаются флористически выполненные костюмы в народных традициях... Незабываемые впечатления.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил этот праздник в Кремле, и я была удостоена чести сопровождать его по выставке, представляя участников и знакомя с особенностями ремесла. Впечатление от этой встречи и всей атмосферы праздника подкрепило нашу идею о создании специального курса «Цветы в храме».
Наша инициатива по праздничному оформлению цветами пасхальной патриаршей службы в кафедральном Богоявленском соборе в 1997 году была одобрена священноначалием, и затем превратилась в традицию. Мы также работали в Даниловом монастыре, Сретенском монастыре, на освящении храма в Софрино. У нас тогда уже второй год существовала Школа флористики, и наши слушатели и выпускники вместе с преподавателями стали принимать участие в оформлении этих торжественных церемоний.
Полученный практический опыт подкрепил идею создания специального курса в рамках школы. Его методическую разработку взяла на себя Елена Яковлевна Юдаева, обладающая уникальным опытом методической и преподавательской работы.
Однако до реализации этой идеи прошел не один год. Задача требовала серьезного осмысления»...
С полным текстом беседы можно ознакомиться здесь: Библиотека по цветоводству. Цветы в храме. http://flowerlib.ru/news/item/f00/s01/n0000103/index.shtml

В 1996 г. вышла в свет замечательная книга Александра Николаевича Стрижева , прозаика, литературоведа, библиографа, «Цветы и храм» . Материалы из этой книги были почти полностью, с небольшими дополнениями (предположительно авторскими - Е.Я.Юдаевой) взяты за основу для написания своих статей по украшению цветами православных храмов. Думается, что на тот момент другой информации было взять особенно негде.

С текстом «Цветы и храм» А.Н.Стрижева можно ознакомиться, пройдя по одной из ссылок http://el-eparhy.ru/cvety-v-xrame/ . Приведу лишь цитату из нее, потому что, похоже, неправильное понимание и/или незнание, что означает церковное убранство в храме, а отсюда, соответственно, неправильная трактовка написанного, привели к сейчас уже повсеместному распространению ОШИБОЧНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ , что цветы, которыми убирается храм должны быть такого же цвета, что и облачения священнослужителей. (Жирным шрифтом некоторые слова и словосочетания выделены мной, чтобы обратить на них особое внимание).

«…Подбор растений во многом связан с тем или иным сезоном, со своеобразием местности. Но есть и определенные традиции украшения церквей. В храме все едино, все согласовано. Церковное убранство должно соответствовать облачениям священнослужителей , цвета которых глубоко символичны. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков и святителей
отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета. В праздники Богородицы, бесплотных Сил Небесных облачения голубые или белые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим празднуются в зеленых облачениях. Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз – фиолетовый или темно-красный, в посты – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный.
Растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник . Цветы, зелень призваны оттенить и даже выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события».

Теперь для сравнения цитирую фразу, написанную в одной из статей Е.Я.Юдаевой, и также выделю жирным шрифтом некоторые слова для наглядности. «Цветы должны гармонировать с основным цветом отмечаемого праздника, соответствовать облачениям священнослужителей. Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный».

Полностью тексты статей можно посмотреть по ссылкам: http://agniyogaineverydaylife.bestforums.org/viewtopic.php?f=15&t=668 , http://www.plantopedia.ru/news/details/floristika2/ukrashenie_hrama_tcvetami/ , http://hram-ckb1rzd.prihod.ru/cvety-v-xrame/ . В этих статьях все очень правильно написано о том, как нужно убирать цветами наши православные храмы, но только на практике получается все с точностью наоборот (в большинстве случаев), все перевернулось с ног на голову, «крупным помолом» тиражируется и быстро распространяется.

В этих статьях еще есть один интересный момент/рекомендация об использовании искусственных цветов в храме. Но об этом – в другой теме.

Вот такая закралась ошибочка))) или, может быть, это было придумано намеренно, чтобы хоть как-то отличить украшения цветами в храмах от того, что делается флористами в миру, поскольку приемы и формы используются одни и те же. Бог весть.

Дорогая Тамара и многие-многие другие, ответ на волнующий всех вопрос звучит, видимо, так: растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник, а не соответствовать облачениям священнослужителей . И знать цвет облачений нужно лишь для того, чтобы создать гармоничное цветочное убранство к определенному празднику в православном Храме.

Ольга, вместо Тамары я скажу Вам большое спасиБо за этот грамотный и полноценный ответ! Уже прошло как с пол-года, а видела ли она Ваш ответ, читала ли? Вопрос!

 Как прекрасно, доходчиво все Вы изложили о гармонии и тождестве между выбором цветочных оттенков для цветочного убранства у иконы и цветом облачения. Молодец!
Ведь скоро праздник Святителя и Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, Николая! Неужели  в цветочных убранствах у икон на "Николу-летнего" опять во главе цветов будет "сиять" то нелепое цветочное сочетание белого и желтого, подбитое с двух сторон зеленым  рускусом, папортником или салалом? 
Пожалуйста, не забывайте пользоваться и открывайте цветовые схемки.smile;) 
Пробегитесь по теме- в ней уже найдете много подобных образцов и схем. Есть примеры и определение процента  выбора каждой цветовой части для получения гармоничного сочетания в работе. Время еще есть и правильный выбор за нами!
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет: Ведь скоро праздник Святителя и Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, Николая! Неужели  в цветочных убранствах у икон на "Николу-летнего" опять во главе цветов будет "сиять" то нелепое цветочное сочетание белого и желтого, подбитое с двух сторон зеленым  рускусом, папортником или салалом? 

Еще раз процитировала свои же слова, размещенные в посте выше #118, почти как год назад, от 17 мая 2016г. С тех пор - столь длительное молчание следует понимать под каким, все-таки, знаком: одобрения  или нет?

Также попрошу всех участников вновь внимательно перечитать и предыдущий пост #117 от 05.11.2016г., выложенный Ольгой Исаковской, чтобы еще и еще раз обратить свое внимание на смысл в приводимой цитаты: 

 "Церковное убранство должно соответствовать облачениям священнослужителей, цвета которых глубоко символичны", - взятой из брошюры А.Н. Стрижева "Цветы и храм".  Церковное, но ведь не цветочное! Надо понимать, что речь тут идет про аналойники и прочую церковную утварь из ткани. 

Все так и есть на самом деле! Не раз и сама видела, как наша старшая по-храму, Ирина Анатольевна, всякий раз, до начала вечернего богослужения и, уточнив у настоятеля цвет облачения у священнослужителей к службе, быстро заменяет все имеющиеся в храме аналойники и пр. на соответствующие облачениям цвета.  

А вот "растения, используемые для украшения храма, должны гармонировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник . Цветы, зелень призваны оттенить и даже выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события" - поясняет А.Н.Стрижев. 

Далее, кто не в курсе или же забыл, внимательно прочтите и то, когда, кем и каким образом эти два понятия "соответствовать" и "гармонировать" нашли свою ОШИБОЧНУЮ интерпретацию уже в материалах и статьях по церковной, храмовой флористике, в цветочных убранствах и делайте выводы! 
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
В этом разделе хочу ответить на вопрос, заданный Людмилой Александровной в  разделе "Гостинной" по поводу использования в цветочном убранстве на Венчание синего цвета, т.к. свадьба (об украшении которой я пишу) была в синих тонах.

Начну с конца - синие окрашенные  хризантемы во время совершения Таинства Венчания были в тон нарядным элементам у молодоженов и орнаменту рушника. Иконы для Благословения тоже были перевязаны синими лентами. Все это было гармонично и радовало глаз. Признаюсь, что чувство удовлетворённости от успешной работы смешивалось с ощущением неловкости, что я переоблачила Храм Божий в синий ультрамариновый цвет ради прихоти человеческой.

Подобная мысль у меня возникла на стадии подготовки к работе. Но взвесив все "за" и "против" я все таки решилась сделать украшение с использованием синего цвета, хотя заказчики не настаивали, только выразили пожелание.
Хотелось бы прочитать здесь мнение других участников по этому поводу. Или не использовать подобное украшение на Венчание и совсем отказаться от цветоукрашения Икон. Пока на этот вопрос я для себя отвечаю так: это красиво, вызывает у присутствующих радость и умиление, значит это стоит делать.
1.jpg (65.81 КБ) [ Скачать ]
Елена, спасибо за пояснения), как хорошо, что Вы затронули очень нужный и важный вопрос цветочного убранства в храме к венчанию и открыто выразили свое мнение. 

Тоже собираюсь подключиться к разговору о венчании в синих{любых} тонах в храме, тем более, что несколько дней назад, когда уже был готов и мой развернутый ответ, случилось непредвиденное для меня огорчение - потеря текста при ответе и времени на него(( Сделала вывод, благодаря Бога, - поторопилась, а надо бы прежде услышать мнения других участников. 

Кстати, за эти два дня в нашем "полку" прибыло!  Встречаем еще двоих участниц: Софию Христову, нашу прихожанку из Перловки и Татьяну Брюханову из Красноярска - вот им бы и предоставить прежде всех слово! София, Татьяна, как готовы принять участие?
QUANTUM SATIS!
С уважением, Людмила

https://vk.com/id137749448
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)