Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Не знаю, кто на какой цветочной гамме остановится при выборе цветов к празднику Св. Николая, чудотворца Мир Ликийских, мой выбор сложился на: желто-малиновой, но при этом с бело и сине-фиолетовыми, небольшими, как освещенными вкраплениями и тенями. Теперь слово за цветочным рынком, от которого можно ожидать и видоизменений в желаемом и т.д..
Желаю всем цветоукрасителям помощи Божией и Святителя Николая в предстоящей работе!
151899119.jpg (34.71 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Только посмотрите, какие праздничные и красочные примеры в подборе натуральных, живых цветочных цветосочетаний и на земле, как на небе!
 Московский, Рижский цветочный рынок и в этот раз не подвел!
 Все, к праздничному цветочному убранству на Престол храма, мною предполагаемые цветы по количеству и цветовой гамме, Ксенией были успешно  приобретены на рынке, а затем, согласно эскизным наброскам, нами расставлены, по местам назначения каждого цветочка. При этом, так все удивительным образом точно получилось с расчетом цветочного материала, что даже и без малейшего остатка!

Требовалось убрать цветами: настенную праздничную икону Святителя Николая(очень большого размера в пределах 1400х1700), другую, его же, но на центральном аналое, две выносных свечи, две дьяконских и составить в резных вазах-колоннах два высоких, больших, напольных букета перед Иконостасом и два больших букета из лилий к настенным, большого размера, Богородичным иконам.
По цветовой гамме купили: одноголовые, желтые хризантемы ( 20шт.); желтые, кустовые хризантемы( 25шт.); оранжевые, кустовые хризантемы( 5 шт.); т. сине-фиолетовую статицу( 50шт); фрезию микс ( 25шт.); малиновую одноголовую гвоздику(40шт.); малиновую кустовую гвоздику( 50шт.); св.розовую кустовую гвоздику( 10шт.); белую гипсофилу( 5 веток); естественная зелень от всех хризантем и, наконец, розовые азиатские, без запаха, лилии( 30шт.). 
Вот из такой палитры живых красок и за 7 часов непрерывной работы, реализовались эскизные наброски и составились требуемые цветочные убранства.
(Продолжение следует).
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Продолжение. В итоге нашей совместной работы, а мне помогали: Ксения и Иулия, удачно закупившие все цветы, Надежда и Ольга, результат получился у большой иконы:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
На правом аналое с праздничной иконой св. Николая:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
На левом аналое, с иконой декабрьских святых; дьяконские и выносные свечи:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Осталось показать букеты, установленные в старинных вазах-колоннах и поделиться радостной  для всех прихожан вестью с таким чудным совпадением, что в тот же, на Св. Николая день, в храм Св.Николая был занесен после реставрации Крест снятый с колокольни и был отслужен молебен на его освящение, а затем и установлен на свое прежнее место.

Вот, как помог Святитель Николай, не только нам в храме при составлении всех цветочных убранств с такой палитрой цветов, но даже в свой день управил и с Крестом! Чему мы были свидетелями, с радостью приложившись ко Кресту!

Выбранная же нами для убранства цветочная палитра, оказалась очень удачно подобранной и не оставила равнодушными ни настоятеля, о.Андрея, ни прихожан,- особенно ярко, по-святительски, проявлялось и работало такое цветосочетание при горящих в храме свечах, создавая и светлые всполохи и нужные в композициях тени. 
К моему сожалению, фотографии пока не могут передавать эффекта присутствия, но я старалась  создать из серии мною отснятых, хотя бы примерное представление о проведенной нами работе. 
Сердечно благодарю своих, прекрасных помощников: Ксению, Иулию, Надежду и Ольгу, а также тех, кто внес свои материальные пожертвования на приобретение цветов к этому празднику.
Слава Богу за все!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
В настоящее время храм Св.Николая на Рогожском кладбище весь находится в строительных лесах, но все-таки, можно, разглядеть его красочное, наружное цветовое сочетание: сине-красно-зеленое на белоснежном архитектурном фоне здания храма. Внутри тоже леса,- проходят большие реставрационные работы. Хочется надеяться, что в скором времени мы сможем в полном объеме не только слушать византийское пение, но и любоваться величием и красотой этого храма.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Хочу поделиться обнаруженной на просторах инета статьей "Символика цвета в православии" (автор Ольга Платонова, художник, иконописец, преподаватель). 

ссылка на статью Символика цвета в православии

На всякий случай, поскольку текст ссылки дан в формате pdf, ниже приведен текст из Учительской газеты ("Фундаментальные понятия", № 2 от 17 февраля 2009 г.): 

Ольга Платонова Художник, иконописец, преподаватель. Родилась в Ленинграде, обучалась в рисовальных классах при Академии художеств им. Репина. С 1993 г. живет во Франции, издает и редактирует журнал «Стетоскоп». Как художник состоит в группе энтузиастов-нонконформистов. Организовала иконописную мастерскую во Введенской церкви при РСХД (Русском Студенческом Христианском Движении), изучает богословие в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. 

В конце ХVII века Иоганн Вольфганг Гете, который был не только великим поэтом, но и оригинальным ученым-естествоиспытателем, описал «воздействие цвета на чувство зрения, а через него на душевное настроение» и тем самым положил начало эстетико-феноменологическому подходу к проблеме цвета. Гете придавал воспринимаемому цвету статус символа, статус семантического объекта и, наконец, статус творения: «Цвета суть деяния света». Кроме того, цвет рассматривался как следствие взаимодействия света и тьмы, под которой понималась материя, «прохождение света на тьме» или сквозь тьму. Гете считал свет невидимым для человека в силу отсутствия физического органа для восприятия света вне материальной среды. Таким образом, по мнению Гете, цвет есть единственная форма восприятия света человеческим глазом.


По словам Псевдо-Дионисия Ареопагита, «вещи явленные суть воистину иконы вещей незримых». Эта формулировка, по мнению С. Аверинцева, легла в основу византийского понимания иконы как изображения, хотя и существенно отличающегося от первообраза, однако несущего в себе реальное присутствие этого первообраза. Именно поэтому громадное значение придается символическому ряду в иконе и, в частности, символике цвета.
Изменено: Ольга Исаковская - 29.01.2014 02:34:16
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Каждый обращал внимание, что иконы часто пишутся на золотом фоне. Золотой или сияющий желтый цвет в иконографии - образ Божиего присутствия, нетварного Фаворского света, вечности и благодати. Золотом пишутся нимбы святых, золотыми штрихами (ассистом) прописываются одежды Спасителя, Евангелие, подножия Спасителя и ангелов.

Белый цвет символизирует невинность, чистоту, святость, сияние Божественной славы. В белых одеждах изображаются воскресший Христос, ангелы, праведники.

Красный цвет, как пишет священник Павел Флоренский, обозначает мысль Бога о мире, синий – стремление мира к Богу, зеленый – цвет гармонии Божественного бытия, предвечный покой. Красный цвет символизирует жертву Христа, красным пишется София Премудрость Божия, красное одеяние Богородицы говорит нам о предначертанности Ее удела. Синий цвет, означающий чистоту и целомудрие, также является атрибутом Богородицы, символом Ее приснодевства. Пурпурный – знак царского достоинства, фиолетовый передает особенность служения святого угодника, багряный – величие, черный – пустоту, отсутствие благодати, смерть, но также и отречение от мирской суеты, смирение и покаяние.

Не следует, однако, воспринимать вышесказанное как некий окончательно заданный словарь символических знаков. Речь идет об общих тенденциях употребления цветовой гаммы, и значение имеют скорее сочетания цветов, чем отдельно взятый цветовой элемент.

Здесь хотелось бы обратить внимание на принципиальное отличие византийской иконописи от религиозной живописи. Иконописец, в отличие от живописца, не стремится к пробуждению чувственности. При всем богатстве внутреннего мира икона аскетична, лишена внешней экспрессии, поскольку принадлежит вечности. Насыщенная эмоциями и страстями западноевропейская живопись находится в плену у временного, земного мира; пытаясь передать трансцендентное посредством образов чувственного мира, она оказывается в ловушке тленного и преходящего, в то время как икона, воздействующая не на эмоциональную сферу, а на область внутреннего религиозного чувства, иначе говоря, постигаемая умом и интуицией, дает нам возможность непосредственно созерцать Божественную славу.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Символическое значение цветов присутствует также и в одеждах церковнослужителей, священников и диаконов. Согласно православной традиции, изложенной, в частности, в «Настольной книге священнослужителя», цвет облачения зависит от периода годичного круга богослужений и от празднуемого Церковью события. Например, в воскресные дни, а также в дни памяти пророков, апостолов, святителей цвет одежды священника золотистый или желтый; в Богородичные праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Успение), а также в период Успенского поста полагается одеяние голубого цвета, в период постов цвет облачений темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный (облачение черного цвета употребляется преимущественно в дни Великого поста). В дни памяти мучеников, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во время совершения таинства Венчания священник надевает красные одежды. Службы в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, а также в день Святой Троицы, в день Святого Духа, в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) совершаются в одеждах зеленого цвета. Рождество, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение празднуются в белых облачениях.

Главный православный праздник – Пасха - начинается в светлых одеждах, пасхальная же литургия и все богослужения Светлой недели служатся в красных ризах, символизирующих любовь Бога к человеческому роду. В некоторых храмах существует обычай менять облачения на пасхальной утрене, так что на каждой из восьми песней канона священник предстает в одеждах другого цвета.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Как мы видим, в одеждах священнослужителей используются все цвета радуги (не считая черного и белого цветов), и в этом, разумеется, усматривается символическое значение: радуга была представлена Богом Ною после потопа в ознаменование того, что Всемирный потоп больше не повторится, как знак любви Божией к тварному миру, как знамение вечного завета между Богом и мирозданием, «всякою душою живою, которая на земле». Радуга символизирует связь между Ветхим и Новым заветами, между жизнью временной и вечной. В четвертой главе Апокалипсиса мы читаем о радуге, сияющей вокруг престола Вседержителя; в десятой апостол Иоанн Богослов видит ангела, «сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга». Несомненно, радуга – образ сияния славы Божией.

Думается, если бы люди, наблюдая это удивительное явление природы, не упускали из виду его символическое значение, жизнь могла бы сдвинуться к лучшему...



Библиография
Настольная книга священнослужителя. – М., 1983.
Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. Изд. «Сатис», 1997.
Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. – Париж, 1978.
Успенский Л.А. Символика храма // Журнал Московской патриархии. – 1958, №1.
Свящ. П.А.Флоренский. Иконостас // Богословские труды. – №9. – М., 1972.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Композиция иконы Пасхи: Образ Спасителя – Солнца правды в Воскресенском монастыре г. Мурома, 20 апреля 2014года.
 С этого образа начинается текст Стоглава – кодекса правовых норм внутрицерковной, общественной и государственной жизни русского священства, принятый Собором 1551 г.:
 «Некто мудрый сказал: прекрасно утром является солнце, ибо оно свет… Оно одно своими лучами заливает вселенную и всё, что в ней. И если зримое солнце такую силу света имеет, то насколько же сильнее духовное солнце… Зримое солнце само бессловесно и дара слова не даёт. Умное же солнце и глаголет избранным своим, и слово, и прозрение всем дарует, ибо духовное слово, солнце праведное – Христос Бог наш».

 Книга Праведного Иоанна Кронштадтского о жизни и учении Господа нашего Иисуса Христа так и называется «Солнце правды»:
 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал. 4: 2); 
 Он есть Солнце правды, Свет истинный (Ин. 1: 9), 
 пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Ин. 8: 12; 9: 5), 
 Который всё просвещает, – Он свет невечерний, вечный, незаходимый (Откр. 21: 23; 22: 5).

Поможет раскрыть этот образ  весенне-пасхальная светоносно-золотистая «солнечная гармония»: сочетание в композиции белого, жёлтого, оранжевого, красного и красно-коричневого. 
В теории цвета это сочетание приближено к гармонии соседних красок плюс нецвет (белый). 
В данном случае это четыре цвета цветового круга, находящиеся рядом друг с другом: жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый. 
Гармонию соседних красок можно часто наблюдать в растительном мире, например, цветовая гамма тагетеса (бархатцы): от лимонного до золотисто-жёлтого и от оранжево-жёлтого до красно-коричневого.

В создании поверхности образ: «пасхальное солнышко играет». 
К сожалению, фотографии не передают богатую «бархатную» фактуру хризантемной поверхности.
Христос Воскресе! Дорогая Ольга, приятно видеть Ваше улыбающееся, одухотворённое лицо! И конечно же Вашу пасхальную работу.
Спаси Господи за такой пространный комментарий, у меня возникло много вопросов, если Вы ответите, я буду рада - должны же мы (чайники)учиться! Что это за техника? Цветы, как будто приклеены, если да, то чем и на что?   Когда я вижу Ваши работы, меня поражает Ваш высочайший уровень, возникает чувство собственной ущербности, многое не понимаю. Это как за обильным прекрасным столом, где стоит огромное количество яств, среди них много изысков, а ты просто не можешь это оценить. Ну, в общем, горе мне грешной.
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
Христос Воскресе!!

Ольга, маленькая поправочка, "не цветом"- можно назвать только черный, т.к., черного цвета нет в природе, а вот отсутствие его и вообще какого-либо пигмента- это и есть черный. Белый это пегмент поглощающий и вбирающий в себя ВСЕ цвета, оттенки и пигменты. Поэтому для обозначения границ, или контура используют как правило черный, или темные пигменты в цвете, а вот в расширении силуэта как раз и берут белый, либо светлые оттенки контура...
Я написала своими словами, если кто-то хочет более конкретно и подробно, можно погуглитьsmile;).
Цитата
Елена Исаенко пишет:
Христос Воскресе!!

Ольга, маленькая поправочка, "не цветом"- можно назвать только черный, т.к., черного цвета нет в природе, а вот отсутствие его и вообще какого-либо пигмента- это и есть черный. Белый это пегмент поглощающий и вбирающий в себя ВСЕ цвета, оттенки и пигменты. Поэтому для обозначения границ, или контура используют как правило черный, или темные пигменты в цвете, а вот в расширении силуэта как раз и берут белый, либо светлые оттенки контура...
Я написала своими словами, если кто-то хочет более конкретно и подробно, можно погуглитьsmile;).

Белый, чёрный и все оттенки серого – цвета ахроматические или «нецвет». Серый цвет – это ахроматический цвет, точнее – множество всех цветов, получаемых путём совмещения основных цветов: красного, зелёного и синего в равных концентрациях. В зависимости от яркости оттенок серого меняется от чёрного (яркость 0%) до белого (яркость 100%). Этот безразличный ахроматический цвет легко изменяется под воздействием контрастирующих цветов и даёт яркие оттенки в цветочных композициях, он делает краски светящимися. Если Вы посмотрите на цветовой глобус, то увидите, что каждому цвету присущи свои оттенки белого, чёрного и серого. Конечно, цвет у православных праздников каноничен, но, чтобы  создавать множество разнообразных композиций в уставном цвете, необходимо изучить гармонии большого и малого контрастов, прочитать книгу И. Иттена "Искусство цвета" (у него есть ещё "Искусство формы"). В интернете имеются электронные варианты. Цвет и форма - основополагающие вопросы, которые обязаны знать благоукрасители, то есть умение совмещать, при должном анализе, классическое знание и церковные особенности. Формулу: «знание плюс творчество» решает художник как личность, её решение проявляется в практической деятельности индивидуально, и ответов может быть множество – у каждого мастера свой, следовательно, первым условием является духовное формирование и развитие этой личности, а затем уже возможности профессионализма.
И, как утверждает И. Иттен: «Серьёзное изучение цвета – это превосходное средство для этой цели, ибо оно ведёт к пониманию внутренней обусловленности явлений. Признать существование этой обусловленности, или необходимости, это значит проникнуться вечными законами природного мира. Понять и принять это для себя – значит подчинить свою волю и служить Создателю, стать Человеком». 

Изменено: Ольга Малова - 27.04.2014 12:20:16
Цитата
Марина Федорович пишет:
Христос Воскресе! Дорогая Ольга, приятно видеть Ваше улыбающееся, одухотворённое лицо! И конечно же Вашу пасхальную работу.
Спаси Господи за такой пространный комментарий, у меня возникло много вопросов, если Вы ответите, я буду рада - должны же мы (чайники)учиться! Что это за техника? Цветы, как будто приклеены, если да, то чем и на что? Когда я вижу Ваши работы, меня поражает Ваш высочайший уровень, возникает чувство собственной ущербности, многое не понимаю. Это как за обильным прекрасным столом, где стоит огромное количество яств, среди них много изысков, а ты просто не можешь это оценить. Ну, в общем, горе мне грешной.
Воистину Воскресе Христос! Что касается "высочайшего уровня", то всё относительно, во-первых; во-вторых, почти никогда проекты на 100 % не воплощаются, недостатки есть всегда, мы же знаем, как много вопросов, в том числе и организационных, должны слиться воедино, чтобы получить ожидаемый результат, а, в-третьих, самое главное: без Бога мы ничесоже не можем, и лишь уповая на Него, при неустанном труде, молитвенно можно что-то сделать, и при самых желаемых результатах благодарить Господа и Царицу Небесную за помощь, раз и навсегда забыть про иллюзорное авторство. А ответственность при выполнении послушания должна нас сподвигать на постоянное желание постигать профессию, много читать, общаться, учиться... а совершенствованию предела нет. Впервые желание отойти от традиционных украшений вокруг иконы возникла много лет назад, когда продумывала образы праздника "Преображение Господне", тогда и возник образ горы Фавор, как растительно-цветочного постамента, на котором возвышается икона праздника. Возможно, эту идею кто-то воплотит быстрее меня. В таких случаях помогает изучение истории Церкви, зодчества... В Вифанской обители в храме была такая гора с растениями и животными, на которой возвышался алтарь. Разрушенный в советское время храм восстановлен, в том числе и гора. Позднее, когда рассматривала образы Божией Матери "Неувядаемый Цвет", на одном из изводов Младенец стоит на постаменте из цветов, тогда и возникла идея создания композиции "Аналойный плат", чтобы икона была не обрамлена цветами, а "возлежала" на цветах, как образе Рая, Небесного Иерусалима. Плат всегда фон для цветов, который в одном цвете с композицией, и возникают трудности, ведь фон может "убить" композицию...  как сделать так, чтобы плат и композиция,  оттеняя друг друга,  пребывали  в гармонии? В поиске этого единения, идея сделать сам плат из цветов вновь возникла, правда есть ещё идеи совмещения плата в единении  с цветами. Для благоукрасителей в совершенствовании мастерства очень полезно интересоваться другими жанрами декоративно-прикладного искусства Церкви (шитьё, вышивка, ювелирное искусство, резьба по дереву, ковка и др.). Встал вопрос о технике исполнения. Изначально я решила, что надо использовать технику пришивания на фетре, позднее разработали основу из металлической сетки для клеевой техники, произошло это на престольный праздник в Введенском храме Воскресенского женского монастыря г. Мурома в 2013. г. Но и на Рождество Христово и Пасху 2014 г. использовали ту же основу - это пример того, как в одной форме можно создавать самые разные композиции, раскрывающие различные образы.
Изменено: Ольга Малова - 28.04.2014 23:59:28
Аналойный плат из цветов.
Изменено: Ольга Малова - 27.04.2014 12:59:41
Честно говоря, как то непривычно - ткань из цветов. 
Мне кажется цветы в вазах и другие более объемные композиции смотрятся более торжественно, более выразительно. Да и парча она то же прекрасна.
Христос Воскресе!!
Анастасия, ну почему же? По мне так идея очень интересная, только если и воспользуюсь ею, но в других тонах и цветах...ну например гипософилы, в белом варианте очень касиво и легко смотрятся, но только без розовогоsmile:). А желто-оранжевый вариант рябит слишком, на мой взгляд конечно...
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Наверно я консерватор и люблю более классические способы украшения цветами!)
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Наверно я консерватор и люблю более классические способы украшения цветами!
А что Вы считаете классическими способами? И за какое время? За сколько веков? Где об этом Вы прочитали? Например, в средневековое время в церковном обиходе составляли целые полотна из цветов, которые называли "миллифлёр". Да и техники использовали разные, пришивали и даже ткали. На Руси много было традиций, которые не дошли до наших дней. Что уж говорить о далёком? Вы знаете, как украшали православные храмы в нач.XX в. (и в какой цветовой гамме) на Пасху? Я об этом прочитала в рассказе, напечатанном в журнале для сельских пастырей. Ничего похожего с современными "класическими" традициями. Что для Вас классика? Европейская флористика? Господь наш - Художник! Он призывает нас к творчеству. Но к такому, чтобы мы трудились и изучали, чтобы традиции Церкви ставили выше собственных ощущений и суждений, а не шли по пути неоправданного копирования. Здесь уже как-то прозвучала фраза, что на форуме можно научиться просто так и бесплатно. Суждение не для православных, чтобы сидеть и ждать, как кто-то покажет, а мы ещё и мнение своё выскажем. В обсуждении, конечно, смысл общения, только всякое суждение должно быть основано на аргументах, исторических церковных.
Цитата
Елена Исаенко пишет: "Христос Воскресе!! Ольга, маленькая поправочка, "не цветом"- можно назвать только черный, т.к., черного цвета нет в природе, а вот отсутствие его и вообще какого-либо пигмента- это и есть черный. Белый это пегмент поглощающий и вбирающий в себя ВСЕ цвета, оттенки и пигменты. Поэтому для обозначения границ, или контура используют как правило черный, или темные пигменты в цвете, а вот в расширении силуэта как раз и берут белый, либо светлые оттенки контура... Я написала своими словами, если кто-то хочет более конкретно и подробно, можно погуглитьРисунок.

Цитата
Ольга Малова пишет: Белый, чёрный и все оттенки серого – цвета ахроматические или «нецвет». Серый цвет – это ахроматический цвет, точнее – множество всех цветов, получаемых путём совмещения основных цветов: красного, зелёного и синего в равных концентрациях. В зависимости от яркости оттенок серого меняется от чёрного (яркость 0%) до белого (яркость 100%). Этот безразличный ахроматический цвет легко изменяется под воздействием контрастирующих цветов и даёт яркие оттенки в цветочных композициях, он делает краски светящимися. Если Вы посмотрите на цветовой глобус, то увидите, что каждому цвету присущи свои оттенки белого, чёрного и серого. Конечно, цвет у православных праздников каноничен, но, чтобы  создавать множество разнообразных композиций в уставном цвете, необходимо изучить гармонии большого и малого контрастов, прочитать книгу И. Иттена "Искусство цвета" (у него есть ещё "Искусство формы"). В интернете имеются электронные варианты. Цвет и форма - основополагающие вопросы, которые обязаны знать благоукрасители, то есть умение совмещать, при должном анализе, классическое знание и церковные особенности. Формулу: «знание плюс творчество» решает художник как личность, её решение проявляется в практической деятельности индивидуально, и ответов может быть множество – у каждого мастера свой, следовательно, первым условием является духовное формирование и развитие этой личности, а затем уже возможности профессионализма. И, как утверждает И. Иттен: «Серьёзное изучение цвета – это превосходное средство для этой цели, ибо оно ведёт к пониманию внутренней обусловленности явлений. Признать существование этой обусловленности, или необходимости, это значит проникнуться вечными законами природного мира. Понять и принять это для себя – значит подчинить свою волю и служить Создателю, стать Человеком».  

Немного юмора smile:Dsmile:)smile;). Забив в поисковике "гугла" строку про ахроматические цвета белый и черный: цвет - "нецвет", первым делом получила вот такой анекдот. Делюсь)))

Спорят два еврея:
— Белый — это не цвет!
— Да что ты говоришь! Белый — это цвет!
— Белый — это таки не цвет!
— Хорошо, пойдем спросим у ребе.
Ребе их выслушал и говорит:
— Вопрос сложный, мне надо посмотреть, что Тора говорит по этому поводу. Приходите завтра.
На следующий день приходят они к ребе:
— Я посмотрел: согласно Торе, белый — это таки цвет.
Вышли они от ребе. Первый еврей тогда и говорит:
— Хорошо, пусть белый — это цвет. Но чёрный — точно не цвет!
— Это чёрный-то не цвет?!
— Да, чёрный — не цвет!
— Пойдем назад к ребе!
Приходят в синагогу:
— Ребе, рассудите, чёрный — это цвет или не цвет?
На следующий день ребе отвечает:
— Да, согласно Торе, чёрный — это цвет.
Выходят евреи от ребе. Второй и говорит первому:
— Вот видишь, белый — это цвет и чёрный — это цвет. Значит, я таки продал тебе цветной телевизор!
Изменено: Ольга Исаковская - 07.05.2014 20:11:40
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
В прошлом, 2013 году,  к престольному празднику в Серафимовском храме - 1 августа, я совершенно случайно составила цветочное убранство только из тех цветов, которые вырастила и принесла в дар к этому дню и по случаю рождения сына, р.Б. Елена.  Об этом я сообщала в своих постах ## 41-44 от 03.08. 2013г. в теме: Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д. 

Теперь же, снова попытаюсь с Божией помощью, по молитвам батюшки Серафима и опять, надеюсь, что из принесенных, но уже конкретных окрасок цветов, реализовать задуманное: " От юности Христа возлюбил еси, блаженне..."

По существу еще оказалось то, что отдельно представленного зеленого цвета в цветочном убранстве у иконы преп. Серафима потребуется совсем лишь немного, да и то по концам цветочной арки ( см. схему на фото), хотя нам  известно о том, что на богослужении цвет облачений на священнослужителях будет ведь зеленым.  smile;)smile;)smile;)  

Интересно, меня удивило тот факт, что если, к примеру, сравнить с прошлогодним "случайное" и ныне грамматически "планируемым", то между ними явно просматривается какая-то определенная закономерность совпадения в цветовых окрасках! smile;)

Вот и взаимосвязанные цветочные дела получаются! Что же в таком случае на клиросе еще подскажут? smile:)
DSC00184-1.jpg (184.23 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
В прошлом, 2013 году, к престольному празднику в Серафимовском храме - 1 августа, я совершенно случайно составила цветочное убранство только из тех цветов, которые вырастила и принесла в дар к этому дню и по случаю рождения сына, р.Б. Елена. Об этом я сообщала в своих постах ## 41-44 от 03.08. 2013г. в теме: Знакомство с православным храмом, богослужебной утварью, одеянием духовенства и т.д.

Теперь же, снова попытаюсь с Божией помощью, по молитвам батюшки Серафима и опять, надеюсь, что из принесенных, но уже конкретных окрасок цветов, реализовать задуманное: " От юности Христа возлюбил еси, блаженне..."

По существу еще оказалось то, что отдельно представленного зеленого цвета в цветочном убранстве у иконы преп. Серафима потребуется совсем лишь немного, да и то по концам цветочной арки ( см. схему на фото), хотя нам известно о том, что на богослужении цвет облачений на священнослужителях будет ведь зеленым. smile;)smile;)smile;)

Интересно, меня удивило тот факт, что если, к примеру, сравнить с прошлогодним "случайное" и ныне грамматически "планируемым", то между ними явно просматривается какая-то определенная закономерность совпадения в цветовых окрасках! smile;)

Вот и взаимосвязанные цветочные дела получаются! Что же в таком случае на клиросе еще подскажут? smile:)

31 июля 2014года. Престольный праздник в Серафимовском храме. г.Юбилейный М.О. Ивантеевского благочиния. 
На сей раз, эту красочную палитру  мне помогли создать цветы цинии, лилии, георгина, васильков, золотарника, пижмы, хризантемы, львиного зева, душистого горошка, гортензии и гипсофилы, - вообщем то, что опять к празднику смогла принести р.Б.Елена и то, слава Богу, что накануне и при той жаре, я смогла приобрести у бабушек на рынке. )))
Зеленого же цвета гортензия отлично помогла нам с Еленой сразу быстро закрыть оазисы по всему периметру в нижней части цветочного убранства и хорошо вписалась в общую композицию.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Людмила Александровна, Вы так активно представляете данную композицию на всех страницах, что надо ответить. Прошлогодняя работа не вызвала у меня положительной реакции, поскольку стараюсь для себя всё объяснять с точки зрения церковного искусства, чтобы было чем оправдаться, поэтому и вопросы будут именно в этом ключе. Красиво-некрасиво; нравится-не нравится - путь нецерковный. Правда, нередко, подобные обсуждения перемещаются не в область цветосложения в православной традиции, а совсем в другую отрасль -  женскую психологию, то есть в мирскую или в европейскую флористику. Вы, видимо, призываете к продолжению дискуссии. Страница форума называется "Основные принципы цветосочетания...". Какими принципами Вы руководствовались в составлении композиции 1 августа 2014 г.? И за что Вы так с зелёной гортензией? Она могла бы стать главной героиней в этой  работе! Возможно отсутствует фотография нужного ракурса, но то, что гортензия "хорошо вписалась в общую композицию", я не заметила, скорее, ей придана совершенно второстепенная самостоятельная роль. Стремились ли Вы к тому, чтобы зелёная катапетасма повлияла на цветосложение аналойной композиции - она, ведь имеет на это полное право!? Катапетасмы бывают не только однотонные (основной цвет красный - багряный, порфира), но и изобразительные и даже сюжетные - не обращать внимание на это нельзя. Созерцая гортензию, батюшка, стоящий на амвоне, конечно, в этом случае имеет более выгодную позицию, чем прихожане. Ваша упорная борьба за пестроту, которую так обличают святые отцы и современные богословы христианского искусства из-за того, что это, прежде всего, проявление внутреннего через внешнее, мне непонятна. Пёстрое - значит разное, а где разное - там и плохое. Цвет в Церкви, прежде всего, несёт в себе богословский смысл, пёстрые композиции создавать, конечно, проще, чем работать с 1-2-3 цветовые сочетаниями, да ещё, чтобы иерархия была. В храмовом пространстве пестрота на грани своеволия, если не является таковым. Уж про уставные определения не напоминаю, сколько можно!!! Краски древнерусской иконописи были яркими, но не пёстрыми. Может быть, если бы на аналое был зелёный плат, то всё бы выстроилось по-другому? Драпировки, прежде всего, создают образ праздника - цветы - приложение к ним. Отношение к украшению живыми растениями храмового пространства, как к яркому декору, равно как и ограничение и уничижение значимости предметов церковного шитья лишь их практическим применением - утилитарным использованием - поверхностный взгляд внешнего порядка. Привожу, как аргумент,  церковные цитаты и из области законов классического искусства, если уж они не авторитетны, то... тему надо закрывать, мне по крайней мере... ведь я уже приводила авторитетные цитаты...
"Простота «без пестроты», означает её незапятнанность, чистоту, полноту положительную и подготавливает к таинственной глубине Божественного огня и света." Епифаний Премудрый "Житие Преподобного Сергия Радонежского".
 «Обилие рекламных  и тому подобных растиражированных блестящих изображений (казалось бы, высочайшего качества, но совершенно неестественных цветов) парализовали у людей вкус и ощущение благородного колорита… Цвет, а не краска. Между краской и цветом существует разница. Хороший мастер цвет составляет из красок, чрезмерная яркость палитры и пестрота – признак плохого вкуса» [Архимандрит Зинон (Теодор)].
[JUSTIFY]«Растения, используемые для украшения храма, должны гармонизировать с основным цветом, присутствующим в тот или иной праздник. Цветы, зелень призваны оттенить и даже выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события». Стрижёв, А. Н. Цветы и храм: растения в русском церковном обиходе / Александр Николаевич Стрижев; по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – 47с. – С. 9. –  библиогр.: 54 назв. ISBN 5-7302-0865-0.[/JUSTIFY]
Пестрота не приветствуется и в искусстве классическом, например, в учебных правилах по «Композиции в дизайне»: «При создании композиции необходимо соблюдать ограничения в количестве материалов, деталей, цветов, форм (не больше трёх-четырех). Избегайте пестроты и дробности, так как  это создаёт нежелательное ощущение беспокойства и тревоги. Пёстрые, перенасыщенные композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции».
Сделала подборку фотографий, возможно, не все из Дивеева. Композиции разные, в том числе и по форме, некоторые сердце принимает, а некоторые нет.
Преподобный отче, Серафиме, моли Бога о нас!
4.JPG (126.41 КБ) [ Скачать ]
2.jpg (212.79 КБ) [ Скачать ]
5.jpg (158.7 КБ) [ Скачать ]
1.jpg (45.3 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Ольга Малова - 22.08.2014 11:46:39
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)