Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Основные принципы цветосочетания при работе над цветочным убранством в храме, Для создания гармоничного цветочного убранства в храме необходимо учитывать не только цвета богослужебных облачений и цветовую символику,но и законы цветосочетания
Цитата

Матушка Анастасия пишет в посте #138, от 28.12.12г., темы Гостиная форума "Цветы в храме" - приглашает! Добро пожаловать!" , о работе Ольги Исаковской "Введение во храм Пресвятой Богородицы:
 "Красиво! Вы молодец. Как будто две руки обнимают и приподносят ко Господу!
Только две ярко-розовых розочки, выделяются непонятно . Может можно вместо них несколько чайных розочек? Ну это я так, конечно это была бы тогда совершенно иная идея и композиция...."

Людмила Бондаренко пишет:
Ольга, предполагаю, что использование Вами в работе двух выделяющихся, ярко-розовых розочек не случайно. Вы могли бы пояснить в чем причина такого выбора?
 Матушка Анастасия!
 Пока мы ожидаем от Ольги Исаковской ее пояснений по данной работе с тем, чтобы нам не путаться в символических догадках, попробую изложить свою, как бы я прочла сюжет в этой работе.
Видно,что работу для чтения можно условно разделить на три повествовательных уровня:
-начальный( он расположен в нижней части цветочного убранства), отражает момент, когда престарелые родители подвели свою малолетнюю Дочку к ступеням храма, а на символическом языке цветов: это установленные по обе стороны от иконы, именно те две, совсем раскрытые розочки и с иным оттенком розового. 
- средний, то, что Вам показалось,-"Как будто две руки обнимают и приподносят ко Господу!", так это красиво, в обе стороны расходящиеся и высокие ступеньки в храм, розочками симметрично уложенные по обеим сторонам иконы, по которым, самостоятельно и легко восходила та, юная Девочка.
- верхний, центральный, где символически, прекрасной розой, указывается и на последующее,  историческое значение Вошедшей в храм. Восприятие подчеркнуто и усилено еще тремя малораскрытыми розочками( рождением будущего Младенца- Христа и Святая Троица).
Наличие в убранстве цветов белой гипсофилы можно трактовать по-разному и, как за множество прошедших иных событий с тех времен и, как с ее присутствием, выделяется и подчеркивается святость данного события, да могут быть и еще др.
 О цветовых же оттенках, используемых в этой работе и в, частности, почему именно розового, можно и нужно продолжить рассмотрение, но только, после пояснений самого автора.  
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Спасибо, Людмила! Комментарий настолько полный и точный, что мне ничего не остается, кроме как ПОБЛАГОДАРИТЬ smile:{}smile:{}smile:{} ! Дорогая Анастасия, простите меня, что я так затянула с ответом. Действительно, эти две розы символически означали Родителей Пресвятой Девы - Иоакима и Анну. На самом деле, вживую, цвет этих двух роз не такой яркий, как это получилось на фото. Сначала была мысль, что это будут две одноголовые хризантемы белые, но сложилось все иначе. Слава Богу! Гипсофилой хотелось подчеркнуть ту святость события - Введение во храм Пресвятой Девы и ту легкость, с которой маленькая Мария преодолевала высокие ступени. Еще раз СПАСИБО!
Изменено: Ольга Исаковская - 05.04.2013 12:47:19
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Пожалуй, главенствующей характеристикой  украшения  живыми цветами в православной традиции является именно цвет, поэтому работе с цветом необходимо уделять внимание в первую очередь. Наша дисциплинированность и смирение перед законом Церкви об уставном богослужебном цвете облачений священнослужителей позволяет соблюсти образ, отражающий  глубину духовной жизни («простота без пестроты») и не допустить ошибок, касающихся ремесла.

Составитель жития Преподобного Сергия Радонежского Епифаний Премудрый выделил главные черты святого:  «Прочая же добродетели его како имам поведати: тихость, кротость, слова млъчание, смирение, безгневие, простота  без пестроты». Все они по сути одна добродетель, более общая в разных формах и степенях её проявления, здесь речь идёт о степенях аскетического смирения. Это не внешняя простоватость, такая простота – дар Божий, следствие внутренней свободы. Пёстрый – разноцветный, пятнистый, рябой, неоднородный. Пёстрый человек – разный, а во всякости возможно и плохое, от которого надо удаляться. Простота «без пестроты», означает её незапятнанность, чистоту, полноту положительную и подготавливает к таинственной глубине Божественного огня и света. 

Простота одобрена Спасителем (будьте… просты как голуби. (Мф. 10: 16)), необходима для обретения Царствия Небесного (Мф. 18: 2, 3) и должна обнаруживаться во всём нашем поведении: жить в простоте и богоугодной искренности (2 Кор. 1: 12), служить ближнему в простоте сердца, боясь Бога (Кол. 3: 22), быть мудрыми на добро и простыми на зло (Рим. 16: 19). Святой Пётр Дамаскин говорит, что, отрешаясь от суеты, можно ощутить духовную реальность только в простоте, до которой надо докапываться, опускаясь всё глубже и глубже и подниматься, взмывая ввысь, Горе. Только  имеющие простоту, соделываются мудрыми через Слово Божие. Цвет в церковной композиции не может быть синтетически сложным (исключается, конечно, образ радуги, когда это подчёркивает ещё форма арки-дуги и присутствует чёткое разделение цветового спектра), но для сочетания с золотом храмовых интерьеров должен быть первозданно чистым. Одна из граней правила: «простота без пестроты» предостерегает  от ошибки в работе с цветовыми гармониями, которая обозначена как крапчатость. Если мы, соблюдая Устав, помним об основном доминирующем цвете, то этой ошибки не допустим, но «во всякости возможно и плохое».

 Даже  учитывая обязательность символики цвета, не следует использовать в цветовой схеме композиции одинаковое количество растений одной окраски – основной цвет должен доминировать на фоне дополнительных не только потому, что это нарушит «каноничность»  церковной аранжировки, но и потому что, при распределении цвета по композиции в равных количествах, создаётся  эффект крапчатости (пестроты, ряби).


 Попробую привести примеры церковных украшений, в которых при создании поверхностей такая рябь проявляется, то есть используются  компоненты в равных количествах, надеюсь, что это не вызовет обид, простите. К сожалению, это очень распространённая ошибка, от которой предостерегает не только церковное искусство, но и мирское. 
Чтобы не допустить подобной ошибки, флористическое искусство кроме  нежелательного использования равного количества цветов разной окраски,  рекомендует создавать именно композиции, а не равномерно-рассредоточенные поверхности, то есть намечать её центр, фокусные точки,  точки сжатия, то есть не создавать "случайное скопление" или "запутанный беспорядок"и т.д.
Изменено: Ольга Малова - 06.11.2013 22:27:36
Да, Ольга Дмитриевна, все рассуждения,...., пестрота, простота, пестрота,....
Но вот, какое удивительно простое и симпатичное убранство из обыкновенных веток синего клематиса увидела я в Ялтинском( греч.) нововозведенном храме свят. Иоанна Златоуста на праздник Троицы, 23июня 2013г., что не смогла не запечатлеть увиденного для всеобщего просмотра на форуме.
Немного жалко,что клематис был возложен к иконам на аналой на "сухую" и уже к окончанию праздничной службы и моей съемки начал увядать. На фото видны и им же лаконично убранные, висящие на иконостасе лампады.
Вместо редкостных в тех краях букетиков из веточек березы, народ приносил различные пахучие, лекарственные разнотравия, аромат от которых щедро благоухал и разливался по всему храму.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
В этом величественном храме цветоукрасительством занимается Марина. Служба уже начиналась, а букеты еще не были готовы. Настоятель благословил помочь и я большой радостью согласилась, чтобы как можно быстрее, пока еще только в начале службы,  расставить цветы, принесенные прихожанами к празднику, в четыре большие напольные вазы для иконостаса.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
По завершении службы, о.Виталий, настоятель этого храма, вынес нам из Алтаря Казанскую икону Божией Матери и мы с радостью к ней приложились.
Приближается  праздник этой чтимой всеми иконы.
Для Вас, Марина, даю примерный эскизный набросок в двух вариантах, как можно было бы используя оргстекло овальной формы, составить несложное, цветочное убранство из того, какие цветы у Вас на участках и в Ялтинской округе пестренького разнотравья растут. Цветовые оттенки в расстановке  тут уже подбирайте самостоятельно.
 Обратите внимание:
Один вариант,- вверху по центру: даем только один красивый цветок, а во втором, по центру- подходят два:  один крупный, но и справа к нему еще другой, в полу-роспуске либо меньшей формы.  
 Желаю Вам успешной работы. Если получится, то присылайте нам на форум фото.
Храм.jpg (102.68 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Пока не знаю, как удалось ли Марине воплотить эскиз, но за два часа до начала вечерней службы, у меня составилось на оргстекле примерно такое же пестренькое убранство и из того, что быстро собралось. 
При этом мне хотелось бы еще раз отметить о многовариантности и удобстве работы на оргстекле!
 Цветочный венок может быть различной формы и ширины, нет беспокойства о прочности его крепления и установки, нет эффекта "зажатости" иконы, не ломается и форма самого венка в П-образную, можно использовать и иконы в киотах  различной высоты и т.д.
Поздравляю всех с праздником Казанской Божией Матери!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
smile:)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Людмила, очень интересные "капельки" на оргстекле. Их на клей посадили? А дуга из чего?
Татьяна Владимировна
Цитата
Татьяна Вл. пишет:
Людмила, очень интересные "капельки" на оргстекле. Их на клей посадили? А дуга из чего?
Замысел понравившихся Вам интересных на оргстекле "капелек" был таким: в качестве дополнительного украшения к установленным цветам, а также с их помощью получилось заполнить легким, динамическим эффектом  образовавшееся пространство между цветочной дугой и иконой - подобно благовонным капелькам,"проступающим" либо "сбегающим", хотя это обычные из цветного стекла элементы, предлагаемые различных оттенков и размеров из ассортимента флористических аксессуаров.
Крепление - только не на клей! Может пострадать само стекло!
А оно же у нас многоразовое и под различные варианты и формы цветочных убранств изготовлено!
Я использовала для крепления зеленые кусочки фикс-оазиса, скатываемые в маленькие шарики, как бусинки.
В этой работе нет никакой дуги!!!! Дуга тут и не требуется и в этом заключается вся прелесть и удобство! Все просто! Форма оргстекла и  дает дугу по периметру, остается только разумно разложить и укрепить оазис. Как?
Об этом я подробно и с рисунками уже рассказывала в посте #239 от 11.06.13г. темы Помощь в церковном , цветочном убранстве.
p.s. ( Кликайте  левой частью мыши по этому, данному здесь названию темы появившейся рукой и сразу же оказываетесь в нужной теме, где находите сами тот номер поста)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
На странице: "Знакомство с православным храмом, богослужебной утварь..." Татьяна Тимофеева пишет, что руководствоваться в выборе цвета уставными облачениями священнослужителей нужно просто потому, что это проще".
 Я не разделяю точку зрения и Людмилы Александровны о пестроте не потому, что это проще, легче или потому, что мне так больше нравится. Мне казалось, что текст о простоте и пестроте довольно аргументированный, с точки зрения богословия Церкви.
  Мы всё время забываем при высказывании собственных мнений, что аргументами в их пользу должны быть традиции Церкви, а не то, как мы думаем, чувствует, как видим, как нам кажется. Такую трактовку могут позволить себе флористы в миру. Тот, кто неверен в малом, не верен и в большом. 
 На примере иконописи мы видим, насколько необходимо придерживаться канонов, здесь всегда находится место критике, если возникают отступления, то же самое бывает и с церковным пением. Так почему же малый жанр церковного цветосложения мы пытаемся регламентировать исключительно только тем, что нам нравится. Понятно, что изучение  Священного Предания, Священного Писания, святоотеческого наследия, иконографии и гимнографии требуют труда и времени, усилий над собой, а собственное мнение всегда под рукой. Только посмотрите, как при наличии канонов иконописцы "умудряются" создавать индивидуальные работы! То же самое можно сказать и об авторах церковных песнопений. Так давайте следовать их примеру!

Каноны – это основные церковные законы, которые составляют фундамент действующего в Церкви права во всех поместных Православных Церквах во все века церковной истории. Свод положений, носящих догматический характер. Церковный канон – правила в области догматики, культа, организации Церкви, возведённые в закон.Иконописный канон, понимаемый о. Павлом Флоренским как «духовное предписание святых отцов техникам кисти», отобрал и закрепил приёмы, схемы, последовательность процесса и состав материалов в создании образов.Церковь требует, чтобы в текстах молитв не содержалось ничего вопреки вере, да глаголются те кои просвещеннейшими собраны.

Молитвой можно назвать и труд тех, кто украшает храм цветами, а композиции – фимиамом Богу. Как правило веры определяет правило молитвы, так и правило молитвы определяет правило православной растительной аранжировки. «В храме, его расположении и частях, в иконах, богослужении с чтением Священных Писаний, пением, обрядами, начертана образно, как на карте, в лицах, в общих чертах вся ветхозаветная, новозаветная и церковная история, всё божественное домостроительство человеческого спасения.
 Величественно зрелище богослужения нашей Православной Церкви для тех, кто понимает его, кто вникает в его сущность, дух, значение, смысл!» Св. прав. Иоанн Кронштадский
Поскольку церковная обрядность строго узаконена, канонизирована церковными постановлениями и освящена традицией, то и всё, что связано с этой обрядовой стороной и без чего она не может существовать, должно быть традиционно и консервативно. Неизменность идеи может быть выражена только в одной тождественной форме: «…канон является не только закономерным следствием духовного символизма византийского и древнерусского искусства, но и сам оказывается принципом конструирования некоторого множества произведений, принципом культуры, ориентированной на соблюдение правил» [Н.Букин]. 

То есть, соблюдая канон, художник в Церкви "конструирует" множество произведений, ориентированных на соблюдение правил. Крепкая, органическая традиция не препятствует проявлению творческого духа, напротив, в искусстве религиозном способствует возрастанию его глубины: «…в канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле движения. Чем устойчивее и твёрже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность; каноническое есть церковное, церковное – соборное, соборное же – всечеловеческое» [о. Павел Флоренский. 280. С. 72].
 
Канон – для художников это правила, следующие из заповедей Иисуса Христа и поучений его апостолов; постановления Вселенских и местно-русских соборов об устройстве церковной жизни; каталог книг Священного Писания и богослужебных книг; иконография. То есть существует разнообразие подходов для нас в работе с цветом и формой.
 Вот давайте и посмотрим, как можно соединить уставной цвет праздника со знанием ремесла, то есть цветовыми гармониями. Мало того, каждый принцип будет иметь различные интерпретации в зависимости от индивидуальности, набора растительного материала, формы композиции, организации поверхностей и т.д., то есть разнообразие может быть почти бесконечным. 
Конечно, не всё мы можем взять из светского ремесла, но придерживаться уставного цвета необходимо, ибо даже начинающий, соблюдая правила церковные, уже в большей или меньшей степени гармонично вводит свою художественную работу в пространство храма. 

Придётся повториться (частично об этом уже писала), во-первых, мы можем использовать гармонию малого контраста, когда используются оттенки от светлого до тёмного; во-вторых, родственных цветов, в которых этот цвет присутствует (возможность для любителей составлять композиции поярче), то есть похожей сущности, например,
 - икону Святой Троицы можно украсить от салатового до тёмно-зелёного; 
 - в украшении иконы святителя можно использовать жёлтый, золотисто-жёлтый, кремово-жёлтый, оливковый, песочный; 
 - иконы мученика: от оранжевого до багрово-фиолетового;
 - в украшении Воздвизального Креста: от серовато-лилового до красно-фиолетового.  


Третий вариант – это двуцветное сочетание гармонии больших контрастов: «цвет и нецвет», когда чистый оттенок цвета комбинируется с белым, но здесь с белым можно сочетать гармонию "в созвучии" основного богослужебного цвета, что смягчит восприятие.
 Например, украшение иконы и Плащаницы Божией Матери в сочетании белого и синего со значительным преобладанием синего (голубого) в первом случае и со значительным преобладанием белого – во втором. 
Как же можно отступать от основного цвета праздника, если Церковь его установила и понятно, что неслучайно, так как его выбор имеет богословское обоснование, например,  Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева – избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием – и в Благовещении, и в Пятидесятнице. Голубой цвет является цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Её небесную чистоту и непорочность. 

В житии преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Афонского, подвизавшегося в X в., читаем о «голубом видении» ему Божией Матери. Трудно представить, чтобы виденное преподобным Афанасием «прозрачное голубое покрывало» Пречистой Девы, «Её голубое окружение», «голубой нимб», «голубое прозрачное облачко» были случайностью. В видениях Горнего мира нет случайностей: в Нём всё знаменательно.
Ещё вариант:  Гармония равнобедренного треугольника (больших контрастов) предполагает замену основного цвета на две соседние краски, например, в сочетании жёлтого и фиолетового, последний цвет заменяют на сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Этот двойной тон плюс нецвет (белый) даёт трёхцветную гармонию, которую можно использовать в украшении Креста. Кроме того можно использовать гармонию пастельных тонов на праздники "Рождество Пресвятой Богородицы" и "Введение во храм".
Смешивать цвета необходимо, учитывая и цветовую гамму храмового интерьера или украшаемой святыни. А вот храмовую икону, в отличие от праздничной аналойной, можно украсить, руководствуясь цветовой гаммой самого образа, что возможно и для аналойной иконы, в том числе и соблюдая уставной цвет облачений, и тому есть немало примеров в украшении Богородичных икон, но не только. Свои просмотрела и нашла немало, а чужих ещё более, чем достаточно. Вот какое разнообразие нам даёт канон, надо только уважать церковную дисциплину и постигать профессионально аранжировку. 
Понятно, что это не вся теория, которую просто обязан постигнуть тот, кто осмелился украшать православные святыни. Например, композиция у праздничной иконы Святой Троицы, выполненная моими ученицами из Воскресенского монастыря г. Мурома совершенно самостоятельно, я при этом не присутствовала. Здесь используется гармония большого контраста "цвет-нецвет" (противоположные в цветовом круге), которая имеет богословский смысл: жёлтый-фиолетовый. Жёлтый - символ Спасителя: фиолетовый состоит из красного и голубого: красный - Бог-Отец, голубой - Дух Святый. Белый - тождество с золотым. Вот так произошло соединение богословского смысла  иконографии с мирской теорией цвета в растительной композиции.
Только одна из цветовых гармоний, которую можно использовать на праздник Святой Троицы и которая имеет богословское обоснование.
Отобранные из имеющихся у меня фотографий очень разные, со своими достоинствами и недостатками, но все они являются иллюстрацией к тому, как можно украсить икону, руководствуясь иконографическими красками.
5.jpg (180.45 КБ) [ Скачать ]
4..jpg (230.4 КБ) [ Скачать ]
Конечно, прежде чем начать работу над эскизами,  художник цветосложения, в первую очередь, должен изучить именно тот образ, который благословляется украсить, его киот, аналой, плат, чтобы само украшение цветами было гармонично с точки зрения и цвета, и формы, и размеров. Если композиция в украшении иконы на аналое предполагает наличие цвета праздника, а фон – плат, как правило, имеет цвет облачений священнослужителей, то при украшении храмовой иконы всегда можно идти по пути составления композиции в гармонии с цветовым решением самого образа. В этом случае не надо бояться  кажущейся несогласованности с правилами цветовых гармоний, так как мы следуем правилам иконографии, да и с художественной точки зрения - гармонии цветочной композиции с образом, здесь обоснованно и закономерно. Обратите внимание на то, что руководствуясь этим правилом, можно украсить все святыни, в Даниловом монастыре - ковчег со святыми мощами.
6.jpg (59.82 КБ) [ Скачать ]
 Такой творческий выбор позволит показать  чтимый чудотворный образ в его  индивидуальности,  создать акцент, подчеркнув не  только и не столько его художественные особенности,  сколько духовную значимость и особенность святыни.
 Цвет всегда проявляет свою выразительность как основной образ праздника, который по Уставу Церкви соответствует богослужебному цвету облачений священнослужителей, но необходимо учитывать  цветовые особенности конкретно-украшаемого образа. 
Обращает на себя внимание композиция у образа "Похвала Богоматери" в Богоявленском монастыре. То есть у каждого благоукрасителя есть множество вариантов для выбора: можете создать более сдержанную монокомпозицию, выбрать более яркую гармонию с доминирующим цветом или добавить красок с украшаемой святыни.
13.jpg (41.94 КБ) [ Скачать ]
При каноничности цвета в иконописи, образы одного праздника могут иметь особенности в выборе композиции цвета, например, в иконе праздника  «Введение во храм Пресвятой Богородицы» иконописец может  использовать или голубой, или зелёный цвет (смотрите выше п. 36). То же самое можно наблюдать в иконографии Пресвятой Богородицы, святителей, мучеников и др. Поэтому решение творческой задачи осложняется, когда основной цвет праздника и составление композиции с его непременным учётом, на первый взгляд, не согласуется с цветовым решением самой праздничной иконы, но всегда можно найти решение, главное – не пренебречь  таким нюансом, а всегда обращать на него внимание.
 Гармония формы с украшаемой иконой "Знамение"; голубой цвет в украшении иконы Спасителя в иконостасе - необычно, но гармонично. Если икона Божией Матери (справа от Царских врат) украшена с голубым закономерно, то икона Спасителя в гармонии с самим образом и вместе согласованы.
Обратите внимание на гармонию цвета престола в Даниловском монастыре в целом и как гармонична цветочная композиция.
"Пестрота" может быть пестротой, а может и не быть, то есть этот термин имеет свою определённость, как в подборе цвета, так и в организации поверхностей. По теории не больше трёх (четырёх) и неравномерное распределение. Но вот, пример на фото 29, как-будто исключение отчасти, ведь цвет в иконе и в композиции согласован. И кажущаяся пестрота примера на фото 27 не отличается крапчатостью, но цветовой согласованностью с образом.
25.jpg (80.2 КБ) [ Скачать ]
Икона свв. апостолов Петра и Павла украшена в пастельной гармонии в согласии с цветовой гармонией самого образа. Нежные тона природного происхождения являются неиссякаемым источником для создания гармоничной пастельной палитры цветочных композиций в храме, которую используют в различных гармониях, особенно её широкий диапазон в полихромных композициях.


  Различные пастельные тона почти всегда сочетаются друг с другом и создают гармонию и порядок. В пределах монохромных композиций они имеют большое значение и выглядят особенно гармонично, легко и мягко воспринимаются, создают атмосферу спокойствия.
 Делаем вывод о том, что нельзя однозначно понимать выбор цвета в двух вариантах -  только как доминирующий цвет (монохромная композиция) или пёстренько (полихромная композиция). Если исходить из богословского обоснования, то вариантов немало, в том числе и в оказании предпочтений в использовании цветовых гармоний основного цвета - уставного цвета облачений священнослужителей.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Цитата
Ольга Малова пишет:
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
Думаю многих будет интересовать вопрос -" А в какой приоритетной цветовой гамме использовать цветы и различные материалы в украшении храма на Успение Божией Матери?" После обсуждения данного вопроса с двумя настоятелями и Людмилой Александровной вот, что получилось:
- обязательно должен присутствовать белый цвет - цвет погребения, печали и прощания;
- голубой цвет обозначает успение не кого либо , а именно Божией Матери;
- розовый цвет обозначает постоянное присутствие, жизнь Богородицы на земле с нами в скорбях, болезнях и искушениях. Как описывалось в Патерике, что Божией Матери нет в Раю потому, что она денно и нощно находится на земле, помогая немощным, больным и убогим.
Вот такое мини-расследование у меня получилось smile:)
Всем украсительницам желаю Помощи Божией в предстоящей подготовке храмов к Великому празднику и Покрова Божией Матери.
М. Анастасия, а почему именно розовый цвет обозначает постоянное присутствие?
По-моему, тут просто понять почему розовый получается, ведь голубой -это Богородичный, а постоянно присутствующая жертвенная любовь Матери Божией ко всем,- красный. В их цветовом сочетании и получается розовый тон.
  Невозможно переоценить для раскрытия образа всю серьёзность  выбора цвета Богородичных праздников, поэтому и вопрос был задан, только остался без ответа. И не для себя этот вопрос задавала, надеялась на то, что участники форума получат исчерпывающую информацию из авторитетных источников.
 Да, это белый, голубой и розовый.
 Только аргументы неубедительные. Не личным ощущениям надо искать подтверждения в символике цвета христианского искусства, так как существует их многозначность, особенно цвета красного. Это совершенно не та символика "любви", которая так укоренилась в миру, в светской флористике.
  Убедительными источниками для нас являются Священное Предание, Священное Писание, святоотеческое наследие, иконография и гимнография, которые дают точное и чёткое определение даже не оттенкам красного, а именно его светлому тону, то есть розовому, тем более, что пурпур, порфира для образа Богородицы -  цвет особенный, не связанный с землёй.
  Именно это и отсутствует в авторитетных мнениях. Земля имеет не только совершенно определённый цвет в иконографии, но и форму. А вот розовый  - не просто  особенный в раскрытии образа Богородицы, его можно назвать "всепразднично-Богородичным", и совершенно исчерпывающие аргументы есть в гимнографии, которые раскрываются в иконографии.

  Поэтому тот, кто знаком с Богослужебными текстами, без труда может дать ответ.
 Достаточно читать Акафист, Канон Благодарственный, молитвы пред иконами Божией  Матери и внимательно молиться на Богослужении Богородичных двунадесятых праздников, с пониманием стихир, например. 
  Вот и будет благоукрашение православным и молитвенным. Не лишне, конечно, упомянуть и о гомилетике - проповедях очень авторитетных отцов с первых веков христианства, цитат немало.
  А от соединения голубого (синего) и красного получается фиолетовый.
Изменено: Ольга Малова - 06.11.2013 23:20:15
Введенский храм Воскресенского женского монастыря, г. Муром Владимирской области, 2011 г.
Ольга Дмитриевна
Приходится сожалеть о том, что мы так и не получили исчерпывающую информацию из авторитетных источников, а приводимые аргументы оказались вовсе неубедительными.   
Вне всяких сомнений, что для всех нас, православных, Священное Предание, Священное Писание, святоотеческое наследие, иконография и гимнография являются убедительными источниками в оценках всех наших действий и которые, как Вы написали, " дают точное и чёткое определение даже не оттенкам красного, а именно его светлому тону, то есть розовому..." 
 Однако, тут следует же заметить и понимать, что "светлый тон красного", это еще не "т.е. розовый". Если вернуться и посмотреть в этой теме пост#16, то там показано на примере, что монохроматическая лестница, состоит из оттенков ( разбеление основного цвета,- белым), тонов ( добавление к выбранному и определенному оттенку,- серого) и теней (добавление к основному,- черного цвета). 
Отсюда следует, что розовый,- это есть смешение только светлых оттенков красного и голубого и то, в требуемой пропорции.  Для убедительности, в том сообщении есть очень удобная и наглядная подсказка- ссылка на Он-лайн инструмент, по которому в 333 градусе цветового круга и при 1-м моноварианте, приводится лестница цветосочетаний обоих цветов красно-синего.   
Что же получается, что если буду считать, к примеру, что я не знакома с Богослужебными текстами, не достаточно читаю Акафист, Канон Благодарственный, молитвы пред иконами Божией  Матери и внимательно не молюсь на Богослужении Богородичных двунадесятых праздников, да еще и без понимания стихир, то мне не найти ответа и  мое составленное  цветочное благоукрашение не будет православным и молитвенным?

Спаси Господи, за символическое значение розового, что он - не просто особенный в раскрытии образа Богородицы, а его можно назвать "всепразднично-Богородичным" и за информацию, о том, что совершенно исчерпывающие аргументы о нем есть в гимнографии, которые раскрываются в иконографии!
Но, как показала многолетняя моя практика в реальности чаще возникают вопросы:

"Если же нет для работы цветов желаемых оттенков, то как наиболее правильно следует из них сформировать общую композицию, как  разместить и дать имеющиеся цветы, к примеру, белыми цветами "разбелить" красные, вместо розовых и т.п. ?" 

"Кто и что мешают цветоукрасителям  выразить на аналое  для любого Образа, всеобщие чувства: Почитания, Любви, Благодарения, Благоговения, но от лица всех прихожан и с теми цветами, которые к данному моменту оказались пожертвованными  храму к празднику?"
 Для этого не потребуется и "вступать" в строгое соавторство с иконописцем, если предусмотреть допустимый, художественный зазор от цветов до иконы.  Тут выбор подхода и способ практического решения,- индивидуальны в каждом случае. 

  Так почему же, именно, розовый цвет обозначает Ее постоянное присутствие с нами и от Вас ответа не последовало?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна !
Приходится сожалеть о том, что мы так и не получили исчерпывающую информацию из авторитетных источников, а приводимые аргументы оказались вовсе неубедительными.
Вне всяких сомнений, что для всех нас, православных, Священное Предание, Священное Писание, святоотеческое наследие, иконография и гимнография являются убедительными источниками в оценках всех наших действий и которые, как Вы написали, " дают точное и чёткое определение даже не оттенкам красного , а именно его светлому тону, то есть розовому. .."
Однако, тут следует же заметить и понимать, что "светлый тон красного", это еще не "т.е. розовый". Если вернуться и посмотреть в этой теме пост#16, то там показано на примере, что монохроматическая лестница, состоит из оттенков ( разбеление основного цвета,- белым), тонов ( добавление к выбранному и определенному оттенку,- серого) и теней (добавление к основному,- черного цвета).
Отсюда следует, что розовый,- это есть смешение только светлых оттенков красного и голубого и то, в требуемой пропорции. Для убедительности, в том сообщении есть очень удобная и наглядная подсказка- ссылка на Он-лайн инструмент , по которому в 333 градусе цветового круга и при 1-м моноварианте, приводится лестница цветосочетаний обоих цветов красно-синего.
Что же получается, что если буду считать, к примеру, что я не знакома с Богослужебными текстами, не достаточно читаю Акафист, Канон Благодарственный, молитвы пред иконами Божией Матери и внимательно не молюсь на Богослужении Богородичных двунадесятых праздников, да еще и без понимания стихир, то мне не найти ответа и мое составленное цветочное благоукрашение не будет православным и молитвенным?

Спаси Господи, за символическое значение розового, что он - не просто особенный в раскрытии образа Богородицы, а его можно назвать "всепразднично-Богородичным" и за информацию, о том, что совершенно исчерпывающие аргументы о нем есть в гимнографии, которые раскрываются в иконографии!
Но, как показала многолетняя моя практика в реальности чаще возникают вопросы:

"Если же нет для работы цветов желаемых оттенков, то как наиболее правильно следует из них сформировать общую композицию, как разместить и дать имеющиеся цветы, к примеру, белыми цветами "разбелить" красные, вместо розовых и т.п. ?"

"Кто и что мешают цветоукрасителям выразить на аналое для любого Образа, всеобщие чувства: Почитания, Любви, Благодарения, Благоговения, но от лица всех прихожан и с теми цветами, которые к данному моменту оказались пожертвованными храму к празднику?"
Для этого не потребуется и "вступать" в строгое соавторство с иконописцем, если предусмотреть допустимый, художественный зазор от цветов до иконы. Тут выбор подхода и способ практического решения,- индивидуальны в каждом случае.

Так почему же, именно, розовый цвет обозначает Ее постоянное присутствие с нами и от Вас ответа не последовЕ
Если со всей серьёзностью не подходить  к цветосложению в храме, то тогда зачем цветы нужны во время Богослужения? 
Всё должно участвовать в проповеди!  Как много слов!!! И всё о том же- о чувствах! 
  А скорее всего о том, что мы не хотим подчиняться церковным традициям, работать над собой, не хотим упорно познавать хотя бы основы христианского искусства, потому что композиции из цветов в православном храме не могут нести утилитарную функцию - в храме нет ничего, что не имело бы отношения к Богослужению, по крайней мере не должно быть, и нельзя даже пытаться привносить что-то своё.

 С чувствительностью - это в мир, во флористику светскую, а не в цветосложение в православной традиции.  О  "ценности" чувствительности наставляют святые отцы. Куда как проще творить отсебятину. Я так чувствую - и всё, и точка.  А, если кто не молится Пресвятой Богородице, Акафиста и других молитв не читает, то с какой же самонадеянностью он приступает к благоукрашению Её икон и Плащаницы! На основе чего тогда продумываются формы и цветовые решения композиций, если не изучается история праздника, особенности Богослужения, иконография?

 Тексты -то молитвенные по объёму крошечные! Что? Я так вижу, и я так хочу, и мне так нравится? Тогда мы, как строители Вавилонской башни, говорим на разных языках.  Иконография нам не интересна, гимнография - напрягает, о смысле молитвенных текстов задумываться не хотим. Что же тут ещё можно сказать..., считаем-то себя православными. 

Кстати, приведённая фотография украшения иконы "Введения во храм Пресвятой Богородицы" составлена из пожертвованных цветов, просто была поставлена перед фактом: вот цветы, вот форма, которую благословила игуменья, и времени в обрез, что называется... никаких предварительных проектов не составлялось.  
Именно знание гимнографии и цветовой символики позволило и составить эту композицию, в основе которой глубокий образ практически всех двунадесятых Богородичных праздников, и обойтись без голубого цвета. Тем более, что подавляющее большинство тех, кто несёт послушание по украшению храмов, цветы для украшения покупают специально, и пожертвованные... скорее, как исключение. 

Сколько можно оправдывать свою самость жертвенными цветами! Если нет цветов, соответствующих благоговейному и символико-художественному украшению почитаемой святыни, то лучше поставить из в скромную вазочку. Иконописцу и не придёт в голову оправдываться тем, что у него красок нужных не было, а певчие ноты потеряли. "Иконография - это азбука церковного искусства", а в иконографии много образов гимнографических.
 Нельзя говорить земным - чувственным языком о небесном. Церковь установила свой язык, его надо изучать,  ему надо подчиниться. А незнание не освобождает от ответственности. Так и будет всё время подвергаться сомнению то, что  имеется в православной литературе и давно уже издано и переиздано. И ответа от меня  не последует, Людмила Александровна. 

Сколько можно давать готовые ответы, которые мы не хотим принимать, потому что книг по церковному искусству не читаем. Сколько одних цитат святых, прославленных Церковью и авторитетных богословов было на форуме дано, только всё бесполезно. Вот пусть все участники форума, если считают это важным в своём послушании, и почитают одухотворённые тексты с глубочайшим Божественным смыслом и символикой и найдут ответ на вопрос: "Почему же розовый цвет такой важный для составления композиций во славу Заступницы нашей - Царицы Небесной - Пресвятой Богородицы? Ведь в миру к нему довольно легковесное отношение!" Вот и будет и мастер-класс, и семинар: без труда, как говорят и рыбку из пруда не поймаешь.
Ольга Дмитриевна
Спаси Господи,  за Ваш назидательный ответ и пояснения, особенно, он важен для тех церковных цветоукрасителей, кто все эти, указанные Вами обстоятельства, забывает учитывать при работе в храме либо вовсе с ними пока еще не знаком и не пытается изучать!  smile:| 

Для полноты восприятия  изложенного, мне бы хотелось просить Вас,  дать еще для всех интересующихся и более  подробные пояснения к подчеркнутым местам в тексте сообщения, где Вы пишите:

" Кстати, приведённая фотография украшения иконы "Введения во храм Пресвятой Богородицы" составлена из пожертвованных цветов, просто была поставлена перед фактом: вот цветы, вот форма, которую благословила игуменья( 1-й), и времени в обрез, что называется... никаких предварительных проектов не составлялось.  Именно знание гимнографии и цветовой символики(2-й) позволило и составить эту композицию, в основе которой глубокий образ практически всех двунадесятых Богородичных праздников(3-й), и обойтись без голубого цвета(4-й)."

 1-й) Игуменья сама Вам предложила такую форму композиции или выбрала из предлагаемых? 
  Иных предложений  не возникало если было времени в обрез? Интересно, сколько это в обрез? 
  Каким образом Вами была проведена оценка о достаточности принесенных цветов  и той, благословленной формой? Это,что удачное такое совпадение получилось? Какими техниками пользовались в работе  над этой формой?

 2-й) Поясните нам, какие, именно, Ваши  знания из гимнографии и цветовой символики позволили  и составить эту композицию?
 
 3-й) Поясните, пожалуйста и тот, цветами символически заложенный в этой работе, глубокий образ, который может подходить для всех двунадесятых Богородичных праздников?

4-й) Было ли сожаление о том, что раскрывали образ без использования традиционных цветов голубого цвета?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Дорогая Ольга Дмитриевна!
Низкий поклон Вам за науку, только прочитав Ваши посты ## 45,48, мне (конечно, по греховности), приходит на ум, что всё гениальное - просто и Господь, Он ведь - Препрост, ну это я, как Шариков - вилку туда, салфетку- сюда, мучаете сами себя.
Так мало любви на земле, ведь сказано- если всё имеешь, а любви не имеешь - тщетно всё. Я, всегда думала, что здесь идёт речь о любви к ближнему, а любовь она ведь милосердствует, не ищет своего, долготерпит, всё покрывает. Я это к тому, что увязая в подобных дискуссиях, мы забываем о главном, и, как обычно, с водой выплёскиваем ребёнка.
Так хочется обнять Вас, расцеловать, Вы такая умница, но есть, что-то главнее украшенных икон, правда?
Простите меня ради Бога, если вдруг, нечаянно, смогла обидеть Вас!
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 2, пользователей: 0, из них скрытых: 0)