Вот мои работы к празднику Троицы...
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
13.06.2014 22:37:55
|
|
|
|
13.06.2014 22:39:12
А это для другого храма
|
|
|
|
14.06.2014 20:30:03
Сорадуюсь с Вами и полагаю, что не только мне, а быть может и еще многим нашим цветоукрасителям и пользователям форума. Ваше "хоть ЧЕМ-ТО" затрагивает очень существенную сторону вопроса в цветоукрасительстве праздничных икон. Посмотрите, сейчас в нашей климатической зоне - летняя пора и какое вокруг богатейшее разнообразие растительного материала со всевозможными цветовыми красками среди цветов и зелени! Пора, когда каждому можно устраивать свои тренировочные домашние задания вот на таком, доступном растительном материале и не только обдумывать приемы, сочетания растений и даже сюжеты в построении будущих цветочных убранств, но и консультироваться при этом здесь, на форуме.)) К примеру, заметила в Вашей работе на Троицу - листья рускуса среди цветов? Они в данной работе выполняют какую-то конкретную смысловую задачу? В связи с чем Вы их расставили в цветах, а вот листья березы дали в нижнем уровне композиции, могли бы пояснить? Не кажется ли, что цветы поставленные таким образом взяли "верх" над иконой, да еще и создали между собой агрессивную динамичность и некие скандальные "разборки" на их "выживание в такой тесноте"? Что не говорите, но прикрывание листочками или цветочками боковых частей у иконы всегда будет создавать негативный эффект цветочного "превосходства" и как-бы "утопления" иконы в них. Напротив, если перевести взгляд на работу, когда она еще без иконы, то все составленное хорошо подойдет для любого праздничного светского мероприятия, если развести ее концы в гирлянду. Прихожу к выводу, что работу составляли Вы где-то отдельно и заранее никак не провязывали ее со списком на иконе. Иначе, как понять образовавшуюся дисгармонию. Однако, если вглядеться в сам список иконы, то отчетливо просматриваются и те главные линии, которые Вам следовало бы усилить цветами в своей композиции. Заметили какие? Матушка Ольга, смогли бы пояснить еще и причину использования такого состава цветов да и саму бело-желтую цветочную гамму на праздник Троицы? Надеюсь на ответы и продолжение рассмотрения работ.))
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||
|
|
14.06.2014 20:41:54
Ирина, теперь все ясно с причиной и Вашими желаниями закрыть рабочую поверхность аналоя! Если можно, то сделайте, пожалуйста, для меня отдельное фото этого аналоя без аналойников.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||||||
|
|
14.06.2014 21:08:49
Елена, да, праздник Троицы - третий, по значимости, после Пасхи и Рождества Христова! Сразу же за Троицей и Духов День. Интересно было бы у Вас узнать, почему для особой торжественности этих двух праздников следует использовать только цвета трех оттенков и основным при этом, зеленым? Какие тогда предлагаете два остальных цвета? Вижу, что в работе к празднику Троицы Вы воспользовались ярко-красными цветами антуриума. Как такой вариант оценили прихожане храма?
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||||
|
|
14.06.2014 21:32:51
С уважением, Ирина
|
|||
|
|
15.06.2014 17:27:56
Ирина, спасибо Вам за труды! Не буду торопиться с выводами, подумаю
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||||
|
|
16.06.2014 00:00:09
Ирина! Спаси Господи, что не оставляете без внимания мои работы. Так как ответственность очень большая, я не только не сплю, когда готовлюсь к празднику, но даже и во сне обдумываю разные варианты работ. Праздник Святой Троицы - третий по значимости после Пасхи, праздник всеми любимый, наполненный благоуханием берёзовых листьев, чабреца, различных трав и цветов. В нашем Соборе на этот праздник не использовали большие ветви берез и не устилали пол травой, поэтому при украшении аналоя мне надо было не только цветами и березовыми ветвями показать смысл праздника, но и создать его аромат, что я и сделала при помощи чабреца, мяты и садовых скромных цветочков, и цветов благородных. И вот когда всё встало на свои места,душа наполнилась радостью и благодарением Богу за всю эту красоту окружающую нас, за эти летние, милые сердцу, цветы и травы. Ведь и нам надо помнить,что как цветы зеленеют, цветут и прекрасно благоухают, так и жизнь каждого христианина должна благоукрашаться и цвести добрыми делами. "Тем прославиться Отец Мой, если вы принесете много плода."( Евангелие от Иоанна 15, 8 ) Да будет благодать Духа Святаго со всеми трудящимися во славу Божию, и да поможет нам Бог!
Изменено: |
|||||
|
|
16.06.2014 00:46:54
Ирина и Елена не думайте, что оставила ваши работы без внимания. Давайте их в ближайшее время вместе рассмотрим.))
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|
|
|
16.06.2014 01:12:36
Сионская горница,в которой Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы,по обычаю ветхозаветному была украшена ветвями и цветами.Этот обычай сохранился и дошел до нас в неизменном виде.Разве можно в трёх цветах отобразить всё многообразие цветов,созданных Творцом. Кроме того,этот обычай говорит о нашем благодарении Духу Божию,обновляющему лицо земли.Этими цветами и ветвями мы приносим как бы жертву благодарения,достойную Бога,обновляющего весеннюю природу после долгого зимнего сна.Поэтому я и назвала работу "Гимн цветов Пресвятой Троице". Этот обычай имеет для нас и нравственное значение."Каждая зеленеющая ветка дерева с благоухающими листьями да научает нас обильным и животворным делам добродетели. А ветка сухая и безжизненная да указует на печальный образ человека-грешника,не имеющего живых плодов добродетели и мертвого для жизни духовной..."(Таинственный смысл Церковных священнодействий.-М.:Отчий дом,1996.) Эту цитату уже приводила Ольга Исаковская к празднику Святой Троицы в прошлом году.Замечательные слова! Хочется привести ещё одну цитату:"В какой мере человек приближается к Богу своим намерением,в такой Бог приближается к нему Своими дарованиями"(преподобный Исаак Сирин). Да поможет нам Господь развить те дары,которые Он нам даровал!Будем использовать их во славу Божию! |
|||||
|
|
16.06.2014 12:29:59
Изменено: |
|||
|
|
16.06.2014 19:56:30
вверх в композициях у алтаря,на праздник Святой Троицы?И если не трудно,расскажите как надо подбирать эти три цвета на Вашей работе. С уважением,Елена. |
|||||
|
|
16.06.2014 21:21:21
Елена, здравствуйте! Хотелось бы увидеть Вашу композицию не в перевёрнутом виде и с иконой, это возможно? И ещё вопрос- выбор в композиции красных цветов не случайный? Почему именно эти цветы Вы применили в кульминации самой композиции? Плохо видно- там есть ещё зелёные орхидеи? И какие цветы ещё Вы применяли в своей композиции?
С уважением, Ирина
|
|||||||
|
|
17.06.2014 17:41:35
Ветки были заказаны на Вознесение и заказывала я их белого цвета, что бы придать композиции устремленность к верху. Остальные цветы были заказаны тоже только белого цвета, за исключением флористической зелени, но она была нежно-салатных оттенков. Я на момент праздника улетала в Петербург и забирала заказ, а затем и украшала храм к празднику моя напарница по служению. Так как она украшала одна без помощников, то времени у нее не было, что бы покрасить ветки в белый цвет и ей пришлось использовала такие, какие были. Ну а остальные не использованные в композиции поставила в воду и они к моему приеду покрылись маленькими зелеными листочками(на фото к сожалению их фактически не видно), так что они совсем не сухие . Я вернулась к празднику Троицы и решила их включить в убранство храма. Ну а антуриум красный визуально напоминает язычок пламени, поэтому выбор пал на него на манер "красных пятен". Да, Вы правы, в работе присутствуют орхидеи, но они зеленые т.к.,это цвет праздника и служат как основа не "забирая на себя акцент" всей композиции. Третьим цветом можно было использовать белый цвет, но мы использовали спокойный-оранжевый, белых цветов у нас не было. У меня появилось ощущение, что Вы хотите меня "поймать на слове", не утруждайте себя....я не буду больше комментировать ничье фото. П.С. Убранство храма батюшке и прихожанам понравилось, ну или по крайней мере пока недовольство еще никто не выразил.
Изменено: |
|||
|
|
17.06.2014 20:23:55
Елена, здравствуйте. Так, как часть вопросов, на которые Вы уже дали ответ, задавала я, то хочу сказать, что на самом деле у меня была другая цель вопросов, "ловить на слове" было бы не правильно, а побеседовать по поводу выбранных цветов хотелось бы. Ваш вывод не комментировать фото работ, думаю напрасный, или преждевременный.
Изменено:
С уважением, Ирина
|
|||
|
|
17.06.2014 22:28:58
Елена, спасибо за выложенные фотографии работ в Вашем храме на Троицу и подробное описание подготовительного этапа. Меня тоже заинтересовало использование веток скрученного сорта лещины или орешника корилуса (Corylus avellana Contorta) в работах. Пристально разглядывала их, т.к. с первого взгляда мне показалось, что ветки были совсем без единого "намека на жизнь", но как Вы уже отметили, маленькие зеленые листочки на этих скрученных ветках все-таки просматриваются, а значит в них уже есть и символ самого праздника Троицы. С моей точки зрения, очень хорошо то, что Вы дали об этом и свои пояснения, особенно для тех, кто не заметил этой ювелирной тонкости в работе. Думаю, дать бы им заранее еще немного времени, то и эти ветви покрылись все молодыми зелененькими листочками. Если такие высокие ветви корилуса листочки выпустили, то и корешки появились? Высаживать их потом будете? Поспешила даже и листочки подрисовать на фото, как бы, на мой взгляд, веселей было с ними.)) Как-то, пару лет назад, привезли у нас в храм очень большие стволы-ветви вербы. Поставила в воду, пустили корни, высадила в грунт, а сейчас - растут и радуют. Да, бело-красно-зеленое, это самое очень торжественное, праздничное сочетание. Оранжевый тут совсем спокойно вписался, а белый вижу, хоть и не много, но в композиции внесли окраски губы от зеленых орхидей. Понимаю, что ведь не так просто иной раз бывает с поставками цветов, наличием времени и всякого рода иными обстоятельствами. Что тут поделаешь! Учимся, смиряемся в чувствах и поспешных своих выводов не торопимся делать, особенно на форуме, где всегда должны присутствовать забота, внимание, уважение, творческая свобода вопросов и мнений. Радуюсь, что такое убранство храма к празднику Троицы всем понравилось, а Вы с очень милой помощницей Марией хорошо и в этот раз постарались.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]
|
|||||
|
|
18.06.2014 01:22:06
Доброго времени суток, мои дорогие. Присоединяюсь к поздравлениям с прошедшими праздниками и с началом Апостольского Петрова поста хочу всех поздравить и пожелать полезного ко спасению. Простите за долгое молчание, наша дочка - студентка сдает госэкзамены, комп "красный" от напряжения, поэтому я в последнее время нахожусь, как сейчас говорят, на удаленном доступе от своего компьютера . Я тут столько всего пропустила, постараюсь наверстать в ближайшее время, потому что сразу все и не охватить одним разом.
Рада приветствовать новую форумчанку - Ольгу Груданову. Еще одна Ольга - замечательно!!! Олечка, присоединяйтесь! Очень быстро пробежала по последним сообщениям и фотографиям, как красиво было в наших храмах на праздник Святой Пятидесятницы! Еще раз приношу свои извинения за возврат к уже прошедшим темам, но быстренько постараюсь ответить на вопросы, которые мне были заданы.
1. Я уже ранее рассказывала, что в силу сложившихся обстоятельств мне пришлось очень быстро придумывать какую-то конструкцию для крепления оазиса, поэтому, честно говоря, какого-то специально образного смысла этими цветами не заложено, скорее получилось интуитивно. Поскольку размер аналоя почти совпадал с размером киота с иконой Воскресения Христова, то пришлось для крепления небольшого кусочка оазиса (приблизительно 20 см в длину, 8 см - в высоту и 3 см в ширину) использовать оставшийся от вырезания полукруга из оргстекла небольшой остаток квадратной формы, размером примерно 20 на 20 см. С одной стороны, условно верхней, были просверлены несколько отверстий для того, чтобы привязать оазис, а другая сторона - большая ее часть, укладывается под киот с иконой. На моей фотографии, к сожалению, эта часть покрыта цветной материей. Вот собственно и все, это ответ также и для Светланы Сметаниной, которая задавала вопрос, относящийся к этому же цветочному убранству. Ниже дам фото этого кусочка оргстекла, чтобы было понятно о чем речь. 2. На мой взгляд, ни один из перечисленных видов экзотических цветов не должен был бы заменить центральную группку цветков первоцвета по трем причинам: 1. цветы были пожертвованы прихожанкой нашего храма и это было особенно радостно 2. они, как первые весенние цветы, на мой взгляд, подходят к отображению праздника Воскресения Христова 3. я не тяготею к использованию таких экзотических растений, они мне видятся неуместно яркими и вызывающими (что, наверное, само по себе не очень плохо в каких-то флористических работах, но не для убранства у икон). Это - только мое личное мнение, прошу понять правильно.
Изменено:
----------------------------------------------
|
|||||
|
|
20.06.2014 16:32:27
На самом первом фото - украшение семисвечника в алтаре, видимо к празднику Пасхи. Скажите, эти небольшие букетики тоже сделаны на кусочках оазиса? Как Вы крепите эти букетики? Как поступаете с ними потом: все это сжигается или просто выбрасывается? Ведь это украшение находится в алтаре. В нашем храме настоятель не благословляет никаких украшений в алтаре, только немного украшается цветами трехсвечник, выносимый на Пасху и соответственно на всю пасхальную седмицу. О Вашей работе на Пасху (2013 г.) с герберами. Я тоже для себя отметила, что центральные герберы, принесенные Вашей прихожанкой, очень гармонично перекликаются с цветовым решением праздничной иконы и действительно создают очень праздничный настрой. Как иногда такие "случайности" все выправляют к лучшему! Листья берграса создают эффект "перетяжки", но не ажура, и здесь трудно не согласиться с Людмилой Бондаренко. Может их стоило бы поставить ближе ко внешнему краю работы, также чуть приподнятыми, полудугами, сократив при этом количество папоротника, который создает тяжелую зеленую массу вместо ажурной. Еще, на мой взгляд, получилось хорошо, что Вы (не знаю случайно или нет) дали немного воздуха между цветами и иконой. И тем самым довольно яркое цветочное убранство не перебивает красоты праздничной иконы, чего, к сожалению, не произошло в работе по убранству иконы Божией Матери Казанская . Даже если бы у Вас и раскрылись все плотно поставленные лилии , но остался бы "зазор" между иконой и цветами, то, поверьте, все бы смотрелось бы совершенно по-другому. На первом месте была бы (для восприятия глазом) сама праздничная икона, а вокруг, никак не соперничая с ней, цветочное убранство. А еще, в качестве совета, попробуйте вместо вот этой П-образной рамки использовать полудугу у виде нимба. Сделать ее не представляет большого труда, на форуме очень много есть материала об этом. И Вы увидите, как заиграют совсем по-новому и очень красивая и нежная икона Казанской Божией Матери и какую гармонию создаст цветочное убранство . Ну и, конечно же, в качестве пожелания - постарайтесь фотографировать не только рамки с цветами, но и получившийся результат - вместе с аналоем, праздничной иконой и общим видом, поскольку это весьма важно и для Вас, чтобы увидеть свои ошибки, и для тех, кто хочет помочь советом, т.к. увидев только цветы, можно ошибиться и с советом. По работе на Вознесение Господне мне ближе мнение Елены Исаенко: ландыши и хризантемы совершенно разные по структуре; я тоже ландыши больше вижу в содружестве с весенними цветами; их у Вас так много, что они сами по себе могли бы быть самодостаточным убранством, я уж не говорю об аромате))) И опять же, когда не видишь окончательного варианта (вместе с иконой хотя бы), то трудно сориентироваться и представить себе, что же в итоге получилось... А может эти ландыши вместе с листочками надо было просто поставить в небольшую красивую вазочку и разместить около иконы. Вот такие маленькие советики и пожелания Вам, дорогая матушка Ольга, простите. Помощи Вам Божией!
Изменено:
----------------------------------------------
|
|||
|
|
20.06.2014 17:00:12
В нашем храме раньше тоже аналои покрывались либо какими-то красивыми салфеточками, либо аналойниками. Но потом настоятель не благословил их использовать (про причину - ничего не могу сказать). Аналои в нашем храме вмч. и Победоносца Георгия сделаны из золотистой латуни, может быть по этой причине они не покрываются сверху.
Изменено:
----------------------------------------------
|
|||||
|
|
20.06.2014 17:29:42
----------------------------------------------
|
|||
|
|
20.06.2014 18:06:10
Листья старалась подбирать разные по фактуре: это и мелкие веточки ива пурпурнолистной с серебристыми листочками; и листочки аквилегии - голубовато-зеленые; и серебристо-бело-зеленые листья дерена белоокаймленного "Аргентеомаргината" с цветущими соцветиями; цветки садового василька с серебристо-зеленоватыми листочками; веточки с нераспущенными бутончиками и сизовытыми листиками розы наиколючейшей (самые молодые цветущие побеги не имеют колючек); веточки жимолости Брауна с овальными сизыми листочками; в центре - веточки того же дерена пестролистного, но совершенно молочно-белого цвета (как будто специально появилась всего одна веточка на целый большой куст дерена с такого цвета листвой!), и нераспущенные бутоны ириса, ландыши, цветки водосбора. Венок был готов к 14-ти часам - праздничная вечерняя служба в нашем храме начинается в 15.00. С утра были срезаны растения, около 8 часов утра, пока готовилась основа, растения отпивались на воде. С 10-ти утра до 14.00 собственно все и происходило. Что касается стойкости цветов и растений. Накануне, 5 июня, цветочное убранство при уборке храма разобрали, поскольку службы в нашем храме совершаются не каждый день и уборка тоже . Но что удалось заметить: не помешало бы растениям побольше напитаться водой, и нежные листочки дерена белого цвета в центре убранства как-то чуть подсохли, скорее всего от близости большого количества свечей.
Мариночка, спаси Господи за поддержку! Уверена, что пока я собиралась написать ответ, Ваша поляна, в Тюмени, порадовала и Вас, и всех прихожан Вашего храма своей красотой, а я (то есть все мы, форумчане) очень даже хотели бы порадоваться вместе с Вами и увидеть фотографии Ваших работ к прошедшим праздникам!!! Спасибо!
Изменено:
----------------------------------------------
|
|||||||
|
|
20.06.2014 18:19:18
С уважением, Ирина
|
|||||
|
|
20.06.2014 19:11:24
На мой взгляд, это самое важное в работе - именно подчеркнуть значимость события, красоту иконы, в честь которой тот или иной праздник совершается, а не обратить внимание на цветочное обрамление вокруг, сделав вольно или невольно центром внимания того, кто это рукотворно создал! К сожалению, за очень редким исключением, прямоугольные рамки, заполненные цветами и прилепленные к иконе, иногда даже скрывающие ее большую часть, выполняют все с точностью наоборот: забирают на себя все внимание, икона "тонет" в цветочном изобилии. Если располагать цветы очень близко к иконе, представляется мне, надо тонко чувствовать гармонию цветов, знать основы цветосочетания и уметь это применить на практике. На мой взгляд, это не очень просто и мало кому удается. Это - личное мнение, не только к Вам, Леночка, относящееся, но и ко всем нам. Пожалуй, все мы через прямоугольные рамочки проходили!!!
Изменено:
----------------------------------------------
|
|||||||||
|
|
20.06.2014 19:14:13
Олечка, постараюсь ответить на Ваши вопросы: в цветочной композиции я пыталась воплотить сюжет знаменитой иконы Андрея Рублёва основан на 18-й главе книги Бытия, повествующей о явлении престарелым праотцам Аврааму и Сарре, возле их шатра у дубравы Мамре, трёх светозарных мужей. Авраам принял необыкновенных путников, поклонился и омыл им ноги, велел закласть лучшего телёнка и испечь пресные хлебы для угощения, чтобы укрепились сердца путников. Ангелы предсказали Аврааму и Сарре чудесное, вопреки естеству, рождение у них сына Исаака, от которого произведет Господь народ израилев. Здесь произошло событие необыкновенное, соответствующее важности происходящего, — под видом Ангелов-странников Аврааму явилось само Троичное Божество. Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г.) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. «Изображение ветхозаветной Троицы стало рассматриваться как демонстрация единства трёх Лиц, равнозначности и единосущия и одновременно разницы их ипостасей. В новозаветной традиции трапеза у Авраама — прообраз будущей искупительной жертвы и евхаристической трапезы. Поэтому явление трёх Ангелов Аврааму и вкушение ими агнца ...воспринимается в контексте космического домостроительства Господня и предвечного совета Троицы о судьбах мира и человечества».А. Рублёву тайну единства Святой Троицы и её евхаристического значения удалось выразить в иконописи наиболее глубоко. Главный смысл цветового решения иконы — это «фаворская» светоносность, «...т.к. созерцаемое Божество являло собой картину райского горнего мира, иконописец с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору... Символичность колорита в иконе особенно ощутима в ведущем звучании сине-голубого, именуемого «рублевским голубцом». Голубой цвет, наряду с тёмно-бордовым всегда был богородичным цветом. Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. В цветочной композиции применение голубого цвета символизирует сошествие Святого Духа на Апостолов , символы которых - 12 желтых ромашек. Цветы в композиции применяла местные - степной шалфей и садовые разновидности ромашек, лилии, роза. Работу выполняла на трубке, нижняя основа композиции - листья домашнего цветочка под названием "берёзка"( роициссус или комнатный виноград), их оказалось почти не видно. Вазы для букетов с лилиями наполнила гидрогелем зелёного цвета. Лилии были в бутонах и постепенно раскрывались, стояли немного больше недели, для нашего храма это долго, т.к. очень жарко. Убранство над Царскими вратами выполняли наши певчие, иконы храма тоже украшали наши певчие. "Если можно, об украшении икон Господа Иисуса Христа и Богородицы: почему красные цветы и какие? На фотографии не очень хорошо видно": - красные цветы - это розы кустовые... почему? Потому, что выросли у одной прихожанки и похоже, что все их она срезала и принесла в храм. Мне совсем не нравится, как у нас притрушивают зелень на полу , создаётся ощущение беспорядка.
Изменено:
С уважением, Ирина
|
|||
|
|
20.06.2014 21:16:33
Добрый вечер, Ирина. Спасибо за столь быстрый и исчерпывающий ответ. Не первый раз уже поражаюсь Вашему умению читать на языке цветов (образно, конечно, сказано) и, что не менее важно, умению перенести смысл увиденного и донести до нас, человеков! После всего прочитанного, очень хочется разместить и сам первоисточник - икону "Троица" кисти А.Рублева (1411 год или 1425-27. Государственная Третьяковская галерея).
Изменено:
----------------------------------------------
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)