Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 20 След.
Цветочные убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари., Рассмотрение цветочного убранства у аналойных икон и прочей церковной утвари. Соответствие цветочных работ требованиям в оценки их красоты и сохранения молитвенной атмосферы и гармонии в храме.
Сразу, с первых строчек, прошу прощения, что своими впечатлениями о таких больших и важных работах по украшению праздника Успения Пречистой Богородицы делюсь только сейчас. Из-за временного цейтнота (говорю исключительно про себя!) вроде бы получилось, что они остались незамеченными. Это, конечно же, совершенно не так!!!

Дорогая Анастасия! Без Вашего разрешения (простите), без согласования с Людмилой Бондаренко, почему-то решила в этом разделе (фото были размещены в фотогаларее), написать, чтобы все же там не нагружать фотографии комментариями. Если я неправильно сделала, сообщайте, буду исправлять.

Рада, что Ваша мечта об использовании гортензий в композиции сбылась!!! smile:)  Немножко темноватые фото получились, скорее всего, при дневном освещении цветовое восприятие было бы немного другим. Анастасия, я Вас от души поздравляю. Это, если я правильно понимаю, первая самостоятельная работа по украшению Богородичной плащаницы? Объем работы внушительный. В Вашем храме такая красивая плащаница Богородицы! Притом, что необычно, вишневого цвета (если я правильно поняла цвет). 

Здорово, что благодаря трудам Ольги Маловой (уважаемой нами Ольги Дмитриевны) Вам, Анастасия, и мне удалось тоже использовать эту гортензию-красоту в украшении. Долгое время к ней присматривалась, она же бывает еще и белой, и розовой. 

Внимательно рассматривая украшение Плащаницы, благо, что фотографии это позволяют сделать, представляла себе, как бы мне виделось ее цветовое решение.
Возможно,что и Вам мои мысли в следующий раз каким-то образом пригодятся ))).
В силу того, что основной цвет плащаницы Богородицы вишневый, а мафорий наполнен красиво расшитым узором еще и  расшитая жемчугом и камнями кайма плащаницы, то есть использовано достаточно много цветов и оттенков, включая уже наличие голубого и синего цветов, мне представилось, что за основу в цветочном украшении можно было бы взять белый цвет, совсем чуть-чуть добавив голубого и еще меньше синего цвета. Кстати, тут может быть использовать белую гортензию?
А еще - поменьше бы размером синие и розовые розочки, завершающие с двух сторон венок на плащанице, на мой взгляд, они выбиваются из гармонично расположенных по всему веночку цветов. 

А в букетах, вокруг стоящих, наоборот, мне бы виделось меньше синего, я бы оставила его совсем чуть-чуть, но добавила бы голубого ( св.голубые гортензии).
Анастасия, это только мое мнение. Вы молодец! Помощи Вам Божией!
Изменено: Ольга Исаковская - 11.02.2013 01:51:38
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Ну вот, к сожалению, время торопит, опять все переношу на следующий раз.
 Много про что хочется расспросить Ольгу Малову, Людмилу Бондаренко, Галину, еще раз простите. 

К Татьяне Вл.! Татьяна, не расстраивайтесь, что получилось не так, как хотелось.
Все мы учимся и с чего-то начинаем))). Для этого и форум!
Слава Богу, что здесь собрано очень много ценной, интересной и крайне нужной информации!
И все же, возвращаясь к уже выше сказанному, отмечу,что работа бы "смотрелась" по-иному, если бы цветы не прилеплялись к иконе.
Даже при использовании того же их количества, которое у Вас было.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Матушка Анастасия, хороший пример показываете участникам тем, что разместили фотографию интерьера храма вместе с работой!
 А, как часто бывает? Выкладываем только фото в ближнем плане, т.е. все украшение вокруг иконы просматривается только по двум степеням гармонии( между собой в используемом материале и со списком иконы) и на этом,- точка!
Совсем забывая о важном моменте, третьей степени - о СОХРАНЕНИИ ГАРМОНИИ в интерьере храма, насколько она сохранилась от составленного и внесенного в интерьер, цветочного украшения!  
Предлагаю всем желающим, еще раз и по-внимательнее для себя, проанализировать данное фото и другие, аналогичные ему, на предмет сохранения гармонии и сделать выводы. Возможно, что возникнут и вопросы и  советы, пожелания. Не смущаясь, расскрывайте свои мнения, которые украсителям очень важны для определения общей истины в подходах и построениях цветочных композиций. 
На мой взгляд, гармония с составленной  Вами работой, в данном случае, в целом сохранена и наличие такой формы подачи цветов, выбранные их цветовые оттенки и воссоздали в интерьере храма атмосферу, соответствующую данному дню празднования.  
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Предлагаю Ирине, из Киева и для всех тех, у кого только еще формируется интерьер храма некоторые свои некоторые рекомендации по примеру  украшения грядущего в Храме Престольного праздника в честь Св.преп.Нестора Летописца.
Ознакомившись с выложенными Вами на форуме фотографиями интерьера еще только построенного, но необустроенного в постоянном убранстве Храма, поделюсь тем, как бы я поступила, оказавшись в такой ситуации и при имеющихся возможностях в местном( калина и пр.), растительном материале. 
Во-первых, для размещения в интерьере Храма и по-праздничному, цветочных украшений есть возможность "шурупчика"!smile:)
 
Это значит, что можно этим воспользоваться и выбрать в интерьере те главные зоны, где их допустимо временно установить.
Например, делаем на Иконостасе, над Царскими Вратами и далее по нему, украшение в виде двух дуг, расходящихся в обе стороны от
 иконы"Тайной Вечери"с наклонным уровнем к краям.
Ширина такой цветочной дуги и ее длина будут зависить от кол-ва, имеющегося в Вашем пользовании, растительного материала. Но, не забываем о 3-х гармоничных составляющих! Не всегда много и широко, есть хорошо! Элегантность и гармония подскажут!
 Если остановитесь на выпуклой форме дуги, то Вам еще потребуется дополнительный крепеж в шурупах.

 Дуги,- это либо односторонняя гирлянда, собранная на шнуре, методом примотки цветов и без оазиса, либо с ним, в пленке(сетке), как ж/д состав или тоже на оазисе, но на фиксированнои арматуре( поверхности). Выбирать и определяться настоятелю и Вам.
(Хотела разместить тут Вашу фотографию и на ней все обозначить,но не тут-то было!!! Она у меня, вооще, и не переносится сюда из другой темы. Продолжим пояснения на "пальцах"!)

К этому, дополнительно, пока у Вас есть такая возможность задействовать в украшении и стояковые столбы и потолочные балки и стены,используйте.  Хватило бы только материала, времени и помогающих Вам рук!
Ольга Малова, в своем для Вас сообщении, хорошо и подробно, с примерами, пояснила все: что, где и еще допустимо к богослужению по цветочному украшению в Храме, включая и гостевой букет.

Продолжу, во- вторых, здесь я нарушила бы сложившуюся идею в использовании цветовых оттенков( бело-зеленых), обозначенных для цветочного украшения икон со всеми Святыми, преподобными  и сортов растительного материала ( только каталожный ).
 Вполне достаточно того, что "зеленый" будет присутствовать в цвете облачений священнослужителей и пр., как  цвет, определенный на этот день по Церковному Уставу. 
и использовала бы срезку любых оттенков, как произрастающего по сезону и местности, так и при необходимости, приобретенный в цветочных салонах  и даже пожертвованный к празднику, весь растительный материал.
Блеск же от ягод калины, ее сочность и красочность будут в украшаемой палитре оттенков совсем не лишними, а только позволят еще более ярче проявиться зеленому тону!!!
Но!!! Акцент белого, тоже обязательно,( праздник-то у Святого!) должен присутствовать повсюду в украшении и его, хорошо бы выразить, используя разнообразные по формы и размерам цветы : от крупных до мелких и даже группируя их.

Об этом мне подсказали сразу три, обращающих на себя внимание, момента,
- Из поиска сюжета композиции: по роду  деятельности Св. преп. Нестора - ЛЕТОПИСАНИЕ, оно же в виде жизненных событий и отражаясь в годах, проходило по-разному, следовательно и человек, описывающий события, соучавствовал в них, сопереживал и событий его жизнеописания. А какие же это события? И радостные и грустные и счастливые и тихие и обнадеживающие и скорбные, волнительные и т.д.
- Из законов цветосложения как зеленого,так и оптического белого.
- Для создания всеобщей атмосферы радости по Престольному празднику в воздвигнутом, Новомо Доме Божием! 
По украшению праздничной иконы:
В этом случае подойдет и украшение, с округленной по верхним углам форме, составляемое на аналое, вокруг иконы, и задающее главный тон всему праздничному, цветочному убранству и с букетом в т.ч., подобно, камертону в музыке. С особым вниманием  обустраивайте и задавайте его!!! smile:)

Да пребудет у Вас в помощи сам Святой, преподобный Нестор Летописец!
367-1.jpg (210.4 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Ольга Исаковская пишет:

К Татьяне Вл .! Татьяна, не расстраивайтесь, что получилось не так, как хотелось.
Все мы учимся и с чего-то начинаем))). Для этого и форум.
Слава Богу, что здесь собралось очень много ценной, интересной и крайне нужной информации.
И все же, возвращаясь к уже выше сказанному, работа бы "смотрелась" по-иному, если бы цветы не прилеплялись к иконе.
Даже с использованием того же количества цветов, которые у Вас были.
Ольга Исаковская,  как красиво! Вот что значит-мастер!
Большое спасибо за подробное описание работы! Крупным планом-еще красивее!
Согласна полностью, что "негоже" цветам быть близко к иконе. Но мне встречалась работа Людмилы Александровны, где она крепила гипсофилу прямо на оклад иконы.(между иконой и окладом).
К тому же аналой у нас, как можете заметить - небольшой. Нужно какое-то спец. приспособление придумать.
До Вашего мастер-уровня, конечно, пока не дотянуться. Но все же не хуже, чем вообще не украшенная икона. Будем работать в  мастерстве и совершенстве )))
Ольга, а как крепите оазис к пластиковой трубе?
Татьяна Владимировна
Как, не согласиться с Ольгой Исаковской, об осеннем цейтноте со временем! У кого его сейчас нет? Тут еще, хорошо бы учесть и добавить про значительное времяпрепровождение за компьютором, что и осень незаметно пролетит!  
Сколько чувствую за собой задолжностей на форуме, что простите меня за это!
 В надежде, что у тех участников, которые молчат,- отпускная пора еще продолжается, пока что по-общаюсь с Татьяной Вл..
С интересом изучила Вашу выполненную работу и в Храме и перед ним. Прочла и выводы.
 Отмечу, что: " "негоже" размещать" - понятие поспешное.
Тут надо всякий раз со смыслом подходить.
Когда, на праздник Крещения Господня, я устанавливала гипсофилу за нитки, навитые  вокруг киота с иконой, то весь смысл , если Вы вспомните, заключался в том, чтобы с помощью гипсофилы воссоздать как бы сюжет снежной проруби, зимнего нашего Иордана, в котором и стекло киота отображало водяную поверхность. 
Гипсофила - роль снега исполняла и что бы было в варианте при оставленном пространстве от иконы?
Такого зимнего эффекта, просто, и не получилось бы!
Во всей красе торчал бы грубоватый, темно-коричневого цвета и не по-художественному исполненный, высокий киот, а вокруг него, что нежный веночек из гипсофилы с просматриваемым зеленым оазисом, да?
 Вот и пришло решение: и сюжет воплотить и киот прикрыть и икону тем самым украсить!
 
В Вашем же варианте, смело можно было бы небольшой и не широкий,такой веночек из гипсофилы, вокруг иконы составить, оставляя при этом и пространство до иконы.  
 По размеру видно, что аналой под иконой в храме у О.Исаковской ведь тоже небольшой, он еще и складной, как книжка,что видно  по  вертикальной, по центру расположенной металлической полосе.
 Правда,тут у Вас, оказалась больше по размерам сама икона и практически не осталось места для размещения украшения.
 
А, что же оргстекло? Использовали? Поясните, как Вы решали вопрос с креплением в этой работе. 
 Если интересуетесь построением украшения, используя белую, металлопласт. сантехническую трубку,то поступите так, сначала  согните ее в овал(кольцо) подходящего для киота и икон размера, далее  нижнюю часть этого овала, которая  должна  лежать на выступе аналоя, наоборот, разогните, выравнивая ее из дуги в хорду. 
Полученную всю по периметру конструкцию надо хорошенько Вашим мужчинам простучать молотком, трубка сплющится, что даст возможность привязывать к ней полосы оазиса, всякий раз, разрезая его по требуемому для украшения размеру и кол-ва цветов.
У белой, одноголовой хризантемы, которая стоит по центру,  над иконой, следовало бы дать ей наклон вперед,на зрителей, градусов так на 45!
 Голубой тон гипсофилы получился,- это аэроспреем или косметическими тенями?
По коврику перед Храмом: что попало мне в поле зрения: 
Два коврика ну ни как не долнжно быть у входа: создают напряжение и контраст- надо на время существования травяного, убирать тот,который для протирки ног,перед входом.
Очень унылый,скучный,размеренный сложили орнамент, уверена, что Вы очень торопились, или слишком переволновались, просто растерялись,что про использование листьев, всяких трав, их декоративность  даже и от этих же цветов, совсем забыли!
 А, что за белый "мусор" возник и так явно видным, в виде художественного беспорядка в центре(из-за ветра?), тут бы по краю ковра напрашивается цветочная кайма.
 Вот такие плоские коврики уместнее строить по объективным обстоятельствам: нет достаточного кол-ва любого материала, включайте смекалку. Правил тут особых и требований нет же! Полет фантазии!
 Не все пространство даже можно и нужно формировать сплошной зеленью,а как и решелье в вышивке,спирали и т.п., где тоже допустимы просветы, ну а затем, останется красиво и цветы разложить.
 Надеюсь, что не в допущенных в работах неточностях главное, а в том, что работая с рассуждением быстрее подойдем к истине.

Татьяна, у меня к Вам, да и ко всем желающим на него ответить, вот еще какой вопрос есть:
"Скажите, а что было для Вас трудным и создавало помехи в цветочной работе украшения праздника?"
 
 Спасибо Вам за труды, память и выложенные фото!
С уважением, Людмила.   
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Дорогая Анастасия! Рада, что Ваша мечта об использовании гортензий в композиции сбылась!!! Рисунок  Немножко темноватые фото получились, скорее всего, при дневном освещении цветовое восприятие было бы немного другим. Анастасия, я Вас от души поздравляю. Это, если я правильно понимаю, первая самостоятельная работа по украшению Богородичной плащаницы? Объем работы внушительный. В Вашем храме такая красивая плащаница Богородицы! Притом, что необычно, вишневого цвета (если я правильно поняла цвет). 

Здорово, что благодаря трудам Ольги Маловой (уважаемой нами Ольги Дмитриевны) Вам, Анастасия, и мне удалось тоже использовать эту гортензию-красоту в украшении. Долгое время к ней присматривалась, она же бывает еще и белой, и розовой. 

Внимательно рассматривая украшение Плащаницы, благо, что фотографии это позволяют сделать, представляла себе, как бы мне виделось ее цветовое решение.
Возможно,что и Вам мои мысли в следующий раз каким-то образом пригодятся ))).
В силу того, что основной цвет плащаницы Богородицы вишневый, а мафорий наполнен красиво расшитым узором еще и  расшитая жемчугом и камнями кайма плащаницы, то есть использовано достаточно много цветов и оттенков, включая уже наличие голубого и синего цветов, мне представилось, что за основу в цветочном украшении можно было бы взять белый цвет, совсем чуть-чуть добавив голубого и еще меньше синего цвета. Кстати, тут может быть использовать белую гортензию?
А еще - поменьше бы размером синие и розовые розочки, завершающие с двух сторон венок на Плащанице, на мой взгляд, они выбиваются из гармонично расположенных по всему веночку цветов. 

А в букетах, вокруг стоящих, наоборот, мне бы виделось меньше синего, я бы оставила его совсем чуть-чуть, но добавила бы голубого ( св.голубые гортензии).
Анастасия, это только мое мнение. Вы молодец! Помощи Вам Божией!
Дорогая Ольга, здравствуйте!
Благодарю за содержательный комментарий. Нет это не первая работа посмотрите сообщение №157 этой темы. Спаси Господь!
Цитата
Ольга, а как крепите оазис к пластиковой трубе?
Татьяне Вл.     
Для украшения "Покрова Пресвятой Богородицы" к пластиковой трубе прикрепляла небольшие кусочки завернутого в целлофановую пленку оазиса, равномерно расположенные по всей дуге, при помощи скотча. 
Для украшения иконы Божией Матери Казанская воспользовалась советом Людмилы Бондаренко (за что ей отдельное спасибо!), потому что это намного удобнее для крепления оазиса.
Цитата
Если интересуетесь построением украшения, используя белую, металлопласт. сантехническую трубку,то поступите так, сначала  согните ее в овал(кольцо) подходящего для киота и икон размера, далее  нижнюю часть этого овала, которая  должна  лежать на выступе аналоя, наоборот, разогните, выравнивая ее из дуги в хорду. 
Полученную всю по периметру конструкцию надо хорошенько Вашим мужчинам простучать молотком, трубка сплющится, что даст возможность привязывать к ней полосы оазиса, всякий раз, разрезая его по требуемому для украшения размеру и кол-ва цветов.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
 Впервые, разместила и я, в теме "Фотогалерея...", свои Рождественские работы 2012- 2013гг..
Очень хотелось бы услышать ваши мнения о моих работах.
Цитата
Впервые, разместила и я, в теме "Фотогалерея...", свои Рождественские работы 2012- 2013гг.. 
Очень хотелось бы услышать ваши мнения о моих работах.
Для Елены Летуновской. Елена, добрый вечер! Начну, если не возражаете, с себя. Просматривая свои фотографии украшения к иконе Рождества Христова, обратила внимание, что довольно плотно расположила цветки гипсофилы. Из-за этого исчезло ощущение воздушности, объемности. Слишком увлеклась процессом укрывания оазиса. На мой взгляд, и в Вашем варианте, получилось тоже очень плотное обрамление из гипсофилы. 

Про украшение паникадила. Слава Богу, что настоятель нашего храма не благословляет украшать его цветами, что,  честно сказать, радует. Это же касается и завешивания  цветочными гирляндами иконостаса. Не украшается никакими цветами алтарь. 
А вообще интересно, когда стали украшать паникадило впервые? Откуда пришла такая, если так можно выразиться, традиция? Почему и зачем его надо украшать? Разве оно само по себе некрасиво? Простите, Елена, это, конечно же, вопросы не к Вам. Может быть, кто-то знает на них ответы...

Ну вот такой коротенький коммент))).
Изменено: Ольга Исаковская - 26.01.2013 20:24:01
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Елена Летуновская пишет:
Впервые, разместила и я, в теме "Фотогалерея...", свои Рождественские работы 2012- 2013гг..
Очень хотелось бы услышать ваши мнения о моих работах.
Здравствуйте Елена! Позвольте и мне высказать свое мнение о работе. Первая работа у иконы Рождества Христова на мой взгляд не совсем удачна ,а именно : эффект воздушности можно было достичь меньшим количеством растительного материала ,разместив его иначе,на разном уровне.( т.к.пропал объем композиции. )
Белые хризантемы в центре украшения не видны (или это только на фото?). Вторая работа у Спасителя мне нравиться. Что касается украшения паникадила,то я тут не советчик, единственное могу сказать , что сам процес украшения не безопасен ( работа на высоте) ,поскольку самой пришлось подвешивать звезды на Рождество.
Желаю Вам успехов.
Изменено: Марина Косова - 25.01.2013 12:23:34
Радуюсь, что мы начинаем обсуждение в анализом. Спаси, Господь, Елену,Ольгу и Марину за смелость, ведь ими руководит любовь. Главное, найти в себе силы не обижаться на возможную критику сестёр и братьев в творческом поиске. Как это необходимо всем нам - поиск того, что уместно в храме, а что неприемлемо, что согласно с учением Церкви и христианским искусством, а что нежелательно. Часто в общении с Людмилой Александровной мы высказываем аргументы  в пользу противоположных точек зрения, но это хорошо для самого процесса поиска положительного и позволяет соборно участвовать в современной жизни Церкви. Лично меня такое общение всегда заставляет задуматься о том, не ошибаюсь ли я, правда в таких случаях всегда ищу аргументы в  Священном Предании, Священном Писании, памятниках христианского искусства, гимнографии. Серьёзный вопрос украшения цветами светильников (паникадило, хорос, люстры...) - вопрос непростой, так как есть аргументы и за и против, поэтому, конечно, необходимо начать его обсуждение в надежде на то, что и участники, и активные посетители внесут свою лепту в соборное обсуждение, что всегда в Церкви приветствовалось.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Цитата
Впервые, разместила и я, в теме "Фотогалерея...", свои Рождественские работы 2012- 2013гг..
Очень хотелось бы услышать ваши мнения о моих работах.
Для Елены Летуновской. Елена, добрый вечер! Начну, если не возражаете, с себя. Просматривая свои фотографии украшения к иконе Рождества Христова, обратила внимание, что довольно плотно расположила цветки гипсофиллы. Из-за этого исчезло ощущение воздушности, объемности. Слишком увлеклась процессом укрывания оазиса. На мой взгляд, и в Вашем варианте, получилось тоже очень плотное обрамление из гипсофиллы.

Про украшение паникадила. Слава Богу, что настоятель нашего храма не благословляет украшать его цветами, что, честно сказать, радует. Это же касается и завешивания цветочными гирляндами иконостаса. Не украшается никакими цветами алтарь.
А вообще интересно, когда стали украшать паникадило впервые? Откуда пришла такая, если так можно выразиться, традиция? Почему и зачем его надо украшать? Разве оно само по себе некрасиво? Простите, Елена, это, конечно же, вопросы не к Вам. Может быть, кто-то знает на них ответы...

Ну вот такой коротенький коммент))).
Цитата
Ольга Малова пишет: Серьёзный вопрос украшения цветами светильников (паникадило, хорос, люстры...) - вопрос непростой, так как есть аргументы и за и против, поэтому, конечно, необходимо начать его обсуждение в надежде на то, что и участники, и активные посетители внесут свою лепту в соборное обсуждение, что всегда в Церкви приветствовалось.
Полностью согласна с Вами, Ольга. Вопрос непростой. И судя по появляющимся в инете фотографиям, украшать паникадило и светильники становится очень популярно, несмотря на трудоемкость (одному человеку явно не под силу такое действо), очевидную небезопасность (это связано с украшением паникадила) и дороговизну (такое количество приобретаемых цветов, почти во всех случаях, стоит немалых денежных средств). Наверное, можно объяснить это наличием всего того, что перечислено выше - есть люди, которых обучают этому, приспособления верхолазные, денежные средства и огромный выбор цветочного материала (особенно в Москве!). То есть получается - этого своего рода "бизнес"!

Некоторым людям кажется, что это красиво и торжественно! О вкусах не спорят. Если бы это касалось, например, украшения зала приемов или иного какого светского учреждения, почему бы не порадовать людей еще и невероятно щедрым цветочным украшением. Настроение, скорее всего, будет еще более подчеркнуто праздничным. И трудно что-либо возразить: цветы, дарованные нам, людям, нашим Создателем, всегда в человеке вызывают чувство радости, будь то небольшой букетик полевых цветов или целая охапка роз, или расцветший куст.

Может быть это и есть тот самый аргумент "за"? Но у меня почему-то больше набирается аргументов "против"... и не имеющих ответа пока вопросов...

Почему и зачем в резной или фарфоровый иконостас нужно ввернуть шурупы или иные приспособления, чтобы потом прикрепить гирлянду из цветов, дабы увеселить глаз пришедшего, который потом должен сказать: ах, как красиво!!! Вот примерно то же самое и про паникадило. Получается, что все должно быть подчинено ублажению людей, чтобы порадовались, повосхищались мастерством украсителей... Можно предположить: от любви все это. А чем больше цветов - тем больше любви.

А где же Господь, где лики тех святых, которые так покрыты цветами от любви, что их и не видно? А разве тот мастер, который резал этот иконостас или киот, писал икону, изготовил паникадило, недостаточно красиво это сделал? Для чего нужно дополнительное украшение? 

Можно ли к людям, пытающимся или умеющим уже благоукрашать наши храмы применить призыв: не навреди?? Как и кто должен определить эту "золотую меру"?
Изменено: Ольга Исаковская - 29.01.2013 13:28:47
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Вот наскоро найденные в инете фотографии, которыми, на мой взгляд, можно проиллюстрировать сказанное выше. Сами по себе эти композиции флористические - весьма хороши, но уместны ли они в Церкви? Служат ли здесь цветы главному - восхвалению Славы Божией или наоборот? 
Давайте попробуем разобраться, без смущения и обид, все мы люди и можем заблуждаться. Помоги нам Господь!
Изменено: Ольга Исаковская - 29.01.2013 13:57:09
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
продолжение
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Вот наскоро найденные в инете фотографии, которыми, на мой взгляд, можно проиллюстрировать сказанное выше. Сами по себе эти композиции флористические - весьма хороши, но уместны ли они в Церкви? Служат ли здесь цветы главному - восхвалению Славы Божией или наоборот?
Давайте попробуем разобраться, без смущения и обид, все мы люди и можем заблуждаться. Помоги нам Господь!
Думаю, что, несомненно, будет благим начинанием обсуждение того, что неприемлемо в храме, так как многие уже сложившиеся "традиции" прочно укореняются и становятся чуть ли не образцами. В цикле лекций по курсу благоукрашения храмов у меня есть лекция-практикум-семинар, на котором мы обсуждаем то, какие композиции нежелательны, то есть ошибки разного рода, в том числе и чисто "флористические", а, главное, те, которые, как инородное тело, вызывают негативное отношение у воцерковлённых прихожан, которые, порой не могут объяснить почему, но чувствуют эту неприемлемость. После каждого послушания "вычисляем" и свои недочёты и ошибки - это очень полезно, а совершенен только Господь. Понятно, что коммерческая сторона присутствует, и это направление, особенно в больших городах имеется. Храм для коммерсантов - очень выгодная "ниша", и очень выгодно насаждать, как пример, европейскую флористику с её массивностью, но растительные композиции говорящие, они всегда имеют определённый образ, и нередко неправославный, поэтому проблема ещё серьёзнее, чем просто бизнес.  Трудно себе представить, чтобы, например, в мечеть или синагогу "запустили"  иноверцев, а в православных храмах очень часто работают (именно работают, а не несут послушание) те, у кого даже не спросили крещены ли они, что явно недостаточно, воцерковлены ли, тем более, получили ли они на то благословение исповедника. Понятно, что быть флористом, даже с регалиями явно недостаточно, чтобы украшать православные святыни. Разница слишком очевидна, как между художником и иконописцем. Нельзя православный храм превращать в лес, да ещё заснеженный, оранжерею, флористическими стенками закрывать не только святыни, но и архитектурные элементы, являющиеся произведениями искусства, в "тортиках" или массивных композициях топить главную святыню Церкви - Животворящий Крест, вместо древа строить сомнительные сооружения из разрубленных его частей. Ведь это только подумать! Древо - очень важный и многозначный символ в Церкви в своей целостности - соборности, а его взяли разрубили (можно сказать - убили) и поставили в сомнительном художественном образе! Паникадило - тоже образ Древа. Не зря же облачения священнослужителей имеют определённый цвет - в Церкви цвет, прежде всего, имеет богословское - духовное значение, но имеет место и пестрота, порой "махровая". Что касается светильников, в частности паникадил и хоросов, то тема не так проста и нельзя быть категоричными. В таких случаях необходимо обращаться к истории, искусству Церкви и его символике,  но и здесь "простота, а не пестрота" играет главенствующую роль и требует подробного анализа. Недавно мне показали композиции японской икебаны, составленные из сознательно искривлённых - корявых ветвей берёзы, образ явно негативный  с тайными смыслами и остаётся только догадываться почему. Поэтому так важно, чтобы и через образы, которые воплощают в своих  композициях художники цветов, прихожанам открывались богословские смыслы христианского искусства – иконографии и гимнографии, то есть вероучения. В этом заимствовании – особая проповедническая и просветительская задача современного православного цветосложения через творческое осмысление церковных смыслов посредством  растительных композиций.

Какова нива, таковы и семена; каковы цветы, таковы и краски; каков делатель, таково и дело (3 Езд. 9: 17).  «Эстетическая ценность богослужения состоит не в том, чтобы его чувственные формы были красивы, а в том, чтобы их красота как можно ярче выражала и полнее воплощала духовное содержание истинной религии» [В.С. Соловьёв].
Изменено: Ольга Малова - 01.02.2013 18:06:12
Добрый вечер, дорогие форумчане! Спаси Господи. р.Б. Ольгу ,  Марину, Ольгу откликнувшихся на просьбу высказать свое мнение о выполненных мною работах. Спасибо, что указали на мои ошибки, Ваши замечания буду учитывать в последующих своих работах. Хотелось бы увидеть наглядно (может быть есть фото) , как правильно уложить гипсофилу на разных уровнях, чтобы скрыть оазис и создать ощущение воздушности и не допускать допущенных ошибок. я поняла, что у меня не хватает практического опыта в постановке объема. Хотелось бы увидеть наглядные примеры или методические пояснения, как можно это воплотить.Полностью согласна с Вами, Ольга, что необходимо начать обсуждение допустимых канонически и определить меру возможных объемов украшения в храме. В конкретном случае украшения паникадила, совершенно верно, что и без дополнительного цветочного обрамления, оно выглядело торжественно и красиво. Причиной украшения явилось фото работы, размещенное на сайте школы церковной флористики при подворье Данилова монастыря.  Материальные расходы для нашего храма были весьма ощутимыми. А целесообразно ли, вообще, делать Вифлиемскую звезду из паникадила, ведь главный акцент этого праздника состоит не в этом. Хотелось бы знать мнения украсителей и священнослужителей по рассматриваемому нами  вопросу.

p.s. 2-е фото: работа, послужившая  примером для украшения  паникадила нашего храма,а 1,3  фото: работа с цветочной  звездой.
3_flor.jpg (100.58 КБ) [ Скачать ]
IMG_4808-2.jpg (160.64 КБ) [ Скачать ]
00059hq8-11.jpg (214.62 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Елена Летуновская - 09.02.2013 22:45:04
Совершенно необязательно создавать флористический объект в форме звезды на главном храмовом светильнике, ведь нет на то богослужебных указаний. Свои размышления и фотографии по данному вопросу помещаю на странице "О роли и значении..."
Ольга Дмитриевна! В чем состояла причина размещать свои пояснения по данному вопросу в теме "О роли и значении цветов...", если рассматриваемый вопрос о цветочном декорировании Паникадила, явно относится к данной теме, как элемента интерьера храма? 
 
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна! В чем состояла причина размещать свои пояснения по данному вопросу в теме "О роли и значении цветов...", если рассматриваемый вопрос о цветочном декорировании Паникадила, явно относится к данной теме, как элемента интерьера храма?
Думаю, что систематизация разделов форума не совсем продумана, так как многие вопросы, как говорят библиографы, подвержены размежеванию (информация может быть разнесена одновременно в нескольких разделах), ведь о чём бы мы ни говорили, всё требует обоснования с точки зрения богословия, то есть два главных вопроса: богословие и техника. Что касается светильников, то краеугольный вопрос здесь, прежде всего, не как сделать, а почему это надо делать, с какой целью, то есть какова роль и значение растений и какую символичную форму выбрать для композиции, а какие формы неприемлемы в храмовом пространстве. Именно в  разделе "О роли и значении..." должен быть анализ и на его основе выводы. Продуманная систематизация необходима как для размещения информации, так и для поиска необходимых ответов. Поэтому, если давать конкретную информацию об украшении того или иного элемента с ясным обоснованием всех художественных характеристик, например, с точки зрения уставных определений, формы, цвета... с конкретными примерами, то это в этом разделе, а, если речь идёт об исследовании или анализе, поиске ответов, то это, конечно, раздел "О роли и значении...".
Цитата
Ольга Малова пишет:
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Ольга Дмитриевна! В чем состояла причина размещать свои пояснения по данному вопросу в теме "О роли и значении цветов...", если рассматриваемый вопрос о цветочном декорировании Паникадила, явно относится к данной теме, как элемента интерьера храма?
Думаю, что систематизация разделов форума не совсем продумана, так как многие вопросы, как говорят библиографы, подвержены размежеванию (информация может быть разнесена одновременно в нескольких разделах), ведь о чём бы мы ни говорили, всё требует обоснования с точки зрения богословия, то есть два главных вопроса: богословие и техника. Что касается светильников, то краеугольный вопрос здесь, прежде всего, не как сделать, а почему это надо делать, с какой целью, то есть какова роль и значение растений и какую символичную форму выбрать для композиции, а какие формы неприемлемы в храмовом пространстве. Именно в разделе "О роли и значении..." должен быть анализ и на его основе выводы. Продуманная систематизация необходима как для размещения информации, так и для поиска необходимых ответов. Поэтому, если давать конкретную информацию об украшении того или иного элемента с ясным обоснованием всех художественных характеристик, например, с точки зрения уставных определений, формы, цвета... с конкретными примерами, то это в этом разделе, а, если речь идёт об исследовании или анализе, поиске ответов, то это, конечно, раздел "О роли и значении...".

Да, быть может, систематизация разделов и не совсем продумана.Как смогла. Откуда же взять несовершенному в библиографии опыта, коль сам форум-то есть, чуть более года? Простите, но и никаких предложений от участников по улучшению его работы, за этот период, не поступало.Тема открыта,- дело за предложениями!
В настоящее время моя "перестройка" материалов по темам еще не завершена. Дело в дефиците времени.
Что же касается светильников,то да, краеугольный вопрос, действительно состоит, именно в том, почему это НЕ надо делать, а делают? В чем причина?  Очевидно,что для решения проблемы, нам требуется проведение глубокого анализа в сложившейся ситуации, как с богословской точки зрения, так и поиска самого источника от начала возникновения и путей решения.
Для этой цели и "Настольная книга..." и данная тема со всеми  теоретическими и практическими выводами по каждому, входящему в интерьер храма, элементу: иконостасу, иконе, светильникам,аналоям и т.д.
Как таковая, тема"О роли и значении...", как показала практика форума, не может в себе нести чисто теоретическую часть, а вот,  специально и конкретно научиться видеть и понимать каждому, всякий раз обозначая, исполняемую цветами невидимую роль, вполне реально при каждой, конкретной работе и на пользу всеобщего дела.
Если научить рассуждать и понимать в нашей специализации,что сотворяем, то уже 80% трудностей преодолели!
Признаюсь, что сразу после перенесенного мною высокотемпературного, многодневного,телесного прогревания,  пришла к потрясшему меня выводу,что допустила серьезную ошибку в терминалогии со словом "УКРАСИТЬ цветами", вникла в суть и поняла,что этот термин требует быстрейшей замены и не подходит для отражения выполняемой нами работы.Его надо везде заменить на "Убрать цветами".
Что получается, когда произносим, например,: " Украсить икону цветами". Смотрю в толковом словаре С.И.Ожегова значение слова"Украсить" , читаю: - украсить елку,блюдо для стола,торт,зал гирляндами и т.п.,то есть то,что требует работы для доведения какого-то уровня красотыПростите, разве сама икона, не является совершенством Красоты? Так,что же мы, цветочные украсители(и привлекаемые в храмы светские флористы),получается со дерзновением- украшаем Красоту? Это как??  Да еще и водичкой, вероятно, подпортим! И гордо величать себя будем благоукасителями! Ай, да молодцы!
 "Оформить",- тоже не подходит.
Такое же слово, как "Убранство", правильнее подходит и по толкованию, НО убираем цветами , не саму икону, а ту поверхность, на которую ее возложат.
Вот, теперь, наконец-то, разобравшись с терминологией, надо работать над стилями и способами формирования и убранства самих поверхностей для икон. Отмечу,что при этом не возникает и вопроса о первом-втором плане для цветов, препятствий в отражении символических сюжетов в работе, сохраняются и все художественные требования и не возникает новых форм из имеющихся( как в ситуации со светильниками).
  
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
 Нашла работы Елены Летуновской , посмотрела, по-поводу первого фото согласна с теми кто писал, что гипсофила очень плотно, я так стараюсь не делать, мне больше нравится когда её немного, (если конечно это не тот случай когда просто больше ничего нет), но может автор хотела что-бы такое украшение символизировало снег, ну например, пещерка с рождённым Младенцем, укрытая сверху снегом. 
 Понравилась подборка цветов на паникадиле, я люблю такие светло-зелёные листочки, ну а по-поводу того стоит ли вообще украшать паникадило, я даже не знаю, наверное нужно исходить из того, насколько это впишется в общую картину, а с другой стороны цветы у икон нужны что бы подчеркнуть, украсить Лики, а что подчёркивать в люстре, да и зачем?
Третья фотография мне понравилась частями, отдельно верхний веночек (или не знаю как правильно его назвать) и отдельно сам киот с иконой))))). Я, если бы имела возможность,то выбрала бы какой нибудь более светлый вариант украшения, как -то по мне он выглядит немного темновато по отношению к самому киоту и белому покрову.
  Но вы ведь видите по моим работам, что мастер из меня совсем "никакой", поэтому моё мнение скорее всего ошибочно.
Людмила Бондаренко пишет:
"....пришла к потрясшему меня выводу,что допустила серьезную ошибку в терминалогии со словом "УКРАСИТЬ цветами", вникла в суть и поняла,что этот термин требует быстрейшей замены и не подходит для отражения выполняемой нами работы.Его надо везде заменить на "Убрать цветами".
Что получается, когда произносим, например,: " Украсить икону цветами". Смотрю в толковом словаре С.И.Ожегова значение слова"Украсить" , читаю: - украсить елку,блюдо для стола,торт,зал гирляндами и т.п.,то есть то,что требует работы для доведения какого-то уровня красотыПростите, разве сама икона, не является совершенством Красоты? Так,что же мы, цветочные украсители(и привлекаемые в храмы светские флористы),получается со дерзновением- украшаем Красоту? Это как??  Да еще и водичкой, вероятно, подпортим! И гордо величать себя будем благоукасителями! Ай, да молодцы!
 "Оформить",- тоже не подходит.
Такое же слово, как "Убранство", правильнее подходит и по толкованию, НО убираем цветами , не саму икону, а ту поверхность, на которую ее возложат.
Вот, теперь, наконец-то, разобравшись с терминалогией, надо работать над стилями и способами формирования и убранства самих поверхностей для икон. Отмечу,что при этом не возникает и вопроса о первом-втором плане для цветов, препятствий в отражении символических сюжетов в работе, сохраняются и все художественные требования и не возникает новых форм из имеющихся( как в ситуации со светильниками)." 
  
Если   не существует,  как такового,  конкретного   канона (свода правил) в написании икон, то естественно очень много нерешённых вопросов, касательно цветов в храме. И мнений, и представлений различных много. Решаться такие вопросы могут только  соборно авторитетами Церкви. Что касается терминологии, то она тоже не разработана. Поэтому давать конкретные ответы на конкретные вопросы часто невозможно и недопустимо. Мы только можем искать подтверждение своим умозаключениям в Священном Предании, Священном Писании, святоотеческом наследии, гимнографии, иконографии. Украшать и убирать, эти слова,  согласно церковной литературе, являются синонимами, то есть равнозначными.  "Украситель - создатель". Украшаю - убираю, наряжаю (Мф. 12: 44; Лк. 21: 5); приготовляю (Мф. 25: 7); "Украшение - порядок, красота, устройство, мир, свет... "См. Полный церковно-славянский словарь /сост. свящ. магистр Григорий Дьяченко. - М.: Отчий дом, 2009. - С.754. То есть украситель - создатель цветочных композиций, который убирает, наряжает элементы храма и приготовляет к богослужению.
Цитата
Надежда пишет:
Нашла работы Елены Летуновской , посмотрела, по-поводу первого фото согласна с теми кто писал, что гипсофила очень плотно, я так стараюсь не делать, мне больше нравится когда её немного, (если конечно это не тот случай когда просто больше ничего нет), но может автор хотела что-бы такое украшение символизировало снег, ну например, пещерка с рождённым Младенцем, укрытая сверху снегом.
Понравилась подборка цветов на паникадиле, я люблю такие светло-зелёные листочки, ну а по-поводу того стоит ли вообще украшать паникадило, я даже не знаю, наверное нужно исходить из того, насколько это впишется в общую картину, а с другой стороны цветы у икон нужны что бы подчеркнуть, украсить Лики, а что подчёркивать в люстре, да и зачем?
Третья фотография мне понравилась частями, отдельно верхний веночек (или не знаю как правильно его назвать) и отдельно сам киот с иконой))))). Я, если бы имела возможность,то выбрала бы какой нибудь более светлый вариант украшения, как -то по мне он выглядит немного темновато по отношению к самому киоту и белому покрову.
Но вы ведь видите по моим работам, что мастер из меня совсем "никакой", поэтому моё мнение скорее всего ошибочно.
Доброго времени суток всем форумчанам!
Надежда,очень Вам благодарна за отзыв, за поддержку, Спаси Господи! 
 Действительно, гипсофила ассоциируется у меня со снегом, а выложенная вокруг иконы, напоминает вертеп. Хочется пояснить, что к моменту моего приезда в храм, цветы уже были расставлены в вазах ( причем люди потратили на это достаточное кол-во времени) и нарушать то, что было с любовью сделано до меня - не осмелилась. Зато гипсофилы было много...
Надеюсь на то, что увижу, как правильно размещать ее для создания объема и как закрыть оазис меньшим кол-вом материала.
Цитата
Елена Летуновская пишет:
" Зато гипсофилы было много... 
Надеюсь на то, что увижу, как правильно размещать ее для создания объема и как закрыть оазис меньшим кол-вом материала."

Лена, боковые части оазиса (внутреннюю и внешнюю) можно декорировать листьями от используемых растений (например, лилии, хризантемы, салала, аронии, ирги и пр.) или используя флористическую декоративную ленту. А затем уже размещать по ним гипсофилуsmile:). Сейчас попробую найти фото примеров. Наверное, есть и еще способы. Мне пришлось как-то использовать в силу сложившихся обстоятельств даже и цветки кустовой хризантемы.
Изменено: Ольга Исаковская - 19.02.2013 18:21:42
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 ... 20 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)