Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 12 След.
Факультативные и выездные практические занятия форума "Цветы и храм" при Духовно-просветительском центре в Перловке., Практическое приложение к форуму "Цветы и храм".Консультации для желающих - в день проведения занятий или МК !!! Схема проезда к нам: см. в 11-м сообщении.
Если выбран вариант с вырезкой контура Креста в пенокартоне с его одновременной фиксацией, то необходимо разумно подойти с запасом, к выбору толщины пенокартона! Маленький, по размеру, Крест удержит и тонкий пенокартон, а вот для больших, по размеру, Крестов уже использовать такой же опасно и нет полной надежности фиксации:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Быть может, что у кого-то и возникнут смущения в использовании пенокартона в данной работе из-за самого его "картонного", а значит некого хрупкого, временного служения. Чтобы их окончательно развеять скажу, что легкие арки, вырезанные из этого материала, много лет уже служат в качестве вспомогательных при убранстве Царских Врат и отлично сохранились.
Другое дело, - недоступность приобретения,- и тогда, все же, есть прежние материалы: металл, фанера, дерево.
Использование сотового поликарбоната, безусловно долговечнее, но более, чем для пенокартона, сопряжено с усилиями вырезания, например, контура Креста, из-за наличия в нем соответствующих сот-ячеек.
3700.gif (11.27 КБ) [ Скачать ]
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Теперь, переходя к вопросу о цветочном убранстве в форме венка, первоначально, надо остановиться на способах установки цветов, выбирая  из имеющихся при этом возможностях, подходящий: 
- "на сухую", без снабжения цветов водой, т.е. венок, сплетенный из цветов обычным образом либо собранный на обруче-каркасе с помощью клеевого пистолета или спец. клея;
- путем "тейпирования", т.е. частичного, не продолжительного по времени, сохранения цветам в венке влаги;
- путем установки в венке на срезы цветочных стеблей специальных пробирок с питательным водным раствором ;
- путем создания цветам в венке полной системы для их продолжительной жизнеспособности: т.е. новой корневой системы со значительным            запасом влаги, - использованием оазиса; 
Понятно, что конкретный выбор способа установки цветов зависит от большого числа объективных факторов, уже начиная с самих цветов, предназначенных для данного венка...
Тут отмечу, что ранее, в работе  использовала формы оазиса в виде дуги ( см. фото) для фасонной формы венка, особенно, при больших размерах Крестов, которые легко вырезала из кирпичной формы оазиса. Теперь и такая необходимость отпала,- оставляемая длина стеблей у цветов формирует и любую форму, а полосы оазиса можно располагать на основе кусочками либо сплошной цепочкой.
Говоря о формах основы под Крест, следует заслуженно отметить и круглую, которая своей формой мне сразу напоминает "Спасательный круг на водах" для нас, грешных, только на водах бурлящего, житейского моря! 
Судя бесчисленному количеству фотографий с работами по данной тематике, пересмотренными мною, не трудно заметить и то множество допущенных отступлений от изложенных в Церковном Требнике для этого случая указаний: то с разрывами формы венка, то с его изломами, а то и вообще, далеких от цветочных формах венка, различных  и вольных интерпретаций. Почему же такое на деле происходит и допустимо ли, надо разбираться! Но, пока, продолжим.
Допустим, выбор способа установки цветов удачно осуществлен, согласован с настоятелем, а это значит, что оговорены и все цветовые оттенки, форма венка, наличие символического образа.  Вот только тогда работа полным ходом должно спокойно развернуться. Как говорят, на этом этапе особенно проявляется "дело рук техники" каждого цветоукрасителя и наличие у него художественного вкуса, чтобы "будущий корабль Красоты не посадить на подводные морские рифы", а полученной от созерцания работы, настоящей Красотой насыщать, согревать, радовать возносимые в молитве души священнослужителей и прихожан в храме на службе!

p.s. Однако, не ожидала, что так много получится  материала,- целая заочная лекция, поэтому, спустя некоторое время, перенесу данный материал в тему " Факультативных занятий..."

 Благодарю всех за внимание.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Размещая в помощь цветоукрасителям этот практический материал по цветочному убранству Крестов, мною пока еще не ставилась задача о существенной, образно-символической роли цветочного венка, а была лишь попытка показать некую возможность в поиске положительных ответов, результаты которых могут сильно зависеть даже от обычных, но правильно подобранных по форме и под размер конкретного Креста, их основ, что в итоге, соответственно, оказывает и вносит еще большую возможность для воплощении Красоты в каждой работе.

p.s. Фото 1997 года, из архива моих работ в храме св. Филиппа. Москва. Качество не из лучших, простите, но на фото хорошо видно: какой же необычайной красоты и каких больших размеров Крест и эти две дивные, роскошные жердальерки, стоящие по бокам от аналоя с цветами и позволившие создать из 200 штук мелких, алых роз общий, праздничный ансамбль в пределе храма!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Сегодня, работая над поиском очередного, образно-символического сюжета для составления цветочного венка у Креста на Крестопоклонную неделю Великого Поста и который нужно завтра воплотить в реальность, слава Богу, мне приходит идея создать в нижней части этого венка с помощью гвоздичек, темно-бордового цвета, подножие  Креста- Голгофу, а в симметричных, восходящих сторонах венка, по 6 штук на каждой, красными гвоздичками, напомнить зрителям и о избранных, 12 учениках, апостолах Господа, одиннадцать из которых ведь тоже  приняли мученическую смерть за Христа на своих Крестах-Голгофах. 

Итак, вспомним о двенадцати Апостолах:

Рисунок
АНДРЕЙ
Первозванный. Брат апостола Петра.
Проповедовал в Вифинии и Пропонтиды с городами Халкидон и Византий; во Фракии и Македонии; в землях Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи,города Аминс, Трапезунд, Ираклия и Амастрида. Принял мученическую смерть в Патрах.

Рисунок
ПЕТР
Называемый Кифа, бывш. Симон. Проповедовал в Иерусалиме и Риме. Принял мученическую смерть на кресте в 64 году в Риме.

Рисунок
ИАКОВ
Иаков Старший. Братья Зеведеевы.«Сыны Громовы»Проповедовал, был убит в 44 году в Иерусалиме.

Рисунок
ИОАНН
Богослов. Братья Зеведеевы. «Сыны Громовы»
Проповедовал в Эфесе и других Малоазийских городах. Сослан в заточение на остров Патмос. Прожил на земле более 100 лет.

Рисунок
МАТФЕЙ
Мытарь. Левий Алфеев.Проповедовал в Эфиопии.

Рисунок
ФИЛИПП
Проповедовал в Галилее, в Греции; в Парфах, в Азоте, в Иераполе; в Сирии, Малой Азии, Лидии. Принял мученическую смерть в 87 году во Фригии.

Рисунок
ВАРФОЛОМЕЙ
Нафанаил. Проповедовал в Малой Азии (вместе с апостолом Филиппом - во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Персии и Индии, Великой Армении.Принял мученическую смерть в городе Албанополе. 

Рисунок
ФОМА
Дидим то же,что Близнец. Проповедовал в Индии, принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура.

Рисунок
ИАКОВ
Алфеев. Иаков Младший.Проповедовал в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире. Принял смерть на кресте в егип. Острацине.

Рисунок
СИМОН
Кананит. Зилот (ревнитель).Проповедовал в Иудее, Египте и Ливии. Принял мученическую кончину в Абхазии.

Рисунок
ИУДА
Леввей, брат Иакова Алфеева (Иаковлев), Фаддей. Проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

ИУДА
Искариот. Иуда Сын Симона. Об Иуде "да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой (Пс 108:8).

Рисунок    
МАТФИЙ
Один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота..
Проповедовал в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности. Принял мученическую кончину в Иудее.

Далее, снова возвращаюсь к своему эскизу: если в верхнюю часть венка дать три крупных белых, сияющих хризантемы и еще немного беленьких хризантемок, белой гипсофилы, то, таким образом, ими хорошо получается символически представить в цветочном убранстве вокруг Креста Троицу и Небесное Царство.

Вот вам и наглядный пример миссионерской работы с помощью обычных цветов!

p.s. Как сообщила мне Наталия Заржецкая, все требующиеся цветы для такого, с символическим содержанием, венка она смогла успешно  приобрести и даже поставить их в храме, на воду, за что ей низкий поклон и большое спасибо!)))
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Очень понравилась задумка, очень красиво!
Голгофа исполнена, как гора, а не символика! И глава Праотца Адама! ---  Приму если позволите на вооружение).
Свечение из цветов у образа каждого Апостола выделяет каждого!
Но у Креста не было 12-ти  Апостолов (они же разбежались), а были только Божия Матерь и Иоанн Богослов... Или это образное представление?
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Теперь, давайте все по-порядку и следуя Церковным Указаниям, читаем:

"До начала великой вечерни Святой Крест полагается на жертвеннике, на блюдо , покрытое покровцем . Крест может быть украшен венком только из живых цветов ".

Выбираем: "украшен". Понятно, что для работы будут нужны: Крест, покровец, блюдо или поднос и венок из живых цветов.

Крест и покровец в каждом храме всегда есть, а вот соответствующий поднос или блюдо не всегда найдется с нужными под Крест размерами.


А если и есть таковые, то и тут часто возникают иные вопросы о непосредственной надежной фиксации цветочного венка и Креста с учетом покровца, т.к. в процессе богослужения священнослужитель совершает с ними определенные действия.
Знаю, что в некоторых храмах сам Крест к подносу фиксируют с помощью прозрачной, тонкой рыболовной лески или зажимают его, в установленные на основе подноса, металлическими упорами, а порой и просто, прикрепляют обычными саморезами. Сам же венок тоже требует надежной фиксации и обычным пришиванием его нитками к покровцу проблемы не решит, следовательно, в подносе для этого нужно еще сверлить и дополнительные отверстия, чтобы потом, через покровец, все вместе надежно скрепить.

Отмечу, у нас в храме к Кресту, а он большой и тяжелый, высотой 55см, много лет назад, еще кем-то была специально установлена, с помощью саморезов, широкая металлическая полоса и такой Крест, убранный цветами всегда износился священнослужителем без подноса и покровца на аналой с лежащим на нем покровцом. По своей ширине, форме и очень плотным расположением к Кресту такая полоса совсем не позволяла мне реализовывать и многие простые, цветочные идеи. Всегда требовалось большое количество цветов на закрытие этой полосы, а с учетом веса установленного оазиса, общий вес получался весьма солидным!

Поэтому, исходя из своего практического опыта работы, мне хотелось бы посоветовать, чтобы не искать нужный поднос, особенно, под Кресты больших размеров:
Хорошо составить саму основу "поднос-блюдо" из пенокартона( толщиной от 10- ..мм) или поликарбоната( от 8-..мм) по типу фоторамки из двух слоев: основания и рамки, скрепляя их между собой двойным скотчем. Эти оба материала общедоступны в стройматериалах, легковесны, прочны, превосходно и легко режутся и обычным шилом или даже гвоздем в них свободно выполняются все по местам отверстия. Так убедительно говорю, потому, что мне много приходилось работать с этими материалами, занимаясь застройками различных выставочных стендов.

Как же определить нужные исходные размеры для такой будущей основы? Первоначально надо исходить из того, что к размерам Креста следует добавить поля по всем четырем направлениям, обязательно, выбирая гармоничные, допустимые размеры этих полей: ни больше, - ни меньше и затем, определить местоположение и цветочного венка: по внешнему краю основы-подноса он пойдет или по внутренней.

Сам же жесткий каркас под венок можно изготовить из различных материалов в т.ч. и из с/тех., отбитой трубки,- опять зависит от имеющихся, при этом в храме, возможностей и с оазисом либо без него. Проведя разметку всех отверстий на полученной основе и выполняя их, далее следует накрыть основу покровцом и крепко зафиксировать на ней Крест, используя прозрачную леску. Обязательно проверить надежность крепления и только потом следует переходить к фиксации овального каркаса венка. Тут можно поступить так: первоначально протянуть только тесемки , а уже потом, наложить готовый цветочный венок и в нужных местах его ими привязать, а можно, установить только каркас, фиксируя его уже имеющимися тесемками и составлять венок сразу у Креста.

Если же будет выбран вариант овальной формы основы-подноcа, то все изложенные выше рекомендации сохраняются и по ее изготовлению, с одной лишь разницей,- на аналое, для устойчивости, следует, дополнительно, разместить оставшуюся после вырезки овала, половинку, установить с помощью зубочисток на нее пластинки из оазиса и также убрать ее цветами
Попыталась, по-быстрому, изобразить все сказанное в эскизах.

Спаси Господи Вас, Людмила Александровна,  за полезную информацию и за предложения различных вариантов в цветочном убранстве Креста. Вами проделана огромная работа с  эскизами, описаниями, толкованием. Теперь нужно только взять и сделать!

Мне понравилась новая идея с применением пенокартона. Я так понимаю, что из него можно легко вырезать и рамку под иконы любой формы. Остаётся только выяснить - насколько доступен у нас в продаже пенокартон.  

 Низкий поклон за  Ваши неиссякаемые,  добрые труды!
Крест2.jpg (177.91 КБ) [ Скачать ]
Изменено: Ирина Шандровская - 24.03.2014 01:07:09
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Третье воскресение  Великого поста - Крестопоклонная неделя и обычно, всем верующим для поклонения на вечернем богослужении, священнослужителем  выносится из Алтаря, убранный цветами Крест.
Вот и в нашем Троицком храме в Перловке, выносной, напрестольный Крест очень красиво убирается живыми цветами, но, как оказалось в этой, всякий раз, обычной цветочной красоте составленного у Креста венка таится и миссионерская, просветительская роль! ))

Так, побывав утром на Литургии в Храме, я еще раз убедилась, что цветоукрашение несет не только эстетическую но и миссионерскую, просветительскую нагрузку. Оказалось, что умело выложенные  в нижней части венка, темные бутоны гвоздик, т.е. внизу Креста, как любезно пояснила мне Людмила Александровна, образно обозначают Голгофу, а небольшой цветок хризантемы, установленный  посредине - череп Адама. Мы же на службе поем тропарь на поклонение : " Кресту Твоему покланяемся, Владыко " и поклоняемся. При этом, по обоим сторонам  венка трудно не заметить и 12 цветочных композиций по числу Святых Апостолов, и  вспоминая то, что ведь и у каждого из Апостолов был свой Крест и своя Голгофа( правда, кроме одного), через цветопередачу  увидеть и это в венке, а небольшие бутоны белых хризантем -  были подобны, свечам у каждого из апостольских Крестов. 
Три же крупных, белых хризантемы  установленных в верхней части цветочного венка, над  Крестом, по последним словам из тропаря - "...и святое Воскресение Твое славим" - уже радостное ожидание Светлого Святого Воскресения!!!
image.jpg (208.9 КБ) [ Скачать ]
image.jpg (193.92 КБ) [ Скачать ]
Людмиле Бондаренко: Спасибо за труды: за эскизы, разъяснения и даже технические наработки!!!! На мой взгляд, это - неоценимая помощь для занимающихся убранством цветами храмов. Слава Богу, что есть люди, которые безвозмездно делятся своими знаниями и мастерством с радостью и терпением))). 

Эскиз цветочного убранства поклонного Креста воплощен мастерски!!! "Свидетели креста — двенадцать апостолов, видимая вселенная и мир, состоящий из людей, верующих в Распятого" - святитель Кирилл Иерусалимский.
Изменено: Ольга Исаковская - 27.03.2014 00:11:35
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Здравствуйте дорогие форумчане!
Здравствуйте дорогая и очень мной любимая Людмила Александровна!
Хочу напомнить, что на форуме мы занимаемся прежде всего поиском, поиском  творческой истины, вдохновения и различных знаний по благоукрашению наших храмов. В разговорах с Людмилой Александровной мы всегда обсуждаем, что на форуме должен быть диалог, вопросы, обсуждения работ, поиск каких то универсальных идей на каждый праздник.
В процессе обдумывания предстоящей работы по украшению креста, как и всегда обратилась за помощью к нашему форуму, к идеям Людмилы Александровны.
Идея украшения креста с Двенадцатью Апостолами мне лично очень понравилась и я обратилась за благословением к батюшке применить эту идею в украшении. Но батюшка сразу поправил меня сказав, что акцент в
3-ю Неделю Великого Поста - Крестопоклонную должен быть все таки на Кресте Спасителя, он славится, о нем поется и ему поклоняемся.

Церковь поет: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим
". Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение....

Кресту вся земля да поклоняется:
Имже познала Тебе покланятися, Слове.


Если кого обидела своими словами, простите меня грешную.
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
Здравствуйте дорогие форумчане!
Здравствуйте дорогая и очень мной любимая Людмила Александровна!
Хочу напомнить, что на форуме мы занимаемся прежде всего поиском, поиском творческой истины, вдохновения и различных знаний по благоукрашению наших храмов. В разговорах с Людмилой Александровной мы всегда обсуждаем, что на форуме должен быть диалог, вопросы, обсуждения работ, поиск каких то универсальных идей на каждый праздник.
В процессе обдумывания предстоящей работы по украшению креста, как и всегда обратилась за помощью к нашему форуму, к идеям Людмилы Александровны.
Идея украшения креста с Двенадцатью Апостолами мне лично очень понравилась и я обратилась за благословением к батюшке применить эту идею в украшении. Но батюшка сразу поправил меня сказав, что акцент в
3-ю Неделю Великого Поста - Крестопоклонную должен быть все таки на Кресте Спасителя, он славится, о нем поется и ему поклоняемся.

Церковь поет: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим ". Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.

Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение....

Кресту вся земля да поклоняется:
Имже познала Тебе покланятися, Слове.

Если кого обидела своими словами, простите меня грешн

Здравствуйте, матушка Анастасия. Моя дочь тоже не одобрила такую идею по той же причине.  Людмила Александровна предлагала много вариантов  для всех возможностей и мы все ей за это благодарны. Жалко, что мало работ выставляют на форуме форумчане. Матушка Анастасия, может и Вы поделитесь своей работой?
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Пока нахожусь в поиске удачной фотографии).
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
Очень понравилась задумка, очень красиво!
Голгофа исполнена, как гора, а не символика! И глава Праотца Адама! --- Приму если позволите на вооружение).
Свечение из цветов у образа каждого Апостола выделяет каждого!
Но у Креста не было 12-ти Апостолов (они же разбежались), а были только Божия Матерь и Иоанн Богослов... Или это образное представление?

Матушка Анастасия, Ирина Шандровская, а с вами и ваши родные! 

От души радуюсь той, по делу в теме образовавшейся и так всегда необходимой на форуме рабочей атмосфере, да еще и с расширенным родственниками составом участников! 
Однако, простите и к моему сожалению, возникшие мнения - это лишь констатация результата того, если вовремя не дать ответ на поставленный матушкой Анастасией вопрос, а еще и отсутствие, до сего времени на форуме, моих пояснений к работе. Правда, спасибо Елене Левицкой и за ее небольшой отзыв о работе, который она разместила в этой теме. Разумеется, что это всего лишь образное представление, множеством которого усиливается и формируется в цветочной работе ее акцент, по другому и не предполагала.

Всем нам хорошо известно, что у Креста и не было 12-ти Апостолов, а были только Божия Матерь и Иоанн Богослов, но вот одинадцать из них ведь также приняли мученическую смерть на Кресте за Христа. Если пытаться реализовать это в символике цветов, то выглядеть это будет n-кратным, ритмичным повторением определенного, но уменьшенного в масштабе, основного цветочного сюжета, что и было показано 6-кратными повторениями, выложенными по каждой стороне цветочного венка у Креста.

Роль белых цветов в разбивке фиолетово-красной цветочной массы можно образно трактовать не как выделение свечения у каждого святого образа Апостола, а как, таким распятием за Христа и славления Святого Воскресения.

 Возможно, что мне не следовало бы размещать в таком большом объеме  материал о Апостолах, да еще и с их фотографиями, чтобы не загружать и не отвлекать от задуманного и главного акцента в композиции - образа Креста, но т.к. на форуме мы почти не затрагивали апостольской тематики, то решила в виде информации и разместить, но для данного случая лишь выделила и подчеркнула в каждом тексте форму кончины каждого из Апостолов.   

Абсолютно верно, что акцент в 3-ю Неделю Великого Поста - Крестопоклонную должен быть на Кресте Спасителя, он славится, о нем поется и ему поклоняемся. В Тропаре поклонения Кресту Церковь поет: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим ". Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. 
"Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение.... 
Кресту вся земля да поклоняется: Имже познала Тебе покланятися, Слове." 
Для наглядности понимания изложенного о ритмичности в цветочной композиции по ее общему образу, то привожу на фото с работой и схемку. 

Если же составленная, таким образом, цветочная форма венка все же не вызовет одобрения, то с радостью и благодарением приму от каждого все его наставления и замечания, столь драгоценные для меня.

Однако, уверена и в том, что к данному цветочному венку, даже при таком его художественном виде и форме, можно еще составить и не одну образную легенду, кроме изложенной, о чем прошу не забывать и сразу сообщать на форуме в этой же теме! 


Спаси Господи!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Животворящему Кресту Господню мы поклоняемся в Богослужении Православного календаря четыре раза, и каждый раз это поклонение имеет свой особый смысл, а значит и художественные образы, оправданные с точки зрения богословия Церкви, то есть духовной жизни христианина.

 На Крестопоклонной неделе – это напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. Но лишь напоминание, поэтому  Голгофы ещё нет и как формы украшения, тем более что уставные определения дают нам правило о венке (круге, мандорле), форма которого в этом случае всё-таки нарушается. Крест выносится для того, чтобы напоминанием о страданиях Господа укрепить постящихся и последовать примеру Спасителя пройти по этому пути: «Через крест открывается сама тайна бытия, и в свете того, что означает крест, нам легче понять и смысл воздержания, смысл поста» [Святейший Патриарх Кирилл. Проповедь в Неделю Крестопоклонную].

 Крест явлен Спасителем нам как любовь и надежда (Мк. 8: 34-38), а как идти  по крестному пути, побеждая страсти,  указует нам Церковь Православная, символом которой и является круг,  Церковь, как спасительный круг, то есть венок: «… человек, побеждающий страсть, освобождает душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякое принятие креста, всякое преодоление страданий, что посылает нам жизнь и что возлагает на нас Господь, становится бременем благим и легким… К этой внутренней духовной силе и к внутренней свободе и призывает нас крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам даётся пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями» [Святейший Патриарх Кирилл]. 

Из этого вытекает насколько важно так составить растительно-цветочную композицию в форме венка, чтобы выделить именно Крест, как главный центр, не отвлекая большим размером цветов или пестротой флористической поверхности, то есть  проявить жертвенное благоговение и благодарность за этот дар. О  колористическом решении нас наставляет Устав и гимнография праздника. Круг, шар – тема, требующая особого и подробного рассмотрения, но позволю себе хотя бы для введения в тему дать немного информации.

 Форма круга – символ вечности и Церкви, по объяснению Святого Климента Александрийского: «Сам Сын Божий есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». На иконе «Церковь Христова» форма круга используется многократно. Пророк Исаия называет Церковь Венцом украшенным: И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего (Ис. 62: 3). С древних времён (раннее христианство Сирии и Египта) крест изображали вписанным в круг.[1] 

Круг около креста означает небесную сферу, указывая на космологическое значение креста. Редчайший из сохранившихся крестов подобного типа находится в Новгороде Великом – это Людогощинский крест, XIV в., вырезанный из сосны, замысловатой формы «процветший крест». 

Крест, вписанный в круг, говорит о его вселенском значении – о славе Христовой, в которой * святые. Круг означает небо, вселенскую сферу, окружность крестчатого нимба Спасителя, говорящего о Его крестной жертве. 

Теперь о 12 апостолах. Конечно, апостолов не было при крестной казни. Кроме Богоматери, Апостола Иоанна, всегда рядом была Равноапостольная Мария Магдалина. Евангелисты перечисляют среди стоящих у Креста ещё и мать Апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а Апостол Иоанн кроме Богоматери упоминает только её и Марию Клеопову. 

Но здесь надо обратить внимание на числовую символику, то есть на цифру «12», которая как образ может иметь место в конструкции (то есть в образе по о. Павлу Флоренскому) растительно-цветочной композиции. Число «двенадцать» означает Неразрывную связь между Богом и человечеством, цельность и совершенство. Неразрывную!!! То есть круг! 

Так, как же можно разрывать круг, как символ  Спасителя и Его Церкви только ради того, чтобы «не помялись цветочки»!!! И настоятелю надо постараться, помолясь усердно Богу, объяснить, почему именно такой проект вы составили, а, «помятые цветочки" во времени почитания Креста можно и заменить! Ну, а примеры из догматов Церкви, Священного Писания, истории Церкви  с цифрой «12» каждый в состоянии сам  найти. 

Главное, надо всегда помнить, «ведь иконографические символы – не только эмблемы, но и некоторые мистические реальности; они, ведь, – не голые значки иного мира, не алгебраические формулы мира духовного, но также – одеяния и картины высшей реальности. Например, венчик на изображениях святых – не только живописный титул «св.» или «преп.», но и примерное изображение действительного свойства духоносной личности, её подлинной осиянности» [о. Павел Флоренский].

 Поэтому-то и надо смиренно подчиняться уставным церковным определениям, здесь послушание спасает от незнания и лени, то есть от греха: «Нет пустяков в духовной жизни. Жизнь человеческой души – это самое главное, ведь от состояния души зависит качество нашей жизни. Можно до бесконечности улучшать внешние условия жизни, а внутри человека будет ад. И никакого качества жизни не получится – какими бы комфортными условиями ни обставлять жизнь человека, какие бы блага ему не предлагать» [Святейший Патриарх Кирилл. Проповедь в Неделю Крестопоклонную]. 
 
[1] См. доп.: Успенский, Б.А. Крест и круг: из истории христианской символики. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 488с. ISBN 5-9551-0108-Х.
Круг в искусстве Церкви
Круг в растительно-цветочных композициях.
Цитата
Елена Левицкая пишет:
Третье воскресение Великого поста - Крестопоклонная неделя и обычно, всем верующим для поклонения на вечернем богослужении, священнослужителем выносится из Алтаря, убранный цветами Крест.
Вот и в нашем Троицком храме в Перловке, выносной, напрестольный Крест очень красиво убирается живыми цветами, но, как оказалось в этой, всякий раз, обычной цветочной красоте составленного у Креста венка таится и миссионерская, просветительская роль! ))

Так, побывав утром на Литургии в Храме, я еще раз убедилась, что цветоукрашение несет не только эстетическую но и миссионерскую, просветительскую нагрузку. Оказалось, что умело выложенные в нижней части венка, темные бутоны гвоздик, т.е. внизу Креста, как любезно пояснила мне Людмила Александровна, образно обозначают Голгофу, а небольшой цветок хризантемы, установленный посредине - череп Адама. Мы же на службе поем тропарь на поклонение : " Кресту Твоему покланяемся, Владыко " и поклоняемся. При этом, по обоим сторонам венка трудно не заметить и 12 цветочных композиций по числу Святых Апостолов, и вспоминая то, что ведь и у каждого из Апостолов был свой Крест и своя Голгофа( правда, кроме одного), через цветопередачу увидеть и это в венке, а небольшие бутоны белых хризантем - были подобны, свечам у каждого из апостольских Крестов.
Три же крупных, белых хризантемы установленных в верхней части цветочного венка, над Крестом, по последним словам из тропаря - "...и святое Воскресение Твое славим" - уже радостное ожидание Светлого Святого Воскресения!!!

Елена, спаси Господи за отснятые Вами фотографии, проявленный интерес и внимание к составленной у Креста, цветочной композиции в форме венка и построенной на основе некого, образного сюжета, возникшего не заранее, а накануне этой работы. Правда, у меня так и не получилось по времени, ранее  Вас, выложить и мною отснятый материал, а также изложить некоторые, дополнительные  пояснения, но исправлюсь сегодня же!   smile:)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Людмиле Бондаренко: Спасибо за труды: за эскизы, разъяснения и даже технические наработки!!!! На мой взгляд, это - неоценимая помощь для занимающихся убранством цветами храмов. Слава Богу, что есть люди, которые безвозмездно делятся своими знаниями и мастерством с радостью и терпением))).

Эскиз цветочного убранства поклонного Креста воплощен мастерски!!! "Свидетели креста — двенадцать апостолов, видимая вселенная и мир, состоящий из людей, верующих в Распятого" - святитель Кирилл Иерусалимский.

Ольга, до глубины души тронута Вашей, столь высокой оценкой! Спаси Господи!

Хотелось бы надеяться, что даже и такого вида, как эта, на мой взгляд, незначительная помощь храмовым цветоукрасителям, должна будет  еще более способствовать повышению качества исполняемых нами работ, а с ним и художественного уровня не только в цветочных композициях у Креста, но и в других вариантах цветочного убранства: для икон, подсвечников, Царских Врат и т.п.. 
И это только лишь от использования в работе такого материала, как пенокартон.  

Слава Богу за все!


p.s. Шутка: "На факультативе!" (роли исполняют: помидор и цветная капуста).  smile:D
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Видимо я чего-то не понимаю. Объясните, пожалуйста, зачем крест украшать крестом - вопрос к Ирине Шандровской, и вопрос к Людмиле Александровне: зачем в цветочном украшении дублировать уже имеющееся на кресте изображение Голгофы?
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:
Сегодня, работая над поиском очередного, образно-символического сюжета для составления цветочного венка у Креста на Крестопоклонную неделю Великого Поста и который нужно завтра воплотить в реальность, слава Богу, мне приходит идея создать в нижней части этого венка с помощью гвоздичек, темно-бордового цвета, подножие Креста- Голгофу, а в симметричных, восходящих сторонах венка, по 6 штук на каждой, красными гвоздичками, напомнить зрителям и о избранных, 12 учениках, апостолах Господа, одиннадцать из которых ведь тоже приняли мученическую смерть за Христа на своих Крестах-Голгофах. ... Как сообщила мне Наталия Заржецкая , все требующиеся цветы для такого, с символическим содержанием, венка она смогла успешно приобрести и даже поставить их в храме, на воду, за что ей низкий поклон и большое спасибо!))) *

Крестопоклонная неделя завершилась ( цветочное убранство благополучно выдержало положенный срок) и для меня настало время поделиться моментами из проведенной работы. 
В основу возникшей у меня идеи расстановки цветов в венке у Креста по соответствующим оттенкам, во-первых, лег вид Голгофы у того самого Распятия, которое Великим Постом, но пока из-за тесноты, не выставляется у нас на центральную часть храма, во-вторых, сама и икона Воскресения Христова, т.к. в Тропаре поклонения Кресту поем: " Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим!"
Неправильной формы основа, зафиксированная вокруг Креста отлично помогла мне в реализации задуманного образного сюжета.

Почему же возникла идея в нижней части венка "воссоздать из цветов образ горы" и  как бы "установить" на ней  Крест?

Причин несколько:
Первая - главная и чисто практическая, т.е. мне нужно было с любым, но подходящим сюжетом подобрать и сразу же проверить в эксплуатации, наилучший вариант для расстановки цветов на венке в нижней его части и с наименьшими повреждениями внешнего вида цветов во время многочисленных прикладываний  ко Кресту. Потому, что заметила: в храмах из-за этого обстоятельства очень часто, цветоукрасителями  нарушается Церковное Уставное требование и в результате накладывается не венок у Креста, а с видом какой-то подковы.
Эксперимент удался.

Вторая - проверить визуальную устойчивость овала-формы с Крестом при  таком внешним виде цветочного венка, т.к. когда на аналое находится поднос прямоугольной формы, на котором лежит овальный венок, это одно, тут и не возникает дисгармонии, напряжение от неустойчивости при взгляде, а в нашем варианте этот момент часто присутствует.

Третья-  практический опыт "установки" Креста, с тем, чтобы в дальнейшем  не фиксировать и не присоединять к венку верхние три конца Креста, а, наоборот, оставлять между ними поле с зазором. 

  И, наконец, чисто по колористике - даже с таким образным сюжетом, но практически, убедиться в качестве распределения цветовой гаммы из имеющихся в наличии цветов, но строго выставленных  в таком венке, чтобы избегать эффектов легкомысленного, "пестренького с бабочками", или "лохматого" веночка.

Крест, с получившимся на этот раз цветочном обрамлением, выносил из Алтаря наш настоятель, о.Иоанн Осипов
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
татьяна тимофеева пишет:
Видимо я чего-то не понимаю. Объясните, пожалуйста, зачем крест украшать крестом - вопрос к Ирине Шандровской, и вопрос к Людмиле Александровне: зачем в цветочном украшении дублировать уже имеющееся на кресте изображение Голгофы?
Татьяна, спасибо за замечание. Да, Вы правы, цветочный крест в убранстве - лиший . Не получается пока у меня не совершать ошибок.Поэтому и обращаюсь всё время к форумчанам с просьбой о критике моих работ. Татьяна,  поделились бы и Вы своей работой,  давно не было  фото с Вашими работами.
Изменено: Ирина Шандровская - 29.03.2014 23:43:30
С уважением, Ирина
https://vk.com/id156119749
Теперь, можно продолжить и кратко рассказать главное: о самих цветах для этого убранства. Оказалось, что Наталия, по своей неопытности, цветы с вечера просто поставила на воду, без предварительного обновления срезов стеблей, а я и не подумала, что ей об этом было совсем не известно. В результате, когда я приехала в храм "на готовенькое", обнаружила печальную для работы с цветами картину....(((, но благодаря помощи Божией и известным мне приемам экстренной фитотерапии, за короткое время(около1,5час.) внешний вид цветам был восстановлен, работа, слава Богу, успешно и во время завершилась! 
Далее, без текста, см. все подробности в деталях на фото:
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
smile:)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Фоторепортаж о том, как благоговейно прикладываясь, прихожане могут собой и "приминать" цветы smile:)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
И в результате, за истекший день и после так, примерно, 300 прикладываний ко Кресту, нижняя часть цветочного венка выглядела совсем без изменений smile:)
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 12 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)