Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 ... 21 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Лепестки 7
Лепестки 8
Лепестки 9
Есть два фото с Плащаницей в Иерусалиме и Чин погребения на Успение - не загружаются, попозже обязательно представлю.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
может надо было бы на аналой под праздничную икону положить хотя бы белый плат, чтобы место вокруг нее не казалось пустым
Ольга, спасибо, что вы обратили на этот момент внимание и указали ошибку. В этом монастыре нет традиции накрывать аналое  перед алтарем платом, в будующем учтем это упущение и заполним пустое пространство цветами и растениями. Единственная проблема в том, что весь флористический материал это наши пожертвования и не всегда хватает на самые элементарные флористические принадлежности.
Прочитав сегодняшний форум хочется поделиться статей о монастырях   профессора МАрхИ А.Квасова. Он сказал: "  Поразить воображение людей, посвятивших себя Богу, - занятие неблагодарное. Их воображение недосягаемо, как вечность. Оно всегда и полностью занято одной идеей, и имя ее - Вера. Это воображение нельзя дополнить или изменить. Ему можно только соответствовать. В этом суть архитектурных канонов всех конфессий. 
 В рамках учебной прграммы работа над проектами реконструкции и благоустройства монастырей велась в режиме постоянного сдерживания творческой фантазии, в итоге приведенной в состояние аскезы. Но как известно, любая регламентация - лучший стимул для творчества.......Предпочтение отдавалось природным материалам, а вся символика сопрягалась с практическими нуждами живущих в обители. Что так же отвечает традициям обустройства православных монастырей.
 Важно было понять, что догма и канон отнюдь не синонимы. Канон - это образец и понятие временное и предполагает развитие. Догма - неизменна во времени и не учитывает конкретных исторических условий. Канон - это свод правил для трактовки, догма пораждается логикой. Догма вызывает оцепенение, канон интерес к пониманию. Догма агрессивна, канон таинственен.
 И наконец , догма - вечное пристанище, канон путеводитель. Когда это осознаешь, появляется интерес к проектированию по канонам." журнал " Ландшафтная архитектура 2007, №4
В нашем случае мы старались при минимуме возможностей соблюсти Канон. Символический Вертеп над иконой Рождества, символическая звезда, ветви ели украсили вход в Алтарь. А догмой в данном случае является несоблюдение флористических правил при украшении иконы. К ней можно отнести незакрытый оазис, мишуру и другие мнения.  Поэтому хочется научится правилам при минимуме возможностей.   Спасибо за информацию о горшечных растениях, полезная и назидательная.  Меня волнует такая проблема, когда мало цветов, растений, в каком месте впервую очередь нужно разместить букеты, в том случае когда украшается храм к празднику.  Или это на усмотрение благоукрасителя по благословлению настоятеля? Спасибо огромное за общение и содержательный форум.
Мир участникам и гостям форума и доброго здоровья! Приношу свои извинения за неправильно подобранное слово, отчего поменялся смысл самой фразы и получилась путаница. Пост 216, цитирую: "Но ведь, согласитесь, не все хорошо, что блестит". Хотела сказать "не все золото, что блестит". Это относится к разговору о гламелии, а не об украшении мишурой. Вношу исправление.   
Изменено: Ольга Исаковская - 03.11.2011 01:10:57
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Вам, Ольга, мне кажется, должен быть близок вегетативный стиль во флористике.
   Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений. При этом флорист (благоукраситель), работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений. Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка. Работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть натурально, как они растут в природных условиях.
   Даю несколько иллюстраций (из светской флористики):
Из ландышей:
В православных храмах этот стиль ярко представлен на Троицу:
05.jpg (239.46 КБ) [ Скачать ]
Троица:
img1_2.jpg (44.95 КБ) [ Скачать ]
В Пюхтицкой обители:
У входа в храм:
Коленопреклоненная молитва на Троицу:
Используются также и элементы вегетативного стиля для украшения, например, икон:
1.jpg (125.09 КБ) [ Скачать ]
2.jpg (226.46 КБ) [ Скачать ]
Аранжировка икон:
3.jpg (221.01 КБ) [ Скачать ]
4.jpg (75.99 КБ) [ Скачать ]
Думаю, букеты из полевых цветов Вам тоже понравятся (подбирала специально для Вас).
Цитата
Елена Герасименко пишет:
Ольга, спасибо, что вы обратили на этот момент внимание и указали ошибку. В этом монастыре нет традиции накрывать аналое перед алтарем платом, в будующем учтем это упущение и заполним пустое пространство цветами и растениями. Единственная проблема в том, что весь флористический материал это наши пожертвования и не всегда хватает на самые элементарные флористические принадлежности.
Прочитав сегодняшний форум хочется поделиться статей о монастырях профессора МАрхИ А.Квасова. Он сказал: " Поразить воображение людей, посвятивших себя Богу, - занятие неблагодарное. Их воображение недосягаемо, как вечность. Оно всегда и полностью занято одной идеей, и имя ее - Вера. Это воображение нельзя дополнить или изменить. Ему можно только соответствовать. В этом суть архитектурных канонов всех конфессий.
В рамках учебной прграммы работа над проектами реконструкции и благоустройства монастырей велась в режиме постоянного сдерживания творческой фантазии, в итоге приведенной в состояние аскезы. Но как известно, любая регламентация - лучший стимул для творчества.......Предпочтение отдавалось природным материалам, а вся символика сопрягалась с практическими нуждами живущих в обители. Что так же отвечает традициям обустройства православных монастырей.
Важно было понять, что догма и канон отнюдь не синонимы. Канон - это образец и понятие временное и предполагает развитие. Догма - неизменна во времени и не учитывает конкретных исторических условий. Канон - это свод правил для трактовки, догма пораждается логикой. Догма вызывает оцепенение, канон интерес к пониманию. Догма агрессивна, канон таинственен.
И наконец , догма - вечное пристанище, канон путеводитель. Когда это осознаешь, появляется интерес к проектированию по канонам." журнал " Ландшафтная архитектура 2007, №4
В нашем случае мы старались при минимуме возможностей соблюсти Канон. Символический Вертеп над иконой Рождества, символическая звезда, ветви ели украсили вход в Алтарь. А догмой в данном случае является несоблюдение флористических правил при украшении иконы. К ней можно отнести незакрытый оазис, мишуру и другие мнения. Поэтому хочется научится правилам при минимуме возможностей. Спасибо за информацию о горшечных растениях, полезная и назидательная. Мненя волнует такая проблема, когда мало цветов, растений, в каком месте впервую очередь нужно разместить букеты, в том случае когда украшается храм к празднику. Или это на усмотрение благоукрасителя по благословлению настоятеля? Спасибо огромное за общение и содержательный форум.
Елена, в Вашем сообщении несколько аспектов, которые необходимо прояснить. 1. Тканевые драпировки в храме - тема для благоукрасителей важная, например, плат на аналое для праздничной иконы. В русской традиции всегда считалось неблагоговейным положить икону (или поставить ковчег со святыней) на не застеленный аналой или стол. Об этом стоит задуматься. Советую прочитать книгу:Цеханская, К.В. Икона в жизни русского народа / К.В. Цеханская. – М.: Паломник, 1998. – 319с. А, что касается художественно-композиционных особенностей, то плат - это фон композиции, чаще всего его цвет соответствует богослужебным облачениям священнослужителей, равно как и доминирующий цвет праздничной цветочной композиции, поэтому задача непростая, но решение можно найти и не одно. Составляя украшение из цветов у храмовой иконы, у Раки со святыми мощами, у чтимых святынь, если имеются тканевые драпировки, то необходимо учитывать хотя-бы их цветовые решения (не говоря уже о стиле), чтобы цветы гармонично были включены.
2. В тексте руководителя московских курсов по украшению храма цветами также была обозначена цель присутствия растительных композиций - "удивлять прихожан". Конечно, именно эта цель, поставленная на курсах при монастыре и удивляет! Ни удивлять, ни поражать, ни тешить гордость мастера призвано цветосложение в православном храме, а благоговейно и молитвенно, со смирением и сокрушенным сердцем, преклонив колени, славить Святую Троицу, Царицу Небесную и собор святых. Ни какое творение рук человеческих не сравнится с творением Бога! Это уже на грани ереси:удивлять, значит отвлекать,
уводить, мешать, раздражать и т.п. У первых христиан средняя часть храма предназначалась для познания - созерцания Бога в Его творении, что имеет к нашему послушанию прямое отношение, мы привносим в храм жертвенные цветы, но создал их Господь, хотя растения и повреждены после грехопадения, только степень этого повреждения для нас сокрыта: "Цветы - остатки Рая на земле" (Прав. Иоанн Кронштадский), в этом наставляет и преподобный Максим Исповедник: "... на основании мудрого созерцания творения мы постигаем учение о Святой Троице, то есть (учение) об Отце, Сыне и Святом Духе". 3.Какой канон Вы старались соблюсти? Православного флористического канона на сегодня пока не существует, есть Устав Церкви и "Богослужебные указания". Насколько я знаю, про звезду и вертеп таковых нет. Это те самые образы, символы праздника в иконографии, против использования которых так часто восстают те, кто радеет о простоте, поверхностно и однозначно понимая это слово. 4. Следующие Ваши рассуждения мне совершенно не понятны, пожалуйста объясните, прилагала усилия к пониманию, но ничего у меня не получается. "А догмой в данном случае является несоблюдение флористических правил при украшении иконы. К ней можно отнести незакрытый оазис, мишуру и другие мнения. Поэтому хочется научиться правилам при минимуме возможностей".
О догматах Церкви беседу проводить лучше священнослужителям, тема основная и должна интересовать каждого православного христианина. Растительным же символом (если интересно!) догматов Церкви является кипарис. Давид жил в доме кедровом ("Цар. 7: 2); Кровли домов наших - кедры, потолки наши - кипарисы (Песн. 1: 16). Дом, где душа человеческая встречается с Богом - это Церковь, которая обладает Благоуханной добродетелью, потолки не гниющие из благовонного дерева - это православные догматы, которые никогда не меняются и издают прекраснейшее благоухание. Содержание догмата – это истина, реально существующая независимо от того, знает её или не знает человек. Но Богооткровенную сущность догмата нужно отличать от способа его выражения. Догматическая формула, в частности православные законы (каноны) христианского искусства, есть зримое и словесное выражение этой истины. Истина (содержание) догмата неизменна, а догматические формулы могут изменяться, и они действительно изменялись в жизни Церкви. Но при всех изменениях более новая формула бывала лишь более совершенной, ни в чём не противореча формуле более ранней или даже её отсутствию, примером может являться и такой жанр христианского искусства, как благолепное цветосложение, присутствующее  в интерьерах и экстерьерах современных храмов. Исходя из особенностей и потребностей настоящего времени может быть создан канон присутствия живых цветов в православном храме, но, пока он не создан, мы обязаны руководствоваться канонами символичного христианского искусства и, в первую очередь - иконографии. Поэтому, простите, "несоблюдение правил, неприкрытый оазис, да ещё и мишура..." к догматам никакого отношения не имеют! 5. "Правил при минимуме возможностей" в теории флористики достаточно: используйте бутоньерки, икону украшайте частично (сверху, снизу, по углам...), ставьте букеты в вазах. В тёплое время года предусмотрительно выращивайте цветы в открытом грунте, специально для составления храмовых композиций. 6. Если в руках только один букет, и мы думаем, куда же его поставить? То решение зависит от того, в какой день православного календаря Вы эту проблему решаете. Если Крестопоклонная неделя - то -  к Распятию; если двунадесятый, великий или престольный праздник, то - у аналоя в центре средней части храма, у храмовой иконы в иконостасе; если, это день прославления святого или святых, мощи которых присутствуют в данном храме, то - у Раки со святыми мощами и по аналогии далее. Батюшки, возможно меня поправят, но главное место в храме - это Горнее место и престол, то есть алтарь и Царские врата. В средней части - это праздничная икона на аналое, Рака со святыми мощами, святыни, чудотворные и чтимые храмовые иконы.
 
Делаю поправку: на иллюстрации в посте #237 столик из цветов для священника выполнен не в вегетативном стиле, а в параллельном.
Пример композиции в параллельном стиле:
Иерусалим
Лепестки на Успение Пресвятой Богородицы
Иерусалим. Страстная Пятница
Цитата
Елена Лукьянова пишет:Вам, Ольга, мне кажется, должен быть близок вегетативный стиль во флористике.
Цитата
Думаю, букеты из полевых цветов Вам тоже понравятся (подбирала специально для Вас).
Спаси Господь, Елена, я очень смущена, честно говоря, что мне столько уделено внимания, очень красивые букеты.
Все творения, созданные Богом, не могут не нравится. Божественная Гармония проявляется даже в самом малом тварном создании.
У меня возник такой вопрос: а правильно ли, что познания, полученные в сфере мирской флористики, с ее законами, терминологией, и т.п. переносятся так активно в Храмы? Я попробую сформулировать свою мысль: сейчас очень много всевозможных курсов, на которых готовят флористов, флористические приемы так или иначе заимствованы либо от продвинутых (ни в коей мере ни умаляю их авторитета) западных специалистов, либо специалистов из Японии. А может быть благоукрашение в православных храмах должно быть совсем иным, без привнесения всех этих знаний, ведь существует же иконопись с иными законами нежели мирское художественное творчество, или клиросное пение...? Кажется, Апостол Павел (поправьте, если не так) сказал: "все нам можно, но не все полезно..."?
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
У меня возник такой вопрос: а правильно ли, что познания, полученные в сфере мирской флористики, с ее законами, терминологией, и т.п. переносятся так активно в Храмы? Я попробую сформулировать свою мысль: сейчас очень много всевозможных курсов, на которых готовят флористов, флористические приемы так или иначе заимствованы либо от продвинутых (ни в коей мере ни умаляю их авторитета) западных специалистов, либо специалистов из Японии. А может быть благоукрашение в православных храмах должно быть совсем иным, без привнесения всех этих знаний, ведь существует же иконопись с иными законами нежели мирское художественное творчество, или клиросное пение...? Кажется, Апостол Павел (поправьте, если не так) сказал: "все нам можно, но не все полезно..."?
Конечно же, «всё нам позволительно, но не всё полезно». Однако, думаю, не совсем правильно отрицать всё, что есть в миру и начинать вновь «изобретать велосипед». Напротив, нужно из уже накопленных десятилетиями знаний (флористика как искусство сформировалась в 30-е годы XX века) извлечь как можно больше пользы. Если речь идёт о духовной составляющей православной флористики как искусства, то ответ на любые влияния и заимствования (с востока или с запада…) должен быть однозначным: «Нет!» А если речь идёт об основополагающих теоретических основах: художественно-композиционных особенностях, теории цвета, технических приёмах, флористических технологиях, стилях, инструментах и материалах и т.д., то «грех» этим не воспользоваться. Флорист (благоукраситель) прежде, чем создать что-то близкое к искусству, должен в начале научиться простому ремеслу (как и любой другой художник) и потратить на это годы. Кстати, и иконописец учиться готовить краски, обрабатывать поверхность доски, а певец клироса изучает ноты.
Без профессиональных знаний не будет творчества.
В светской терминологии также не вижу ничего плохого, а термины православной флористики начинают появляться уже сейчас (на этой странице форума они уже не раз упоминались).
Другое дело, что в основе нашего творчества лежит вера и всё начинаться должно именно с неё. Святые отцы говорили: «Сначала нам нужно научиться вере, а потом уже другому ремеслу».
Изменено: Елена Лукьянова - 10.11.2011 22:02:37
Цитата
Ольга Исаковская пишет:

Все творения, созданные Богом, не могут не нравится. Божественная Гармония проявляется даже в самом малом тварном создании.
У меня возник такой вопрос: а правильно ли, что познания, полученные в сфере мирской флористики, с ее законами, терминологией, и т.п. переносятся так активно в Храмы? Я попробую сформулировать свою мысль: сейчас очень много всевозможных курсов, на которых готовят флористов, флористические приемы так или иначе заимствованы либо от продвинутых (ни в коей мере ни умаляю их авторитета) западных специалистов, либо специалистов из Японии. А может быть благоукрашение в православных храмах должно быть совсем иным, без привнесения всех этих знаний, ведь существует же иконопись с иными законами нежели мирское художественное творчество, или клиросное пение...? Кажется, Апостол Павел (поправьте, если не так) сказал: "все нам можно, но не все полезно..."?
Прежде чем задаваться такими вопросами, необходимо овладеть пусть не всем, но, хотя-бы основным материалом в данной отрасли, в том числе и историческим! Вы, что же думаете, что до 1917 г. флористики не существовало? Но то, что подобными вопросами вряд ли мучались, так как просто использовали в Церкви то, что было в миру, это точно -  образ жизни был другой, не разделялись: Православие было не просто верой, а образом жизни в семье и государстве. Так почему же Вы думаете, что всё, что связано сегодня с флористикой - это исключительно изобретение мирское? Часто это желание "необнокновенности" связано с нежеланием учиться. Изначально изучите основы восточной, европейской флористики, чтобы высказывать мнение, сделайте анализ на основе изучения богословия Церкви, проведите параллели, постарайтесь отделить с помощью учения святых отцов, "пшеницу от плевел", наконец, почитайте литературу о растениях Библии и истории монастырских садов. Вы посещаете выставки? В Третьяковке была уникальная выставка, расширяющая кругозор "церковных цветочниц", "Цветы - остатки Рая на земле" (слова праведного Иоанна Кронштадского). Я из Мурома специально приезжала, а москвичи, почему-то не заинтересовались. Наконец, попытайтесь на основе всех полученных знаний, создать образы церковных праздников, изучив иконографию. Что Вы знаете о флористических образах в иконографии, на которую ссылаетесь? С чем связано выступление против символики христианского искусства? С тем, что не просто? Так символы и имеются в Церкви для того, чтобы объяснять земным языком небесное, то есть то, что для нас попроще!Хорошо, теорию мирскую  изучать не будем, богословие - трудно, что же тогда остаётся? Кое-как, по своему разумению творить то, что каждому в голову взбредёт? Что же в этом церковного? А технологии часто не современные, а даже старинные: простой пример - портбукетницы, которые существовали ещё, чуть ли не в XVIII в., а ещё раньше - воронки с увлажнением, только не пластмассовые, а произведения ювелирного искусства! Вместо оазиса использовали мох и различные формообразующие конструкции и т.д. Даю Вам фото, где подсвечники в дореволюционных храмах имели форму колонн (выше эта тема обсуждалась), то есть цветочные колонны (якобы изобретение чуждой современной флористики) явно гармоничны в православном храме! Наконец, как Вы понимаете, что такое "божественная красота" по учению Церкви, которое не изменяется во времени? Храмы в настоящее время также строят не по тем технологиям, которые использовали ранее, уж яйца-то точно в раствор не добавляют! Учиться и учиться! Посещать все доступные семинары, только с разумным подходом, собирая необходимое по зёрнышку. Изучая, вот уже более 10 лет материалы, как по богословию, так и по теории этого жанра искусства, думаю, что приобщилась лишь частично к этому знанию. Надо понимать и то, что законы композиции и в формах, и в цвете, и в гармонии (золотое сечение) одни и те же во всех жанрах искусства. Учатся все! И богословы, и регенты, и иконописцы! А вот цветочницы в Церкви учиться не считают нужным. Быть в курсе всех новинок во флористическом искусстве, непрерывно изучать искусство Церкви и не считать, что мы не такие, как все - не проявление ли это гордости? Жизни мало, чтобы постичь всё то, что необходимо знать тем, кто приобщён, пусть даже к малому деланию, в проведении Богослужений Русской Православной Церкви. Над этим стоит задуматься, пора уже заняться делом.
Изменено: Ольга Малова - 11.11.2011 13:24:09
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 ... 21 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)