Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 ... 21 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Дополняю иллюстрации о звезде.
Вифлеемская звезда может быть, например, такой:
Восьмиконечная звезда на оазисе (г. Муром, Свято-Воскресенский женский монастырь). Автор: Малова О.Д. Растительный материал: белые хризантемы, жёлтый тысячелистник, гипсофила, ель. Присутствует символика: в форме и цвете. Соблюдены основные законы теории флористики. Звездой украшен вертеп. Смотрится очень эффектно.
Звезда над Царскими Вратами. Автор: Лукьянова Е.
Форма: использована форма звезды над Царскими вратами в храме Рождества Христова в Вифлееме.
Флористическая поверхность: звезда выполнена с помощью россыпи со сжатием в центре звезды.
Композиция является замкнутой группой.
Стилевое направление: православная флористика.
Цветы и растения, используемые в композиции:
- предполагалось использовать белые орхидеи (по группам иерархии цветов в светской флористике относятся к царственным растениям, что также является символичным в данной композиции, так как звезда символизирует и Христа – Царя Небесного (существует икона с названием «Царь Царем»)), но орхидеи пришлось заменить хризантемами за неимением первых.
- также использовался тысячелистник, покрашенный в оливковый цвет и туя. Должна была присутствовать ещё белая гипсофила, которой также не оказалось в наличии.
Исполнение "флористической" звезды , как символичной формы не только праздника Рождества Христова - задача для благоукрасителя. Поэтому важно изучать опыт в этом направлении и мастеров в миру, которые выполняют, казалось бы совсем не звёзды, например свадебный букет на каркасе, да ещё из лепестков! Но наблюдательный художник всегда увидит форму, технику, идею, растения, которые он сможет использовать и в украшении храма, форма может быть как плоскостной, так и объёмной.
Предлагаю несколько вариантов, которые каждый может использовать по-своему. На первой фотографии конкурсная работа, только, простите, без автора.
Также не знаю автора, и звезда не совсем флористическая, но фантазию разбудит.
2.jpg (20.62 КБ) [ Скачать ]
Звезда не восьмиконечная, но, как идея может быть использована.
Только как идея, а не образец.
Это уже вариант украшения в храме.
Также можно воспользоваться, как своеобразным макетом-эскизом.
Фото не очень качественное (мыльница). Это мои первые шаги в нач. 90-х гг., всё интуитивно и из минимального количества растительного материала. Деревянный  сельский храм Спаса Нерукотворного. Звёзды на гирляндах Царских врат из рогоза - болотной осоки, трубчатой, полой внутри, которая хорошо сгибается, похожа на хвощ.  Над Царскими вратами крест с полумесяцем, как образ Вифлеемской люльки. В изготовлении гирлянд использовано несколько видов хвойных: голубая ель, туя, можжевельник, ель, различная форма, фактура и цветовые оттенки которых позволяют создавать более интересные поверхности, чем из одного вида растения. Батюшка, отец Михаил сам ездил в лес за материалом, к сожалению почил в Бозе в 30 лет. Работала всю ночь одна (икона, семисвечник, шар), вокруг храма кладбище, но воспоминание о светлом, чистом и радостном в душе. Ни о каких законах и техниках флористики тогда не ведала, но идеи возникшие можно и сейчас развивать на более качественном уровне, может быть, и ещё кому-то пригодится этот довольно давний незамысловатый опыт.
7.jpg (100.63 КБ) [ Скачать ]
Цитата
Ольга Малова пишет:
"Образ Вертограда заключенного раскрывается в композициях «Страшного суда», где Богоматерь представляется на фоне Райского сада, сидящей на троне между ангелами. В храме святых Новомучеников и Исповедников Российских в «Коммунарке» (Свято-Екатерининский мужской монастырь Московской епархии) имеется изображение Богородицы с Богомладенцем на Престоле на фоне Райского сада в окружении четырёх ангелов" - это цитата из моей рукописи. Вы подвизаетесь в этом храме? Где есть образ Божией Матери в Райском саду, образом которого Она и является?
Благодарю Вас Ольга Дмитриевна, читая этот форум, рассматривая росписи нашего храма, я вдруг поняла, что необходимо делать и к каким источникам обращаться. Образ Вертограда это основа благоукрашения храма. Есть замечательные книги " Монастыри земли русской",  "Монастыри - природа и люди" " Вертоград заключенный" авторов А.П.Вергунова и В.А. Горохова.  из книги "....На иконе Никиты Павловцева " Богоматерь " Вертоград заключенный" показан цветочный сад с грядками и стриженными кустами, декоративными вазами; цветут тюльпаны, гвоздики, растут деревья и травы. За балюстрадой - нетронутая дикая природа..." Когда я прочитала меня просто осенило, ведь это место на котором расположено подворье и оно должно быть благоустроено по образу Вертограда. 20 гектар лесного массива и за этим хозяйством присматривают два монаха и три послушника.  После прочтения ваших постов я более внимательно стала рассматривать росписи стен храма. Единственное, что я знала, что храм построен на пожертвования детей, родственников и внуков расстрелянных и что ни одного элемента на стенах в убранстве нет случайного, все подчинено единому замыслу. Люди, которые создавали этот храм всегда приходят на службы, поэтому всегда есть прихожане, которые видят и оценивают любую работу выполненную в подворье. Образ Богоматери находится в центральной части над иконостасом, до сегодняшнего момента я не понимала откуда взяты сюжеты, спасибо за информацию, буду изучать историю храма внимательнее. 
Ниже попробую загрузить  фотографии убранства на Рождество Христово. Звезда выполнена из картона, украшена хризантемой закреплена флористическим клеем.
Ольга Дмитриевна, очень понравилось Ваше первое Рождественское украшение! Вот она, на мой взгляд, золотая серединка: так торжественно, строго, чудным образом подчеркивает красоту и величие изображенных на иконах Спасителя и Богородицы, не отвлекает от молитвы. Как хорошо, что нет большого количества цветов, очень гармонично. А труд, напряжение и ответственность первого шага... Сразу вспомнилось и мне мое первое рождественское украшение, то волнение, которое невозможно передать словами, слезы, сомнения... Но слава Богу за все!
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Елена Герасименко пишет: Ниже попробую загрузить  фотографии убранства на Рождество Христово. Звезда выполнена из картона, украшена хризантемой закреплена флористическим клеем.
Елена, у меня опыт не очень-то большой, но, если позволите - может надо было бы на аналой под праздничную икону положить хотя бы белый плат, чтобы место вокруг нее не казалось пустым. Мое первое украшение праздника Рождества Христова получилось таким, хотя сейчас, наверное, сделала бы иначе.
Изменено: Ольга Исаковская - 02.11.2011 08:57:45
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Теперь о том, что мне не понятно совсем. Буду говорить прямо и честно, как чувствую. Простите. Дорогие мои, в начале нашего, вернее тогда еще вашего, обсуждения, были сформулированы девять принципов, которых желательно придерживаться в благоукрашении цветами храмов. Они верны во всех отношениях. Ведь должна же быть какая-то последовательность. Получается, что на словах говорится одно (о сдержанности в украшении цветами, о молитвенном настрое и т.д.), а на фотографиях показывается подчас совсем другое. Может быть, я что-то не очень понимаю: ну куда это творение рук человеческих (гламелия это кажется называется)?А вдруг найдется такой "украситель", как я, например, и поймет все это буквально? Ну, может быть сделает чуть меньше по размеру это "чудо" или еще что-нибудь нафантазирует? Для свадеб или иных торжеств мирских - может быть, если нравится. Но в Храм, даже как идею - я против! Да и выглядит это не очень-то естественно. Это субъективное мнение одного человека. Цветов сейчас, слава Богу, очень много и есть из чего выбрать.

С елочными игрушками композиция - замечательный подарок к Рождеству своим друзьям или близким. Мне почему-то вспомнился один случай. В одном Храме на Рождество Христово в самом центре (перед солеей) стояла большая 3-метровая ель, которая вся густо была увешана большими красными бантами и шариками. Многие говорили: вот это красота, как в Версале...а иконостаса почти не было видно, да и пройти было трудно. Простите меня, мнение же бывают разные, в том числе и такие консервативные.
Вот и привносятся такие "человеческие" украшения в Дома Божии, а нужны ли они там?
Изменено: Ольга Исаковская - 16.11.2012 20:40:32
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Может быть, я что-то не очень понимаю: ну куда это творение рук человеческих (гламелия это кажется называется)?А вдруг найдется такой "украситель", как я, например, и поймет все это буквально? Ну, может быть сделает чуть меньше по размеру это "чудо" или еще что-нибудь нафантазирует? Для свадеб или иных торжеств мирских - может быть, если нравится. Но в Храм, даже как идею - я против! Да и выглядит это не очень-то естественно. Это субъективное мнение одного человека. Цветов сейчас, слава Богу, очень много и есть из чего выбрать.
В моей курсовой работе, посвящённой Благовещению Пресвятой Богородицы, предполагалось использовать для украшения праздничной иконы именно лилимелию (это разновидность гламелии). Лилимелия, являясь необычной и очень красивой, была выбрана, чтобы подчеркнуть особое достоинство Богородицы: … Из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну Лилию (3 Езд. 5: 24).
На практике этот проект пока не удалось осуществить, но очень хочется.
Разве Богородица, Спаситель не достойны лучшего, пусть и сотворённого руками человека?
116759b.jpg (173.26 КБ) [ Скачать ]
Лилимелия – разновидность гламелии – очень популярной на сегодняшний день флористической техники.
По своему внешнему виду и форме гламелия представляет собой удивительный или даже фантастический объёмный цветок, отличительной особенностью которого является то, что он появляется на свет вследствие весьма трудоёмкой и кропотливой работы флориста, хотя и создаётся из натуральных материалов, подаренных естественной природой. Первый букет подобного типа был составлен ещё более ста лет назад, по некоторым сведениям около 1900 года. Кто стал новаторами при его создании сейчас сложно сказать однозначно. Одни источники утверждают, что гламелия, прежде всего, появилась в Голландии, признанной цветочной «столице» мира. Но существуют и другие данные, согласно которым первопроходцами в этом вопросе считаются флористы Великобритании. В любом случае, самым главным остается тот факт, что чудесные и изысканные гламелии стали популярной техникой составления цветочной композиции и доступной в наши дни формой букета.
Материалом для создания оригинальной гламелии, чаще всего, становятся лепестки лилий или роз, причём выбор цветовой гаммы, формы и размера подобного букета зависит, главным образом, только от задумки и фантазии автора или пожелания заказчика, когда композиция составляется по индивидуальному эскизу. Само же имя «гламелия» является следствием объединения названий двух известных всем цветов – гладиолуса и камелии, из которых первоначально и создавались композиции подобного типа. Стоит отметить, что исполнение такого незаурядного произведения флористического искусства требует немалых затрат времени и сил, а главное, высокого профессионального уровня создателя.
Гламелия в храмовой аранжировке. 
Изменено: Елена Лукьянова - 05.12.2011 13:44:31
Мы все самое лучшее стараемся принести в дар Спасителю нашему и Божией Матери. 
Цитата
Елена Лукьянова пишет:"Разве Богородица, Спаситель не достойны лучшего, пусть и сотворённого руками человека?"    
Я бы сказала иначе: это мы должны стремиться стать достойными или чуть-чуть достойными, чтобы своими руками прикасаться к нашим святыням.
Но ведь, согласитесь, не все золото, что блестит. В мире флористики очень много интересных замыслов, форм и фантазий. Никто и не спорит, что это кропотливо и трудоемко. Для этого и существуют флористические показы, на которых можно делиться своими изобретениями и фантазиями.
Но в Храм человек приходит для покаяния, для молитвы, а не на выставку.  Главное то, что происходит в сердце человека, в его душе, а не в напыщенности, пусть даже и из натуральных лепестков. Все должно быть на своих местах. 
Помоги нам, Господи, избавиться от хаоса в наших головах!
Изменено: Ольга Исаковская - 02.11.2011 23:14:25
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
"Разве Богородица, Спаситель не достойны лучшего, пусть и сотворённого руками человека?" - Я бы сказала иначе: это мы должны стремиться стать достойными или чуть-чуть достойными, чтобы своими руками прикасаться к нашим святыням.
Поддерживаю.
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Мы все самое лучшее стараемся принести в дар Спасителю нашему и Божией Матери.
"Разве Богородица, Спаситель не достойны лучшего, пусть и сотворённого руками человека?" - Я бы сказала иначе: это мы должны стремиться стать достойными или чуть-чуть достойными, чтобы своими руками прикасаться к нашим святыням.
Но ведь, согласитесь, не все хорошо, что блестит. В мире флористики очень много интересных замыслов, форм и фантазий. Никто и не спорит, что это кропотливо и трудоемко. Для этого и существуют флористические показы, на которых можно делиться своими изобретениями и фантазиями.
Но в Храм человек приходит для покаяния, для молитвы, а не на выставку. Главное то, что происходит в сердце человека, в его душе, а не в напыщенности, пусть даже и из натуральных лепестков. Все должно быть на своих местах.
Помоги нам, Господи, избавиться от хаоса в наших головах!
Мы никогда не будем достойны, так как без Бога ничесоже не можем. И я бы поостереглась говорить о стремлении к достоинству, путь может быть пагубным.  Мишура, возможно, и не приемлема в храмовом интерьере. Я за то, чтобы хвойные деревья  аскетичнее украшались в храмах, но это лишь наши эмоции и чувствования, которые не являются аргументами. Если не ошибаюсь, Вы использовали мишуру, да и во многих храмах используют «всё, что блестит» даже в композициях у праздничных икон. Хорошо это или не очень? Священнослужители благословляют, и церковной установки – нет, поэтому надо говорить не  о «хаосе в головах», а о принятии на сегодня того, что имеем, ибо это вопрос не нашего уровня, а значит мнения наши лишь простое суждении и обсуждение, требующие оценки компетентных священнослужителей-богословов. Для рождественского праздника можно и особо украсить ёлку, а к храмовым – подход должен быть иной – это всего лишь моё мнение, которое нельзя представлять как исключительно правильное.
Фотографии звёзд я привела вовсе не для того, чтобы подражать или копировать пятиконечные… и т.д. А для того, чтобы внимательно изучать техники флористики в миру, в данном случае, каркасы. Необходимо приучать себя к вниманию и анализу, иначе о создании церковных образом не будет и речи. Церковь всегда современна, последуем и мы её примеру. Так ведь и оазис можно назвать вредной химией, которой не место в храме. В нач. XX в. использовали мох. Правильнее было бы задаться вопросом: «А как это сделано и можно ли эти «изобретения и фантазии» использовать в создании христианских образов?».
Порой прихожане со стажем не могут объяснить сюжеты, историю и смысл стенописей храма, который они посещают десятилетиями. А украсители живыми цветами кроме этого ещё и не хотят ничего знать о новых технологиях в мирской флористике! Вы же пользуетесь Интернетом! Но аранжировка в храме предполагает и богословие, и владение ремеслом одновременно.
В порядке обсуждения, давайте попробуем проанализировать такую технику, как «гламелия», то есть создание большого цветка из лепестков, который даже может заменить букет. Изначально такой цветок в Англии изготавливали их лепестков гладиолуса и камелии (откуда и название), но в современной практике есть примеры из гербер, калл и др. На первый взгляд создание такого «букета» требует уничтожения природного цветка, и в этом есть нечто варварское. Но в практике Богослужения современной Церкви такое множество примеров использования лепестков, что невольно возникает вопрос: «Что это? «Напыщенность из натуральных лепестков» или нечто, «что происходит в сердце человека»? Например, лепестки используют при погребении Плащаницы в Иерусалиме: в Воскресенском храме Иерусалима на вышитой Плащанице множество цветов: вся она в лепестках роз, символизирующих миро. Священник перемещает цветы по телу Спасителя, символически показывая, что он омывает его благовониями. Потом Плащаницу поднимают и несут в Кувуклию на Гроб Господень так, как действительно несли хладное тело Спасителя – за края. Плащаницу полагают на Гробе Господнем. В заключение каждый присутствующий на Богослужении архиерей прикладывается, берет понемножку лепестков роз. Затем Плащаница вносится в алтарь. И потом Патриарх Иерусалимский раздаёт на амвоне всем молящимся в храме Гроба Господня лепестки роз.
Лепестки используют и при чине погребения Плащаницы на Успение Пресвятой Богородицы, в том числе и при изготовлении живых ковров, что традиционно в Церкви; на Крестных ходах; украшают кафедру епископа; используют  при встрече Святейшего Патриарха, есть и другие примеры, причём в древних Церквах, например в Антиохийской. На сегодня это уже опыт церковный, не запрещённый, а значит, принятый иерархами и не подлежит даже обсуждению.
Ведь можно голубя попробовать изготовить, используя лепестки, или в украшении икон Благовещения и Архангела Гавриила?
Давайте размышлять!!! Но без знаний истории Церкви и её наследия мнения и размышления получаются из вакуума.
Вспомнила ещё опыт в Покровском монастыре на Покровской заставе, где почивают святые мощи блаженной Матроны Московской: лепестки цветов, украшающие Раку с мощами, то есть освящённые, раздают верующим на выходе из храма.
Изменено: Ольга Малова - 02.11.2011 15:43:51
Лепестки 1
Лепестки 2
Лепестки 3
Лепестки 4
Лепестки 5
Лепестки 6
Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 ... 21 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)