Цитата |
---|
Ольга Исаковская пишет:
Мы все самое лучшее стараемся принести в дар Спасителю нашему и Божией Матери.
"Разве Богородица, Спаситель не достойны лучшего, пусть и сотворённого руками человека?" - Я бы сказала иначе: это мы должны стремиться стать достойными или чуть-чуть достойными, чтобы своими руками прикасаться к нашим святыням.
Но ведь, согласитесь, не все хорошо, что блестит. В мире флористики очень много интересных замыслов, форм и фантазий. Никто и не спорит, что это кропотливо и трудоемко. Для этого и существуют флористические показы, на которых можно делиться своими изобретениями и фантазиями.
Но в Храм человек приходит для покаяния, для молитвы, а не на выставку. Главное то, что происходит в сердце человека, в его душе, а не в напыщенности, пусть даже и из натуральных лепестков. Все должно быть на своих местах.
Помоги нам, Господи, избавиться от хаоса в наших головах! |
Мы никогда не будем достойны, так как без Бога ничесоже не можем. И я бы поостереглась говорить о стремлении к достоинству, путь может быть пагубным. Мишура, возможно, и не приемлема в храмовом интерьере. Я за то, чтобы хвойные деревья аскетичнее украшались в храмах, но это лишь наши эмоции и чувствования, которые не являются аргументами. Если не ошибаюсь, Вы использовали мишуру, да и во многих храмах используют «всё, что блестит» даже в композициях у праздничных икон. Хорошо это или не очень? Священнослужители благословляют, и церковной установки – нет, поэтому надо говорить не о «хаосе в головах», а о принятии на сегодня того, что имеем, ибо это вопрос не нашего уровня, а значит мнения наши лишь простое суждении и обсуждение, требующие оценки компетентных священнослужителей-богословов. Для рождественского праздника можно и особо украсить ёлку, а к храмовым – подход должен быть иной – это всего лишь моё мнение, которое нельзя представлять как исключительно правильное.
Фотографии звёзд я привела вовсе не для того, чтобы подражать или копировать пятиконечные… и т.д. А для того, чтобы внимательно изучать техники флористики в миру, в данном случае, каркасы. Необходимо приучать себя к вниманию и анализу, иначе о создании церковных образом не будет и речи. Церковь всегда современна, последуем и мы её примеру. Так ведь и оазис можно назвать вредной химией, которой не место в храме. В нач. XX в. использовали мох. Правильнее было бы задаться вопросом: «А как это сделано и можно ли эти «изобретения и фантазии» использовать в создании христианских образов?».
Порой прихожане со стажем не могут объяснить сюжеты, историю и смысл стенописей храма, который они посещают десятилетиями. А украсители живыми цветами кроме этого ещё и не хотят ничего знать о новых технологиях в мирской флористике! Вы же пользуетесь Интернетом! Но аранжировка в храме предполагает и богословие, и владение ремеслом одновременно.
В порядке обсуждения, давайте попробуем проанализировать такую технику, как «гламелия», то есть создание большого цветка из лепестков, который даже может заменить букет. Изначально такой цветок в Англии изготавливали их лепестков гладиолуса и камелии (откуда и название), но в современной практике есть примеры из гербер, калл и др. На первый взгляд создание такого «букета» требует уничтожения природного цветка, и в этом есть нечто варварское. Но в практике Богослужения современной Церкви такое множество примеров использования лепестков, что невольно возникает вопрос: «Что это? «Напыщенность из натуральных лепестков» или нечто, «что происходит в сердце человека»? Например, лепестки используют при погребении Плащаницы в Иерусалиме: в Воскресенском храме Иерусалима на вышитой Плащанице множество цветов: вся она в лепестках роз, символизирующих миро. Священник перемещает цветы по телу Спасителя, символически показывая, что он омывает его благовониями. Потом Плащаницу поднимают и несут в Кувуклию на Гроб Господень так, как действительно несли хладное тело Спасителя – за края. Плащаницу полагают на Гробе Господнем. В заключение каждый присутствующий на Богослужении архиерей прикладывается, берет понемножку лепестков роз. Затем Плащаница вносится в алтарь. И потом Патриарх Иерусалимский раздаёт на амвоне всем молящимся в храме Гроба Господня лепестки роз.
Лепестки используют и при чине погребения Плащаницы на Успение Пресвятой Богородицы, в том числе и при изготовлении живых ковров, что традиционно в Церкви; на Крестных ходах; украшают кафедру епископа; используют при встрече Святейшего Патриарха, есть и другие примеры, причём в древних Церквах, например в Антиохийской. На сегодня это уже опыт церковный, не запрещённый, а значит, принятый иерархами и не подлежит даже обсуждению.
Ведь можно голубя попробовать изготовить, используя лепестки, или в украшении икон Благовещения и Архангела Гавриила?
Давайте размышлять!!! Но без знаний истории Церкви и её наследия мнения и размышления получаются из вакуума.
Вспомнила ещё опыт в Покровском монастыре на Покровской заставе, где почивают святые мощи блаженной Матроны Московской: лепестки цветов, украшающие Раку с мощами, то есть освящённые, раздают верующим на выходе из храма.