Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Некоторое время назад, размышляя об убранстве к празднику Рождества Христова, пыталась найти ответ на возникший у меня вопрос: все-таки почему мы в храмах используем убранные цветами или новогодними украшениями ели, которые ставятся на солее или рядом с ней? Хочется ведь все же понимать смысл того, что делаешь. Про легенды и истории, про традиции, пришедшие к нам с Запада, украшать елями дома и храмы очень много всего написано, про символическое значение ели, но как на этот вопрос смотрит Церковь? 

Ответ оказался для меня неожиданным, делюсь.
 
В предисловии к Вопросам и ответам. В изъяснение церковного благочестия и душепопечения, в журнале "Православная Русь" (Извлечение из журнала «Православная Русь». Типография преп. Иова Почаевского. 1958 год) написано: "В 1958 году в «Православной Руси» был открыт новый отдел «Вопросы и ответы» с подзаголовком: «В изъяснение церковного благочестия и душепопечения». Ведёт этот отдел еп. Аверкий (Таушев), что обеспечивает авторитетность и церковную обоснованность того освещения, которое даётся недоуменным темам церковной жизни. Задание этого отдела: отвлечь людей от попытки разрешать возникающие вопросы, в области вышеотмеченной, собственным разумением и следованием суждениям текущей литературы, проникнутой духом пытливости — не уяснив предварительно того, какие ответы даёт на эти вопросы Святая Церковь. Именно это только и находит читатель в этом отделе: осведомление о том, как на тот или иной вопрос смотрит Святая Церковь".......
И далее, среди очень большого числа вопросов, архиепископ Аверкий (Таушев) дает ответ на вопрос:

185. ВОПРОС: Можно ли ёлку ставить в церкви и какое отношение имеет ёлка к празднику Рождества Христова?

ОТВЕТ: Ровно никакого, и ставить ёлку в церкви совершенно неуместно. Это — обычай, может быть, и не плохой и вреда не приносит, как всякая детская забава или развлечение, но вовсе не церковный.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
185. ВОПРОС : Можно ли ёлку ставить в церкви и какое отношение имеет ёлка к празднику Рождества Христова?

ОТВЕТ : Ровно никакого, и ставить ёлку в церкви совершенно неуместно. Это — обычай, может быть, и не плохой и вреда не приносит, как всякая детская забава или развлечение, но вовсе не церковный .
Уверен, что вл. Аверкий (Таушев) так же бы ответил и на вопрос о любом цветочном убранстве в храме. Это частное мнение уважаемого архиерея. Действительно, насколько помню, Покровский академический храм и семинарский храм преп. Иоанна Лествичника в Троице-Сергиевой Лавре никогда даже цветами (за исключением Плащаниц) не украшались, и в этом был какой-то свой возвышенный аскетизм...
Лично я полагаю, что украшение храма елями, конечно, со вкусом, создает праздничную атмосферу, а не развлекает.

Есть и мнение соборное:"Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры" (Из определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде, 12/25 сентября 1974 г.). Важно, что предлагая эту формулировку, Собор был посвящен гораздо более фундаментальным вопросам, чем елко- или цветоукрашение.
Вообще же в современном богослужении и его обрамлении есть много нового, чего не знает Устав. Например, повсевместное совершение на Успение особого гефсиманского Чина погребения плащаницы Божией Матери (с XIX в.), пение акафистов на утрене (кроме Субботы Акафиста), освящение на Преображение вместо винограда яблок, на Вход Господень во Иерусалим - вместо пальмовых ветвей вербы, на Троицу - березы, некоторые цвета облачений и их формы, стили в пении, живописи и архитектуре, наконец, горящие буквы "ХВ" над царскими вратами в Пасху, электроосвещение вообще, микрофоны, детские площадки и детские комнаты при храмах...  
Разве это все плохо?
При всей важности хранения Предания, нужно помнить, что обрядовая сторона не есть что-то застывшее навсегда, требующее лишь скрупулезного автоматического воспроизведения, - Церковь может включать в свою жизнь что-то доброе и полезное из разных культур и эпох, оставляя свободу выбора. 
Аллегорически толкуя исход из Египта богоизбранного народа со взятыми у угнетателей материальными ценностями-украшениями, святитель Григорий Нисский предлагает понимать под золотом язычников «нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, науку логики и все, чем занимаются люди вне Церкви… Многие приносят Божией Церкви, словно дар, полученную ими языческое образование, как например, Василий Великий, который сумел за годы юности стяжать египетское богатство, а затем принес его Богу и украсил им Церковь - истинную скинию» ( Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели. - М., 1999, сс. 53-54.).
Прочла и скопировала  на Популярном флористическом форуме сообщение Людмилы Бондаренко и размещаю его здесь: 

Бондаренко Л.А.

активный участник
РисунокРисунокРисунокРисунокРисунокРисунок
 
Рисунок

Добавить в друзья
Сообщений: 153
Сказал(а) спасибо: 19
Поблагодарили 26 раз(а) в 8 сообщениях
Регистрация: 14.06.2011
Адрес: г.Юбилейный М.О.
Рейтинг: 65

 Рисунок Re: Храмовая флористика - Сегодня, 06:21 
       
Цитата
 Сообщение от Elen@  Рисунок  
 Надпись была сделана на Богоявление по благословлению настоятеля.
                               

Елена, в таком случае и мне хотелось бы у Вас уточнить: 
1. "Скажите, пожалуйста, сама инициатива такой надписи "БГ" была предложена Вами настоятелю, как уже входящая в данный цветочный проект или же исходила из его пожелания включить Вам ее в проект? "

2. "Это почему же Вы, работая в храме, так себе смело позволили полностью закрыть цветочными композициями изображения Крестов в верхних частях икон, а широкими, вертикальными, цветочными гирляндами не только вышли за границы допустимого для них поля у икон, но ими же прикрыли и специально установленные для прихожан тексты с молитвами? Не понятно, что тут авторское право или по благословлению настоятеля?"

3.По технике исполнения композиций видно, что профессиональные знания по флористике у Вас есть, но вызывает сильное удивление тот негативный факт навешивания цветочных орнаментов на уже имеющиеся на Иконостасе архитектурные, вертикальные элементы декора!
Кроме того, скажу, что размещенные так близко, да и еще на одном уровне с писанными ликами Спасителя и Богородицы больших, примитивного, грубого исполнения, букв "Б" и "Г" создает, просто неописуемый, по восприятию, большой контраст, что явно не в пользу этой нью-идеи. Ни гармонии, ни Красоты.((
Возможно, помните, что Красота, есть одно из имен Бога, которая отражается в душе каждого человека? Так, скажите, откуда же взялось такое желание вседозволенности флориста в Доме молитвы, да и вообще, как оно могло и появиться-то у Вас, работая в храме?

Прежде вопроса, я очень внимательно ознакомилась со всеми выложенными Вами на фото работами, чтобы понять Ваш творческий подход составления композиций, стиль и технику.
Откровенно, в итоге, складывается впечатление, что работа имеет характер персональной, цветочной выставки Ваших достижений, но только не где-нибудь, а в храме, что и это по благословению?
Хорошо бы Вам еще на эскизах, прорабатывать более четко все детали в каждой планируемой, цветочной композиции вплоть до последних в ней штрихов, а также подбирать наиболее безопасные и не повреждающие церковный инвентарь, механизмы их фиксации в храме.
Надеюсь, что те пометки на фото, которые были внесены мною будут Вам понятны, но если возникнут вопросы, то готова ответить. О каком Кресте идет речь можно понять из имеющегося над иконой Всецарицы и еще по дополнительному рисунку.

Елена, буду рада, если Вы, правильно понимая все поставленные перед флористом задачи в храме и всю последующую его ответственность перед Богом за создаваемую им же, пусть и любую по объему, но цветочную Красоту в Доме молитвы, смогли бы исключить выше отмеченные замечания и, в дальнейшем, всегда помнить и оставаться более внимательной в исполнении подобных флористических работ в храме, что для славы Божией, надеюсь, одобрит и настоятель!
Миниатюры
Рисунок   Рисунок   Рисунок   Рисунок
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
Здравствуйте  дорогие участники и гости нашего форума!  Наступило относительное затишье после всех праздников, я решила прогуляться по форумам благоукрасителей, посмотреть на выложенные работы,присмотреть идеи на будущее. Да и просто интересны работы других. Увидела  на популярном форуме пост  Людмилы  Александровны  Бондаренко, и  тема поднятая ею, мне показалась прямо таки животрепещущей, что не удержалась и перетащила его(пост) на наш форум.  Может я не очень внимательна и это происходит из года в год, а я  обратила внимание только сейчас, меня поразило огромное множество работ, где лапником увешано всё-и паникадило, и царские врата, и огромные вертепы  внутри храма! Возникает чувство, что ты находишься в театре, причем лапник достаточно тёмный и тяжелый. Ну зачем он на царских вратах?!!! А звезда из лапника? Ну звезда она же горит, светит!!! Ну при чём здесь лапник?!!! Ну давайте  уже одумаемся, ведь при существующих сейчас материалах и технологиях, можно наворотить всё,что угодно!  Но должно же быть чувство меры.Вот огромные вертепы в храме- мне сразу приходит в голову мысль, там, что нет молящихся?  Мы, украшая храм, всегда экономим место, и ёлки ставим в оконные проёмы именно поэтому.Прошу прощения, если,кого нибудь обидела- не хотела.  Очень интересна реакция  участников популярного форума. Я вот не увидела со стороны Людмилы Александровны, уничижительной критики, она задала совершенно  внятные вопросы и вдруг все обиделись. 
Прям по детски, поджали губы и пообещали забанить. Стесняюсь спросить- за Что? 

http://www.floristic.ru/forum/sobytiinaya-floristika/1672-hramovaya-floristika-162.html
Изменено: Марина Федорович - 23.01.2015 14:09:42
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
Цитата
Марина Федорович пишет:
Может я не очень внимательна и это происходит из года в год, а я обратила внимание только сейчас, меня поразило огромное множество работ, где лапником увешано всё-и паникадило, и царские врата, и огромные вертепы внутри храма! Возникает чувство, что ты находишься в театре, причем лапник достаточно тёмный и тяжелый. Ну зачем он на царских вратах?!!! А звезда из лапника? Ну звезда она же горит, светит!!! Ну при чём здесь лапник?!!! Ну давайте уже одумаемся, ведь при существующих сейчас материалах и технологиях, можно наворотить всё,что угодно! Но должно же быть чувство меры.Вот огромные вертепы в храме- мне сразу приходит в голову мысль, там, что нет молящихся? Мы, украшая храм, всегда экономим место, и ёлки ставим в оконные проёмы именно поэтому.Прошу прощения, если,кого нибудь обидела- не хотела. Очень интересна реакция участников популярного форума. Я вот не увидела со стороны Людмилы Александровны, уничижительной критики, она задала совершенно внятные вопросы и вдруг все обиделись. Прям по детски, поджали губы и пообещали забанить. Стесняюсь спросить- за Что? http://www.floristic.ru/forum/sobytiinaya-floristika/1672-hramovaya-floristika-162.html 

Я отвечу за себя , я в храме не хозяйничаю  бюджет минимальный , поэтому было принято такое решение  звёзды одобрил батюшка  могу передать Ваше не одобрение  .Извините за подробности наш Батюшка поднимает 4 храм ,и это в сельской местности . Поэтому мы летом украшаем своими цветами  Всего не опишешь да и незачем, просто не спешите осудить. Я бы рада украшать розами
Изменено: Люба - 26.01.2015 20:02:21 (дописать)
Цитата
Люба пишет:
Цитата
Марина Федорович пишет:
Может я не очень внимательна и это происходит из года в год, а я обратила внимание только сейчас, меня поразило огромное множество работ, где лапником увешано всё-и паникадило, и царские врата, и огромные вертепы внутри храма! Возникает чувство, что ты находишься в театре, причем лапник достаточно тёмный и тяжелый. Ну зачем он на царских вратах?!!! А звезда из лапника? Ну звезда она же горит, светит!!! Ну при чём здесь лапник?!!! Ну давайте уже одумаемся, ведь при существующих сейчас материалах и технологиях, можно наворотить всё,что угодно! Но должно же быть чувство меры.Вот огромные вертепы в храме- мне сразу приходит в голову мысль, там, что нет молящихся? Мы, украшая храм, всегда экономим место, и ёлки ставим в оконные проёмы именно поэтому.Прошу прощения, если,кого нибудь обидела- не хотела. Очень интересна реакция участников популярного форума. Я вот не увидела со стороны Людмилы Александровны, уничижительной критики, она задала совершенно внятные вопросы и вдруг все обиделись. Прям по детски, поджали губы и пообещали забанить. Стесняюсь спросить- за Что?

  http://www.floristic.ru/forum/sobytiinaya-floristika/1672-hramovaya-floristika-162.html     
Я отвечу за себя , я в храме не хозяйничаю бюджет минимальный , поэтому было принято такое решение звёзды одобрил батюшка могу передать Ваше не одобрение .Извините за подробности наш Батюшка поднимает 4 храм ,и это в сельской местности . Поэтому мы летом украшаем своими цветами Всего не опишешь да и незачем, просто не спешите осудить. Я бы рада украшать розами

Дорогая Люба!  Причём здесь судить, не судить? Речь не о лапнике, как таковом, а о том,что навешан он  огромными массами, и на царских вратах, и на паникадиле. Причём здесь бюджет храма?   И вот в чём я просто убеждена, так это в том, что идея  звезды из лапника  не принадлежала  настоятелю!
 Передадите или нет моё одобрение или не одобрение священнику, мне совершенно безразлично(как впрочем и батюшке должно быть), каждый воспринимает сказанное в меру свою.  

 И что самое интересное, так это то,что как раз на розы, о  которых идёт речь, не было потрачено ни рубля из бюджета храма! (это так, к слову). Да и у Вас с розами всё в порядке, наверное и побольше, чем в моих композициях, судя по массе украшений, и очень порадовали пятиконечные звёзды(закрепленные на гирлянде,висящей на паникадиле и на гирляндах справа и слева), но ведь и их навесить тоже благословил батюшка!
Изменено: Марина Федорович - 23.01.2015 14:11:23
Низкий поклон всем за науку.
Спаси, Господи, нас всех!
https://vk.com/id200858147
дополнительное фото
IMG_6671.JPG (137.2 КБ) [ Скачать ]
Цитата
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
185. ВОПРОС : Можно ли ёлку ставить в церкви и какое отношение имеет ёлка к празднику Рождества Христова?

ОТВЕТ : Ровно никакого, и ставить ёлку в церкви совершенно неуместно. Это — обычай, может быть, и не плохой и вреда не приносит, как всякая детская забава или развлечение, но вовсе не церковный .

Цитата

Свящ. Олег Мумриков пишет: Уверен, что вл. Аверкий (Таушев) так же бы ответил и на вопрос о любом цветочном убранстве в храме. Это частное мнение уважаемого архиерея. Действительно, насколько помню, Покровский академический храм и семинарский храм преп. Иоанна Лествичника в Троице-Сергиевой Лавре никогда даже цветами (за исключением Плащаниц) не украшались, и в этом был какой-то свой возвышенный аскетизм... Лично я полагаю, что украшение храма елями, конечно, со вкусом, создает праздничную атмосферу, а не развлекает. 

Цитата

Есть и мнение соборное:"Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры" (Из определение Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о старом обряде, 12/25 сентября 1974 г.). Важно, что предлагая эту формулировку, Собор был посвящен гораздо более фундаментальным вопросам, чем елко- или цветоукрашение.
Вообще же в современном богослужении и его обрамлении есть много нового, чего не знает Устав. Например, повсевместное совершение на Успение особого гефсиманского Чина погребения плащаницы Божией Матери (с XIX в.), пение акафистов на утрене (кроме Субботы Акафиста), освящение на Преображение вместо винограда яблок, на Вход Господень во Иерусалим - вместо пальмовых ветвей вербы, на Троицу - березы, некоторые цвета облачений и их формы, стили в пении, живописи и архитектуре, наконец, горящие буквы "ХВ" над царскими вратами в Пасху, электроосвещение вообще, микрофоны, детские площадки и детские комнаты при храмах...  
Разве это все плохо?
При всей важности хранения Предания, нужно помнить, что обрядовая сторона не есть что-то застывшее навсегда, требующее лишь скрупулезного автоматического воспроизведения, - Церковь может включать в свою жизнь что-то доброе и полезное из разных культур и эпох, оставляя свободу выбора. 
Аллегорически толкуя исход из Египта богоизбранного народа со взятыми у угнетателей материальными ценностями-украшениями, святитель Григорий Нисский предлагает понимать под золотом язычников «нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, науку логики и все, чем занимаются люди вне Церкви… Многие приносят Божией Церкви, словно дар, полученную ими языческое образование, как например, Василий Великий, который сумел за годы юности стяжать египетское богатство, а затем принес его Богу и украсил им Церковь - истинную скинию» ( Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели. - М., 1999, сс. 53-54.).
Добрый вечер, о.Олег. Спасибо Вам за комментарий. Вы так правильно все истолковали и разложили по полочкам. Думаю, это важно для тех, кто занимается в православных храмах цветочным украшением, тем более, что вопросы эти как были, так и остаются очень актуальными и обсуждаемыми не только на нашем форуме.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Несколько дней назад на просторах инета встретила вот такую фотографию (вернее, две фотографии одной и той же иконы Божией Матери, совершенно разные по цветопередаче). Если правильно поняла, это Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери, которая находится в Спасо-Преображенском соборе в Тамбове и была келейной иконой святителя Питирима Тамбовского. Лик Божией Матери убран цветами. Может кто-нибудь знает что-то о цветочном убранстве?

Думаю, что интересное и не случайное совпадение произошло у меня вот только что. Давно все собираюсь ответить на заданный Ольгой Исаковской вопрос о цветочном убранстве, составленном вокруг Лика Богородицы, но вот все с ответом откладывала "на потом". Сейчас же, просматривая в и-нете всякие иные картинки и материалы с цветочными убранствами у икон, вдруг неожиданно, встречаю картинку именно с этой иконой (!), далее, прохожу по предлагаемой ссылке: открылся неизвестный мне сайт с выложенным видео и пояснительным текстом об интересующей Ольгу иконе! 
Более, там же в тексте прочла, что именно завтра, т.е. 10 августа по н.с., в Русской Православной Церкви совершается память о святителе Питириме, Тамбовском, келейной иконой у которого являлся Образ Девпетуровской иконы Божией Матери и, как благословение его родителей! 

В этот же день почитается еще и Образ Тамбовской иконы Божией Матери. 
История ее появления такова. В 1686 году, когда святитель Питирим, приехал в Тамбов, то он и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой ИЛЬИНСКО-ЧЕРНИГОВСКОЙ, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых.

Не готова сейчас разместить текст, который когда-то-то прочла в и-нете и который где-то в папках у меня хранится, но из него запомнила главное, что в память о святителе Питириме и о его келейной иконе с Образом Девпетуровской Божией Матери, в последствии, на ней была установлена совсем необычного для иконы вида риза (оклад), выкроенная из его же бело-золотисто-св.голубого цвета епископской богослужебной епитрахили. 
Когда же я стала более внимательно рассматривать и изучать сам цветочный веночек,собранный вокруг Лика Богоматери , то заметила и предположила, что мастер очень удачно использовал в работе старинный вариант кроя епитрахиля, прикрепив веночек по внутреннему краю горловины, т.е. к верхней, округленной ее части. Видно, что сам веночек был составлен из собранных вручную цветов с обвитыми цветными нитками проволочными каркасами-лепестками разной величины. Знаю, что в былые времена, было очень распространено среди населения использовать подобного вида нитяные цветы в качестве всевозможных светских украшений от броши до целых букетов в вазах и многие мастерицы-рукодельницы были весьма увлечены подобным занятием.
 Совсем мелкие цветочки в венке больше подходят на незабудки, несмотря на их белый цвет. По составленному этими цветами образу, можно предположить, что первоначально их цвет и должен быть голубым в память о святителе и почитаемой им иконе. Ввиду того, что размеры и форма венчиков у всех незабудок одинаковые, то следует и способ их изготовления с помощью пяти лепестковой вырубки и горячей гофрировки. 

Все казалось бы теперь с цветами ясно, но если обратить еще внимание на ассиметричную, дугообразную форму собранного венка, размеры самых крупных цветов в него входящих и не превышающих изображенные на иконе Лики, на не перенасыщенность, на в меру выбранную ширину обода венка, то лично у меня, данная работа вызвала искреннее восхищение от вложенных в нее не только чувств откровенной любви, благоговения, но раскрытого подлинного мастерства и рассудительности в душе ее составителя, увы, что нельзя сказать, глядя на многие примеры уже современных цветочных убранств у икон.  

Однако, следует заметить, что со временем поменялись вкусы цветоукрасителей икон в храмах. Теперь стараются убирать иконы все чаще и чаще, но уже живыми цветами. Явно просматривается повышенный интерес и увлечение этим цветочным занятием даже среди не только профессионалов, но и простых прихожан во многих наших храмах. 

Для желающих посмотреть видео я давала в поисковике Яндекса такую строчку: 
Девпетерувская икона Божией Матери - YouTube , но возможно, что видео откроется и по этой ссылке.
 
+ Святителе Питириме, моли Бога о нас!

p.s.  К сожалению, не могу назвать автора цветочного убранства, составленного у иконы Святителя Питирима Тамбовского на приведенном  ниже фото, но отмечу, что в сей работе цветами откровенно отображен сдавливающий с трех сторон икону эффект, словно погружающий ее и далее куда-то в глубь. Причина- из-за не в меру, а более, выбранной ширины цветочной полосы и очень плотно(тесно) выставленных их в убранстве. Еще возникает чувство не благоговения, а словно натиска от некой "пятипалой большой лапы" так отчетливо выведенной с помощью пяти красных роз. Не говорю о торчащих в разные стороны бутонах лилий, они в работе выглядят угрожающими откровенными копьями либо напоминают морскую мину! Вот вам, на примере и результат вложенной в композицию не рассудительности. ((
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Всем доброго времени суток!
Хочу поделиться своими мыслями после прочтения темы об убранстве икон, составлении букетов, подбора цветов...Никогда не думала, что этот процесс такой важный и значимый! А ведь и правда, иногда, подходя к праздничной иконе в храме замечаешь убранство, некую гармонию украшения иконы или составленных букетов  с Праздником, единение...чувства и переживания усиливаются, будь то эмоции Страстной пятницы или радость Воскресения Христова ! И даже служба воспринимается по иному...
 А порой не замечаешь такого украшения.... пока кто-то не скажет:"Смотри какие цветы!"... и нет никаких чувств. Да, цветы красивые, но сами по себе....
Прочтя советы замечательных мастериц (ведь действительно нужно обладать талантом, мастерством и чутьем - составлять композиции и убранства) все становиться на свои места. Цвет, размеры и виды цветов, их положение и сочетание, композиция - все играет огромную роль для восприятия! Тонко передать смысл Праздника или память святого с помощью такого убранства - большое умение! Но не зная сути события, к которому готовится украшение - вообще невозможно! 
Большое спасибо вам за подробные разъяснения смысла украшения, цветов и цвета, какая информация (говоря техническим языком) заложена в том или ином сочетании, за советы и указания недостатков! Лично для меня - все это интересно и поучительно.....
Цитата
Ольга Исаковская пишет:
Несколько дней назад на просторах инета встретила вот такую фотографию (вернее, две фотографии одной и той же иконы Божией Матери, совершенно разные по цветопередаче). Если правильно поняла, это Девпетуровская-Тамбовская икона Божией Матери, которая находится в Спасо-Преображенском соборе в Тамбове и была келейной иконой святителя Питирима Тамбовского. Лик Божией Матери убран цветами. Может кто-нибудь знает что-то о цветочном убранстве?

Цитата
Людмила Бондаренко пишет: "Думаю, что интересное и не случайное совпадение произошло у меня вот только что. Давно все собираюсь ответить на заданный Ольгой Исаковской вопрос о цветочном убранстве, составленном вокруг Лика Богородицы, но вот все с ответом откладывала "на потом". Сейчас же, просматривая в и-нете всякие иные картинки и материалы с цветочными убранствами у икон, вдруг неожиданно, встречаю картинку именно с этой иконой (!), далее, прохожу по предлагаемой ссылке: открылся неизвестный мне сайт с выложенным видео и пояснительным текстом об интересующей Ольгу иконе! 
Более, там же в тексте прочла, что именно завтра, т.е. 10 августа по н.с., в Русской Православной Церкви совершается память о святителе Питириме, Тамбовском, келейной иконой у которого являлся Образ Девпетуровской иконы Божией Матери и, как благословение его родителей! 

В этот же день почитается еще и Образ Тамбовской иконы Божией Матери. 
История ее появления такова. В 1686 году, когда святитель Питирим, приехал в Тамбов, то он и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой ИЛЬИНСКО-ЧЕРНИГОВСКОЙ, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно, что сам он и написал образы этих святых.

Не готова сейчас разместить текст, который когда-то-то прочла в и-нете и который где-то в папках у меня хранится, но из него запомнила главное, что в память о святителе Питириме и о его келейной иконе с Образом Девпетуровской Божией Матери, в последствии, на ней была установлена совсем необычного для иконы вида риза (оклад), выкроенная из его же бело-золотисто-св.голубого цвета епископской богослужебной епитрахили. 
Когда же я стала более внимательно рассматривать и изучать сам цветочный веночек,собранный вокруг Лика Богоматери , то заметила и предположила, что мастер очень удачно использовал в работе старинный вариант кроя епитрахиля, прикрепив веночек по внутреннему краю горловины, т.е. к верхней, округленной ее части. Видно, что сам веночек был составлен из собранных вручную цветов с обвитыми цветными нитками проволочными каркасами-лепестками разной величины. Знаю, что в былые времена, было очень распространено среди населения использовать подобного вида нитяные цветы в качестве всевозможных светских украшений от броши до целых букетов в вазах и многие мастерицы-рукодельницы были весьма увлечены подобным занятием.
 Совсем мелкие цветочки в венке больше подходят на незабудки, несмотря на их белый цвет. По составленному этими цветами образу, можно предположить, что первоначально их цвет и должен быть голубым в память о святителе и почитаемой им иконе. Ввиду того, что размеры и форма венчиков у всех незабудок одинаковые, то следует и способ их изготовления с помощью пяти лепестковой вырубки и горячей гофрировки. 

Все казалось бы теперь с цветами ясно, но если обратить еще внимание на ассиметричную, дугообразную форму собранного венка, размеры самых крупных цветов в него входящих и не превышающих изображенные на иконе Лики, на не перенасыщенность, на в меру выбранную ширину обода венка, то лично у меня, данная работа вызвала искреннее восхищение от вложенных в нее не только чувств откровенной любви, благоговения, но раскрытого подлинного мастерства и рассудительности в душе ее составителя, увы, что нельзя сказать, глядя на многие примеры уже современных цветочных убранств у икон.  

Однако, следует заметить, что со временем поменялись вкусы цветоукрасителей икон в храмах. Теперь стараются убирать иконы все чаще и чаще, но уже живыми цветами. Явно просматривается повышенный интерес и увлечение этим цветочным занятием даже среди не только профессионалов, но и простых прихожан во многих наших храмах. 

Для желающих посмотреть видео я давала в поисковике Яндекса такую строчку: 
Девпетерувская икона Божией Матери - YouTube , но возможно, что видео откроется и по этой ссылке.
 
+ Святителе Питириме, моли Бога о нас!

p.s.  К сожалению, не могу назвать автора цветочного убранства, составленного у иконы Святителя Питирима Тамбовского на приведенном  ниже фото, но отмечу, что в сей работе цветами откровенно отображен сдавливающий с трех сторон икону эффект, словно погружающий ее и далее куда-то в глубь. Причина- из-за не в меру, а более, выбранной ширины цветочной полосы и очень плотно(тесно) выставленных их в убранстве. Еще возникает чувство не благоговения, а словно натиска от некой "пятипалой большой лапы" так отчетливо выведенной с помощью пяти красных роз. Не говорю о торчащих в разные стороны бутонах лилий, они в работе выглядят угрожающими откровенными копьями либо напоминают морскую мину! Вот вам, на примере и результат вложенной в композицию не рассудительности. ((
Спасибо, Людмила, за ответ и видео. Я тоже обратила внимание на удивительную гармоничность обрамляющего веночка из цветов с Ликами Божией Матери и Спасителя. 

И конечно же, к написанному ниже о современном убранстве иконы св.Питирима Тамбовского живыми цветами, ничего не прибавить уже более - только остается сожалеть и надеяться на понимание занимающихся этим трудом в храмах - красивыми цветами можно подчеркнуть красоту Образа, а можно оБезобразить ((( и никакая красота живых цветов при несоблюдении пропорций, при незнании хотя бы элементарных законов гармонии и/или несоблюдении их, а главное, на мой взгляд, - от непонимания того, что цветы должны только подчеркивать Красоту Образов, а не быть чем-то крикливо самостоятельным, притягивающим на себя все внимание, забивающим своей массивностью, количеством, неправильным подбором цветовой гаммы и пр.!!!, тут не поможет(((

А уж использование в убранствах всяческих китайских побрякушек в виде стрекозок, бабочек, бантиков из флористических лент, птичьих стай - про такую БЕСвкусицу просто и говорить не хочется. Можно, если очень нравится, у себя дома на холодильниках развешивать или на стенках, или на шторках, или на праздниках мирских, на ярмарках или выставках, но ведь не в храме же(((  Все же флористика с ее непредсказуемыми идеями и смелыми решениями не может и не должна перекочевать в православные храмы. Трудно думать сразу, не все сразу получается, но ведь и отвечать за свои действа, похоже, будет не очень легко...

Кстати, посмотрев видео, обратила внимание на икону св.Питирима Тамбовского. Образ святителя Питирима на иконе обрамлен цветочным узором. Вот наглядный пример пропорционального соотношения рамки из цветов и Образа.
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Доброго вечера всем добрым людям! Тот материал, которым мне хочется поделиться, датирован 2011 г., но все, о чем в нем говорится, по-моему, очень актуально в наши дни, в наших храмах, во всяком случае, поднимаемые вопросы заставляют размышлять и задумываться над тем, что же происходит. Может быть, этот материал нужно разместить в другой теме нашего форума. Речь в нем идет о таких таинствах, как Крещение и Венчание, вернее, об отношении к ним, а еще точнее - об украшении (сейчас очень популярном) цветами и не только.

Р.s. Некоторые фразы выделены мной жирным шрифтом для наглядности.

Элладская Православная Церковь. Неапольская и Ставрупольская Митрополия. Храм прп.Серафима Саровского в Салониках.

Опубликовано 10 декабря 2011


Энциклика об украшении храмов

Предлагаем нашим прихожанам и всем посетителям сайта Храма Серфима Саровского в Салониках ознакомиться с энцикликой нашего правящего епископа – Митрополита Неапольского и Ставрупольского Высокопреосвященейшего Варнавы.

Ее появление вызвано, сложившейся в последние годы, сомнительной традицией украшать храмы во время проведения таинств Венчания и Крещения. Буйная фантазия оформителей церемонии зачастую переходит все мыслимые и немыслимые границы: тюль, цветы, воздушные шары, куклы героев детских мультфильмов, аквариумы с рыбками, клетки с птицами, пиротехника и так далее, и тому подобное. Хозяева торжества и фирмы, занимающиеся подготовкой, не имеют обыкновения информировать священников о своих «художественных» планах, а приходят в храм непосредственно перед началом таинства. В таких ситуациях, когда гости уже собираются в храме, когда все уже оплачено, а священник поставлен перед фактом – результатом их оформительской деятельности – нам, священникам, не очень удобно и своевременно делать свои замечания. А если они и делаются – это нередко приводит к скандалам. Правящий епископ неоднократно обращался к настоятелям храмов с просьбой навести порядок во вверенных им приходах, но увещевания эти, к сожалению, не принесли плодов. Именно это и вынудило Высокопреосвященнейшего владыку издать следующую энциклику. 

Неаполи, 1 сентября 2010
№ протокола 932

Ко всем христианам
Митрополии Неапольской и СтаврупольскойМои возлюбленные христиане!Настоящая энциклика – есть результат понимания мной той пастырской ответственности, которую я несу как ваш Епископ и как ваш духовный отец. Она является следствием моей большой любви к вам и моей тревоги о спасении ваших душ. Это решение – плод усердной молитвы и обеспокоенности, которой я не раз делился с нашими священниками и многими братьями мирянами. И поэтому я прошу вас уделить особое внимание этому обращению.

Решение наше касается совершения святых таинств – венчаний и крещений. Все мы понимаем, что важность их огромна. Согласно Апостолу Павлу брак – великая тайна.Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:32). Крещение же представляет собой таинство вступления человека в Церковь, оно соделывает нас частью плоти Христа, мы становимся православными христианами, облекаемся во Христа – все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.4:27). Это самое великое и наиважнейшее церковное таинство.

Но несмотря на то, что таинства эти имеют такое серьезное значение, такую ценность для нашей жизни, что же зачастую происходит во время их совершения? Мы с сожалением видим, как они обмирщаются, теряя свое духовное значение и глубину. Святой храм – место и источник, где мы черпаем дары Духа Святого – из места молитвы и благоговения, превращается в место неподобающего поведения, суетное сборище, шумное, с излишним использованием фото- и видеотехники, с изощренным украшательством – тюлями, свечами, веточками, ленточками, шариками и прочей декоративной мишурой!!! Все это неприемлемо, совершенно неподходяще и непозволительно!!!

Поэтому наша Митрополия, дабы уберечь святость совершения таинств и сохранить священность храма, после совещаний со священниками и сподвижниками нашими из мирян, приняла нижеследующее решение, исполнять и верно блюсти которое я горячо прошу вас всех!
Мне бы хотелось, прежде всего, подчеркнуть, что главными ответственными за правильность совершаемых таинств являются настоятели и священники наших храмов. Они уже получили соответствующие руководства. И теперь я обращаюсь во всем нашим прихожанам: советуйтесь и обсуждайте со священниками всё – вплоть до мельчайших подробностей церемонии, чтобы впоследствии не возникало какого-либо взаимонепонимания, недоразумений и огорчений.
Руководства эти вступают в силу с 1 Января 2011 г.

О последовании таинства венчания:
  1.  Жених с невестой должны прибывать в Храм вовремя, дабы таинство было совершено спокойно, с неспешной молитвой.
  2. Необходимо обратить внимание на приличествующую одежду всех приглашенных, особенно жениха и невесты, свидетелей, подружек невесты и родителей, чтобы их внешний вид подобал святому месту.
  3. Свидетелями молодожёнов на венчании должны быть православные христиане.
  4. Наши православные храмы украшены иконами, фресками, лампадами, паникадилами и прочим священным убранством. Поэтому неуместно и недопустимо еще какое-либо украшательство как внутри, так и снаружи Храма: шариками, тюлем, фонариками или чем бы то ни было другим. Разрешаются в качестве исключения скромные и неброские цветочные украшения (две подставки с цветами на солее).
  5. Не разрешается бросать рис, драже или цветы внутри храма во время пения «Исаие, ликуй…». По народному поверью рис поможет молодым укрепить брачный союз,  «пустить корни» (в греческом языке слова «рис» – ρύζι и «корень» – ρίζα, имеют схожее звучание). Но не бросание риса помогает молодым «пустить корни», а молитвы нашей Церкви, любовь сочетающихся и их уважение к Богу – вот благодаря чему они «укоренятся». Те же, кто хочет сохранить традицию, могут бросать рис дома, когда жених и невеста направляются в церковь, а также вне Храма после окончания таинства венчания.
  6. Поведение фотографов, присутствующих на церемонии, требует особого внимания: оно быть тактичным и уважительным. Запрещается установка фотозонтов в Храме.
О последовании таинства крещения:
  1. Родителям, крёстным и приглашенным на церемонию рекомендуется надевать скромную одежду. Поведение их во время таинства крещения должно быть подобающим: серьезным и осознанным.
  2. Запрещается украшать купель и сам храм внутри и снаружи, дабы крещение не напоминало детский праздник, а оставалось священным таинством. И здесь напоминаем о скромном поведении фотографов в храме, храм не является фотостудией.
  3. Правильно, когда крещаемый получает только одно имя.
  4. Особое внимание всем нам необходимо уделять теме восприемников (крёстных). Восприемник должен быть крещённым православным христианином, по-настоящему верующим, знающим и способным прочитать «Символ веры», он должен уважать таинства нашей Церкви и осознавать серьёзную ответственность, возлагаемую на него как на восприемника. Те, кто не венчаны, чей брак зарегистрирован только в Мэрии, не могут быть восприемниками. Восприемник должен быть один и не моложе 12 лет.
О последовании похорон и поминок:
  1. По традиции православной Церкви, суббота посвящается усопшим и является самым подходящим днем для совершения панихиды во время Божественной Литургии. В виде исключения поминовения совершаются и по воскресеньям.
  2. Избегайте и в этом случае излишних украшений вокруг гроба: вполне достаточно четырёх подставок с цветами. А в дни поминок достаточно одной вазы, которую предоставит храм.
Мои дорогие Христиане!
«Станем добре! Станем со страхом!» Времена, в которые мы живём – тяжёлые и наступающие – не более легкие. Я задаюсь вопросом: из-за чего расшатываются сегодня семейные устои, и почему христиане не так крепки?  Быть может причиной этого является и то, что мы удалились от истинного духа и переживания Святых Таинств?
Я прихожу в трепет при мысли, что, возможно, безответственность и легкомыслие, прежде всего нас – ваших духовных отцов, а потом уже и ваша, в таких значимых вопросах может отдалить нас от Царства Небесного.
Верую, что помогут нам соблюсти себя и выстоять только прочные корни Греческой Православной традиции, а не привносимые извне и постоянно изменяющиеся современные тенденции. Поэтому стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2Фес.2:15).
Отечески прошу вас всех следовать вышеизложенным руководствам, получая радость от Таинств, совершая их мирно, с большей простотой и, прежде всего, с молитвой.
С отеческими молитвами и с любовью о Господе,
Митрополит
Неапольский и Ставропульский Варнава

http://www.seraphim.gr/encyclica-stolizmos/


А ниже в качестве иллюстрации фото из инета, сделанные в Греции и в России, без указания авторов, просто первые попавшиеся. 

А еще ссылка, как оформляют церкви к венчанию в Италии, откуда, видимо, в том числе, черпаются идеи оформления Цветы в Италии
Изменено: Ольга Исаковская - 22.01.2016 06:43:43
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
в продолжение
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
...
Изменено: Ольга Исаковская - 22.01.2016 06:43:45
----------------------------------------------
https://vk.com/id352773117
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет в посте #333 от 29.01.2016г в теме Первые шаги в искусстве цветочного убранства икон в храме :  С сожалением каждый раз приходится констатировать грустный факт в наших храмах - обилие цветов, иногда я бы даже сказала - буйство. И временами еще и буйство фантазии флористов. Рисунок Пожелаю всем нам - начинающим и продолжающим, задумываться прежде всего над смыслом работы - зачем и для чего мы вносим в храм цветы. Что мы хотим ими выразить, о чем рассказать?  

В огромном большинстве случаев растительность используется "просто (!) для украшения и создания атмосферы праздника". Но хотелось бы тогда спросить - а какого праздника? И чего не хватает нам в храмах, что с таким рвением хватаемся за растения, чтобы этот праздник прочувствовать? Цветы в храме - это прекрасно. Но где этому мера? Получается такое усердие не по разуму.  

Чтобы растения не вносили смуту в храм, нам просто необходимо все осмыслить и с большим вниманием продумать. Продумать заранее. Тут и сама архитектура храма, его интерьер, иконы, фрески, освещение, местные традиции. Затем, праздник - значение, история, иконография, молитвы. Вот тут бы нам как раз сердце и разум соединить. 
Ещё продолжу.

Не так давно мне один батюшка на Кипре рассказал такую историю. К крещению (младенца) пригласили флориста. Она постелила розовый коврик в храме для того, чтобы всё, по её мнению, сочеталось. Флорист гневно хмурила брови и говорила - "...Я лучше знаю! Этот розовый коврик замечательно сочетается с цветами!" (!!) Батюшка же сетовал на то, что она совсем не хотела учитывать внутреннее убранство храма. 
К сожалению, мне не удалось продолжить эту тему. Но я чуть было не сказала тогда - "гоните их в шею, этих флористов!"

Фото того храма прилагаю. Судите сами - как бы этот  "розовый коврик" туда вписался? Но флорист "сказала же!" И точка. Батюшка уступил.

Кстати. Вот и вопрос возник - что бы мы сделали на месте флориста? Почему она использовала розовый? Видимо, девочку крестили. Так принято в миру - розовый - девочкам, голубой - мальчикам.

А какой цвет должен доминировать на крещении человека, хоть мальчика, хоть девочки? Белый! Как символический цвет чистоты. Ведь в этот день человек очищается от всех своих грехов и становится, как ангел.  Мы можем (но это совсем не обязательно) лишь слегка, небольшим намеком на то, что крещается девочка, использовать розовый цвет.

Примеры греческого украшения, а теперь модного и у нас, смотрите выше - Ольга Исаковская выложила в своих сообщениях.
Изменено: Юлия Кудрявцева - 31.01.2016 01:25:33
Все-таки удивительно и, думаю, промыслительно, что вот так, с разных сторон мы, не сговариваясь с Ольгой, подошли к одному и тому же мнению. И очень этому радуюсь. smile:)


Цитата
Ольга Исаковская пишет:
...Тот материал, которым мне хочется поделиться, датирован 2011 г., но все, о чем в нем говорится, по-моему, очень актуально в наши дни, в наших храмах, во всяком случае, поднимаемые вопросы заставляют размышлять и задумываться над тем, что же происходит... Речь в нем идет о таких таинствах, как Крещение и Венчание , вернее, об отношении к ним, а еще точнее - об украшении (сейчас очень популярном) цветами и не только.
Цитата
... Ко всем христианам Митрополии Неапольской и Ставрупольской:"... Но несмотря на то, что таинства эти имеют такое серьезное значение, такую ценность для нашей жизни, что же зачастую происходит во время их совершения? Мы с сожалением видим, как они обмирщаются, теряя свое духовное значение и глубину. Святой храм – место и источник, где мы черпаем дары Духа Святого – из места молитвы и благоговения, превращается в место неподобающего поведения, суетное сборище, шумное, с излишним использованием фото- и видеотехники, с изощренным украшательством – тюлями, свечами, веточками, ленточками, шариками и прочей декоративной мишурой!!! Все это неприемлемо, совершенно неподходяще и непозволительно!!!..."
Цитата
Наши православные храмы украшены иконами, фресками, лампадами, паникадилами и прочим священным убранством. Поэтому неуместно и недопустимо еще какое-либо украшательство как внутри, так и снаружи Храма: шариками, тюлем, фонариками или чем бы то ни было другим. Разрешаются в качестве исключения скромные и неброские цветочные украшения (две подставки с цветами на солее). 
Цитата
А еще ссылка, как оформляют церкви к венчанию в Италии, откуда, видимо, в том числе, черпаются идеи оформления Цветы в Италии



Хочется сказать "Браво!" Митрополиту Неапольскому и Ставрупольскому. (примеч. "браво" использовано в греческом смысле слова).

Очень надеюсь, что подобные обращения появятся и в нашей Русской церкви. 

Да уж, что и говорить по последней ссылке - использовать алтарь, как полочки для цветов - это какое-то помешательство. 
Заблудились мы не на шутку, похоже.

Очень понравились мне слова одного священника, посвященные св.мч.Татиане "...святая Татьяна, совсем юная девушка, понимала, где можно уступить, а где нет, и когда терпимость и уступка, может быть, даже внешнее проявление уважения будут – по своему внутреннему смыслу – самым настоящим предательством. Она не потеряла четкости зрения, сумела отличить истинное от ложного, и остаться верна Истине до конца..."

"А что такого?" Очень печально слышать это от наших братьев и сестер во Христе. Мир такой манящий. А мы, современные люди, разучились размышлять. Некогда нам думать. Поэтому, неудивительно, что такое случается. Конечно, в прежние времена тоже всякого разного бывало у христиан. Но разве это нам оправдание? Разве это нам в пример для подражания?
Изменено: Юлия Кудрявцева - 31.01.2016 02:06:19
Оказавшись на Рождество в русском храме на Кипре, хотела поучаствовать в составлении цветочного убранства. 
Разглядывая висевшие на иконостасе пышные ветки иск.ели, с шариками, а также цветы в корзиночках, стоящие под иконами, подумалось мне, что подготовка к празднику пойдет в том же духе. 

Меня пригласили - "Хочешь помочь?" - "Помогла бы, но так как я догадываюсь, какое будет убранство, то я - пас." Я не в праве менять ничего в чужом храме. Увы. Мои подозрения оправдались. 

Все было в традициях (!) современных храмовых флористов. Это и вертеп из еловых веток, нависавших над иконой. И цветы в пластиковых торговых вазонах. И елочные ветки с игрушками. Ну и пожалуй, больше всего меня сразила мишура вокруг образа Спасителя. Храм освящен в честь Христа Человеколюбца. В греческих храмах храмовая икона может быть устанавлена при входе в храм. Так вот, вокруг образа небольшие веточки иск.елки и переплетеная с ней мишура, а сверху какая-то цветочная композиция.

В который раз уже смотрю я на чужие творения и ужасаюсь - сколько денег вложено, сил, труда, а каков результат? Каков смысл всего этого?
Мне и страшно и грустно одновременно. 

Мы похожи сейчас на расшалившихся детей - наш Родитель к нам добр и много прощает. А мы все смелее и смелее отхватываем себе поле для деятельности. Несем свое, свою самость, самочинность в храм. И свято уверены, что так и должно быть. 
Вот и доходит до того, что храм превращается в своеобразный антураж для нашего творчества, место, которое нужно украсить!

Уже говорила чуть ранее, что это ненасытное желание украсить цветами любую поверхность, ужасает. Ужасает и масштабы этого - возникают школы и закладываются традиции, которые охватывают все больше и больше православных храмов. 

Хотелось бы предложить всем украсителям попробовать ответить для себя на такие вопросы: о чем вы думали, когда делали это? Что означают внесенные ели в храм? Какой смысл проделанной работы?


Вот, первые попавшиеся снимки из сети. 

Рисунок

Рисунок

Рисунок
Изменено: Юлия Кудрявцева - 18.05.2016 20:05:02
Юлия, хотя зимний сезон совсем быстро промчался, но позвольте мне и в весеннее время искренне Вам сказать: "БРАВО!!!"за разборку видов и форм подмеченных в храмах "Новогодних творений", но и также не в светском, а в греческом понимании этого слова smile:D

Проблема обширная и не такая простая, укоренившаяся и, как в народе говорят, этот вопрос у нас так пока и остается на поверхности бытия:" В чем заключаются причины такой "по-домашнему", новогодней декорации в храмах? Есть ли надежда и способы гармонизировать подобное?" Думается, что только сообща можно найти и сформулировать общий рациональный подход для правильного построения и создания не только Рождественского убранства, но и к другим большим церковным праздникам.
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Цитата
Людмила Бондаренко пишет:

Проблема обширная и не такая простая, укоренившаяся и, как в народе говорят, этот вопрос у нас так пока и остается на поверхности бытия:" В чем заключаются причины такой "по-домашнему", новогодней декорации в храмах? Есть ли надежда и способы гармонизировать подобное?" Думается, что только сообща можно найти и сформулировать общий рациональный подход для правильного построения и создания не только Рождественского убранства, но и к другим большим церковным праздникам.

Мое мнение - две причины. 1. Мы воспринимаем храм Божий, как своё пространство. А раз своё, то и по-хозяйски действуем. 2. К тому же, заметила, как мало благоговения у людей, приходящих в храм. Хоть церковных, хоть нет. А может быть, это одна причина, только две ее стороны?

Ещё такая - очень сильно современные люди вовлечены в круговорот разных дел. И поэтому все надо стремиться сделать быстро. Так быстро, что подумать некогда. Поэтому, часто, мы, как школьники, друг у друга пытаемся списать и разузнать правильный ответ на вопрос, не вникая в тему. 
Отсюда, и возникают вопросы: "а какого цвета?" " а какие цветы?" "пришлите мне снимки ваших работ - чтобы вдохновиться.." и т.п. 
Так что причина третья: поверхностное отношение к смыслу церковных праздников. Но это уже такая, глубинная проблема. 

О способах решения на общецерковном уровне не вижу смысла говорить. По крайней мере, усилиями людей изменить это невозможно. 
А вот обсудить иной подход к цветочному убранству в храме - можно и нужно.
Цитата
Людмила Бондаренко пишет в посте#94 от 23.10.2016г в теме:Мне понравилось это цветочное убранство у иконы. Спасибо за труды!
Цитата
Юлия Кудрявцева пишет:
Меня в очередной раз очень и очень порадовала работа Ольги Исаковской к празднику свв.апостолов Петра и Павла.

Зенит лета! Обилие, праздник цветов!


" Юлия , от зенита лета - к зениту осени!"- теперь, вторю радостно Юлии Кудрявцевой .smile;)

Мне, как и Вам, тоже понравилось цветочное убранство, которое Ольга Исаковская составила у иконы Первоверховных апостолов Петра и Павла в июле 2016г.

Пришлось немного сожалеть о том, что для полной оценки степени художественности этого цветочного убранства она не познакомила нас, пусть даже кратко и в общих чертах, с задуманной и воплощенной в работу идеей. Правда, есть такие строчки:
Цитата

Ольга Исаковская пишет:
Юлия, спасибо большое. Все растения выращены в нашем саду, как всегда, меня выручила моя соседка, пожертвовав к празднику соцветия гортензии, как раз необходимые по фактуре и светло-зеленому цвету и не успевшие раскрыться (мы их обнаружили в самом тенистом уголке сада).

Посему я и решила самостоятельно, без наличия авторских подсказок, оказаться в роли того самого нашего зрителя на форуме и по уже имеющейся фотографии, наяву, попытаться уловить, раскрыть, понять и, главное, оценить тот сюжет , который Ольга смогла воплотить в своей работе и художественность исполнения.

Для этого, с особым вниманием, я старалась разглядеть и понять все нюансы, входящие в композицию: подобранные формы цветочно-растительного материала и используемые в них цветовые оттенки, расположение каждого элемента по месту и в пространстве и т.д. и т.п., чтобы, как можно полнее, условно говоря, до запятой, попытаться зацепиться и уловить суть , а затем, приступить к новому этапу и раскрыть пред собой всю полноту идеи, "прочитав" в работе все до мелочей. Уловила, раскрыла!

Далее, завершающий этап, - надлежит разобраться и понять сюжет, воплощенный мастером в своей работе. Поняла! Одобрила идею!

Вся перечисленная последовательность действий даст возможность каждому пожелавшему зрителю самостоятельно провести объективную оценку того, главного в цветочной работе - воплощенную в ней ИДЕЮ! Сообщаю: Объективную оценку провела!

Ольга , от души поздравляю Вас и себя!

Так почему и себя?

Да, потому, что 22 октября 2016года, в процессе столь глубокого рассмотрения Вашей работы, совершенно неожиданно, Господь и предо мной открывает еще одно назначение цветов в храме!
Не ошибусь, если утвердительно скажу, что это, пожалуй, будет являться той самой важной и главной ролью для цветов в наших храмах!

Слава Тебе, Господи, за вразумления и помощь!

Прим.1.  Надеюсь, что все ботанические названия цветов, которые Ольга включила в это убранство, уже она сама при желании перечислит, поскольку сами названия в проведении оценки сюжета, воплощенного в работе и степени ее художественности,- не столь актуальная деталь.
Прим.2.  Мне хорошо знаком Георгиевский храм в с.Алешино, т.к. не один раз я принимала участие в составлении цветочных убранств в этом храме.

Да, зенит лета! Да, обилие и праздник цветов, которые в т.ч. пожертвовала для убранства и любезнейшая соседка, - все это просто замечательно - спасиБо всем за все!

 Но, если бы только это! 

Попробую самостоятельно и подробнее вглядеться в само цветочное убранство, составленное Ольгой Исаковской у иконы Первоверховных апостолов Петра и Павла. 

Рисунок

Что сразу обращает внимание: как же она правильно и очень выразительно выставила в композиции две центральные желтые лилии,- найден превосходный акцент, яркий по силе цвета и по глубине задуманного образа! 

Всего два активных цветка, но, как зрителю может ошибочно показаться, это не ОНИ оба, а на самом деле, ОНА, - Любовь каждого в своем служении Богу, так благоуханно раскрывшееся в полноте и до конца в этих двух лилиях! 

Получился хороший и наглядный пример той прямой зависимости между правильно выбранной расстановкой цветов акцента и сразу проявившемуся наяву в композиции ее символическим образом! Здорово! 

Таким образом, делаю вывод: от удачно найденного решения в акценте могут сразу и благополучно рассеиваться и все последующие сложности в художественном формировании цветочного убранства, потому, что далее будет уже значительно легче выстраивать все остальные цветы в убранстве, поскольку они уже могут служить лишь в качестве некого художественного дополнения, если ограничиться лишь одной идеей, воплощенной в акценте. 

Однако, понимаю и вижу, что прежде найденный символический образ из двух лилий не заканчивается и продолжаю далее " чтение" трактуемого цветами сюжета: все мы хорошо знаем, что оба апостола несли в мiр Вечный Свет Христов и Истину, - этот важный момент в центральной части убранства тоже был Ольгой учтен.  Здесь она удачно предоставила осуществить подобную роль цветку рудбекии  блестящей: тепло сияющей своими золото-красными лучиками во все стороны и, что особо интересно, с отчетливо проступающей у этого  цветка сердцевиной, что тоже символично, беЗграничной глубины! 

Обилие же светлой декоративной зелени разных оттенков, так заботливо и аккуратно Ольгой распределенной по всему полю в убранстве, еще и еще раз будет напоминает всем зрителям о той неувядаемой и вечной красоте жизни. 

Следует обратить внимание и на использованный в работе дополнительный цветочный материал, на их неслучайные цветовые оттенки. 

Ранее, в цитируемом выше тексте, я поясняла в Прим.1: Надеюсь, что все ботанические названия цветов, которые Ольга включила в это убранство, уже она сама при желании перечислит, поскольку сами названия в проведении оценки сюжета, воплощенного в работе и степени ее художественности,- не столь актуальная деталь. 

Еще в этой цветочной работе я отметила некоторую общую в них закономерность - многолепестковость у каждого из видов этих садовых цветов, но, в целом, их роль понятна, - таким символическим образом обозначить в общем сюжете тот совсем нелегкий путь духовного становления у каждого из апостолов и те их беЗценные и, по сей день, назидающие духовные труды - Апостольские послания, с вечно сияющей для нас мудростью!  Оба начинали свой путь от простого, человеческого и так дошли к  Небесным Райским вершинам! 

Поэтому стало понятным почему в цветочном убранстве - по началу, т.е. по концам восходящей дуги, даются по два небольших св. фиолетовых  цветка, возможно, это астрочки. Далее уже не вижу особого смысла в пояснении причины включения всех тех остальных и незначительных вкраплений цветов белого тона, и с оттенками лилового, оранжа, желтого, потому, что основной образ в составленном Ольгой цветочном убранстве у праздничной иконы Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла уже и так был ею успешно воплощен! 

Но главный вывод сделаю о другом, еще более ВАЖНОМ и ЗНАЧИТЕЛЬНОМ!!!


Так получилось, поздно вечером, 22 октября 2016года, уже завершая свой обзор, проводимый по цветочной работе Ольги, совершенно неожиданно, Господь дает возможность увидеть и еще одно назначение цветов в их убранстве у икон в храме! 

Когда месторасположение праздничной иконы, т.е. аналой, особо украшают уже не сами декоративно выставленные цветы в 
убранстве, а  ИКОНУ  УКРАШАЕТ тот СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗвоссозданный  из этих цветов, словно,  оживающий перед 
молящимися,  благодаря использованию в цветочном убранстве, именно, свежих цветов и, что главное,  способный 
гармонично,  с особой легкостью, быстро собой соединить времена прошлого с давно  ушедшими  историческими  событиями и 
настоящего, но при этом, всякий раз, наполняя  каждую христианскую душу  не только райской красотой  цветов, но и 
глубоким  смыслом церковного праздника, обращая душу и сердце к молитве!

Вот в чем заложена основная сила настоящего цветочного искусства в храме! 

Думаю, что не ошибусь, если утвердительно скажу, пожалуй, это будет являться той самой важной и главной ролью для цветов в наших храмах! 

Не побоюсь и сказать, что именно через воссоздание подобных художественно-символических образов у праздничных икон и открывается эта самая важная роль и предназначение свежих цветов в храме, а значит, рождение особого кринарного или цветочного искусства !!! 

Безусловно, но факт, что каждое подобное художественно-образное цветочное повествование, созданное у праздничной иконы в виде цветочного убранства из свежих цветов, всегда раскроется во всей своей полноте содержания и красоте, легко и дословно прочитается лишь воцерковленным, а  для иных , оно "до поры", так и останется лишь на уровне цветочного обрамления у иконы, если, конечно, для этого не провести непосредственные пояснения. 

По-моему, и эта цветочная работа, удалась Ольге на славу, как с художественной точки зрения, так и с технической. Являет собой яркий и достойный пример кринарного искусства!  

Слава Богу за все! 

Слава Богу за то, что Он еще и еще раскрывает перед нами вверенные художественные таланты, которые красотой своих работ согревают сердца людей, насыщают, радуют их души и настраивают на молитву и украшают храмы!
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Вновь перечитываю свой пост и строки из этого сообщения:

"Слава Богу за то, что Он еще и еще раскрывает перед нами вверенные Им художественные таланты, которые красотой своих цветочных работ согревают сердца людей, насыщают, радуют их души и настраивают на молитву и украшают храмы! 

Невозможно, трудно душе удержаться от благодарения ко Творцу: " Слава Богу за все! Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!"
+ ГDи, посли бlгодaть Твою въ п0мощь мнЕ, да прослaвлю имя ТвоE свят0е. [f7]

https://vk.com/id137749448
Страницы: Пред. 1 ... 17 18 19 20 21
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)