Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18 ... 21 След.
О роли и значении цветов в церковных цветочных убранствах, Теоретические основы храмового цветочного убранства, как вида церковного искусства. О роли и значении цветов в храме.
Работали с 19.00 в четверг, до 8.30 пятницы. Эта композиция - пособие по флористическим техникам: от оазиса до клеевой техники и пробирок, тейпирования...
22.JPG (230.84 КБ) [ Скачать ]
27.JPG (224.31 КБ) [ Скачать ]
Ольга Дмитриевна, работа просто необыкновенная. Очень красивая Плащаница  и,конечно, павлины! Вопрос: сколько ушло время на павлинов? Хотелось бы посмотреть, как работают мастера.
Христос Воскресе!  Ольга Дмитриевна работа и правда необычная и всё очень аккуратно сделано - красиво! А почему именно павлины украшают Плащаницу? И сколько по времени неувядают головки хризантем нанизанные на проволоку?
Цитата
Люба пишет:
Ольга Дмитриевна, работа просто необыкновенная. Очень красивая Плащаница и,конечно, павлины! Вопрос: сколько ушло время на павлинов? Хотелось бы посмотреть, как работают мастера.
Работали одновременно: Плащаницу и композицию "Евхаристия". В целом 12 часов. Всегда бывают препятствия. Розы привезли убитые, гвоздики частью тоже, поэтому венок для Плащаницы придумывала на ходу из того, что есть. Павлины в целом так и были задуманы. Хвосты сделала очень быстро в самом конце работы, когда силы у всех были просто на исходе.  Но, поскольку это первый опыт, то побоялась больше гербер, несмотря на то, что их было предостаточно, как задумывалось) на пробирках укрепить из-за тяжести. Надо думать о надёжности конструкции. Правда, батюшка спросил, будем ли на следующий год павлинов делать и предложил свою помощь и техническое решение, я ответила, во-первых, если будет благословение, а, во-вторых, у меня уже есть второй вариант, как технического исполнения, так и художественного, который можно воплотить с его помощью, тем более что он- художник-реставратор. Эх, если бы все батюшки понимали важность и трудности нашего послушания!  Если, Бог даст, будет живы и работоспособны, то попробуем сделать и по-другому, тем более, что этот образ доставил много радости братьям и сестрам, да ещё и текст с иллюстрациями почитали!
Цитата
Анастасия Орлова пишет:
Христос Воскресе! Ольга Дмитриевна работа и правда необычная и всё очень аккуратно сделано - красиво! А почему именно павлины украшают Плащаницу? И сколько по времени неувядают головки хризантем нанизанные на проволоку?
Воистину Воскресе Христос! Сегодня позвонила в монастырь: хризантемы до сих пор хороши! О павлинах материал даю в полном объёме.
Павлин означает бессмертие, воскресение, вечную жизнь по той причине, что его мясо не гниёт, а ссыхается, каменеет и не издаёт запаха разложения, является символом Иисуса Христа и Его Воскресения. Павлин – это и образ души, прославленной Господом, поскольку павлин обновляет своё оперение, а мясо считается непортящимся. «Сто глаз» или «Тысячи глаз»  Всевидящей Церкви – особенность рисунка оперения, иногда используется в качестве символа «Всевидящей Церкви». «Глаза» павлинов понимались как указание на Божественное Всеведение. С образом павлина часто связывают мотивы созерцания, любования, взгляда.
 Павлин, сидящий на сфере или державе, олицетворяет способность подняться над мирскими вещами. Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение. Именно в этом значении он присутствует в сценах Рождества Христова. Павлины иногда появляются в христианском искусстве  в сценах Рождества или пьющими из кубка – в обоих случаях как символ вечной жизни, так как это образ Евхаристии.
 Одно из ранних изображений – на мозаике IV в. в мавзолее Констанцы в Риме и VI в. в Равенне.
Библиографическое описание  второй иллюстрации: Филатов, В.В. Словарь изографа / В.В. Филатов. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997. – 287с.: ил. ISBN 5-7429-00040-6.
Недавно при раскопках был открыт храм в Хирбет-Мадрасе – своего рода мемориал, созданный, чтобы пометить место захоронения пророка Захарии. На мозаиках V-VII вв. среди многих животных изображены и павлины.
Оперенение павлина олицетворяется с крыльями херувимов, которые поддерживают  Божественный престол, поэтому встречаются и изображения херувимов, у которых четыре крыла павлиньего оперения. В храме деревни Кити на Кипре в мозаике VII-VIII вв.: «Расцвечение крыльев у архангелов павлиньими перьями не представляется также какой-либо особенности или странности: несомненно, те же павлиньи перья имеются на голубых крыльях архангелов в мозаике триумфальной арки Синайского монастыря… и на крыльях херувимов в миниатюре Вознесения в Евангелии Рабулы».[1] В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или павлиньев перьев, или тонкого полотна.

[1]  Кондаков, Н.П. Иконография Богоматери. В 2-х т. Т.1 / Н.П. Кондаков; По благословению Преосвященного Иова, Епископа Каширского, Викария Московской епархии; Общество любителей Православной литературы – Киев: Изд-во им. Свт. Льва, папы Римского, 2009. – 383 с. С. 240.
На саркофаге в музее Латерана, описанном Н.П. Кондаковым, имеется изображение Оранты, у ног которой «сидит птица, по-видимому павлин, образ бессмертия». [1]
Нередко в куполе изображается Агнец в окружении павлинов.

[1] Там же. С. 66.
Доп. ил. Павлины
 В орнаментике Владимирского Дмитриевского собора изображение павлинов весьма разнообразно: три пары птиц представляют, несомненно, павлинов, у них показаны отростки на голове, заканчивающиеся шариками. Положение павлинов хвостами друг к другу встречается в византийском искусстве, но для последнего совершенно не характерно, чтобы павлины переплетались хвостами, и чтобы хвосты переходили в дерево. Для этого нужно было, чтобы данная древняя композиция, ставшая в христианском мире символом бессмертия, получила такое расширенное значение. Один из павлинов держит в клюве веточку, другой изображён с растительным побегом, отходящим от хвоста, у третьего хвост превращён в своеобразный вертикальный стоящий сноп.
На равеннской мозаике VI в. изображены виноградная лоза, монограмма Христа и павлин – птица, символизирующая возрождение к новой жизни; павлины присутствуют и в алтаре базилики Преображения. Достаточно распространённым является изображение павлина у райского Дерева Жизни, или двух павлинов – по обеим его сторонам. Нередко павлинов изображают на фасадах храмов, например, при входе в храм  Киккского монастыря.
Многоцветные эмалированные изразца с рельефным изображением птиц   в узорных медальонах на Сергиевской церкви в Нижнем Новгороде
Доп. ил. Павлины
Павлинами украшают и сени-кивории для святынь. В Греческой Церкви изображают павлинов на так называемых эпитафиях для Плащаницы.
Словосочетанием – «павлинье око», народ окрестил изразцовый пояс, изготовленный Степаном Полубесом для украшения зданий Ново-Иерусалимского монастыря на Истре, а также в  Московском Иосифо-Волоколамском монастыре.
Часто павлинов изображают в православной литературе в качестве символической иллюстрации.
На данной обложке это символ имеет особый смысл, так как частым атрибутом изображений великомученицы Варвары служит павлинье перо, которое указывает на Гелиополь (Сирия), город, в котором она родилась.
 Считается, что именно в этом городе возрождается из пепла птица Феникс (также раннехристианский символ), но незнание того, как мог выглядеть феникс, привело к его замене павлином. В раннем христианстве предпочтение отдавалось позитивным толкованиям павлина. Его мясо считалось нетленным (символ Иисуса Христа в гробу), потеря перьев и их новое отрастание весной равным образом рассматривались как символ обновления и воскресения, павлинье мясо вплоть до Нового времени считалось пищей, придающей силы больным.
Продолжала действовать и народная вера, согласно которой кровь павлина изгоняет демонов. С другой стороны, христианское учение о смиренной жизни способствовало тому, что грехи гордости, роскоши и тщеславия стали отождествлять с образом павлина (эта традиция берёт начало в текстах II в. «Психологус»). Поэтому в западном искусстве павлин чаще всего стал являться олицетворением гордости. Негативные черты отмечаются в тексте раннехристианского «Физиологуса», где павлин: расхаживает, с удовольствием глядит сам на себя и потряхивает своим оперением, важничает и высокомерно взирает вокруг себя. Но, если он смотрит на свои лапы, он гневно вскрикнет, так как они не соответствуют остальному его облику. Если христианин, таково символическое толкование, увидит свои достоинства, он, возможно, возликует; но, когда ты увидишь свои ноги, а именно: свои изъяны, тогда обратись с жалобой к Богу и возненавидь несправедливость, как павлин ненавидит свои лапы, чтобы ты явился перед Небесным Женихом оправданным.
Этим объясняется для сегодняшнего дня символическое значение, которое со времён средневековых «Бестиариев» делает павлина птицей, символизирующей тщеславие, роскошь и высокомерие (надменность).
Когда хвалят павлина, то он поднимает и распускает свой хвост, как и иной проповедник при похвале льстецов в тщеславном величии превозносит свой дух. Если он поднимает свой хвост, то его зад оголяется, и он становится посмешищем, когда он заносчиво чванится. Значит, павлин должен держать свой хвост низко, чтобы принуждать себя к смирению.
 В эпоху барокко на изображениях сцен Крестного пути на Голгофу Спаситель, лишённый своих одежд, искупает за людей грех тщеславия, которое представляется помещённым рядом павлином.
Как символ, белый павлин означает победу. Очень часто белого павлина изображают с золотым хвостом – это символ высшей победы. В этом случае белый павлин символизирует  всеобщую, единую победу, а золотой хвост  – спасение. Золото – Божественный Свет.
Поэтому в райских садах монастырей создают не только ландшафтные композиции или топиарные фигуры павлинов, но разводят и живых птиц.
Доп. ил. Павлины
Конечно, флористическое искусство образ павлина создаёт во всех видах работ этого жанра: ландшафтный дизайн с посаженными в землю и со срезанными цветами; букеты, композиции, замкнутые группы...
Но особое символическое значение имеет образ павлина и в украшении храмовых интерьеров, и экстерьеров: ландшафтов прихрамовых и монастырских территорий.
Доп. ил. Павлин
47. flower.jpg (46.44 КБ) [ Скачать ]
Страницы: Пред. 1 ... 14 15 16 17 18 ... 21 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)