Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Грех и болезнь
Дорогие форумчане!

Хочется поднять очень важную, на мой взгляд тему: "православное отношение к болезни" или "грех и болезнь". Все мы живые люди, нет среди нас тех, кто ни разу, ни одного дня в жизни не болел. Но каждому отмерена своя мера, та, которую он может понести. Говоря о болезнях, очень важно помнить, что важна не сама болезнь, а наше к ней отношение, ведь важно не быть всегда здоровым, а намного важнее - спасти свою душу.

В статье «О силе и немощи духа», опубликованной в журнале «Славянка» за декабрь 2009 г. http://www.slavianka.com/old/article-47.html?id=87 иерей Алексий Зайцев в беседе с журналистом затрагивает и вопрос происхождения болезней в человеческом теле, вопрос связи наших болезней с греховным состоянием человеческой души. Приведу отрывок из этой публикации:

Господь сказал: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). О какой немощи здесь идет речь, не о нашей ли лени, унынии, малодушии?

В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием, а во-вторых, – немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.

Однако эти внешние немощи для простых грешных людей и для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души недугами греховными, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих «немощей» можно через исцеление души от заразы греха.

Праведникам же, отмеченным благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если всё в его судьбе будет складываться легко и безоблачно, и если различные внешние «немощи» по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то «немощах» праведников и совершается сила Божия.

Все ли на самом деле так однозначно?
Очень опасно говорить, что абсолютно все болезни от греха. Можно прийти к мысли, встречающейся даже в духовной литературе, что все болезни от бесов и все больные люди - одержимые.

В связи с этим очень хочется обратиться к беседе Митрополита Антония Сурожского «О болезни». Для нашего понимания христианского отношения к болезни беседа эта важна еще и тем, что по своей светской профессии митрополит Антоний был врачом. Он, если можно так выразиться, знал и телесное и духовное устроение человека, их связь и взаимовлияние. Беседа эта есть и в DVD-формате и в mp3-формате http://www.psmb.ru/audio/propovedi/mitr_antonii_surozhskii/?eu_playlists=11&backPID=122
и в текстовом варианте: http://www.wco.ru/biblio/books/antons3/Main.htm

Для удобства и быстроты понимания обратимся к тексту:

О болезни душевной и телесной

Мне часто ставят вопрос о болезни: о болезни телесной и, особенно, о болезни душевной. Как к болезни относится Церковь? Как каждый верующий в отдельности должен относиться к своей болезни и к болезни близких ему людей?

К своей болезни, большей частью, легче относиться спокойно и мужественно, чем к болезни дорогого человека, который иногда страдает невыносимо и идет к своей смерти. Сначала я хочу сказать о нашей обыкновенной телесной болезни.

Болезнь так же, как смерть, с точки зрения православной веры является результатом отпадения человека от Бога. Бог является гармонией, Бог является жизнью, полнотой, и, поскольку мы отпадаем от Бога, мы теряем жизнеспособность. И пустота, которую жизнеспособность за собой оставляет, заполняется смертностью и возможностью болеть. Большей частью это относится к нам всем, но существует еще один момент. Может встать перед нами вопрос: ладно, мы, грешники, болеем, это результат нашего состояния оттого, что мы не полностью соединены с Богом или, во всяком случае, не полностью к Нему устремлены. Но что же сказать о святых? Почему они болеют? Почему они, вкрапленные в Божью благодать, могут болеть?

Святой несет на себе крест всея земли. Святой - это человек, который вместе со Христом несет все последствия человеческого греха. Святой может болеть, может страдать, потому что он умеет сострадать, разделять страдания и плакать над страданием, над греховностью, над отпадения от Бога всея Земли.

Когда мы говорим о болезни, мы имеем в виду болезнь таких людей, как мы сами. И что же нам с ней делать? Люди "благочестивые" часто мне говорят:

- Зачем мне идти к доктору? Я могу пойти и попросить священника помолиться или попросить, чтобы меня помазали святым маслом.

- Да, можешь. Но зачем это делать, если Бог нам дал другие средства, более доступные, более простые, не спрашивающие с тебя той целостности, той глубокой веры, которая не требует обращения к таинствам и действиям Церкви. Спросите: кто это говорит? Серафим Саровский говорит:"Лечись, потому что Бог создал и врача, и лекарства, и в Его руках твое выздоровление". И в этом он повторяет то, что мы можем прочесть в тридцать восьмой главе книги Сираха. Там говорится, что Бог, действительно, создал и врача, создал и лекарства, и дал врачу власть исцелять. В книге Сираха сказано еще одно, очень важное: прежде чем идти к врачу, в течение всего времени, которое ты будешь употреблять на то, чтобы быть исцеленным естественным образом, ищи покаяния, ищи духовного очищения. Болезнь связана, с одной стороны, со всеобщей судьбой человека, с ослаблением человека, с тем, что мы смертны и подвержены страданию и болезни, а, с другой стороны, с тем состоянием души, которое в нас качествует.

Замечательно в Священном Писании описывается судьба человека после падения: постепенно в человеческом роде водворилась смерть. Смерть вошла, но люди жили долго. Если смотреть на родословную человечества, эта долгота жизни все уменьшалась, потому что люди слабели, их связь с миром делалась глубокой, и смерть делалась все более и более властной над ними. К этому я еще вернусь, а сейчас я хочу сказать следующее.

Как только человек заболел, он должен, прежде всего, войти в внутрь себя и поставить вопрос о том, насколько он далек от Бога, какая в нем есть неправда по отношению к ближнему, по отношению к самому себе, насколько он оскверняет и уродует образ Божий, который заложен в нем. И вместе с этим он должен смиренно, не надеясь на то, что силами чудесного своего покаяния может победить телесную болезнь, идти к врачу и терпеть от него лечение.

Еще может быть более серьезный вопрос, который возникает у людей: что происходит с человеком, когда он заболевает душевной болезнью. Что такое душевная болезнь? Мы знаем, что психические состояния в значительной мере зависят от того, что происходит физиологически с точки зрения физики, химии в нашем мозгу и в нашей нервной системе. Поэтому каждый раз, когда человек заболевает психически, это нельзя приписывать злу, греху или бесу. Очень часто это бывает вызвано скорее каким-то повреждением в нервной системе, чем наваждением бесовским или результатом такого греха, который человека, оторвал от всякой связи с Богом. И тут медицина входит в свои права и может очень многое сделать.

Мне вспоминается еще один случай. Был в Париже замечательный иконописец, еще не совсем зрелый, который вдруг заболел: он начал чувствовать запах серы. Его мать и сестра решили ему не перечить в надежде, что он успокоится. Когда он говорил им, что он чувствует запах серы, они тянули носом и говорили, что это правда. По мере того, как это происходило, ему делалось все хуже. И тогда благочестивая семья обратилась к Церкви. Я помню, как этого молодого иконописца отчитывали, исповедовали, кропили святой водой, причащали, мазали маслом, а он заболевал все больше и больше. Я тогда был врачом, и ко мне обратились с вопросом: что делать. Я своим ответом очень рассердил их:

- Бросьте все это. Он болен, а не одержим. Пошлите его в больницу, чтобы к нему применили электрический шок (в то время это было единственным, что умели делать в этой области). Я помню, с каким возмущением и семья, и духовенство ко мне обратились:

- Как ты можешь? А вдруг это на самом деле одержимость, что ты обо этом знаешь?

- Простите. Но я только одно знаю, хотя это вам может показаться циничным, что электрический ток, если это одержимость, никаким образам бесу не повредит. А если это просто болезнь, то наш друг выздоровеет.

И он выздоровел через год. Но за время этой болезни случилось нечто чрезвычайно интересное. Он вступил в болезнь незрелым иконописцем, он вышел - созревшим. Его иконы стали иные, зрелые, глубокие. И мы ставили перед собой вопрос: что же это такое? Каким образом это может быть? И уже позже я нашел ответ у св. Иоанна Кронштадтского: есть души очень хрупкие, они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого, безумия, этой отлученности от окружающего мира и вступит в вечность зрелой, созревшей. А иногда бывает, что эта пелена снимается, как это случилось с иконописцем. И вдруг оказывается, что за этой пеленой происходит нечто ведомое только Богу и самому человеку, и во что никакая человеческая сила не должна вмешиваться.

Когда человек заболевает психически, надо помнить, что это может быть физиологическим явлением, на которое должен обратить внимание врач. С другой стороны, одновременно мы должны об этом человеке молиться, как мы молимся о всяком человеке оказавшемся в нужде, молиться всеми силами души. Мы можем применять и некоторые церковные действия: помазать человека освященным маслом и, если он на это способен, допустить его до святого причащения. Но мы должны знать, что здесь будет действовать двоякая сила: Божественная сила через таинства и Божественная сила через врача и лекарства.

Митрополит Антоний часто и много писал и говорил на эту тему.
Наиболее полно это тема отражена в его работе: "Жизнь. Болезнь. Смерть". http://www.wco.ru/biblio/books/antons3/Main.htm
Наибольшее воздействие на меня в понимании христианского отношения к болезни оказала проповедь священника Сергия Артамохина, услышанная в Свято-Никольском храме г. Орла 19 июля 2009 г.

Главная мысль, которая запала мне в душу, это слова святителя Иоанна Златоуста о пути спасения: «Есть три пути спасения. Первый путь – это вообще не грешить, но такого нет, люди не могут так, чтоб не грешить, в каждом из нас есть склонность ко греху. Второй путь: когда человек грешит, но кается. И чем глубже покаяние, тем действеннее это Таинство. Но это трудно, это сложно, это тоже Дар Божий. Есть третий путь: это путь терпеть всякие скорби и болезни безропотно». Это цитата из проповеди батюшки. Если кто сможет привести цитату из Иоанна Златоуста с указанием источника, буду благодарна.

А вот сам текст проповеди. Может быть не все в ней однозначно. Во всяком случае, не рекомендую вам читать об упоминаемой о. Сергием старице Макарии, но сам пример с ней - очень яркий и показательный. Еще я думаю, что все же были святые, которые не болели, например, многие мученики, Георгий Победоносец, мученик Трифон и многие другие... Вообще мученичество напрямую, как мне каждется не связано с болезнью. Например, стардания свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии... Возможно, в проповеди, это просто речевой оборот, небольшое преувеличение.

О болезни

Сегодня мы с вами слышали Евангелие о том, как к Господу принесли четырех человек: болящего, расслабленного парализованного , на носилках, и Господь говорит расслабленному: «Прощаются тебе твои грехи. Возьми свою постель, встань и иди». И вот из этого Евангелия мы с вами прекрасно видим то, что когда прощаются грехи, то и уходят наши болезни, то есть болезни посылаются Богом за грехи наши.

Чтобы это глубже понять и усвоить нужно вспомнить Ветхозаветную историю. Когда Адам и Ева согрешили, в них вошел грех, в них вошла болезнь и смерть. И вот этот грех, он переходит с тех пор во всех людей, во все поколения, и все люди этим заражены. Это называется «грех первородный». И вот, братья и сестры, что удивительно, избавиться от него практически нельзя. Можно бороться, конечно, но он переходит из поколения в поколение. Что делать? Как спастись?
Иоанн Златоуст говорит: есть три пути спасения. Первый путь – это вообще не грешить, но такого нет, люди не могут так, чтоб не грешить, в каждом из нас есть склонность ко греху. Второй путь: когда человек грешит, но кается. И чем глубже покаяние, тем действеннее это Таинство. Но это трудно, это сложно, это тоже Дар Божий. Есть третий путь: это путь терпеть всякие скорби и болезни безропотно. Это третий путь. И вот все люди болеют. Почти все болеют. Болел и апостол Павел. Он называл это «жалом в плоть». И вот болезнь эта его тяжкая мучила. Великий человек был. Он был вознесен до Третьего Неба, был в Раю, видел обители Рая и так болел. И просил у Господа исцеления и Господь ему сказал: «Довольно с тебя благодати Моей. Сила моя в немощи совершается».

И вот посмотрим с вами на тех святых, почитаем любой Патерик, любое житие, и мы увидим, что все святые болели, здорового не было ни одного. Ни одного не было здорового человека. Был такой Пимен Многоболезненный. Это вообще удивительная история этого человека. Он тяжко болел с детства, и родители повезли его в Киево-Печерскую лавру к Антонию и Феодосию Печерскому исцелить его от болезни, чтобы так не мучился. И они молились, чтобы господь исцелил его, а он молился, чтобы Господь его не исцелял. И вот оставили его в Лавре, постригли его в монашество, и он там жил всю свою жизнь и тяжко болел. Ходить не мог, сидеть не мог, только лежал. Сам болел, а других исцелял. И перед смертью Ангелы Божии явились ему и он выздоровел, все болезни прошли. Обошел всю братию, простился со всеми, лег и отдал душу Господу. Такие люди были. И все болели.

Был такой преподобный Варсонофий. Восемь месяцев болел так… водянка раздула его так, что братья смотрели на него с ужасом, вообще от него отворачивались. Один мизинец распух так, что его руками невозможно было обхватить, так раздуло его. А он духом не падал, не роптал и говорил: «Пусть мое тело здесь гниет, зато будет там благоухать, пусть здесь буду мучиться, зато там буду блаженствовать». Так всем говорил.

Взять Амвросия, старца Оптинского. Вы знаете, это человек, который почти в сорок лет постригли в монашество, и он сразу заболел, сразу. Думали, что он умрет вот-вот-вот, вот-вот-вот, и сразу постригли его в схиму, приготовили к смерти, а он… дожил до утра, дожил до следующего утра, еще-еще, и так прожил сорок лет. Есть не мог, пить не мог, все вырывал. Лежать не мог, сидеть не мог, читать не мог, – все болело, все ныло, человек болел и вроде умирал ежедневно, а к нему вся Россия шла за советом. И вот воистину сила Божия в немощи совершается.

Болезнь – это путы, которые сковывают человека, чтобы он от Бога далеко не отходил. И мы с вами это прекрасно все знаем. Была такая старица, Макария, жила она в наше время, в Рязанской области. В три годика у нее отказали ножки, перестали расти. И когда все детки бегали по улице, она сидела под кроватью и молилась Богу: «Господи, дай мне ножки!» Матерь Божия являлась ей, так являлась, что даже давала нянчить своего младенца. Видима была благодать Божия на ней, и она просила: «Матерь Божия, дай мне ножки, чтобы я бегала, как все детки. А Матерь Божия говорит: «Нет, нельзя тебе ножки, чтоб ты от меня не убежала». Поэтому далеко не всем полезно быть здоровыми. Здоровое тело, совершенство, оно ведет человека к гордости, а гордость – это свойство демоническое. А болезни, скорби, всякие наши Богом данные уродства, они все ведут к смирению, а смирение – это Божие качество, спасительное. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.

И вот бывают люди, которые не могут это потерпеть, не могут потерпеть болезнь, и они ищут себе какого-то излечения. Обошли врачей. В церковь пришли: походили, посмотрели, – надо молиться. Надо трудиться, – нет, пойдем лучше деньги заплатим какой-нибудь целительнице. А что такое целительница. Это та же молитвенница, только дьяволу ее молитва направлена. Вчера одна приходит, пришла вечером, поле отпуста. «Можно, – говорит, – батюшка, поговорить?» «Ну, говори». «Я целительница. Благослови». «Милая ты моя, твое место вон там – даже не за воротами храма, а за оградой, потому что все целительницы молятся дьяволу». Она говорит: «Нет-нет-нет, я молюсь Богу». Я говорю: «Милая моя, ты сама не ведаешь того, и дорога тебе в храм только через покаяние. Не покаешься – сюда входа нет вообще».

Болезнь дает Господь для того, чтобы душа спаслась. Другого не дано. Поэтому, братья и сестры, болезнь – это палка о двух концах. Если человек достойно терпит болезнь, принимает ее, не ропщет, не жалуется, за все Бога благодарит, то это – спасение. А если человек терпеть не может, если он начинает роптать, завидовать, хулить, то это погибель. Поэтому ясно, что надо делать. Заболел человек, – есть врачи на это, Богом благословленные, походил, полечился, пришел в храм, посиповедовался, причастился, пособоровался, – болезнь не отходит, – это крест. Надо нести, ибо это так нам надо для того, чтобы спастись, потому что грешим, каяться глубоко не можем, исправиться не можем, а болезнь – это наше спасение. Поэтому нужно правильно понимать болезни, стараться терпеть, не роптать, и Господь непременно спасет нас. По слову Евангелия: «Терпением скорбей спасете души ваша». Аминь.
Много можно приводить разных высказываний о болезни, дополняющих друг друга и создающих единую картину христианского отношения к болезни, но есть концепции мало известные, но важные для мировоззрения христианина.

Одной из таких концепций является научная теория о том, что старение заложено в природу человека в момент зачатия, поскольку человеческая природа повреждена грехом. Но, по этой концепции всегда так не было. Исследования деления клетки при зачатии позволии ответить на вопрос о связи болезни и смерти с грехопадением человека.

На концах хромосом присутствуют нуклеатиды, содержащие генетическую информацию. До грехопадения эти нуклеатиды были неповрежденными и в таком виде передавались последующему потомству. Именно этим и объясняется тот факт, что человечество произошло от одних прародителей - Адама и Евы, избежав генетических мутаций близкородственных браков. Уродства от близкородственных браков, как доказано этой теорией, случаются от того, что наши хромосомы, а точнее состояние нуклеатидов, оставляет жалать лучшего, чем больше греха накапливается десятками поколений людей, тем поврежденее становится часть клетки, несущая генетичекую информацию. Когда две такие клетки соединяются, мутация почти неизбежна.

К сожалению, эту лекцию на 1 курсе наших богоcловских курсов я пропустила и запомнила ее в пересказе. С тех пор, вот уже 2 года, очень хочу подробнее узнать об этом.

Большая просьба к отцу Олегу, подробно занимавшемуся изучением этого вопроса, разъяснить ситуацию и дать объективную информацию по этому вопросу.

С благодарностью, Ольга Маркина.
Прошу прощение за долгое молчание.
Думаю, о мире до грехопадения в категориях естествознания вообще лучше не дискутировать: изменилось многое, в том числе и наше воспиятие мироздания.
Вот мысли на этот счет: http://www.bogoslov.ru/text/278183.html
http://www.bogoslov.ru/text/389980.html
Цитата
Ольга Маркина пишет:
Болезнь дает Господь для того, чтобы душа спаслась...
Всё от Бога и болезнь мне дает Господь... Болезнь дается мне Богом для моей пользы... И причины болезни и пользу от нее мне необходимо увидеть и осознать... 

Если же я иду к врачу и желаю избавиться от болезни, то не получается ли так, что я восстаю против Бога, против Его воли?... 

... Думаю, что болезнь, которую дает Господь, необходимо принять, как лекарство от грехов, смириться с нею, потерпеть ее...
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)